Тайна Пасхи 3

Эта запись является частью серии записей Пасха Христова
Тайна Пасхи
Исследуем событие Воскресения Христа (3)

Мы привыкли к тому, что Иосиф Аримафейский – великий святой нашей Церкви. Он выпросил тело Иисуса у Понтия Пилата, он похоронил Христа в своем новом гробе, купив роскошную плащаницу. Вы спросите: а разве есть другие мнения?.. В том-то и дело, что есть. Последнее столетие не стихают среди ученых-библеистов споры о Иосифе.

Внимательного читателя Евангелия не могут не насторожить следующие моменты:
Женщины, присутствовавшие при Распятии Христа (между прочим, среди них была и Мать Иисуса), остаются в стороне от таких важных вещей, как Его погребение. Они никак не участвуют в погребении, как сообщают нам Евангелия, только издали смотрят за процессом. Почему? Участвовать в погребении родственника, да и любого другого человека, не было запрещено… Кстати, походатайствовать у римских властей о выдаче тела казненного преступника родственники тоже могли. Не стопроцентно, что Пилат отдал бы им тело Иисуса, но, скорее всего, учитывая отношение Пилата ко Христу и то, что пришла бы просить Мать, он отдал бы тело.

Еще более внимательного читателя Нового Завета не может не заставить задуматься следующий факт: ряд мест Нового Завета высказывается о людях, хоронивших Христа, достаточно критично, если не сказать, резко.

В книге Деяний читаем следующую проповедь Ап. Павла:
...жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его (Иисуса) и осудив… и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили все написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых (Деян 13, 27-30).
Я специально выделил одну фразу. Этот текст очень важен. Это не просто текст Евангелиста Луки, написавшего книгу Деяний, а приведенная Лукой цитата из речи Ап. Павла. Лука вставлял в свои тексты большие цитаты из выступлений разных Апостолов (Петра, Павла), стараясь не искажать. То есть, тут мы, по сути, имеем дело не с мнением Луки, а с мнением самого Павла. И он, обратите внимание, говорит, что погребение Иисуса было осуществлено врагами Христа.

Далее: В Евангелии от Иоанна мы читаем, что похоронить распятых торопились именно иудейские вожди, те самые, которые требовали распятия Иисуса. Да, именно им было важно, чтобы не осквернить день наступающей Пасхи, похоронить тела казненных как можно скорее:
Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (Ин. 19, 31).

Инициатива умертвить мучающихся на крестах и похоронить принадлежит иудейским вождям. Не буду приводить доказательства в пользу очень строгих и жестких правил относительно погребения всякого покойника; для иудеев это было святое.

Далее: Иисуса Христа не могли похоронить в личной гробнице, но только в специально предназначенной для такого рода погребений. Дело в том, что по иудейским законам Он – был преступник. А преступника хоронили в специально отведенных для этого местах. И это не было оскорблением, унижением для родственников, в то время это было, как это ни невероятно, возможностью… добиться перед лицом Божиим прощения для казненного.

Да, именно так. Разложение плоти и превращение останков человека в скелет на кладбище для осужденных – считалось символическом актом прощения преступника. Приведу из множества иудейских законов на этот счет некоторые: «И смерть, и позорное погребение на кладбище для преступников необходимы для прощения… Разложение плоти также необходимо для прощения» (Вавилонский Талмуд: Сангедрин 47; также Иерусалимский Талмуд: Сангедрин 9.9 и 6.12).

Кто-то спросит: какая разница, на каком кладбище хоронить, ведь плоть разложится в любом месте? Не забывайте, что иудеи считали себя народом Божиим, народом святым. Так вот: человек, которого осуждал иудейский суд (нарушитель Божьей заповеди, кощунник, волшебник и проч.), тем самым как бы анафематствовался, исключался из числа народа Божьего. Вынести наложенную судом епитимью (принять наказание, даже смертную казнь), потом быть похороненным не в святом месте, с остальными членами народа Божия, а на кладбище для отверженных и значило вынести епитимью, принять всю полноту определенного тебе наказания. И через это, соответственно, заслужить прощение и право на воскресение из мертвых.

Итак, первое: Иисуса должны были похоронить только на кладбище для преступников.

И второе: Надзор за своевременным и ритуально правильным погребением казненных лежал на плечах иудейских властей.

Вышесказанное позволяет заключить, что Иосиф действовал не от себя, а по поручению Синедриона.

Этим объясняется, почему Пилат так легко отдал тело Иисуса. Речь шла не о частной просьбе, а о просьбе высшего иудейского совета (Синедриона), который просил для Иисуса смерти. Смерть наступила, теперь совет просит отдать тело казненного [1]. Зачем Пилату было обострять отношения с иудейскими вождями?

Этим объясняется и странное поведение женщин. Они не решались (а, может быть, не желали) подходить к членам Синедриона, которые сами убили Христа, а теперь сами же, как предписывают правила, Его хоронят. Женщины только издали наблюдали за погребальными действиями.

Синедрион.JPG
Так выглядел иудейский высший суд – Синедрион.


Получив тело Христа, Иосиф погребает его в новой гробнице. Было ли это кладбище для преступников? Во всяком случае, из того, что мы знаем об обычаях и законах того времени, следует заключить: да, это было именно кладбище для преступников. Из четырех Евангелистов трое просто говорят, что это было кладбище. Какое? Не уточняют. По умолчанию подразумевается, что все должны понимать: это было особое кладбище:
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба (Мк. 15, 46);
Сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк. 23, 53);
Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин. 19, 40-41).

И только у Матфея звучит сенсационная подробность – это была личная гробница Иосифа:
Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф. 27, 59-60).

Почему Матфей делает такое добавление? Легче всего отмахнуться и сказать, что Матфей просто придумал эту подробность. Например, сказать, что Матфей, который в своем Евангелии дотошно пытается провести параллели между Христом и ветхозаветными пророчествами, здесь намекает на всем известную пророческую 53-ю главу пророка Исаии:
Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лести в устах Его.

Но, может быть, Матфей сообщает подлинную историческую подробность? В Евангелии от Иоанна сказано о большой спешке, с которой хоронили Иисуса. Еще раз напомню, что наступала иудейская Пасха: покойники должны были быть погребены и их гробы наглухо закрыты. Если бы с наступлением вечера погребения продолжались, святость Пасхи могла бы быть осквернена. Иоанн пишет:
Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19, 42).

Может быть, Иосиф Аримафейский сам попросил у Синедриона изволения участвовать в погребении казненного Иисуса? И заодно предложил, чтобы успеть соблюсти погребальные ритуалы, похоронить Иисуса в своем новом гробе, тем самым изъяв этот гроб из частного употребления и сделав местом погребения преступников?
Кстати сказать, на то, что гроб этот не находился на ритуальном иудейском кладбище, а был частным владением, намекает и такой эпизод:
На другой день… собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27. 62-66).

Если кладбище находилось во владении Синедриона (а кладбища преступников находились именно в его ведении), то зачем было бы старейшинам просить назначить стражу? Поставьте, сколько хотите, своих охранников – и точка. Но если кладбище находится в «частном секторе», то тут, чтобы поставить охрану, нужно разрешение власти.

Итак, из всего вышесказанного сделаем некоторые выводы:

А. Иисуса похоронил Иосиф Аримафейский по поручению Синедриона. То есть за требованием отдать тело Иисуса и за похоронными обрядами стояли иудейские вожди и всем, любившим Христа, это было очевидно.

Б. Женщины именно поэтому не решились подойти и не стали участвовать в последнем целовании Покойного.

В. Иосиф а) погребает тело на официальном кладбище для преступников, но в новом гробе, либо б) погребает в своем личном новом гробе. (Точно это не установить, впрочем, это не так и важно.)

Г. Возможно, что члены Синедриона разрешили Иосифу похоронить Иисуса в его личной новой гробнице ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19, 42). Оставались считанные минуты до наступления праздника иудейской Пасхи.

