Array ( [ptrck] => ac04f19f24b649853c6d2f5f0f5f5adacdcf9bf58fb24c4cb2ab8a31773ef087 [_ga] => GA1.2.714232570.1677386898 [_ym_uid] => 1677386898512227994 [av_from_search] => yandex [av_csrf] => nQKr4c2pwQqWp5cZ [wpglobus-language-old] => cu [wpglobus-language] => cu [_gcl_au] => 1.1.986131663.1708884257 [_ym_d] => 1709138801 [_langs] => r [rmcookie] => S:KIuDcRXojVB1hm79d8QdXz22GPHC9rHe8ValcVLUuT9Yhvpq98OxeW-85vCij2jAiOtZ1ZuclmRJEIuzguEwcPacntD-MQYt6V7fxO6WvWRkz5-szqR3N1rRebIbLO640AN-1Ze1SL7ku4SD4zOC8d9cfmNcA3FM3PAp1-o9hABwcxBQ6H6bTgYMJf4DvfeE3ChFl6b4exEjBC0htLQGxJixKRY4C5M0_QXpj0Jwju1uxenkNe8FAcYFvdoyYU-jsZdgcEzv6cAXFg1sbOH4aPTLV-0nFbmUPBWUw7OI33RK4Mtf3MeHpJ1a99gsTrlVrlEqAdJMncMoPPyZlSdzZbUY6hknhs_9MZJxPuNDX6JNog4QZK69Il9WUoZfhtGWycjDGyejVuGwzmLRT8ftLmudBKFsjXocKU4q8g0tkWuaFPD1Go506Dz909UEwDdY3PgL1C7JlVgvF-IQzuHi4GBoO3vDIsMDHMPXXUWUdAU50n1BKg2ZPlZg7Kp47nxXN_Tuf7D8ATse-ASRT5Ww0MqdayzpDFaprjEsbPhwt162-WxZZyJUWFBJEWUviaxdSguMLmC29yO6mEjLqtjNC9R9OmDpDmwP0U7Pbaycolxu5hxn4dHZ0yZgWIxciRVu8zgatgCVbHMU0cs_NwuiqwRKP2ltW8jEFoTpe_lneexK-zUFLiZPnAB96jUX7bPk [otrid] => S:aT1Gic2PAJklbdoHzxKD0zfI0ptA_j36KRaIy3lOIw6Z0JvRkX74-Wi17KO8Hf4tApEkjiPx8QBm1oW4wbDWPdE7zp1ftHrvmY6WoRAQgsmFMHYYODcUYLeQQgvCJ_NgN6nH4G-JjbrBU_-TJY2EroGZxtOM6Yf7FXfvpyBbXt8G6b60Eqhd65CaKHhGGyz7d1mcvjrc0h-xP2XSb_IT38SMGtGznlqDNG8= [_gid] => GA1.2.2042617659.1714020956 [_ym_isad] => 2 [_ym_visorc] => b [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )
Если пришли крестить, чтобы не сглазили — схема огласительных бесед <br><span class=bg_bpub_book_author>протоиерей Игорь Рябко</span>

Если пришли крестить, чтобы не сглазили — схема огласительных бесед
протоиерей Игорь Рябко


Сделал схему моего проекта по оглашению. Огласительная беседа перед крещением. Мой опыт.

1. Предварительные сведения

Прежде чем приступать к совершению таинства крещения, и самим огласительным беседам мы должны четко понимать — беря на себя ответственность за совершение таинства крещения, мы одновременно берем и обязательство по духовному пастырству крещаемых. На это важное правило мало кто обращает внимание. Многие священники считают крещение разовым самодостаточным актом, не имеющим никаких последующих обязательств ни со стороны совершителя таинства, ни со стороны тех, над кем оно совершается. Это колоссальная ошибка. Совершая крещение священник берет на себя прямую ответственность за тех, над кем он это таинство совершает, так же как и архиерей отвечает перед Богом за того, кого он рукополагает. Эта аналогия приводиться мною не случайно, потому что таинство крещения и таинство священства имеют между собой прямую связь. (см 1Пет.2:9)

Поэтому, на мой взгляд, важно чтобы те, кто крестится, крестились по месту своего жительства, а священник сразу же обговаривал дальнейшие условия их воцерковления. Если же крещаемые или их крестные и родители не будут соглашаться с необходимостью дальнейшего участия крещеного в церковной жизни то, на мой взгляд, в совершении таинства крещения им правильное было бы отказать.

2. Мотив

Первое, с чего я начинаю огласительную беседу, так это с попытки осмысления мотива совершения таинства крещения со стороны оглашаемых, или же их крестных и родных родителей (и те, и другие, обязаны быть на этой беседе). Предложите им ответить на вопрос «Зачем вы крестите своих детей?» или же «Зачем вы решили креститься сами?», если это взрослые. «Что вы хотите получить после крещения, как результат?» Реакция на этот вопрос может быть разной.

Но, тем не менее, спокойно, внятно, с любовью задайте им вышеприведенные вопросы.

3. Абсурд мотивов

Вам будут предлагать разные варианты ответа, большинство из которых придётся признать за ложные и свести к абсурду. Сюда будут относиться всевозможные «защитные функции» крещения, материальную ответственность крестных за детей и т. п. Ваше отрицание этих мотивов может приводить слушателей к недоумению, и даже подозрению, а не собираетесь ли вы их вообще отговорить от этого таинства. После нарастания эмоционального подъема от вас начинают ждать правильного, и главное, готового объяснения, «зачем это нужно» и «что от них хотят».

Мой совет:

не спешите объяснять церковное понимание цели и смысла крещения. Сделайте так, что бы КПД этой встречи было максимальным. Копайте глубже.

Родители и крестные детей все были когда-то крещены в Церкви. Задайте присутствующими вопросы личного характера: «Что им дало крещение?» «Влияет ли оно хоть каким то образом на их жизнь?» Если да, то как, а если нет… то напрашивается вопрос, а зачем тогда оно вообще было нужно? Не рискуем ли и мы сейчас допустить ту же ошибку. Совершим таинство, которое ни к чему не будет обязывать, и ничего в жизни не будет решать?

4. Зачем мы здесь

Уровень оптимизма от ожидаемой презентации начнет постепенно опускаться до критической отметки, но это и хорошо. Розовые очки псевдохристианской самоидентификации станут медленно и уверенно сползать. Начнет просыпаться понимание того, что факт крещения не делает человека автоматически членом Церкви, и уж тем более гражданином Неба.

Теперь последний и главный вопрос: «Человеческая жизнь, складывается из последовательности маленьких смыслов. Мы осмысленно принимаем решения, к какому специалисту обратиться в поликлинику, какую машину купить, куда пойти учиться, куда работать. А в чем смысл жизни человека вообще?»

Правильно на этот вопрос, по моему опыту, могут ответить только глубоко воцерковленные люди. Ответы всех остальных будут сводиться к необходимости рожать, растить детей, сажать дерево, строить дома, делать жизнь лучше. Но все эти «смыслы» бессмысленны перед очевидной и неизбежной смертью, как каждого отдельного человека, так и всего сущего в мире, будь то планета Земля, Солнечная система, или сама галактика Млечный путь. Если то, что мы называем «жизнью», со всеми её компонентами есть «закрытая система», в которой исчезает всё, что там появляется, то поиски любого смысла жизни в ней абсурдны.

И это всё! Вы достигли дна колодца огласительной беседы. Дальше нужно подыматься наверх.

5. Смысл жизни

Но, а что если??? А что если система «Наша жизнь» не закрытая? А если кроме мира видимого, есть мир духовный, невидимый? В конце концов именно об этом говорит общечеловеческий опыт, и наша личная внутренняя интуиция. А что если человек беременен своей душой и она, живя в материи этого мира, меняет свои качественные характеристики, готовясь выйти через туннель смерти в жизнь иного мира? А ведь именно этому и учит нас Бог, Церковь, Священное Писание и вся церковная Традиция.

Мы гусеницы, которые в зависимости от построения своей жизни превращаемся в её процессе или в небесных бабочек, или в земляных червей.

Так если это ПРАВДА, как и то, что все мы умрём, то СМЫСЛ ЖИЗНИ очевиден. Прожить правильно, т. е. праведно! Ведь после выхода из тела, мы получаем паспорт самоидентификации, кем же мы стали в процессе жизни на самом деле. А не то, что мы о себе мнили. Мытарства — это пластина магнита. Если в наших душах есть метал ада, то мы притягиваемся и не можем подняться вверх, если же мы от него свободны, то и путь наверх нам открыт.

6. Путь

Итак жизнь нужно прожить правильно. Это понятно, но не понятно как это сделать? Поэтому Церковь и предлагает нам Путь правильной дороги, ведущей на Небо. Вот здесь уже и пора вести разговор о духовной жизни в Боге, о становлении личности в Церкви, о базовых законах её духовного роста, о необходимости молитвы, участия в таинстве Причастия и, по мере взросления, в таинстве исповеди.

Важно привести человека к пониманию необходимости сознательного участия в церковной жизни, в изучении Священного Писания, традиции жизни во Христе, духовной брани со страстями, дать хотя бы основы аскетики. Всё это вам потребуется разложить по полочкам и систематизировать. С чего начинать, как делать, куда двигаться дальше. Этапы, формы, средства, способы диагностики. Все перечисленное — это темы, требующие отдельной публикации.

Мне лишь важно донести читателям:

людям будет понятнее, если они услышат не просто философские рассуждения, а увидят систему и ступени этого пути.

7. Крестные

Отдельный, примыкающий к общей беседе и печальный разговор о крестных, которые, согласно логике таинства крещения, должны быть опытными альпинистами по отношению к своим крестникам, которые только готовятся к освоению пути восхождения на вершины духовной жизни. Здесь может быть только один честный и правильный вывод. Если крестные родители сами ещё не воцерковлены, они должны или отказаться быть крестными или же, осознав свою ответственность, все силы направить на то, что бы соответствовать званию духовных наставников. Потому что крестные отец и мать выполняют по отношению к крестнику ту же функцию, что и духовный старец выполняет по отношению к послушнику в монастыре.

Важно, чтобы ваши собеседники вынесли из этой встречи главный вывод. Миссия будет выполнена лишь в том случае, если их крестник придёт в такое состояние души, когда Бог станет неизменно присутствовать в его жизни. Когда Бог, и только Он, будет её главным содержанием, смыслом и целью. Если Воля Божья будет руководством во всех его жизненных целях. Если Церковь станет его Матерью, а Дух Святой будет движущей силой всех его мыслей и желаний. Т. е. когда тот, кого мы крестим, придёт в состояние обожения. Другой цели и смысла крещения, как и всей нашей жизни, нет и быть не может.

Источник: Пастырь

Комментировать