священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю Апостола Фомы

Когда Иисус Христос силою Своего Божества воскрес от гроба, то Он в самый день Своего воскресения явился Своим ученикам, собранным в одной горнице и, преподав им мир, показал им руки и ноги, и ребра Свои. Увидев Господа, ученики возрадовались великою радостью. Но между ними в это время не было апостола Фомы. Когда ученики сказали ему, что они видели Господа, то он ответил им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И вот, по прошествии восьми дней после Своего воскресения, когда ученики опять собраны были в одной горнице, в том числе и Фома, является среди их воскресший Иисус Христос и, преподавав им мир, обращается к Фоме и говорит ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не буди не верующим, но верующим“. Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ (Иоан. 20:26, 27, 28).

Что же было причиною, что апостол Фома не поверил ученикам о явлении им воскресшего Господа? Неужели в его уме и сердце было тогда совершенное неверие? Нет, это был верный ученик Иисуса Христа и в его сердце горела пламенная любовь к Нему. Но в то время, когда прочие ученики были обрадованы явлением воскресшего Господа, Фома оставался в каком-то недоумении и печали и, любя Господа, он не довольствовался тем, что слышал о Нем от учеников; он пламенно желал видеть Его своими глазами и даже своими руками осязать Его раны, чтобы радость живоносного воскресения Христова проникла и в его сердце. С другой стороны и Самому Спасителю нужно было ясно и осязательно уверить всех учеников Своих в истине Своего воскресения; ибо в то время многое тревожило учеников: страдания Спасителя их устрашили, и они разбежались; Спаситель, измученный и поруганный, был прибит ко кресту гвоздями, и бесценная кровь лилась из Его ран; на кресте Он умер и потом заключен во гроб; даже ко гробу была прилажена печать и стража Пилатова окружила Его: осиротевшие ученики, собравшись вместе, страха ради Иудейского, заперлись в одном доме. Следовательно, сколько душевных тревог выносили они в это время? И сколько сомнений и колебаний могло происходить в их душах? Чтобы все это рассеять и явить Себя Богом, победителем ада и смерти, Господь неоднократно является своим ученикам, вкушает пред ними пищу, а св. апостолу Фоме позволяет осязать Свои раны, кои на кресте Он получил. И св. Фома, видя пред собою самого воскресшего Господа, пред целым сонмом апостольским, от полноты духовной радости, с крепкою верою сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ Таким образом апостол Фома засвидетельствовал, что распятый и умерший на кресте за спасение мира Иисус Христос воистину воскрес из мертвых и есть истинный Бог.

Теперь обратимся к себе самим. Все ли мы имеем пламенную любовь к Иисусу Христу и твердую в Него веру? Не имеет ли кто из нас какого-либо сомнения в истинах веры? И не хочет ли кто любопытствовать, чтобы воскресший Христос и теперь пришел и показал ему свои раны? Но теперь ли сомневаться в святых истинах, теперь ли любопытствовать, когда все ясно и вразумительно говорит нам о неразлучном пребывании с верующими воскресшего Господа и Его великой славы, когда все говорит нашему уму и сердцу: не будь не верующим, но верующим. Вера в распятого и воскресшего Христа, как взошедшее солнце, распространилась по всему миру, и ничто не могло погасить или ослабить ее. Исконный враг Христов – диавол в лице языческих правителей со всею силою многократно вооружался на распространяющееся христианство; христианская кровь несколько столетий лилась рекою за Христа распятого. Но Господь всемогущий, как победитель ада и смерти, всегда пребывал среди верующих, укреплял их Своею силою и благодатью, а вера христианская восторжествовала и процвела. Сия вера явила многочисленные сонмы св. людей, благочестивых царей и цариц, богомудрых пастырей и учителей Церкви Христовой, великих подвижников и мучеников, которые, нося на теле своем язвы Христовы за имя Христово, не страшились и самой смерти. Силою веры в распятого Христа они повелевали ветром и морем, бесов изгоняли, больных врачевали, мертвых воскрешали и наследовали нетленные венцы на небесах. Самые тела их были оживотворены Божиим Духом, а по смерти их в великом множестве, как звезды на небе, явились на земле не-тленными и святыми; и пред этими телами теперь благоговейно поклоняются цари и вельможи, богатые и бедные, – и, по вере своей, получая от них чудодейственные исцеления и другие неизреченные милости, прославляют самого Господа. Не ясно ли все это говорит каждому из нас о всегдашнем пребывании с верующими распятого и воскресшего Господа? И после всего этого как осмелиться сказать: я не поверю учению Евангельскому, не уверую во Христа, пока не увижу Его своими глазами. И видя во всем присутствие Господа, Его силу и владычество на небесах и на земле, не должны ли всегда и мы вместе со св. апостолом с твердою верою говорить: Господь наш и Бог наш всегда с нами!

Посмотрим и на животворящий крест, на котором Господь получил глубокие раны от гвоздей и самую смерть. Этот крест, бывший прежде орудием самой позорной казни, теперь сделался предметом глубочайшего почитания и поклонения, украшением Божиих храмов, славою для наших царей, утешением в наших скорбях, непобедимою победою над всею силою диавольскою. Ибо крестом Господь Искупитель наш разрушил темное царство греха и диавола и приобрел нам пресветлый рай на небесах. Благодатью распятого на нем Христа он освящает воздух и землю, наши жилища и наши дела. Итак, не видим ли мы и здесь присутствия самого Иисуса Христа и Его чудодейственной силы? И когда мы с благоговением и верою взираем на св. крест и распятого на нем Христа, то не говорит ли нашему уму и сердцу сам Господь: посмотри, христианин, какое великое сокровище даровали тебе Мои язвы, на кресте полученные? Полное отпущение грехов, высокое утешение на земле и блаженство на небе. С крестом пребывает Моя благодать и сила. Не будь же не верующим, но верующим. Да, возлюбленные, истинный последователь Христов, взирая на св. крест, очами веры видит пред собою самого Иисуса Христа, Его живоносные язвы и в чувстве благоговения говорит: Господь мой и Бог мой, пострадавший и умерший на кресте за жизнь и спасение мира.

А св. таинства Церкви Христовой, чрез которые невидимо от самого Иисуса Христа подается благодать, освящающая верных, о чем опять возвещают нам, как не о всегдашнем присутствии среди верующих распятого и воскресшего Христа, Его всемогущей силы и божества? Здесь – в св. таинствах Церкви, наипаче же в таинстве св. причащения под видом хлеба и вина истинный христианин видит самого Господа и Его живоносные язвы, на кресте полученные. И можно ли здесь любопытствовать нам и желать, чтобы Господь, исходя к нам в таинстве причащения чрез сии царские врата, сказал нам: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Моя? – Нет, здесь истинный христианин очами веры не только видит пред собою Самого Иисуса Христа, но и соединяется с Ним теснейшим таинственным образом. Приемля тело и кровь Христову, он со страхом Божиим и верою говорит: «верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, цришедый в мир грешные спасти. Ты воистину Господь мой и Бог мой, освящающий и укрепляющий меня св. таинствами для жизни вечной!“

Да не будет же никто из нас неверующим, но верующим! Распятый и воскресший Иисус Христос всегда с нами и всегда готов изливать на нас Свои неизреченные щедроты. Но чем же докажем, что мы любим Иисуса Христа и твердо веруем в Него? Нашею христианскою жизнью и делами. И потому будем стараться жить и поступать так, как учит нас сам Господь, за нас пострадавший и умерший, как жили и поступали все истинно верующие во Христа св. люди. Если Господь посылает нам счастье и радости земные, будем за все благодарить и прославлять Его святыми делами. Если же Он посылает нам какое горе и несчастье, будем также среди всех горестей наших твердо сохранять свою веру в Него, великое горе и несчастье переносить с покорностью воле Божией и любить Господа своего так, чтобы ничто земное не могло поколебать нашей веры и разлучить нас от Бога. Будем, говорю, всякое земное горе и злоключение переносить с верою во имя Иисуса Христа и вместе удаляться всякого греха и неправды. Тогда распятый и воскресший Иисус Христос всегда будет пребывать в душах наших Своею благодатью и просвещать наши умы и сердца, будет сохранять нас на всех стезях нашей жизни и за наше верное служение Ему, за нашу твердую веру и добродетельную жизнь наградит нас сокровищами небесными, которые Он стяжал нам Своими страданиями, Своею кровью и смертью. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle