Открывая древнюю Иверию: Отцы-сирийцы – основатели монашества в Грузии

Эта запись является частью серии записей Открывая древнюю Иверию
Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Андрей Сафонов, Николай Медин, Евгений Горин, Анастасия Коренькова

Открывая древнюю Иверию: Отцы-сирийцы – основатели монашества в Грузии

Перенесемся в Грузию шестого века. С момента проповеди святой равноапостольной Нины прошло 200 лет. За это время Грузинская Православная Церковь получила автокефалию, были образованы епархии, и даже появились свои святые… Но само общество оставалось «гремучей смесью»: кроме христиан, в городах жили приходившие из Персии зороастрийцы, а многие горцы оставались приверженцами местных языческих верований. Возможно, так происходило потому, что в Иверии к тому времени еще не появилось своего «духовного авангарда» – монашества. И оно возникло, в шестом веке. Как всегда в истории Грузинской Церкви, не без вмешательства Богородицы.

Именно Пресвятая явилась во сне знаменитому в Антиохии монаху, преподобному Иоанну, и велела, избрав 12 учеников, отправиться на проповедь в Грузию. У сирийского старца к тому времени было немало учеников, но, по жребию, пришлось выбрать именно столько, сколько указала Царица Небесная. И отправились отцы-сирийцы в долгий путь.

1.jpg
Собор Отцов-сирицев

Через некоторое время грузинскому католикосу Евлавию и царю Парсману явился ангел, который сообщил, чтобы оба – и глава государства, и глава Церкви, – готовились встречать тех, кто сыграет особую роль в истории Грузии. Те, как говорится, вышли с хлебом-солью. И увидели… толпу нищих. По крайней мере, именно на них были похожи «вторые апостолы Грузии»: в запыленной одежде, босые, изможденные длинной дорогой. И только по некоторым уцелевшим деталям монашеских облачений можно было сказать, что перед патриархом и государем предстали иноки.

Как и в случае с Ниной, вопрос о национальности великих Отцов открыт. Встречается точка зрения, что они были грузины, которые уходили на Ближний Восток – поучиться у наставников духовному деланию, а потом, в назначенный час, вернулись на Родину. А, может, и в самом деле они были сирийцами – но тогда им пришлось бы какое-то время потратить на изучение языка народа Иверии. К сожалению, в результате постоянных набегов персов и турок на Кавказ многие древние храмы были разграблены, а документы уничтожены. Поэтому об Отцах-сирийцах мы мало что знаем: если о ком-то можно рассказать целую историю, то про других – только пару слов.

Примечательно, что в качестве жилища преподобный Иоанн выбрал себе «эпицентр» языческой жизни в Грузии – гору Зедазени, где до прихода св. Нины находилось капище языческого бога Задени. Конечно, такое решение было не случайным – как уже не раз было в истории христианства, проповедники Евангелия специально шли в самые «горячие точки», чтобы освятить их своим присутствием и молитвой. Так и Иоанн, прозванный Зедазнийским, начал с того, что прогнал полчища бесов с горы, которая возвышается над древней Мцхетой… Здесь он основал монастырь (который существует и сейчас), совершил много чудес и исцелений. Ну, а самое главное – заложил крепкий фундамент православной жизни Грузии.

8.jpg

А ученики старца разошлись по стране. Каждому из них Господь уготовал свой, особый, путь. За нашу двухнедельную поездку мы успели побывать в местах, связанных с четырьмя Отцами-сирийцами. О них и расскажу. Несмотря на то, что монастыри находятся в разных частях страны, мне кажется уместным собрать все эти яркие впечатления в одном месте хотя бы здесь :).

Шио Мгвимский

Монах Шио выбрал путь уединения. Он поселился в Мгвиме, в пещере. И, как когда-то пророка Илию, его кормила птица: каждый день голубь приносил хлеб.

56.jpg
Шио (Симеон) Мгвимский молится, держа в руке зажженный ладан

Здесь-то, в дремучих лесах, вверх по течению Куры, недалеко от Мцхеты, отшельника и «вычислил» царский вельможа Евагрий. А все голубь! Именно его необычная ноша вывела наблюдательного охотника к пещере аскета. Изумленный фаворит царя Парсмана был настолько поражен, что просто не смог уйти. Сам государь приходил к Шио и требовал вернуть Евагрия: кто будет помогать правителю на полях сражений? Но встреча лицом к лицу со святостью, как это часто бывает, изменила бывшего чиновника. Из «элиты» он перекочевал в монахи, а впоследствии стал преемником своего учителя – принял бразды правления монастырем.

11.jpg
Иконописец изобразил беседу Богородицы с преподобным Шио. Фреска эта находится в храме во имя Иоанна Предтечи. Здесь Креститель – третий участник разговора

3.jpg
Дорога к монастырю Шио

4.jpg

Планы Шио Мгвимского стать отшельником рухнули. К нему съезжались со всей Иверии. По сути, шло «второе Крещение» Грузии. Или, точнее, народ, научаемый святыми отцами (а они были людьми хорошо образованными), постигал суть христианства, глубже вникал в свою веру. Конечно, мощный удар был нанесен по огнепоклонникам и прочим приверженцам язычества. По сути, наступил переломный момент для Иверии. «Точка возврата», как мы сейчас говорим, была пройдена.

2.jpg
Над пещерой святого отшельника построен храм, посвященный Иоанну Предтече

5.jpg
Открывающийся сверху вид на долину вдоль Куры


Через несколько лет активной проповеди, оставив братьям 160 наставлений, преподобный Шио все-таки ушел в затвор. По его просьбе вход в каменную пещеру, где он затворился, завалили камнями, а пропитание монахи подавали своему наставнику через небольшое отверстие в потолке. Это отверстие можно увидеть и сейчас – над пещеркой Шио построена церковь во имя Иоанна Предтечи. Но, прежде чем подняться в храм, паломники обязательно спускаются в саму пещеру – поклониться тому месту, где погребен преподобный.

9.jpg
Гробница преподобного

7.jpg
А ровно над пещеркой – храм. Эта постройка – не колодец: здесь огорожено отверстие, через которое отшельнику спускали пищу

Кстати, есть такое предание: уже в 17-м веке на Грузию напал персидский шах Аббас. Он разрушил обитель Шио Мгвимского, а мощи старца велел вывезти в свою страну. Но когда честные останки иверского молитвенника оказались в Персии, там началась эпидемия чумы. Иранский народ понял причину. Мощи преподобного вернули.

10.jpg
Этот старинный храм, относящийся к 6-му веку, решили в новейшее время «обновить». В результате появились яркие современные росписи, которые, как убеждены многие искусствоведы, категорически не подходят церкви

6.jpg

12.jpg
Насельник монастыря рассказывает нам об обители

Зенон Икальтский

Еще об одном ученике преподобного Иоанна, Зеноне, известно совсем немного. Он, как и Шио, тоже был отшельником, но из центра страны отправился на восток, в Кахетию, где в местечке Икалто (Алазанская долина, недалеко от современного города Телави) основал обитель. И вот у этой обители оказалась славная история: здесь в 12-м веке было основано образовательное учреждение, где училась кахетинская молодежь. И одним из учеников этой академии был великий грузинский поэт – Шота Руставели.

13.jpg
В Икалто

14.jpg

Сейчас от академии остались одни развалины («спасибо» все тому же персидскому шаху Аббасу), но маленькая купольная церковь 6-го века Самеба (Святой Троицы), купольная церковь 9-го века Хвтаэба (Святого Духа) и еще один храм более позднего периода (12-й–13-й век) сохранились.

15.jpg

16.jpg

19.jpg

20.jpg
Развалины доставляют большое удовольствие мальчишкам

21.jpg
В монастыре, конечно, занимались и виноделием


Делание Зенона показывает, что отцы-сирийцы заложили основы не только грузинской духовности, но и образования.

22.jpg
Усевшись в тени, слушаем рассказ экскурсовода Тенгиза

23.jpg

17.jpg
А вот две увиденные в монастыре иконы. Георгий Победоносец в чеканке…

18.jpg
… и полюбившийся нам образ Пресвятой Богородицы «Ты еси Лоза Виноградная», признанный Грузинской Церковью. Особенно икона понравилась паломницам, и несколько экземпляров отправились в Петербург


Иосиф Алавердский

После посещения монастыря Икалто мы заехали в другую знаменитую обитель Кахетии – Алаверди.

57.jpg
Авва Иосиф, епископ Алавердский, написал катехизис, которым руководствовались священники. Народ любил своего владыку, великого постника и молитвенника. В конце жизни тот оставил кафедру и ушел в затвор

Название этого места, похоже, никак не связано с застольным словом «алаверды». Алаверди переводится как «дарованный Богом». И они действительно дарованы Господом человеку, эти места, – так они красивы. Мы приехали сюда, когда в горах начиналась гроза: темно-синие тучи делали еще ярче эту изумительную зелень… Мы, приехавшие из «голого» майского Петербурга, не могли налюбоваться.

24.jpg

29.jpg
Виноградник и пасека у стен кафедрального собора

26.jpg

27.jpg

Любовались и внушительным кафедральным собором в честь святого Георгия Победоносца, его аскетичностью и внушительностью.

25.jpg

28.jpg

И опять молились соборно об Украине – тревожные новости о стремительном развитии событий на востоке продолжали поступать.

30.jpg

Кроме того, в эту поездку мы в качестве небольшого послушания брали записки о здравии и упокоении у наших знакомых прихожан – тех, кто не смог поехать. И читали эти записки каждый день, вспоминая и всех прихожан Свято-Троицкого Измайловского собора. Мы знали, что дома наши братья и сестры молятся о нас, путешествующих, а мы молились в Грузии о них. Вот такая взаимная духовная польза :).

31.jpg
Долина реки Алазани

32.jpg
И сама река

33.jpg

34.jpg
Деревня в окрестностях Телави. В Грузии уже полно клубники


Давид Гареджийский

Пожалуй, самый любимый из 12 учеников преподобного Иоанна у грузин – Давид Гареджийский. Чем же он снискал такой народный почет?

Как и все ученики, святой Давид много проповедовал. По преданию, каждый четверг он спускался с горы Мтацминда (которая теперь является «визитной карточкой» Тбилиси) к людям и говорил с ними об истине Божией. И, видимо, его успешная миссия кого-то очень разозлила. Монаха решили дискредитировать, да так, чтобы позор этот надолго отвадил от него паству. Некую беременную, но незамужнюю, горожанку подговорили назвать Давида отцом ее ребенка. Что та и сделала. Но инок эти козни расстроил, изумив толпу: дотронувшись посохом до чрева женщины, он спросил у еще не родившегося младенца: «Я ли отец твой?» На что ребенок ответил: «Нет». По преданию, после коварная грузинка разрешилась камнем. Некоторые слушатели этой истории говорят: «Не мог преподобный быть таким жестоким, чтобы по молитве его ни в чем неповинное дитя превратилось в камень». Да, может быть, у этой истории был и другой конец. Тем не менее, на главной улице Тбилиси – проспекте Руставели – и сейчас стоит церковь Кашвети, что переводится как «рожать камень». Стоит она как раз напротив здания грузинского парламента.

58.jpg
Преподобный Давид и его сподвижник Додо. Их память, кстати, празднуется в четверг и среду по Вознесении соответственно. То есть, в этом году – 5 и 4 июня

А на месте кельи преподобного на горе Мтацминда сейчас стоит храм «Мама-Давити». Не иссякает к нему народная тропа: ведь там забил источник. Грузинки верят, что эта вода, по молитвам святого, способствует рождению детей даже в самых, казалось бы, с медицинской точки зрения, бесперспективных случаях.

52.jpg
Источник святого Давида. Вода стекается в такой резервуар

В России, кстати, тоже многие бездетные пары молятся именно Давиду Гареджийскому. В Москве в его честь освящен храм. Если вы приедете туда, то услышите от прихожан не одну удивительную историю о помощи грузинского святого тем, кто отчаянно желал, но не мог стать родителями.

54.jpg
С горы Мтацминда можно спуститься на современном трамвае-фуникулере. Где-то посередине он делает остановку у храма Мама-Давити

55.jpg
Путь к церкви лежит через пантеон – место, где хоронят почетных граждан Грузии

53.jpg
Там же, кстати, находятся могилы Александра Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе


…История с оклеветавшей его женщиной хоть и закончилась для преподобного Давида благополучно, но, видимо, стала причиной его решения покинуть город. Святой подвижник отправился далеко на восток, в полупустынную горную местность под названием Гареджи. Сейчас это граница Грузии с Азербайджаном. И там, в естественных пещерах, был основан монастырь, впоследствии получивший статус Лавры и положивший начало целому комплексу обителей, в которых подвизались даже не сотни – тысячи монахов. Вообразите масштабы: этот пещерный комплекс растянулся на 25 км! И часть его сейчас располагается уже на территории Азербайджана. Но в основном комплекс пустует, кроме Лавры Давида Гареджи.

35.jpg
К Лавре мы подъезжали уже вечером

36.jpg

Грузия – хоть и небольшая страна, но ландшафт здесь очень разнообразен, как и климат. Место, выбранное преподобным Давидом, можно назвать в каком-то смысле экстремальным по своим погодным условиям: летом в этих каменистых местах невыносимая жара, а зимой холодно. Да и к тому же мало воды. Одному Богу известно, как несколько сотен лет жили, молились здесь иноки. А в 1615 году произошло и вовсе страшное событие: монастырь захватил уже не раз упоминаемый в этом тексте персидский шах Аббас. За отказ принять ислам были казнены 600 гареджийских монахов.

Каждый, кто бывал на Святой Земле, несомненно, слышал историю о монахе, который отправился в паломничество в Иерусалим, но так и не вошел в город, считая себя недостойным. Так вот, этим смиренным иноком был как раз Давид Гареджийский. Он взял себе лишь три камня с дороги, решив про себя, что это как будто бы камни с Гроба Господня. А что было дальше, помним: Иерусалимскому патриарху явился во сне ангел и заявил, что некий монах отнял у Святого Града всю благодать. Первоиерарх отправил гонцов за Давидом, и те забрали у него два камня, оставив преподобному только один. С ним святой и вернулся в Грузию. Камень этот стал одной из главных святынь Лавры, но сейчас на могиле преподобного Давида – лишь копия. Тот самый камень смирения хранится в Патриархате. А сами грузины считают, что троекратное посещение Лавры приравнивается к паломничеству на Святую Землю.

38.jpg
Полупустынная местность Гареджи и в самом деле чем-то напоминает Израиль

37.jpg
Очередной подъем…


Не берусь судить законы такой духовной арифметики, но для многих моих спутников, по их признанию, посещение Лавры стало одним из самых ярких впечатлений поездки. Мы не пожалели, что ради всего лишь часа заехали сюда по пути из Кахетии, сделав большой крюк. В итоге вернулись в Тбилиси уже ночью.

39.jpg
В этих естественных пещерах находятся монашеские кельи

40.jpg
В 20-м веке, в течение четырех десятков лет, места эти стали военным полигоном. Здесь проводились стрельбы, мишенью для которых были монастырские постройки. В результате такого варварского отношения многие древние фрески оказались для нас потеряны навсегда

41.jpg
Заходим в обитель…

42.jpg
И внимательно рассматриваем


43.jpg

44.jpg

45.jpg

46.jpg

47.jpg

48.jpg

49.jpg

50.jpg
Потом заходим в храм, где в это время идет вечерняя служба. Из мирян – только мы

51.jpg
В этом храме находятся гробницы преподобного Давида и его помощника Додо


Вот на этом, пожалуй, завершу рассказ об отцах-сирийцах. Без них разговор о Грузинской Церкви был бы неполон, потому что, повторюсь, именно 13 иноков, преодолевшие долгий путь из Антиохии в Иверию, по сути, стали крепким фундаментом Христианства этой замечательной страны.

См. также:
- Открывая древнюю Иверию: Святая Нина
- Открывая древнюю Иверию: Удел Богородицы

Комментарии

Из 13 Отцов-сирийцев, о которых ведет здесь речь Анастасия, на слуху у меня были лишь Давид Гареджийский и Шио Мгвимский. Года два назад через меня было передано одной бесплодной паре маслице от мощей св. Давида Гареджийского, и это побудило меня зайти в его житие, так что этот святой немного был мне знаком; имя же Шио Мгвимского всегда обращало на себя мое внимание, но я так ни разу и не удосужилась узнать, чем же примечателен этот святой. Вот, теперь знаю... Спасибо за эти лики, за эти горы, за эти древние стены, за красные черепичные крыши!..
 
Конечно, я писала очень коротко, чтобы не загромождать и так непростой текст подробностями. А так про того же Шио Мгвимского можно было бы много рассказать: и как он уговорил диких зверей покинуть гору, где он жил; и как назначил волка «нести послушание» пастуха… (подобно Герасиму Иорданскому, у которого пастушком работал лев). Но… оставим все это на какой-нибудь «другой раз».
 
не Сирийцы а Ассирийцы на грузинском збычит так Асурели мамеби ასურელი მამები
а в класическом сирийском языкие первая заглавная алаб то есть (а) не звучала но писалось с буквой а поэтому и был не предусмотрен этот факт на греческом звучит ассириос и в греческой писмености об Ассирийских отцах и на востоке и в грузии указывает извучит как Ассирийские отцы и лишь в русском языке 20ого века указана сирийские а в четье минеях указана ассирийские отцы
 

Информация о записи

Автор
Мир глазами христианина
Просмотры
7.795
Комментарии
3
Последнее обновление
Сверху