Дивный Афон: Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь 3
Мы заканчиваем очерк, посвященный русскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю на Афоне.
Утром, после Литургии, завтрака, мы имели возможность приложиться к великим святыням, которые для нас открыли.
Среди великих святыню - глава св. великомученика Пантелеимона.
Наступила ночь.
Нас предупреждали, что электричество вечером выключается. Так и произошло.
В каждой комнате на письменном столе стоит маленькая масляная лампа.
Делаю кое-какие записи в путевой дневничок при свете этой лампы.
Темно и в коридорах. Единственный свет – от лампады перед иконой и от лампадного фонарика под потолком.
Поздний вечер, полчаса до полуночи. Абсолютная темнота.
Из храма возвращаются паломники с фонариками в руках.
Длинная выдержка фотоаппарата (8 секунд) превратила их шествие в ручеек света.
Несколько часов отдохнуть – и в половине четвертого утра мы опять в храме.
Никакого света, кроме мерцания редких лампад. Перед храмом кладу фотоаппарат на землю и делаю этот снимок с 30-секундной выдержкой.
Освещенный желтым светом – вход в храм.
В храме за богослужением. Пение монахов чрезвычайно энергетично и осмысленно. Здесь понятно каждое слово, и ты знаешь, что поют не равнодушные люди, работающие за зарплату, как часто певцы в наших храмах, но люди, которые отказались от мира ради любви к Богу.
Утро, и мы выходим из церкви. Все залито солнцем. Я делаю снимок с той же самой точки, с которой снимал ночью, перед службой. Вот так выглядит это место.
А так выглядит солнечным днем храм.
Справа – известная икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона.
Подойдем к ней поближе.
Еще один общий вид на главный вход монастыря.
Я у особого здания – костехранилища. Здесь хранятся останки монахов, подвизавшихся в обители за все время ее существования.
По обычаю, погребенного на Афоне не оставляют в земле, но через несколько лет могилу вскрывают. Там должны остаться одни кости, что является знаком от Бога, что жизнь этого человека была подвижнической.
Такой обычай характерен именно для Афона, в связи с тем, что здесь достаточно мало земли и вообще территории. В иные эпохи на Афоне проживало до 40 тысяч монахов. Можно представить, сколько места потребовалось бы для их погребения.
Обретенные кости омывают, отирают елеем и складывают: отдельно черепа, отдельно иные кости.
Перед входом в костехранилище – трогательные нравоучительные картины и поучения.
При желании можно увеличить фотографию и прочитать стихотворение – завещание некоего инока собратьям.
В костехранилище целые комнаты заполнены черепами монахов. Тут монахи всех тех времен, в какие существовал монастырь.
На лбу каждого черепа – имя, сан и дата смерти.
Окно в костехранилище открыто. Это сделано специально, чтобы каждый мог прикоснуться к тайне жизни и смерти и лишний раз поразмышлять над бренностью нашего бытия.
Современные могилы.
Я уже сказал, что по традиции могилу монаха раскапывают через несколько лет после захоронения. Если монах истлел и от него остались лишь кости, их омывают и складывают в специальном помещении. Если останки не истлели, монаха зарывают в землю и молятся о нем. Считается, что Бог не принимает этого монаха, есть у него непрощенные грехи.
Затем могилу опять открывают и смотрят на состояние останков. Если останки в безобразном состоянии, их вывозят в море и бросают в волны. Считается, что такой человек не соответствовал тому образу жизни, который приличесчтвует святогорскому монаху.
Но тут можно прочитать на могильных крестах дату даже десятилетней давности. Почему этих монахов не вырыли, по обычаю, спустя несколько лет после их смерти, почему они еще лежат в могиле?
Я спросил одного монаха, и тот ответил вот что: в последнее время ряд монахов умерли от онкологических заболеваний. Перед смертью они лечились, проходили химиотерапию. И вот, оказывается, тело, подверженное интенсивной лекарственной терапии, плохо истлевает. Поэтому, пока место на кладбище есть, эти могилы не трогают. Но спустя несколько лет их все равно раскроют, и в этих могилах будет погребены другие иноки.
Несколько интересных аудиозаписей.
Это монах, который ходит по коридорам, звонит в колокольчик и произносит молитву, призывая всех на службу. Такого монаха с древности называли «будильник», откуда, кстати, происходит и известное наше слово «будильник».
И некоторые фрагменты Божественной литургии, за которой мы молились.
Первая часть: начало Литургии и до момента чтения Евангелия;
Вторая часть: Херувимская песнь и Евхаристический канон (Милость мира).
Посмотреть вложение Будильник на службу. Афоне.mp3
Посмотреть вложение Часть 1 Свято-Пантелеимоновский монастырь Литургия.mp3
Посмотреть вложение часть 2 Свято-Пантелеимоновский монастырь. Литургия.mp3
Мы заканчиваем очерк, посвященный русскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю на Афоне.
Утром, после Литургии, завтрака, мы имели возможность приложиться к великим святыням, которые для нас открыли.
Среди великих святыню - глава св. великомученика Пантелеимона.
Наступила ночь.
Нас предупреждали, что электричество вечером выключается. Так и произошло.
В каждой комнате на письменном столе стоит маленькая масляная лампа.
Делаю кое-какие записи в путевой дневничок при свете этой лампы.
Темно и в коридорах. Единственный свет – от лампады перед иконой и от лампадного фонарика под потолком.
Поздний вечер, полчаса до полуночи. Абсолютная темнота.
Из храма возвращаются паломники с фонариками в руках.
Длинная выдержка фотоаппарата (8 секунд) превратила их шествие в ручеек света.
Несколько часов отдохнуть – и в половине четвертого утра мы опять в храме.
Никакого света, кроме мерцания редких лампад. Перед храмом кладу фотоаппарат на землю и делаю этот снимок с 30-секундной выдержкой.
Освещенный желтым светом – вход в храм.
В храме за богослужением. Пение монахов чрезвычайно энергетично и осмысленно. Здесь понятно каждое слово, и ты знаешь, что поют не равнодушные люди, работающие за зарплату, как часто певцы в наших храмах, но люди, которые отказались от мира ради любви к Богу.
Утро, и мы выходим из церкви. Все залито солнцем. Я делаю снимок с той же самой точки, с которой снимал ночью, перед службой. Вот так выглядит это место.
А так выглядит солнечным днем храм.
Справа – известная икона Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона.
Подойдем к ней поближе.
Еще один общий вид на главный вход монастыря.
Я у особого здания – костехранилища. Здесь хранятся останки монахов, подвизавшихся в обители за все время ее существования.
По обычаю, погребенного на Афоне не оставляют в земле, но через несколько лет могилу вскрывают. Там должны остаться одни кости, что является знаком от Бога, что жизнь этого человека была подвижнической.
Такой обычай характерен именно для Афона, в связи с тем, что здесь достаточно мало земли и вообще территории. В иные эпохи на Афоне проживало до 40 тысяч монахов. Можно представить, сколько места потребовалось бы для их погребения.
Обретенные кости омывают, отирают елеем и складывают: отдельно черепа, отдельно иные кости.
Перед входом в костехранилище – трогательные нравоучительные картины и поучения.
При желании можно увеличить фотографию и прочитать стихотворение – завещание некоего инока собратьям.
В костехранилище целые комнаты заполнены черепами монахов. Тут монахи всех тех времен, в какие существовал монастырь.
На лбу каждого черепа – имя, сан и дата смерти.
Окно в костехранилище открыто. Это сделано специально, чтобы каждый мог прикоснуться к тайне жизни и смерти и лишний раз поразмышлять над бренностью нашего бытия.
Современные могилы.
Я уже сказал, что по традиции могилу монаха раскапывают через несколько лет после захоронения. Если монах истлел и от него остались лишь кости, их омывают и складывают в специальном помещении. Если останки не истлели, монаха зарывают в землю и молятся о нем. Считается, что Бог не принимает этого монаха, есть у него непрощенные грехи.
Затем могилу опять открывают и смотрят на состояние останков. Если останки в безобразном состоянии, их вывозят в море и бросают в волны. Считается, что такой человек не соответствовал тому образу жизни, который приличесчтвует святогорскому монаху.
Но тут можно прочитать на могильных крестах дату даже десятилетней давности. Почему этих монахов не вырыли, по обычаю, спустя несколько лет после их смерти, почему они еще лежат в могиле?
Я спросил одного монаха, и тот ответил вот что: в последнее время ряд монахов умерли от онкологических заболеваний. Перед смертью они лечились, проходили химиотерапию. И вот, оказывается, тело, подверженное интенсивной лекарственной терапии, плохо истлевает. Поэтому, пока место на кладбище есть, эти могилы не трогают. Но спустя несколько лет их все равно раскроют, и в этих могилах будет погребены другие иноки.
Несколько интересных аудиозаписей.
Это монах, который ходит по коридорам, звонит в колокольчик и произносит молитву, призывая всех на службу. Такого монаха с древности называли «будильник», откуда, кстати, происходит и известное наше слово «будильник».
И некоторые фрагменты Божественной литургии, за которой мы молились.
Первая часть: начало Литургии и до момента чтения Евангелия;
Вторая часть: Херувимская песнь и Евхаристический канон (Милость мира).
Посмотреть вложение Будильник на службу. Афоне.mp3
Посмотреть вложение Часть 1 Свято-Пантелеимоновский монастырь Литургия.mp3
Посмотреть вложение часть 2 Свято-Пантелеимоновский монастырь. Литургия.mp3