Глава 3. Благотворительность отца Иоанна
1
Отец Иоанн Кронштадтский, конечно, сознавал, что одними подаяниями кронштадтской бедноте не поможешь; понимал, вероятно, и частичную правду некоторых нападок на него, а именно, что своею милостынею он отчасти поощряет нищенство. Но только на 17-м году своего священства он мог приступить к организации более существенной помощи. Для этого нужны были люди и деньги. Но отец Иоанн, согласно древней христианской традиции, думал не только о людях, которым надо было помочь, но и о тех, которые могли бы помогать. Он знал, что ничто так не облагораживает и не сближает людей, как работа на помощь ближним.
Читая воззвания, с которыми он обратился к жителям Кронштадта, ясно видишь, что он думал о тех и других, как и о целом христианском обществе. Воззвания были напечатаны в 1872 году в газете «Кронштадтский вестник». Вот некоторые существенные места первого воззвания: «Кому не известны рои кронштадтских нищих – мещан, женщин и детей разного возраста? Причин кронштадтской нищеты и бедности множество, вот главные: бедность от рождения, бедность от сиротства, от разных бедственных случаев, например, от пожара, от кражи, от неспособности к труду по старости, болезни и маловозрастности, бедность от потери места, лености, от пристрастия к хмельным напиткам и в наибольшей части случаев – от недостатка средств, с которыми можно было взяться за труд: порядочной одежды, обуви, инструмента или орудия». К этому надо отнести еще особые причины скопления нищих в Кронштадте.
Как видно, отец Иоанн разбирается здесь во всех частных и общественных причинах бедности, но особенное значение придает последним, то есть социальным. Для лечения их требовались и меры более социальные, более широкого размаха.
«А угодно ли кронштадтской публике видеть непривлекательную картину бедности наших нищих? Не гнушайтесь, это члены наши, ведь это братия наши. Вот эта картина: представьте себе сырые, далеко ушедшие в землю подвалы домов, в которых по преимуществу помещаются наши нищие; тут помещается по 30,40 и 50 человек в жилье, тут старые и взрослые, и малые дети, тут и младенцы, сосущие сосцы, в сырости, в грязи, в духоте, в наготе, а часто в голоде». Отец Иоанн предлагал «всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновничьему, торговому, мещанскому, – образовать из себя попечительство или братство, по примеру существующих в некоторых городах, в том числе в Санкт-Петербурге, и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища».
«Не пугайтесь, господа, громадности дела, – продолжает отец Иоанн, – доброму делу поможет Бог, – а где Бог, там скоро явится все, как бы из ничего. Если городу угодно было принять к себе такое множество нищих-мещан, то он, конечно, должен взять на себя и обязанность занять чем-нибудь этих праздных людей… Пора сделать что-либо решительное. Или устроить рабочий дом и для детей ремесленную школу, или же, как крайнюю меру, выпроводить часть их куда-нибудь в другое место».
Во втором воззвании отец Иоанн говорил, что, согласно слову апостола Павла, сильные должны сносить немощи немощных (ср.: Рим. 15:1) и поэтому «при таком богатом разнообразии сил нашего (кронштадтского) общества, при такой его талантливости, при таком множестве людей и образованных, и дельных, и искусных, и с состоянием, хотя и не громадным, было бы и перед Богом грешно и перед людьми стыдно оставлять такое множество наших членов (разумею наших мещан) оторванными, изолированными от общественного тела и от его благосостояния…
Опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбой обратить деятельное внимание на кронштадтских нищих-мещан…, приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться и одеваться. Во имя христианства, во имя человеколюбия, гуманности, взываю: поможем этим бесприютным беднякам; не откажемся от солидарности с ними, докажем, что чувство человеколюбия в нас еще живуче и себялюбие не заело нас. Как хорошо было бы устроить Дом Трудолюбия! И нравственно многие поднялись бы. А если бы кто, будучи здоров, не захотел работать, то из города долой: Кронштадт – не рассадник тунеядства».
В то время отец Иоанн Кронштадтский был уже многими очень почитаем, и кронштадтцы, Городская Дума, в частности, широко откликнулись на его призыв.
2
Тем не менее, потребовалось около девяти лет до закладки здания, которая состоялась только в 1881 году (открытие же Дома – 12 октября 1882 года). Сперва же, в 1874 году, было образовано приходское попечительство о бедных, в создании которого, как и в постройке дома, принял деятельное участие церковный староста собора В.Д. Никитин. В попечительство вошли люди самых различных классов населения и вели работу очень дружно. Умение объединить столь различных по происхождению людей – заслуга отца Иоанна Кронштадтского, которому принадлежал не только почин дела, но и главное руководство.
В своем слове при открытии попечительства отец Иоанн говорил:
«Церковное попечительство есть учреждение первых христианских времен, апостольских, которые по братской любви так заботились друг о друге, что не было бедного ни единого» (ср.: Деян. 4:34).
К несчастью, когда Дом был уже почти готов, однажды ночью, невдалеке, в некоторых «веселых заведениях» возник пожар, скоро охвативший многие здания и приблизившийся к Дому Трудолюбия. Отец Иоанн с тревогою смотрел на надвигающееся бедствие и просил полицмейстера Головачева принять предохранительные меры в районе Дома Трудолюбия, в чем ему было отказано, – и Дом сгорел.
Отец Иоанн был в большом горе и с несвойственной ему резкостью обличил, хотя прямо и не называя, Головачева: «Не внешний неприятель нашел на нас с огнем и мечем, а враг внутренний, тайный, облеченный во всеоружии мерзости и продажной дружбы, и полного безучастия к постигшей беде, – безучастия, говорю, людей, которые на то и поставлены и существуют, чтобы служить общественной безопасности». Но к счастью, страховая премия и новые пожертвования, стекавшиеся на этот раз со многих концов России, спасли дело. Головачев же вскоре попал под суд за разные неблаговидные дела, и отец Иоанн Кронштадтский, отлично знавший про его деятельность, был вызван для дачи показаний. Но только отец Иоанн и словом не коснулся проступков Головачева, напротив, указывал на некоторые его полезные действия. Прокурор заметил, что свидетель на суде обязан говорить правду, ничего не скрывая, на что отец Иоанн твердо заявил: «Я говорю по священству». Этот эпизод, по–видимому, произвел на тогдашнее общество большое впечатление и запечатлен во многих биографиях отца Иоанна.
В 1882 году Дом Трудолюбия был, наконец, открыт. Он был посвящен памяти год тому назад убиенного Царя Освободителя Александра ІІ, а храм при Доме – святому Александру Невскому.
3
Первоосновой Дома Трудолюбия, который потом как бы разросся в целый городок, были пеньковая и картузная мастерские, где в 1902 году, например, работало одновременно 7281 человек. Легкий труд был сознательно избран для почина, чтобы от приступавших к работе не требовать каких-либо особых знаний, а только добрую волю. Важно было без промедления помочь отвыкшим от труда людям вступить на трудовой путь и пожинать сразу же хотя бы скромные плоды добрых усилий. Но тут же, главным образом для детей и подростков, открывалась возможность приобретать ценный капитал знаний: начальное и специальное ремесленное образование.
В Доме Трудолюбия были следующие просветительные учреждения и начинания для детей и подростков:
1) бесплатная начальная школа (в которой в 1903 году обучалось 259 детей);
2) мастерская для обучения различным ремеслам, главным образом работе по дереву (61 человек);
3) рисовальный класс, для бедных бесплатно (около 30 человек);
4) мастерские женского труда, главным образом для девочек (шитье, кройка, вышивка), около 50 человек;
5) сапожная мастерская;
6) детская библиотека (в 1896 году – 2687 томов);
7) зоологическая коллекция;
8) военная гимнастика.
К этому вопросу можно добавить книжную лавку как для взрослых, так и для детей.
Для взрослых существовали при Доме Трудолюбия следующие учреждения и занятия:
1)воскресная школа, разбитая по степени грамотности на несколько групп (в 1897 году – 133 мужчины, 34 женщины – большинство моложе 20 лет);
2) народные чтения (лекции), часто с «волшебными фонарями», а иногда с духовным пением – на темы религиозные, исторические, литературные, – в 1898 году средняя посещаемость 264 человека;
3) бесплатная народная читальня; читатели-дети так набрасывались на иллюстрированные журналы, что их стали выдавать лишь под вечер и по одному на человека;
4) платная библиотека (30 копеек в месяц, залог 2 рубля).
Наконец, попечительство занималось в небольшой мере издательством, главным образом, брошюр, составленных из трудов отца Иоанна.
Материальная помощь выражалась следующим образом:
1) приют для детей, главным образом, сирот и дневное убежище для малолетних (50 человек);
2) загородная летняя дача для детей;
3) богадельня для бедных женщин (22 человека);
4)большой каменный ночлежный дом, построенный в 1888 году, на 84 мужчины и 24 женщины. Плата – 3 копейки за ночь. Для ночлежников выписывались две газеты.
К этому всему надлежит прибавить врачебную помощь, выдачу обедов и пособий. Через бесплатную амбулаторию в 1896 году прошел 2721 больной. Народная столовая, работавшая в течении одиннадцати часов каждый день, отпускала от 400 до 800 обедов ежедневно.
Был у Дома при детской загородной даче и свой огород.
Пособия выдавались попечительством деньгами, одеждой, обувью и другими вещами. Чтобы помогать действительно нуждающимся, о них постоянно собирали сведения. Деньги выдавались в сумме от 1 до 20 рублей. В 1891 году, когда популярность отца Иоанна Кронштадтского стала уже всероссийской и к нему в Кронштадт стали стекаться постоянно паломники, был выстроен еще там же странноприимный дом с бесплатным отделением и платным на 40 кроватей.
Описанная разносторонняя помощь оказывалась всем, вне различия происхождения и вероисповедания. По примеру Кронштадта и другие города, начиная с Петербурга, стали обзаводиться подобными же благотворительными учреждениями.
Такая организованная благотворительность по почину приходского священника в ту пору была, несомненно, необыкновенным и новым явлением. Если в допетровской Руси среди святых монахов и были люди, умевшие сочетать личную святость с практической деятельностью на пользу ближних, в петровской России таких людей было в монастырях немного и еще меньше среди белого духовенства. Пример отца Иоанна Кронштадтского тем более исключителен, что его практическая деятельность не помешала ему сохранить глубокую, постоянную молитвенность и духовную созерцательность17.
4
Устройство Дома Трудолюбия не прекратило и чисто личной, частной благотворительной деятельности отца Иоанна. Напротив, она также продолжала возрастать по мере возрастания его известности и получаемых им пожертвований. В этом все увеличивающемся притоке пожертвований в руки отца Иоанна многие его жизнеописатели и почитатели видят пример того, как исполняется слово Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6:33).
Трудно с этим мнением не согласиться, как и с тем, что у отца Иоанна в деле благотворения левая рука не знала, что делает правая (ср.: Мф. 6:3). В различных воспоминаниях о нем можно встретить немало рассказов о том, как он, находясь в толпе, буквально одной рукой принимал от кого-либо конверт с пожертвованной суммой денег, а другой тут же передавал его кому-нибудь другому. Многие свидетели таких передач утверждают, что у отца Иоанна было особое чутье, а то и настоящая прозорливость, благодаря которым он передавал пожертвования особо нуждающимся людям.
В некоторые годы через руки отца Иоанна проходили огромные суммы, иные биографы говорят о сотнях тысяч. О размерах их можно судить по тому, что Кронштадтский Дом Трудолюбия в значительной мере содержался на деньги, вносимые отцом Иоанном, а также и по тем церквам, монастырям и учреждениям, которые отец Иоанн воздвиг на эти средства.
Несмотря на создание Дома Трудолюбия со всеми его отделениями, нищие в огромном количестве продолжали с утра поджидать отца Иоанна. В ожидании милостыни они выстраивались в одну, две или три шеренги перед домом отца Иоанна или перед Кронштадтским собором. Они получили от кронштадтцев наименование: «строй отца Иоанна». Сперва каждое утро он лично обходил свой «строй», в котором находилось иногда более тысячи человек, и раздавал по рублю на 20 человек. Позже это делали за него доверенные лица. Состав этих бедняков часто менялся.
Можно было назвать несколько десятков, может быть, и сотен бедняков, которые под влиянием пастырства отца Иоанна и его материальной поддержки и помощи сделались если не праведниками, то сравнительно деятельными тружениками… Но прибывающих бывало все же больше выбывающих, почему численность «строя» не уменьшалась.
5
Среди облагодетельствованных отцом Иоанном мест, после Кронштадта, надо прежде всего отметить родное его село Суру. Там воздвигнут им, во-первых, каменные храм с тремя приделами во имя святого Николая Чудотворца, святого Иоанна Рыльского и святой Параскевы; во–вторых, основано Православное церковное братство; в-третьих, построена сельская школа; в-четвертых, приют для детей; в-пятых, лесопилка; в-шестых, кооперативная лавка(и завод, и лавка зависели от созданного им Православного братства) и, в-седьмых, женский монастырь имени святого Иоанна Рыльского (120 сестер в 1912 году), имевший отдельный скит недалеко от Суры и свое подворье в Архангельске. Кроме того, отец Иоанн воздвиг прекрасную часовню на могиле своего отца и, наконец, подарил братству пароход «Святой Николай Чудотворец», которым при своих поездках в Суру пользовался и сам.
К учреждениям, созданным отцом Иоанном Кронштадтским в Петербурге, принадлежит, прежде всего, поставленный под покровительство преподобного Иоанна Рыльского Иоанновский женский монастырь на реке Карповке (на Каменном острове). В подвальном помещении храма находилась еще одна церковь в память пророка Илии и преподобной Феодоры, чьи имена носили родители отца Иоанна. В этом нижнем храме, по его завещанию, и был погребен сам отец Иоанн.
Его заботами и, вероятно, на полученные от него средства было создано в Петербурге на Бассейной улице подворье Леушинского женского монастыря, во главе которого стояла игуменья Таисия.
Был еще создан отцом Иоанном Воронцовский монастырь в Псковской губернии, Вауловский скит около Рыбинска и Пюхтицкая женская обитель в русской Польше.
Но не счесть тех церквей в России, на постройку или на обновление которых главный вклад был сделан отцом Иоанном или где облачения и церковная утварь не были бы его даянием.
* * *
17 Среди католических святых подобное сочетание мы находим у святого Винцента де Поль, который во многом по духовному складу близок к православному святому. – Прим. изд. 1955 г.