Дневник священника: тогда и сегодня

Эта запись является частью серии записей Дневник священника
Дневник священника: тогда и сегодня

Я, дорогие, уже приводил свои старые дневниковые записи: Из Дневника священника: и комментировал их «из сегодня»: https://azbyka.org/forum/blog.php?b=290
Перечитаю дневниковые записки последних двух лет и, может быть, подмечу что-то новое...

15 января 2009
Такая немотивированная злоба многих СМИ на митрополита Кирилла, когда речь идет о том, что он может стать Патриархом. Отец В.: «Все элементарно, они просто боятся! Боятся, что Русскую Православную Церковь, ненавидимую ими, возглавит умный, яркий и сильный человек, который на несколько голов выше их».
А ведь, в самом деле. Так все просто… Много слов, возмущение пиаром владыки Кирилла, который позволил себе отец А. Кураев. А все потому, что боятся.
Что касается митрополита Кирилла, то, сколько бы ни говорили, ни писали, в реальности он один – та громадная личность, фигура, которая и ответит на вызовы современности.

Да совершится воля Божия, но если говорить о нашей, человеческой, то это желание, чтобы Святейшим Патриархом и Отцом нашим стал Кирилл.

Несомненно одно. Мы стоим на границе судьбоносных для Русской Церкви времен. Или пойти вперед – как это может быть увидено одним из умнейших людей современной Церкви (митрополитом Кириллом), или, в общем-то, занять позицию стороннего наблюдателя тех страшных децивилизационных процессов, которые происходят сейчас в мире.

Сегодня:
Ненависть к Патриарху в СМИ усилилась. Пропорционально тому, как растет уважение к Патриарху в среде простых людей, у людей же, которые недовольны возрождением и силой Православия, выплескивается агрессия к Патриарху. Прошло два года.
Введение Основ Православной Культуры;
Возвращение Православной Церкви ее храмов и святынь, отобранных советской властью;
Реформа Духовных школ, выводящая уровень Духовных Семинарий и Академий на уровень европейского богословского образования.
Дискуссии с Восточными Православными Церквами о подготовке Всеправославного собора.

Вот лишь некоторые огромные завоевания Святейшего Патриарха Кирилла.
Впереди – огромные планы. Но и ожидаема злоба СМИ. Каждый из нас может задать себе вопрос: чем лично я защитил Патриарха и ту деятельность, которую осуществляет Русская Православная Церковь?.. Чем защитил от врагов веры и Православия?

16 января 2009
Из свежего номера журнала «Русский Newsweek»:
«В Великобритании стартовала масштабная кампания по пропаганде атеизма. “Бога, вероятно, нет. Поэтому перестань волноваться и наслаждайся жизнью” [“There's probably no God. Now stop worrying and enjoy your life”] – такие надписи с прошлой недели украшают 800 лондонских рейсовых автобусов и несколько десятков станций и вагонов метро.
Акцию организовали журналистка “Guardian” Эриан Шерин и известный ученый, биолог-эволюционист Ричард Докинс. “Еще пару лет назад мы не смогли бы провести такую акцию, да и не стали бы, чтобы не ранить чувства инакомыслящих, – говорит Докинс. – Но они ведь о наших чувствах тоже не заботятся, оскорбляя нас и угрожая нам во имя религии”. Последней каплей Докинс назвал появление билбордов, рекламирующих ультраконсервативный христианский сайт, утверждающий, что все нехристиане будут гореть в аду…»

Сегодня: Интересно, что на эту акцию ответили только православные. Они собрали деньги и оплатили надписи на лондонских автобусах: «Перестань волноваться и радуйся! Бог все-таки есть!»
Англичане, увидев атеистическую акцию, жевали губами, качали головами, уходили в виртуальный мир, утыкаясь глазами в свой айфон… а православные делали дело: скромно, силами двух-трех приходов противостояли акции атеистов.
Я слышал о том, что появились автобусы с надписями, которые ударили по проекту атеистов, но то, что это сделали православные, и не подумал бы. Об этом мне рассказала русская девушка, живущая в Лондоне, прихожанка православных храмов и участница этой акции.

3 июля 2009
Несколько дней назад отпевал 26-летнего человека – утонул. Конечно, страдание родителей – наших прихожан – трудно представить. Мы, священники собора, поддерживаем их, как можем…
Примерно через 2 недели эти люди с дочерью уезжают за город и ходят в храм там, поблизости. И со своим горем, с просьбой послужить панихиду по сыну, обращаются к местному священнику. И тот вдруг говорит: «А хотите узнать, почему ваш сын утонул?.. Это возможно»
Родители изумлены, но на смену смущению приходит любопытство. Если батюшка говорит, значит, это возможно. (Про то, чтобы проконсультироваться со священниками своего собора, и не думают.)
И вот священник направляет этих людей на одну петербургскую «тайную» квартиру: «Никому не говорите». К некой «тайной монахине Мануиле».
Встречает их старуха в черном, что-то шепчет, просматривает какие-то ветхие книги и выдает: «Ваш сын был вором, пьяницей, наркоманом, гомосексуалистом…» И еще много в таком духе. И родители в отчаянии, или вернее, в помрачении, потому что сын их был достаточно хорошим юношей.
В довершение всего: «На нем было проклятье, поэтому Бог его и забрал».
Родители открывают рот, но старуха свое: «Надо его отмаливать. А это стоит недешево».
Родители оплачивают вечное поминовение (около 10 тысяч рублей). А Мануила говорит: «И на дочке вашей такое же проклятие. Расскажи о себе». И двадцатилетняя девушка, студентка консерватории, разумная православная христианка, как во сне, исповедуется во всем, с самого рождения, этой таинственной «монахине».
«О, тут большая работа, надо сильно отмаливать. Собирайте деньги… И, слышите, никому не говорите, что у меня были».
Хорошо, эта девушка додумалась, прежде чем родители оплатили отчитку дочери, зайти в наш храм и поговорить со мной…
– Это грех?
– Скорее, глупость. Но вы за нее уже поплатились…

Действительно. Если в чем грех и есть, так в том, что перед этой странной акцией не обратились к своим знакомым священникам. С другой стороны, люди искренне верили, что батюшка плохого не посоветует.

Вопрос здесь даже не в хитрой бабке Мануиле, а в том, каким образом священник связан с ней?
Благочестивый, но наивный батюшка?
Состоит с ней в доле?
Не подозревает, что происходит?
Если не принимать плохого, какое же богословское развитие должно быть у священника, который в это верит и посылает туда прихожан?..

Взял координаты этого священника и готовлюсь к серьезному разговору. Это необходимо остановить.
Но тут вопрос и о самих людях. Должна же быть в верующих людях толика трезвой критичности.

Сегодня:
За эти два года семья утонувшего юноши прошла огромный путь. Двадцатилетняя его сестра испытала кризис веры и отошла от Церкви. Но мудрая позиция родителей и священнослужителей помогла ей вернуться в храм с другим, более зрелым, представлением о вере и Промысле Божием.
Родители не отходили от веры, но, напротив, обрели в Боге поддержку и опору в страдании.

Как-то мама рассказывает: «Знаете, что больнее всего было, батюшка? Помните, я рассказывала про подружку нашего сына, которая кривлялась и кричала, что тонет, а на самом деле она просто баловалась? Хотела посмотреть, как поведет себя сын. Ну, а он, не умея плавать, бросился спасать ее и утонул.
Но больно другое. Эта девушка на своей страничке в «Контакте» выложила фотографии: «Как я провела лето». И вот там она разместила фотографии, на которых жарит шашлыки, прыгает с мальчишками вокруг костра, хохочет. И все это на берегу реки, у того самого места, где утонул сын. Эти фотографии были сделаны через 2 недели после его смерти. Вот он тут лежал, когда его достали из воды, а теперь тут жарят шашлыки и она на этом месте танцует. Удивило такое отношение. Не просто поверхностное, а совершенно равнодушное и наплевательское. Вот что больно».

19 августа 2009. Преображение Господне
Удивительный день, наполненный запахом фруктов, смехом детей…
Господь в моей жизни этот день отмечает особыми знаками Своей любви.
В этот день в 1991 году я поехал поступать в Духовную Семинарию. Как вчера, помню переполненный молящимися храм (Феодосиевская церковь в Перми). Воздух стал в прямом смысле густым из-за множества горящих свечей, кадильного дыма, от дыхания множества людей. Солнечные лучи нарезали пространство храма ломтями. На больших блюдах – фрукты. Во время Литургии в алтарь вошел староста и что-то зашептал настоятелю, моему духовнику, отцу Виктору. Тот посерьезнел лицом (а ему сказали, что только что в Москве произошел путч), но Литургия продолжалась, как обычно. Затем – к нам домой, где мы с родителями, с отцом Виктором, садимся за стол. Витает тревога, родители говорят: «Может, отменить поездку в Ленинград?», но отец Виктор всех утешает: «Ничего, Бог милостив. Надо лететь».
И вот я в этот же день в Ленинграде. Устроившись в общежитии Семинарии, иду гулять по городу. Митинги, собрания людей. Все на подъеме, возбуждены. А до Семинарии, как до океанского дна, этот шум не достает. Пахнет кашей, с гулким эхом хлопают двери, в храме служба.
Когда засыпаю, за стеной слышится смех и магнитофон. Это приехали старшие семинаристы на послушания. Они чокаются (пластиковых стаканов тогда не было), пьют, смеются. Магнитофон поет голосом Сергея Чумакова, звезды 91-го:
А на Тверской,
А на Тверской
Дом высокий городской
И запах кофе колдовской
На Тверской…


С тех пор запомнилось почти каждое Преображение Господне.

В 2003 году в этот день я был на Украине, в гостях у друга, отца Вадима. После богослужения я проповедовал. Зачем я говорил такую длинную богословскую проповедь?.. И ведь мой друг предупреждал меня, чтобы «не злоупотреблял любовью прихожан». Как вспомню, так до сих пор стыдно. Отец Вадим только вздыхал в алтаре и многозначительно бренчал кропилом о сосуд со святой водой.
После проповеди вышли на улицу, и тут я увидел, что большая площадь перед храмом запружена народом. Все терпеливо ждали того самого, ради чего и верующие, и неверующие пришли к храму: освящения плодов.
С пением тропаря праздника мы шли по рядам и окропляли святой водой плоды и людей. Сзади шел алтарник (местный участковый), сгибавшийся под тяжестью ноши: ему в таз ссыпали яблоки, помидоры, груши, виноград и проч.

Очень запомнилось Преображение 2005 года. Я возглавил богослужение в самом древнем храме России, храме Пророка Илии, построенном в 10-м веке, еще до Крещения Руси. Это был горный монастырь в Карачаево-Черкессии.
Сам храм был невероятно маленьким, а алтарь и того меньше. Невероятно покатые, какие-то округлые стены. Подними руку, и коснешься покатого же беленого потолка. Храм из прошлого, из снов. Громогласный наш диакон, отец Сергий, так возглашал, что приходилось, стоя рядом с ним, чтобы не контузило, приоткрывать рот.

Особым торжеством отличалось Преображение 2006 года. Я был в Петербурге, в родном соборе. В этот день мы много фотографировали. Храм возрождался к жизни, и хотелось сохранить и улыбку плотника, и суровость сторожа, и растерянность поварихи, к которой внезапно нагрянули на рабочее место, на кухню.
Все на своем месте. Все ладно, пригнано…
В это время уже шел отсчет дней, через которые собор вспыхнет. Это произошло через 5 дней.
И все благолепие было разрушено. На головы из выбитых окон льется вода, главный алтарь разорен, любовно закрепленные иконы вырваны из стен.

Вот и сегодня: собираюсь на службу и слышу по радио новости. «По сообщению информационного агентства: Сегодня, в праздник Преображения Господня, Яблочный Спас, на улицах Ростова-на-Дону будут бесплатно раздавать яблоки. К акции привлечены сотрудники автоинспекции. Они будут специально останавливать автолюбителей, чтобы подарить им яблоки». «В этот день мы призываем всех горожан и гостей города не отказываться, если незнакомые вам люди протянут яблоко», – говорится в сообщении благотворительного фонда «Яблочный Спас», который выступил организатором акции. – Это может случиться в любой точке города, в самом неожиданном для вас месте. Это не потребует от вас никаких расходов или услуг, просто примите яблоко в дар. Порадуйтесь светлому празднику и задумайтесь – кому и чем можете помочь именно вы», – призвали в фонде.
«Раздавать яблоки, освященные в храме, будут в торгово-развлекательных центрах, ряде ресторанов, аптек, а также в салонах красоты, спортклубах, банках и на автозаправочных станциях».

Ну, после таких новостей, можно улыбнуться и спокойно отправляться в храм. Этот день, как и в прошлые годы, обещает запомниться надолго.

Сегодня:
В самом деле, для меня праздник Преображения Господня практически каждый год отмечен какими-то новыми сюрпризами судьбы.
В ушедшем 2010 году накануне Преображения я был вместе с семьей в поездке по Волге, на теплоходе (обычно август – месяц моего отпуска). Днем накануне Преображения мы причалили к Ярославлю.
Великолепные храмы, камерные, совсем не такие, как в Петербурге, но построенные и украшенные также с большой любою и тщанием.
Остается меньше часа до отплытия нашего теплохода. Мы с дочерью спешим на пристань. И тут прекрасный меленький храм 17-го века. Вокруг цветы. Заходим. Всенощное бдение. Тяжелым кадилом помахивает иеромонах, струи ароматного дыма поднимаются к куполу. Много молящихся, преимущественно старушки. Храм украшен цветами и травой. Ждем окончания полиелея и прикладываемся к золоченой крышке Евангелия.
Тихо выхожу. Старушка при входе: «Молодые люди: мало зайти на десять минут, надо остаться, помолиться. Куда бежите, ведь это храм – самое важное в жизни! Эх, бороду отрастил, а как положено прийти помолиться, не знает…»

Вечером, стоя на ночной палубе, произношу молитвы, в числе которых прославляю праздник Преображения. Праздник, преображающий души наши и наполняющий светом всю жизнь нашу.

Утром, когда от воды еще идет пар, пристаем к причалу городка Кинешма. Получасовая экскурсия по центру города – и мы в соборе. «Со страхом Божиим и верою приступите»! Сердце трепещет. Так хочется разделить радость совместного служения, но сегодня мне это недоступно.
Поднимаю фотоаппарат, чтобы сделать несколько снимков собора, но инициативная старушка препятствует: «Как вам не стыдно! Вы что же это делаете!»
Говорю: «Я не для развлечения фотографирую, я сам священник…»
Она, привлекая внимание остальных старушек, громко перебивает: «Священник, тоже мне. Не знает элементарных правил! Устроили тут, прости Господи, фотосессию

Привыкший к подобному поведению наших прихожан, тихонько ухожу, чтобы поклониться мощам святителя Василия Кинешемского. Давно знакомый с нашими церковными бабушками, я, конечно, не обижаюсь на них. И учить «чужих» бабушек-прихожанок – не мое дело. Я могу попытаться что-то объяснить, чему-то научить своих прихожанок, но свое мнение высказывать людям, окормляющимся в другом приходе, может быть, с другими, санкционированными местными священниками установками, не дерзаю.

Выхожу из храма. Уже толпятся люди с плодами. Скоро будет освящение. Прогулка по Кинешме, посещение музея. И, чтобы отпраздновать Преображение, на кинешемском рынке покупаю большой арбуз. Вечером, вкушением этого арбуза, мы отпраздновали преображенское освящение плодов. Вот такое Преображение 2010.

…Ну а через 2 месяца Господь даровал мне вообще неповторимое благословение: я посетил саму гору Преображения! Сколько впечатлений и духовных переживаний!

К слову:

Смысл Преображения Господня:
О Преображении Господа нашего Иисуса Христа: https://azbyka.org/parkhomenko/stati/o_preobragenii-all.shtml

О посещении мною Ярославля:
Ярославль: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=146

О моем посещении Кинешмы:
Кинешма: https://azbyka.org/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=102

О паломничестве на святую гору Фавор:
Фавор: Храм Преображения Господня: https://azbyka.org/forum/blog.php?tag=%CD%E0+%D4%E0%E2%EE%F0%E5&u=727

3 сентября 2009
Удивительная, необычайная радость наших дней. Обретение мощей Апостола Павла!
Гробница, где, по преданию, лежат его останки, известна с древности. На каменном саркофаге 4-го столетия надпись: «Павел апостол мученик». Но там ли его останки, ведь прошло 2 тысячи лет и столько событий?.. Рим горел, перестраивался, захватывался…
И вот папа Римский дает ученым возможность проникнуть в гробницу и исследовать ее содержимое. Трудность заключается в том, что открывать саркофаг нельзя. Любая древность от соприкосновения с воздухом превратится в пыль. И вот исследования завершены. Папа сделал официальное заявление: «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было также обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений… Кроме того, были найдены мельчайшие фрагменты костей, который были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком».
Римский престол, согласно с заключением ученых экспертов заявляет, что обретены мощи святого Апостола Павла.

…Ошеломительная новость. Но как отреагировали на нее православные… «Ничего особенного», «а что в гробнице еще могло быть», «это внутренние дела Католической Церкви»...
Я не понимаю, что вижу и что слышу…
Это не внутренние дела, это событие, имеющее огромное значение для всего христианства! И дело не в том, что найдены очередные мощи, а в том, что обретение мощей Ап. Павла – знак, весть, послание современному миру.
Миру, все более забывающему с каждым годом Бога, явился самый великий Апостол, чтобы напомнить о Господе, о вере, о Истине.
Это обретение мощей лично я воспринимаю, как то, что к нам вновь обращается божественный Павел. Он опять пытается достучаться до людей: о чем вы думаете, чем озаботились? Все человеческие чаяния, мечты сбылись – миру явилось спасение!

Сегодня:
В ушедшем году Господь сподобил меня посетить Рим и саму гробницу Апостола Павла, где обретаются его честные мощи.
Это посещение Собора Ап. Павла было связано с курьезным инцидентом, о котором я пишу в Дневнике за 2010 год:
«Оставался последний час нашего пребывания в Риме. Мы, то есть несколько десятков паломников, в автобусе. Экскурсовод говорит: «Осталось очень мало времени, поэтому мы должны сделать выбор, куда мы едем. Или в русский храм Святой Екатерины, или в собор Ап. Павла, где его мощи». Паломники задумались.
Микрофон попросила женщина, одна из наших паломниц. Она написала книгу о вилле Абамелек, на территории которой был построен несколько лет назад храм Св. Екатерины, и вот теперь она решила взять ситуацию под контроль: «Кусочек Родины, частица матушки России в Риме, храм нашей любимой святой Екатерины с ее мощами…» Паломники загудели: «Едем в храм святой Екатерины!.. »
«Дайте, – говорю, – микрофон батюшке (запрещенный клерикальный прием – пользоваться преимуществами сана:)). Братья и сестры! При чем тут частица матушки России? Да мы завтра будем в России. Вы что, никогда не видели современного православного храма? А тут собор Ап. Павла, Павла, послания которого мы читаем каждый день на Литургии, великого Павла, который формировал наше богословие, который полмира обошел и ко Христу обратил. Кстати, про мощи св. Екатерины спекулировать не будем. Ее мощи – в Египте, в монастыре у горы Синай. А здесь частица! А частицы мощей св. Екатерины есть и в Петербурге».
Народ загудел: «Едем в собор Ап. Павла!»
Микрофон взяла наша спутница – автор книги: «Братья и сестры, просто загляните в свои православные сердца. Едем мы в католическую церковь – или в нашу родную, православную, частичку нашей любимой Русской Православной Церкви?..»
«В русскую, едем в русскую, православную!» – зашумели паломники.
«При чем тут православная и католическая? – остановил я споры. – Апостол Павел жил в первом столетии, когда Церковь была едина. Он не просто один из святых, учение Апостола Павла является основанием, фундаментом нашей веры…»
«Батюшки приняли решение! – хлопнула в ладоши экскурсовод. – Едем к Апостолу Павлу».
Автобус развернулся и поехал в сторону Собора Св. Апостола Павла. Наша писательница перешла из середины автобуса и села рядом с экскурсоводом. Они начали шептаться. Я положился на волю Божию и отказался от каких бы то ни было дальнейших выступлений.
Экскурсовод объявила: «По просьбе наших паломников мы все же едем в храм Св. Екатерины».
Отец Сергий, сидевший рядом со мной, крякнул и стукнул ладонью по колену: «Католичество погубило папство, а Православие погубит бабство».

На ближайшем светофоре наш автобус развернули: шла подготовка к празднику юбилея Рима, и часть города была перекрыта.
Экскурсовод: «Таким образом, мы вынуждены ехать в Собор Апостола Павла, извините».

Май 2010
Читаю книгу одного из моих любимейших богословов, современного английского богослова Николаса Томаса Райта: «Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве».
Не могу удержаться, чтобы не сделать выписку: «Зачем нам дадут новые тела? Как думали первые христиане, новые тела нам понадобятся для того, чтобы мудро управлять новым Божьим миром. Можно забыть привычные образы о праздных людях, перебирающих струны арф. Там будет работа, которую надо делать, и она должна нам понравиться. Все умения и таланты, которые мы поставили на службу Богу в этой жизни, – а может быть, также и те интересы и склонности, от которых нам пришлось отказаться, потому что они мешали нашему призванию, – возвратятся к нам в облагороженном и обогащенном виде, чтобы мы использовали их для Его славы. Это, быть может, самый таинственный и меньше всего продуманный аспект жизни по Воскресении. Однако Новый Завет несколько раз говорит о "царствовании" Божия народа, и мы не вправе думать, что это просто пустые слова. Если Библия утверждает, что Бог замыслил обновление всей вселенной, то нам предстоит огромная работа и ответственность за новые проекты. Если воспользоваться образами первоначального творения из Книги Бытия 1 и 2, то сад надо будет поливать, а животным дать новые имена. Конечно, все это только образы, но, как любые слова о будущем, они служат лишь указателями для великой реальности – о которой большинство христиан почти или совсем не задумывается».

Или еще одну: «Похоже, небо и земля не были созданы для того, чтобы навеки разлучиться, когда дети небес будут спасены от этого порочного мира. В то же время, это не просто два разных взгляда на вещи, как думают некоторые пантеисты. Нет: они различны, эти отличия радикальны; но в то же время они созданы друг для друга, так же, как созданы друг для друга (эту мысль передает Апокалипсис) мужчина и женщина. И когда они, наконец, соединяются, это повод для радости, подобной радости свадьбы. Брак указывает на предназначение всего творения: что противоположности были созданы Богом для воссоединения, а не для соревнования; что последнее слово остается за любовью, а не за ненавистью; что Бог хочет видеть не стерильное творение, но творение, приносящее плоды».

Эту книгу надо читать и думать над ней. Большая часть книги посвящена осмыслению важнейшего пункта нашей веры – учения о воскресении мертвых.
Почему, когда я говорю об этом людям (например, в проповеди после отпевания), их лица становятся скучными? Не верят! Еще в жизнь души после смерти можно поверить, но что мы воскреснем?.. А между тем это важное утверждение нашей веры. После смерти человек лишь временно пребывает без тела. В будущем мы будем воскрешены из мертвых и обретем новые тела.
Подробно пишет об этом и Н.Т. Райт: «Первые христиане верили не просто в некую форму жизни после смерти; они практически никогда не говорили о том, что "мы умрем и попадем на небо" …если же они и говорили о посмертном пребывании на небе, они видели в такой небесной жизни временную стадию, предшествующую окончательному воскресению тела. Когда Иисус говорит разбойнику, что тот ныне же будет с ним в раю, этот рай не является местом их окончательного предназначения, как это ясно показывает следующая глава Луки. Скорее, рай – это прекрасный сад, где верный может отдохнуть до воскресения. Когда Иисус говорит, что в доме его Отца много обителей, он использует слово mone, которое указывает на временное пристанище. Когда Павел говорит, что он желал бы уйти и быть со Христом, ибо это гораздо лучше, он и в самом деле думает о блаженной жизни с Господом сразу после смерти, но это только прелюдия к воскресению. …Нужно сказать, что первые христиане строго придерживались идеи двухэтапной будущей жизни: сначала смерть и то, что начинается непосредственно после нее; потом же новое телесное существование в заново воссозданном мире».

Сегодня:
Читаю неделю назад в церковных новостях письмо священника, который признается в своем… неверии. Ой-ой-ой! Тут как раз имя Н.Т. Райта:

«…Был нокаутирован западными библеистами. Роковую роль сыграла книга Т. Райта "Иисус и победа Бога" (хотя Райт, надо сказать, очень аккуратен в высказываниях, все-таки епископ). Книга так себе, автор тоже не понравился (…шесть сотен страниц), дело не в этом, просто это первый труд по библеистике, который я прочитал. После прочтения неделю ходил ни живой, ни мертвый.
Дело в том, что я ну ооочень сильно любил догматическое богословие, и видел в нем основу основ всякого христианского богословия (собственно, оно так и есть, если богословие = схоластика). Я был 100 % убежден, что малейшее искажение доктрины неизбежно приводит к ужасным результатам, к отпадению от Христа, от Церкви.
И тут на тебе, получи в пах: Иисус не Бог (в классических категориях сущностей и ипостасей). И, черт побери, автор-то убедителен! Это был просто колоссальный слом, все рухнуло, все, абсолютно! Ибо в основе моего мировоззрения лежал краеугольный камень божественности Иисуса. Всякие попытки как-то реконструировать систему, уместить в нее новое знание приводили к немедленной реально ощутимой физической головной боли. Я думал, сойду с ума, честно, боялся сильно...
Но время лечит и не такое. Успокоившись, понял, что обратного пути нет, и догматику я уже вряд ли когда буду воспринимать всерьез. Убедился на собственном примере, что она не имеет под собой жестких оснований. Красивый, стройный карточный домик, рухнувший от дуновения реальности.
Внутренне расцерковился полностью, внешне не могу себе этого позволить. И, что самое главное, я рад, что все именно так и произошло. Я начал жить "не оглядываясь", почувствовал свободу в полноте, свободу мыслить, свободу познавать, свободу ставить под сомнение. …Супруга знает в общих чертах, я от нее не скрываю происходящего со мной, но тонкости же ей понять просто не под силу, да и не к чему. Она стала церковной под моим влиянием (незадолго до свадьбы), т.е. не своим ножками пришла в РПЦ, но вроде была не против, точнее стала вполне-таки порядочной православной христианкой. Когда же у меня началось расцерковление, оно неизбежно коснулось и ее. Она даже сама как-то с огорчением призналась, что у нее, судя по всему, своих убеждений и не было, раз она так легко поддалась процессам моего расцерковления. Зато вы бы видели, с какой радостью она запрыгнула в свои любимые джинсы :) И с каким удовольствием я смотрел на этот процесс )))
В сане 5 лет.
Да я и сам не могу отделаться от мысли, что обман-таки есть)) Но я не вижу возможности реально пагубных последствий этого обмана. У меня не возникает проблем с произношением различного рода ключевых возгласов и молитв на службе. Я просто в них не вкладываю совершенно ничего личного, к примеру, исповедание того, что в чаше реально присутствует Христос, произносится более от лица собравшихся на причастие, нежели от лица священника. Это пример увиливания, если внутри есть некий конфликт. Приемом же этим я уже не пользуюсь (переболел), просто прочитываю установленное исповедание громко вслух и принимаю к Чаше. И при этом уже не чувствую дискомфорта (со стороны, судя по всему, я выгляжу как подлец и циник, ну уж простите))), был дискомфорт (такой, что не служил больше месяца, затем менял тайные молитвы под себя, даже часть возгласов "корректировал"), да вышел весь с доктринальностью как таковой...

Я не пощусь 280 дней в году, я вообще не пощусь, не вижу в этом смысла. Я вступаю в половую связь тогда, когда хочу (естественно, с учетом того, что и жена хочет). Утром перед службой я выпиваю горячий кофе с молоком (только после этого становлюсь похожим на человека). И еще делаю много "неправославных" вещей. При этом я точно не обманываю себя. Если и обманываю, то тех, кто глядя на меня (при этом, не зная меня более-менее близко лично) делает вывод, что я априори живу по всем писаным и неписаным церковным правилам, исходя из того, что я в рясе. Очень редко приходится лукавить про пост, к примеру, да и то скорее, чтобы не соблазнить слабых (как писал ап. Павел). Совершенно не скрываю (но и не афиширую) того, что не воздерживаюсь в семейной жизни (чего и всем желаю), что пью много пива и играю в КС. Так что обманутых в итоге не много, и обманываются они обычно сами. Я уже писал, что меня многие прихожане (из других храмов) сторонятся как прокаженного :) Это как раз реакция на не скрываемый мной образ жизни.


…Отец Сергий, наш диакон, так лаконично прокомментировал письмо анонимного батюшки: «Весеннее обострение».
На самом деле, как может повредить вере книга умного библеиста? Сам неверующий священник дает подсказку: просто это первый труд по библеистике, который я прочитал. После прочтения неделю ходил ни живой, ни мертвый.
Как же так, облекли высоким и священным саном человека, который вообще не имеет никакого богословского образования??? В любом духовном училище самого провинциального городка и то приобщают человека к азам богословия и библеистики. А тут – абсолютная умственная стерильность, которая и привела человека к отпадению от веры…
Апостол Павел предупреждал: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1тим. 5, 22).
Недаром Святейший Патриарх Кирилл исключил рукоположение в священный сан людей, не получивших богословского образования.

Многое в письме анонимного неверующего священника симптоматично:
Зато вы бы видели, с какой радостью (жена) запрыгнула в свои любимые джинсы :) И с каким удовольствием я смотрел на этот процесс)))
Так что, этот батюшка, увлекшись православием, свою жену лишил джинсов?.. Немудрено, что из непонятного и абсурдного консерватизма она «запрыгнула» обратно, «в свои любимые джинсы».

Я не пощусь 280 дней в году, я вообще не пощусь, не вижу в этом смысла. Я вступаю в половую связь тогда, когда хочу (естественно, с учетом того, что и жена хочет). Утром перед службой я выпиваю горячий кофе с молоком (только после этого становлюсь похожим на человека). И еще делаю много "неправославных" вещей.

Бедный человек. И… нечестный. Раз профнепригоден – уйди, поступи порядочно. В тебе люди хотят видеть идеал, хотя бы настоящего верующего, а ты, получая деньги от своего служения, пользуясь любовью и доверием людей, обманываешь их… Такой образ жизни называют паразитическим.
Перейти к следующей записи Дневник священника
Перейти к предыдущей записи Из дневника священника

Комментарии

Отец Константин, а не может быть так, что разуверовавшийся священник - вовсе и не священник? Мало ли людей, желающих опорочить православие?!...
Это как в 99% рассказах новообращённых мусульман или Иеговистов фигурирует история о том, какие они раньше были примерные православные и как они разочаровались и только их новое учение дало им большущее счастье.))))
 
Я соглашусь с Кириллом. Похоже на провокацию. Если ему наплевать, то зачем он это письмо пишет? Чтобы задеть? Тогда это больной человек.
 
Расцерковление -это популярная тема наших дней. Но смысл разный извлекают из нее, кто-то перестает узко увлекаться церковной субкультурой и находит Христа, полноту жизни с Богом, а кто-то заходит в тупик. Перегибы были и раньше, например, книга конца 19, начала 20 века "Архирей", автор иеромонах Тихон, рассказывает об угасании веры, особенно если основа веры не на то была положена... Жалко, если человек пытается свое "кризисное состояние" представлять другим как нормальное обновление.
 
Этому батюшке хорошо бы послушать Вашу Пасхальную проповедь. Может, ему стало бы понятнее, что имел в виду ученый, говоря об ожидании души и воскресении Христа. И вообще, не справился, тяжело тебе нести свое служение, - уходи.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.300
Комментарии
4
Последнее обновление
Сверху