Источник

Отрывки и заметки716

(О свободе и необходимости. По поводу Спинозы, Канта и других философов)717

Декарт ошибается – у него substantia не клеится со знанием. Частное с общим не мирится.

Мальбранш такожде, но он много понял правды. Частное видит и познает только в общем.

Человек истину знает в Боге.

Жаль, не знаю Якова Боме718; впрочем, у мистиков сравнение всегда идет за довод; душа покойна, а это хуже, чем неудовольствие, оставляемое материализмом.

Спиноза... Он совсем не материалист; он хуже – он ничего. Мысль, пространство, Бог, человек, природа – все равно, а необходимость у него необходима по недоразумению. Действие или свободно, или несвободно: воля или необходимость. Если я все во всем, если я substantia чистая, какая же необходимость? Я сам себе закон. Действую только я на себя, по свойству бытия безусловного, а не по определению своей натуры; ибо натура есть только бытие, определенное действием, высочайшая свобода. – Кто виноват? Душа ли Спинозы или его разум? Кажется, предшественники его сбили719.

Кант720. Лучше всех, а тоже сбился: начал смиренно, а окончил попыткою на творение. Ученики его совсем не поняли, и он наконец, сам себя не понял, а памятника заслуживает. Убил скептицизм, доказал, что вера есть высшее, безусловное знание, а категории-формулы, а слова-символы, которых уже определить нельзя.

Что пространство и время? – Ordo rerum coexistentium et consequentium (Лейбниц) или visionum721, по Канту.

Что coexistere et consequi? – Время и пространство входят в свое определение. – Quid est а? – A est symbolum vocis а. – Quid est vox a? – Differt ab hoc et illo, pronunciatur sic et sic. Intellegisne? – Nihil.– Quid in mente praeclaruit? – Nihil.

Сущность мысли не определилась. Это определение по отрицанию.

Quid est vox а? – Vocem a nominamus еа, quae a’ nomodo pronunciatur722. – Это определение по положению. Хорошо и это.

Что такое вещество? Мысль общая в отношении частной, чуждая, внешняя. Что необходимость? Воля общая в отношении к частной, чужая, внешняя. Проявленная, частная, тотчас делается себе внешнею, необходимою.


вещество
пространство время мысль
переход пространства
в мысль
необходимость
Власть Закон воля
переход власти
в волю

Для черта – власть.

Для людей – закон.

Для ангелов – воля чужая сделалась своею.

(Отрывок о церковно-административных вопросах)723

Должно бы заняться заручными724, сделать их гораздо обязательнее, форму дать общеприходскую, в которой бы участвовали все сословия, а не одни помещики. В то же время представить вопрос в виде выгоды помещиков, так как беспрестанно происходят неприятности между причетниками725 и помещиками, назло которым очень часто ставится весь причет. Впоследствии можно будет внести в закон представление кандидатов от прихожан с избранием епископом уже из представленных кандидатов726, а покуда положить срок, далее которого причетник или священник не может быть без заручной, даже под предлогом испытания. Таким образом можно открыть путь избрания в самом духовенстве, который со временем можно будет продлить до избрания самих епископов, и до избрания временных членов Синода епископами и пресвитерами. Обозначить определительно границы главных расколов и разных христианских учений; на эти границы ставить священников из разных епархий, людей способных и надежных727, предоставляя им выгоды более обыкновенных. Издавать как можно более экземпляров Нового Завета и псалтыря с русским переводом и славянским текстом и пускать их как можно дешевле. Печатать отдельными и дешевыми брошюрами части церковной службы, в которых старый текст или тексты был бы противопоставлен новому, но «совершенно искренне», с текстом и верным переводом. Эти брошюры давать даром священникам в областях, где наисильнее раскол.

Если можно, предложить Синоду постоянных агентов при патриархе цареградском и в других местах и иметь при Синоде постоянных агентов, совершенно безгласных, но облегчающих сношения по духовным делам, чином отнюдь не выше иерейского. Предлог, если нужно, – сборы728. Болгарский епископ. Нельзя ли по примеру того, что было сделано с несторианами, перезвать в общение с православными раскольничьих епископов, утверждая их в чине епископском, расширяя даже пределы их епископств729 и подчиняя их не Синоду, а греческим патриархам или сербскому? Подготовить это агентами, созвать их в городе не русском, сделать публичное заседание при самих раскольниках и, по соглашении епископов на общение и по принесении покорного сознания в прежнем неведении, утвердить их и снова отлучить еще строже их митрополита, объясняя искренне все причины его отлучения, без лжи, которая всегда обнаруживается. Этим бы путем можно бы уничтожить рогожский раскол.

О Св. Троице730

1.

Да будет позволено и мне кое-что добавить, что к истине кафолической кажется ближайшим.

Один Бог в трех лицах. Одно лицо, которое и источником, и сущностью, и основою действия может называться (Отец), одно – вечное как бы поприще действия (Сын), одно – вечное действие (Святой Дух), которое из первоисточника исходит и на поприще воссиявает; но не в том смысле исходит, что и без первоисточника существовать и без поприща проявиться не может. Это и от Отца исхождение и в Сыне необходимое укоренение Святого Духа; каковое учение мне кажется и истинным и наиболее сообразным с православием.

Прошу, верь, что и поприще и действие не собственно место или действие, но лица.

2.

Это же – философски.

Когда себе первичный разум самого себя определяет как объект, истинно говорится, что возникает объект, и так вечно (извечно) рождается Сын. Когда же разум объект этот познает как самого себя, то есть – себя как субъекта, а Сына как объект, совершается объект-субъективация, и это есть новое познание, или Святой Дух, который хотя без объекта существовать не может, однако, несомненно из единого общего источника исходит как познание образа в созерцании. Разве не к этому относятся слова Св. Иринея? И того и другого Дух назвал именем Бога, и помазуемого Сына, и помазующего Отца. Кн. IV. Гл. VI и VII731.

Святой Дух есть, так сказать, венец познания, завершение и печать вечности.

Словарь имен732

Аарон – брат и сподвижник Моисея, первый первосвященник у древних евреев

Аббас (к. VI – І-я пол. VII в.) – дядя и сподвижник пророка Мухаммеда, основатель династии Аббасидов

Абен-Эзра – см. Ибн-Эзра

Абу Бекр (Абуберк; 572–634) – первый калиф в Арабском халифате, сподвижник Мухаммеда

Абу-Обейда (Абу Убайда; 728–823) – один из основоположников араб. филологии, генеалогии и историографии

Абу-ль-Гази (Абу-эль-Азис; 1603–1663) – узбекский писатель и историк Хиванского ханства

Август Цезарь (Октавиан, 63 до н. э. – 14 н. э.) – рим. император с 27 до н. э.

Августин Блаженный (Аврелий, 354–430) – христ. теолог и церк. деятель, гл. представитель зап. патристики, родоначальник христианской философии истории

Авель – второй сын Адама, убитый Каином, в Новом Завете считается первомучеником

Авраам – ветхозаветный патриарх, родоначальник еврейского народа

Аврелий Марк Антоний (121–180) – рим. император с 161

Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – публицист, общ. деятель, идеолог славянофильства

Аксаков Константин Сергеевич (1817–1860) – публицист, историк, поэт, представитель раннего славянофильства

Аларих I (ок. 370 – кон. 410) – король вестготов с 395, разграбивших под его предводительством Рим в 410

Александрийский епископ – см. Афанасий Великий

Алексей Михайлович (1629–1676) – рус. царь с 1645

Алексий Святой (90-е гг. XIII в. – 1378) – рус. митрополит с 1354, автор многих богословских трудов, переводчик Нового Завета

Алкуин Флакк Альбин (ок. 735–804) – англосакс. ученый друг и советник Карла Великого, автор многих богословских трудов

Аллегри – см. Корреджо

Аллейс (Аллиес, Аллайс) Томас Вильям (1813–1903) – англ. историк, англиканский священник, в 1850 перешедший в католичество. Один из зачинателей т.н. «оксфордского движения»

Альфред Великий (ок. 849 – ок. 900) – король англосакс. королевства Уэссекс с 871

Аммиан Марцеллин (Амман; ок. 330 – ок. 400) – рим. историк, автор «Деяний»

Анахарсис – скиф, побывавший в Афинах во времена Солона; причислен к семи греческим мудрецам

Андрей – апостол; ученик Христа

Анна – библейская пророчица

Анна – мать преподобного Самуила, в ее молитве впервые упоминается имя Христа

Анна – первосвященник Иудейский

Ансгар (Ансгариус; 801–865) – фр. священник, миссионер, прозванный «апостолом Севера» за распространение христианства в Сев. Германии, Дании, Швеции