Д. Так как гроб был чужим, женщины внимательно смотрели, куда полагали тело Иисуса. Они не присоединились к погребению, но намеревались, как только праздничный субботний покой окончится, прийти и оплакать Иисуса. Кстати говоря, как мы помним, оплакивание покойника длилось неделю, то есть женщины (мы их называем Мироносицы) намеревались приходить оплакивать и умащать Иисуса благовониями все дни до окончания дней траура.

гроб.jpg
Примерно так выглядел гроб, в который положили Христа. На фотографии – гроб, относящийся ко времени Христа (найден в окрестностях Иерусалима).


А теперь перейдем к вопросу, который так и остался неразрешенным и навис над всем нашим рассказом: так кем во всей этой истории был Иосиф? Чиновником иудейского совета – или человеком, искренне любившим Христа?

Ответить на этот вопрос точно мы не можем, мы можем только попытаться что-то выяснить при внимательном чтении слов Нового Завета.

Итак, в начале сегодняшнего очерка мы видели, что некоторые тексты говорят о том, что Христа убили иудейские начальники. Они убили, они же и похоронили. Мы выяснили, что Иосиф на самом деле был членом Синедриона, поэтому слова Ап. Павла верны. Но ни этот, ни какие-либо другие новозаветные тексты не дают негативной оценки лично Иосифу Аримафейскому.

Что говорят о Иосифе Евангелия? Если расположить тексты в хронологическом порядке (по времени написания), то первым идет Марк. У него отношение к Иосифу отстраненное, он не находит каких-то добрых слов в адрес человека, который хоронил Иисуса. Единственная его характеристика Иосифа: знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия (Мк. 15, 43).
Последняя фраза не позволяет сделать вывод, что Иосиф был из учеников Христовых, но предположить, что Иосиф напряженно ожидал времени Пришествия Мессии, она позволяет. Возможно, Иосиф интересовался Личностью Иисуса, пытался разобраться – Кто Он? Отношение ко Христу вдумчивое и заинтересованное.

Затем следуют Евангелия от Матфея и Луки. Они писали примерно в одно время.
У Матфея очень доброжелательное отношение к Иосифу. Матфей сообщает, что Иосиф учился у Иисуса (Мф. 27, 57); он обвивает тело Иисуса не простой материей, как у Марка, а чистою плащаницею (Мф. 27, 59); полагает в своем гробе.

Евангелист Лука сообщает, что Иосиф был член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия (Лк. 23, 50-51).

Это потрясающее свидетельство. То есть, Иосиф праведен [2] как человек (так нужно перевести слово, которое у нас переведено как правдивый)! Более того, он, хоть и член Синедриона, – не участвовал в совете, осудившем Христа на смерть! А за этим, между прочим, стоит большая проблема. За смертный приговор должны были голосовать все члены Синедриона; воздержаться или быть против не допускалось. Как же говорить о хорошем Иосифе, если он несколько часов назад голосовал за распятие Иисуса?.. Лука отвечает: не голосовал!

В Евангелии от Иоанна, самом позднем из Евангелий, Иосиф подвергается некоторой критике, но, в общем, тоже наделяется чертами благородства:
...Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев (Ин. 19, 38) [3].

Как сообщает автор четвертого Евангелия, во время погребения к Иосифу присоединяется высокопоставленный иудей Никодим. Он приносит состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19, 39-40). То есть здесь сделан акцент на том, что погребение Иисуса было совершено с любовью и щедростью.

Очень важно, что Иоанн называет Иосифа учеником Христовым. Себя самого он также в Евангелии называет учеником. Значит, каким-то образом Иоанн ставит знак равенства между настоящими учениками, следовавшими за Иисусом, и теми, кто симпатизировал Ему, слушал Его, но из-за страха иудейского боялся открыто исповедать свою веру. Впрочем, ко второй категории Иоанн относится несколько презрительно, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12, 42-43).

В качестве извинения такому поведению Иосифа можно привести то, что открытое выражение симпатий к Иисусу (и он не мог об этом не знать) могло навлечь на него осуждение и даже репрессии со стороны совета, членом которого он был. Можно предположить, что Смерть Христова произвела в нем нравственный переворот. Этим обусловливается то, что Иосиф вызвался в Синедрионе заниматься погребением Иисуса, попросил совет разрешить похоронить Его в собственной новой гробнице. Можно предположить, что дальнейшие события, из которых главным было Воскресение Христово, совершенно изменили Иосифа и он стал уже явным христианином.

В ранней Церкви, предание которой было зафиксировано в Евангелиях, об Иосифе говорится скорее хорошо, чем плохо. Особенно интересно свидетельство Иоанна – автора четвертого Евангелия. Как сегодня считается общепринятым, это Евангелие было написано на иерусалимском материале. То есть, Иоанн обработал и положил в основу своего текста предания, сохранявшиеся в общине иерусалимских христиан. Кто, как не иерусалимские христиане – лучше, чем кто бы то ни было! – могли сказать о том, кем был Иосиф: врагом или учеником Христовым?

Иосиф Аримафейский.jpg
Православная икона св. Иосифа Аримафейского

Итак, подведем итоги: Евангелия не превозносят Иосифа Аримафейского, но вместе с тем находят несколько добрых слов в его адрес. Иоанн иронично замечает, что Иосиф был один из тех, кто был тайным учеником, опасаясь иудеев.

Однозначная положительная характеристика [4], данная ранней Церковью Иосифу, свидетельствует о том, что потом он стал настоящим христианином, преодолев свой страх...

Почему после рассказа о погребении Иисуса, Иосиф исчезает и больше на страницах Писания и в церковной истории мы с ним не встречаемся? Это тоже вопрос! Например, Шимон Гибсон, современный иудейский историк и археолог предполагает: "Возможно, что римские власти возложили на Иосифа ответственность за исчезновение тела Иисуса из гробницы в воскресенье после похорон и что последствия были пагубными" (Последние дни Иисуса. М. 2010. С.189-190).
Не забывайте, что гробница-то была Иосифова. Кому поручили? Кто виноват, что не проследил?


Память святого праведного Иосифа Аримафейского совершается в третье воскресенье после Пасхи. Церковь прославляет человека, которому было страшно принять веру, полностью меняющую его жизнь. В каком-то смысле ему было тяжелее принять веру, нежели рыбакам и крестьянам, потому что у него было положение, деньги и все то, что характеризует в мире сем успешного человека. И тем не менее, мучаясь от компромиссов с совестью, Иосиф медленно, но верно шел к христианской вере.
Его робкая вера подверглась настоящему испытанию, когда Христа убили. Вот тут Иосиф мог принять сторону своих собратьев и товарищей по Синедриону, а мог нащупывать свой путь. Он выбрал правильное направление. Нет сомнения, что после Воскресения Христова его вера была вознаграждена и впоследствии он сумел во всеуслышание заявить о своей вере и стал христианином. Во всяком случае, в предании ранней Церкви о нем сохранилась добрая память.

А теперь мы приблизились к самому важному. Спаситель положен во гроб. Гроб задвинут круглой каменной крышкой, вес которой достигает нескольких тонн. В гробу нестерпимо душно; дурманяще пахнет благовониями. Сюда, во гроб, практически не доносятся звуки из обычного мира, Христос словно в капсуле, изъявшей его из нашего мира. Он – зерно, готовое прорасти дивным цветом...
Что происходило дальше? Я имею в виду те примерно 36 часов, которые прошли со времени Его Смерти до времени Его Воскресения.
А в это время Христос, телом пребывая во гробе, душою спускается в ад.

Но об этом – в следующий раз.


Погребение Христа.jpg
К.Блох. Погребение Христа.
Картина замечательная, только не совсем верная. Женщины все же не участвовали в погребении.

Примечания


[1] Мы ничего не знаем о погребении разбойников, распятых рядом с Иисусом. Их дальнейшая судьба Евангелистов не интересует, и она остается за скобками повествования. Можно предположить, что их тела римское правосудие не выдало: они же были для римлян настоящими преступниками – мятежниками, и таких чаще всего родственникам не выдавали. Римляне сами их похоронили в особом месте. А может быть, родственники просили, тела выдали, и родственники их как-то сами похоронили. Опять же в специально отведенном месте.

[2] Это замечание ставит Иосифа в ряд с такими Евангельскими персонажами, тоже названными «праведными», как Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя; Симеон Богоприимец и Анна Пророчица; Иосиф – Обручник Пресвятой Богородицы.

[4] В качестве подтверждения этих слов можно привести следующее: в Апокрифических евангелиях 2-го – 4-го веков (от Петра и от Никодима), Иосиф прославляется еще больше. Так что положительная оценка его древними христианами однозначна.
Перейти к следующей записи Тайна Пасхи 4
Перейти к предыдущей записи Тайна Пасхи 2

Комментарии

Спасибо за интересный и для меня весьма неожиданный материал! А я-то была так довольна своим "умным" комментарием к Евангельскому зачалу:p! Хорошо, что Иосиф все-таки оправдан:)
 
Спаси Господи, отец Константин!

Очень интересно! Мир расширяется и становится объемным и более понятным.
 
очень рада находке - блоги и дневники православных священников.В вашем комментарии, отец Константин, нет высокомерия, нет проповедания - вы просто ищете истину сами и помогаете понять ее мне(нам, вашим читателям)Верно говорит предыдущий комментатор: мир становится понятнее и обьемнее (разве нам известны ваши сведения о жизни иудеев?) Где бы я , станичная бабушка, 13 лет назад повернув шаяся от компартии к Богу - стараниями сына - нашла эти подробности?! Пишите, родной, пишите! Спасибо Патриарху, который поддержал идею священнических блогов.
Кулакова Татьяна
 
Отец Константин, а в Семинарии или в Академии всё это рассказывают? Или это всё самостоятельно по крупицам выискивается в книгах и статьях?

И вообще, у Вас была отличная серия записей про Семинарию, читал не отрываясь. Но было бы здорово когда-нибудь прочитать чуть подробнее про предметы, которые изучают семинаристы. Кое-что мы знаем из Ваших блогов, какие-то курсы (вроде Апологетики Осипова) представляем по выступлениям других преподавателей и священников, но общей картины нет. А было бы интересно представить весь спектр знаний и умений, которые даёт Семинария нашим батюшкам. Может, когда появится желание и возможность написать? )
 
Церковь прославляет человека, которому было страшно принять веру, полностью меняющую его жизнь.
как же всё-таки это актуально и сегодня, «сладость» мира часто мешает нам стать христианами «в полный рост»…

Очень интересные, насыщенные очерки. Отец Константин, спасибо, с нетерпением жду продолжения!
 
Вадим-читатель написал(а):
Отец Константин, а в Семинарии или в Академии всё это рассказывают? Или это всё самостоятельно по крупицам выискивается в книгах и статьях?

И вообще, у Вас была отличная серия записей про Семинарию, читал не отрываясь. Но было бы здорово когда-нибудь прочитать чуть подробнее про предметы, которые изучают семинаристы. Кое-что мы знаем из Ваших блогов, какие-то курсы (вроде Апологетики Осипова) представляем по выступлениям других преподавателей и священников, но общей картины нет. А было бы интересно представить весь спектр знаний и умений, которые даёт Семинария нашим батюшкам. Может, когда появится желание и возможность написать? )

Дорогой Вадим. Что касается предметов Семинарии и Академии, то да, там из современных научных исследований, даже идущих вразрез с традиционными представлениями, тайны не делается. В этом смысле я рад, что семинаристов не "дурят" средневековыми легендами, а честно изучают богословскую науку в русле самых передовых мировых исследований.

А вот насчет предметов, не знаю, что сказать. Я публиковал фото расписания лекций в одном из последних очерков, в которых рассказывал про жизнь Семинарии. Примерно вот так. В мое время многого не было. Сегодня обучение вышло на качественно иной уровень.
Но Вы понимаете, что задача учебного заведения все же не дать сумму знаний, а ввести в культуру определенной научной методологии. Чтобы выпускник потом сам мог работать с текстами, с книгами и т.д.

Некоторые читатели просят меня продолжить мои воспоминания про годы учебы в Семинарии, но мне больше сказать нечего. Все, что на самом деле было, - я сказал. Кое-что на широкую публику озвучить нельзя, во избежание соблазна (у нас всегда есть люди, которые только и ждут, чтобы осудить или поколебаться в вере:)). Многое забылось, или помнится фрагментарно, так, что рассказать не получится.

Ваш прот. К.
 
Здравствуйте, отец Константин!
Очень интересно, а главное, ярко и живо Вы написали о том, что происходило в эти дни и часы. Как будто оказался в гуще тех событий и времен, каждое мгновение которых разворачивается в жизнь их участников и мы вместе с ними проживаем свою жизнь.
Из Ваших размышлений про Иосифа я понял следующее.

«Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» (Ин. 19, 38); «член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» (Лк. 23, 50-51).

Версия о том, что член Совета Иосиф еще при жизни Христа был Его тайным учеником сомнительна. Если было так, то он пришел бы на Совет и спас Христа, уличив в неправедности суд и проголосовав против. Тогда решение Совета о казни Христа не было бы единогласным и поэтому не было бы утверждено. Быть учеником и не пойти на суд, чтобы спасти Его, это значит предать Учителя, предать правду.

Более убедительна версия, что Иосиф был сомневающимся, но уверовал только при казни Христа. Это и неудивительно, потому что многие свидетели казни уверовали в Иисуса Христа, как в Сына Божьего. Это и разбойник, и некоторые римские воины. А что уж говорить о сомневающемся Иосифе. Из-за этих сомнений он не пошел на суд, чтобы ни осудить Христа, ни оправдать Его. И только после казни Иисуса Христа Иосифа можно назвать учеником Его.

Почему Марк, первый евангелист, пишет об Иосифе нейтрально? Наверное, по той же причине, по которой Марк, а также Матфей и Лука, не пишут о таком удивительном чуде, как воскрешение четырехдневного Лазаря. Упоминание об ученичестве Иосифа могло угрожать жизни Иосифа.

Спасибо.
 
Современный человек, особенно человек далёкий от религии, открывая Евангелие, пытается читать её как обычную книгу. И, зачастую, сталкивается с тем, что мало что из прочитанного понимает. Ну, что, например, можно понять из притчи о фарисее и мытаре такому человеку? Если он понятия не имеет, кто такой фарисей, а кто такой мытарь? Как такой человек может понять глубину и силу слов, сказанных Пилатом на суде: « …неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы…». Или ответ Иисуса фарисеям: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»? Общий смысл, вроде бы, понятен, а исторической перспективы нет. Если не знаешь истории.
Ваши статьи, отец Константин, делают Писание для нас не только Священным, но объёмным и живым.
Спасибо Вам!
 
Юрий Шокин написал(а):
Здравствуйте, отец Константин!
Очень интересно, а главное, ярко и живо Вы написали о том, что происходило в эти дни и часы. Как будто оказался в гуще тех событий и времен, каждое мгновение которых разворачивается в жизнь их участников и мы вместе с ними проживаем свою жизнь.
Из Ваших размышлений про Иосифа я понял следующее.

«Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» (Ин. 19, 38); «член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их» (Лк. 23, 50-51).

Версия о том, что член Совета Иосиф еще при жизни Христа был Его тайным учеником сомнительна. Если было так, то он пришел бы на Совет и спас Христа, уличив в неправедности суд и проголосовав против. Тогда решение Совета о казни Христа не было бы единогласным и поэтому не было бы утверждено. Быть учеником и не пойти на суд, чтобы спасти Его, это значит предать Учителя, предать правду.

Более убедительна версия, что Иосиф был сомневающимся, но уверовал только при казни Христа. Это и неудивительно, потому что многие свидетели казни уверовали в Иисуса Христа, как в Сына Божьего. Это и разбойник, и некоторые римские воины. А что уж говорить о сомневающемся Иосифе. Из-за этих сомнений он не пошел на суд, чтобы ни осудить Христа, ни оправдать Его. И только после казни Иисуса Христа Иосифа можно назвать учеником Его.

Почему Марк, первый евангелист, пишет об Иосифе нейтрально? Наверное, по той же причине, по которой Марк, а также Матфей и Лука, не пишут о таком удивительном чуде, как воскрешение четырехдневного Лазаря. Упоминание об ученичестве Иосифа могло угрожать жизни Иосифа.

Спасибо.

Дорогой Юрий, спасибо за интересный комментарий.
Вы высказали интересную гипотезу: а что, если бы Иосиф пошел на суд Синедриона и проголосовал "против". Вот это было бы интересно!..

Что касается Вашего предположения о том, что Марк не хотел дискредитировать Иосифа, то это не совсем верно. Евангелие от Марка было написано примерно в 70-е годы 1-го века, то есть через 40 лет после всех этих событий. Тут уж "подставить" кого-то было невозможно, думаю, Иосиф к этому времени скончался.
 
священник Константин Пархоменко написал(а):
…принять всю полноту определенного тебе наказания. И через это, соответственно, заслужить прощение и право на воскресение из мертвых
Я обратил внимание на то, что и до прихода Христа многие из иудеев верили в переход души в Царство Божие, в которое можно попасть покаянием, а некоторые из них верили и в воскресение из мертвых. Они знали пророчества о приходе Сына Божия, но ждали Его как могущественного Царя иудейского, а не как Агнца смиренного. Зависть, властолюбие и гордость не позволили именитым иудеям рассмотреть в Христе Бога и принять Его учение о любви.

Поэтому, как я понимаю, значение Воскресения Христа и последующего Его вознесения на Небо состоит не в том, что Оно показало возможность воскресения из мертвых для Царства Небесного - это было ожидаемо, а в том, что чудо Воскресения Христа стало свидетельством истинности всего того, о чем учил и пророчествовал Иисус Христос, а затем проповедовали Его ученики, просвещенные Святым Духом.
Надо было умереть на кресте, чтобы через Свою смерть явить чудо Воскресения, без которого всякая проповедь человеческая о любви Бога к нам грешным тщетна. И теперь, озаренное Светом Воскресения, Чудом стало Священное Писание, истинность которого во все времена подтверждается также жизнью великомучеников, святых отцов, делами православной Церкви и просто нашей повседневной жизнью.
 
Почему Иосиф, будучи учеником Христа, не пришел на Совет и не проголосовал против? Если уж речь зашла о гипотезах, рискну предположить, что Иисус сам мог его ранее об этом попросить. Почему бы нет? Ведь Господь сам говорил, что пришел отдать жизнь. А об Иосифе у Господа был иной промысел...
С уважением, Анна
 
Незарегистрированный написал(а):
А об Иосифе у Господа был иной промысел...
С уважением, Анна

Только, умоляю, не промысел. Промысел бывает рыболовный и народный (народные промыслы). А здесь – Промысл! Всегда только Промысл.:)
 
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
от луки 23

он не согласился учавствовать в делах совета и судить Иисуса
зачем он тогда потом согласился учавствовать в погребении Иисуса по желанию Совета?
 
Здесь надо учитывать, что и во времена Иисуса Христа, и сейчас, много делалось для того, чтобы "обойти" закон (говорю как юрист). Из описания суда Синедриона понятно, что многие правовые нормы того времени были нарушены. С достаточно большой долей уверенности можно сказать, что это было не обычное заседание Синедриона, а "экстренное", созванное со специальной целью и было сделано все, чтобы эта цель была достигнута. Вполне вероятно, что на заседании присутствовали только "нужные" члены Синедриона. Такая практика широко распространена сейчас при корпоративных спорах (на общих собраниях акционеров, собраниях членов общественных организаций и т.п.), было это и ранее, в той же Древней Греции можно найти примеры подобных же судов или заседаний различных коллегиальных органов. Так что вполне возможно, что "ненужных" членов просто "забыли" оповестить, ведь было понятно, что в противном случае ситуация могла быть подобной той, которая случилась при рассмотрении дела апостола Павла.
 
Василий1; написал(а):
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
от луки 23

он не согласился учавствовать в делах совета и судить Иисуса
зачем он тогда потом согласился учавствовать в погребении Иисуса по желанию Совета?
Мне кажется, это разные вещи. Участием в погребении Иосиф отдает последние почести уважаемому им человеку, тогда как кто-нибудь другой, относившийся к Иисусу с предубеждением или неприязнью, мог бы выполнить поручение формально или даже откровенно плохо. А Иосиф и Никодим, как говорит о. Константин в своем комментарии, исполнили погребальные обряды с любовью и щедростью.
 
"Евангелие от Марка было написано примерно в 70-е годы 1-го века, то есть через 40 лет после всех этих событий. "
Скажите, пожалуйста, почему ученики стали писать Евангелие только аж через 40 лет и больше, и некоторые из них при написании собирали предания, рассказы, слухи других людей. Почему сразу не стали писать о том, что лично видели и слышали, что пережили, ведь время искажает факты, что то ведь забывается и стирается из памяти? Извините за глупый вопрос.
 
Здравствуйте батюшка. Объясните пожалуйста " что значит изъять гроб из частного пользования и перевести в место захоронения преступников"? Не совсем понимаю это действие. Ииосиф был член синедриона, по поручению коего он и совершил это захоронение. Но мог вполне самовольно похоронить Иисуса в своём гробе. Так как (был тайный ученик). Это логично. Так как скорее всего, ему Иосифу всё же пришлось проголосовать за казнь Христа. То вполне оправдано его человеческое желание положить Его в своём гробе. Оправдаться перед собой. Он боялся синедриона. Что тоже понятно. Думается за то что, он Иосиф так поступил по головушке то не погладили. Можно понять старейшин. Для них старейшин, Христос был хуже разбойника варнавы. Можно предположить что этот поступок Иосифа очень их возмутил. Если уж и Каиафа разорвал одежды свои, то дело крайне важное. От Иосифа могли потребовать (а он был зависим; трусость, богатство, положение, власть и.т.д) исправить сделанное. Кто мог отвалить тяжёлый камень от гроба? Да наверное тот кто привалил и поставил стражу. Тот же Иосиф. (убоявшись расправы). А где мог похоронить. Да там же, среди разбойников. Где преступников хоронят. Тогда получается что иудеи сами дали повод думать что воскрес Иисус. Да совсем нет. Хоронили Христа тайно. Где хоронили, никто не видел. Женщины видели. Да кто их слушает. Да и успели ли они кому расказать? Учеников не было. Старейшины приструнили Иосифа и принудили сделать, так как должно. Всё по человечески и последовательно. В воскресение Христа никто не верил. Ни ученики, ни иудеи. Ученики частью разбежались, частью попрятались. Женщины пришли утром (они знали место захоронения) камень отвален. Иосиф исполнил приказание синедриона. Дальше кто то начал кричать Христос Воскрес. Старейшины и не думали предъявлять никому тело. Христа. А зачем собственно? Если воскрес, мы Его увидим. Все увидят. Можно предположить что они так думали. Да и предъевлять к моменту когда крики усилились уже нечего было. Плоть не долговечна. Христа, они старейшины и иудеи так и не увидели. Для них Он и не воскрес. В связи с чем вопрос. Почему Иисус не показал себя противникам? Почему свидетельства только ближних людей? Почему нет свидетельств людей, ну хотя бы второстепенных? Свидетельства ближних - это односторонние свидетельства заинтересованых лиц. Потому сомнений от Вашей статьи меньше не стало. Люди они горазды придумывать. Логичнее всё же что Христос воскрес в духе. Адам в духе умер. А Христос духе Воскрес! В сердцах его учеников. Ответа не жду. Я всегда один со своими сомнениями. Потому что ответ мне кажется здесь не в буквах, не свидетельствах. Где то в другом месте. Нимогу найти. Боюсь что и не найду.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
15.488
Комментарии
19
Последнее обновление
Сверху