51. В неделю 6-ю по Пятидесятнице
Видев Иисус веру их, рече разслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои.
Господь наш Иисус Христос, по возвращении из страны Гадаринской, где исцелил двух бесноватых, пришел в город Капернаум, к нему принесли больного расслабленного, на одре. Увидев усердие и веру и больного, и тех, которые его принесли, Господь простил грехи больному и исцелил его.
Христианин! ты пришел в церковь не для того ли, чтобы Господь простил твои грехи, исцелил душу, уврачевал совесть, оскверненную грехами, и помиловал бы тебя? Итак, – приходи с великою верою в святую церковь и усердно молись, – такую имей веру, которую бы сам Христос увидел в тебе; так молись, чтоб сам Бог услышал тебя. Я удивляюсь, что иной приходит в церковь, как в гости: – стоит и смотрит не на Бога, а на людей. Ты к Богу пришел – с Богом только и говори, о Боге только думай. Хочешь выпросить у Бога здоровья, денег, хлеба: – так кланяйся же Богу до земли, да усердно кланяйся, да со слезами; а ведь я знаю, что у тебя много нужд, много горя на сердце; может быть у тебя жена больная или злая; муж, детки болеют; может чего недостает тебе; может люди обижают; а может грех какой камнем лежит на сердце; чего же ты стоишь? чего же ты не просишь у Бога того, зачем к Нему пришел? Или показать только себя хочешь людям, чтоб потом похвалиться, что был в церкви? – О вечном спасении молись, каждый час молись; – царствие небесное стоит того, чтобы ты сокрушался о нем день и ночь, – чтоб скорбел за ним каждую минуту. Кто тебе простит грехи, кроме Бога? Кто омоет блато беззаконий, в котором ты валяешься, которым ежедневно оскверняешься? Или этого не видишь на себе? Или этого не чувствуешь на себе? Если ты свят, то молись за ближних, за друзей, за детей. Если сердце твое огрубело, так, что ты не можешь воздыхать, плакать, – подумай: сколько в эти часы несчастных в мире, которые погибают от огня, от воды, на море, на суше, от руки злодея, от лютого зверя. Или тебя не трогают несчастья ближних? А ты сам разве счастлив? Все у тебя на совести обстоит благополучно? Давно был пьян? Давно валялся в блуде? Давно бранился с человеком? Давно осудил ближнего? Пойди на торжище, на пристань: сколько там ругающихся срамословов? Пойди в питейные дома: сколько там упивающихся кровью сатаны? Пойди в развратные дома: сколько там рабов служащих диаволу? Неужели тебя не поражает погибель ближнего?
Боже мой! сколько на свете закоренелых грешников, чрез которых диавол старается разрушать города, истреблять деревни, убивать людей огнем, мечом, ядом! Кто не видит, что диавол хочет и – всеми силами старается разрушить мир; царство Христово превратить в хаос; все – и небо и землю покрыть тьмою, наполнить воплями; разрушением, пожарами; – все истребить, все погубить; – и если бы Господь не удерживал лютость бесов, то – ей, все мы погибли бы. Это одно должно заставить нас много, много проливать слез. А ты говоришь, что тебе не о чем молиться, плакать и воздыхать. Да об том одном, что ты сам не можешь удержаться от греха, – это одно должно тебя заставить день и ночь плакать. Кто знает: какая будет твоя смерть? Где она тебя застанет? Как ты думаешь попасть в число святых; если ежедневно набираешь грехи на совесть? Мало молишься, а много грешишь. А смерть грешников люта72, но ты замечаешь ли, что все грешней, и грешней делаешься? Смерть люта, а адские муки еще лютей, – да притом вечны.
Господи! дай нам веру, дай нам сердце чувствительное – и спаси нас. Аминь.
* * *