Источник

50. На день рождества Крестителя Господня Иоанна

Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн – и родился от святых родителей, и жил свято и умер святым. Вот мы, христиане, и рождаемся во грехах, и живем во грехах, и умираем со грехами. Были некогда люди, которые и в мире умели спастись; а теперь, где спасающиеся – укажите мне? Посмотрите на жизнь Крестителя Господня Иоанна: – он убегает из мира и от меча Иродова, и в пустыне – среди дремучих лесов, среди диких скал и зверей проводит почти всю свою жизнь. Присмотритесь к образу его жизни, вы, особенно, которые всю свою жизнь, всю деятельность полагаете в собрании сокровищ, в построении больших домов, в роскошных столах, в модных нарядах и увеселениях; посмотрите на жизнь величайшего в рожденных женами Крестителя Господня Иоанна, – какая его жизнь? „Где твои палаты, любимче Божий? – Эта убогая каменная пещера. Где твой одр? – Эта зеленая трава. Где твой стол, твоя пища? – Эти лесные ягоды, этот дикий мед. А кофе, чай, разнообразные вина? – Ключевая вода заменяет для меня все напитки. А слуги твои, кони и колесницы? – Руки и ноги во всем мне служили. В какой школе ты изучил эту пренебесную мудрость, пред которою трепещут фарисеи, саддукеи и все мудрые книжники Иерусалимские? – Беседа с Богом научила меня всем пренебесным тайнам. Где же твои наряды и во что ты одевался? – Верблюжий хитон и ременный пояс служили мне одеждою во всю жизнь“. Зато ты был величайший пророк, величайший друг Божий, удостоившийся чрез крещение Сына Божия такой чести и славы, какой не удостоился на земле и на небе ни один из ангелов, ни один из пророков и апостолов и ни один из всех святых. Что же нам дает мир? Чем он нас награждает за любовь нашу к нему? Мир, – это огромнейший лазарет, в котором зараза грехов обхватывает, туманит и ослепляет все разумы и все сердца человеков. Покайтеся, – гремит и теперь слово Крестителя, от которого некогда весь мир встрепенулся. Покайтеся: – купель покаяния пред вами; а мы говорим, как тот расслабленный: не имам человека71, который заставил бы меня покаяться. Но если Бог и страшные суды Его не приводят тебя к покаянию – что может для тебя сделать человек – такой же грешник, как и ты. „Как жить без греха?“ – ты все спрашиваешь. Как касаться огня и не обжечься, – плавать по морю беззаконий и не утонуть? Пить яд и не заразиться; вкушать заразу и быть непричастным греху? Но спросите: не все ли дела наши ведут к смерти, а не к жизни? Эти огромные постройки? Не один ли тесный гроб служит последним жилищем для всех и каждого? Эти вкусные пищи и напитки? Не делают ли они труп наш настолько гнилостным, что самые близкие родные и искренние друзья от нас отвращаются? Эти богато убранные палаты, эти кони и колесницы, эти модные наряды, эти сладкие лобзания родных и любящих? Все это не защитит тебя от ужасов могилы, угрызения червей и терзания демонов, которым ты в жизни был верным слугою и рабом. Видано ли, слыхано ли, чтобы при мирской роскошной жизни и при великих грехах – мог кто-либо спастись? Одна участь ожидает всех грешников, как участь евангельского богача, страждущего в пламени! Много ли в мире мы видим таких, которые решаются променять палаты на пещеру, модные наряды на убогий – верблюжий хитон, роскошь в яствах и напитках на безвкусные акриды и дикий мед? „Э! – говоришь ты – хоть погибну, зато весело поживу на свете“. Но можно ли теперь жить весело, если по смерти ожидает вечный плач? Жить грешником – не значит ли и умереть грешником, и вечно мучиться во аде с грешниками? Роскошная и веселая жизнь преступна пред очами Божиими. Ты говоришь: „не всем же быть святыми“. Не всем же быть и грешниками; ибо Господь хочет, чтоб мы все были святы, все пришли в истинный разум, все образумились, – покаялись. „Будьте святы, как Я Свят“, – сказал Господь. Да, все христиане должны быть святы, – и святая дается только святым; в святой храм должны входить только святые, в рай войдут только святые. „Да ты сам грешник“, – говоришь ты мне. Правда, – но прошу пощады, молю Бога о покаянии, прошу у Бога слез, умоляю Бога – прежде нежели погибну – спасти меня, и обо всех молю, чтоб и все вы покаялись и спаслись. „Что ж ты учишь нас, грешник?“ Бог повелел друг друга наставлять и учить. Горе и мне, горе и вам, если перестану учить. Покаемся, братие все, пока живем на свете – двери покаяния открыты для всех. Покаемся, пока не возгорелся над главами нашими страшный гнев Божий, пока Господь не сделает для нас смертоносными и воду и пищу, и огонь и воздух, и хлад и жар – и все, что окружает нас.

Святой славный Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас грешных. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle