68. 1451 г. В начале февраля: I) Послание митрополита Ионы к польскому королю Казимиру; II) его же послание к пану Михаилу Кезигайловичу и III) посольские речи королю от митрополита – по случаю соединения киевской митрополии с московской
Из сборника графа А.С. Уварова № 512 (прежде Царского № 366), л. 314 об.–315 и 309 об.–311. Изданы были, по тому же сборнику в I-м томе Актов Исторических под № 260.
I. Королю великому польскому
Превысокому, благородному, славному, великому королеви Казимиру польскому и великому князю литовскому и русскому и жамодейскому и иных, и княжату прускому, богомолец великого вашего господства Иона, митрополит киевский и всея Руси, благословляет и Бога молит, и челом бьет. Что тебе, великому господарю, Бог положил на сердце хотеть жаловать, церковные наши дела оправлять: и о том великое ваше господство благодарю, и благословляю, и Бога молю, и челом бью, ваш общий богомолец. А и ныне о том же есмо к великому вашему господству послали сего нашего наместника Кривьческого, старца Иону, и о чем тебе, великому господарю, о которых церковных делах от нас иметь челом бить, чтобы еси, великий господарь, жаловал и смиловался: те бы еси церковные дела, своего ради спасения, управил, чтобы церковь Божья, а ваши богомолия, не бывала изобижена ни от кого великим жалованием великого вашего господства. А милость Божья и молитва нашего смирения и благословение да есть всегда с великим вашим господством.
II. Как написать великому панови 2677
Благословение Ионы митрополита киевского и всея Руси, сыну нашего смирения, пану Михаилу Кезъкгайловичу. 2678 Что, сыну, как ти Бог положил на сердце, нашим христианством печалуешься и о наших церковных делах: и о том тебя, своего сына, благодарю, и благословляю, и Бога молю о многолетном здравии вашего пребывания; а и впрок бы еси, сыну, о том попечение имел, своего ради спасения. А ныне, сыну, послали есмо до великого господаря, своего сына, великого короля, и до вас, наших детей, до великих панов, о тех же церковных делах, сего нашего Кричевьского наместника, старца Иону, и наказали есмо ему о всем надобном: я что, сыну, иметь тебе, великому панови, который наши церковные дела от нас говорит, и благословляю тебя, своего сына, чтобы еси, сыну, у него выслушав, к великому 2679 бы еси господарю, к великому королю, печаловался; и о том, сыну, от Бога восприимеши стократную мзду временно [и] будуще, а от нашего смирения благословенье и молитву. А писан…
III. посольство королю или великому князю
Богомолец великого вашего господства Иона, митрополит киевский и всея Руси, благословляет, и Бога молит, и челом бьет тебе, великому господарю, о великом вашем жаловании.
Отец ваш и богомолец Иона, митрополит киевский и всея Руси, повествует: что еси, великий господарь, своего ради спасения, в единачестве учинил Божью церковь, свою богомолию киевскую митрополию, по старине, и тътъ ми еси киевский стол, своему богомольцу, дал: и о том великое ваше господство аз, ваш общий богомолец и отец, благодарю, и благословляю, и челом бью, и Бога молю о вашем здоровьи и о душевном спасении, и до своего живота.
Богомолец ваш общий Иона, митрополит киевский и всея Руси, повествует: еще еси, великий господарь, великий король, твоего ради спасения, хотел жаловать, хотел еси всю извечную старину церковную исполнить и церковь Божью, свою богомолию, свершенно в единачестве учинить хотел еси, в другом своем богомолии и господарстве, галической митрополии, Божьи церкви и дома церковные к той своей богомолии киевской церкви, к Святой Софии и киевскому столу, отдать по старине, и велел еси нам себя обослать тут, в том в своем господарстве: и ты бы, великий господарь, пожаловал, то бы еси свое великое жалованье, своего ради спасения, исполнил, а церковь бы еси учинил в священном единачестве и в совокуплении, по старине; а аз, богомолец ваш, по своему долгу, и до своего живота рад Бога молить за великое ваше господство, в всегдашних наших Богу престояниях и во всех наших молитвах, колико мощно.
* * *
Это заглавие показывает, что составитель сборника смотрел на подлинное послание, как на образец подобных актов.
Вероятно, этот пан есть одно лицо с канцлером Михаилом, упомянутым в конце предыдущего акта (№ 67).
В подлиннике далее опять стоит и к великому.