священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам в день Преображения Господня, – об одежде телесной и душевной, и пред св. Причащением

Для нынешнего праздника Преображения Господня и вы, бр., преобразились. Вы пришли ныне в храм Божий в чистой одежде, опрятные, добрые и радостные. Да, друзья мои, не мешает нам соблюдать чистоту и благоприличие и в наружном нашем виде, особливо в праздничный день, когда нужно идти в храм Божий на молитву. В праздничные дни и церковь Божия повелевает своим служителям, чтобы они облачались в лучшие и светлые ризы, и службу Божию совершали бы с большею торжественностью и благолепием, нежели в простые дни. Но добрые мои слушатели! Преображение Господне было несравненно лучше нашего; оно было дивное и преславное. И так, послушайте о том, как преобразился Христос, какая на Нем была одежда, и какое было Его лицо.

Во св. Евангелии говорится, что И. Христос незадолго до Своих страданий, с учениками Своими – Петром, Иаковом и Иоанном, взошел на высокую гору Фавор и стал молиться. И когда Он молился, лицо Его просияло, как солнце, а одежда сделалась белая, как снег. К Нему явились два пророка – Моисей и Илия, и говорили с Ним о Его страданиях. Когда ученики увидели Господа в неизреченной славе, то им в это время так было хорошо с И. Христом, что апостол Петр в восторге души сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; построим здесь три палатки: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. И когда ап. Петр еще говорил, светоносное облако осенило учеников Христовых, и слышан был из облака глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение: Того послушайте (Матф. 17:5). От такой неописанной славы Божией ученики в страхе закрыли лица свои и пали на землю. Вот как преобразился наш Господь.

Чему же научает нас славное Преображение нашего Господа, Его просиявшее как солнце лицо, и белая как снег одежда? Тому ли, чтобы и мы украшали себя дорогими и нарядными одеждами? Нет, бр. мои, Господь не требует от нас никаких нарядных одежд и дорогих украшений, и они нам не нужны. Не в нарядах состоит слава христианина, и потому не пецыдеся чрезмерно о том, во что одеться. Для прикрытия грешного нашего тела довольно иметь одежду простую и чистую, соблюдать благоприличие, требуемое благоразумие, чтобы в самой одежде и во всем наружном виде нашем видно было не щегольство и пышность, а наше смирение и благоговение пред Богом. К этому-то я и сказал вам уже, что не мешает нам соблюдать и наружное благоприличие, особливо когда становимся на молитву, или идем в Божий храм. Такое благоприличие никто не осуждает. Но я хочу сказать вам о том, что христианин, искупленный кровью Христовою и назначенный для блаженства вечного, особенно должен заботиться об одежде души своей, о чистоте всей своей жизни, чтобы и тело, и душа были приятны Богу и достойны вечного блаженства.

Одеждою для тела нашего служит, конечно, разная материя вещественная: холщевая, ситцевая, шерстяная, шелковая и пp. Но та материя, которая служит одеждою для души нашей и украшает ее, несравненно лучше и дороже всех наших одежд вещественных. И эта материя, и эта одежда есть св. вера в И. Христа, любовь к Богу и ближним, наши добрые дела, чистота и святость нашей жизни, благоговение и страх Божий, свобода от грехов и оправдание наше пред Богом. Об этой-то одежде, главным образом, напоминает нам Преображение Господне. Без этой одежды душа наша будет не чиста и безобразна, а черноту души не может покрыть никакая нарядная одежда тела. Оденься хоть в золотую одежду, но если совесть твоя нечиста, и душа твоя замарана худыми делами и помыслами, то ты Богу неприятен. Тогда только мы и приятны Богу, когда душа наша бывает украшена, как одеждою, добрыми делами, освещена светом св. веры и любви к Иисусу Христу. Только в этой одежде состоит вся слава христианина. Тогда душа наша будет сиять пред Богом, как солнце, и убелится паче снега. Тогда и мы можем сказать со св. апостолом: Господи! хорошо нам с Тобою! Тогда Господь будет просвещать нас Своею благодатью, и мы будем достойны того гласа Отца небесного, Который слышан был на горе во время Преображения Господня: вы дети Мои возлюбленные, в которых Мое благоволение.

К вам теперь обращаюсь, духовные чада мои, готовящиеся ныне приобщиться св. Таин. Вы более, чем кто-либо, можете удостоиться ныне гласа Бога Отца: вы дети Мои возлюбленые, в которых Мое благоволение! Для нынешнего праздника вы преобразились телесно, старались преобразиться и душою. Вы ходили в храм Божий, говели, постились и молились, и пред духовным отцом очищали души свои от грехов, чтобы в таинстве св. Причащения не только узреть очами веры Господа, преобразившегося некогда во славе на горе Фаворе, но и принять Его в свои души. И если ваша молитва была усердная, если вы каялись во грехах своих искренно и чистосердечно, то приступите ныне со страхом Божиим и верою к св. чаше, и под видом хлеба и вина приимите Тело и Кровь Самого Господа, славы, насладитесь Его Божественною славою. По принятии же св. Таин, падите с благодарением и благоговением, как ученики на Фаворе, пред неизреченною славою Божиею, пред св. чашею, окруженною теперь невидимо тою же славою. Принявши Тело и Кровь Христову, вы будете жить с Иисусом Христом, и вас самих невидимо осенит слава Божия, как она осеняла св. учеников на горе Фаворе.

Душа наша, бр., созданная по образу и по подобию Божию, искупленная кровью Христовою и в таинстве покаяния очищенная вами от грехов, есть та палатка, которую вы приготовили для Господа и в которой Он будет всегда пребывать во славе Своей. Храните только храмину своей души от всякой греховной нечистоты. Есть также и другая палатка, благостью Божиею устроенная для нас на земле; это есть храм Божий. И здесь Господь всегда невидимо присутствует во славе Своей. Чаще, бр., посещайте храм Божий; приходите сюда не леностно во все воскресные и праздничные дни, и здесь возносите к Богу свою усердную молитву, умом и сердцем на Его Единого взирайте, наслаждайтесь Его Божественною славою; а по выходе из храма Божия поспешайте на дела добрые, убегайте всякого греха, чтобы не очернить своей души и не лишиться любви Отца небесного. И если так всегда будете поступать, то вы удостоитесь жить с Господом в тех пресветлых чертогах, которые Он приготовил для нас на небесах, в вечном царстве своей славы. Но сохрани вас Господь, если вы из добрых и приятных Богу людей начнете преображаться в худых и злых! Погубите вы тогда одежду души своей, погубите и самую душу вашу.

Вот, братие, посильное мое к вам слово для нынешнего праздника. Заботясь с должным благоразумием о чистоте и благоприличии наружном, всеми мерами заботьтесь об украшении вашей души добрыми делами, о благоприличии и чистоте всей вашей жизни. Вы тогда будете жить со Христом, будете называться детьми Отца небесного, и вам всегда будет хорошо. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle