"Восточное Филиокве " как Сильный Ответ Католическому Филиокве

Petropolis
Крещён в Православии
Уважаемые Братья и Сестры

Хотел Бы затронуть одну тему, Любой кто добросовестно начнёт изучать труды Святых Отцов столкнётся с двумя непониманием.

Первое почти у Каждого Отца Церкви, труды которые приняты пятым Вселенским Собором и считаются правильными найдет в их трудах выражение «о временном посольстве» Святого Духа от Отца через Сына в наш мир и к нам.


Но в тоже время, если он перевернёт буквально на следующие страницу этих же Святых Отцов Церкви столкнётся с двумя непониманием.


1.Вы можете прочитать тем или иным образом о превечной связи Святого Духа с Отцом «через» Сына, исхождение Святого Духа "через" Сына( а не только посольство Святого Духа В наш мир )

2. Он всегда увидеть, что как правило Святые( не все конечно-но многие) пытались терминологически разграничить это «посредничество» Сына , если от Отца они называли -Исхождение , то от через Сына Святые Отцы как правило использовали слова- приемлить , проходить , Западные Отцы по латински писали так от Отца Дух исходить преимущественно – principaliter, то от Сына просто – procedit- первый в переводе термин Исходит, второй переводиться с Латинского –протекает, проходить

И тогда возникнет вопрос почему они всегда использовали другой термин в процессе «посредничества через Сына» выражая другими словами –протекает , проходить , происходить , сияет , приемлить итп итд, в отличие от Слова Исходить от Отца

И самое Главное Все Святые подчеркиваю Одно начало Святого Духа ( что Западные что Восточные- даже те Святые Отцы которые писали о предвечном исхождении Святого Дух от Отца при «посредничестве» Сына)

Бл Августин пишет так: про Святой Дух "…В самом деле, Он не обязан тем, что Он есть, никому, кроме Отца, из Которого все ..."-Западный Отец, Эту цитату любить цитировать Отец Михаил Приазовский

Иоанн Дамаскин «И о Святом Духе говорим, что Он от Отца и называем Его Духом Отца, но не говорим, что Дух и от Сына, а называем Его Духом Сына»-Восточный Отец.

Этот Вопрос поднимался и в Современной РПЦ как трактовать эту часть Святотеческого предания

Тогда Возникает вопрос , как это соединить две концепция . Современная Позиция РПЦ говорить- Где Святые Отцы говорят о временном посольстве Святого Духа от Отца через Сына Признаем.

А когда их Спрашиваешь, а когда Святые Отцы говорили о предвечном «посредничестве» Сына через Отца это как трактовать –Официальная позиция РПЦ- и как Страно не ДОГМАТ – Святой Дух , исходить от Отца , а через Сына –они(Святые Отцы) подразумевало «энергию Святого Духа его Благодать» -то есть вечно Святой Дух(Природой, Сущностью ) идёт по одному каналу , а его Благодать (Энергия) отдельно по другому каналу.



Вот например статья из Православного Журнала- Если историческая роль filioque представляется достаточно ясной, то его богословская оценка затрудняется тем, что некоторые восточные отцы, в частности, св. Максим Исповедник, чьи слова были приведены выше, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский и св. Григорий Богослов, а также св.Иоанн Дамаскин допускали выражения, предполагавшие исхождение Св.Духа от Отца чрез Сына. Например, св. Иоанн Дамаскин писал “Бог … всегда был Отцом, имея из Себя Самого Свое Слово и чрез Свое Слово исходящего из Него Своего Духа”. В “Определении православия … патриарха Тарасия”, одобренном VII Вселенским Собором и папой Адрианом, говорится: “Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия … и в Духа Святаго, Господа животворящего, от Отца чрез Сына исходящего”.
Догматический смысл формулировки “чрез Сына” состоит в том, что такого рода исхождение Св. Духа “от Отца чрез Сына” отличается по своей природе от Его вневременного исхождения “от Отца”, в котором Он обретает Свое троическое бытие. Исхождение от Отца есть исхождение от Первопричины в пределах Св. Троицы, тогда как исхождение “чрез Сына” понимается православным богословием как “энергийное сияние”, исхождение Св. Духа из пределов Св. Троицы для благодатного освящения мира.

http://www.pravmir.ru/uchenie-rimo-...-duxa-ne-tolko-ot-otca-no-i-ot-syna-filioque/

То есть Вот и Пока официальный ответ это «Энергийное Сияние» Святого Духа.



Но такая трактовка вызывает непонимание не только у Католиков , но и у части Православный – ведь они прямо читают про Святой Дух , а не про его «энергию» . Лично знаю одного Дьякона РПЦ который верит в католическое филиокве (а сам работаетв РПЦ и считает что РПЦ ошибается в этом вопросе).


И Католики в Качестве Пропаганды своих убеждений используют эти работы Святых Отцов


Тогда Вопрос , Может Католики правы? , и нам надо бежать Срочно вносить изменение в Символ Веры – писать или от Отца и Сына или или еще как ?.

Нет Вы тоже НЕ будете правы с таким утверждение, в Символе Вери НЕ ЧЕГО НЕ

СТОИТЬ МЕНЯТЬ там Выражена Абсолютная ИСТИНА – Святой Дух от Отца исходить и точка.


