Дневник священника

Эта запись является частью серии записей Дневник священника
Из Дневника священника: Новые записи

Все знают популярную атеистическую поговорку 1960-х: Гагарин в космос летал и Бога не видал. А было все с точностью до наоборот. Космонавт Алексей Архипович Леонов рассказывает: «На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”».



Сербский патриарх Павел (1914–2009):
«Я не знаю, было ли так важно для Святых Апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня, и для вас, а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, троллейбусе или самолете, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдьми, это зависит от каждого из нас».



Постоянно после общения с прихожанами, со всеми, кто хочет побеседовать и задать вопросы, возникает мысль: почему же мы так мало читаем Священное Писание и так мало у него учимся?
«Да, я Библию читал», – говорят часто и после этого задают вопросы, на которые в Библии давно уже дан четкий и однозначный ответ. Библия – это Слово Божие, обращенное к человеку. Эту, такую простую, формулу нужно для себя открыть. Кому-то открыть впервые, кому-то заново. И тогда мы научимся видеть в Библии ответы на свои вопросы.
Вот, например, популярный вопрос: «Почему я болею? Почему у меня такая болезнь, ведь без нее я был бы более энергичным, более активным? И семье своей и людям мог бы принести больше пользы…»

Но теперь давайте откроем Слово Божие и услышим ответ Божий. А ответ этот был дан Ап. Павлу: «…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 7-9).

Почему я болею? Ответ был дан. Но дан Апостолу Павлу, а он поделился этим ответом с нами. Неужели мы, тревожащие Господа ежедневно по своим житейским пустякам, будем еще и требовать от Него ответа лично нам? Он уже ответил. Ответил Апостолам, богомудрым людям. Все сказано, все написано через Слово Божие. Но мы читать ленимся, а хотим, чтобы Господь нам лично объяснял.



Часто, когда мы беседуем на очень серьезную и ответственную тему: о верности Христу, о мученичестве, – люди говорят: но мы же не знаем, наверняка-то, случись что, не откажемся ли от Христа? Действительно, окажись мы перед лицом истязаний, мучений, сумеем ли остаться верными Господу?
С другой стороны, отвечаешь сам себе: но сколько было мучеников. И в древние времена, и в последние, богоборческие. Неужели они были все сильнее, тверже меня?..

Святые отцы учат, что Господь не даст нам испытаний сверх силы. Сам Господь знает, что человек не всесилен, Господь не требует невозможного. И в знак этого, Он дает молитву Отче наш, в которой есть такие слова: «И не введи нас во искушение». Здесь имеется в виду испытание сверх силы. И вот мы молимся, чтобы в такое испытание не были введены.
А то, что Господь нам попустит, с Его помощью выдержать удастся.

Но что говорит медицина на этот счет?
Читаю замечательное интервью с Сергеем Анатольевичем Живолуповым, доктором медицинских наук, профессором кафедры нервных болезней и руководителем центра лечения боли Военно-Медицинской академии.

«Существует ли некий абсолютный порог непереносимости боли, когда человек уже неспособен себя контролировать?» Профессор отвечает, что человек всегда может контролировать себя. «Любой человек может оказаться в таких условиях, когда он будет испытывать очень сильные страдания. Поскольку боль – это психоэмоциональная реакция на раздражитель, люди могут эту реакцию тормозить или стимулировать… В каждом случае есть возможность преодолеть боль».

Далее корреспондент говорит с профессором о мучениках, которые претерпевали большие мучения, но не поколебались ни на йоту. Кроме Божественной помощи, может быть, есть какие-то установки, может быть, психологические, которые помогут мученику все перенести?
«Научно объясняется это тем, что человек сознательно может не только задерживать дыхание, частоту сердечных сокращений, но и подавлять болевые импульсации. Он произвольно тормозит ту зону головного мозга, которая при этом возбуждается. Ликвидация боли осуществляется вследствие того, что мученик принимает ее как одно из проявлений своей жизнедеятельности, относится к ней, как к естественному процессу, то есть переосмысливает ее. У него нет страха, что боль приведет к чему-то страшному…»

Я бы добавил, что для подвижника, претерпевающего мучения ради Господа, страдания связаны с… радостью от того, что страданиями он стяжает себе Царство Небесное.
Таким образом, очевидно, что принятие креста своих мучений с радостью есть тот наш личный вклад, который мы можем принести в дело претерпевания своих мучений. Бог, со Своей стороны, поможет нам. Мы – со своей стороны – отнесемся к мучениям и к смерти по-христиански. И таким образом явим посильное мужество и победу веры.



Священник рассказывает: Пригласили освятить магазин. Пришел, освятил, как положено. После освящения директор магазина с одухотворенным лицом и блестящими от радости глазами:
– Ой, спасибо вам, ой, спасибо! Слава богам!..
Священник остолбенел:
– Каким богам?..
– Ну, Меркурию, богу торговли, и другим…

Эта грустная зарисовка показывает, как все перемешано в головах наших соотечественников.



Из Антуана де Сент-Экзюпери: «Если путник, взбираясь в гору, слишком занят каждым шагом и забывает сверяться с путеводной звездой, он рискует потеряться и сбиться с пути. Если он просто переставляет ноги, лишь бы не застыть на месте, он никуда не придет. Прислужница в храме, чересчур озабоченная сбором платы за стулья, рискует позабыть, что она служит Богу».

Католической ситуации – собирать плату за стулья (католики во время богослужения сидят) совершенно аналогична, например, православная ситуация – следить за свечками и подсвечниками во время богослужения. Как часто женщины, поставленные у подсвечника (убирать огарки, ставить и передвигать свечи), говорят, что богослужения-то они и не заметили.

А пономарь, поглощенный важными функциональными делами помощи при богослужении? Разве порой не оказывается, что и он забыл, что происходит, что в эти минуты происходит беседа с Небесами, общение с Богом?

Певец, диакон, старушка в свечном ларьке, гремящая мелочью во время Херувимской песни: всякое ныне житейское отложим попечение…

А священник иной, который совершает панихиду, молебен с пустым лицом, кажется, механически...

А многие прихожане, которые приходят в храм с сознанием, что выполняют религиозный долг, но, искренне выстаивая службу, часто забывают, что идея и смысл нашего прихода в храм – направление всех сил души к Богу.



Владимир Легойда рассказывает (См: журнал «Фома», №4-2011):
«Недавно я принимал экзамен по истории зарубежной литературы. Один из студентов отвечал на вопрос по «Фаусту». Рассказывал, что Фауст, разочарованный тем, что накопленные знания не принесли ему понимания смысла жизни, собирался выпить яд. Но так и не выпил.
– Что же его остановило? – поинтересовался я.
– Что-то за окном... – беззаботно ответил студент».

«На самом деле, – говорит В. Легойда, – Фауста остановило праздничное пение церковного хора – дело происходило в пасхальную ночь:
Река гудящих звуков отвела
От губ моих бокал с отравой этой.
Наверное, уже колокола
Христову Пасху возвестили свету
И в небе ангелы поют хорал,
Который встарь у гроба ночью дал
Начало братству Нового Завета».

…Какая замечательная зарисовка! Как точно показано обывательское невнимательное отношение к жизни. Что-то за окном… Просто манифест человека, который не научился видеть в жизни чудесное, Божественное. И таких людей – большинство вокруг нас. И мы, конечно, должны им объяснять, что не случайность, не что-то за окном, а Господь стучится в двери сердца нашего.
Через встречи людей, через жизненные ситуации, через даже скорби и, конечно, через радости. У всех этих посещений есть адрес!



Из Дневника Лидии Чуковской:
«В Ленинграде, в 39-м или 40-м году, в разговоре о Мите (репрессированный муж. – прот. К.П.), я сказала, что, хоть и знаю, что его больше нет, но мне кажется, он жив и только живет где-то далеко от меня.
– Это, вероятно, потому я не верю в его смерть, – сказала я Тусе (Тамаре Григорьевне Габбе. – прот. К.П.), – что мертвым его не видела.
– Нет, – ответила Туся. – Не потому. Вы просто не знали до сих пор, что со смертью человека отношения с ним не кончаются.

...

Из Дневников Ролана Быкова:
«Не надо только примитивно обрушиваться на Церковь – особенно тех лет. Ой, не надо! Силой берегла она Духовность…. Церковь – это зарождение плода цивилизации, духовности, знаний, служения, веры и в конечном итоге – Добра. (25.12.1980)

И еще из его дневников – формула мещанства: «Это мир, где икона становится вещью, а вещь – иконой».
Перейти к следующей записи Из дневника священника
Перейти к предыдущей записи Дневник священника: тогда и сегодня

Комментарии

Я очень люблю эти дневниковые записи: в них столько мысли, такие разные зарисовки. И обязательно найдешь что-то для себя. Формула мещанства- проста и гениальна. Умение видеть "что-то за окном" - не каждому дано, но можно этому умению научиться . Главное, понять, что необходимо твоей душе. И эти рассуждения о мучениках, о боли - как раз то, что нужно. Я слова Христа "и не введи нас во искушение!" не соотносила с просьбой дать крест по силам. Теперь поняла.
Спасибо
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.066
Комментарии
1
Последнее обновление
Сверху