Аполлос (Аполоний) – еврей-христианин из Александрии, игравший видную роль в истории ап. Павла. Протестантские проповедники предполагали в нем автора Послания «К Евреям»

Арий (ок. 260–336) – пресвитер Александрийский, основоположник арианства, проповедовавший догмат о неравенстве Сына Божия с Богом Отцом. Арианство частично было усвоено европейским католицизмом

Ариосто Лудовико (1474–1533) – итал. поэт

Аристотель (384–322 до н. э.) – др.-греч. ученый и философ

Арсений Глухой (Селижаровец) (XVII в.) – монах Ниловой пустыни, вынужденный в 1615–18 против своей воли принимать участие в исправлении священных книг по греческим образцам, предупреждал об опасности подобных действий

Аттила (?–453) – предводитель гуннов с 434

Афанасий Великий (ок. 295–373) – церк. деятель и богослов, архиепископ Александрийский

Аэций Флавий (ок. 390–454) – рим. полководец

Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) – основатель гос. Великих Моголов, соединявший талант полководца и правителя с любовью к наукам и искусствам

Бартенев Петр Иванович (1829–1912) – рус. историк, археограф и библиограф

Беме Якоб (1575–1624) – нем. философ-мистик, пантеист

Беркли Джордж (1685–1753) – епископ клоинский (Ирландия), основоположник агностицизма

Берье Пьер Антуан (1790–1868) – фр. адвокат и полит. деятель

Бессонов Петр Алексеевич (1827–1898) – рус. филолог

Бестужев-Рюмин Константин Николаевич (1829–1897) – рус. историк

Болеславы – польские короли из династии Пястов

Боноз (III в.) – один из 30 рим. тиранов, в 280–281 поднял восстание против императора

Бонозус (?–391) – епископ Сардиккский, ересиарх, основатель секты бонозианцев

Борджиа Александр IV – рим. папа (1492–1503)

Борил – племянник болгарского царя Асеня I, узурпировавший престол в 1207

Борис Годунов (ок. 1552–1605) – рус. царь с 1598

Боскович Роджер Иосиф (1711–1787) – католический священник славянского происхождения, математик, астроном, с 1740 член ордена иезуитов

Боссюэ Жак Бенинь (1627–1704) – фр. епископ, проповедник, писатель

Брокгауз Генрих (1804–1874) – сын Фридриха Арнольда Б., основателя печатной фирмы в Лейпциге; управлял ею с 1825

Бунзен Христиан Карл Иозиас (1791–1860) – прус. лютеранский теолог, дипломат, публицист, автор многочисленных богословских работ в области философии языка, истории религии и Библии

Бурбоны – королевская династия во Франции в 1589–1792, 1814–1815, 1815–1830

Буслаев Федор Иванович (1818–1897) – рус. филолог и искусствовед

Бэкон Роджер (ок. 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, автор богословских трактатов, проповедовавший необходимость непосредственного изучения Библии

Бэкон Франсис (1561–1626) – англ. мыслитель, родоначальник англ. материализма

Валентин (?–160) – философ-гностик, чьи сочинения дошли в передаче Иринея Лионского . Последователи Валентина, т.н. «валентинеане», образовали особое течение в христианстве, просуществовавшее до V в.

Валентинианы – рим. императоры, представители западной линии Феодосиева дома: Валентиниан I Флавий (321–375), преследовавший манихеев, укреплявший позиции церкви, проявлявший терпимость к язычникам; Валентиниан II (371–383); Валентиниан III (419–455)

Валид-Вали-Исаак-Ходжа – один из Сеидов, прямых потомков Мухаммеда, родоначальник ходжей

Валицкий Альфонс Осипович (1808–1858) – профессор греч. литературы, поэт, переводчик

Валлис Джон (1616–1703) – англ. математик

Валуа – династия фр. королей в 1328–1589

Валуев Дмитрий Александрович (1820–1845) – рус. историк, славянофил, племянник Хомякова

Варрон Марк Теренций (116–27 до н. э.) – рим. писатель, ученый-энциклопедист

Василий II Темный (1415–1462) Васильевич – великий князь Московский с 1425, во время правления которого был положен конец зависимости русской Церкви от Константинопольского патриарха

Василий IV Шуйский (1552–1612) – рус. царь в 1606–1610

Варвара, св. (? – ок. 306) – святая великомученица, погибшая в Гелиополе при императоре Максимилиане. На Русь мощи св. Варвары принесены из Константинополя в 1108 дочерью императора Александра Варварою (женою великого князя киевского Святополка II (Михаила))

Варнава (? – 76) – один из 70 апостолов, спутник апостола Павла, его послание включено в Новый Завет

Варсанофий Великий (к. V – к. VI в.) – монах-отшельник, особо почитаемый на христианском Востоке. Автор сочинений нравственно-аскетического характера

Вей (вэй) – китайская династия 386–535

Веллей Патеркул (ок. 20 г. до н. э. – ?) – рим. историк

Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805–1827) – рус. поэт, философ

Венелин (наст. фамилия Хуца) Юрий Иванович (1802–1839) – рус. филолог

Вергилий Марон Публий (70–19 до н. э.) – рим. поэт

Веспасиан Тит Флавий (9–79) – рим. император с 69

Веспуччи Америго (между 1451 и 1454–1512) – флорентийский мореплаватель

Викрамадитья (VI в.) – царь Уджайини в Индии; от него ведет счет «Эра Викрамы»

Виллеброд (Вильброд; 658–739) – герм. проповедник

Вильфрид (634–709) – епископ Йоркский

Вине Александр Рудольф (1797–1847) – швейц. реформат, богослов и историк литературы

Владимир II Мономах (1053–1125) – великий князь киевский с 1113

Всеволод Святославич (? – 1196) – князь Трубчевский и Курский, брат Игоря Святославовича Новгород-Северского

Всеслав Брячиславич (? – 1101) – князь Полоцкий (с 1044), внук великого князя Владимира

Вульстон Томас (1669–1733) – англ. богослов, настаивавший на аллегорическом истолковании чудес Христа, умер в тюремном заключении

Вяземский Петр Андреевич (1792–1878) – рус. поэт и критик

Вяземский Павел Петрович (1820–1888) – сын П.А. Вяземского, историк литературы, писатель

Гагарин Иван Сергеевич (1814–1882) – публицист, религ. мыслитель

Газневиды – династия, правившая в Газневидском гос. (X–XII вв.), располагавшемся на территории совр. Афганистана, Ирана, Ср. Азии, Индии

Гален Клавдий (ок. 130 – ок. 200) – др.-рим. врач, философ-эклектик

Гален Христофор-Бернгард (1600–1678) – князь, епископ Мюнстерский

Гампден Рен Диксон (1793–1868) – епископ Гертфордский

Ганка Вацлав (1791–1861) – чешский писатель, филолог

Ганнибал (247 или 246–183 до н. э.) – карфагенский полководец

Ганноверская династия – англ. королевская династия в 1714–1901

Гаральд Гильдетанд (к. VII – н. VIII вв.) – полулегендарный король Дании и Швеции

Гардарик – легендарный славянский князь

Гейнрих Латыш (1187–1259) – латвийский хронист

Гелиогобоал – см. Аврелий Марк Антоний

Геннадий (? – 1505) – архиепископ Новгородский (1484–1504), требовавший на соборе 1490г. расправы над т.н. новгородско-московской ересью

Генрих II Плантагенет (1133–1189) – англ. король с 1154, основатель династии Плантагенетов

Генрих VIII (1491–1547) – англ. король с 1509, при нем была проведена Реформация

Георгий Великомученник (Победоносец; к. III – н. IV вв.)

Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н. э.) – др.-гр. историк

Гесиод (VIII–VII в. до н. э.) – первый, известный по имени др.-греч. поэт

Гиббон Эдуард (1737–1794) – англ. историк

Гизо Франсуа (1787–1874) – фр. историк

Гильдебрант – см. Григорий VII

Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872) – рус. фольклорист, историк

Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824–1887) – рус. публицист, издатель и редактор; славянофил

Гистасп – др.-иран. маг, которому в начале нашей эры приписывалось апокалиптическое сочинение, предсказавшее гибель Рима и победу Востока

Глаголев Андрей Гаврилович (1793 или 1799–1844) – рус. критик, теоретик литературы

Гладстон Уильям Юарт (1809–1898) – англ. гос. деятель и писатель, автор ряда этюдов по богословию и философии, четырежды был премьер-министром Англии

Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович (1813–1889) – киевский профессор философии

Гонорий I (? – 638) – рим. папа с 625, был предан анафеме как еретик на Константинопольском соборе

Гонорий III (Ченчио Савелли; ? – 1227) – рим. папа, покровительствовавший нищенствующим монашеским орденам: в 1216 утвердил доминиканский, в 1223 – францисканский ордена

Горский Александр Васильевич (1812–1875) – историк, археограф, автор трудов по истории раннего христианства и русской Церкви, впоследствии – ректор Московской Духовной Академии

Готфрид (IX в.) – ютландский король

Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – рус. историк, общ. деятель, профессор Московского университета, лидер моск. западников

Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020–1085) – рим. папа с 1073; боролся с императором Генрихом IV за инвеституру

Григорий св., Неокесарийский Чудотворец (ок. 221 – ок. 270) – отец церкви, видный богослов Александритской школы

Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394) – церк. писатель, богослов, с 372 епископ Нисский

Григорий (Постников; ? – 1860) – богослов, с 1855 митрополит С.-Петербургский и Новгородский

Григорий (Николай Миткевич; 1807–1881) – церк. писатель, ректор Казанской Духовной Академии, затем архиепископ Калужский

Григорий Турский (ок. 540 – ок. 594) – епископ г. Тура (в Галии) с 573, автор «Истории франков»

Григорий – дьякон Новгородский, переведший и записавший в 1056–1057 Евангелие для Новгородского посадника Остромира

Гримм, братья: Якоб (1785–1863), Вильгельм (1786–1859) – нем. филологи, основатели филологической школы

Гротефенд Георг Фридрих (1775–1853) – нем. филолог, заложивший основы дешифровки др.-перс. клинописи

Гумбольдт Фридрих Вильгельм фон (1767–1835) – прус. лингвист и гос. деятель

Гус Ян (1371–1415) – лидер религиозно-национального движения чеш. народа

Гюльман Карл-Дитрих (1765–1846) – нем. историк

Даниил Александрович (1261–1303) – мл. сын Александра Невского, князь Московский с 1276, причислен Церковью к лику святых

Даниил (до 1492–1547) – рус. митрополит в 1522–39, публицист, глава иосифлян, боровшийся с нестяжателями и еретиками

Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – рус. философ, публицист и социолог, идеолог панславизма

Дарий – имя нескольких царей др.-перс. династии (V–II в. до н. э.), наиболее известен Дарий I (522–486 до н. э.)

Дацибал (Децибал) (к. I – н. II в.) – последний выдающийся царь даков, разбитый во II-ой дакской войне легионерами Траяна

Девар – нем. философ

Дегинь Жозеф (1721–1800) – фр. историк-ориенталист

Дедрик (Дедре) Пьер – французский архитектор и археолог

Декарт Рене (1596–1650) – фр. философ, физик, математик

Джемшид – др.-перс. царь, основатель (по Зендавесте) культуры и религии

Диоскер (?–454) – патриарх Александрийский, защитник еретика Евтихия, участник монофизитской смуты

Дитрих Бернский – герой германских сказаний (в реальности – Теодорих; ок. 454–526), король ост-готов

Дмитрий Александрович (1250–1294) – сын Александра Невского, великий князь Владимирский (с 1276)

Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь Московский (1359) и Владимирский (1362)

Добрыня (X в.) – воевода Владимира I Святого, посадник Новгородский

Довмонт (в крещении Тимофей; ? – 1299) – выходец из литовских князей, князь Псковский с 1266, причислен к лику святых

Долгоруков Григорий Федорович (1656–1723) – князь, рус. дипломат

Доминик (1170–1221) – основатель Доминиканского ордена (1215), в 1233г. признан святым католической Церковью

Евер – правнук Сима, последний из благочестивых библейских патриархов

Евклид (III в. до н. э.) – др.-гр. математик

Евмений (Евмен из Кардии; ? – 316 до н. э.) – полководец и секретарь Александра Македонского

Еврипид (ок. 480 – 406 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург

Евтихий (V в.) – архимандрит монастыря близ Константинополя, основатель монофизитства, осужденный за ересь на Константинопольском (448) и Халкедонском (451) соборах

Елизавета Петровна (1709–1761/62) – рос. императрица с 1741

Елисавета – мать Иоанна Крестителя

Жансений (Янсений) – см. Янсен

Жегер – аббат, автор жизнеописания Фотия

Жерсон Жан (1363–1429) – фр. богослов, сторонник реформации Церкви путем нравств. усовершенствования

Закхея – по преданию первый епископ Церкви Кесарии Палестинской

Зардушт (Зороастр, Заратуштра; XII–X вв. до н. э.) – пророк, реформатор древнеиранской религии

Зерников (Зерникав) Адам (1652–1692) – православный патролог, немец, принявший православие и постригшийся в монахи в Киево-Печерской лавре, создавший там монументальный труд об исхождении Святого Духа

Иаков – апостол, епископ Иерусалимский

Иаков – ветхозав. патриарх; родоначальник «двенадцати колен Израиля»

Иаков (Яков) Варадей (? – 578) – монофозитский епископ Эдесский, давший название яковитской Церкви

Ибн-Форулан (X в.) – араб, писатель и путешественник

Ибн-Эзра Моисей (1055–1139) – евр.-исп. поэт, автор религ. песен

Иван III Васильевич (1440–1505) – великий князь Московский с 1452

Иван IV Васильевич (Грозный) (1530–1584) – великий князь Всея Руси с 1533, царь с 1547

Иванов Александр Андреевич (1806–1858) – рус. художник

Игнатий Богоносец (? – 110) – епископ Антиохийский с 69, ученик апостолов

Игорь Святославич (1150–1202) – князь Новгород-Северский (1178) и Черниговский (1199)

Иванищев Николай Дмитриевич (1811–1874) – рус. юрист и историк, собиратель письменных памятников

Иероним (II в. до н. э.) – сир. военачальник

Иларион – др.-рус. писатель, І-й Киевский митрополит из русских с 1051

Иннокентий III (1160 или 1161–1216) – с 1198 папа рим., всемерно укрепивший папскую власть, инициатор крестового похода против альбигойцев, автор ряда богословских сочинений

Иннокентий Камчатский (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879) – миссионер рус. Америки, с 1840 – епископ Камчатский, Курильский и Алеутский, с 1863 – митрополит Московский

Иоанн VI Палеолог (? – 1448) – визант. император с 1425

Иоанн Богослов – один из 12 апостолов, писатель четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения

Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753) – визант. богослов, философ и поэт

Иоанн Лейденский (ок. 1509–1536) – гол. анабаптист, вождь мюнстерской коммуны (1534–1535)

Иоанн Салос (Салисберийский) (1115–1180) – англ. ученый схоласт

Иов – ветхозав. страдающий праведник

Иордан Христофор – историк готов VI в.

Ипполит (первая пол. III в.) – православный епископ Рима. Средневековая рукописная традиция приписывала ему авторство большого числа сочинений догматического, канонического и литургического характера

Ираклий (575–641) – визант. император с 610

Ирвинг Эдуард (1792–1834) – шотландец, основатель секты ирвингистов

Ириней (между 130 и 140 – ок. 202) – епископ Лионский с 177, церк. писатель

Исаак – ветхозав. патриарх

Иуда – сын Иакова, родоначальник колена Иудина

Иуда (Фаддей) – апостол, автор соборного послания, написанного в к. I в.

Кавелин Константин Дмитриевич (1818–1885) – рус. историк, публицист

Калед – см. Колье

Каликст (III в.) – папа рим.

Кальвин Жан (1509–1564) – церк. реформатор

Кальдерон де ла Барка (1600–1681) – исп. драматург

Калье Рене (1799–1838) – фр. путешественник по Африке

Камбис I (ок. 600 – 559 до н. э.) – царь персов

Камбис II – царь персов с 529 по 522 до н. э., отличавшийся жестокостью и деспотизмом

Капер – доктор богословия из Штутдгарта, автор труда «О религиозном состоянии евангелической Германии»

Капетинги – династия фр. королей в 987–1328, основанная Гуго Капетом

Карл Великий (742–814) – король франков с 768, с 800 рим. император

Карл Мартелл (ок. 688–741) – фактический правитель Франкского государства с 715, дед Карла Великого

Карл I (1600–1649) – англ. король с 1625 из династии Стюартов

Кирша Данилов (Кирилл Данилович; XVIII в.) – предполагаемый составитель первого сборника рус. былин

Киаксар (ок. 625–585/584 до н. э.) – царь Мидии, уничтоживший в союзе с Вавилонией в 605г. Ассирийскую державу

Кикин Александр Васильевич (? – 1718) – деятель эпохи Петра I, казненный по делу царевича Алексея

Кир II Великий (? – 530 до н. э.) – первый царь (с 558 до н. э.) гос. Ахменидов, покоритель Вавилона и Месопотамии

Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – рус. философ-славянофил

Кирилл – митрополит, переводчик Галена

Кирилл Белозерский (1337–1427) – архимандрит Симонова монастыря (1388–1390), основатель Кирилло-Белозерского монастыря

Кирилл Лукарис (1572–1638) – настоятель греч. монастыря на о. Кипр, с 1621г. патриарх Константинопольский, вел активную борьбу с иезуитами, поддерживал деятельные сношения с унитами и протестантами, низложен за ересь кальвинизма (1638)

Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (ок. 815–885) – братья слав. просветители, проповедники христиан

Кифа – см. Петр

Клавдиан Клавдий (ок. 375 – после 404) – рим. поэт

Клавигер (Клавихо) Рюи Ганзалес – исп. путешественник, посетивший в начале XV в. двор Тамерлана

Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215) – основатель Александрийской школы богословия, христ. теолог и писатель

Климент, св. (? – ок. 103) – отец Церкви, сотрудник апостола Петра, епископ Римский с 92 г., автор первого и второго «Посланий к Коринфянам»

Козмас (Козьма) Пресвитер – болгарский писатель X в.

Колридж Сэмюэл Тейлор (1772–1834) – англ. поэт и литературный критик

Колумбан (550–615) – святой, один из старейших проповедников христианства среди германцев

Комбасерес (Камбасерес) Жан Жак (1753–1824) – фр. политический деятель

Комаровский Егор Евграфович (1803–1873) – граф, цензор, знакомый Хомякова и Киреевского

Константин Великий (ок. 285–337) – рим. император с 306

Константинов Егор Константинович – историк

Константинов Константин Иванович (1817, по другим данным 1819–1871) – рус. ученый в обл. артиллерии; генерал-лейтенант

Констанций II (317–361) рим. император в 337–361

Конфуций (Кун-цзы; ок. 551–479 до н. э.) – др.-кит. мыслитель

Конг-фу-тсеу – см. Конфуций

Корнилий – рим. сотник Италийского полка, после явления ему ангела принявший крещение от апостола Петра

Корнилий – один из первых по времени рус. расколоучителей

Корреджо (наст. фамилия: Аллегри) Антонио (ок. 1489–1534) – итал. живописец

Корш Евгений Федорович (псевд.: Челышевский Н.; 1811–1897) – рус. журналист, критик, переводчик

Коссович Каэтан Андреевич (1815–1883) – санскритолог, переводчик древнеиндийских текстов

Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – рус. общ. деятель, близкий к славянофилам

Крез (595–546 до н. э.) – последний царь Лидии (с 560)

Ктезий Книдский (ок. 400 до н. э.) – перс. историк

Кузен Виктор (1792–1867) – фр. философ-идеалист, эклектик

Кук Джеймс (1728–1779) – англ. мореплаватель

Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – писатель, полит. деятель

Кювье Жорж (1769–1832) – фр. зоолог

Лазарь – брат Марфы и Марии, воскрешенный Иисусом Христом

Лакордер Анри Доминик (1802–1861) – фр. проповедник

Ламартин Альфонс (1790–1869) – фр. писатель и полит. деятель

Лао-цзы (IV–III в. до н. э.) – автор трактата «Дао дэ цзин», основатель даосизма

Лаперуз Жан Франсуа (1741–1788?) – фр. мореплаватель

Лев X (1475–1521) – рим. папа с 1513, поощрявший торговлю индульгенциями; в 1520 отлучил от Церкви М. Лютера

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) – нем. философ-идеалист, математик, физик, языковед

Леклерк Николай Габриель (1726–1798) – фр. врач и историк

Лжедмитрий I (? – 1606) – рус. царь с 1605, самозванец (предположительно Отрепьев Г.)

Лжедмитрий II («Тушинский вор»; ? – 1610) – самозванец неизвестного происхождения

Лже-Нероны – самозванцы, трижды появлявшиеся после смерти в 68 г. рим. императора Клавдия Нерона

Либерий – папа рим. в 352–366 гг., отпал от Церкви в арианство

Лойола Игнатий (1491?–1559) – основатель ордена иезуитов в 1540

Лоос Хеприкус (1813–1873) – янсенистский архиепископ Утрехтский в 1858–1873, после 1870 присоединился к старокатоликам

Лоранси Пьер-Себастьен (1793–1876) – фр. католический журналист, основатель «Currier de l'Еurоре» и главный редактор «Quotidienne», затем «Union monarchque»

Лоскомб (Люскомб) Микаэл Генри Торнхилл (1776–1846) – епископ Парижской Шотландской Церкви (с 1825), наиболее последовательный сторонник тенденции к «кафоличности», покровительствовавший начинаниям Пальмера. Помогал основанию «Christian Remembrancer» (1841)

Луден Герих (1788–1847) – нем. историк

Лука Евангелист – писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских, живописец

Лукреций (Тит Лукреций Кар; I в. до н. э.) – рим. поэт и философ

Людовик XIV (1638–1715) – фр. король с 1643

Лютер Мартин (1483–1546) – лидер Реформации в Германии

Маврикий (VI в.) – визант. император, автор «Strategicum», где, в частности описывал нравы и воинский быт славян

Магомет – см. Мухаммед

Макиавелли Никколо (1469–1527) – ит. полит. мыслитель, писатель

Маккавеи – семейство иудеев священнического рода, в 167 до н. э. возглавившее борьбу против сирийского царя Антиоха

Максим Грек (Михаил Триволис; ок. 1475–1556) – богослов, публицист, переводчик, осужденный на соборе 1525

Максимович Михаил Александрович (1804–1873) – укр. и рус. естествоиспытатель, филолог, историк, издатель альманахов

Мальбранш Никола (1638–1715) – фр. философ-идеалист, представитель окказионализма

Марсо Франсуа (1769–1796) – фр. генерал

Марк – апостол и евангелист

Марк Эфесский (Ефесский; ? – 1450) – митрополит Эфесский, защитник православия на Флорентийском соборе (1439) и после него

Матфей – апостол и евангелист

Мейрюес – парижский типографщик-издатель, печатавший сочинения Вине

Мелер Иоган Адам (1796–1838) – рим. богослов, стремившийся утвердить римско-католическое понимание Церкви не на схоластике, а на патристике первых веков

Мельхиседек – библейский священник, царь Солима

Менес (IV тыс до н. э.) – егип. царь, основатель Мемфиса

Меренрхес (Меренра I; 2-я пол. XXIV в. до н. э.) – четвертый фараон VI династии

Меровинги – первая королевская династия во Франкском гос-ве (к. V в. – 751)

Местр Жозеф Мария де (1753–1821) – фр. публицист и религиозный философ, один из идеологов клерикально-монархического движения

Мефодий – см. Кирилл и Мефодий

Миллер Орест Федорович (1833–1889) – рус. литературовед, фольклорист

Мильтон Джон (1608–1674) – англ. поэт, полит. деятель

Минин Козьма Захарьевич (? – 1616) – один из руководителей 2-го земского ополчения 1611–1612

Михаил VIII (Греческий; 1224–1282) – Никейский император с 1259, с 1261 император Византии, основатель династии Палеологов

Михаил Федорович (1596–1645) – рус. царь с 1613, первый из династии Романовых

Моисей – ветхозаветный патриарх

Мономаховичи – потомки Владимира Мономаха, правившие на Волыни, в Галиче, Смоленске, Владимире, Суздали

Монтень Мишель де (1533–1592) – фр. философ-гуманист

Мстислав Владимирович (? – 1036) – князь Тмутараканский и Черниговский, упоминаемый в «Слове о полку Игореве»

Мстислав (? – 1180) – князь Смоленский и Новгородский

Мур Томас (1779–1852) – англ. поэт-романтик

Мурильо Бартоломе Эстебан (1618–1682) – исп. живописец

Мухаммед (Магомет; ок. 570–632) – основатель ислама, в 630–631 глава первого мусульманского теократического гос. (в Аравии)

Мухаммед II Ала-ад-дин (? – 1220) –хорезмшах, распространивший свою власть на Иран, Азерб., Харасан, Афганистан и др. терр., потерпел поражение в войне с Чингисханом (1220)

Набонассар (Набоналасар) – основатель Нововалинского царства и халдейской династии, правил в 626–605 до н. э.

Нафанаил (Варфоломей) – один из 12 апостолов

Неандер Иоханн (1789–1850) – нем. теолог

Нерон (37–68) – рим. император с 54

Нестор (XI – нач. XII в.) – монах Киево-Печерского монастыря, летописец, автор «Повести временных лет»

Несторий (? – 451) – патриарх Константинопольский (428–431), знаменитый ересиарх, пересматривавший основной христианский догмат воплощения и возобновлявший тем самым ересь Павла Самосатского, осужден вселенским Ефесским собором в 431

Ниврод (Нимврод) – легендарный строитель Вавилонской башни

Николаи – доктор богословия

Николай I – папа рим. (858–867), анафемствовал Св. патриарха Фотия, за что сам был подвергнут анафеме, умер перед отлучением, не успев узнать о нем. Поставил римскую Церковь на грань раскола, предотвращенного лишь его смертью

Николь Карл Евгений (1758–1835) – фр. педагог, аббат

Николя Жан-Жак-Огюст (1807–1888) – фр. рел. писатель и гос. деятель

Никон (1601–1681) – патриарх Московский (1652–1658)

Ниль Джон Мэйзон (1818–1866) – англ. историк христ. Востока и литургист

Нимрод – см. Ниврод

Нин – полководец

Ной – библейский патриарх

Нума (Помпилий) – второй царь Древнего Рима в 715–673/672 до н. э.

Ньюмен Джон Генри (1801–1890) – англ. теолог, педагог, публицист и церк. деятель. В 1845 перешел из англиканства в католичество, с 1879 кардинал

Овербек Фридрих (1789–1869) – нем. живописец, основатель т.н. братства назарейцев

Одоевский Владимир Федорович (1803 или 1804–1869) – рус. писатель, музыкальный критик

Оккам Уильям (ок. 1285–1349) – англ. церк. полит. писатель, монах-францисканец, логик

Олеарий Адам (1603–1671) – нем. ученый, писатель, путешественник, автор обширного описания быта и нравов Руси пер. пол. XVII в.

Ольга св. (? – 969) – княгиня, жена киевского князя Игоря, приняла христианство ок. 957

Ольговичи – потомки князя Олега Святославовича, владевшие уделами в Киевском, Черниговском, Новгород-Северском и др. княжествах

Омар I (ок. 591 или 581–644) – второй халиф с 634 Арабского халифата, ближайший сподвижник Мухаммеда

Омар II Ибн Абад аль-Азиз (? – 917) – Омеядский халиф

Омейяды – династия араб. халифов в 611–750, происходившая из рода Омейя араб. мекканского племени курейш

Онорий – см. Гонорий

Османы – династия тур. султанов в 1299/1300–1922, основанная Османом

Остаде Исаак ван (1621–1649) – гол. художник

Оттоны – династия императоров Священной Рим. империи 962–1214

Павел (? – ок. 57 или 64 г.) – первоверховный апостол, автор 14 посланий

Пакстон Джон – англ. архитектор

Палеологи – см. Михаил ѴІП и Иоанн VI

Пальмерстон Генри Джон (1784–1865) – премьер-министр Великобритании в 1855–58 и с 1859г.

Панини (V–IV вв. до н. э.) – др.-инд. лингвист, создавший первую в Индии нормативную грамматику санскрита и частично ведийского языка

Пантен (? – 203) – философ-стоик, затем – христианин, в 170–190 г. возглавлял Александрийское огласительное училище, учитель Климента Александрийского

Папий (II в.) – епископ Иерапольский, составивший около 130г. «Толкования Господних словес»; по сообщению св. Иринея был другом св. Поликарпа Смирнского и слушал апостола Иоанна; евангельский материал представлен в его книгах отчасти еще в устной традиции

Паскаль Блез (1623–1662) – фр. рел. философ, писатель, математик и физик

Патен Генри Жозеф Гильом (1793–1876) – фр. писатель, профессор латинской словесности

Пелагий (ок. 360 – после 418) – христ. монах-философ, основатель пелагианства, осужденного как ересь на III Вселенском соборе (431)

Пелег – см. Фалек

Персиянин-колдун (Лже Смердис, Гаумата) (VI в. до н. э.) – маг, захвативший власть в Персии, поднявший восстание против Кира II, выдававший себя за брата последнего

Петр (? – ок. 57 или 64) – первоверховный апостол, первый римский епископ

Петр – сын болгарского царя Симеона (с 919г.)

Петр св. (? – 1326) – митрополит Ростовский, рус. митрополит с 1308, перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву

Петр I Великий (1672–1725) – рус. царь с 1682

Петр Ломбардский (? – 1164) – знаменит. схоластик, с 1159 – еп. Парижский

Пий IX (1792–1878) – рим. папа с 1846

Пиндар (ок. 518–442 или 438 до н. э.) – др.-гр. поэт-лирик и гимнограф

Пипины – представители Каролингской династии во Франкском гос-ве, основанном Пипином Коротким в 751

Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) – гр. философ-скептик; его сочинения утрачены

Писарро Франсиско (1470/75–1541) – исп. конкистадор

Питеас (Пифей; IV в. до н. э.) – др.-гр. мореплаватель, совершивший в 350 и 320 плавание вдоль западных берегов Европы и сообщивший о природе и занятиях населения Британских островов

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) – др.-гр. мыслитель, рел. и полит. деятель, основатель пифагореизма, математик

Пиципиос Иаков – грек-католик, автор книги о православной Церкви

Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.) др.-гр. философ

Плиний Старший (23 или 24–79) – рим. писатель, ученый

Плиний Младший (61 или 62 – ок. 114) – рим. писатель, консул (100), императорский легат (111–113)

Погодин Михаил Петрович (1800–1875) – рус. историк, писатель

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578–1642) – князь, рус. полководец

Поликарп (? – 155) – апостол Смирнский, ученик Св. апостола Иоанна Богослова, один из первых христианских богословов

Поло Марко (ок. 1254–1324) – итал. путешественник

Понселе Жан Виктор (1788–1867) – фр. математик и инженер, с 1857 ин. чл.-корр. Петербургской Академии Наук

Понтий Пилат – рим. прокуратор Иудеи 26–36

Поп Александр (1688–1744) – англ. поэт

Попов Александр Николаевич (1820–1877) – рус. историк, славянофил

Попов Евгений Михайлович (1813–1875) – священник, настоятель посольской церкви в Лондоне

Посошков Иван Тихонович (1652–1726) – рус. экономист и публицист

Пракситель (ок. 390 – ок. 330 до н. э.) – др.-гр. скульптор

Прокопий Кесарийский (ок. 500 – после 565) – визант. историк

Прокопович Феофан (1681–1736) – рус. гос. и церк. деятель, писатель

Пропий (Проб) Марк Валерий (I в. до н. э.) – рим. филолог из Берита

Протасов Николай Александрович (1799–1855) – граф, обер-прокурор синода с 1836 по 1855

Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160) – др.-гр. астроном, создатель геоцентрической системы мира

Пьюзей (Пьюзи) Эдвард Бовари (1800–1882) – английский теолог, видный деятель «оксфордского движения», стремившийся к объединению католической и англиканской церквей, основатель т.н. «пьюзеизма»

Радовиц Иосиф (1797–1853) – рус. генерал и гос. деятель, убежденный католик, автор книги «Современные разговоры о Государстве и Церкви» (1846)

Рамзес II Великий (1371–1251 до н. э.) – егип. фараон

Редкий Петр Григорьевич (1808–1891) – рус. правовед, историк философии и педагог

Ремюза Франсуа Шарль (1797–1875) – фр. полит. деятель и писатель

Робертсон Вильям (1721–1793) – шотл. историк

Ровоам – сын и преемник царя Соломона

Родап – историк

Роман Мстиславович (? – 1205) – князь Новгородский (1168–69), Владимиро-Волынский (с 1170), Галицкий (с 1199)

Романовы – боярский род в России XIV–XVI вв., с 1613 – царская, с 1721 – императорская династия

Россель Джордж Вильям (1790–1846) – лорд, английский генерал- майор

Ростопчина Евдокия Петровна (1811/12–1858) – рус. писательница

Рувим – старший сын Иакова, один из 12 патриархов

Рыбников Павел Николаевич (1831–1885) – рус. фольклорист

Рюрик (? – 871) – варяжский военачальник, легендарный основатель первой княжеской династии на Руси

Сабакон (Севекон) – царь эфиопский

Саксон Грамматик (1140–ок. 1208) – дат. хронист-летописец

Сальвиян (Сальвиан) (ок. 400–480) – христианский писатель

Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – рус. философ, историк, публицист, славянофил

Санд Жорж (наст. имя Автора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1804–1876) – фр. писательница

Санхониатон (возможно: Санахт) – егип. фараон второй династии Раннего царства

Сасаниды – династия иран. шахов в 224–651

Святополк I Окаянный (ок. 980–1019) – князь Туровский (с 988), Киевский (1015–1019), старший сын Владимира I, убийца Св. Бориса и Глеба

Святополк II Изяславич (1050–1113) – князь Полоцкий (1069–71), Новгородский (1078–88), Туровский (1088–1093), великий князь Киевский с 1093

Святополк (IX в.) – Моравский князь

Святослав I (? – 972) – князь Киевский

Сесострис – см. Сенусерт

Семирамида (ассир. Шаммурамат) (к. IX в. до н. э.) – царица Ассирии, с именем которой связаны завоеват. походы и сооружение висячих садов в Вавилоне

Сенусерт III (гр. прочтение: Сесострис; 1877–1839 до н. э.) – легендарный егип. фараон XII династии, в царствование которого Среднее царство достигло наивысшего расцвета

Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – церк. и гос. деятель

Серторий Квинт (ок. 122–72 до н. э.) – рим. полководец и руководитель антиримского восстания иберийских племен в Испании

Сибур Мария-Доминик (1792–1857) – архиепископ Парижский, убитый бывшим священником его иерархии; отстаивал принятый в 1854 католический догмат о непорочности зачатия Девы Марии

Сикст V (Феликс Перетти; 1521–1590) – папа рим. с 1585, знаменитый своей административной деятельностью в Папской области и Риме

Сильвестр (? – ок. 1566) – священник моск. Благовещенск. собора с к. 1540-х, духовник Ивана Грозного, автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий

Сим – старший сын Ноя

Симеон Иванович Гордый (1340–1353) – великий князь московский и владимирский

Симеон Новый Богослов (946–1022) – визант. религ. писатель, поэт, философ-мистик

Симеон (? – 927) – болг. князь с 893, царь с 919, расширивший территорию Болгарского царства, при Симеоне зародилось богомильство

Сиф – третий сын Адама

Скимнос Хиосский (ок. 200 до н. э.) – гр. географ, автор не сохранившегося описания Европы и Азии

Сократ (470/469–399 до н. э.) – гр. философ

Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) – рус. историк, профессор и ректор (1871–1877) Московского университета

Софокл (ок. 496–406 до н. э.) – др. гр. поэт-драматург

Спенсер Герберт (1820–1903) – англ. философ и социолог, один из родоначальников позитивизма, основатель органической школы в социологии

Спиноза Бенедикт (1632–1677) – нидер. философ

Стагирит – см. Аристотель

Сталь – см. Шталь

Стефан Яворский – см. Яворский С.

Стефенс Джозеф Райнер (1805–1879) – англ. методистский проповедник

Стилихон (ок. 360–408) – рим. полководец из вандалов; с 395 фактически правил западной частью Рим. империи в качестве опекуна малолетнего императора Гонория

Страбон (64 до н. э. – 23/24 н. э.) – др. географ и историк

Строев Павел Михайлович (1796–1876) – рус. историк, археограф

Стюарты – королевская династия в Шотландии (1371–1714) и в Англии (1603–1649, 1660–1714)

Сулейманы – династия турецких султанов, основанная Сулейманом I в 1520г.

Тахмураск – легендарный царь первой династии Ирана

Тацит Публий Корнелий (ок. 58 – ок. 117) – рим. историк и писатель

Тевдемир (нач. XI в.) – печенежский князь

Тейнер Августин (1804–1874) – католический богослов, кантонист и историк, отстраненный от должности префекта в Ватикане вследствие вражды иезуитов

Телль Вильгельм – герой швейц. народной легенды XIV в.

Темуджин (Темучин) – см. Чингисхан

Терезия св. (Тереза де Авила; 1515–1582) – исп. религ. деятельница, писательница-мистик, реформатор ордена кармелитов, канонизирована в 1622

Теренций Публий (ок. 195–159 до н. э.) – рим. комедиограф

Тертуллиан (ок. 160 – после 220) – христ. теолог и писатель, в конце жизни отпавший в монтанизм и выступавший против Церкви

Тиберий (42 дон. э. – 37 н. э.) – рим. император с 14, пасынок Августа

Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – ср.-азиат. полководец, с 1370 эмир

Тимуриды – династия, правившая в Ср. Азии в 1370–1507, основанная Тимуром

Тирш Генрих Вильгельм (1817–1885) – теолог-ирвингианец, историк Церкви

Тит – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла, епископ о. Крит

Тихик – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла во время путешествия из Македонии в Иерусалим

Тоба Гуй – вождь племени Тоба, основатель гос. и династии в 385–535 на территории Сев. Китая

Толюк Фридрих Август Готфрид (1799–1877) – нем. лютеранский богослов, историк школы Неандера

Тотила (? – 552) – король остготов с 541, успешно воевавший против Византии

Траян (53–117) – рим. император с 98, из династии Антонинов

Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768) – рус. поэт, филолог

Троекуров Иван Федорович (? – 1621) – князь, боярин

Тэн Ипполит (1828–1893) – фр. литературовед и философ, родоначальник культурно-исторической школы

Тюдоры – королевская династия в Англии 1485–1603

Уиклиф Джон (между 1320 и 1330–1384) – англ. реформатор

Ульфила (ок. 311 – ок. 383) – первый распространитель христианства среди германских племен, «епископ готов» (приблиз. с 341)

Ушер – см. Юшер

Фалек – сын Евера

Фастида (Фастид) (III в.) – царь восточно-германского племени гепидов

Федор Алексеевич (1661–1682) – рус. царь с 1676

Фейербах Людвиг (1804–1872) – нем. философ

Федор Иоаннович (1557–1598) – рус. царь с 1584

Феодорит (V в.) – глава антиохской школы в православной христологии

Феодосий II (408–450) – император Византии

Фидий (ок. 485 – ок. 432 до н. э.) – др.-гр. скульптор

Филарет (Федор Никитич Романов; ок. 1554/1555–1633) – рус. патриарх (1608–10 и с 1619)

Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1782–1867) – рус. церк. деятель, митрополит Московский с 1826

Филипп – апостол из числа 12

Филипп II (1527–1598) – исп. король с 1556

Фихте Иоганн Готлиб (1762–1814) – нем. философ

Фишер Куно (1824–1907) – нем. историк философии

Фокс Джордж (1624–1691) – основатель секты квакеров

Фома – апостол

Фома Аквинский (1225 или 1226–1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христ. аристотелизма

Фотий (ок. 810–90-е гг. IX в.) – константиноп. патриарх в 858–867, способствовавший распространению визант. влияния в Болгарии, Моравии, Руси, автор богослов. сочинений и писем

Франк Себастьян (1499–1542 или 1543) – нем. гуманист, философ и историк, выступавший против католицизма

Фридрих Каспар Давид (1774–1840) – нем. живописец

Фридрих II (1712–1786) – прус. король с 1740; из династии Гогенцоллернов

Фридрих II Штауфен (1194–1250) – герм. король и император Священной Рим. империи с 1212, активно боровшийся с папством

Хам – один из трех сыновей Ноя

Хеопс (XXVII в. до н. э.) – егип. фараон IV династии

Хлодвиг I (ок. 466–511) – король франков из рода Меровингов, основатель Франкского гос.

Хомяков Дмитрий Алексеевич – сын А.С. Хомякова

Хомяков Степан Алексеевич (1837–1838) – старший сын А.С. Хомякова

Хомяков Федор Алексеевич (июнь – окт. 1838) – второй сын А.С. Хомякова

Хомякова (в девич. Языкова) Екатерина Михайловна (1817–1852) – жена А.С. Хомякова

Хун Сю-Цзюань (1814–1864) – руководитель и организатор Тайпинского восстания 1850–64 в Китае, с 1852 гос-ва тайпинов

Цвингли Ульрих (1484–1531) – деятель Реформации в Швейцарии, основатель цвинглианства

Цезарь Гай Юлий (102 или 100 – 44 до н. э.) – рим. диктатор, полководец

Цейс Иоган Каспар (1806–1856) – нем. филолог, историк

Цицерон Марк Туллий (106 – 43 до н. э.) – рим. оратор и писатель

Челышевский – см. Корш Е.Ф.

Чингисхан (Тэмуджин, Темучин; ок. 1155–1227) – основатель и великий хан Монгольской империи с 1206

Чичерин Борис Николаевич (1828–1904) – рус. юрист, историк, философ

Шампольон Жан Франсуа (1790–1832) – фр. египтолог, основатель египтологии

Шатобриан Франсуа Рене де (1768–1848) – фр. писатель

Шафарик Павел Иосеф (1795–1861) – филолог, историк, деятель словацкого и чешского нац. движения

Шебуев Василий Косьмич (1777–1855) – рус. живописец

Шеллей (Шелле) Анри Давид (1751–1823) – швейц. проповедник и публицист

Шелли Перси Биши (1792–1822) – англ. поэт-романтик

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – нем. философ

Шиллер Иоганн Фридрих (1759–1805) – нем. поэт, драматург

Шлецер Август Людвиг (1735–1809) – нем. историк и филолог

Шлоссер Фридрих Кристоф (1776–1861) – нем. историк

Шталь (Сталь) Фридрих Юлиус (1802–1861) – нем. лютеранский филолог и публицист

Штирнер Макс (наст. имя и фамилия Каспар Шмидт; 1806–1856) нем. философ-младогегельянец

Штраус Давид-Фридрих (1808–1874) – нем. философ, историк, теолог и публицист

Эвальд Генри (1803–1875) – нем. ориенталист, библеист

Эдуард I (1239–1307) – англ. король с 1272 из династии Плантагенетов

Эраст Фома (XVII в.) – основатель в Англии секты, отрицавшей Церковь

Эрманарих (? – 373) – король остготов

Эсхил (ок. 525–456 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург

Юм Давид (1711–1776) – англ. философ, историк, экономист

Юстиниан I (482 или 483–565) визант. император с 527

Юшер (Ушер) Джеймс (1581–1656) – англ. архиепископ в Ирландии, проповедник кальвинизма

Яворский Стефан (1658–1722) – рус. церк. деятель, писатель, в 1700–21 местоблюститель патриаршего престола

Ягер – см. Жегер

Языков Николай Михайлович (1803–1846/47) – поэт

Янсен (Жансен) Корнелий (1585–1638) – гол. теолог, давший имя движению янсенизму

Яо – китайский император

Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) – великий князь Киевский (1019)

* * *

716

Впервые: Соч., II, 399–407·, кроме <"Отрывка о церковных и административных вопросах">. Два отрывка (<"Построение жизни Спасителя"> и <"Заметки для исследования о подлинности Евангелия от Матфея">) нами опущены. Нуждающиеся в основательном и кропотливом научном исследовании, к чему не имеется здесь возможности, – они совершенно темны. Отрывок «О Св. Троице» не был включен в это издание вследствие сомнений Самарина в принадлежности его Хомякову (опубл.: ПСС, II, 512–513; латинский подлинник без перевода; там же, 430–431, – <"Отрывок о церковных и административных вопросах">).

Первая публикация сопровождалась примечанием Самарина: «В портфеле А.С. Хомякова нашлось несколько клочков бумаги, исписанных его рукою, большей частью карандашом (почти стершимся), и содержащих в себе разного рода перечни, ссылки, намеки, иногда оглавления задуманных трудов. Разумеется, многое в них непонятно и почти все неопределенно и загадочно; но из этого полумрака пробиваются иногда неожиданные лучи, открывающие дальние, еще не исследованные горизонты. Вот почему мы сочли не лишним дать место в этом томе некоторым из этих отрывков. Мысль Хомякова, даже недосказанная, стоит того, чтобы на ней остановить внимание; и мы уверены, что, по крайней мере, для некоторых читателей, не лишены будут интереса эти последние, едва заметные следы ее».

Неполный автограф «Отрывков...»: ГИМ. Ф. 178. Ед. хр. 17. Лл. 51–55.

717

Публикация сопровождалась примечанием Ю.Ф. Самарина: «Этот отрывок писан задолго до сороковых годов, после первых занятий А.С. Хомякова немецкой философией и прежде, чем он изучил Гегеля. Некоторых строк нет возможности разобрать; но самое замечательное сохранилось: собственное построение автора, в котором выражено его понятие об отношении воли к необходимости».

Конечно, датировка по такому отрицательному признаку, как умолчание о Гегеле, может быть неудачно, – например Хомяков не называет и Шеллинга, хорошо ему известного; его стихи «Заря» (1825), «Молодость» (1827), «Желание» (1827) отмечены явным влиянием шеллинговской натурфилософии. Тем не менее Ю.Ф. Самарин прав. Относительно большое место, отводимое здесь Бенедикту Спинозе, скорее всего, представляет собою попытку преодолеть воздействие друзей-любомудров. «Мы особенно высоко ценили Спинозу и его творения, мы считали их много выше Евангелия и других священных писаний» (Кошелев А.И. Записки. 1812–1883. Берлин, 1884. С. 12). Несмотря на формальную самоликвидацию кружка любомудров после декабрьского восстания 1825г., их деятельность активизировалась именно в конце 1820-х гг., – таким образом, рубеж 1820–1830 гг. – наиболее вероятное время создания этих заметок.

718

Якоб Беме, немецкий метафизик, не знакомый Хомякову, был известен в русском переводе уже в конце XVII в.; первые печатные издания появились столетие спустя, из них наиболее заметное: Бем Иаков. Christosophia, или Путь ко Христу. СПб., 1815.

719

Говоря о предшественниках Спинозы, Хомяков, быть может, имеет в виду Рене Декарта, Френсиса Бэкона и Томаса Гоббса, но не исключено, что и непосредственного учителя Спинозы – иезуита Франциска ван-ден- Энде.

720

Иммануил Кант начинал с трудов по космогонии; перелом в его творчестве, переход к так называемому критическому периоду, произошел в конце 1760-х гг. Среди ортодоксальных учеников Канта крайним своеобразием его трактовки отличался Карл Леонгард Рейнгольд, однако эту фразу можно понять и более широко, – в подобном случае В.З. Завитневич к «немецкой философии школы Канта» относит И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля (Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1913. Т. 2. С. 1–22), – если полагать так, то в этой заметке Хомяков выразил некоторое отношение и к Гегелю с Шеллингом.

Выясняя свое понимание философов нового времени – Н. Мальбранша, Г.В. Лейбница и др. – Хомяков намечает собственную систему миропредставлений, к подробной разработке которой он приступил лишь накануне смерти.

721

Расположение сосуществующих и последовательных предметов... явлений (лат.).

722

сосуществовать и следовать друг за другом.... Что есть «а»? «А» есть символ звука а. – Что есть звук а? – Отличный от этого и того, произносимый так и так.– Постигаемый? – Нет. – Как проясняемый разумом? – Никак….. Что есть звук а? – Звуком а называется тот, который произносится по называнию (лат.).

723

В этой работе Хомяков предлагает провести демократические преобразования в административно-церковной жизни и намечает некоторые практические пути реализации своей экуменической идеи, которая прослеживается уже в его работе «Церковь одна»; в частности, он указывает конкретные меры, способные преодолеть рогожский раскол и вернуть старообрядцев в лоно русской православной Церкви.

724

Заручные – «одобрительные свидетельства, требовавшиеся еще не так давно от прихожан для получения известным лицом церковной должности в приходах. При развитии крепостного права заручные, в помещичьих имениях, заменялись ходатайством самого помещика, не всегда, однако, принимавшемся во внимание, так как часто ставились священно- и церковнослужители «назло помещикам» (прим. П.И. Бартенева; ПСС, II, 518)

725

Причетник – псаломщик, дьячок, пономарь, т.е. низший служитель в православной Церкви, так называемый церковнослужитель, в обязанности которого входит чтение и пение на клиросе и церковное делопроизводство.

726

«Еще во времена апостольские упоминается о существовании списков кандидатов на церковные должности. Эти списки представлялись на усмотрение высшей иерархической власти и составлялись церковной общиной, о чем см.: пр. Сильвестр, Д. Бог. IV, с.344. У него же обстоятельно изложены факты, доказывающие, что избрание народом кандидатов на священные степени было общеустановленным порядком в первые века христианства и что Церковь в этом следовала как примеру, данному самими апостолами при избрании первых дьяконов, так и наставлению ап. Павла (1Тим.3:7), чтобы новопоставляемые имели доброе свидетельство от внешних; а если от внешних, пишет Св. Иоанн Златоуст, то тем более от братии. Этому порядку строго следовали, в силу древнецерковного о нем (священстве) учения и «касающейся его практики» (пр. Сильвестр, Д.Б., IV, с.341) до начала IV века. Но избрание при участии народа, будучи только «относительно пригодным средством» к выбору достойных для иерархического служения лиц, имело, по мнению пр. Сильвестра, только условное, а не существенное значение; почему в дальнейшее время (начиная с IV века), вследствие обнаружения своей несостоятельности, оно стало значительно ограничиваться и даже отменяться (там же, 350 стр.).

Мнение о «несостоятельности», начиная с IV века, апостолами установленного порядка избрания членов клира разделяется не всеми учеными. А.С. Павлов в речи «об участии мирян в делах церковных» объясняет постепенное опущение этого порядка не одними арианскими смутами, а более общими причинами, сводящими его к тому, что «участие христианского общества в делах церковных тем обширнее и деятельнее, чем менее Церковь пользуется покровительством государства». «Крайний предел содействия (мирян духовным пастырям) положен там, где прекращается и человеческое действие самой иерархии, где она является непосредственным органом действования Божественной силы, т.е. в совершении таинств». Государственная опека над Церковью со времен Константина способствовала упадку церковной жизни в ней самой, а таковой способствовал умалению участия мирян в делах церковно-устроительных, сосредоточивая их в одном клире (Известия Каз. Универ. 1866 г. вып. 8)» (прим. П.И. Бартенева; Там же, 519).

727

Ср. «Собрание мнений» и т.д. митрополита Филарета, т. IV, с. 414: «В православные приходы, смежные с неправославными, с особенным вниманием определять должно таких священников, которые соединяли бы ревность с разумением истины и наипаче с назидательностью жизни, кротостью и бескорыстием. Дверь слова отверзается временно; добрая жизнь служителя слова проповедует истину денно и нощно» (прим. П.И. Бартенева; Там же, 520).

728

«С 1867 году возбужден был вопрос о назначении представителя Синода при Патриархе Константинопольском, для облегчения междуцерковных сношений. Почин этому вопросу положен был тогдашним об.-прокурором Синода гр. Д.А. Толстым. В докладной записке о деятельности духовного ведомства в 1861 году он выражается так: «Желательно бы установить прямые сношения между православными Церквами по делам чисто духовным. От недостатка общения происходят некоторые разности в обрядовой части богослужения и другие неудобства, мешающие полному единству Церкви». На этой записке Государь, Александр Николаевич, сделал следующую отметку: «Сообразить, как это исполнить». Формальное дело о назначении синодского представителя в Константинополе началось вследствие беседы по этому вопросу между русским послом и новоизбранным патриархом Григорием VI. Донесение посла министру иностранных дел, в котором он излагал свой разговор с патриархом по этому вопросу, было сообщено министром об.-прокурору Синода и через него поступило на заключение митрополита Филарета. Мнение митрополита было не в пользу учреждения должности синодального представителя в Константинополе, хотя он в сущности разделял взгляд гр. Толстого и русского посла о необходимости устройства более непосредственных сношений между Церквами. Митроп. Филарет, кажется, скорее восставал против проекта потому, что патриарх Григорий еще в 1844 году, во время первого своего патриаршества, высказываясь о необходимости иметь представителя русской Церкви при себе, желал ввести его, как члена, в высший Патриарший совет. Кроме того митрополит считал, что присутствие официального представителя Синода поставит Святейш. Синод в невозможность отмалчиваться иногда по вопросам, на которые отвечать почему-либо неудобно. Он предлагал теперешние сношения через Министерство иностранных дел заменить трояким видом сношений: 1) официальным, посредством грамот; 2) менее официальным, посредством писем патриарха к первенствующему члену Синода, и, наконец, 3) неофициального, через архимандрита-настоятеля посольской Церкви в Константинополе, который сообщал бы патриарху сведения, идущие от русской иерархии и принимал бы поручения патриарха к русским иерархам. «Опыт предлагаемых теперь сношений, – писал митрополит, – по времени может показать, можно ли и благонадежно ли перейти к тому, что Церковь российская имела бы своего представителя при вселенском патриархе».

Это мнение митрополита Филарета, предложенное гр. Толстым С. Синоду в 1867 году, не встретило сочувствия в оном, а было поставлено признать полезным послать в Константинополь доверенное от Синода лицо из архимандритов или ученых, вдовых протоиереев, снабдив его инструкцией. В 1869 году утверждена была в принципе и сама инструкция. Дело это не получило дальнейшего движения по случаю несогласия со стороны Министерства иностранных дел («Мнение митр. Филарета по делам Востока», стр. 179) (прим. П.И. Бартенева; Там же, 520–521).

729

«Первоначально Белокриницкий митрополит Амвросий поставил архиереев только в пограничные с Россией епархии. Очень вероятно, что А<лексей> С<тепанови>ч подразумевал под выражением «расширяя даже пределы их епископств» возможность допущения их юрисдикции в самой России. Видимо, что он почитал австрийское рукоположение правильным по форме, но не законным по условиям совершения его («Aliud est non habere, – говорит Бл. Августин по поводу рукоположения донатистов, – et aliud est non utiliter habere» <Одно значит не иметь, а другое значит иметь на пользу (лат.).>) и потому недействительным, до церковной реабилитации. В нашей церковной практике господствует воззрение о совершенной недействительности рукоположений, совершенных митр. Амвросием; тем не менее противоположное воззрение имеет тоже веских сторонников. Если признавать митр. Амвросия в момент поставления им епископов «правоспособным», то ничто не мешало бы по примерам, бывшим в древности, осуществить предположение Хомякова. Лишению сана, по суду древней Церкви, клирики «раскольников» и «еретиков» только в том случае подлежали, если они были «главными виновниками в возникновении, распространении и утверждении ереси или гонителями православия» (ср. определение С. Синода 1898г. №1017). На основании такого положения признание старообрядческих епископов, обращающихся к Церкви, в их сане, единовременно с отлучением «главного виновника», представляется как бы возможным, хотя трудно судить о том, какие получились бы последствия такой меры» (Там же, 522).

730

Написанный по-латыни трактат «О Св. Троице» найден в чужом списке среди бумаг Хомякова и в первоиздание его сочинений Ю.Ф. Самариным не включен как произведение сомнительного авторства. Тем не менее, в хомяковских работах 1850-х гг. можно обнаружить схожие рассуждения. Характерна и цитата из Иринея Лионского (наст. изд., С. 187; VII. 128–129; VIII, 271), приводимая в оригинале на русском языке. Все это, а также своеобразие терминологии – в особенности, введение термина «объектсубьективация» – позволяет веско атрибутировать трактат Хомякову. Латынью же он владел отлично, в молодости переводил Виргилия, Горация, Тацита и в раннем наброске «О свободе и необходимости» пользовался латинским языком наряду с родным.

Вероятно, трактат был написан как некое самостоятельное заключение к труду Адама Зерникава «De processione Spiritus Sancti a suo Patre» («О снисхождении Духа Святого единственно от Отца», 1682) и как раз о нем говорит Ю.Ф. Самарин в письме к Η.П. Гилярову-Платонову от 23 января 1861г., указывая среди сочинений Хомякова на «рукописный отрывок, написанный им в виде послесловия к трактату Зерникава...» (Гиляров, 24). Судя по основным текстологическим параллелям с иными произведениями Хомякова, он датируется 1850-ми гг.

Перевод сделан А.В. Винарским и Н.В. Серебренниковым. Существует также перевод Л.П. Карсавина (см.: Хомяков А.С. О Церкви. Берлин, 1926. С. 71–72), откуда, по настоянию В.М. Лурье, удержан термин «воссиявает» («enitet»).

Несколько слов – о кажущемся противоречии в проявлении и существовании Св. Духа без объекта. Без объекта-поприща Св. Дух может проявиться непосредственно в акте исхождения из субъекта-первоисточника, но как акт познания объекта не может без него существовать. Таким образом, акт познания утвержден в извечном исходе – созерцании Св. Троицы, «и так вечно (извечно) рождается Сын».

Трактат весьма органичен в контексте творчества Хомякова, при самостоятельной смысловой насыщенности увязывая в целое его теологические и философские воззрения. Не входя в сложности его онто- и гносеологических разработок, укажем только на возможность прямого сопоставления троичного начала (принцип свободы / с триадологией кушитской определенности / принцип необходимости), а также – по замечанию В.М. Лурье – на явную связь учения об исхождении Св. Духа от Отца к Сыну с учением о церковной благодати.

731

Св. Ириней, епископ Лугудунский (Лионский, ок. 130–202), один из отцов Церкви, автор сочинения «Против ересей». Указание Хомякова ложно, хотя гл. VI о познании человеком Отца через Слово и гл. VII об Аврааме как свидетеле Слова Божия (3–4) подлежат теме о Св. Троице. Цитата взята из кн. III, гл. VI, 1. Гл. VII содержит стилистическую характеристику Посланий апостола Павла и не может иметь здесь места; очевидно, вместе VII следует читать VIII, где (3) идет речь о Сотворившем и сотворенном: «Созданное же отлично от Создавшего, и сотворенное отлично от Сотворившего. Сам Он не созданный, без начала и конца, ни в чем не нуждающийся; Сам Себе довлеющий и всем другим существам дающий самое бытие; а сотворенное Им получило начало» (Св. Ириней, епископ Лионский. Сочинения. Изд. 2-е. СПб., 1900. С. 35; пер. с лат. П.А. Преображенского).

732

Общеизвестные имена (Гете, Пушкин и пр.) в словарь не включаются. Словарь составлен А.В. Черновым


Источник: Сочинения : в 2 т. / А. С. Хомяков ; [вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. В. А. Кошелева ; ред. Е. В. Харитонова]. - Москва : Московский философский фонд : Медиум, 1994. (Прил. к журн. "Вопросы философии") (Из истории отечественной философской мысли). / Т. 2. Работы по богословию. – 476 с. ISBN 5-85133-030-9

Комментарии для сайта Cackle