священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю о Самарянине

В нынешнем Евангелии мы слышали поучительную беседу Иисуса Христа с женою Самарянкою. Мы повторяем ее кратко. Однажды Иисус Христос пришел в Самарийский город Сихарь. Там был колодезь Иаковлев. Утрудившись от пути, Господь сел у этого колодезя. Приходит сюда из Самарии женщина почерпнуть воды. Господь стал беседовать с этою женщиною, и между прочим сказал ей: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником поды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Господь сказал ей: Пойди, позови мужа своего и прииди сюда. Женщина отвечала: у меня нет мужа. Правду ты сказала, говорит ей Господь, что у тебя нет мужа. Ибо ты имела пять мужей: и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе. Слыша такое обличение, грешница сказала: Господи! вижу, что ты пророк. При этом пожелала узнать от Господа, где место более достойное для поклонения Богу – на горе ли Горизин в Самарии, или в Иерусалиме? Господь отвечал ей: Бог есть Дух, и покланяющиеся ему должны покланяться на всяком месте духом и истиною. Наконец, Господь на замечание Самарянки: знаю, что приидет Мессия, то есть Христос; когда Он приидет, то возвестит нам все, – благоволил ей открыть Свое Божественное посланничество и прямо сказал: – «Это Я, Который говорю с тобою Тогда женщина оставила водонос, пошла в город и сказала жителям: «пойдите, посмотрите на человека, Который сказал мне все, что сделала“, и при этом исповедала Его Христом: «посмотрите, не Он ли Христос?“ И по слову женщины многие Самаряне уверовали в Него. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили посетить их город. Господь исполнил их просьбу, проповедовал им слово Божие. От этой проповеди еще большее число граждан уверовало в Него (Иоан. 4:3–42).

Из сего, други, должны мы научиться, как спасительно для души со вниманием слушать и исполнять учение Господне! Грешница Самарянка, слушая слово Господне, научилась покланяться Богу духом и истиною, уверовала в Иисуса Христа, и для своих сограждан сделалась проповедницею истинной веры во Христа. Чрез ее беседу с Господом и жители города ее удостоились видеть того же Господа и получить от Него живую воду, текущую в живот вечный – Его учение и благодать от Святого Духа.

И всем нам Господь возвещает Свое учение. И для нас открыт божественный кладезь, из которого Господь изливает нам живую воду – Свое небесное учение и благодать Св. Духа, омывающую и оживляющую наши души для жизни вечной. Где этот божественный источник? В Божием храме, в Христовой Церкви. Здесь мы слышим проповедь св. апостолов, во св. Евангелии слышим учение Самого Иисуса Христа, слышим проповедь духовных пастырей и учителей Церкви. Что все это есть, как не тот божественный источник, из которого для всего мира, изливается духовная, животворная вода, непрестанно текущая и никогда неоскудевающая? От сего источника получают истинную радость для души и благодать Св. Духа жители всех земных городов и сел, и никто не отходит от него жаждущим. А потому, по примеру Самарянской жены, должны и мы приходить в храм Божий и здесь со вниманием слушать слово Божие, чтобы от этого слушания получать пользу своим душам, и с тем возвращаться в свои дома, чтобы принести небесное сокровище, живую воду – учение Христово и своим домашним – жене, детям, другам и соседям, т. е. должны рассказать им все то, что слышали мы в храме Божием, чтобы как мы сами, так и ближние наши поступали по учению Христову.

Да, други мои, не для того должны мы приходить в Божий храм, чтобы только несколько времени постоять в нем, кое-как помолиться, и ни с чем выходить из храма; но для того, чтобы каждый собирал здесь сокровище для души, приобретал пользу для вечной жизни. Если мы будем слушать учение Господне, но не будем исполнять его, то какое будет нам прощение, какое извинение от Учителя Небесного – Иисуса Христа? Вот мы посылаем детей своих в училище и требуем от них успеха в учении. И когда видим, что они от учения не получают пользы ни для себя, ни для нас, то мы нередко укоряем их. «Напрасно мы вас поим и кормим, говорим мы таким детям, напрасно одеваем и обуваем вас“. А мы, чада Отца Небесного и ученики Христовы, приходим в Господень храм, в это Божие училище, и, слушая слово Божие, чрез свое невнимание и нерадение, мало или почти никакой пользы не приобретаем для своих душ. Ибо как мы, большею частью, выслушиваем в храме учение небесное? Вот мы слышим, как церковный псаломщик читает в Церкви апостольское послание. Что же мы замечаем? «Недурно, толкуем мы, читает он апостол, и голос его не плохой, да только нужно бы погромче, позвучней». А о чем именно читается, чему научает нас чтение апостольское, на то мы часто не обращаем внимания. Вот диакон прочитал Евангелие, и мы опять иногда толкуем: «не совсем хорошо прочитал диакон Евангелие, нужно бы кончить повыше, знать, голоса не хватило». А что именно читалось из Евангелия, того опять не старались слушать и замечать. Вот священник от святого писания говорит народу проповедь. «Хороша проповедь, толкуют иногда слушатели, только священник не совсем ловко произносит». А что именно говорится в этой проповеди, того мы и не думаем исполнять. Иные же и совсем выходят из церкви, когда начинается проповедь. А начни проповедник проповедь обличительную, заговори он, например, о пьянстве, о воровстве, обмане, напрасной божбе, то, пожалуй, иным слушателям и хорошая проповедь не понравится, станут обижаться и на проповедника. «Что это он такую речь повел? Стал укорять нас!» Иные же совсем не слушают, что в церкви поют и читают, – они думают и делают совсем другое. Но не так слушала учение Господне Самарянская жена, не так поступила она, когда Господь обличил ее беззакония; она не только не гневалась на Него, но признала Его за пророка и даже совсем уверовала в Него. Отложив попечение о земном, оставив свой водонос, она поспешила возвестить о нем и жителям своего города.

Будем же, братие, и мы подражать Самарянской жене, как нужно слушать учение божественное и пользоваться им. Когда бываем в церкви и слушаем, что здесь поют и читают, то будем стараться о том, чтобы от того и другого чтения получить пользу для своей души, чтобы выносили отсюда сокровище духовное – слово Божие, как на пользу своих душ, так и на пользу другим. Когда слышим в церкви: не упивайтеся вином, не судите, любите друг друга, благотворите врагам, будьте кротки и милостивы, покайтеся и веруйте во Евангелие, сотворите плоды, достойные покаяния, то будем стараться все это исполнять самим делом. Тогда мы будем истинные Христовы ученики и молитвы наши будут приятны Богу; ибо мы будем молиться тогда духом и истиною, как и Христос научил молиться и поклоняться жену Самарянскую. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle