- Основные ветхозаветные пророчества о Мессии
- Классификация указаний на Мессию, содержащихся в библейских текстах
- Чем можно объяснить неочевидность данных пророчеств для многих современников Иисуса Христа?
- Правда ли, что иудейские книжники намеренно исказили библейские тексты, свидетельствующие о Христе?
- Цитаты о мессианских пророчествах
Мессиа́нские проро́чества – ветхозаветные пророчества об обстоятельствах воплощения Сына Божия и Его Рождества (по человеческому естеству), о личности и деятельности Мессии (вочеловечившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа).
Целью заключения Богом Завета с человеком в дохристианские времена являлась подготовка людей к Пришествию Мессии. Одним из важнейших средств служили пророчества, раскрывавшие главные моменты и некоторые частные детали жизни и служения Господа Иисуса Христа.
Помимо подготовительной роли по отношению к людям, жившим в эпоху Ветхого Завета, – во время осуществления Иисусом Христом «общественного служения» пророчества о Нем играли роль свидетельств, подтверждавших Его Мессианское и Божественное достоинство. На это, в частности, указывают Его же слова: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).
Важно отметить уникальные особенности библейских пророчеств. В отличие от большинства ложных предсказаний, многие из них чрезвычайно конкретны.
Основные ветхозаветные пророчества о Мессии
- О семени Жены, которое сотрёт главу змия (Быт.3:15).
- Об утрате власти коленом Иуды как признаке явления Мессии (Быт.49:10).
- О семидесяти седминах (Дан.9:24-27).
- О месте рождения Мессии (Мих.5:2).
- О рождении Мессии от Девы (Ис.7:14).
- О проповеди Мессии в Храме (Агг.2:6-9).
- О Младенце-Мессии (Ис.9:6-7).
- О Мессии как Сыне Давидовом (Иер.23:5).
- О бегстве в Египет (Ос.11:1).
- О вечном существовании Мессии (Мих.5:2).
- Об именовании Мессии Господом (Пс.109:1).
- О Сыне Человеческом (Дан.7:13-14).
- О входе Мессии в Иерусалим (Зах.9:9)
- О предательстве и продаже за тридцать сребреников (Зах.11:12)
- О последнем вечном царстве Мессии (Дан.2:44-45).
- О предательстве другом (Пс.40:10).
- О подробностях Крестных страданий и смерти Искупителя (Ис.53).
- О насмешках (Пс.21:8-9).
- О разделении риз (Пс.21:19).
- О пронзенных ребрах (Зах.12:10).
- О сошествии душой во ад и воскресении в нетлении (Пс.15:10).
Классификация указаний на Мессию, содержащихся в библейских текстах
Христианские толкователи, начиная со священных писателей Нового Завета, видели в различных текстах Ветхого Завета, указания на Мессию. В связи с этим можно выделить несколько типов текстов.
- Прямые пророчества о Мессии (например, Мих.5:2).
- Пророчества двойного исполнения – произнесены в конкретной исторической обстановке по отношению к конкретным ветхозаветным событиям и / или лицам, но которые, вместе с тем, указывают на новозаветные события, связанные с деятельностью Мессии, и на Самого Мессию (например, 2Цар.7:12-17; Ос.11:1; ср. Мф.2:15).
- Персонификация пророчеств о народе Израильском – когда слова, которые первоначально относились к Израилю, относятся также к личности Мессии (например, Ос.11:1; ср. Мф.2:15).
Христианские толкователи также использовали типологический метод толкования, находя в ветхозаветных текстах различные прообразы Христа и евангельских событий. Образец такого подхода можно видеть в изречениях Самого Господа Иисуса Христа (образ пребывания Ионы во чреве китовом – Мф.12:40; образ медного змея, вознесенного Моисеем – Ин.3:14).
Чем можно объяснить неочевидность данных пророчеств для многих современников Иисуса Христа?
Мы не имеем свидетельств относительно того, что большинство приведенных пророчеств понималось иудеями времен Иисуса Христа, как относящиеся к Мессии. Одной из главных причин называют несоответствие представлений об ожидаемом Мессии, сформировавшихся ко времени Его Пришествия в сознании многих иудеев, действительным особенностям Его Личности, Его поведения и Его деятельности. Многие иудеи того времени, насколько можно судить по сохранившимся текстам, не понимали образа страдающего Мессии. Мы видим из евангельского повествования, что даже ближайшие ученики Христа до последнего не уразумевали в должной мере свидетельства о Его страданиях и смерти (Мк.9:31-32; Ин.20:9). Апостол Петр в одной из своих речей признает, что Иисуса Христа убили «по неведению» (Деян.3:17).
Правда ли, что иудейские книжники намеренно исказили библейские тексты, свидетельствующие о Христе?
Это представление следует признать мифом. В качестве яркой иллюстрации безосновательности данного обвинения можно привести известный текст, содержащий пророчество о рождении от Девы (Ис.7:14). В масоретском (еврейском) тексте, авторитетном для иудейской традиции, здесь стоит термин almah (без особого акцента на девственности). В свое время это использовалось христианскими полемистами в качестве доказательства искажения пророческого текста. Однако в Кумране был найден свиток Книги пророка Исаии с чтением almah, который с учетом палеографического анализа датируется ведущим текстологом Ветхого Завета Э. Товом 150–125 гг. до Р. Х., а на основании радиоуглеродного анализа – 335–122 гг. до Р. Х. либо 199–120 гг. до Р. Х. Таким образом, гипотетическая антихристианская замена должна быть датирована серединой II века до Р. Х., что представляется абсурдным.
Дореволюционный профессор П.А. Юнгеров писал: «Освобождаясь от свойственных всякой полемике односторонностей и крайностей, верующие богословы западные и русские, вслед за московским митрополитом Филаретом, признают в настоящее время, что если <…> могла быть допущена, по естественной человеческой слабости, ненамеренная порча в еврейский текст, то она должна быть не велика».
О том же писал профессор П.И. Горский-Платонов: «Мысль о намеренной или полунамеренной порче текста еврейского должна быть кинута, как оружие старое, теперь совершенно непригодное. А повреждения не намеренные, по крайней мере, нисколько не вызванные борьбою против христиан, действительно есть и теперь в еврейском тексте; есть в нем в такие места, которые могут и даже должны быть исправлены по руководству греческого перевода».
Цитаты о мессианских пророчествах
«Христос рожден дважды. От Отца без матери – извечно, и от матери без Отца – во времени. В соответствии с этим пророчества делятся на два типа: пророчества, говорящие о Божественной природе Христа, и пророчества, говорящие о Его явлении во плоти. Самое древнее пророчество связано с явлением Господа во плоти: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15)».
священник Даниил Сысоев
Литература по теме
- Раздел «Свидетельства об Иисусе Христе»
- Пророчество Библейский словарь
- Цель мессианских пророчеств Джош Макдауэлл
- Пророки и пророчества проф. А.П. Лопухин
- Ветхий Завет о Мессии еп. Александр (Милеант)
- Согласование Мессианских Пророчеств еп. Александр (Милеант)
- Пророчества свт. Иоанн Златоуст
- Толкования святых отцов на мессианские места Библии прот. Димитрий Поликарпов
- Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов Церкви прот. Димитрий Юревич
- Христос в Ветхом Завете Андрей Десницкий
- Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве И. Григорьев
- Ветхозаветные пророчества о Мессии в кумранских рукописях прот. Димитрий Юревич
- Схема: Исполнение ветхозаветных пророчеств в Новом Завете
- Кроссворд «Пророчества»
Комментировать