Об Афоне: Старцы 2

Эта запись является частью серии записей Об Афоне
Заметки об Афоне
Старцы: 2

Знаете, что я думаю, глядя на эти фотографии? Какие удивительные глаза у этих старцев. Когда смотришь на старые фотографии комсомольцев и большевиков, делавших революцию, на фото 1920-1930 гг., на все их коллективные собрания, выступления, групповые фото, все время ловишь себя на мысли: какие пустые лица и глупые глаза... Здесь другая ситуация. Глубокие лица и глаза, в которых светится мудрость. А ведь, дорогие, эти монахи не аристократы, за их спиной не стоят поколения умных людей, "генофонд" нации. Чаще всего эти монахи - простые крестьяне, выходцы из социальных низов. Но подвижническая жизнь и молитва сделали их тем, чем они стали. К такому старцу, имей ты хоть три высших образования, хочется прильнуть. Даже не разговаривать, ничего не спрашивать, а уткнуться в его рваненький подрясник и поплакать. Обо всем том, что на душе...

старцы33.JPG
Русский старец Никодим с Карули. На Афоне с 1920 года. Почил в в 1984-м.

Отец Никодим прожил почти 100 лет. На Афон он пришел из России еще до революции. Сначала он был духовным чадом преподобного Силуана Афонского (умер в 1938-м), который и благословил ему жить на Карули - самом труднодоступном и в отношении погоды жестоком районе Афона.
Здесь отец Никодим и прожил жизнь.
Отец Никодим с первых лет своего пребывания на Афоне стал заниматься Молитвой Ииусусовой, этим высшим "молитвенным художеством".
Этой молитвой отец Никодим занимался до смерти и очень преуспел в ней, став одним из самых авторитетных и благодатных старцев Афона. Это человек, про которого рассказывают такие чудеса, в которые сложно было бы поверить, если бы не доверие к слову очевидцев - монахов, знавших отца Никодима.
Духовник благословил молодому монаху вести дневник наблюдений над духовной жизнью. Никодим стал это делать и вел на протяжении десятилетий такой дневник. Некоторые части дневника опубликованы и их можно найти даже в Интернете. Но большая часть дневника остается в рукописи.
Будем надеяться, что и весь дневник станет доступным.

Сегодня я хотел бы привести материал, взятый из Интернета. Это интервью со старцем, произошедшее за два года до его смерти. Примерно в то же время, что и была сделана фотография, размещенная здесь. Старец "на финишной прямой", но ум его остр, сам он активен и духовно бодр...
И вот эта потрясающая беседа, в которой приоткрываются тайны и механизмы непрестанной Иисусовой молитвы.

Что касается вашего, дорогие читатели, упражнения в молитве Иисусовой, то предупреждаю, что это очень великая, но и духовно опасная вещь. Как минимум советую прочитать:
https://azbyka.org/forum/blog.php?b=249&goto=next
https://azbyka.org/forum/blog.php?b=248&goto=prev
https://azbyka.org/forum/blog.php?b=249&goto=prev

И после этого, при желании заниматься молитвой Иисусовой, нужно потихоньку, под руководством духовного наставника, руководствуясь сочинениями святых отцов (в первую очередь святителей Феофана Зтворника, Игнатия (Брянчанинова) и "Добротолюбием"), приступать к этой молитве.

...В своей беседе старец Никодим позволяет нам прикоснуться к каким-то очень высоким уровням молитвы. Без благословения и без духовного окормления дерзать повторять такой подвиг не следует.
Впрочем, знакомство с этим текстом позволит вам прикоснуться к самому настоящему опыту непрестанной, так называемой умной молитвы. Как мы читаем о космонавтах, так давайте познакомимся с текстом человека, который взлетел "выше" Гагарина. Тот, как говорят, летал, да Бога не видал, а этот видал!

Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве

Мы знали отца Никодима в последние годы его жизни. Хотя он был очень прост и часто подчеркивал недостаток своего светского образования, в словах его всегда чувствовались собственный молитвенный опыт и богатейшая начитанность святоотеческой письменностью. Он вел огромную переписку с православными людьми, рассеянными по всему земному шару. Его подкреплением в этом подвиге была строгая отшельническая жизнь, регулярная молитва и пост. С 77 лет до конца своей жизни старец Великим постом по 40 дней не принимал никакой пищи.
Еще до 1-й мировой войны, при чтении "Добротолюбия" и "Откровенных рассказов странника своему духовному отцу", появилось у старца Никодима сильное влечение к Иисусовой молитве. Поселившись на Афоне в общежительном скиту Фиваиде, он решился - по благословению старца Силуана - перейти в послушание к старцу Феодосию.
В июле 1982 года, в одно из наших последних посещений старца Никодима, произошла следующая беседа, которую мы записали на магнитофонную ленту. Вечером после богослужения в маленькой церкви, выстроенной еще старцем Феодосием на крутой скале южного конца Афонского полуострова, мы сели на "проходке". Так это место называл сам старец Никодим. Это было нечто вроде балкона с перилами и небольшим огородом. А метра на два ниже была еще одна терраса с огородиком. Вся земля этого двухэтажного огорода была принесена сюда руками старцев, и отец Никодим все еще обрабатывал ее, теперь уже с помощью послушника, монаха Симеона, жившего у подножия скалы.
С тех пор как каменный обвал обрушился на его старую келью и вызвал пожар, сжегший ее дотла, старец устроился во временной постройке под церковью. Там старец дожидался кончины. Он очень плохо видел, был почти слеп, передвигался по своим террасам и деревянным лесенкам с трудом и многое делал ощупью, больше по памяти. Но все же, когда мы прибыли к нему в предыдущий вечер, как быстро он успел нас угостить горячим супом из овощей со своего огорода!

Плохо слышал старец. Приходилось говорить громко, почти кричать, повторяя в беседе вопросы. Не нарушали ли мы покой других отшельников, живущих высоко над нами или пониже на той же скале?..
Вот так беседовали мы вчетвером, сидя на низеньком каменном бортике грядки. Впереди расстилалось темнеющее, сливающееся уже с небом море, а справа угасал полноцветный закат, во всю высоту отрезанный вертикальной скалой. Слева из-за такого же крутого отвеса уже вышла луна и стала медленно подниматься над нами. В долгой беседе, отвечая на наши вопросы, растолковывая нам путь к достижению молитвы и опасности, подстерегающие на нем, старец Никодим рассказал нам и о себе...

"Старец Феодосий славился своей строгостью. Так я решил, по благословению старца Силуана, поселиться у него. На всю Гору говорили, что я в прелести. А я решил, что если я выдержу у Феодосия, значит, я не в прелести. И выдержал. И умер старец у меня на руках. Старец был рад найти собеседника в лице моем. Я любил читать книги, а старец запретил мне совсем книги читать. Только Евангелие, Псалтирь и Авву Дорофея, и Речницу... одно только "Слово о послушании", и чтоб наизусть заучить. 9 лет не давал мне читать книги. А потом, когда сам стал заниматься Иисусовой молитвой, то и мне разрешил.

Еще в миру я Странника прочитал и по Страннику стал молиться (имеется в виду популярная дореволюционная книга о молитве Иисусовой "Откровенные рассказы странника своему духовному отцу". - прот. К.П.). И как в Пантелеимоновом жил, так все по Страннику и молился. Полюбил я это. А как пришел сюда, так старец мне и запретил, не дал благословения так молиться: "Молись словесно, устами, а сердцем не молись!" Что делать? Ради послушания я оставил сердечную молитву.
А потом нашел выход. Старец Феодосий сокращал Жития Святых, а я заговорил с ним про св. Симеона Нового Богослова. Когда я ему прочитал, ему и понравилось. Стал он сокращать св. Симеона Нового Богослова. Оттуда и полюбил молитву, а до того не мог вкуса понять в этом. Когда вначале вместе молились, то один молился вслух, - по большей части я говорил молитву, - а он занимался.
Боялся он сначала, что дыхания не будет хватать: "У меня, - говорит, дыхания не хватит". А я ему говорю: "Батюшка, для того не надо дыхания много. Наоборот, надо его сокращать". Попробовали. Хватает дыхания. И начали. По Страннику. 100 четок. И смотрю, каждый день выполняет. Два часа сидя, два часа ходя, два часа стоя. И потом стал дневник писать. И мне читает. Проверяем мысли...

- Вы еще советовались с другими отцами?
Был тогда еще Силуан в Пантелеимоновском монастыре. С ним советовались всегда... Старец занимался молитвой Иисусовой и дневник писал. Завтра возьмите, почитайте.
Итак мы вместе стали молиться. Он полюбил умную молитву и мне благословил. То он меня проверяет, то я его. Мы еще со старцем перестали вычитывать службы. Перешли на четки.

- Вы быстро тянете четки?
Нет, не быстро. С дыханием. Чтоб поместилось - вдох и выдох - "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".

- Молитву совершаете сидя?
Сидя.

- С самого начала, или вы начинали стоя?
Сначала стоя. Царю Небесный, Святый Боже, Отче наш, Помилуй мя Боже, Символ веры. И садись, - или с поклонами.

- Вы говорили, вы вместе со старцем совершали молитву.
Вместе, вместе.

- Как можно вместе? Вы вслух читали?
Нет. Умную молитву не вслух. Одновременно. Он в келии читает, а я - в церкви. Так мы устроились.
Сначала ведь Умной молитвой не занимался старец. Четки тянул, как в Пантелеимоновском монастыре принято: за утреню 33 четки. Кто на работе, тот четку тянет: один говорит молитву, а другие слушают. Так и я пришел к старцу и мы вместе так поначалу молились.
Вообще - вечерню по книгам читали, а утреню по четкам. Смотрю, а он свои четки очень скоро кончает. А я свои не кончил. Полагалось за утро по 33 четки, а я только 18 протянул... "Ты спишь, - он говорит. - Спишь!" А я не сплю! И тут я догадался: "Вы, батюшка, наверное, пропускаете? У вас рука уже испортилась. Вы пропускаете зернышки. Попробуйте взять четки в другую руку!" Попробовал и убедился старец - так и было. Тогда он решил молиться не по четкам, а по часам: утром два часа молиться. Я редко так молился. Потом мы совсем перестали по книгам. Все по четкам.
...А потом у меня перебой сердца случился. Еще при старце. Порок сердца. Пульс трясется, нельзя сочетать собственный такт с молитвой. Оскорбел я. А потом мне мысль пришла: "Ты знаешь, какой такт у тебя был, так и оставь." Так и молился все время. Хотя перебои продолжались, а дальше - больше.
...Было такое время, после старца, я лежа молился. Ныне сердце стало очень слабо работать. Пульс очень тихо бьется, и я засыпаю. Вот беда моя какая! Что делать? Сядешь - засыпаешь. Встанешь - ноги болят... Старость подошла!
Раньше усердно молился, сердцем молился. Тогда не заснешь. А как перестанешь сердцем молиться, так засыпаешь. Как св. Иоанн Кронштадтский говорил: "возьми сердце свое как рукой и держи". И я так устроился. Лежу на спине и держу сердце умом, как рукой, держу и не отпускаю. Всю ночь так лежу. А потом утром встаю, иду и причащаюсь, так сильно шла молитва. Но это только три раза у меня так было. А то лягу, и не могу удержать сердце. А тогда: лежу и не шевелюсь даже, не поворачиваюсь, как замерз.

- Мне кажется трудным сосредоточиться, когда стоишь или, тем более, когда ходишь. Трудно удержать внимание.
Можно стоя. Стоять надо так: не шевелиться, живот втянуть, пояс подтянуть, грудь поднять, плечи развернуть. Это моя прибавка.
Учиться молиться можно только по ночам. Полчасика. Определи себе время: каждую ночь, или когда спать ложишься, возьми себе полчасика, со вниманием, так, чтоб не подпустить ни одного помысла. Раздельно надо: "Господи"... "Иисусе"... "Христе"... "помилуй"... "мя"... Тогда помыслу негде проникнуть, потому что идет слово за словом. Только скажешь "Господи", а внимание уже встречает следующее слово "Иисусе"...

- А образы?
Молиться в груди надо, а картинки-то в голове, в воображении. Держи внимание в груди и не будет картинок. У нас воображение во лбу, а память в затылке. Св. Иоанн Дамаскин об этом пишет. Если молишься в голове, то у нас ведь полна голова помыслов. Внимание надо спустить. В самую глубину сердца мы не можем, сердце глубоко, а вот в гортань надо. Где дыхание проходит в легкие, вот в этом месте и стоять. Когда опустишься в это место, тогда помыслы прекращаются! В гортани держи! И ма-а-а-ленькие паузы между словами, вот так... И хорошо это с дыханием! Святой Исихий говорит: "Молитву соедини с дыханием", то есть когда тянешь его к себе, как в художественной молитве: "Господи... Иисусе... Христе..." к себе тянешь, а "помилуй мя..." - из себя. И вот все время так. Это хороший способ удерживаться от помыслов.

- Вы говорили о пятисловной молитве...
Григорий Синаит говорит, что для новоначальных лучше пять слов только.

- А когда добавляются?
Пять слов для новоначальных... А я до сих пор как новоначальный. Пять слов. Так привык. А можно переменить: "Сыне Божий, помилуй мя... Сыне Божий, помилуй мя...", а то "Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Господи Иисусе Христе, помилуй мя..." Пять слов. В этом удобнее удерживать внимание. И обязательно, чтобы раздельно. Ма-а-а-ленькие паузы: "Господи... Иисусе... Христе... помилуй... мя".

- Нельзя ли, как Вы говорили раньше, полчаса сосредоточенной молитвы, а потом в той форме, какую практикуешь, когда стоишь или когда ходишь, или при работе?
Лучше с поклонами поясными. Три четочки. Это как раз выходит полчаса. Со вниманием. А лежа, с молитвой засыпать - она тогда сама продолжается. И внимание на гортань, и стоя и лежа. Если не будешь вниманием находиться в гортани, то будешь в голове. А там помыслы, памяти. У нас полна голова памятей, - и голова, и воображение. И будешь лежать, и будут тебе картины всякие видеться.

- А когда вы тянете четки, стоя на молитве, вы тоже соединяете ее с дыханием?
С дыханием. Я так привык. Я уж без дыхания не могу молиться. И когда хожу - всегда с дыханием.

- Не надо ли обращать внимание на особенность каждого организма? Мы в свое время говорили с Вами и с о. Серафимом, что, когда я молился пятисловной молитвой и сидя, у меня оставалось слишком много воздуха. Вы тогда посоветовали лучше семисловной молитвой пользоваться, для того, чтобы не оставалось так много дыхания.
Вот какое дело. У меня искушение такое получилось: научился с дыханием, и вот наберу дыхание, а уже выдыхать надо... Надо приспособиться: столько набрать воздуха, чтоб столько же и выдохнуть. Три слова втягиваешь воздух, а на два - выдыхай. Такое же количество должно быть воздуха. Если много набираешь, а выдыхаешь мало, тогда остается. Надо так научиться: сколько вдохнул, столько и выдохни.
- В этом надо особенно упражняться?
Привыкнуть надо. А то, когда вдыхаем короче, чем выдыхаем... вредно выходит. Надо ритмически. Сколько времени на вдыхание, столько же и на выдыхание. А то только у больных так бывает: у больных всегда короткое вдыхание, а выдыхание длинное. От длинного выдыхания все тело ослабевает, расслабляется, леность приходит.

- Как сделать, чтоб не засыпать на молитве. Я каждый день сажусь и засыпаю.
Стоять надо и поклоны делать. А если будешь в кресле сидеть, в форме (старец имеет ввиду не мягкое кресло, а деревянную монастырскую "стасидию" или "форму") ... нет, встать надо! Даже из кресла выйти наружу. И вот как надо сидеть, чтоб не засыпать. Разведи руки, и держи, пока не заболят. И уйдет тогда сон. А при людях, грудь подыми, вот так, чтоб не видели, и сон тогда отойдет. А если грудь опустишь, то ско-о-ро заснешь. Пел я себе такую песенку: "ты живот-то подбери, и пояс подтяни, и грудь ты подыми..." Когда подымешь грудь, не заснешь тогда. А не то живот распу-устишь, грудь опу-устишь и ты уже как тряпка, как старуха какая-то, и... засыпа-а-ешь.
Бодрость надо! Бодрость и трезвение. В теле бодрость, в сердце трезвение, а в уме - внимание. Бодрость - это напряжение мускулов. А трезвение сердца? В удерживании маленького дыхания. Не дерзко, а тихо-тихо дышать. В этом трезвение. А внимание, это - умом смотреть в слова молитвы и на Господа. Это внимание. Одно без двух других не может быть, только все три вместе: бодрость и трезвение, и внимание. Одновременно должны быть. А то если только в бодрости тело, а трезвения нет, то не удержишься. Держать их все три.

- Когда садимся и опускаем голову на грудь, тоже подбирать живот? Подбирать.

- Сознательно?..
Живот подбирать, все равно!

- Обязательно ли молиться, опустив голову на грудь?
Это советует Симеон Новый Богослов.

- Я слыхал,что один Валаамский старец советовал как бы открывать свою грудь.
Нет. Бороду прилепи к груди.

- Таким образом ведь дыхание спирается.
Нет. Надо плавно, тихо, спокойно. Чтобы дыханием нервов не горячить. А если подымешь голову, дыхание у тебя не будет спокойное. В "Добротолюбии" старец Игнатий пишет: тихо вдыхай и тихо выдыхай, тихо. А то нервы раздражаются, кровяная молитва тогда будет, как Игнатий Брянчанинов говорит.

- При этом ощущается какая-то сжатость в груди?
Нет. Свободно должно идти. Если будешь насильно дышать, этим тоже горячишь нервы. Надо спокойно и тихо. Это Григорий Синаит и наш русский Нил Сорский указывают: как можно, удерживай дыхание. В чем тут смысл? Не так, что удерживать дыхание, чтобы не дышать, или втянуть дыхание и задерживать. Нет! Дышать свободно, тихо и спокойно. Это и есть удерживать дыхание.

- Тут недоразумение может быть от того, что люди часто обращают внимание не на сердце, а на желудок. Тогда получается сжатость.
Неправильно дышат, да. У нас - через ноздри, в гортань и в легкие.

- Люди часто путают и дышат желудком. Поэтому, когда они сидят прижимая бороду к груди, у них получается сжатый желудок. От этого - смущение.
Разгорячение плотское бывает от этого. Дышать надо ровно. У нас ведь трубка одна. Этой трубкой вдыхаем, ею же и выдыхаем. Воздух идет в легкие, там много-много пузыриков, вдыхаем кислород, магнит и электричество. Все это идет в эти пузырьки. Когда расширяются легкие, тогда наполняются эти пузырьки. Когда легкие сжимаются, тогда эти пузырьки выливаются и обновляется кровь. Мы не в сердце дышим, а в легкие только. И из легких опять по гортани в ноздри выдыхаем.

- Но при этом ведь важно, чтобы внимание шло в направлении сердца, а не желудка. А то от этого происходит плотская раздражительность. В "Добротолюбии" в одном месте говорится о том, что от труда молитвы плечи должны болеть.
Григорий Синаит говорит, что молитва обязательно "с болезнью" должна быть. И грудь должна болеть, и плечи. А если не будет этой "болезни", то и молитвы неправильные.

- Это что, физически должно болеть?
Чувствительность некая появляется в груди и в плечах от труда молитвенного. Когда посидишь так часа два, будет болеть.

- Вы говорили о внимательной молитве лежа. А можно ли молиться лежа перед сном, с целью заснуть?
Это хорошо, если с молитвой засыпать.

- Но если приведешь себя в собранное, внимательное состояние, то и не заснешь...
А все-таки заснешь! Да, хорошо так засыпать с молитвой. Засыпать, засыпать и все-таки заснешь.

- Бывает, когда начинаешь лежа читать молитву, при переходе в сон, сердце как бы пугается. Как бы екает. И тогда это надолго отгоняет сон, и какое-то неспокойствие появляется...
Утомление сердца?

- Нет, ведь я тогда внимание на сердце не направляю. Оно просто так пугается. Может, я неправильно делаю, надо направлять?
Надо, как преп. Никифор в "Добротолюбии" учит: в словесности держи, в преддверии сердца.

- Поначалу я направлял внимание в сердце. Но от этого начиналась бессонница. Тогда я стал пробовать читать молитву без внимания на сердце. Но тогда сердце как бы увеличивается и пугается...
Это ум пугает сердце. Один пустынник говорит: если молишься сердцем, не можешь уснуть. Остановись, а то не уснешь.

- А невнимательно нельзя?
Невнимательно? Тогда это болтовня...
... В сидячем положении лучше сосредоточиться. В сидячем положении даже с молитвой Иисусовой, с художественной, сидеть надо согнувшись... Тут дыхание очень важно. Как только даешь себе свободно дышать - и сейчас же, скоро заснешь. Больше вдыхай. Ритмически. Если коротко будешь вдыхать, а долго воздух выпускать, то скоро заснешь, прямо за 5 минут.
А когда засыпать начинаешь, то являются какие-то неопределенные мысли вроде "я уже там был..." Где это был? Почему? или "Это прошло уже..." Такого рода мысли, это значит уже засыпаешь. Мысли, неопределенные какие-то вроде "Это напрасно!.." Что такое? Я ни о чем не думал, и вдруг такие расплывчатые помыслы! Один-другой такой помысел придет, обязательно заснешь. Тогда лучше вставай, встряхнись. Вон какой секрет!
И не допускай, чтобы сердце опустилось. Сердце держи наверху. Хоть ты и согнулся, а сердце держи наверху, не опускай. Если сердце опустится, тогда и дыхание опустится и сейчас же заснешь. Много надо упражняться в этом.
... У Св. Григория Синаита были лавры. Там только и занимались Иисусовой молитвой. Сидели на стульчиках целые ночи и дни. А сердце не открывается. Редко кому открывается. Сердце и ум связаны вместе. Когда ум будет чистый, и сердце будет чистое. И когда сердце будет чистое, тогда и ум будет чист.
Надо учиться в груди молиться, в словесности, в гортани, где воздух проходит до легких. В этом месте держать ум.
По "Добротолюбию" преп. Никифор учит: "Надо сходить умом в сердце и тогда сердце открывается". А потом говорит он так: "Ты много трудился и никак не добился, чтобы сердце открылось. А я тебе другой способ покажу. Есть словесность". (А словесность - это часть душевная, т. е. она раздражительна, желательна и мыслительна). "Словесность находится в груди. Поэтому держи ум в груди и откроется тебе сердце".
Преп. Никифор, значит, говорит: словесно творите Иисусову молитву. А словесность я так понял: словесность - это часть мыслительная. Потом переходите на сердце, - это под гортанью. Когда мы псалмы читаем, молитву творим или сами с собой совещаемся, то делаем это в словесности. А далее есть часть сердечная. Умом мы учимся. Есть трое устных: устная головная, устная сердечная и устная душевная. Правильно?

- Правильно. Только это очень трудно бывает различать.
Я
так это понял: есть в груди словесность, а есть в голове словесность. Науки головой запоминаем. И вот еще что я понял: в голове у нас есть способность узнавать - познавательная. Умом узнаем, умом и запоминаем. Сердечные способности: сознавать и чувствовать. Ум не может сознавать, он только узнавать может. А сознает только сердце. Это способности сердечные...

- Но медицина с этим будет спорить. У меня есть товарищ, который занимается медициной. Он меня спрашивает, что это там у вас значит с сердцем. Ничего там в сердце нет. Сердце - это насос.
Молимся мы сердцем. Сердцем сознаем. А умом мы только знаем, что мы молимся. Если я молюсь, то я сознаю, я чувствую, что молюсь. Довожу себя до сознания. А потом уже явятся чувства. А как явятся чувства, тогда уже и слезки пойдут. Без сознания, без чувства, и слезинка не выкатится.

- Так надо сердцем сознавать, что ты к Господу обращаешься в молитве?
Если ты только знаешь, что молишься к Господу, то это одно. А когда сердцем, тогда чувствуешь, что к Самому Господу ты обращаешься.

- Значит если человек во время молитвы забывает о том, что он обращается к Господу, тогда он уже сердцем не молится?
Когда он обращается сердцем, он и молится, и молитву сердечную имеет. А если он не сознает, что он к Господу обращается, тогда он только головой молится. Знает, что есть Бог, и помнит, что к Богу обращается, но не сознает. А сознание, приводит человека в чувство. А когда в чувство придет, тогда и заплачет он уже. Истинное покаяние тогда откроется. Грехи тогда сознает и искренно тогда начинает каяться. Прямо кричит Господу: прости, прости, помилуй! Все заключает в сердце. Так Господь нас создал: дал нам сердце - "живот наш".
Если человек приступит к сердцу, а "сердце глубоко", как в Псалтири писано (Пс 63, 7) Сведи ум из головы в сердце. Свести то легко, да не удержишь: ум все как пробка выскакивает из сердца! А для того чтобы удерживался, лучше поначалу держать его в словесности - на поверхности сердца надо ум держать, а не в глубине. В глубине-то как будто уже открывается, а на поверхности оно еще не открыто. Видите, какая разница: одно - поверхность сердца, а другое - глубина!
Из сердца исходят помышления злые и сквернят человека - желательные, раздражительные и мыслительные. Все страсти там. От греха как рана в сердце. Это уже залог бесовский. Он рану нанес: это уже страсть. А начинаются помыслы прилогами. Прилог даже безгрешный бывает... Когда молишься "Господи Иисусе Христе..." - прилоги как "младенцы о камень" (Пс 136, 9) убиваешь, об Иисуса Христа. Как только в уме появляется помысел, прилог, так... "Господи...", убиваешь этих "младенцев". А если дашь ему войти дальше, не будешь внимать словам молитвы, но размышлять, уже это будет собеседование, затем сочетание, сосложение, а потом пойдет и пленение, и тогда уж страсти. Вон как они, помыслы-то начинаются, а ты молитвой - как только прилог приражается - сразу его убиваешь как "младенца о камень".

- А что такое пленение? Как это?
Сначала начинается прилог, потом - собеседование с этим помыслом, сочетание. А сосложение, когда согласился с этим помыслом. А потом, когда согласился - уже пленение. Диавол взял тебя уже как пленника. Уже помысел оставить не можешь. Он тебя заставляет рассуждать об этом помысле. И вот это пленением называется. И тогда образуется уже страсть. Уже привык человек, и не может без этого жить. Рассуждает, рассуждает... Все время в помысле живет. Когда же ему молиться? У него помысел. Прилоги сразу убивай, как "младенца о камень". Нельзя собеседовать с этим помыслом.

- У меня случалось в молитве, что не удавалось довести молитву до конца, то есть я начинаю: "Господи Иисусе...", а потом замечаю, что нахожусь где-то, не в молитве. Не доведя молитвы до конца, я находился в каком-то образе, что-то видел. Однажды имел образ, как бы паука. Старался вырваться из этого и начинал вроде бы молитву с начала, но оказывался там же. Наверное я недостаточно сознавал что происходит, ведь надо было тут же встать и поклоны делать?
Да, можно поклонами... Это бес запинает. И у меня так бывает: не выговоришь и слова "Господи Иисусе Христе..." Бес не дает - запинает...

- Но это несознательно делается. Я как бы сплю, но это не сон. Мне казалось, что очень долго это состояние длится, минут десять, а молитв до того скажешь две-три. Как с этим бороться? Это запинание?
Запинание. Обращаться умом надо к Господу. Не просто выговаривать слова. А Самого Господа надо видеть в молитве. Наше назначение, чтобы мы были как ангелы. Ангелы беспрестанно смотрят на Господа, и нам надо к этому стремиться, чтобы умом видеть в словах Господа, смотреть на Него. А то если умом будем говорить одни слова, а смотреть на Господа не будем, это недостаточно для молитвы.

- Но это без-образно смотреть?
Без-образно. Духом. Бог есть Дух! И как он Самарянке объясняет: "Духом поклоняться будете". И молимся мы духом к Самому Господу. А как это? Когда я обращаюсь к Господу и сейчас же верую, чувствую, что я смотрю на Господа и Господь на меня смотрит. Господь-то на меня беспрестанно смотрит. В "Добротолюбии" есть одно хорошенькое словечко: Бог нас всегда видит, а человек видит тогда только, когда он кроме Господа ничего не видит. Тогда он может и слышать Его. Это маленькое выражение Илии Индикта в "Добротолюбии".

-Надо приобрести ясность в том, как себя представлять перед Господом во время молитвы, чтобы здесь не сбиться.
Смотреть на Господа надо, с верой. На Господа смотришь и веришь, что Господь на тебя смотрит. Духом молиться, духом! Бог требует таких поклонников, духом поклоняйся. Бог есть Дух, и надо покланяться духом и будут люди поклоняться духом. И мы своим духом молимся к Богу-Духу. Наш дух с Богом соединяется. Когда мы с верой обращаемся к Духу-Богу, то Господь на нас смотрит и дух человеческий с Духом Господним соединяются во время молитвы.

- Как это сделать?
Верой. И лучше всего, чтобы молитва соединилась с дыханием. Тогда очень хорошо. Когда вдыхаешь - привлекаешь благодать Божию к себе. Когда выдыхаешь, то питаешься благодатью Божией, вкушаешь благодать Божию. Это все верою совершается...

А когда выдыхаешь?..
Выдыхая - вкушаешь благодать. Просишь милости Божией... "Господи Иисусе Христе" - это ты привлекаешь благодать, а когда выдыхаешь "помилуй мя" - уже к тебе приходит милость, уже вкушаешь прямо, милость Божию вкушаешь. Это все верой делается. Апостол Павел сказал, что "сердцем веруем, а устами исповедуем". Близ тебе, говорит, Господь: в сердце твоем, и в устах Твоих находится. Когда мы говорим: "Господи Иисусе Христе" в этом имени Сам Господь, как говорит Апостол Павел. Все заключается в вере и во внимании.

- Это должно само родиться, с трудом, с работой, с молитвой?
Упражняйся в этом. И так всегда, как молишься, сейчас же обращайся к Господу. Дух твой должен обращаться к Господу. И чувствовать Господа. И тут отголосок, тут же отклик получаешь. Милость к тебе приходит. Это все верой, верой совершается, верой и понуждением. Вот какое дело! "Го-осподи Иисусе Христе, поми-илуй мя!" Это очень хорошая молитва. От одного произношения молитвы уже чувствуешь вкушение милости Божией. И дальше больше. И если со вниманием. И во время молитвы, если четочку всю протянешь... слезки пойдут тогда... умиление придет... И теплота сердечная тогда пойдет.

- Самая беда-то - это внимание.
Внимание. Старайся удерживать внимание в словах молитвы. Тогда и помыслам некуда вскочить, потому что внимание занято словами молитвы.

- Бывает так, что молитва идет, а помыслы параллельно к ней идут.
Не могут они вскочить. Нет им места. Только сказал "Господи", сразу за ним следует "Иисусе"... Так некуда ему вскочить-то.

- Так они рядом идут!
Молитва убивает их. Имя Иисусово убивает их. Не могут они. Только прилог вскочил - и имя Господне убивает его.

- Как-то сознание легко отходит от молитвы. Остаются слова, но внутри этих слов есть другие мысли.
Что произносишь - сердцем сознавай. Не умом только слышу и понимаю, что я произношу слова. Нет! Сознанием. Сознание у нас в сердце находится. Это чувство сердечное. Когда произносишь слова, то сознавай, как бы ты их чувствуешь... Упражняться надо в этом. Средь дня, в толкучке, это невозможно-то. А вот среди ночи, или в какое-нибудь определенное время, полчасика так заниматься. И с поклонами. На каждой молитве поклон сделай. Молиться можно и так: на каждое зернышко одно слово. За каждое слово одно зернышко. Это очень для внимания полезно. По полчаса одну ночь, другую ночь, третью... И понемножку приучишься к вниманию.

- А каким образом в толкучке этим заниматься можно?
В толкучке невозможно. Смирение только нужно: поми-и-луй мя, Господи.

- Приготовлять себя к этой вечерней молитве можно?
Вечерняя молитва тебя приготовит, тогда и среди дня будешь вниманием отбивать это все. Ночная молитва тебя приготовит к дневной. Тогда днем отбиваешь, отбиваешь разные разговоры, или встречи разные.
Бороться с этим всегда. Трудно вам внизу-то... Смирение, сознание и покаяние. "Прости, Господи, что в мире живуще, тело носяще, от диавола прельщаеми..." -непрестанно. И что поделаешь, к милости Божией обращайся со смирением. Проси у Господа прощения. Что поделаешь? - "... немощен есмь".

-Для тех, кто живет в миру, самое трудное очищать ум, потому что они так заняты всякими мыслями. Труднее всего перед молитвой как-то успокоиться, сосредоточиться...
Это только в ночи можно. Ночь кончается где-то после 12 часов. День длинный бывает. Вот в миру еще в 11 ч. говорят по телефону, ложатся-то в 12. Так у них ночь проходит в телефонных разговорах... Да и у вас| наверное, как в миру... У нас же: как солнце зашло, началась ночь. Тогда мы закрываемся и тогда - молись! Как заморился - отдохнул, полежал. Проснулся - опять давай молиться. Никто тут не мешает.

- Но диавол тоже мешает.
Очень мешает. Не дает даже выговаривать Иисусову молитву, запинает. Я хочу непрестанно умом говорить Иисусову молитву, а он затыкает. Так что и не выговоришь.

- А что тогда делать?
Вот что. Становись на поклоны. Расшевелиться надо хорошенько. А то как свяжет тебя: "ложись, дескать, спи...". А как ляжешь - кошмары. Такие он тебе кошмары приплетет, что как проснешься - сам не разберешься: наяву ли это было или во сне?
Часто мне снился Серафим, покойник. Часто, почти что каждую ночь снился.

- Меня просил один человек спросить, что делать, когда внимание направляется на Господа, а вместе с тем хульные помыслы появляются.
Хульные помыслы? Это диавол их нагоняет. Иисусовой молитвой убивай эти помыслы.

- Но он говорит, что эти помыслы появляются как раз во время Иисусовой молитвы. Что тогда делать?
К Самому Господу обращайся. Смотри на Господа. Ведь эта хула на Бога - это от диавола. А ты плюнь на него, на диавола. Не верь этим помыслам. Он в нашем уме преобразуется так, как будто мы сами говорим. Он говорит нашим умом, нашими помыслами. Не внимай этим помыслам.

- Но человек сам в ужасе от того, что возможно в его уме.
Не обращай внимания. Плюнь. Это не я говорю, а диавол говорит - моим умом.

- И не размышлять дальше?
Не обращай внимания. Дух злой вмещается в наш ум и даже языком нашим говорит.

- Но человек сам себе это ставит в вину.
Бог этого не принимает, не вменяет Господь этого в вину. Не согрешает человек этими помыслами. Это диавольский помысел. Так и говори: "Это не мое, это твое". Плюнь на него, на диавола. Когда не будешь ему верить, тогда он скоро отойдет. И плюнь на него и скажи: уйди от меня, запрещаю Иисусовой молитвой. Внимай Иисусовой молитве, а этим помыслам, не верь им. Он стращает тебя: вон ты какой! Как ты хулишь Бога! А ответ твой должен быть: "Это не я хулю, это ты хулишь". Перекрестись, больше ничего. "Я этим не грешу. Это твое. Я Бога не хулю никогда".

- Но диавол спорит с этим. Говорит, что хула от гордыни, которая в тебе.
Я каюсь. Я гордый. Господи, прости меня - я гордый. Исцели меня от гордости. Я каюсь в этой своей гордости. Это моя греховность. Гордость. Уныние. Тщеславие. Осуждение. Каюсь в этом, Господи. Прости мне, гордому. Чувствуешь гордость, прямо говори: Господи, прости меня гордого. Обращаюсь к Самому Господу. Только
Он может исцелить наши страсти. Сами мы не можем свои страсти исцелить. Он врач душ и телес наших, Он уврачует нас. Сами мы не можем избавиться от страстей. Сознавать это и каяться. Доводи себя даже до слез, чтоб поплакать об этом...

- Отец Никодим, в наше время очень много приходится сообщаться с неверием. Люди страдают от неверия. Я с этими людьми беседую и невольно заражаюсь этим духом...
Не надо. Обладай самим собой. Верь, что это дьявол влияет на вас. Отгоняй его молитвой Иисусовой. При беседе надо тоже постоянно молиться. Прогоняй это, побеждай молитвой Иисусовой. "Пусть эти помыслы с тобой остаются, а я этим не согрешаю. Ты меня стращаешь этим, что я согрешаю. Я не согрешаю, потому что это не мои, это твои". Так ему говори, бесу.

- А если с людьми разговаривать, то после продолжительных разговоров, в которых борешься, и стараешься отстоять веру, так потом, когда уже уходишь от этого человека, находит уныние и продолжаешь в уме спор...
Это бесовское влияние. Молись Господу и проси, чтобы отогнал это. Забыть этот разговор. Все это дьявольское...

- А как к человеку относиться?
Да как к собрату. Он член наш.

- Как-то это тяжело слишком получается...
Член наш. Должна быть любовь.

- Волей неволей как-то этим угнетаешься.
Что будешь делать? Сознавай немощь свою и кайся Господу Богу - немощен я. А Господь молитвы принимает смиренные. В то же время, сразу и покаяние приноси. Не тогда, когда придешь домой и воспомнишь о покаянии, а тут же, сейчас же и кайся.

- А еще у меня есть такие люди, которые говорят: "Я причащаюсь у протестантов, у католиков. Мне все равно. Бог один."
У них благодати нет. Потому что благодать там, где истина. Бог есть истина. И кто держится истины, там благодать. А кто держится лжи, там во лжи нет благодати.

- Но такого человека, сколько ни убеждай, - он стоит на своем.
А все равно: лжи веришь. Ты Богу не веришь тогда. Ты говоришь - Богу верю. Ты не веришь, потому что Бог противится этому.

- Такой человек утверждает, что дома молится по-славянски, а причащается у протестантов и ему хорошо. А в нашей Церкви причащаться не будет и исповедоваться у меня не может, потому что я слишком молодой.
Такого и не исповедуй, не принимай его исповеди. "Лучше согласись сперва с православной верой, тогда буду тебя исповедовать и грехи твои принимать, и разрешу тебе, если ты будешь православным".

- Я чувствую тяжесть от того, что я не нахожу пути к этой душе.
Убеждать ее, чтобы православие приняла.

- Не могу успокоиться, когда дела так обстоят.
Так что будешь делать? "Принимай убеждение православное, и тогда мы с тобой будем разговаривать. А если ты не хочешь принимать веру православную, то нет у нас с тобой никакого общения, никаких разговоров". Я прямо, категорически скажу.

- А это не оттолкнет человека?
Почему же оттолкнет? Я ему говорю: верь в Православие, а он не хотит верить. Так нет у нас с ним больше разговоров. Я человек православный, а ты -католик. И нет у нас с тобой общего.

- А не выйдет так, что я отогнал человека от Церкви?
Он же не принимает Церкви. Как это ты отгоняешь?

- Но он не понимает, не сознает.
Убеждать надо. От Священного Писания, от Евангелия. А пастору его скажи: растолкуй мне слова, которые Господь сказал: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем" - вы Тело и Кровь принимаете? Спроси пастора протестантского.

- Человек этот мне говорит: у католиков нет обоих видов в причастии, а протестанты причащаются и хлебом и вином, поэтому это то же самое.
Нет благодати там. И профессора разные об этом спорят... Что будешь делать? Стоять на своем, да больше ничего.
Ко мне пришел один немец. Услышал Никодим, Никодим... Искал, нашел меня. Просит: я хочу научиться по "Добротолюбию" Иисусовой молитве. А я говорю: ты не православный. Эта книжка для православных людей. А как ты будешь учиться Иисусовой молитве по "Добротолюбию", когда ты протестант? Тебе надо вперед Православие принять, тогда о книге "Добротолюбие" разговаривать будем с тобой. Он отвернулся от меня и отошел. Вот как с ними обращаться...

- Мне самому трудно жить в таких обстоятельствах, где справа и слева такое окружает.
Что будешь делать? Опять обращайся к Господу. что не смогу, Господи, прости. Хотел как-нибудь помочь человеку, да сам-то немощной. Обращайся к Господу: прости и вразуми меня, как мне поступить. И с грехами-то чужими как поступить? Бывают грехи большие. Эпитимию какую-нибудь надо давать, большую. Попоститься, например, столько-то дней.

- А ведь люди никак и не поймут, что такое пост. Как же быть?
Да, миряне уж и не постятся. Поел мяса, а следующий день причащаться хочет... Убеждать надо согрешаете вы, и я с вами согрешаю, если вас разрешаю. Ну что ж, каемся Богу, что согрешаем. И другой раз, когда будешь причащаться, смотри, приготовься. На сей раз уж я тебе прощаю, Бог простит. А другой раз попостись и тогда причащайся.

- От людей все слышны две фразы. Первая: Бог один...
Да, Бог один, но Он есть и Истина. Не может быть двух истин. Как же так - Бог истинный и ложный? А ты говоришь, что ложный бог, который у тебя - это тоже Бог.

- А другая фраза, которую часто слышишь: это - ну Бог простит.
"Бог простит..." - надо покаяние принести Богу! Исповедуй священнику, чтоб он тебе разрешил. Им дана власть прощать и разрешать. Своего покаяния недостаточно. Обязательно покайся священнику. И чтоб он тебе за это наставление хорошее дал и какую-нибудь эпитимию дал, чтоб ты больше не согрешал так, помнил об этом. Ну хоть по три поклона на день клади - такие вот небольшие эпитимии, или по 10 поклонов клади. Объясни ему, что это, чтоб помнил и больше не согрешал. Если на месяц ему по три поклона в сутки дать, неужли три поклона в сутки положить не может? "Господи, прости меня" - и поклончик. С сердечным сознанием чтобы было, а не так просто - поклон бросал бы.

- Мы нарушаем мир здесь, кричим...
Никого здесь нет. Георгий он там далеко внизу, не слышит. А там еще Степан, он еще дальше... А я-то глухой. Если будете говорить тише я и не услышу. Вот не знаю, увидите ли вы меня еще или нет. Жизнь моя кончается. Близко уже.

- Вы мне много наставлений дали...
Да каких там наставлений. Если я даю какие-то наставления, то вы лучше проверяйте, может я ошибаюсь... Я ведь сам учусь. Я просто очень люблю художественной молитвой заниматься. Вот и старец полюбил. А это ведь просто приспособление, чтобы помыслы удерживать...

Беседа наша прерывалась длительным молчанием. Стрекотали сверчки. С моря поднялся ветер, а луна ярко освещала малый клочок земли, обрамленный скалами, с церквушкой, в которой завтра мы будем петь и служить Божественную Литургию. Причастимся со старцем. Старец Никодим уже приготовил маленькую бутылочку афонского, самодельного вина, мутного и красного как настоящая кровь. И просфоры принес послушник вечером.
По узенькой деревянной лестнице провел нас старец в расселину скалы. В конце лесенки - металлический бачок воды, для мытья рук. Ниша и ложе. Дальше пещерка - ложе, икона, лампадка. Затеплил огонек ее. Воцарилась тишина.
Через день старец Никодим спустился с нами по крутой тропке к причалу лодки. Прислонил свои две палки к скале... будут тут стоять, пока старец не вернется с храмового праздника в скиту Св. пророка Илии, в скиту основанном преподобным Паисием Величковским.
А праздник был особый: прославление со святыми преподобного Паисия - того великого старца, который возродил на Руси умное делание Иисусовой молитвы и старчество, возросшее до цвета, до плодоносил святых старцев Оптиной Пустыни.

Из книги: Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. Изд. "ЛАРА" Братство Преп. Иова Почаевского, Москва. 1992. с.73-96.
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/nikodim2.htm

старцы34.JPG
Старец Нестор из скита святой Анны.

старцы35.JPG
Старец Даниил Из Капсаллы. На Афоне с 1926 года. Почил в 1994.

старцы36.JPG
Старец Хризостом Катунакский. На Афоне с 1940 года.

старцы37.JPG
Старец Петр из Нового Скита.

старцы38.JPG
Отец Иоанн из Колицу (келии Ватопедского монастыря). Почил в 1994 году.

старцы39.JPG
Старец Евфимий из Великой Лавры.

старцы40.JPG
Старец Пахомий из скита Ксенофонтова Монастыря. На Афоне с 1929.

старцы41.JPG
Монах Афанасий из Керасии. Почил в 1994.

старцы42.JPG
Старец Филипп из Халкии.

старцы43.JPG
Старец Алексей из скита св. Анны.

старцы44.JPG
Он же.
Почил в 1995 году.

старцы45.JPG
Старец Николай из Великой Лавры.

старцы46.JPG
Старец Авраамий из Нового Скита. На Афоне с 1923 года. Почил в в 1989.

старцы47.JPG
Старец Никита из келии монастыря Ставроникиты. Почил в 1989.

старцы48.JPG
Келия подвижника прилепившаяся к скалам в одном из труднодоступных уголков Афона.

старцы49.JPG
Иеромонах Матфей из келии святой Анны.

старцы50.JPG
Иеромонах Никанор Кавсокаливит. На Афоне с 1929 года.

старцы51.JPG
Иеромонах Дионисий из Калитсу. На Афоне с 1924 года.

старцы52.JPG
Иеромонах Максим из Иверского монастыря. На Афоне с 1927 года.

старцы53.JPG
Старец Дамиан из Нового Скита. Почил в 1995 году.

старцы54.JPG
Старец Стефан из Карули.

В очерке А.Рыбака (http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_5070/) читаем: Мы расскажем об о. Стефане, который ранее жил в Америке. Потом пришел на Афон и решил умереть ради Бога на Каруле. Он преставился в 90-х годах.
По характеру отец Стефан был суров и в обращении безыскусен (как истинный спартанец), прямодушен и притом неулыбчив. "Страшный монах",― можно было подумать при первом знакомстве.
Однако душа у него была невероятно чуткая, исполненная любви и нежности (особенно к бедным). На Святой Горе характеры выравниваются, упрощаются, люди сбрасывают с себя личины, мирскую обходительность и лицемерную почтительность. Они освящаются в купели искренней, нелицемерной любви, которую устанешь искать в миру.
Никогда не забуду любви и самоотверженности отца Стефана. Он всегда желал носить самую неприглядную одежду, выполнять самые тяжелые работы, есть самую плохую пищу. Он брал остатки с прошлого дня, клал в них сухари и воду, и ел...
Ему говорили:
- Э, геро-Стефане, помнишь прекрасные блюда Аме
рики, которыми вы наслаждались, как цари? А теперь вот - 
ты ешь эту баланду...
Отец Стефан великодушно, почти безразлично кивал головой, опустошая свою аскетическую миску с таким удовольствием, как будто вкушал богатый обед!
Его калива была для него небесной скинией, которая своим удобством и благополучием превосходила все небоскребы Америки, а пища его была для него самой вкусной в мире...
Когда отец Стефан заболел циррозом печени, мы посетили его аскетическую каливу. Спал он на каком-то столе! Мы предложили отвезти его в Фессалоники на лечение. Он категорически отказался: «Если захочет Пресвятая Богородица исцелить меня, то и хорошо. Пусть будет, как Она хочет и как знает. Я не выйду за пределы Святой Горы Афон»,― сказал нам приснопамятный отец, столь суровый к себе самому и столь милосердный к бедной братии.
Его огромная сума (торба) свидетельствует о подвигах его сострадательной души, о том, как он пешком отправлялся в пустынные и каменистые места и доставлял пищу и лекарства беспомощным аскетам, и часто перевозил пищу для отшельников и на осле по ночам, чтобы не обнаруживалась его добродетель.

старцы55.JPG
Монах печет хлеб.

старцы56.JPG
Старец Вениамин из скита Продром. Почил в 1994. На Афоне с 1922 года.

старцы57.JPG
Старец Феофил Катунакский.

старцы58.JPG
Старец Симеон из Кавсокалиливии. Отшельник и аскет.

старцы59.JPG
Старец Ефрем Катунакский.
Я долго думал над тем, что привести из поучений старца. А их опубликовано (в Интернете, в том числе, достаточно много). Потом остановился на такой мысли: если кому-то будет интересно, вы можете сами набрать в Интернете имя Ефрем Катунакский и прочитать или письма к молодежи, или поучения о молитве, или иные духовные наставления этого старца, который провел на Афоне более 60-ти лет.

старцы60.JPG
Старец Косьма из Скита св. Анны.
Перейти к следующей записи Об Афоне: Старцы 3
Перейти к предыдущей записи Об Афоне: Старцы 1

Комментарии

Глаза - есть зеркало души. Я уже писал о своей теории взглядов и повторяться не буду. Скажу только - чаще смотрите людям в глаза, друзья мои. Смотрите в глаза как хороших, так и плохих людей. И со временем, даст Бог, они много смогут рассказать Вам о самом человеке, и помогут найти путь к его сердцу. А если понимать сердце другого человека, то и взращивать любовь в этом мире станет проще.
 
Не в осуждение, но, как говорится, в рассуждение: какие все-таки злые читатели попадаются... Вот только что закрыл один комментарий (приходится каждый день такое закрывать). А потом подумал, приведу вам цитату из этого комментария, оставленного, как вы можете легко догадаться, Незарегестрированным анонимом.

Эти монахи просто больные извращенцы, ни мудрости, ни глубины лиц, просто больные, которых жаль, так же как и упомянутых революционеров – продукта таких вот церковных учений своего времени.
НЕ Русский старец Никодим с Карули – он же злющий при злющий до бесчувствености, ему даже в аду место не найдется, просто прах и небытие.


Дорогой брат (или сестра), тролль Вы или не тролль, но Вы играете с огнем! Хула на Духа Святого не простится ни в этом, ни в будущем веке. Бойтесь оскорбить Бога и Его друзей - святых подвижников. Не нужно Вам этого, поверьте...
Ваш прот. К.
 
Нападкам и в жизни и в интернете, всегда подвергаются высокодуховные люди, и просто миряне добрые и порядочные, нападки продолжаются и после смерти. Спасибо о.Константин за ваши записи, огромное спасибо!!!!!
 
Посмотришь на лики этих старцев и на душе становится светло, как от искренней молитвы. Спасибо Вам батюшка.
 
Вы правы, о. Константин, припасть к такому старцу, приникнуть лицом к его старенькому подряснику. И пусть он погладит по голове своими корявыми, прекрасными, измученными трудом руками. И пусть помолится за нас. И уйдут проблемы, сомнения, придет ясность и умиротворение.
 
Почему-то повеяло чем-то апостольским для меня от этих фотографий, я имею в виду, эти дивные старцы напомнили мне иконы именно апостолов Христовых, великих святых...Старец Пётр похож на св.Петра - так и вижу его за ловлей рыбы, в лодке, а старец Николай - на св.Николая...:)
 
О. Константин, объясните, зачем монахи уходят в пустыню, чем они там питаются или кто их содержит? А если мне тоже захочется уйти в пустыню, могу я тоже уйти жить туда?
 
Незарегистрированный написал(а):
О. Константин, объясните, зачем монахи уходят в пустыню, чем они там питаются или кто их содержит? А если мне тоже захочется уйти в пустыню, могу я тоже уйти жить туда?

Дорогой брат. В пустыню уходят для того, чтобы вести особо подвижническую жизнь: безраздельно всего себя посвятить молитве, полностью отказаться от намека на какой-либо комфорт и проч. Это великий подвиг, и на него благословляют старцы только духовно опытных подвижников. Это как быть космонавтом. Вот скажите: "Хочу стать космонавтом!" Вам ответят: "Ну что ж, дело хорошее. Но не все сразу, давай поступай в летное училище и т.д." Может быть, лет через 10-15 и полетите в космос.
Так же и с пустынниками.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
18.128
Комментарии
9
Последнее обновление
Сверху