1. Преамбула
В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Православной Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительную беседу о смысле и значении Таинства Крещения.
2. Основные темы для обсуждения
2.1 Смысл Таинства Крещения как смерти для греха и воскресения для жизни в Боге, как Таинства соединения с Церковью
Следует выяснить степень воцерковленности пришедших людей. Уточнить, знают ли они, что такое Символ веры и его содержание. Незнание Символа веры автоматически указывает на отсутствие у таковых утреннего молитвенного правила, содержащего в себе Символ веры. В таком случае необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры.
2.2 Преодоление возможных суеверий, магического восприятия и профанирования Таинства Крещения младенцев
Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок и т.д.).
Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения как смерти для греха и со-воскресения со Христом ради служения Ему (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.).
2.3 О крещении младенцев. Условия допуска к крещению младенцев
Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении. Такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы уразуметь принятую благодать. С течением времени они возрастают, постепенно изменяются и могут склониться на сторону греха. Тогда благодать святого Крещения в них погасает и совсем теряется, в иных сохраняется малая искра. Кто после Крещения утрачивает благодать вследствие грехов, тот перестает уже быть верным. Для возвращения в Церковь христианин должен исповедать грехи в таинстве Покаяния (преп. Симеон Новый Богослов)
Крещение совершается только над детьми лиц, состоящих в Церкви. Условием крещения младенца является либо церковность семьи ребенка, либо готовность ближайших родственников и восприемников (крестных родителей) пройти катехизацию, а также их обязательство воспитывать ребенка в православной вере:
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (Пространный катехизис, п. 289).
Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания.
Разрешается крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином.
Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:
Священник аще крестит турчину детищ… да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).
2.4 Значение Крещения и последующего воцерковления младенцев для их спасения в Вечности
Тезис для обсуждения: Крещение не имеет значения для спасения крещенного, если он не будет наставлен и не научится истинам веры, которые он свободно примет. Крещение дает не гарантию спасения, а открывает Путь к нему.
Некрещеный будет судим по закону совести, а крещеный человек — по закону Евангелия, даже если он и не собирался свою жизнь посвятить Христу:
Принявшие Крещение в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, чем не крещеные, как поругавшие святую одежду Христову (Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова).
Кто по принятии благодати Крещения делает лукавые дела, тот отпал от благодати, и Христос нимало не поможет ему, пребывающему в грехе (преп. Ефрем Сирин).
«Крещение является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви» (митр. Иларион (Алфеев)).
2.5 Ответственность пред Богом и обязанности крестных родителей
— восприемник как поручитель пред Богом о последующем воспитании ребенка в православной традиции;
— восприемник как духовный спонсор и инструктор, обладающий необходимыми знаниями о вере и опытом полноценной церковной жизни. Именно этим духовным богатством в первую очередь призван делиться со своим крестником восприемник;
— восприемник как помощник родителей, способный жертвовать своим временем, вниманием, книгами в процессе воспитания крестника.
2.6 О подготовке к участию в Таинстве Крещения
Уместно предложить родителям и восприемникам подготовиться к Таинству Крещения младенца через личное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Напоминать о недопустимости участия в Таинстве Крещения лиц без нательного креста, с языческими амулетами и с накрашенными губами.
Родителям и восприемникам детей старше 6-ти месяцев необходимо напомнить о полезности неоднократного посещения Храма вместе с ребенком, что поможет преодолеть возможный страх ребенка перед незнакомым местом и людьми. Знакомя ребенка с Церковью, важно называть вещи своими именами (священника называть «батюшкой», а не «дядей», Святые Дары – «Причастием» или «Боженькой», а не «компотиком» и т.д.).
2.7 Пояснения к Чину совершения Таинства Крещения
В качестве основы можно использовать приходскую брошюру о подготовке к Св. Крещению.
2.8 Советы о воспитании младенца и его воцерковлении (с обязательным требованием причащения младенца на ближайшей Божественно Литургии)
Таинство Соединения с Церковью включает три основных этапа: Крещение-Миропомазание-Причащение. Без Св. Причащения Таинство Крещения не достигает своей полноты.
Особо нужно отметить необходимость регулярного причащения ребенка после Крещения.
Восприемникам следует помнить о необходимости приходить с ребенком в Храм для молитвы (т.е. и во внебогослужебное время). Регулярное посещение Храма позволяет ребенку прочувствовать его Домом Божьим, и вместе с тем родным домом, где ребенка ждет Господь и Его милость.
Родители и восприемники должны научить ребёнка основам Православной веры, вместе с ним регулярно читать молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево», научить правильно и благоговейно налагать на себя крестное знамение (правильно «креститься»), молитвенно прибегать к помощи Божией в случае опасности. Помнить, что Православие – это не система иррациональных запретов, а учение мудрости и любви.
Необходимо рассказать о деятельности приходской Воскресной школы для детей.
2.9 Рекомендации по выбору икон и книг, которые восприемники могут дарить крестнику
— икона Небесного покровителя ребенка,
— Детский молитвослов,
— Детская Библия,
— Закон Божий,
— «Жития святых для детей», выпущенные издательством Сретенского монастыря (двухтомник).
2.10 Рекомендации по выбору книг, которые помогут воцерковлению родителей ребенка и восприемников (в дополнение к указанным в памятке «Готовимся к Таинству Св. Крещения»)
— Закон Божий (любое издание),
— Митрополит Сурожский Антоний. «О встрече», «Человек перед Богом» и т.д.
3. Общие принципы проведения беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей
3.1 Подготовительную беседу необходимо проводить не в виде лекции, а в русле диалога, выясняя степень воцерковленности пришедших и стимулируя их обращение с вопросами.
3.2 Во время беседы необходимо вручать пришедшим брошюры о подготовке к участию в Таинствах Крещения, Исповеди и Причащения, а также текст Символа веры на церковно-славянском и русском языках. Возможно распространение среди родителей и восприемников крещаемых детей DVD-дисков с катехизическими материалами (видео-фильмами, записями бесед в mp3-формате, а также текстами в электронном виде).
Комментировать