Азбука веры Православная библиотека Алексей Русланович Фокин Латинская патрология. Том 1. Период первый: Доникейская латинская патрология (150–325 гг.)

Латинская патрология. Том 1. Период первый: Доникейская латинская патрология (150–325 гг.)

Источник

Prima denique bonitas Creatoris, qua se Deus noluit in aeternum latere, id est non esse aliquid, cui Deus cognosceretur. Quid enim tam bonum, quam notitia et fructus Dei? Tertullianus, Adversus Marcionem, II.3

Содержание

Предисловие

Введение Начало латинской христианской письменности. Рим и северная Африка. основные направления богословия и их представители Глава 1. Минуций Феликс I. Жизнь и труды II. Учение 1. Богопознание: его возможности и границы 2. Учение о Боге 2.1. Доказательства бытия Божия 2.2. Сущность и свойства Божии 3.3. Человек 4. Христианское богослужение и этика 5. Эсхатология 6. Минуций Феликс как апологет и полемист 6.1. Защита христианства 6.2. Критика язычества 6.3. Антииудейская полемика Глава 2. Тертуллиан I. Жизнь II. Труды А. Сохранившиеся сочинения а) Апологетические b) Догматико-полемические с) Нравственно-аскетические В. Утраченные сочинения С. Неподлинные сочинения D. Стиль и язык сочинений Тертуллиана. Влияние на последующую традицию III. Учение 1. Богопознание и его виды. Источники христианского вероучения 1. Общие положения 1.1. Возможность богопознания и его виды 1.2. Вера и ее отношение к знанию 1.3. Естественное богопознание. Отношение к философии 1.4. Откровенное богопознание и его источники 1.4.1. Божественное Откровение 1.4.2. Церковное Предание 1.5. Сущность христианского знания 2. Учение о Боге 2.1. Доказательства бытия Божия 2.2. Божественная сущность (substantia) и сущностные свойства (status). Учение о телесности Бога 2.3. Триадология 2.3.1. Общие положения 2.3.2. Генетическая сторона: происхождение Лиц Св. Троицы и Их особые свойства 2.3.3. Онтологическая сторона: соотношение в Боге единой сущности и Трех Лиц. 2.3.4. Оценка тринитарного учения Тертуллиана 3. Учение о творении 4. Ангелология и демонология 5. Антропология 5.1. Творение человека. Образ и подобие Божие 5.2. Природа и структура человеческой души. Ее связь с телом 5.3. Происхождение души 6. Амартология 6.1. Райское состояние человека 6.2. Грехопадение 6.3. Последствия грехопадения 6.4. Наследование первородного греха 7. Сотериология и христология 7.1. Общие положения 7.2. Христология 7.2.1. Общая характеристика 7.2.2. Одно Лицо, две природы, два действия. Образ соединения природ 7.2.3. Истинность и полнота двух природ 7.3. Общая сотериология 7.4. Частная сотериология. Благодать и свобода 8. Экклезиология и сакраментология 8.1. Экклезиология 8.2. Сакраментология 8.2.1. Общие положения 8.2.2. Крещение и миропомазание 8.2.3. Евхаристия 8.2.4. Покаяние 8.2.5. Брак 9. Эсхатология 9.1. Общая характеристика 9.2. Частная эсхатология 9.3. Общая эсхатология 10. Тертуллиан как апологет Глава 3. Святитель Киприан Карфагенский I. Жизнь II. Труды А. Трактаты В. Письма (CPL 50) С. Неподлинные сочинения III. Учение 1. Общая характеристика 2. Учение о Боге: монотеизм против политеизма 3. Антропология и амартология 4. Сотериология и христология 4.1. Христология 4.2. Общая сотериология 4.3. Частная сотериология 5. Экклезиология 5.1. Общие положения. Определение Церкви 5.2. Единство вселенской Церкви 5.3. Единство и структура поместной церкви 5.3.1. Епископ как основа единства поместной церкви 5.3.2. Пресвитеры и диаконы 6. Сакраментология 6.1. Крещение и миропомазание 6.2. Покаяние 6.3. Евхаристия 7. Эсхатология Глава 4. Новациан I. Жизнь II. Труд А. Трактаты В. Письма III. Учение 1. Учение о Боге. Триадология 1.1. Общая характеристика 1.2. Бог Отец 1.3. Бог Сын 1.4. Единство Отца и Сына и единобожие 1.5. Святой Дух 2. Учение о творении 3. Антропология 4. Христология 4.1. Общая характеристика 4.2. «Слово Божие воплощенное» 5. Сотериология 5.1. Общая сотериология 5.2. Роль Святого Духа в личном спасении 6. Экклезиология Глава V. Коммодиан I. Жизнь II. Труды III. Учение 1. Учение о Боге 2. Творение: ангелы и человек 3. Сотериология 4. Экклезиология: Церковь из язычников. Церковные служения и должности 5. Эсхатология 5.1. Конец времен и признаки его наступления 5.2. Тысячелетнее Царство праведных 5.3. Всеобщее воскресение и Страшный Суд Глава VI. Святитель Викторин Петавский I. Жизнь и труды II. Учение 1. Символ веры и бинитаризм 2. Учение о творении мира в свете библейской и античной аритмологии 3. Эсхатология Глава VII. Арнобий I. Жизнь и труды II. Учение 1. Апологетика и полемика. Особенности богословия 2. Учение о Боге 3. Христология и сотериология 4. Учение о творении. Ангелы. Происхождение зла 5. Антропология 6. Экклезиология 7. Эсхатология Глава VIII. Лактанций I. Жизнь II. Труды А. Сохранившиеся сочинения В. Утраченные сочинения С. Неподлинные сочинения III. Учение 1. Особенности богословия и апологетики 2. Богопознание. Религия и философия 3. Учение о Боге 3.1. Доказательства бытия Божия 3.2. Единство и другие свойства Божии 3.3. Триадология 3.3.1. Общая характеристика 3.3.2. Генетическая сторона 3.3.3. Онтологическая сторона. Единство (unitas) Отца и Сына 3.3.4. Вопрос о Святом Духе. Бинитаризм 4. Учение о творении 5. Ангелы и демоны. Происхождение зла 6. Космология: дуализм 7. Антропология 7.1. Причина сотворения человека и его место в тварном мире 7.2. Творение человека и его состав. Дуализм души и тела 7.3. Грехопадение и его последствия 8. Сотериология и христология 8.1. Цели и образ спасения 8.2. Христология 8.3. Сотериология 9. Экклезиология 10. Эсхатология 10.1. Конец времен и признаки его наступления 10.2. Второе Пришествие Христа и тысячелетнее Царство праведных 10.3. Всеобщее воскресение и Страшный Суд Заключение Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период Приложение 1. Список латинских авторов, их сочинений и основных изданий Приложение 2. Нумерация писем свт. Киприана по разным изданиям Приложение 3. Нумерация писем Новациана по разным изданиям Избранная библиография II. Справочные издания: III. Общие работы: IV. Работы по отдельным авторам: Минуций Феликс Тертуллиан Свт. Киприан Карфагенский Новациан Коммодиан Свт. Викторин Петавский Арнобий Лактанций  

 
Предисловие

1. Хорошо известно, что русская дореволюционная патрологическая наука внесла немалый вклад в изучение жизни, сочинений и учения отдельных латинских Отцов Церкви и церковных писателей II-VIII вв.1 – таких как Тертуллиан, свт. Киприан Карфагенский, Арнобий, Лактанций, свт. Иларий Пиктавийский, свт. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним, блаж. Августин, свт. Лев и Григорий Великие и некоторых других. Немалая часть их трудов была переведена на русский язык в Киевской Духовной Академии (хотя большая часть остается до сих пор непереведенной); было написано немало посвященных им специальных исследований2. Многие патрологи, работавшие до революции в России или впоследствии в эмиграции – К.И. Скворцев3, Н.И. Барсов4, Д.В. Гусев5, П.А. Калачинский6, Т.А. Налимов7, И.В. Попов8, архим. Киприан Керн9, прот. Иоанн Мейендорф10 и др. – включали в свои краткие курсы патрологии отдельных представителей латинской патристики. В исследованиях, посвященных специальным вопросам – апологетике11, триадологии12, экклезиологии13, сакраментологии14, эсхатологии15, антропологии16, гомилетике17 – затрагивались некоторые аспекты латинского богословия. Однако, как в России до революции, так и в русской эмиграции не было написано патрологического исследования, охватывающего всю латинскую патристику в целом.

В советский период Отцами Церкви занимались под определенным углом зрения, в основном, специалисты по истории средневековой философии и литературы. Из всех латинских Отцов Церкви и церковных писателей, как правило, ограничивались лишь самыми известными, такими как Августин и Боэций, которых рассматривали исключительно с философской точки зрения в качестве предшественников средневековой латинской схоластики18. Курсы патрологии постсоветского времени – А.И. Сидорова19 и К.Е. Скурата20 – либо вообще не включают представителей латинской патристики, либо останавливаются лишь на отдельных авторах, основное внимание уделяя греческим Отцам Церкви. То же самое можно сказать и о специальных исследованиях21. Появившиеся в последнее время новые переводы трудов латинских Отцов Церкви и церковных писателей – «Тертуллиана22, Лактанция23, блаж. Августина24, Орозия25, свт. Льва Великого26 и некоторых других – как правило, предваряются краткими предисловиями, в которых, за небольшим исключением, отсутствует какой-либо анализ богословского учения того или иного автора.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что до сих пор в российской патрологической науке недостает специального исследования, посвященного латинской патристике в целом27. Капитальный для своего времени труд архиепископа Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об Отцах Церкви». Т. I–III (СПб., 1859), который до сих пор остается единственной всеобъемлющей патрологией на русском языке, не может рассматриваться в качестве такого исследования по нескольким причинам. Во-первых, латинские Отцы Церкви и церковные писатели рассматриваются здесь наряду с греческими, причем явное предпочтение отдается последним. Во-вторых, серьезный недостаток патрологии архиепископа Филарета – отсутствие систематического и подробного изложения богословского учения того или иного автора. В-третьих, этот труд, написанный в середине XIX века, в наше время безнадежно устарел, и к тому же изобилует многочисленными неточностями.

Появившиеся в последние годы антологии с краткими вступительными статьями, посвященными отдельным латинским Отцам Церкви и церковным писателям, также не дают необходимого материала для изучения латинской патристики. Одной из лучших подобных антологий может служить выходящая под редакцией епископа Илариона (Алфеева) серия «Отцы и Учители Церкви III-го, IV-го и V-го веков». Т. I–V (М., 1996 и далее), во вступительных статьях которой приводятся основные сведения о жизни и сочинениях Отцов и Учителей Церкви28.Однако в вышедших на данный момент томах этой антологии латинские богословы, за небольшим исключением, практически не представлены. Более соответствует исследуемой тематике антология «Памятники средневековой латинской литературы IV–VII вв.» (М., 1998), составленная разными авторами (по преимуществу литературоведами). В ней приводятся краткие и достаточно точные сведения о жизни и сочинениях латинских христианских писателей IV–VII вв., но полностью отсутствует изложение богословского учения рассматриваемых авторов, большинство из которых были незаурядными богословами. Вышедшая под редакцией С.С. Неретиной «Антология Средневековой мысли» (СПб., 2001) по старой советской традиции включает только Августина и Боэция.

Автор глубоко убежден, что в возрождающейся ныне российской патрологической науке существует насущная потребность в таком исследовании, где были бы собраны воедино все основные сведения о латинских Отцах Церкви и церковных писателях, их жизни, сочинениях и богословском учении. Латинская патристика не может не привлекать внимания исследователей своими особенностями, в которых проявляются ее отличия от греческой патристики и которые дают представление о западной ветви Христианства. В частности, для латинской патристики характерно, с одной стороны, пристальное внимание к практической стороне христианства, к праву и властным отношениям, а с другой стороны, особый интерес к самопознанию, внутреннему миру души, психологии и интроспекции29. Кроме того, начиная со второй половины IV века на Западе появляется множество учений, существенно отличающихся от православного богословия – таких как учение о тождестве в Боге сущности и свойств (энергий), психологические конструкции тринитарного догмата (латинский модализм), учение о filioque, о творении человека для восполнения числа ангелов, о потере свободы выбора добра в результате грехопадения человека, о непреодолимом действии Божественной благодати на человеческую волю, о предопределении святых, о преложении Св. Даров при произнесении «установительных слов» и др.30 Все эти учения и их истоки требуют пристального внимания и оценки со стороны православного богословия.

Если мы обратимся к опыту западноевропейских стран, то обнаружим, что наряду с обширными патрологиями – такими как работы А. Гарнака31, О. Барденхевера32, Ж. Тиксерона33, Б. Альтанера34, И. Квестена35, – включающими в себя как греческих, так и латинских Отцов Церкви и церковных писателей, есть целый ряд специальных исследований, посвященных латинской христианской письменности и богословию. Можно указать на работы П. Монсо36, А. Гудеманна37, А. Аматуччи38, Г Барди39, Л. Сальваторелли40, П. де Лабриоля41, М. Пеллегрино42, Ж. Даниелу43, Х. Роуза44 и некоторых других. Впрочем, большинство этих исследований носят скорее историко-литературный характер и лишь отчасти могут быть названы патрологиями45. Если же говорить о латинской патрологии в собственном смысле, то в качестве таковой на Западе может рассматриваться, во-первых, IV том патрологии И. Квестена (см. выше), подготовленный рядом ведущих специалистов под редакцией А. ди Берардино, где И. Квестену принадлежит только введение. Данный том называется «Золотой век латинской патристической литературы. От Никейского до Халкидонского собора» и полностью посвящен латинской патристике 325–451 гг. Во-вторых, как продолжение этого может рассматриваться первая книга IV тома итальянской патрологии (Patrologia. Vol. IV. Dal Соnсilio di Calcedonia a Beda. I. Padri latini. Genova, 1996). Эта книга также подготовлена под редакцией А. ди Берардино и посвящена латинской патристике 451–755 гг.

Опираясь на свой опыт преподавания латинской патрологии в Российском Православном Университете св. апостола Иоанна Богослова и других богословских учебных заведениях в течение последних пяти лет, а также участия в различных переводческих и издательских проектах, автор может с определенностью сказать, что такое всеобъемлющее исследование по латинской патрологии на русском языке будет весьма полезным не только для студентов духовных школ Русской Православной Церкви – семинарий, академий, богословских институтов – но и для студентов светских вузов (особенно после принятия Госстандарта по теологии и открытия богословских факультетов в некоторых вузах), а также для всех российских ученых, интересующихся проблемами патрологии, догматического и сравнительного богословия, средневековой философии, истории и литературы. Автор надеется, что настоящий труд будет способствовать развитию интереса к латинской патристике в целом и латинскому богословию в частности.

2. В последнее время на русском языке появилось несколько прекрасных введений в патрологию, где излагается история патрологической науки в России и за рубежом, ее методы и принципы, хронологические рамки и др.46 В связи с этим автор ограничится здесь лишь кратким разъяснением используемых терминов, методов, хронологии и особенностей данной Патрологии.

Предметом латинской патрологии (patrologia, букв. ‹наука об Отцах Церкви») является латинская патристика, то есть жизнь, сочинения и учение латинских Отцов Церкви и церковных писателей II–VIII вв.47 В рамках латинской патрологии рассматриваются как Отцы Церкви, то есть наиболее авторитетные латинские церковные деятели и богословы, отличавшиеся православностью учения, святостью жизни, древностью и признанные Церковью, так и церковные писатели, то есть писатели, принадлежавшие к Церкви и в своих сочинениях, выражавшие церковное вероучение, но не соответствовавшие указанным выше критериям48. Кроме того, как Отцов Церкви, так и церковных писателей автор в равной степени называет термином «богословы», поскольку все они развивали то или иное учение о Боге (теологию) и Его отношении к миру и человеку (икономию)49. К латинским Отцам Церкви и церковным писателям относятся те авторы, кто говорил и писал по латыни, поскольку латинский язык был тогда не только средством общения, но и выражал принадлежность к определенной культурно-исторической среде и стилю мышления50. Настоящая Патрология построена, во-первых, по хронологическому принципу, поскольку представители латинской патристики рассматриваются в ней в хронологическом порядке начиная со II в. и заканчивая VIII в. Поэтому данное исследование носит отчасти исторический характер и соприкасается с такими дисциплинами, как история Церкви и история литературы. В настоящем исследовании история латинской патристики делится натри больших периода:

1. Доникейский период (150–325 гг.) – эпоха становления латинской патристики, формирования ее характерных черт, литературных жанров и богословских направлений.

2. Период от Никейского до Халкидонского Вселенского собора (325–451 гг.) – эпоха расцвета латинской патристики, связанная с тринитарными и христологическими спорами.

3. Период от Халкидонского Вселенского собора до св. Беды Досточтимого (451–750 гг.) – эпоха окончания латинской патристики и перехода от христианской Античности к раннему Средневековью51.

В первый том предлагаемой читателю Латинской Патрологии вошли латинские Отцы Церкви и церковные писатели доникейского периода52. Во введении к каждому из указанных трех периодов латинской патристики рассматриваются характерные особенности изучаемого периода, а в заключении подводятся итоги развития латинской патристики в данный период53.

Во-вторых, данное исследование строится по систематическому принципу, поскольку при рассмотрении каждого отдельного Отца Церкви или церковного писателя автор придерживался принятой в патрологических исследованиях традиционной схемы, состоящей, во-первых, из краткого очерка жизни того или иного Отца Церкви или церковного писателя в связи сего литературно-богословской деятельностью; во-вторых, из обзора его сочинений, включая время и повод их написания, содержание и литературные особенности; наконец, в-третьих, из подробного изложения богословского учения исследуемого автора. Большое внимание уделяется нахождению источников литературной деятельности и богословского учения того или иного латинского богослова, сравнению отдельных пунктов его учения с учением современных ему и последующих греческих Отцов Церкви, а также установлению влияния, которое он оказал на латинскую богословскую традицию.

Особенностью настоящей Патрологии является также то, что особое внимание в ней уделяется богословскому учению. Поэтому данное исследование носит отчасти догматический характер и соприкасается с такими дисциплинами, как история догматических учений и догматическое богословие. Основной метод, использовавшийся при изложении богословского учения того или иного латинского богослова, включает, во-первых, анализ оригинальных латинских текстов54 с привлечением необходимой справочной и исследовательской литературы; во-вторых, изложение содержащегося там учения в систематическом порядке, принятом в православном догматическом богословии55.

Как правило, очерк богословского учения содержит следующие положения:

1. Богопознание и его источники.

2. Учение о Боге.

2.1. Доказательства бытия Божия.

2.2. Божественная сущность и сущностные свойства.

2.3. Триадология (учение о Св. Троице).

3. Учение о творении.

4. Ангелология и демонология (учение об ангелах и демонах).

5. Антропология (учение о человеке).

6. Амартология (учение о грехопадении и его последствиях).

7. Христология (учение о Спасителе, Его Лицеи природах).

8. Сотериология (учение о спасении).

8.1. Общая сотериология.

8.2. Частная сотериология.

9. Экклезиология (учение о Церкви).

10. Сакраментология (учение о церковных таинствах).

11. Эсхатология (учение о конце мира и будущей жизни).

11.1. Частная эсхатология.

11.2. Общая эсхатология.

При этом в зависимости от особенностей богословского учения того или иного автора набор этих пунктов может варьироваться; отдельные положения – опускаться; вместо одних – добавляться другие; в некоторых случаях может меняться порядок изложения. Все оценки, даваемые автором учению того или иного латинского богослова, основываются на соответствии этого учения положениям православного догматического богословия, которое отражает истинное Церковное вероучение, основанное на Св. Писании и Св. Предании, включающем в себя символические тексты, определения Вселенских и поместных соборов Православной Церкви и учение греческих Отцов Церкви.

Еще одной особенностью данной Патрологии по сравнению с исследованиями западных ученых является обилие в ней латинских цитат, встречающихся как в тексте, так и, главным образом, в примечаниях. При этом автор руководствовался, во-первых, нормами, принятыми в русской дореволюционной патрологической науке56; во-вторых, желанием дать читателям возможность самим убедиться в адекватности изложения того или иного учения; в-третьих, стремлением подробнее познакомить читателей с латинской богословской терминологией.

* * *

Хотелось бы выразить свою сердечную благодарность всем, кто помогал мне в написании и издании этой книги. Прежде всего огромное спасибо Лидии Павловне Горбуновой, моей учительнице латинского и греческого языка, которая не просто дала мне навыки чтения латинских и греческих Отцов Церкви в оригинале, но вселила в меня глубокую любовь к святоотеческому богословию. Я глубоко признателен ректору Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова архимандриту Иоанну (Экономцеву), который дал мне и многим моим коллегам возможность получить богословское образование в стенах Православного Университета. Кроме того, я многим обязан Алексею Ивановичу Сидорову, который не только был моим наставником в патрологии, но и подвиг меня к изучению и преподаванию латинской патрологии. Хотелось бы выразить свою признательность сотрудникам Института Философии – Виолетте Павловне Гайденко и Александру Арнольдовичу Столярову, сделавшим немало ценных замечаний и уточнений к данной работе. Я особенно благодарен священнику Андрею Лоргусу и возглавляемому им Фонду «Русское Православие», без финансовой поддержки которого написание этой книги было бы невозможно. Особое спасибо моему старому школьному другу Максиму Москалеву, без финансовой поддержки которого было бы невозможно издание этой книги. Я глубоко признателен доктору Иоганну Марте, Францу Гшвандтнеру и другим сотрудникам австрийского Фонда «Рго Oriente», помогавшим мне собрать необходимые материалы для работы, а также моему другу Максиму Никифорову, сделавшему немало уточнений в оформлении библиографического материала данной книги.

Solo Deo gloria!

* * *

1

О терминах «Отец Церкви», «церковный писатель», «латинская патрология», «латинская патристика» и некоторых других, принятых в данной работе, см. ниже, п. 2.

2

См. Избранную библиографию в конце книги.

3

Скворцев К.И. Философия Отцов и учителей Церкви в первые III века. Киев, 1868; 2003.

4

Барсов Н.И. Лекции по патристике. СПб., 1887.

5

Гусев Д.В. Чтения по патрологии. Казань, 1898.

6

Калачинский П.А. Богословско-философские воззрения Св. Отцов и учителей Церкви первых веков. Харьков, 1900.

7

Налимов Т.А. Патристика. СПб., 1904.

8

Попов И.В. Патрология. СПос., 1907; М., 2003

9

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология, 1. Париж; М. 1996.

10

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.

11

Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. Казань, 1892.

12

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914.

13

Епископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. СПос., 1912; М., 1997

14

Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб. 1877; М., 2003

15

Оксиюк М. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914; М., 1999.16

16

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950; М.1996

17

Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб.1885; Певницкий В. Арелатские проповедники V–VI вв.//Труды Киевской Духовной Академии, 1870. T. I-II.

18

См., например, Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979; Майоров Г.Г. Формирование Средневековой философии М., 1979, Неретина С.С. Слово и текст в Средневековой культуре. М., 1994; она же, Верующий разум: к истории Средневековой философии. Архангельск, 1995 и некоторых других.

19

Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. Следует отметить, что данная книга представляет собой лишь первую часть подробного курса патрологии, разработанного А. И. Сидоровым. См. Сидоров. Указ. соч. С. 5. Однако до сих пор этот курс опубликован лишь частично и не включает латинских авторов.

20

Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I–V вв.). Воронеж,1998; он же, Золотой век святоотеческой письменности (IV–V вв.). М., 2003.

21

См. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998

22

См. Тертулиан. Избранные сочинения / Вступительная статья Столярова А.А. М., 1994; О плаще / Перевод Тыжова А.Я., сопроводительные статьи, комментарии Довженко Ю.С. СПб., 2000. О душе / Перевод, вступительная статья, комментарии и указатель Братухина А.Ю. СПб., 2004.

23

См. Лактанций. О смертях преследователей / Перевод и вступительная статья Тюленева В.М. СПб., 1998; Божественные установления (фрагменты) // Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.

24

Блаж. Августин. Исповедь // Богословские Труды, 19. М., 1978; О предопределении святых / Перевод Мамсурова И.М., 2000; О христианском учении. кн. II / Перевод Неретиной С.С. М., 2001; О свободе воли. кн. II / Перевод Ермаковой М., Шарниной A.M., 2001.

25

Орозий. История против язычников / Перевод и вступительная статья Тюленева В.М. СПб., 2001.

26

Свт Лев Великий. Слова на Рождество Христово / Перевод и вступительная статья Зотова Д.М., 2000.

27

Об этом и других терминах, принятых в данной работе, см. ниже, п. 2.

28

Хорошее качество вступительных статей данной антологии объясняется тем, что они представляют собой почти дословный перевод соответствующих глав английской «Патрологии» И. Квестена (см. ниже).

29

См. по этому поводу Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1913–1932. Bd. II. S. 353, 356–357, 389; Daniélou J. Les Origines du Christianisme Latin. Paris, 1978. P. 167; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986.Vol. II. P. 246.

30

Об этом см., в частности, мои статьи: «Триадология Мария Викторина» // Альфа и Омега, 2000, № 23; «Августин Иппонский» // Православная Энциклопедия. т. I, М., 2000 (то же в: Альфа и Омега, 2000, № 24); «Лев Великий» // Альфа и Омега, 2000, № 25; «Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV-го века» // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2002, № 9 (то же в: Материалы международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица». М., 2002); «Амвросий Медиоланский» // Православная Энциклопедия. т. II.М., 2001 (то же в: Альфа и Омега, 2001, № 29); «Фульгенций Руспийский» // Альфа и Омега, 2002, № 32; «Беда Достопочтенный» // Православная Энциклопедия. т.IV. М., 2002 (то же в: Альфа и Омега, 2003, № 35); «Преподобный Иоанн Кассиан» // Альфа и Омега, № 37, 2003; Проспер Аквитанский // Альфа и Омега, 2003, № 38; Боэций // Православная Энциклопедия. Т. VI. M., 2003. Все упомянутые учения складывались постепенно в течение нескольких веков и будут подробно рассмотрены по ходу изложения в соответствующих томах данной Патрологии.

31

Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904.

32

Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Bd. IV. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962

33

Tixeront J. Précis de Patrologie. Paris, 1942.

34

Altaner B. Patrologie. Freiburg, 1960.

35

Quasten J. Patrology. Vol. I–IV. Westminster, 1986.

36

Monceaux P. Histoire litteraire de l`Afrique chrétienne depuis les origins jusqùà l`invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1925; Histoire de la littérature latinechrétienne. Paris, 1926

37

Gudemann A. Geschichte der altchristlichen lateinischen Literatur. Leipzig, 1925.

38

Amatucci A.G. Storia della letteratura latina cristiana. Bari, 1929

39

Bardy G. Littérature latine chrétienne. Paris, 1929

40

Salvatorelli L. Storia della letteratura latina cristiana dalle origini al VI secolo. Milano, 1936.

41

De Labriolle P. Histoire de la literature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1947

42

Pellegrino M. Letteratura Latina cristiana. Roma, 1979

43

Daniélou J. Les Origines du Christianisme Latin. Paris, 1978

44

Rose H.J. A Handbook of Latin Literature from the Earliest Times to 430. London, 1936

45

Об особенностях жанра патрологии см. ниже п. 2. Исключение составляет работа Ж. Даниелу (см. выше), представляющая собой историко-догматическое исследование возникновения латинского христианства.

46

См. Архимандрит Киприан (Керн). Патрология, 1. Париж; M., 1996. C. 1–15; Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 7–50; Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004.

47

Подробнее о терминах «патрология», «патристика», «Отец Церкви», «церковный писатель» см. Bardenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Darmstadt, 1962. Bd. I. S. 19–50; Quasten J. Patrology. Wesumninster, 1986. Vol. I.P. 1–5; 9–12; Архимандрит Киприан (Керн). Указ. соч. c. 1–4; Сидоров. Указ. соч. С. 721; Столяров. Указ. соч. М., 2004

48

В русской дореволюционной патрологической науке иногда вместо термина «церковный писатель употреблялся термин «учитель Церкви». См. Сидоров. Указ. соч. c. 18–19.

49

Теология – учение о Боге в Самом Себе; икономия – учение о Боге в его отношении к миру и человеку (творении, промышлении и спасении). Подробнее об этих терминах см. ниже, глава II § 2.3.2

50

В частности, именно поэтому настоящее исследование не включает западных Отцов Церкви доникейского периода, писавших на греческом – свт. Климента Римского, свт. Иринея Лионского и св. Ипполита Римского.

51

Подобное деление мы находим, в частности, в Clavis Partum Latinorum (Ed. Dekkers; E. ТTurnhout, 1961. Р. xix–хх), где вся латинская патристика делится на четыре периода: 1. Доникейские писатели. 2. От Никейского до Халкидонского собора. 3. От Халкидонского собора до Григория Великого. 4. От Исидора Севильского до св. Беды Досточтимого. Последние два периода мы объединили в один, поскольку после свт. Григория Великого выдающихся латинских богословов было не так уж много, так что не имеет смысла рассматривать их отдельно. Подобное объединение двух последних периодов встречается и в новой итальянской патрологии под редакцией А. ди Берардино (Patrologia. Vol. IV. Dal Concilio di Calcedonia a Beda. I. Padri latini. Genova 1996), первая книга IV тома которой посвящена латинской патристике 451–735 гг. (от Халкидонского собора до Беды Досточтимого).

52

О содержании II-го и III-го тома Латинской Патрологии см. анонс в конце книги.

53

В связи с этим, кроме данного краткого предисловия мы не предпосылаем I-ому тому Латинской Патрологии общего введения в латинскую патристику, но ограничиваемся характеристикой лишь I-го периода.

54

Все переводы оригинальных латинских текстов, встречающиеся в данной Патрологии, авторские.

55

См, например, преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. I–IV // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002; Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое богословие. Т. 1–2. М.,1862 г.; Лосский Н.В. Догматическое богословие. М., 1991.

56

См., например, обилие латинских цитат в трудах И.В. Попова: Личность учение блаженного. Августина. СПос., 1916; Св. Иларий, епископ Пиктавийский // Богословские труды, № 4–7 (то же в: И.В. Попов. Труды по патрологии. СПос., 2004. T. I. C. 417–734).


Источник: Латинская патрология / А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-. / Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с.

Комментарии для сайта Cackle