— Недавно у Вас в блоге появилось сообщение под заголовком «Время наступать»: «Из-за отсутствия общецерковной катехизации многие крещенные в 90-е годы сейчас не только не прихожане, но зачастую становятся противниками Церкви. Наш огромный грех в том, что многих мы просто вовремя не позвали и не дали им реального шанса к победе над грехом». Так каким в таком случае должен быть голос Церкви, как нужно «звать»?
— Церковь должна просто элементарно заняться образованием своих прихожан. У образования есть несколько уровней. Первый, самый простой уровень, — это катехизация, предкрещальное оглашение. После крещения человек должен обучаться пониманию богослужения, учиться технологии добра. Вопреки распространенному заблуждению Православие — очень технологическая религия. Оно полностью логично: от начала до конца, в нем нет ни единого догмата, который не был бы логично связан с другим. То есть это абсолютно цельная система, из которой нельзя ничего аккуратненько вытащить. Нужно дать понять эту логику обычному православному христианину, чтобы он в ней жил.
У нас есть техники, как красиво делать добро, и техники, как красиво бороться со злом: изящно, красиво, точно и уместно. Но эти техники должны быть преподаны христианину.
А затем уже, вошедши в Церковь, человек будет учиться священной истории и истории Церкви, он будет понимать тонкости литургики, будет понимать тонкости православной психологии. Но это — в дальнейшем, при условии, что он сначала овладеет базовыми техниками.
У нас всё начинается совсем не с тех сторон. Я могу привести пример. Вот читаешь книжки о том, как подготовиться к Крещению. С чего начинается книжка? «Что такое таинство Крещения?» Как можно говорить о том, что такое Крещение, с тем, кто еще не знает, кто такой Бог?
Или говорят: «Вот мы сейчас будем проводить катехизацию! Мы будем рассказывать о житиях святых». Но кто такой святой? Зачем он совершает свои подвиги? Как человек связан с этим святым? Для человека непросвещенного это бессмысленные вещи.
Поэтому необходимо создание системы — общецерковной системы катехизации.
— Сегодня издается много разнообразной христианской литературы. Неужели этого недостаточно для просвещения людей?
— Издается много, но стоящих книг до сих пор мало.
Как, допустим, появилась книга «Зачем ходить в храм каждое воскресенье?» У одной моей знакомой есть сестра, которая регулярно прогуливает воскресные службы. Я решил перед ее именинами подарить ей книжку о том, почему каждое воскресенье нужно посещать церковь. Я пришел в «Православное слово», изучил все отделы, но оказалось, что ее нет, а когда спросил продавца, оказалось, что никогда такой книжки и не было.
То же самое с Крещением. Вроде уже давно должна была выйти книга, посвященная вопросу «Почему ты еще не крещен?». Но ни один из аргументов против Крещения еще не был разобран.
Люди тратят свою энергию и время на совершенно глупые вещи: например, рассуждают, был ли святым Иван Грозный или не был? Зачем спорить по поводу этого вопроса, если ты пока даже азы не знаешь? Будто у нас Церковь так хорошо образована, что можно о каком-то высоком богословии говорить. У нас ведь в Церкви часто люди не знают, что такое Троица. Я даже не говорю про мифологическую троицу — Спаситель, Божья Матерь и Николай Чудотворец. Это миф на самом деле.
А то, что Духа Святого в массах считают безликой силой, — это правда. То, что 70% православных христиан не верит в воскресение плоти, которая умерла, — это правда. Верят, что только душа бессмертна, а тело не воскреснет. То есть сердцевину христианства люди не понимают. Отсюда — суеверия, невежество, глупость, ереси. Все это происходит из-за того, что поставили на массовое крещение, массовое требоисполнительство, поставили на воскресные школы, которые занимаются высотами без базы. Это всё равно что пытаться построить дом, начиная не с фундамента, а со стены. Поэтому Православие воспринимается, как набор ритуалов, имеющих некий смысл, но не имеющих никакого мировоззрения. Поэтому часто люди интеллектуальные не воспринимают Православие как нечто интересное для человека. Они думают, что это — для бабушек, для глупых, что это только традиция, но никакую философию на этом не построишь. «Мировоззрения цельного у Православия нет», — считают они.
— В интернете встретилось такое высказывание: «Сегодняшнее миссионерство — это правда о Церкви небесной и полуправда о Церкви земной». Как Вы можете прокомментировать такие слова?
— Миссионерство сегодня такое же, как и миссионерство вчера, — это правда о Господе Боге.
Большинство людей, которые когда-то заходили в церковь, сталкивались с церковным хамством. Это реальный факт, это реальность, которую знают все. Этот факт замолчать не возможно, потому что эти люди с хамством уже столкнулись. То, что многие относятся к церкви как к инструменту для выкачивания денег из населения, — это тоже факт, который невозможно обойти.
Поэтому те вещи, которые известны и так, нужно правильно объяснить, нужно показать человеку разделение между Церковью и теми, кто ею прикрываются, между Церковью и грехами в Церкви. Нужно показать ошибку ереси Доната: грех людей, находящихся в Церкви, не является грехом Церкви. Надо показать, что сколько бы человек ни делали греха, зла это Церкви не приносит. Человек, приходящий в Церковь, приходит туда не для этого, а для Бога.
Есть вещи, которые очевидны, и их нужно честно оценивать. А есть вещи, которые не очевидны, которые не известны. Это внутрицерковная кухня, вот ее раскрывать нельзя. Перед выборами Патриарха она показала свою некрасивую сторону именно тем, что стали освещать те вещи, которые для обычных людей не очевидны, о которых не следует говорить.
Дело в том, что правда о Церкви земной заключается в том, что это место действия Бога Отца, Сына и Святого Духа. Это — «мастерская богов». Слово «мастерская» предполагает наличие шлаков, отходов, плавильной мастерской, помойки, но главное — что на выходе боги получаются. Это самое важное. Если сказать, что в Церкви только шлаки и помойка, получится не полуправда, а чистая ложь.
Церковь земная — это, действительно, «мастерская богов», хотя в ней и шлаки, и помойка. Вот это будет правда. Но при этом не должно нам очевидное зло и безобразие оправдывать.
Комментировать