Дивный Афон: Иверский монастырь 1
Невозможно описать то «количество» святынь, которому мы были очевидцами в дни нашего паломничества на Афон. Ковчеги с мощами известнейших подвижников, чудотворные иконы, о которых прежде мы читали только в книгах...
Одним из самых потрясающих духовных впечатлений было поклонение чудотворной Иверской иконе в ее обители.
Старенький монах, назначенный на послушание принимать паломников, проведя нас в храм, встал за нашими спинами, внимательно оберегая святыню от какого-нибудь неблагоговейного поступка. Мы бы пали пред Богоматерью на колени, но сейчас Пасхальный период и коленопреклонения запрещены. Мы замерли от восхищения и благоговения. Икона казалась живой, ты предстоял как бы перед Самой Богоматерью.
Через несколько минут, когда мы мысленно высказали Богоматери, что было на душе, мы попросили разрешения пропеть песнопения. Мы спели «Христос Воскресе» и «Царица моя Преблагая».
После этого монах показал, что нужно уходить. Я попросил разрешения сделать снимок. «Нет. Это строго запрещено».
Я говорил, что хочу показать эту святыню многим людям, но тот качал головой: «Это благословение: никакого фото». Мои просьбы были уже бестактными, но я, мысленно помолившись, твердо сказал: «Одна фотография, только одна фотография».
Монах дрогнул. «Хорошо. Только одна».
И я сделал эту фотографию.
Итак, мы в Иверском монастыре, как он называется на Афоне, в Ивероне.
Монастырь этот посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и был основан он тысячу лет назад, в конце десятого века на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Лавра, по-видимому, стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном монолите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов.
Первоначально монастырь был грузинским, но уже в 14-м веке он, указом патриарха был передан грекам. На притяжении веков Иверон (от «Иверия»– древнего названия Восточной Грузии) сильно страдал от набегов пиратов, арабов. Он несколько раз переживал периоды как своего подъема, так и уничижения. В последний раз монастырь восстанавливали в 1865 году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище.
Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине одиннадцатого века. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, является великий византийский иконописец Феофан Критский. В соборе есть шестнадцать небольших часовен, в которых хранятся потрясающие по своей духовной значимости святыни. Это мощи Апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и прочих святых. В древней стеклянной ампуле, единственной в мире, хранится высохшая кровь Апостола Петра, собранная христианами во время мученической кончины Первоверховного Апостола.
Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна Предтечи и Богоматери «Вратарница». В последней пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще «Иверская»).
А теперь – несколько слов об иконе. Это та самая оригинальная чудотворная икона, которая послужила прототипом великого множества иных чудотворных Иверских икон.
В 9-м веке, во время торжества иконоборцев, когда святые иконы уничтожались, некая женщина, не желая отдать икону на поругание, пустила ее по волнам моря. Что происходило с иконой двести лет, неизвестно, но в 11-м веке монахи Иверона увидели в море икону, как бы парящую над волнами. Ее поддерживал огненный столб. Один из старцев монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, получил во сне откровение принести икону. Он пошел по воде и принес икону в монастырь.
При вступлении старца с иконой на берег из земли забил ключ чистой воды, что было воспринято как благословение от Богоматери. Источник этот существует и поныне.
Принесенную икону поместили в храме, но утром она была обнаружена висящей над вратами обители. Икону вернули в храм, но утром, она опять была над вратами.
На этом месте икону и оставили, назвав Вратарницей, или Привратницей. Этим самым Богоматерь дала знак, что она берет монастырь под Свое покровительство. И действительно, несмотря на все испытания, жизнь в монастыре не прекращалась за эту тысячу лет ни на один день.
Впоследствии для иконы, чтобы уберечь ее от похищения, от осквернения, построили отдельный храм рядом со входом в монастырь. Там она находится и поныне.
Мне очень нравится этот снимок.
Я стою у воды, спиной к Иверскому монастырю. Впереди – волны моря, которое когда-то принесло сюда чудотворную икону Божией Матери.
Вдоль по берегу – древние монастырские постройки. Спокойствие и благодать.
Впрочем, повернемся теперь к Иверской обители и пойдем туда.
На фото – стена монастыря с келиями монахов наверху.
Какие-то хозяйственные постройки монастыря... Везде, обратите внимание, в Афонских монастырях изумительный порядок.
И вот мы в самом монастыре. Он уютен и приветлив. Здесь можно посидеть на скамейке, и тебя угостят традиционным афонским лакомством: узо, лукумом, кофе. Можно помолиться в одном из множества храмов и часовен.
Но мы первым делом идем поклониться Иверской Богоматери.
Мы в притворе храма, построенного для великой иконы. В этом притворе сидит смотритель, совершаются службы. Здесь можно о чем-то поговорить. В самом храме, рядом с Иконой, разговаривать нельзя. Там можно только благоговейно предстоять и молиться.
Вот тот самый единственный снимок Чудотворной Иверской иконы, который мне разрешил сделать монах-привратник.
Невозможно описать то «количество» святынь, которому мы были очевидцами в дни нашего паломничества на Афон. Ковчеги с мощами известнейших подвижников, чудотворные иконы, о которых прежде мы читали только в книгах...
Одним из самых потрясающих духовных впечатлений было поклонение чудотворной Иверской иконе в ее обители.
Старенький монах, назначенный на послушание принимать паломников, проведя нас в храм, встал за нашими спинами, внимательно оберегая святыню от какого-нибудь неблагоговейного поступка. Мы бы пали пред Богоматерью на колени, но сейчас Пасхальный период и коленопреклонения запрещены. Мы замерли от восхищения и благоговения. Икона казалась живой, ты предстоял как бы перед Самой Богоматерью.
Через несколько минут, когда мы мысленно высказали Богоматери, что было на душе, мы попросили разрешения пропеть песнопения. Мы спели «Христос Воскресе» и «Царица моя Преблагая».
После этого монах показал, что нужно уходить. Я попросил разрешения сделать снимок. «Нет. Это строго запрещено».
Я говорил, что хочу показать эту святыню многим людям, но тот качал головой: «Это благословение: никакого фото». Мои просьбы были уже бестактными, но я, мысленно помолившись, твердо сказал: «Одна фотография, только одна фотография».
Монах дрогнул. «Хорошо. Только одна».
И я сделал эту фотографию.
Итак, мы в Иверском монастыре, как он называется на Афоне, в Ивероне.
Монастырь этот посвящен Успению Пресвятой Богородицы, и был основан он тысячу лет назад, в конце десятого века на месте древней лавры, называвшейся Клементос. Лавра, по-видимому, стояла на месте какой-то очень древней культовой постройки, так как алтарная часть храма покоится на каменном монолите, какие в дохристианские времена клали в основание языческих храмов.
Первоначально монастырь был грузинским, но уже в 14-м веке он, указом патриарха был передан грекам. На притяжении веков Иверон (от «Иверия»– древнего названия Восточной Грузии) сильно страдал от набегов пиратов, арабов. Он несколько раз переживал периоды как своего подъема, так и уничижения. В последний раз монастырь восстанавливали в 1865 году, когда после пожара от него осталось лишь пепелище.
Собор Иверского монастыря, посвященный Успению Божией Матери, был построен в первой половине одиннадцатого века. Он примечателен своим великолепным мраморным полом и богатой резьбой иконостаса с иконами Христа и Божией Матери, автором которых, является великий византийский иконописец Феофан Критский. В соборе есть шестнадцать небольших часовен, в которых хранятся потрясающие по своей духовной значимости святыни. Это мощи Апостолов Петра, Луки и Варфоломея, святителей Афанасия Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и прочих святых. В древней стеклянной ампуле, единственной в мире, хранится высохшая кровь Апостола Петра, собранная христианами во время мученической кончины Первоверховного Апостола.
Во дворе монастыря стоят часовни святого Иоанна Предтечи и Богоматери «Вратарница». В последней пребывает одноименная чудотворная икона (называемая еще «Иверская»).
А теперь – несколько слов об иконе. Это та самая оригинальная чудотворная икона, которая послужила прототипом великого множества иных чудотворных Иверских икон.
В 9-м веке, во время торжества иконоборцев, когда святые иконы уничтожались, некая женщина, не желая отдать икону на поругание, пустила ее по волнам моря. Что происходило с иконой двести лет, неизвестно, но в 11-м веке монахи Иверона увидели в море икону, как бы парящую над волнами. Ее поддерживал огненный столб. Один из старцев монастыря, преподобный Гавриил Святогорец, получил во сне откровение принести икону. Он пошел по воде и принес икону в монастырь.
При вступлении старца с иконой на берег из земли забил ключ чистой воды, что было воспринято как благословение от Богоматери. Источник этот существует и поныне.
Принесенную икону поместили в храме, но утром она была обнаружена висящей над вратами обители. Икону вернули в храм, но утром, она опять была над вратами.
На этом месте икону и оставили, назвав Вратарницей, или Привратницей. Этим самым Богоматерь дала знак, что она берет монастырь под Свое покровительство. И действительно, несмотря на все испытания, жизнь в монастыре не прекращалась за эту тысячу лет ни на один день.
Впоследствии для иконы, чтобы уберечь ее от похищения, от осквернения, построили отдельный храм рядом со входом в монастырь. Там она находится и поныне.
Мне очень нравится этот снимок.
Я стою у воды, спиной к Иверскому монастырю. Впереди – волны моря, которое когда-то принесло сюда чудотворную икону Божией Матери.
Вдоль по берегу – древние монастырские постройки. Спокойствие и благодать.
Впрочем, повернемся теперь к Иверской обители и пойдем туда.
На фото – стена монастыря с келиями монахов наверху.
Какие-то хозяйственные постройки монастыря... Везде, обратите внимание, в Афонских монастырях изумительный порядок.
И вот мы в самом монастыре. Он уютен и приветлив. Здесь можно посидеть на скамейке, и тебя угостят традиционным афонским лакомством: узо, лукумом, кофе. Можно помолиться в одном из множества храмов и часовен.
Но мы первым делом идем поклониться Иверской Богоматери.
Мы в притворе храма, построенного для великой иконы. В этом притворе сидит смотритель, совершаются службы. Здесь можно о чем-то поговорить. В самом храме, рядом с Иконой, разговаривать нельзя. Там можно только благоговейно предстоять и молиться.
Вот тот самый единственный снимок Чудотворной Иверской иконы, который мне разрешил сделать монах-привратник.