124. Вопросы и ответы о разных случаях пастырской практики
Этот, еще неизданный памятник имеет много общего с «вопрошаниями» Кирика (см. № 2). Кому здесь принадлежат вопросы и ответы – неизвестно. Издаются по волоколамскому сборнику конца XV века (ныне Москов. Духов. Академии) № 571, 38–44. Список этот, к сожалению, во многих местах сильно испорчен. Позднейшую переработку памятника представляет список в Румянцевском сборнике XVI в. № 358, л. 385 об. и сл.; здесь многие главы опущены и почти все лишены своей первоначальной диалогической формы. Тем не менее Румянцевский список дал несколько важных вариантов и поправок к тексту.
А се 3163 въспрос священнический 3164
1. Попу без стихаря во едином фелони петь ли вечерню, или заутреню? – Петь. 3165
2. Едучи на коне петь ли себе? – Петь. 3166
3. У заутрени 3167 не быв, петь ли обедню? – Аже 3168 нужа, ино петь, тако 3169 все правило отправив с поклонами. 3170
4. А женам дары давать 3171 в котором месте? – В царских дверях 3172 , понеже аще 3173 достойна есть Христова тела и честной крови и мощна есть ко дверям царским приступить.
5. Под Евангелие кто восхочет на обедни идти, тако же коли дьякон чтет святое Евангелие на выходе, ино тогда идти.
6. А вода крестив, мочить ли ся людям во иордани? – Мочиться.
7. Хлебец взять ли не мывся? – Взять, аж будет чист.
8. Обручав невесту, поиметь иную, венчать ли его? – Не венчать, понеже яко прелюбодей есть.
9.Помыв рот, взять ли дору? – Нужи ради, взять.
10. Богородицын хлебец возмя, мыть ли ся того дни? – Нужи ради, мыться. 3174
11. Маслом мазався, долго ли 3175 не мыться и с женой не спать? 3176 – До восьмого дня крепко держать. 3177
12. А дитя свое самому крестить ли? – Крестить при смерти. 3178
13. Кому третья жена, дать ли дары? 3179 – С епитимьей великой до семи лет да постражет, и тако дать. 3180
14. До обеда ед человек, хлебец хочет взять, дать ли ему? – Аже будет не всегда таков, ино ему дать. 3181
15. Самому другу попу маслом мазать ли? – Не мазать, развея семи попов, а нужи ради, пять да будет. 3182
16. А 3183 с женой быв человек, и того дни немощѝ 3184 иметь, дать ли ему дары? 3185 – Аже будет при часе смертном, измыв его и порты переменить, и тако дары дать. 3186
17. А попу мывся 3187 , того дни идти ли к болю с дарами? – Аже будет токмо нужа велика, ино идти, а тому аже будет час смертный. 3188 А 3189 той поп, прикосновения ради честного тела Христова 3190 , епитимью да понесет.
18. В мясной день дары возмя, ясть ли мясо? – Ясть, но предуготовать себя во всем добре. 3191
19. Дары возмя, спакоститсь человеку, что есть епитимьи? – Аще от пьянства, 3 лета епитимьи, а не от пьянства, едино летo, понедельник, среду и пяток сухо да ясти, и без питья. А что спакоститсь, то в воду, и на что падет, то в воду же, и место то вычистить. 3192
20. Татя 3193 кто посечет, или повесит без поличного, есть ли тому грех? 3194 – Есть тому епитимия 3195 , а того похоронить и петь по нем. 3196 И ротину кто хочет человек бить, и он блюдяся, удавится, и тому есть епитимия по духовному указу; а того не хоронить и не петь по нем, но пoложить его в яму, опричь Божьей церкви. 3197
21. А святые дары возмя, соблудит, [что] епитимии? – По делам его и по покаянию его посмотрит его духовный отец, и по достоянию даст. 3198
22. Татя с поличным повесить хотят, или [п]осечь, покаять ли его, и у церкви похоронить ли его, и обедню петь ли по нем? – Не петь по нем, ни хоронить его, ни покаять его. 3199
23. Утонет человек, или удавится, таковых проводить ли? – Ино в землю положить опричь Божьей церкви, а не петь по них, понеже самовольно есть, а не Богу жертва. 3200
24. Душу человек погубит, что есть епитимия? – А тому, по Великого Василия слову, 20 лет епитимия, а святого причащения ему несть; а [по] покаянию его и по житию его добродетельному, духовный его отец по рассужению весть. 3201
25. Муж жену сестрой назовет, разыдут ли ся, или… 3202 епитимия что? – Аже при нужи, при смерти, или к монастырю пошли, а совокупиться паки восхотят 3203 , ино по духовному настоянию, тому есть епитимии год, и тако совокупятся. 3204
26. Ать ведьма погубит 3205 человека зельем, что епитимия? – А тое епитимии 15 лет. 3206
27. На поле лазит кто, а до смерти не убил, давать ли ему дары? – А тому не дать до пяти лет святого причащения, дóндеже исполнит подвиг со слезами и милостыней и постом, ино дать. 3207
28. А жена погубит в себе дитя, что ей епитимия? 3208 – Ино аще животное погубит, 15 лет есть епитимия 3209 ; аще образ есть, 7 лет епитимия 3210 ; а зарод аще есть, 5 лет епитимия. 3211 А к смерти аще будет 3212 , дать ей святое причастие.
29. А муж от жены соблудит, что епитимия? – А тому есть 15 лет епитимия. 3213
30. А крест целует мал, хотя не разумея, что епитимия? – 5 лет есть епитимия. А разумея кто проступит целования честного креста, и то олны кровью своей да искупится, тоже прольет мученически за Христа. 3214
31. А церковь покрал, что епитимия? – Ино аще ко покаянию приступить со слезами, тому отлучение лето едино: а аще [не приступить к] покаянию, 3 лета епитимия ему же есть; а к смерти аще будет причастить его. 3215
32. А попу служив святую литургию, да блуд сотворить, что епитимия? – А тот священства лишен лето едино [и] от приближения своего подружия. 3216
33. В попы ставяся, духовнику грехов своих не исповедал, что епитимия? – И аще обличатся, без священства есть, аще будет таковой грех. 3217
34. Попу ехать в село с дарами к болю, в ризах ли, а на ризы что портище класть ли? – Ино на ризы не положит никакого. А запасные святые дары держать в надрех за пазухой; а потом такоже тамо приехав, положить на себя фелонь. 3218
35. Дитя некрещено умрет, и где его дети – у церкви ли положить? – Ино в землю положить, опричь Божьей церкви. 3219
36. И потом аще поп святые дары затеряет запасные, или мышь съест, или инако некако, то без священства есть, но токмо в рассужении есть святителя. 3220
37. А что дору кто возмя, соблудит, тому епитимии – 40 дней отлучен есть от святых доров, а молитва и пост да есть от него. 3221
38. Аще кто с сестрой с крещенной блуд сотворит 3222 , то отлучен есть, 15 лет епитимии 3223 ; [но] по рассужению духовного отца и по покаянию его, умалить; а при смерти 3224 святое причастие дать. – А кто с кумой впадется в блуд, а то такоже. 3225 – А с попадьей кто падется, а священнику свестно есть 3226 , без священства есть; а попадья отлучена есть причастия 15 лет епитимии; а падыйся тако же постражет, с постом с великим и с покаянием чистым. 3227 – С черницей аще кто впадется, 10 лет 3228 есть отлучение их, дóндеже посмотрит духовный отец.
39. Попу 3229 брата, иди сестру, или тещу, или тестя на покаяние приятно есть. 3230
40. Своему дитяти малому дать ли дары? – Нужи ради, ажь будет при смерти, ино дать. 3231
41. Аще человек женился в мясоед, а в великое говенье не чисто 3232 почнет жить, дать ли дары? – Не дать на год, дóндеже исполнится милостыней и постом. 3233
42. Человек, ходя по городу, кланяется церквам, не тщеславия ради, в венцы от Бога есть. 3234
43. Человек 3235 болен, язык отымется, дать ли дары, а не покаялся? – При смерти, дать дары; а аще будет жив, и потом истезать его. 3236
44. Аще спакостится человеку, дать ли дары? – Аще к смерти, дать. 3237
45. Мертвеца в церкви положить ли? – Опричь святого алтаря, положить.
46. Дьякона в стихори ли положить, а попа в ризах ли? калиги надобны ли? – По старине, якоже есть обычай.
47. В Благовещения день вынимать ли агнца на запас? – Аще есть неделя, ино вынимать, а в иный день несть. 3238
48. Агнец забудет напоить, служить ли им? – Нужи ради, служить, а не нужи ради, не служить 3239 ; а сам не священствует 6 недель 3240 , сухо да яст.
49. Аще священник забудет вина влить в потир? – И он не служит год и сухо да яст.
50. Напоять [ли] агнец, вложив часть в потир? – Ино вложить. 3241
51. А вина не станет, чем служить? – Ино не служить.
52. Из просфоры хлебец Богородичин 3242 вынимать ли? – Вынимать. 3243
53. А тремя просфорами служить ли? – Hужи ради, служить. 3244
54. А двое детей одинова крестить ли? – Крестить, понеже предано 3245 есть от святых Отцов, во единой купели. 3246 – А в избе дитяти не достоит крестить, разве Божьей церкви. 3247
55. Попу свою жену благословить ли рукой? – Не благословить.
56. А попадье своей дать ли молитву чистую, или дитяти своему? – Не дать. 3248
57. Омывся, попу вынять ли хлебец Богородицын? – Нужи ради вынять.
58. Попу, мывся, дать ли дары святые? – Великой ради нужды, ино дать. – А попу во сне соблазнится, или мирянину, не мывся, в церковь идти, а честного креста и святых икон не целовать, ни доры ни хлебца, Богородицина не взять. 3249
59. Венчать ли вечере? – Первый венец венчать, а двоеженцу молитва молвить вечере.
60. А двум кумам, или двум кумам крестить ли дитя? – Крестить. 3250
61. А к стоянию звонить ли? – Засветла, во второй час ночи.
62. Ать свеча в церкви без государя? – Ино горит. – А сына душевного в иной церкви свеча, в свою церковь взять ли? – И где есть в церкви Божьей, ту та [и] есть.
63. Человек поимет пущеницу, дать ли ему дары? – Без дел пустил 3251 , дать дары: а с делами пустил, не дать, paзвe к смерти. 3252
64. А кто попадью или дьяконицу поимет, дать ли дары? – По покаянию их посмотря, дать. 3253
65. Черница воскладает на ся [мирские] порты? – Ино не дать ей даров, ни сложить святых порт, дóндеже будет паки в том: а не обратится, отлучена есть. 3254
66. А на поле, лезя, срядятся, дать ли дары? – Не дать, понеже [на] убийство самовольно ополчися. 3255
67. А робя не может до обеда говеть? – Ино хлебец Богородичен дать.
68. Дары малому дать ли, а в роте нечто будет, и мало аще не ясть? – Аже будет при смерти, ино дать. 3256
69. Церковь старая, а верх поставят на ней нов, освящать ли ее? – Аще не двигнут будет ничем святой престол, ино свящать [священием] 3257 месяца августа, и молитва поновленью храму. 3258
70. Аще собака 3259 воскочет в церковь, или тать? – Ино свящать священием месяца августа 3260 , антиминс старый положить на святой трапезе.
71. А пеленок много в церкви, или убрусов? – [Ино] во святом алтаре да суть, тамо 3261 на пригодие да будут, где святые церкви.
72. [Н]а престол одежа нова наредит, а ветшаная где деть? – А любо новая на ту положить, или сняв, положить под престол, нерухом ничем. 3262
73. А что у церкви быв, у заутрени, а дома петь ли? – Ино петь.
74. А о том, который священник венчал, а иной священник ему дары дает? – Ино кому в покаяние прибегнет, тот ему святое причастие даст, посмотря по житию его.
75. А что о том воспрос, что у кого сын душевный священник же? – Ино по покаянию его и по житию священства его, да есть 3263 наказание. 3264
76. Воспрос о местах, что церковь окладывать. – Ино молвит молитва, что есть писана на водружение кресту.
77. А рожь в наспы давать? – Ино священнику несть лепо даять. – А мирским несть вещи давать? – Ино аще без прибытка дают, ино польза есть им от Бога. 3265
78. А дитяти у матери много ли ссати? – Ино аще мощно, лето, или полтора. 3266
79. Аще кто приготовится ко святому причастию, а явится во рту кровь? – Ино святого причастия не дать. 3267
80. А что попу из носа кровь идет, обедня петь ли ему? – Ино обедни не петь ему; такоже или во рту кроха явится, или волос, ино обедни не петь; а аще от нужи случится, ино петь. 3268
81. В неделю пятидесятницы до вечерни ясть ли? – Ясть, без великого питья, сшествия ради Святого Духа.
82. К Воздвиженьеву дню говеть ли? – А то по произволенью есть, како кто изволит.
83. На Воздвиженьев день честного креста мясо ясть ли? – Не ясть, ни рыбы, но сухо есть.
84. А Усекновения честной главы Иоанна Предтечи мясо ясть ли? – Не ясть, ни рыбы, но токмо сухо ясть.
85. Апостолы 3 на обедни чести ли? – Два предана суть от святых Отцов – дню и Пречистой, или – дню и Святому, или за упокой; по уставу, еже есть писано, только два да чтутся.
* * *
А се нет в Рум.
в мале, каковы суть места епитимиям, рекше запрещением прибавлено в Рум.
рече прибавлено в Рум.
рече прибавлено в Рум.
А на заутрени Рум.
будет прибавлено в Рум.
В подлиннике тако; исправ. по Рум.
с поклоны нет в Рум.
В подлиннике стоит тут ли.
В подлин. в церквах или в дверях; исправ. по Рум. сп., в котором глава эта изложена так: А женам дары давать святые в котором месте? – В царских дверях (последнее слово написано на поле).
Вместо понеже аще, кажется, нужно читать поневаже, или понелиже.
5–10 глав нет в Рум.
колко дней Рум.
не быть Рум.
до восьми дней воздержаться велми Рум.
Главы этой нет в Рум.
причастье Рум.
до семи лет со епитимьей великой дать Рум.
Главы этой нет в Рум.
ино 5 попов Рум.
Аще Рум.
не мочи Рум.
дать ли причастье? Рум.
ино его измыв, да порты иные положить на его, да и дары дать святые Рум.
Попу не мывся, быв с женой Рум.
Ино жe будет велика нужа, то идти, аще больному придет смертный час Рум.
ино Рум.
честного тела Христова нет в Рум.
Главы этой нет в Рум.
В Рум. глава эта читается так: Аще кто возмя святое причастье, да спакостится ему, – ажь будет не от пьянства, ино епитимии 40 дней, а то в воду блеванное; и где падет, и место выскоблить, и то в воду же; а только же будет от пьянства, ино епитимии год, в понедельник, да в среду, да в пяток сухо да ест; в всяку неделю пост дружит с поклонами, год указано Отцами святыми.
Аще которого татя Рум.
есть ли тому грех нет в Рум.
А тому епитимия есть по духовному истязанию Рум.
а того не хоронить, ни петь по нем, а положить его в яму, опрочь Божьей церкви Рум. См. далее в тексте.
Конца главы нет в Рум.
Святое причастие возмя, по дьявольскому искушению падется в блуд, ино по делам и по покаянию его смотрит его отец духовный, по достоянию, и дать ему святое причастие Рум.
Аще татя с поличным повесить хотят, или посечь, ино покаять его, и по покаянию его чистому, у церкви похоронить, и обедня по нем пять и сорокоуст Рум.
Аще человек утонет, или удавится, или поколется сам, ино таковых у Божьей церкви не хоронить, ни проводить их, ни петь по них, а положить в землю, опрочь Божьей церкви Рум.
Аще душу человек погубит, тому епитимия, по Великого Василия слову, 20 лет отлучить от святого причастия, а потому по рассужению духовного отца Рум.
Тут что-то пропущено.
В подлиннике испорчено: «а савокупятся та восхотят».
Аще муж жену назовет сестрой, ино аже при нужи, при смерти, и к монастырю будут пошли, ино потом епитимия им год, по духовному настоянию Рум.
В подлиннике От ведома погубит человека; исправ. по Рум.; см. след. примеч.
Аще человека погубит зельями, епитимии ей 15 лет, дóндеже исполнит со слезами, с постом и с поклонами Рум.
Аще кто на поле лазит, а до смерти не убил, а тому 5 лет не дать святого причастия, дóндеже исполнить с милостыней и постом Рум.
Вопроса нет в Рум.
отлучения в Рум.
отлучения в Рум.
а зарод… епитимия нет в Рум.
а ко смерти аще дойдет Рум.
Аще муж от своей жены падется, 20 лет епитимии, в рассужение духовного отца Рум.
Аще кто крест целует ротою, или не разумея, люба мал, или преступит, ино 5 лет епитимии; а разумея преступит, кровью своей токмо да искупится пролитием, якоже мученики за Христа Рум.
Аще кто церковь покрадет, а имет каяться того, лето едино есть отлучения его: а не приступит к покаянию, ино 3 лета есть отлучения от причастия святого; а имет болеть, при часе смертном дать ему святое причастье Рум.
Поп аще служив литургию, да падется во блуд, тому епитимия – от священства есть отлучен лето едино и от своего подружия Рум.
А поп ставясь во священство, а духовного отца приим, а греха ему не исповедал, и облачится грех той, ин есть без священства, аще будет токовой его грех, недостойный его священства Рум.
А попу аще будет не близко ехать с дарами ко болю, ино на себе, фелона не класть, но тако (тамо?) пришед, на себя положить фелонь, того ради, чтобы едучи на себе портища никакого на фелонь не положить, прикосновения ради Рум.
В Рум. глава эта поставлена после 54-й; см. ниже.
Аще поп запасные святые дары потеряет, или инаково некако, ино той поп без священства, по рассуждению своего святителя Рум. По-видимому, глава эта составляет продолжение 34-й, а предыдущая поставлена не на свое место.
Этой главы нет в Рум.
падется с крестной сестрой Рум.
епитимия 15 лет Рум.
а при конце часа смертного Рум.
А с кумой аще кто падется, такова же епитимия им Рум.
светло будет Рум. – ошибочно.
с постом и поклонами Рум.
5 лет Рум.
А священнику Рум.
при нужи ради приять Рум.
А самому священнику дитяти своему дать святое причастие, нужи ради, аще будет при смерти Рум.
В подлиннике нечто; испрв. по Рум.
а тому не дать святого причастия на год, дóндеже исполнит с милостыней и постом Рум.
Этой главы нет в Рум.
В подлиннике это слово написано без первой буквы (лв҃к) .
В Рум. прибавлено: а возмет Бог, милосердие его весть.
А болю аще спакоститься, ино аще приидет, ко смерти, тогда ему причастие святое дать Рум.
45–47 глав нет в Рум.
а неделя придет, ино служить тем агнцем прибавлено в Рум.
и без питья да пребудет прибавлено в Рум.
Правила 49 и 50 в Рум. переставлены одно на место другого. Последнее изложено так: а агнеца напоить, вложив часть во святой потир.
«Богородичен» из Рум.
В Рум. далее стоит правило: А дитя свое священнику самому крестить, нужи ради, ожь будет при смерти.
Правила 52 и 53 в Рум. переставлены одно на место другого.
В подлин. праведно; исправлено по Рум.
В Рум. глава эта наложена в обратном смысле: А двое детей во единой купели не крестить, понеже не предано святыми Отцами.
В Рум. далее прибавлено: а детя аще не крещено умрет, ино у церкви не похоронить; ино отдалече церкви положить в землю. Ср. гл. 35.
В Рум. 55 и 56 главы изложены так: А священнику подружие сбое благословить рукой, а молитвы ей самому не молвить; а детяти своему молитву чистую молвить. За тем прибавлено: А на Рождество Христово со крестами идти во фелони, а без стихаря. Потом – правило, соответствующее 57 главе текста: А священник измывся, хлебец Пречистой выимет.
А священнику или мирянину во сне искушение бесовское прилучится, а не успеет омыться, ино от великой нужи идти в церковь, а креста и святых иконы не целовать… Рум.
Но это запрещено правилами митрополитов Киприана и Фотия. См. выше стр. 238, 275, 284, 517.
Подразумевается: муж?
59–63 глав нет в Рум.
В Рум. глава эта изложена так: Аще кто поимеет попадью, или диаконицу, ино по покаянию посмотря духовный отец, и даст святое причастие.
Аще черница быв, складает с себя платье, а той не дать даров, ни сложить святых порт, дóндеже паки будет в том; а не обратится, отлучена есть Рум.
В Рум. правила 65 и 66 переставлены одно на место другого. Последнее изложено так: Аще ктo на поле лез срадится, и потом не давать святого причастия, понеже на убийство сам ся отлучил, вольно ополчися, а убитого не хоронить.
67 и 68 глав нет в Рум.
священием прибавлено согласно со следующим ответом.
В Рум. главa эта изложена так: А церковь старая, а верх постовить на нее нов, а не подвигнем будет ничем престол святой, ино свящать священием воды месяца августа, и молитва поновлению храма.
собака в подлиннике написано дважды.
священием августовым и водой кропить, чем и оканчивается правило в Рум.
В подлиннике разие; исправлено по Рум., в котором глава эта читается: A пелен много в церкви или убрусов, ино во святом алтаре суть: тамо да будут на пригодье церковное.
А на престоле одежа новая нарядить, да положить на ветшанную, а любо ветшанная снем, да положит под святой престол, где нерушимо ничемже Рум. Затем прибавлено: А святой антиминс год или два был в церкви в ветшанной, ино аще будет церковь погорела или порушилась, ино положить той антиминс; а будет вельми ветшан святой антиминс, ино положить новый, а той антиминс под испод ту же, где новый на святой трапезе.
Можно читать дает.
74 и 75 глав нет в Рум.
Этой главы нет в Рум.
А младенцу у матери, аще здраво и мощно, год или полтора сосать Рум.
Этой главы нет в Рум.
У попа кровь пойдет из носа, ино ему не служить литургии святой того дня; аще во рту явится кроса (siс) или волос, аще от нужи, а не от хотения, ино служить святую литургию. Этим и оканчивается Рум. список.