Письмо священника крестившимся у него духовным чадам <br><span class=bg_bpub_book_author>священник Владимир Зайцев</span>

Письмо священника крестившимся у него духовным чадам
священник Владимир Зайцев


Дорогой, друг! Недавно вы приняли таинство Святого Крещения. Мы с радостью вспоминаем ваш выбор и с радостью свидетельствуем, что таинства Крещения ежедневно сподобляются многие и многие наши братья и сестры. Однако на службах среди молящихся прихожан ваше лицо почти не встречается или встречается, но очень редко, по большим праздникам, когда всем «принято» сходить в церковь. Где же эти сотни крестившихся, и где же вы? Христос, истинный Бог наш, во имя Которого вы крестились, носит еще одно имя и имя Ему – Любовь. У Любви же нет большего желания, кроме как дарения Себя другому. Себя – всем нам. Себя – лично вам. Дарения всех благ, которыми Он обладает, при одном лишь условии – если мы согласны принять этот подарок. В откровении Иоанна Богослова есть удивительные слова: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Один художник даже написал на эти евангельские слова картину: хижина, в ней горит свет, люди сидят за столом, наверное они уже ужинают, а снаружи у двери стоит Христос… На выставке художника все поздравляли: «Вы написали прекрасную картину. Но забыли одну маленькую деталь – не нарисовали у двери ручку». «Все правильно, – ответил художник, – эта дверь должна открыться изнутри». Вот так и нашего сердечного ответа Христос ждет всякий раз, не врываясь к нам без нашего разрешения. В Крещении вы приоткрыли для Христа дверь своего сердца, Он вошел в ваше сердце, душу, тело. Простил ваши грехи, совершенные до Святого Крещения. Подарил вам возможность избавиться от смерти через Воскресение в жизни вечной. Усыновил вас Отцу, дав право на наследствие Царствия Небесного. Наполнил вас благодатию Святого Духа, дав силы вести христианскую жизнь. Наконец, присоединил вас к Своей Церкви, в которой вечно изливает Свои милости на приходящих, «ибо, – говорит Господь, – Я прославлю прославлявших Меня» (1Цар.2:30). Какой прекрасный закон! Мы приходим в храм, чтобы воздать Богу хвалу, и сами же выходим еще более одаренными. Но, к сожалению, бывает совсем по-другому. Бывает так, что, отдав для Бога себя, однажды, через день-другой мы вновь отгораживаемся от Него своими делами и заботами, не только не позволяя Ему помогать нам, но и теряя уже полученные дары. Ведь каждый знает, как быстро исчезает та легкость и душевная теплота, сердечное спокойствие, которое мы приобрели в храме, через несколько часов после возвращения домой или на работу. И происходит с нами то, что произошло с жителями Иерусалима, и нам становятся адресованы слова Христа, сказанные к ним: «Иерусалим, Иерусалим! Сколько раз хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23 37-38). Вспомним поговорку, свято место пусто не бывает. И в ужас можно прийти от того, что место любви займет ненависть, добра – зло, благоденствия – бедствия и заботы. Но ведь мы сами можем управлять этим! Крещение призвано переменить нас. И изменение это должно идти постоянно, а иначе вместо прибытка, мы понесем лишь потери. Вспомните вашу первую жертву благодарности при Крещении за полученное от Бога спасение. Благодарность – редкое сегодня чувство. Но именно на нем строится все в Церкви. Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил: «Вера – удел душ благородных». А в прошлом веке другой замечательный человек, английский писатель Честертон, писал: «Когда начинается обучение ребенка в семье христианству? Не тогда, когда отец берет в руки «Закон Божий» и начинает с ним читать, а тогда, когда мать учит благодарить за вкусно испеченный пирог». Если ребенок с детства, даже по отношению к своим близким, не благодарен, ему до Бога будет тяжело дойти. В четвертом же веке другого святителя, Василия Великого, спрашивали «Отче, все мы крещенные, Богу молимся, но и с нами бывают несчастия. Почему?» «А потому, братия, – отвечал святитель, – что когда вам хорошо, вы за это Бога не благодарите». И действительно, ведь благодарность – это всего лишь признание, что тот дар, Господи, который Ты мне дал, будь то хорошее здоровье, удачное дело или просто прекрасное настроение – он мне нужен, не отнимай его у меня. В Евангелии по этому поводу есть очень грустная, потому что правдивая, притча обо всех вас. Христос исцеляет десять человек, больных неизлечимой болезнью – проказой. И только один (!) возвращается Его поблагодарить. Не так ли и с нами? Пока у нас все прекрасно, нам в Церковь ходить некогда: дела, заботы, семья, работа, сады-огороды. Да все, что угодно. Но вот когда «прижмет», что называется, тогда даже неверующий, спохватившись, идет и ставит свечку. А в русском народе по этому поводу сложилась ужасная пословица, для того, чтобы мужик перекрестился, нужно, чтобы грянул гром. И эта первая жертва – жертва благодарности, сама за себя говорит: не надо ждать, пока грянет гром.

Обычно на Исповеди людей спрашиваешь – «Молитесь ли вы?» «Нет», отвечают. Тогда задаешь другой вопрос. «Так что же, вам помощь Божия совсем не нужна?» «Как не нужна? Конечно, нужна!» «Ну а почему же вы ее не просите?» И здесь человек становится в тупик. Действительно, почему? Как странно, но все зависит только от нас. Теперь понятно становится, отчего Христос так настойчиво и в повелительном наклонении говорит: «Просите… Ищите… Стучите…». Человек с большим трудом воспринимает то, что Бог есть Любовь и большего нет у Него желания, как помогать нам. Можно ответить, мол, я дома молюсь. Но ведь в храме молитва совсем иная: здесь священники, здесь народ – и ваша слабая молитва, подхваченная соборной молитвой, гораздо успешнее достигает Престола Божия. А какая атмосфера праздника создается, когда храм заполнен людьми. Видели ли вы, как поутру вся семья собирается в храм, какой действительной торжественностью и ожиданием проникнуты у всех сердца?! Как идут они все по дорожке или аллее, ведущей в храм. Входят в него, прикладываются к иконам, благословляются у батюшки, приветствуют всех знакомых. Занимают свои места и вместе молятся. И самый большой, и самый маленький здесь вместе одними устами и одним сердцем славят Бога. Малыши смотрят на взрослых, подражают им, пытаются креститься и кланяться. В воздухе разливается аромат ладана. Яркий праздничный свет играет на образах и облачениях. Удивительно мелодичное пение церковного хора успокаивает все тревоги, и в сердце поселяется покой. Что за чудо – церковное пение, нигде более вы подобного не услышите. Оно не надоедает, не опустошает, а, напротив, наполняет вас радостным и светлым ликованием. После службы вся семья возвращается домой. Уставшие, но довольные, садятся, помолившись, обедать. Сегодня праздник, воскресение, сегодня мы откладываем наши обычные дела и заботы. Ничто так не укрепляет семью, не сплачивает ее, как совместная храмовая молитва, совместное празднование.

Поначалу вам многое в храме, в службе может казаться непонятным. Если не приходить в храм вовсе, то богослужение так и не откроется вам. Если же постепенно приучать себя регулярно приходить в храм Божий, то вскоре вы обнаружите, что многое просто и доступно, а, главное, во всей службе есть глубокий внутренний смысл. Ну а «Господи, помилуй» и «Слава Тебе, Боже» будут понятны с первых шагов.

Наконец, если вы будете регулярно ходить в храм, то обязательно очень скоро почувствуете удивительные перемены в своей жизни. Благотворное воздействие богослужения нельзя не почувствовать. И где же еще, как не в церкви, получить силы на предстоящую неделю?

Храм, в котором вы приняли таинство Святого Крещения, открыт ежедневно. Ежедневно, утром и вечером, совершаются службы Богу.

Наш дорогой собрат по Святому Крещению и Православной вере! Господь ждет каждого из вас, ждет к тому празднику жизни, который уготовал Он всем любящим Его.

Комментировать