25. Около 1386 г. Поучение русского епископа Стефана против стригольников
Об этом памятнике, который в большинстве списков является в виде «послания патриаpxa Антония о новгородских и псковских стригольниках» и по двум таким спискам издан был в Актах Исторических (т. Ι, № 6), см. в «Опис. ркп. Синод. библиот.» Гор ского и Heвоструева , отд. ΙΙ. ч. 3. стр. 303 и в «Ист. Русс.Церкви» apxиеп. Макария , т. V, стр. 420–422. Настоящее издание сделано по той же синoдальной рукописи, по которой впервые открыт русский источник мнимо-патриаршей грамоты (именно № 700 – по официальному каталогу, или по Описанию, № 268). Здесь над текстом стоит такое оглавление: «А сие описание от правила святых Апостолов и святых Отцов дал владыке новгородскому Алексею Стефан, владыка перемыский , на стригольников» (л. 280). Испорченное начертание перемыский бесспорно ближе подходит к перьмьский ( = перемьский), нежели к перемышльский. В пользу первого чтения решительно говорит и самая история: тогда как о перемышльском владыке Стефане ничего неизвестно, знаменитый просветитель Перьми св. Стефан, действительно, был современником новгородского архиепископа Алексея (1395–1387 г.), которому он в 1368 году, в бытность свою в Hoвгороде ( Макарий , Ист. Русс. Цер. т. IV, стр. 146), и мог дать свое обличительное сочинение против стригольников, написанное, вероятно, по личной просьбе местногo владыки. Пермский святитель, славившийся между современниками своим духовным просвещением, тем охотнее должен был исполнить эту просьбу, что ересь стригольников грозила опасностью и его собственной епархии, соседней с новгородской. Как высоко ценили в Новгороде это сочинение, видно из того, что ему не замедлили придать вид патриаршей грамоты, присоединив в начале отрывки из грамот двух патриархов: Нила (см. № 20) и Антония (срав. Acta Patriarchatus, ed. Miklosich et M ülle r , t. II. p. 181). Последняя к сожалению, не дошла до нас в полном славянском переводе. Но что она служила источником для текста, изданного в Актах Исторических под именем «послания патриapxa Антония», в этом убеждает следующий отрывок из указанного текста, приводимый параллельно с соответственным местом подлинника:
О боголюбивый епископе Великого Новаграда, … ты же благородный посадник и тысяцький и все бояре, и священницы и иноцы, и все люди христоименитые Господни! Смирение наше яже о вас (читай: и иже о нас) божественный и священный собор, промышляюще по долгу своему везде вселенной христиане, не престает еже писать и учить о вере, елика к миру и спасению их: сего ради с многим ввести потщанием и прилежанием, еже русского многочеловеческого наказать и умирить многих и великих соблазнений, предваривших завистью лукавого беса (Pкп. Синод. библиот. № 562, л. 304 oб.). | Θεοφιλέστατε ἐπίσκοπε τοῦ Мεγάλου Νοβογραδίου, σὺ τε εὐγενέστατε προκαθημένη, χιλίαρχε καὶ πάντες οἱ ἄρχοντες, ἱερωμένος, μονάζοντες καὶ ὁ λοιπὸς χριστώνυμος τοῦ Κυρίου λαός. Ἡ μετριότης ἡμῶν καὶ ἡ περὶ αυτὴν θεία καὶ ἱερὰ σύνοδος, προνοουμίνη κατὰ τὸ χρέος αὐτῆς τῶν ἁπανταχοῦ τῆς οἰκουμένης χριστιανῶν, οὐ παύεται γράφειν καὶ διδάσκειν ὅσα πρὸς εἰρήνην καὶ σωτηρὶαν αὐτῶν· διὰ τοῦτο μετὰ τὸ πολλὴν εἰσενεγκεῖν σπουδὴν καὶ ἐπιμέλειαν, ὥστε τὸ τῆς Ῥωσίας πολυάνθρωπον ἔθνος εἰρηνεῦσαι καὶ τῶν πολλῶν καὶ μεγάλων σκανδάλων τῶν προβάντων, φθόνῳ τοῦ πονηροῦ, διακαθᾶραι. |
Издаваемый здесь синодальный список поучения русского святителя Стефана сверен: 1) с таким же по редакции, но, к сожалению, сильно пострадавшим от переписчиков епископом, помещенным (без всякого заглавия) в сборнике Моск. Арх. Мин. Иностр. Дел № 637 / 1148 , л. 186 (XVII в.) и 2) с текстом, изданным в виде грамоты патриарха Антония в Актах Исторических.
Егда сотвори Бог Адама и Еву и заповеда ему от единого древа не есть и рече ему: «аще cнеси от древа разумного, смертью умреши; аще ли нe снеси, жив будеши в веки»; дьявол, завидев роду человеческому, не могий того слышать, аще человек без смерти будет, осуд никак изобрете себе – змию, и тою прельсти род человеческий. Тако и ныне завиде дьявол новой благодати, юже дал нам Христос: сему противник, сатана, воздвиже ересь на правоверие. Христос же, не дая волком на расхищение стада своего, воздвиже святых Отцов, учителей вселенной и наставников правоверной веры, по различным местам в коеждо время собор сотвориша и всяку ересь прокляша, еретикам, злым волкам, уста заградиша, хитающим словесных овец Христовых. Последи же всех злая ересь прозябе от Карпа дьякона: яко же змия оклевета Бога 1265 Адаму, яко завидника и не хотяща добра роду человеческому, глаголя ему: «не того деля возбранил тебе Бог есть от древа разумного, дабы еси умерл, но того деля возбранил тебе Бог, дабы еси не разумел ни добра ни зла. Послушай меня: не ешь от древа животного, но ешь от древа разумного 1266 ; аще не снеси от древа разумного, не разуметь ти ни добра ни зла». Таковым злохитрством 1267 , лживыми словесами прельсти дьявол род человеческий, и тем древа животного удалихомся. Сотворивый же нас, неизреченными щедротами его, пода и нам причащение святых пречистых таин, истинного животного плода, еже снедши живу быть во веки. И ныне дьявол не престает прельщая род человеческий: и тогда бо отпаде сам славы Божьей и прельсти род человеческий, отдали древа животного; ныне же от службы отлучена, из 1268 церкви изгнана стригольника воздвиже на правоверную веру и оклеветал весь вселенский собор, патриархов, и митрополитов, и епископов, и игуменов, и попов, и весь чин священнический, яко не по достоянию поставляемы, и такой виной прельщая худоумных, отлучает от причащения святых пречистых и животворящих Христовых таин, и пуще змеиные прелести постави прелесть: змея [бо] прельсти, ино смертью умирают; сего же прелестью в муку вечную идут. Сам бо Христос рече: «небо и земля мимо идет, а словеса моя не мимо идут. ядый плоть мою во мне пребывает, и аз в нем; аще не снесте плоти Сына человеческого и не пьете крови его, живота не имате в себе». Стригольник же противно Христу повелевает, яко от древа животного, от причастия 1269 удаляться, яко древо разумное показав им писание книжное, еже и списа на помощь ереси своей, дабы чем восставить народ на священнический [чин], уподобляяся 1270 оному Корею и Дафану и Авирону, еже восставиша народ на Моисея и на Арона, глаголюще: «егда едины суть Moисей и Аарон, освященный приносить Богу темьян? и мы тако же священницы 1271 »; отлучиша народа 200 и 50 вслед себе. Рече же им Моисей: «искуйте себе кадильницы новы, и вложите в них огнь и положити на ня темьян, и принесите пред Бога; яко же Господеви годно, тако будет». Они же непокоривые взяша на себе святительский сан, и принесоша темьян и покадиша пред храмом сведения. И разгневася на ня Господь Бог и повеле земле зинути и пожрети я ́ ; воследующие же им, и с женами их и с детьми и с останками их, снидоша живые во ад, а оставшие огнем погореша. Тогда убо Моисей и Аарон ветхий закон поставиша: стен и образ бысть новому закону Христову; тогда убо Корей и Дафан и Авирон, самомними священницы, восставиша 1272 народ на святителя, живых сведоша во ад: тако и ныне стригольники, ни священия имущи, ни учительского сана, сами ся поставляют учителями народа, от тщеславия и высокоумия, и слушающих же их сводят в погибель. Христос бо Спас наш избра 12 учеников, сии Апостолы постави 1273 , помолився Богу Отцу, возложи на ня руки свои и повеле им учить народы; Апостолы же, видевше веру Христову пространяющися и учения Слова 1274 растуще, избираху свои ученики и поставляху ового попом, ового же епископом; а ового же патриархом, и тако правила положиша: «епископа два или трие поставят епископа»; епископы же нарекоше патриархов; занеже сами смерны беша, того деля тако уставиша, да не умрет с ними священство. Сами Апостолы взяша рукоположение от Христа Сына Божьего, и тоже рукоположение даша патриархам и митрополитам и прочим священникам. По тому правилу и доселе сбираются патриархи и митрополиты, в коюждо область поставляют патриарха, а патриарх с митрополитами поставляет митрополита, а митрополит же с епископами поставляет епископа, а епископ 1275 с попами и с дьяконами поставляет попов и дьяконов: и тако достойно нам иметь всякого священника, яко Апостола Христова. Егда священник службу служит, тогда иметь его, яко Христа, в Сионе, с учениками вечерявша, и тако достойно причаститься от руки его, яко от руки Христовой, а не рассуждая и не распытывая о ереи Божьем, аще достоин, или ни; всемирный бо учитель Павел Коринфянам пиша глаголет: «преже рассуждая себе человек, то от хлеба да яст и от чаши да пьет, да не в суд себе ест и пьет, не рассуждая тела и крови Христовых». Смотрите же, стригольники, но паче же еретики, како ти Павел Апостол велел себе рассмотреть, а не ерея Божьего. Или речеши: не достойны суть, духопродавцы суть? Христос бо, ведый Иуду, хотяща предать его, на вечери от трапезы не отрину его и нозе умы ему, – не осуди его πреже суда: «ты кто еси, осуждая чужого раба? Своему Господеви или стоит или падет: силен бо Бог поставить его». Рците ми, еретики, где хотесте попа взять себе? Аще глаголите 1276 : недостоин есть 1277 патриарх, недостойны суть митрополиты, то по-вашему ныне слову 1278 ни единого попа несть на земли, аще бы 1279 который нищеты 1280 деля, по знадбе 1281 , без исторов церковных поставлен есть. 1282 Но мыслью и верою и исповеданием все причащаемся к соборной апостольской церкви; а егоже митрополита освятит нам патриарх, того все чтем, яко Христова наместника, тако же и епископа в коемъждо граде и области, и пресвитеры, яко Апостолы Христовы. Вам же где есть поставить 1283 попа по своей нечистой вере окаянной? Не приидет Христос второе воплотиться на земле, не снидет ангел освятить вам попа; [аще бы ангел освятил вам попа,] 1284 то и тому не подобает веровать, по Апостолу Павлу, рекшему: «аще и ангел вам благовестит паче проповеданного, еже 1285 приясте, да будет проклят». И како дерзнусте вы учить святителя про устрой церковный 1286 , еже взимают упоставляющих уроки церковные, по Апостолу, глаголющю: «церковники церквью питаются, и алтарники с алтарем разделяются? Кто бо насади виноград, от плода eго не ест ли, или кто пасет стадо, от млека стада не ест ли? достоин есть делатель мзды своей». Христос бо Спас наш, егда возва Матвея от мытницы и 1287 в Апостолы его причте, тогда Матвей сотвори в дому своем велик пир, не токмо единого Христа чтяше, но и Апостолов его, но и мног народ, и грешников и мытарей; тогда сам Христос рече: «не приидох праведных призвать, но грешных на покаяние». Аще вы, стригольники, праведные мнитесь, то отлучены есте от Христова звания. Не слышите ли Апостола, глаголюща: «аще речем, греха не имам, лжем, истинны ныне несть в нас?». Завистью бо cтрекаеми вы, стриголницы, востасте на святителя и на попов, сами ceбе хотящее 1288 прехватить честь. Изучисте словеса книжные, яже суть сладка слышать христианам, и поставистеся учители народом, а не помянусте слова Христова, еже рече: «не входяй дверми в дом овчий, но прелазя инуды, тать есть и разбойник». Всяк бо, не 1289 имея поставления святительского, учить покушаяся и учителя покорять 1290 , cий не дверьми вшел есть. Тати и разбойники убивают человеки оружием, а вы, стригольники, убиваете человека разумною смертью, удаления ради от пречистых таин тела и крови Христовых. Не покоряетесь Христу Богу, глаголющю: «аще кто не снесть плоти моей и не пьет крови моей, и не имеет света, ни живота. ядый мя, тот имать живот вечный, и аз воскрешу и ́ в последний день». Уподобистеся бо онем отметником, иже слово слышав, идоша от Христа и ктому не ходиша с ним. Не разумеете ли, стригольники, еже во святом Евангелии писано есть: «егда вечеряше Христос со учениками своими, приим хлеб, преломль и даяше ученикам своим, глаголя: приимете и едите, се есть тело мое, ломимое за вас и за многи во оставление грехов; по сих же приим чашу вина, хвалу воздав, рече своим ученикам: пейте от нее все, се есть кровь моя Нового Завета: сим творите мое воспоминание». Тако и до ныне, егда 1291 иepеи службу сотворяют, творят воспоминаниe спасения страсти Христовы. Аще ли кто от сих пречистых таин удаляется, то несть истинный христианин, не послушает Господа, глаголюща: «ядый плоть мою и пия кровь мою во мне пребывает, и аз в нем». Глаголют бо стригольники о нынешних святителях и о попах: «не достойны де их службы, яко не [не]стяжаша, но имения взимают 1292 у крестьян, подаваемое им приношение за живых и за мертвых»; а не разумеют окаянные, оже достойно приимать от подавающих милостыню: сам бо Христос вниде в дом Закхеев обедать и подаваемая ему приимаше. Аще бы не приимал Христос ни от кого же имения, чем бы ученицы шли купить хлеб в град самарейск, егда седе Христос на кладязе? И кое бы сребро носил Иуда в ковчежце? И по вознесении Христове, Апостолы проповедающе имя Христово, приимаху от приносящих: мнози бо продаяху села и стяжания, и цены их предлагаху пред ногами Апостолов. Анания же уят от цены села, зле умре с женой своей Самфирой пред ногами Апостола Петра. Апостолы бо приимаху от приносящих к ним, и подавааху требующим, и сами оттоле стяжаху себе пищу и одеяние: не камена им телеса быша. Вы же, стригольники, укоряете едущих и пьющих святителей и попов, яко же жидове Христа 1293 , глаголюще: «сесь человек ядец есть и винопивец и друг мытарям и грешникам»; а вы, стригольники, тако глаголете: «сии учители пьяницы суть, едят и пьют с пьяницами, и взимают от них злато и сребро и порты, от живых и от мертвых». И такими злыми окаянными словесами прельщаете народ. Aще будет, по-вашему слову, недостойни святители и попове, но помянете слово Господне, еже рече: «на престоле Моисееве седоша книжники, фарисеи; все 1294 , еже глаголят вам творить, творите, по делом же их не творите; глаголят бо вам, а не творят». Вы же, стригольники, почитая святое Eвангелие, то слово преступаете, которое речено: «покоряться учителям», [ а которое сам Христос изрекл ученикам] 1295 , то почитаете на укор священником, а не разумея слова Христова, реченного во святом Евангелии: «что видишь сучец во очесе брата, своего, а у себе не чуешь берна во оце своем; изми, лицемере, первое берно изо очеси своего». Помяните Павла Апостола, глаголюща: «аще быхом сами себе рассуждали, не быхом осуждены были». И паки рече: «братие, меньший от большего да благословится, яко же Авраам от Мелхиседека; не о себе кто 1296 честь приимает, но званный от Бога». Не того деля дал Христос Eвангелиe в мир, чтобы почитая его, смотрите того слова, чем бы 1297 кого укорить, но того деля дал есть Христос Евангелие, егда почитая его, себя укорять, и преже себя управляем и ту писанное 1298 слово видим: «а о семь разумеют все, яко ученики мои есте, аще: любовь имате межи собою». И паки речено бысть: «да просветится свет ваш пред человеками, да видят дела ваши добрые, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех». Се же слышавше, не мним, яко пред человеками добродетелью нам велено 1299 хвалиться, но в том же в святом Евангелии обрящем написано: «егда постишься, да не будь, яко лицемере: посмражают бо лица свои и являются человекам; ты же егда постишься, умажь главу свою елеем и умой лицо свое, да не явишься человеком постяся». Тако же молиться Христос в тайне повеле, всякого тщеславия и высокоумия убежать, не молиться на распутиях и на ширинах градных, ни выситься словесами книжными; не рече бо Христос: «просвети свет свой», но «да просветится свет ваш»; «ничтоже бо тайно, еже не откровенно 1300 будет». Не сам бо кто прославится, но сам Бог прославит святых своих. Вы же, стригольники, глаголете, оже Павел и простому человеку повеле учить; тогда бо все неверные быша, а не вам то речено бысть: како вы ныне правоверных христиан смущаете, и святителя и церковь Божью приобидите? Не боите[ли]ся в Манакануне писанного: «всяк, иже учит приобидене быть церкви Божьи, да будет проклят?». Вы же, стригольники, уловляете христиан тем словом, еже Xристос рече ко Апостолам: «не имейте влагалищ, ни меди при поясах ваших»; пред страстью же своею рече им: «егда послах вы без влагалища и без мешца, требовасте ли чего? Они же реша: ничтоже не требовахом. Рече же им Иисус: ныне же имейте влагалище и мех». Аще повеле Христос учеником держать влагалище или мех, то позорно ли держать влагалище и мех? 1301 Аще ли речете: «се многа собирают имения», то не вы, стригольники, судите им: судятся от Бога, или от большого святителя. Что ся творишь главой, нога сый? 1302 овца будя 1303 , пастухом творишься? Не слушаете Григория Богослова, рекшего: «овцы, не пасите пастухов».
Еще же и сию ересь прилагаете, стригольники, велите земли каяться человеку. 1304 А не слышите Господа, глаголюща: «исповедайте грехи свои и молитесь друг за друга, да исцелеете». Потому же святые Отцы уставиша духовных отцов, да исповедятся им христиане. Якоже больной человек объявить врачу вред свой, и врач приложить ему зелье, по достоянию вреда того, и исцелеет: тако же духовному отцу исповедает человек 1305 грехи свои, и духовный же отец от грехов престать 1306 повелит, и против греха положит ему епитимию понести, и того деля ему Бог отдаст греха того. А кто исповедается земли, то исповедание не исповедано есть: земля бо бездушна тварь есть, не слышит и не умеет отвечать и не воспретить согрешающему. Того для не подаст Бог прощеная грехов к земле исповедающемуся. Сю бо злую сеть дьявол положил Карпом стригольникам, что не велел исповедаться к попам, дабы от попов честь ерейскую отнял, еже им Христос дал вязать и разрешать грехи. Сам бо стригольник связан бысть и отлучен от церкви, своей деля ереси, то и иных в ту в неисповеданную погибель введе; еще же в животе своем уразумел то, оже тело его не будет погребенно со псалмами и песнями, якоже и всякого христианина, того деля почал людям глаголать: «не достоит де над мертвыми петь, ни поминать, ни службы творить, ни приноса за умершего приносили к церкви, ни пиров творить, ни милостыни давать за душу умершего». Якоже дьявол отпаде ангельского сана, того для и многи люди прельщает, дабы не един был в погибели: тако и стригольники, связаны бывше на земле, и иных в свой союз неправедный привлачают, дабы не едины были связаны на небесах и на земле, отлучены от соборной церкви и в [сий] век [и] будущий, злые деля ереси их. Во апостольских бо правилах писано есть: творить память, по умерших; тако же и святые Отцы уставиша во всякой службе поминать усопших и панихиды по них петь, и кануны уставиша заупокойные, а по еретике 1307 же не повелеша никако приношения приносить, ни за упокой поминать его. Великий же учитель церковный Иван Златоуст написа: «аще еси в животе не дал милостыни, поне по смерти дай, а отпусти раба своего на свободу; аще бо детям оставляеши имениe свое, напиши часть Христову с детьми своими, да того дадят по души твоей». Паки же в Пролозе писано есть: «прииде пресвитер в баню мыться, обретется ту человек служа ему. Пресвитер же пода ему две просфоры; он же рече: cий хлеб свят есть, не имам его есть, но хлеб cий за мя ко Всемогущему Богу принеси: аз бо есмь человек, отшедый света сего; аще будет услышана молитва твоя за мя, то не обрящешь меня в новую субботу. И се изглаголав, невидим бысть». По сему же разумеем, яко и сами те души просят от нас приношения к Богу. В книгах Григория папы Римского писано есть: «един мних умре, имея 3 златницы; бысть же обычай в монастыре том, ничтоже держать в келье своей, того деля во епитимии умре; егда же смилися душа та святителю, посла приставника, повеле на всяк день приносить о нем просфору; в 30-й же день мних той в сновидении старейшине сказа: молитвами твоими, отче, прощена бысть душа моя». В пещере же в киевской Антоньеве един мних умре в грехах и положен бысть в пещере; злой смрад исхожаше из него, и явление бысть о нем: повелевали 1308 изврещи псом на снедь: а после же молитвами святого отца Антония и Феодосия и прочих святых, положенных в пещере той, и ту сущих живых в пещере той святых отцов молитвами, ослаба 1309 ему бысть, и злая воня преложися 1310 на благоухание: се знадба бысть ослабе его. Мы, живые, сотворяем молитву за мертвых, по реченному: «и молитву творите друг за друга». Христос же Бог наш имать власть и по смерти воврещи в муку вечную, или пощадеть. Слава великому человеколюбию его и праведному суду! Подобно есть христианам слушать слово Христово 1311 : «блюдитесь от книжников, хотящих ходить в одеждах овчих, внутрь же суть волки и грабители; от плода их познайте я ́ ». О стригольниках же некие безумные глаголют: «сии не грабят и имения ни собирают». Фарисеи же таци же беша: постишася двожда на неделю, весь день не ядуща; мытари же, грешники, со исповеданием приидоша ко Христу [и] спасошася; фарисея