125. Окружная грамота неизвестного ростовского архиепископа епархиальному духовенству, о съезде на Белоозеро на собор, для исправления разных погрешностей против церковной дисциплины
Следующие акты до № 130 включительно несомненно принадлежат русским иерархам XV века, но кому именно, теперь решить невозможно, так как они сохранились только в виде безымянных деловых форм или образцов, старший сборник которых находится в синодальной рукописи № 562 (первой половины XVI в.). Настоящая грамота (№ 125), писанная каким-то ростовским архиепископом, издана была по тому же синодальному формулярнику (л. 237 об.–239) в 1-м томе Актов Исторических под № 64; издатели усвоили ее архиепископу Феодосию (впоследствии митрополиту) и отнесли к 1458 году по тому соображению, что Феодосий посвящен в 1454 г., а из грамоты видно, что она писана ростовским святителем «по четырех летах его поставления». (См. примеч. к указ. №). Это соображение, конечно, имело бы полную силу, если бы доказано было, что грамота действительно принадлежит Феодосию.
Поучение архиепископа, имярек, богоспасаемого града [Ростова] к всем игуменам и попам и дьяконам
Благословенье архиепископа… богоспасаемого града [Ростова] ко всем игуменам и попам и диаконам. По благодати Господа Вседержителя и по избранию господина моего пресвященного… митрополита 3269 всея Руси поставлен есмь в Руси 3270 от него архиепископом богоспасаемому граду [Ростову] и иным прочим градам и местам нашей ростовской архиепископии: и по той данной нам благодати от Господа, предахом вам священникам держать и строить блюсти церкви Божьи, с всяким смотрением от всякой неподобной вещи, иже святые правила церковные не приемлют, да будет чиста и непорочна от всякой скверны; и поручихом вам пасти стадо Христовых словесных овец, ихже искупи Христос своей кровью от работы дьявола, и то да пребудет никакоже невредимо от зверей мысленных, губящих его. К сему же предахом вам и хиротонию 3271 , церковного ради исправления и вашего ради священства чистоты, и за мирское спасение: и сих сматряюще, обрящете путь правый, ведущий в живот вечный, и стадо паствы вашей предпущающе. Вы же о сих всех небрегосте, и егда сами уклонистеся правого пути, како можете извести стадо свое на пожити животные, напоить животные воды, пребывающие в живот вечный? И о семь удивляюся, отколе помрачение приясте и тьмой покровени бысте, еже не искать полезных, и по четырех летах моего поставления в архиепископы, не приидосте к отишию соборной церкви (имярек), наказаться истинному любомудрию, и от нашего смирения благословения, не требуете, и поучения от божественных писаний и от святых правил богоносных Отцов слышать не хотите, и духовного наказания не ищете, и о церковном исправлении и о своем спасении и о стаде своем небрежете, и всяко заблудистеся от правого пути; понеже приводящего не имате, ни гласа пастырского свиряющего. 3272 Аз же смиренный архиепископ слышах глас Господа нашего Иисуса Христа, в святом его Евангелии глаголющ: «пастырь да взыщет свои овцы со всякой крепостью и усердием и погибшее да обрящет, заблуждшее возвратит, болящему врачевание подаст, умершее грехи обратить на покаяние наказанием божественных словес». Аз же сию заповедь слышах от Господа моего, и убоявся, якоже ленивый раб, осуждения скрывшего талант, и зело стужих си душей и сердцем о вашем невнятии и преслушании, и с всяким тщанием и с усердием подвигнухся семо 3273 прийти к вашей любви, вашего ради спасения, да не надолзе умножится злоба диавола, губителя душ наших, но повсюду процветет церковное благочиние и оттуда душа ваша насладится божественного благоухания. И слышу в вас возникнувшую злобу ветхой прелести, на мнозе простершуюся, рекше прощаете своим детям духовным поимать третьей жены и до четвертой, и женам за третьего мужа ходить и за четвертого; и то ся у вас чинить кроме церковного предания и вне вашего священства, и тако творяще чуже 3274 христианского жития. И вы, священники, ту великую злобу ни в чтоже вменяете, а детей своих духовных от того не востязаете, ни поучать их от божественного писания не произволяете, да не погибнут; и того ради свое; священство зле храните. И аз того ради, Богу помогающу ми, и на помощь призываю пречистую Богородицу, великого чудотворца Леонтия, да исправится тело церковное и всего православного христианства: и того ради сотворяю и собираю собор в граде на Белеозере, в церкви святого Василия, с архимандритами и с игуменами и с попами и с дьяконами, чтобы есте на тот собор и на то великое дело церковное поехали ко мне того ради, на Белоозеро, безо всякого ослушания и прекословия; а были бы есте ко мне на Белоозеро, к великому Василию, на Крещение Господа нашего Иисуса Христа; а аз вас своих детей благословляю. А которой вас священник, игумен, или поп или диакон, на тот собор и на то великое дело ко мне не поедет, той да приимет казнь церковную, по правилам святых Апостолов и святых Отцов вселенских, той да извержется своего степени священнического и будеть чужд священства, и отнюдь не имать власти священной действовать и не будет священник. А кто от вас ко мне не пойдет, и на том не буди моего благословения; а через мое благословение, не бывши у меня на том соборе, иметь служить литургию или священное действовать, да будет проклят и в сей век и в будущий, донележе обратится ко мне на покаяние и милость получит и прощение от Бога и от нашего смирения. А пошла к вам сия моя грамота из города с Белаозера, от святого Василия.
* * *
В рукописи стоит тут и – потому, вероятно, что в подлиннике митрополит был назван киевским и всея Руси.
Итак автор грамоты был пришлец на Руси? Не принадлежит ли она ростовскому архиепископу Дионисию, родом греку, поставленному в 1418 г. (из игуменов Спасо-Каменного монастыря) митрополитом Фотием?
Разумеется известный «свиток хиротонии» или святительское поучение новопоставленному священнику, изданное выше под № 7.
В рукописи свиряюще.
Т.е. на Белоозеро, где писана грамот; См. ее заключение.
В подлиннике написано по подскобленному нюже.