Источник

123. Епископское поученье князьям и всем православным христианам о противоестественных плотских грехах, ротничестве и подражании иноверческим обычаям

Обыкновенно помещается в русских Кормчих особого разряда, к которому принадлежат, например, Кормчая Публ. Библиот. XV в. № 80 (F. отд. II), Чудовская № 167, 1499 г., Троиц. Лавр. № 205 и Румянц. Муз. № 238. Издается по первой (л. 314 и сл.), с разночтениями из последних (Чуд. л. 260, Лавр. л. 337, Рум. стр. 478). В поучении приводятся дословные выписки из 77 новеллы Юстиниана, которая входила уже в состав первоначального славяно-русского Номоканона, с надписанием: «о нечистыих кленущиихся Божьей главой и власом, или что таковыих» (см. Первонач. Номокакон А. Павлова, стр. 52); но между этим переводом и отрывками, приводимыми в поучении, оказывается большое различие (см. примечания): не нужно ли отсюда заключать, что автор имел дело прямо с подлинником, т.е. был грек?

Поучение епископское всем христолюбивым князьям и всем правоверным христианам и боголюбивым

Всем человекам, сущим в благочестии христианского рода, правоверной веры блазе образе, кроме всякого нечестия, лепотне украшенном всякой детелью, яве быть есть зазорно и порока всего убегающе, яко всем нам тщание есть и молитва, и еже поручено нам есть от Бога и добре жить, по Евангелию Божьему, и от того обрести благую милость и зде в настоящих, и паче 3115 тамо 3116 присносущих. Понеже Божье человеколюбие к общению всех и к спасению 3117 согрешившая покаянием приемлет, свою милость и строй спасенный простирает, грешных не хотя смерти и погибели; темже всем повелеваем Божий страх в уме приимать и милость его на себе иметь 3118 : ведомо бо есть, яко все, Бога возлюбивше, в заповедях его и в правдах ходяще, по милости и по благодати сподобляются. Тоже паки и се суть в христианах некие, точно имя христианское на себе носяще, а окаянне дьяволом омрачены и поспехом его обдержимы, в клятвы, и в хулы, и в нечестия, и в телесные нечистоты себе ввергше, и самому естеству бесстыдне творят чрезестственное беззаконие, содомскую реку пагубу, егоже и в бессловесных несть, ходят 3119 забывше вышний страх и речевую муку, уготованную нечьстью, еяже и сам сатана трепещет, а си не чувствуют: сим всем завещаем приимать во ум страх Божий и грядущий суд, удаляться от таковых нечистот и хуления, и воследовать добре живущих, да не таковых ради лихоиманий и 3120 деяний, по праведному суду Божьему, грады си 3121 с живущими в них изженутся 3122 и искоренятся. 3123 Учим вас о том от святых писаний, яко таковых ради грехов [грады] 3124 с живущими в них до конца погублены быша, якоже се в Содоме и Γοмοре и иже округ ею грады. То аще ти, ни закона и 3125 ни Пророк ведуща 3126 , таковых ради грехов погибоша, ихже послушество погибели 3127 и доныне курится: толма 3128 паче имя христианское носяще и разум истинный имущие, таковые грехи творяще – горе им! – како не приимут вечного запаления. Исаия Пророк глаголет: «погрузятся в пламени, егоже себе разжегоша». Есть же и с червью счиненный огнь неугасимый, о немже той же Пророк глаголеть: «червь их не умрет и огнь их не угаснет».

О хульных же 3129 глаголех что реку 3130 , не вемы: что о Бозе ротятся и кленутся, и крест целуют ротою, до церкви, и до алтаря, и до страшных таин, Божество поставляют на погубление свое. Да убо удивися небо о сем, они же не чувствуют, богоотметники и преступники, и тем запрещаем соединения нашего судом, святительства и царства глаголом, словесам Господним, и не кляться отнюдь никакоже: ни небом, ни землей, ни иной коей клятвой, и до главы своей и влас, разве: «ей, ей! ни, ни!». Аще бо на человека хуление не может оставлено быть без мести, то колма паче Божество хуливый 3131 , егоже и месть себе своими усты поставив: «Mне месть Аз отдам, глаголет Господь». 3132 Того ради и всем проповедаем, елико нас христианского рода, а 3133 быша удалялись от таковых лютых прегрешений. Люта бо согрешения: рота, клевета, клятва, лесть, лжепослушество, убийство, искоренители и отцам досадители, учителям ругатели и проказивы, на церковь мятежники, к тайнам приступают, недостойные суще, учению спасенному противны и пакостники, сосуды дьяволи, воздержанию ругатели, и грабители, лихоимцы, лютые, немилосердые, и прочие горькие душевные грехи, соблазнители: где может сам сатана сице дерзнуть? Плотские же грехи: плотская нечистота, скверность, блуд; телесные же нечистоты: прелюбодеяние, содомское блужение, в племени браци, скотоблужение, сродное блужение, пьяницы, скверники 3134 , скаредия 3135 , и многие тляще и нуждой оскверняющи. 3136 Но таковых ведуще в себе, не исправляют, не обличают 3137 чистители-иереи, приставники, стражи, делатели винограда Божьего, область приимше искоренять и насаждать: не лечит, и не исправляет, не печется, и ни восстает, по Бозе ревнуя за истину; иерейство держит кождо точию временную потребу, не усердует о духовных, чтобы получить мзду вечного живота, но паче вретиться о погибающих мечтах, и чрева ради все творит и глаголет, не солит, ни приводить к спасению, но паче глядит и лащет, абы 3138 како не отпасти временной чести. Того ради все вкупе подлежат сомесно последнему потреблению, яко огнь поядает все покончание: «потребил бо ecи, рече, и изрыется жалание грех». Не увидеша, ли не разумеша и огнь и жупел. Тех бо ради грехов, нестроения, рати, труси, пагубы, и воздуха тление, моры, неустроение 3139 , земли неплодия, скоту, плодам изгибель, в самих – болезнь и смерть, и по смерти делателем сем такого нечестия – вторая смерть, огнь уготованный. И Иоанн в Откровении [глаголет]: «часть их в озере горящем огнем». Аще бо и по таковом нашем вещании и 3140 наказании [и] законоположении обрящутся некие в преждереченных грехах, недостойны сотворят себе Божьего человеколюбия, но да подоимут по делам законное мучение. 3141 Повелеваем же епархови града: льстецы, хульники, ротники, мужеложники, убийцы, девам растление имущи 3142 , насилующе 3143 – казнить по закону и в последние влагать муки, не щадить злое творящих пред Богом. 3144 Слуге Божьему быть праведну судии: аще бо обретающе такие, да не скрывают, но да являют, ать не того ради с делателями беззакония град и гражане все вкупе потребятся. Глаголет бо в Четвертом Царствии: «Ахав царь Израилев пощадил Ареда царя и Асиру, и рече ему Пророком Бог: испустил еси мужа от руки твоего губителя: душа твоя – за душу его, и люди твои – за люди его». И Саул царь Агага пощадил, и царства испаде. И тако избирая 3145 много, предложения ради слову, и ныне 3146 не глаголем. Аще же и по сем нашем извещении, некие обретающе неких необратны в таковом зле сущи, скрывают, а не объявляют, и те такоже от Владыки Бога с делателями беззакония осуждены будут. Тъй же самый епарх или по лености, или по иной некоей угодной себе вещи отмщения законного не наведет, первое да будет повинен Божьему суду, потом же и наше негодование да приимет. 3147 Суть бо и от нас некие, забывше вышний страх, и клятвами и ротами покрывают лестью яд змиин под устами их. Се ныне, чада, како ны не могут наказать страшное сие? Что убо не подияхом, преслушания ради святых заповедей? Что се и ныне противу сицевому звуку чувствуем? Страны на ны мужаются, хулой о нас возносятся; мы же и сами себе 3148 исчезаем, настроения ради и друг другу несоветия ради: понеже погубихом крепкую, а реку – еже о Бозе мудрость, отъидохом от добра и воследовахом всякой зли беззаконных языков. Коей же стране законы свои и отчина, а не приходит друга к друзьям, но своего обычая кояждо закон держит: мы же и закон истинен от Бога приимше, разных стран беззаконий осквернихомся, обычая зла от них приимше; темже от тех стран томимы есмы и расточаемы; виной нашей похоти обычая, еже к ним, казнит нас Бог. И разум взяхом от Бога, да советуем все доброе; мы же в нем советуем зло. Не есть кто винен злу, находящему на ны, но един грех и безумие наше. Како [и тварь] 3149 супротив стоит, стужающи нам, яве вопиющи нам и знамение носящи гнева Божьего? Понеже мы, взимающе от нее на потребу живота, не в потребу, ни в похвалу Богу сотворихом, ни еже па воспоминание будущих благ, но 3150 в хвалу и в послужение греху обратихомся. 3151 Того ради и сущая тварь, на живот нам, на утетение сотворенная, супротив нам стоит, стужающи: стоит 3152 супротивная супротивным; ибо спущаяй дождь и даяй пищу, той испущает и огнь: и чтома бо ны есть на все 3153 ; кождо бо своего греха узами связается. Сего ради противу находу иноплеменник крепость их 3154 – акы прах паздорный. 3155 И Езекииль рече: «с кровью ясте и очию не удержасте, сотвористе искушения зла, и кождо жену друга своего осквернависте 3156 и землю хотите причастить: тако ли, рече 3157 , творяще, надеетеся отчину удержать 3158 ,а житие имуще скверно и прелюбодейно, жены скверняще и девица тляще и волочаще?». К сему суть некие и ино зло творяще тай, еже срам писать и глаголать. Лжи 3159 и лесть имущи в устах, и пьянством трясущеся, и хотите врагом съодолеть? Блазнитесь грехи 3160 и беззакония: вышнюю свободу погубивше, а дольняя не обрящешь. Михея рече: «о, лете мне, душе! яко погибе богобоязнивый от земли, и исправляющего в человеках несть, и кождо другу своему зазрит, и на зло руки их уготовляют: судии емлют, князь грабит и изьядает, сильный сокрушает немощного, заступающего несть, а сокрушает весь 3161 и погубляет, и ктоже другу глаголет мирное, а в сердцах злое помышляет. О люту, люте! отмщения твои ныне приидоша, будут плачи их. Не уповайте на друга и ни надейтесь старейшинах: враги бо мужу домашние его». И Езекииль рече: «обратитесь ко мне, и обращусь к вам». И паки: «не грехи ли ваши разлучающи между мной и вами?». Обращениe Божье и приближение к нему – отступить от всего зла и обожить 3162 себя благими делами. Аще бо мнится кто Бога любя, а заповеди его преступая, ложь есть: заповеди соблюдением боголюбец есть. Оставим убо в нас путь злобный и егоже конец пагуба, и познаем Божий путь, иже на небо возводит.

* * *

3115

таче Лавр.

3116

В Рум. прибавлено в.

3117

во спасение Рум.

3118

В упомянутой (см. легенду) новелле Юстиниана читается то же самое наставление: «Понеже Божье человеколюбие не погибели, нъ обращения и спасения (хочет), и согрешившая и оправившаяся приемлет Бог: тем всем повелеваем Божий страх в ум приимать и милости его призывать» и пр. (Кормчая Троицко-Лаврской библиотеки № 207. л. 275).

3119

В подлиннике хотят; исправлено по Рум.

3120

и из Рум.

3121

си из Чуд.; cии Рум.

3122

В Лавр. поправлено на полe изжегутся.

3123

Тоже и в новелле: «Понеже некии, дьяволим поспешением одержимы, в тяжкие нечистоты себе ввергоша, и самому естеству против творят: и сим запрещаем приять в ум Божий страх и будущий суд, и удаляться таковых дьявольских злых нечистот, да не таковых ряди нечистых деяний от Божьего праведного гнева обрящутся и грады с живущими в них погублены».

3124

грады из Рум.

3125

и зачеркнуто в Чуд, и оно лишнее.

3126

ведуще Рум.

3127

В подлиннике и других списках погибе; в тексте по Рум.

3128

то колми Рум; то колма поправлено в Чуд.

3129

Против этого на поле написано киноварью: Крестное целование.

3130

Во всех списках рек.

3131

В новелле: «бывающа бо на человека хуления неказанна оставить не возможна: боле паче на божественное похуливый достоин есть муку подъять».

3132

Далее в подлиннике стоит тогда, зачеркнутое в Чуд. и вовсе не находящееся в Рум.

3133

да Рум.

3134

скверноядцы?

3135

скаредие Рум.

3136

оскверняюще Рум.

3137

Во всех списках стоит тут или – лишнее.

3138

дабы Рум.

3139

Bместo мори (моры), неустроение, в Рум. морю неустояние.

3140

В подлиннике ни.

3141

В новелле: «Тех бо ради прегрешений, и глади, и труси, и пагубы бывают… Аще бо и по таковым нашем законоположении обрящутся некие в тех же прегрешениях, недостойны себя сотворят Божьего человеколюбия, по сем же от закона подъмут мучение».

3142

В подлин. имущим; в Рум. имуще.

3143

насилующе Рум.

3144

В новелле: «Повелеваем преславному епарху царского града, пребывающая в реченных злдобах и нечистых деяниях, и по семь нашем законоположении, обдержать и в последнее влагать муки».

3145

собирая Рум.

3146

иных (примеров)?

3147

В новелле: «И тъй бо сам преславный епарх, аще обрящет некоих, сицевое согрешающих, и отмщения на ня не наведет, по нашему закону, первые убо повинен будет суду Божьему, по сем наше негодование подъимет».

3148

в себе Чуд. и Рум.

3149

и тварь прибавлено согласно с дальнейшим течением речи в тексте.

3150

В подлиннике; исправлено по Рум.

3151

увратихомся Рум.

3152

стоять Рум.

3153

Mесто испорченное.

3154

Т.е. грешников.

3155

паздерный Рум.

3156

осквернисте Рум.

3157

В подлиннике рекше.

3159

Лжу Рум. и Чуд. (в последнем поправлено на поле).

3160

В подлиннике грех; исправ. по Рум.

3161

весь – в смысле «каждый».

3162

обложить Рум.; так поправлено и в Чуд.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle