Этот вопрос легче задать, нежели понять.
Древнегреческое слово «ипостась» – «ὑπόστασις» имело, прежде всего, смысловое значение физического плана: подставка, осадок, нечто находящееся снизу, под-стоящее. Могло оно означать также причину, основание для рассуждений, опору мысли или осуществление замысла.
В Св. Писании термин «ὑπόστασις» применяется в основном не в богословском контексте, передавая такие значения, как «состав» человека, его «устроение» или «происхождение»
Термин «ипостась» у свт.
Афанасия Александрийского чаще всего является синонимом «сущности», или «существования».
По мысли
В. Н. Лосского, «гениальность» отцов-каппадокийцев состояла в том, что они воспользовались фактически синонимами, «чтобы различать в Боге то, что является общим – οὐσία – субстанция или сущность, и
то, что является частным – ипостась или лицо»
Ипостась - это самостоятельное или единичное бытие, синонимичное понятиям лицо и индивид.
Хорошо, попробую написать мои некоторые размышления, не рассуждения (я несколько побаиваюсь этого слова, поскольку оно от "суждение", а словарное "суждения" - форма мышления, в которой что-либо
утверждается или
отрицается о …, я не утверждаю и не отрицаю, а не более чем размышляю) по поводу смысла слова "ипостась", и пытаюсь сформулировать вопрос/задачу – смысл слова "ипостась"(?).
И так:
1 – слово "ипостась" есть не более чем фонетическая калька с греческого;
2 - употребление слова ипостась в источниках степень доверия к которым максимальна:
- Евр.11:1
ἔστιν δὲ πίστις ἐλπιζομένων
ὑπόστασις πραγμάτων ἔλεγχος οὐ βλεπομένων. (Вера же есть осуществление (ὑπόστασις) ожидаемого и уверенность в невидимом» (
Евр.11:1))).
- Евр 1:3
Сей, будучи сияние славы и образ
ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
- прп.
Максим Исповедник, Opuscula 16 (PG 91, 205AB)
"тот факт, что [природа] не безыпостасна, не делает ее саму ипостасью, а лишь воипостазированной, так что ее не следует воспринимать лишь мысленно, как привходящее, но нужно усматривать как реально [существующий] вид. И точно так же, тот факт, что [ипостась] не бессущностна, еще не делает ее саму сущностью, но показывает ее как восуществленную, дабы она познавалась не как просто особенное, но как подлинно [существующая] вместе с тем, в чем это особенное [находится]."
- прп
Максим Исповедник, 1304D (Амбигва 41)
"На слова "Природы обновляются и Бог становится человеком"
Святые, усвоившие через своих предшественников многие божественные тайны, доставшиеся им по преемству от спутников и служителей Слова, получивших непосредственно от Него наставление в знании сущего, говорят, что ипостась всех возникших вещей была поделена пятью делениями."
- преп.
Максим Исповедник "Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия" (1, 9)
"Бог дарует благочестивым людям исповедание и веру в то, что Он подлинно есть, и [подобная вера] доступнее всякого доказательства. Ибо вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей, превышающих ум и разум"
- прп
Максим Исповедник, Амбигва 7 (1081A).
"В Боге неподвижно водружены (πεπήγασι) логосы всего, сообразно каковым Он знает все прежде его становления (γενέσεως)... даже если все это... приводится в бытие не разом со своими логосами (ούχ άμα τοΐς έαυτών λόγοις) или со знанием Бога о нем, но каждое по Премудрости Создателя в приличествующий для него срок должным образом создается (δημιουργούμενα) сообразно своим логосам, и
принимает отдельное бытие (καθ’ έαυτά είναι) в действительности (τή ένεργείςι)41. Ибо Бог есть Создатель вечно и действительно (άεί κατ’ ένέργειάν), тварные же [в Боге] суть в возможности (δυνάμει), но еще не в действительности (ένεργείςι)»
41 Отдельное бытие — это бытие отдельной ипостаси. Ср. : "[Видовая] природа обладает общим логосом бытия (τόν τού είναι λόγον κοινόν), а ипостась — и [логосом] отдельного бытия (τύν τοΰ καθ’ έαυτό είναι)" {Maximus Confessor. Opuscula 23 (PG 91, 264AB).
- Макарий Египетский говорит об "ипостаси души", которую всю облекает грехом "князь лукавый" (Hom. 2. 1 // PG. 34. Col. 464B).
- И конечно – Символ Веры.
Как я понимаю должен быть смысл слова "ипостась" (=…. ….) который можно подставить в любую цитату и получится осмысленное словосочетание/предложение/тезис/определение/... Т.е. должно быть смысловое определение слова "ипостась", которое можно вставить в любую цитату. Иначе, как пишет прп Максим в одном из писем – человек непонимающий смысла произносимых/написанных слов подобен попугаю.
И так:
Ипостась это - …. ….. (?)
Есть какие-нибудь возможные варианты?
PS
"Знание предполагает связность понятий в уме и способность их правильно употреблять."