священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение 2-е на молитву преп. Ефрема Сирина

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Вот каких высоких благ испрашивает себе у Бога христианин, чтобы достигнуть своего спасения! Он желает жить целомудренно, смиренномудренно, иметь терпение и любовь. Да и как не желать ему этих благ? Это те благодатные дары Св. Духа, коими живет христианская душа. Чтобы мы усерднее желали и просили себе у Бога этих даров, разъясним высокое совершенство и необходимость их для христианина.

Дух целомудрия даруй ми. Целомудрие состоит в том, когда христианин благоговейно сохраняет чистоту сердца и непорочность жизни, остерегается, чтобы не впасть во грех среди соблазнов и искушений, всегда имеет в душе своей Божий страх и свой ум и сердце обращает к Единому Богу. Сие-то целомудрие всегда, и особенно во дни св. поста, нам необходимо. Целомудрие прославило Иосифа пред Богом и людьми, возвеличило Деву Марию превыше св. Ангелов. Целомудрие возвышает пред Богом и всякую душу христианскую. А потому мы должны молить Бога, чтобы Он помогал нам свято сохранить чистоту сердца и непорочность жизни, взывая в сокрушении сердца: дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему.

Дух смиренномудрия даруй ми. Смиренномудрие состоит в том, когда христианин, при всех добродетелях своих и святости жизни, сознает одно свое недостоинство пред Богом и с глубочайшим смирением преклоняется пред Ним, прося Божией благодати. Поистине достойно благоговения христианское смиренномудрие! Оно возвышает христианина пред Богом и людьми. Но, чем более возвышает оно пред Богом, тем более должны мы остерегаться, чтобы не подвергнуться падению и унижению. Ты трудишься для своего спасения? – Трудись и не ослабевай: но не думай, что ты лучше других и уже великий праведник, а признавай себя рабом неключимым. Ты помогаешь больным и бедным, усердно молишься Богу, соблюдаешь пост, ходишь в храм Божий и украшаешь его? – Все это дела добрые, но делай их не для того, чтобы тебя другие видели, славили и величали, или чтобы ты превозносился ими пред другими, а по христианской любви, для славы Божией и своего спасения. Иначе добрые дела твои затемнятся пред Богом, как свет темнотою. Нашим делам дает истинную цену один сердцеведец – Господь. Похвалился некогда своими добродетелями фарисей, возгордился пред другими, что он лучше их, и за то лишился награды от Бога; он унизил себя пред Богом и пред смиренным грешником, который принес чистосердечное покаяние во грехах. Посмотрим на людей смиренных и великих пред Богом и поучимся у них христианскому смиренномудрию. Патриарх Авраам говорил о себе: я земля и пепел. Но кто этот Авраам? Это Божий избранник, отец верующих, которому Бог обещал, что от его потомства произойдет Спаситель мира. Царь Давид говорил о себе: я червь, а не человек. Но кто этот Давид? Это кроткий и благочестивый царь, который был выше всех царей на земле. Апостол Павел говорил о себе: я недостоин называться апостолом. Но кто этот Павел? Это один из первоверховных апостолов, который более всех потрудился в проповедании слова Божия. Вот истинное смирение, возвышающее христианина пред Богом и людьми! И Господь сказал: всяк возвышающий сам себя унизится, а унижающий себя возвысится (Лук. 18:14). Будем же остерегаться, чтобы не впасть в гордость и самохвальство и не унизить себя пред Богом и людьми. А для сего будем молить Бога, чтобы Он даровал нам дух смиренномудрия.

Дух терпения даруй ми. Терпение состоит в том, когда христианин для царства небесного все труды и скорби переносит с покорностью воле Господней. А когда всего более должны мы трудиться для своего спасения, переносить всякие лишения, как не во дни св. поста? Трудам и лишениям научает нас Сам Господь. Он не покоем и радостью совершил наше спасение и приготовил для нас рай на небесах, не покоем и радостью вошел Он в славу свою, но своими крестными страданиями и смертью. И последователям своим, желающим войти в небесное царство, назначил Он путь скорбей и лишений. Узок и прискорбен этот путь; но за то за каждый шаг по нему обещана от Бога великая награда. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах (Mф. 5:12), Почему же к царствию небесному назначил Господь тернистый путь жизни! Почему труды и скорби, а не покой и радости? Потому, что все мы грешны, а со грехами невозможно войти в небесное царство. Но чтобы быть достойными сего царства, нужно переносить труды и скорби; они, как огонь, очищают души наши от грехов и укрепляют нас в вере в Бога. Посмотрим на людей, отличающихся терпением – на пророков и апостолов. Это были великие люди пред Богом; но и они много терпели скорбей и лишений; они не страшились никаких озлоблений и мучений и даже ни самой смерти. Да, возлюбленные, кто научился все терпеть, тот не боится никаких неприятностей и опасностей жизни. Господня бо сила пребывает с ним. Вот почему нужно нам терпеть, – чтобы научиться и жить спокойно, и спасать души свои. Вот почему и в слове Божием сказано: многими скорбями подобает нам внити в царствие Божие (Деян. 14:22). И теперь судите сами, можно ли нам, грешным, достойным всякого наказания, прожить без скорбей? Если бы у нас не было никакого греха, то не было бы и наказания за него, и мы бы только радовались и блаженствовали. Но сколь часто возмущают душу грешника труды и скорби? Как трудно иногда переносить ему обиды и оскорбления, причиняемые ему другими и прощать их от всего сердца! Тяготится он нередко и тогда, когда стоит на молитве; чувствует слабость и даже досадует, когда начинает поститься; почти не охотно исполняет и другие добродетели. Подверженный греху и немощам, сам по себе, он нередко огорчается, изнемогает и падает, и потому лишается той пользы, которую доставляет нам христианское терпение. И сколько встречает каждый из нас трудностей и препятствий на пути ко спасению? Греховные страсти наши, как бурные волны, воюют на дух и заглушают в душе нашей св. чувство добра; мир соблазняет и беспокоит нас; диавол о том и старается, чтобы отклонить нас от добра и ввести во грех. И чем все это должны мы побеждать, как не христианским терпением? А потому, будем усердно молить Бога, чтобы Он своею благодатью укреплял наши силы, даровал нам дух терпения.

Дух любве даруй ми. Господне Евангелие требует от нас любви к Богу и ближним. Любовь к Богу состоит в том, когда христианин, имея твердую веру в Бога, страшится оскорбить Его худыми делами и помыслами и с готовностью исполняет его заповеди. Любовь к ближним состоит в том, когда христианин, проникнутый любовью к Богу, имеет в душе своей доброе расположение ко всем, даже ко врагам своим, взирает на них, как на своих братьев, искупленных кровью Христовою, желает и делает им одно добро. Сия любовь, происходя от Бога мира и любви, и своею теплотою согревая душу христианина, есть корень, от которого произрастают и процветают все христианские добродетели. Сия то любовь и пост наш соделывает спасительным, и молитвы приятными Богу, и все добрые дела наши возвышает пред Богом. Христианина, проникнутого св. любовью, не устрашают никакие труды и лишения. Все добрые дела для него легки и удобоисполнимы, потому что в нем сияет Божия благодать, его укрепляющая. Не прельщается он ничем земным и суетным – ни дорогою одеждою, ни богатством, ни славою. Он стремится к одному любвеобильному Богу и в Нем одном находит свое блаженство. В Господнем писании сказано: пребываяй в любви, в Бозе пребывает и Бог в нем (1Иоан. 4:16). Сею-то любовью и мы должны всегда, а особенно в сии св. дни, украшать свои души. А для сего будем молить Господа, чтобы Он согревал и просвещал своею благодатью грешные наши души и даровал нам дух любве. – Будем взывать к Нему и сердцем, и устами: дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle