Источник

Заключение

Итоги развития латинскогобогословия в доникейский период

Подведем краткие итоги развития латинской христианской письменности и богословия в доникейский период. Мы проследили, как возникла и достигла своего расцвета латинская христианская письменность в Италии, Северной Африке иПаннонии. Начавшись с апологетики Октавия Минуция Феликса, К язычникам и Апологии Тертуллиана, – очень скоро она достигла больших успехов в этой области. Юристы Минуций Феликс и Тертуллиан указали на нарушение норм судопроизводства в процессах над христианами и сформулировали основные ответы на ложные обвинения христиан в безнравственности, безбожии и непочтении к императору. Последующие апологеты – Арнобий и Лактанций, – в свою очередь, дали достойный христианский ответ на вызов со стороны языческого общества, культуры и философии, показав неизмеримое духовное превосходство христианства над язычеством. Лактанций в своей книге О смерти гонителей, впервые описал историю гонений на христиан, страшную смерть их гонителей и долгожданное признание римскими властями христианства в качестве законной религии.

Наряду с апологетикой быстрыми темпами развивалась полемика. Более всех в данной области сделал Тертуллиан, написав специальные полемические трактаты против Маркиона, Валентиниан, Апеллеса, Праксея, Гермогена и еретиков в целом (Скорпиак и О прескрипции против еретиков). В последнем трактате он сформулировал основные принципы истинности Церковного учения – древность и апостольское преемство. Свт. Киприан Карфагенский продолжил дело Тертуллиана в другой области – полемике с церковными расколами Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме. Попутно он сформулировал основные принципы церковного единства.В ходе полемики с ересями и расколами постепенно развивалась и христианская догматика, включая как теологию, таки икономию. Тертуллиан, которого по справедливости следует назвать «отцом латинского догматического богословия», установил основные источники христианского вероучения, определил место веры и разума в богопознании, указал основные разновидности последнего – богопознание естественное и откровенное. Эту тему продолжил Лактанций, выяснивший отношения между христианской религией и мудростью, которые подобны двум рекам, проистекающим из одного Божественного источника.

В учении о Боге Минуций Феликс, Тертуллиан и Лактанций сформулировали основные доказательства бытия Божия, такие как телеологическое и космологическое доказательство, доказательство от авторитета и от всеобщего согласия, наконец, непосредственное доказательство («свидетельство души»). В учениио сущности и свойствах Божиих было выяснено, что Бог есть «Наивысшее» (Тертуллиан) или «высшее Могущество» (Лактанций). Как таковой, Бог един и единственен и с Ним ничтоне может сравниться. Его сущность (substantia) есть Дух (Spiritus, Тертуллиан, substantia spiritalis, Лактанций). При этом Тертуллиан отождествлял эту сущность с телом (corpus). Далее, были определены все основные свойства Божии (quodest; quae sunt Dei; status) как катафатические, так и апофатические: вечность, нерожденность, нетварность, безначальность, бесконечность, невидимость, непостижимость, самодостаточность, вездесущие, всемогущество, премудрость, благость и справедливость (Тертуллиан, Новациан, Лактанций). Было установлено, что всеми Своими свойствами Бог от века обладает не по устроению, а по природе, и что они отличаются от Самого Бога (Тертуллиан). Бог окружен Своей славой и обитает в неприступном свете (Коммодиан).

Тертуллиан и Новациан особенно много сделали в изучении тринитарного вопроса. Тертуллиан разработал и ввел в употребление основные тринитарные термины и формулы: «Троица», «сущность», «лицо», «единство по сущности», «рождение изсущности» и др. Он ясно показал, что вся Св. Троица – это единый Бог, что Лица Св. Троицы обладают единой сущностью, статусом и могуществом; что Они совечны и ипостасны. Были выяснены личные свойства Отца – нерожденность (innatus, non genitus) и «бытие началом» (principium), которые обеспечивают монархию Бога Отца (Тертуллиан, Новациан), а также определено личное свойство Сына – рожденность (natus, genitus). Подобно греческим богословам, Тертуллиан и Новациан учили о рождении Сына как процессе, проходящем две стадии: Слово внутреннее и Слово произнесенное. При этом Новациан впервые стал представлять рождение Сына наподобие акта Божественного самосознания – учение, развитое последующими латинскими богословами. Однако большинству ранних латинских богословов, равно как и греческих, не удалось избежать в своем тринитарном учении таких существенных сточки зрения православного богословия недостатков, как субординационизм и смешение икономии и теологии. Кроме того, некоторым богословам (свт. Викторину Петавскому, Арнобию и особенно Лактанцию) был свойствен бинитаризм – учение о двоице (Отце и Сыне), основывающееся на смешении Сына со Св. Духом. Многие понимали единство Божественных Лиц (по крайней мере Отца и Сына) и как их взаимное отношение, и как материально-конкретное единство сущности (substantia), и как абстрактно-юридическое единство власти и чести, и как внутреннюю, духовную общность мышления, воли и любви (Тертуллиан, Новациан, Лактанций).

В учении о творении Тертуллианом был выдвинут и обоснован принцип творения как свободного акта воли Божией, создавшей мир из ничего. Было выяснено также, что основным мотивом творения является благость Божия и стремление проявить Свое величие (Тертуллиан, свт. Викторин Петавский, Лактанций). При этом мир еще до своего реального возникновения идеально существовал в Премудрости и Разуме Божием. Если говорить о порядке творения, то сначала были созданы ангелы, затем телесный мир и в конце всего – человек (Тертуллиан, Новациан, Лактанций), хотя свт. Викторин Петавский считал, что основная часть ангелов была сотворена в шестой день. Многие богословы обращали внимание на то, что сотворенный Богом мир состоит из гармонично сочетающихся противоположностей и что Бог поддерживает эту мировую гармонию, непрестанно заботясь о созданном Им мире Своим промыслом (Тертуллиан, Новациан, Лактанций).

Из созданных Богом творений ангелы занимают по достоинству второе место после Бога; они суть духовные и разумные сущности, обладающие свободой воли (Тертуллиан, Новациан, Лактанций). Ангелы служат Богу в осуществлении Его монархической власти над миром и заботятся о людях с самого их рождения. Причину падения диавола одни богословы видели в зависти к человеку (Тертуллиан, свт. Киприан), другие – в зависти к Единородному Сыну (Лактанций). Падение диавола положило начало злу, которого Бог не сотворил, поскольку зло не есть какая-то самостоятельная сущность, сотворенная Богом, но есть свободное уклонение разумной твари от своего благого природного устроения (Тертуллиан). Некоторые латинские апологеты, подобно греческим, полагали, что от союза ангелов и земных женщин произошли демоны – нечто среднее между ангелом и человеком (Тертуллиан, Лактанций).

В учении о человеке было выяснено, что человек – это высшее из творений Божиих и «ось всех вещей»; весь мир был создан для человека, а человек – для того, чтобы познавать и почитать своего Творца (Лактанций). Из всех остальных живых существ только человек является небесным и божественным существом и носит в себе образ и подобие Божие (Тертуллиан, Лактанций). Эту тему подробно раскрыл Тертуллиан, согласно которому образ Божий означает духовную природу человека, а также его разумность (ratio) и свободу воли (liberum arbitrium); кроме того, сюда же следует отнести и бессмертие души. Иногда Тертуллиан говорит и о теле человека как созданном «по образу Христа», то есть по образу плоти Христовой. От понятия образа Божия ранние латинские богословы практически не отличали понятие подобия Божия, хотя были склонны соотносить с ним нравственные качества, добродетели и причастие Духу Божию (Тертуллиан, свт. Киприан). Многие отмечали, что прямая осанка человека отличает его от остальных животных и направляет к небу, к поиску и познанию Бога (Минуций Феликс, свт. Киприан, Лактанций). В вопросе о происхождении души были сформулированы две противоположные позиции: традуционизм – душа передается от родителей (Тертуллиан) и креационизм – душа творится непосредственно Богом (свт. Киприан, Лактанций).

В учении о грехопадении человека Тертуллиан и свт. Киприан сделали первый шаг к формулировке учения о первородном грехе и его наследственном характере. Причину грехопадения они видели в предпочтении свого собственного мнения Божиему предписанию и в нетерпении относительно заповеди Божией (Тертуллиан, свт. Киприан), а также в поспешном стремлении к обожению (Новациан). Главными последствиями грехопадения были: Божественное осуждение и виновность человека; смерть – как духовная, так и физическая; утрата благодати и причастия Духу Божию; актуализация неразумных сил души; телесная немощь; борьба плоти и духа; рабство у греха и диавола (Тертуллиан, свт. Киприан, Новациан). Впрочем, смерть для человека была благом, так как благодаря ей его грех не стал бессмертным (Новациан). В результате грехопадения произошла коренная порча человеческой природы (vitium originis, corruptio naturae), ставшая его второй, развращенной природой, природным злом (Тертуллиан). Так первородный грех распространился на всех потомков Адама, «начальника рода и греха»; в нем был осужден весь человеческий род, зараженный от его семени (Тертуллиан, свт. Киприан). Все люди – сообщники в преступлении, соучастники в смерти, изгнанники из рая (Тертуллиан). Нет на земле никого, кто был бы невинен и безгрешен (Тертуллиан, свт. Киприан). Однако, несмотря на коренную порчу человеческой природы, в человеке осталось и то природное добро, которое было все яно в него Богом при творении; поэтому латинские богословы различают два источника греха: свободное действие человека и его испорченная природа, сохранившая автономию своей воли (Тертуллиан).

В сотериологии наблюдается разнообразие подходов. Тертуллиан указал основной принцип общей сотериологии: что воспринято Богом, то уврачевано и спасено. Большинство ранних латинских богословов рассматривает совершенное Христом спасение с разных сторон и видит в нем победу над смертью и оживотворение человека; обновление и воссоздание человеческой природы; искупление грехов людей перед Богом, их примирение с Ним; освобождение человека от рабства греху и диаволу; возведение его на небо, в Царство Небесное; наконец, усыновление Богу и обожение (Тертуллиан; свт. Киприан; Новациан, Лактанций). Последнее положение свт. Киприан и Новациан формулируют теми же словами, что и свт. Ириней: Сын Божий пожелал стать Сыном Человеческим, чтобы нас сделать сынам и Божиими. Арнобий и Лактанций большое место уделяют нравственно-просветительской миссии Христа, Который научил людей почитанию истинного Бога и делам праведности и добродетели. В области частной сотериологии Тертуллиан показал важность человеческих усилий в деле личного спасения, для которого они так же необходимы, каки Божественная благодать. Бог не подавляет свободный выбор человека; Он не заставляет, а только призывает, побуждает соблюдать Его заповеди и угрожает тем, кто их нарушает (Тертуллиан, свт. Киприан). Будучи свободным, человек полностью несет ответственность за свои поступки; он может уклоняться от зла и торжествовать над своим противником диаволом. Данная человеку в крещении духовная благодать впоследствии может уменьшаться или увеличиваться нашим поведением и действиями (свт. Киприан). Совершая грех, мы оскорбляем Бога, но мы должны и мы можем принести Ему удовлетворение (satisfactio) и примириться с Ним через покаяние. Мы располагаем такими средствами для умилостивления и удовлетворения Бога, как дела праведности и милосердия, совершая которые мы можем заслужить милость Бога и даже сделать Его своим должником. Так Тертуллиан и свт. Киприан формулируют характерное для латинского богословия учение о заслугах и удовлетворении, но только в сфере частной сотериологии. Роль Св. Духа в спасении каждого человека особенно подчеркивает Новациан.

В христологии Тертуллиану удалось достичь очень точных формулировок, предвосхитивших вероопределения последующих христологических Соборов V–VII вв. Можно сказать, что христология Тертуллиана представляет собой высшее достижение древней западной христологии и определяет ход ее развития на несколько веков вперед. В самом деле, Тертуллиан, а за ним свт. Киприан и Новациан ясно учат об одном лице, двух природах (сущностях) и двух действиях Xриста, применив в христологии понятия, выработанные ранее в триадологии. Новациан выражает единство лица и двойство природ во Христе весьма перспективной формулой: «Слово Божие воплощенное». Лактанций различает два рождения Сына Божия: первое, духовное, от Бога Отца без матери, и второе, телесное, от Пресв. Девы без отца. Тертуллиан, Новациан и Лактанций рассматривают образ соединения двух природ во Христе сквозь призму стоического учения о «всецелом смешении» (κρασις δι’ δλων). Тертуллиан и Новациан подробно останавливаются на вопросе истинности и полноты двух природ Христа. Для того, чтобы доказать истинность телесного рождения Господа, Тертуллиан приходит даже к отрицанию приснодевства Богоматери. Человеческая природа Сына Божия хотя и произошла от Девы безмужно, но была во всем подобна нашей, в том числе была подвержена страданиям и смертна, чтобы в ней были побеждены страдания и смерть (Лактанций). Сын Божий стал целым человеком, состоящим из плоти и души, ибо воспринял не только человеческую плоть, но и душу (Тертуллиан).

Заслуга в развитии древнецерковной экклезиологии, бесспорно, принадлежит свт. Киприану. По его учению, Церковь – это непорочная Невеста Христова и Мать верующих; вне Церкви нет спасения. Церковь заключается в епископе, клире и всех верных. Состав земной Церкви смешанный: в ней есть как праведники, так и грешники. Единство вселенской Церкви обеспечивается единством ее епископата, учрежденного Самим Господом. Св. апостол Петр – образец для всех последующих епископов и символ единства Церкви (свт. Киприан). Апостольские церкви занимают особое положение среди всех остальных церквей, поскольку преемство их епископата восходит или к самим апостолам, или к мужам апостольским, которые пребывали с апостолами постоянно; а от апостольских церквей исходит авторитет ко всем остальным церквям (Тертуллиан). Видимым образом единство епископата выражается в церковных соборах (свт. Киприан). Каждый епископ обеспечивает единство своей поместной церкви и обладает в ней всей полнотой власти, поэтому кто не с епископом, тот не в церкви. Основные функции епископа сводятся к управлению, совершению таинств, учительству и церковному суду. В своих действиях епископ руководствуется Евангельским законом как общеобязательной нормой. В управлении церковью и совершении таинств епископу помогают пресвитеры и диаконы. Еретики и раскольники, находясь вне Церкви, не имеют благодати Св. Духа и не могут совершать таинства (Тертуллиан, свт. Киприан).

В сакраментологии Тертуллианом и свт. Киприаном было разработано учение о пяти церковных таинствах, крещении, миропомазании, покаянии, Евхаристии и браке. Все таинства имеют две стороны: внешнюю и внутреннюю, телесную и духовную (Тертуллиан). Крещение есть «второе, духовное рождение», в котором умирает наш ветхий человек и рождается новый. Вместе с грехами в крещении уничтожается и смерть, ибо с устранением вины человека устраняется и наказание (Тертуллиан). Еретиков и раскольников следует крестить заново истинным крещением (Тертуллиан, свт. Киприан). В таинстве покаяния верующим отпускаются все грехи, причем это право принадлежит только Церкви в лице ее законно избранной иерархии (свт. Киприан). Тертуллиан различает два покаяния: первое – подготовительное к таинству крещения и второе –после крещения, если в этом есть необходимость; оно должно сопровождаться публичным исповеданием своих грехов (ехоmologesis). В поздний период Тертуллиан разделял грехи на два вида: простительные, или легкие, и непростительные, или смертные (идолопоклонство, убийство и блуд). Тертуллиан и свт. Киприан сформулировали учение о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии, в котором мы преломляем и принимаем Тело Господне; в нем наша плоть питается Телом и Кровью Христовыми, а душа вскармливается Духом Божиим. Свт. Киприан особенно подчеркивает жертвенный характер Евхаристии, которая есть «таинство Господнего жертвоприношения» и возобновление Крестной Жертвы.

Вопросов частной эсхатологии касался Тертуллиан и Лактанций, по мнению которых после смерти души всех людей отправляются в ад, где есть нижняя область (собственно ад) и верхняя –лоно Авраамова, две эти области разделяет великая и непроходимая бездна. Души грешников спускаются в нижнюю область ада, где они мучаются в предвкушении будущего Суда и вечных наказаний; а души праведников относятся на лоно Авраамово, где им уготовано утешение в предвкушении будущего блаженства; там они пребудут вплоть до конца света. Для душ, находящихся в таком состоянии ожидания, полезны молитвы родных, оставшихся на земле. Особое положение занимают души христианских мучеников, которые после смерти идут прямо в рай (Тертуллиан).

Общая эсхатология практически всех латинских богословов доникейского периода представляет собой ту или иную разновидность хилиазма. Особенно подробно это учение было сформулировано Коммодианом, свт. Викторином Петавскими Лактанцием. Оно основывается на библейском учении о семи днях творения: мир будет существовать шесть тысяч лет, а седьмая тысяча лет будет тысячелетним Царством праведных. В конце шестого тысячелетия умножатся все виды зла, Римская империя падет, явится антихрист (в котором Коммодиан и Свт. Викторин Петавский видели воскресшего Нерона) и воздвигнет великое гонение на христиан. Но Бог пошлет им с неба Спасителя – Христа, Который в сопровождении ангелов сойдет на землю и сокрушит войско антихриста. Зло и нечестие будут истреблены с лица земли, и земля успокоится. После этого произойдет первое воскресение мертвых, когда воскреснут только праведники. Они соберутся со всего мира во Святой Град, который будет воздвигнут посреди земли, и будут царствовать с Богом тысячу лет в блаженстве и изобилии; а язычники будут прислуживать им. Лактанций полагает, что это будет возвращением «золотого века», который языческие поэты называли царством Кроноса, а Св. Писание – раем. Диавол будет связан на тысячу лет, но потом отпущен на свободу. Он поднимет всех оставшихся в живых язычников на войну справедниками, укрывшимися в Святом Граде, но Бог поразит всю землю и истребит всех нечестивых. После этого произойдет мировой пожар (Минуций Феликс, Тертуллиан), обновление мира, всеобщее воскресение и Страшный Суд. Тертуллиан и другие апологеты приводят множество разумных аргументов в подтверждение возможности и необходимости воскресения: все могущество Божие, достоинство тела как соработника души, воскресение Христа, необходимость явиться на Суд Божий всему человеку, состоящему из тела и души и др. Сущность воскресшего тела останется прежней, но свойства изменятся: оно станет бессмертным, нетленным, духовным и прославленным; исчезнут все телесные недостатки и уродства; все члены тела сохранятся для Суда, хотя и освободятся от своих обязанностей. Воскреснув, люди станут подобны ангелам, потому что не будут вступать в брак и не будут более умирать (Тертуллиан). Впрочем, это относится только к праведникам, которые унаследуют вечную жизнь и блаженство с Богом, а грешники и злые духи будут подвергнуты вечным мучениям – «второй смерти». Неугасимый огонь, которым будут производиться эти наказания, сам собой вечно живет; одной и той же силой он и сжигает нечестивых, и воссоздает; и сколько он поглощает от тел, столько и восстанавливает, тем самым доставляя самому себе вечную пищу (Минуций Феликс, Тертуллиан, Лактанций).

Помимо догматического богословия, большое внимание многие ранние латинские богословы уделяли нравственно-аскетическим вопросам, т. е. христианской этике, показывая ее превосходство над языческой (Тертуллиан, свт. Киприан, Новациан, Лактанций). Впрочем, этическое учение большинства из них испытало сильное влияние стоической этики. Наконец, в доникейский период возникло еще одно направление богословия – экзегетика. Начавшись с несохранившихся трактатов Тертуллиана, она была продолжена Новацианом (Об иудейской пище) и достигла особого расцвета в многочисленных экзегетических трудах свт. Викторина Петавского, из которых нас дошли только два – О сотворении мира и Толкование книги Откровения. Как мы видели, латинская христианская письменность доникейского периода развивалась не просто в подражание греческим образцам, но практически сразу проявила свою оригинальность и во многом определила дальнейший ход развитиял атинской богословской традиции. В этот период сформировались некоторые характерные черты латинского восприятия христианства, отличающегося от греческого. Прежде всего следует подчеркнуть особое внимание латинских богословов к праву и властным отношениям (то, что принято называть латинским догматическим юридизмом). Отсюда происходит, во-первых, особый интерес к проблемам антропологии и сотериологии, в частности, к проблеме греха, человеческих заслуг иудовлетворения за оскорбление Бога, то есть к субъективной стороне спасения (частной сотериологии). Тем самым сильный упор делается на нравственно-практической стороне христианства. Во-вторых, юридизмом объясняется и пристальное внимание латинских авторов к проблемам экклезиологии, в частности, к проблеме церковного авторитета и дисциплинарно-канонической стороне церковной жизни. В-третьих, уже в ранний период проявилась такая особенность латинской патристики, как глубокий интерес к самопознанию, к внутреннему миру души, к психологии и интроспекции1371. Кроме того, как мы показали, учению многих доникейских латинских богословов были свойственны многочисленные ошибки с точки зрения сформулированного в эпоху Вселенских соборов (IV–VIII вв.) догматического учения Церкви – такие как учение о телесности Бога, субординационизм, бинитаризм, адопцианство, дуализм, хилиазм и др., что, впрочем, было характерно не только для латинских, но и для греческих богословов доникейского периода, и впоследствии было преодолено. Однако уже в следующий период (IV–V вв.) между латинским и греческим богословием возникли весьма серьезные расхождения, которые со временем все более усиливались и способствовали культурно-политическому и церковному отчужденю Востока и Запада.

* * *

1371

Об особенностях раннего этапа латинской патристики см. также Ваrdenhewer О. Geschichte der altkirchlichen Literatur. Freiburg, 1913–1932. Bd. II. S. 353, 356–357; 383; Daniélou J. Les Origines du Christianisme Latin. Paris, 1978. P. 167; Quasten J. Patrology. Westminster, 1986. Vol. II. P. 246; 322.


Источник: Латинская патрология / А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-. / Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с.

Комментарии для сайта Cackle