же [и] книжники окаяя, глаголет Господь: «горе вам, книжники, фарисеи и лицемеры, яко преходите море и сушу сотворить единого пришельца, а егда будет, сотворите его пришельца геене огненной и сугубейша вам». Таковыи же 1312 беша еретики, постники, молебники, книжники, лицемерники, пред людьми чисти творящеся: аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бы 1313 веровал ереси их? Или бы не от книжного писания говорили, никто бы не послушал их. Но в книжном писании сами еретики соблазнишася, теми иных неразумных совратиша 1314 ; о сих бо пророки прорекоша: «камень притыкания и соблажнению не верующим в Христа» книжное почитание рекоша, правоверным же – недвижимо спасение. Всяк бо, почитая книжные писания без смирения и кротости, ища кого укорить чем, и тем впадает в ересь, и бывают ему соблажнению камень, и на жизнь вданая 1315 ему заповедь обретается ему в смерть. Еще бо нечто и дивне того рку: и бесерменове постятся и от книг глаголят, но не подобает внимать им. О самопоставляющихся учителях 1316 Апостол рече: «многие лжипророки изыдоша в мир, но не послушайте словес их и в дом свой не приимайте их, да не приобщайтесь делом их злым: слуги бо льстивые преображаются яко слуги истинны, и сам сатана преображается в ангела светлого». Тем же не достойно есть слушать стригольниковых учеников никакову христианину, да не уловлен будет, яко птица, в дьяволе пругле, да не отлучится от бессмертного источника, от тела и от крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да не будет осужден в вечную муку; но достойно всякому христианину приходить к церкви Божьей и слушать пения и чтения, еже есть во святых церквах, внимать писанному в Апостоле и в Евангелии, еже почитают священники, а не достойно их осуждать, по реченному: «не осуждайте, да не осуждены будете; имже судом судите, осудится вам». А кто по стриголь[ни]ческой ереси начнет священников осуждать, не токмо неподобно их послушать, но и от града згоже отогнать их; рече бо писание: «изверзите злое от себе сами; мал квас все вмешение квасит». Христос же Спас наш своим ученикам рече: «блюдитеся от кваса фарисейска», сиречь, отлучения 1317 тщеславна. О 1318 всех сих славим Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, давшего нам плоть свою есть и кровь свою пить, ему же слава со безначальным ти Отцом и с пресвятым благим и животворящим ти Духом, ныне и присно и в веки веком, аминь.
* * *
В подлиннике: Бог, исправлено по Арх.
В Арх. Прибавлено: аще снеси от древа животного, а не снеси…
Далее в подлиннике стоит вожи.
В подлиннике: от исправлено по Арх.
В подлиннике: от пречистыя.
В подлин. удобряяся, исправлено по Акт.
освящены есмы Арх.
въставиша из Акт.
постави из Акт.
В подлиннике слава; исправлено по Акт.
В подлиннике епископы – неправильно.
В подлин. гл҃и .
В подлиннике:ecи.
слову из Акт.
В подлиннике: бо; исправлено по смыслу.
В подлиннике: и ищеты.
позна себе Акт.
В подлиннике: ecи. Смысл: разве только кто, по бедности, заведомо (по знадбе) поставлен в попы без обыкновенных исторов.
В подлиннике: постави.
Поставленное в скобках – из Арх. и Акт.
еже из Акт.
уничижити святыя исторы церковныя Арх.
и из Акт.
В подлиннике: хотяща.
не из Акт.
укорять Акт.
егда из Акт.
Место испорченное. В подлиннике оно читается: не стяжаша, ни имения взимают; в синод. № 562, л. 310: не стяжаше, но имением. В Актах тут сделан пропуск.
Так в Арх.; в подлин. крестятся.
В подлиннике: вси, исправ. по Арх.
Поставленное в скобках взято из Акт.
кто из Арх.
В подлиннике: бо.
В подлиннике: писание; исправ. по Акт.
В подлиннике: велене.
В подлиннике: не открыванно.
то позорно ли держати влагалище и мех из Акт.
нога сый из Акт.
В подлиннике водя.
а не к попу прибав. в Акт.
человек из Aкт. и Арх.
В подлиннике: предстать.
В подлиннике: а то сретицы; исправлено по Акт.
повеле игумен Акт.
В подлиннике ослепа; исправлено согласно дальнейшим чтением текста.
В подлиннике: приложися.
В подлин. хвалы; исправ. по Акт. и Арх.
В подлиннике: таковыих.
В подлиннике: бе.
В подлиннике: совратишася.
В подлиннике: вдана; исправ. по Акт.
В подлиннике: учителем.
от учения Акт.
В подлиннике: от.