А ответ дал Влахернского Собора 1285 г Православной Церкви .

Чтобы понять разницу Приведу сначала Католическую трактовку Филиокве из Ферраро Флорентийского Собора «“мы определяем, что всем христианам надлежит веровать, принять и исповедывать следующую истину веры: что Святый Дух соприсносущен Отцу и Сыну и имеет Свое бытие и Свое существо вместе от Отца и Сына, и что Он происходит вечно от Обоих, как отводного Начала и от одного Изводителя. Мы объявляем, что выражения Учителей и Отцев, утверждающих, что Дух Святый происходит от Отца чрез Сына, надлежит пониматьв том смысле, что Сын также является Виновником,….»


Из этого определение Мы Видим три критерия

1. Дух исходить и Отца и Сына одновременно

2. Дух исходить от Отца и Сына (от обоих) как от одного начало

3. Сын также как и Отец Является виновником и началом бытья Святого Духа, Также как и Отец- грубо говоря двухначалие



Если изобразить виде треугольника – то две вершины(точки) наверху от которых отходить две линии вниз и соединяются в одной точке


Но как решило это вопрос Древне Православная Церковь со спорными тестами Святых Отцов, После Раскола в Период Лионской Унии . Как тогда она решило этот Вопрос.

На Влахернского Собора 1285 г Соборе Православная Церковь изучив Святоотеческое предание и решило выработать позиции как это понимать эти работы Святых Отцов. Его основа и руководитель был св.Патриарх Григорий Кипрский


Томос Влахернского Собора 1285 г

В томосе Влахернского собора 1285 г. который явился православным ответом на Лионский собор 1274 г., где святоотеческие тексты истолковались в духе латинского богословия, говорится, что "Признано, что Сам Утешитель [т.е. Св.Дух] сияет и вечно проявляется посредством Сына, как сияет свет солнца посредством луча... но это не означает, что Свое бытие Он получает через Сына или от Сына"

Вот его отрывок работы который лег в основу понимания «Православного Филиокве»

«Дух имеет Свое совершенное бытие от Отца, Который есть единственная причина, из которой Он исходит вместе с Сыном, Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем воссиявая, так же как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него, и при нем, и даже от него... Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит от Обоих, то есть от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или же что Он является, или воссиявает, или происходит, или существует из сущности Обоих, или же еще из Отца и Сына, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца... Действительно, ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая (то есть ни свет, ни вода) не имеют причиной своего бытия эти две вещи (луч или реку). Действительно, вода существует от источника, от того первоисточника, из которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он, получая свое сияние, светится вместе с лучом и через него происходит" ("Об исхождении Святого Духа")

Его Выводы

1. Святой Дух Исходить только от Отца Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем

2. Термин «Исхождение от Отца » не тождественен термину протекание , прохождение , воссияйте , происхождению итп итд через Сына

3. И хоть Святой Дух при Исхождении протекая , проходя , происходить через Сына, Сын в отличие от Католического учения не является не со- Виновником , не Со- началом , не Вторым началом , Единственное начало только Отец.

Он красиво описал это через Солнце . Солнце (Отец ) рождает Луч (Сына ) и от Солнца Исходить Свет (Святой Дух) . и даже если свет при исхождение не отрывен от Луча , протекает по нему и проходить через него чтобы Воссиять от луча , Свет все равно не имеет свое начало от луча , Свет так и остаётся светом Солнца и получает начало Бытия от Солнца

Таким образом, даже при схожести терминологии смысл учения Православной Церкви и
Католической о Святой Троице различен по существу


В отличие от Современной трактовки исхождения -Энергии - Указан Святой Дух – И дана правильная трактовка словам св. Отцов в понимании "исходит через Сына", которые приводили защитники Католического Filioque в свое оправдание. По моему впечатлению, это самое лучшее и интересное, что пока приходилось читать о «Православном Filioque..»

Это "через" показывает, что акт Творения имеет таинственное начало в Отце. ", как по схожести известное выражение. -единого принципа Православия Отец через Сына в Духе Святом всё устрояет, творит, созидает и подает

И понятно почему В Символе Вере у нас Начинается Отец от Которого Все Сотворено , Сын – через Которого всё сотворено (Имже вся быша.- опять это таинственное «через» )


Я боюсь , что в борьбе с Католичеством на рефлексе услышав вместе комбинацию фраз – Отец Сын , Исхождение , Святой Дух –Мы на рефлексе под гребенко отгебаем Все и Свое Святоотеческое наследие и его понимание и возможносами тераем как и католики истинное понимание.


Хочу Кстати напомнить Патриарх Константинопольский Схоларий Вот что думал об этом Соборе
Из книги Аристида Пападакиса о Влахернском Соборе, с. 195:
Свт. Геннадий Схоларий, Патриарх Константинопольский:
"Я принимаю всем сердцем святой и великий собор, осудивший латинствующего Векка, и твердо верю, что он вселенский, поскольку отсутствие Запада не устраняет его вселенскость....... В Константинополе присутствовал Александрийский Патриарх, и другие патриархи согласились с ним и утвердили его результат как благоразумное и законное решение."

Интересно, что когда, уже после смерти Григория Кипрского, некоторые попытались изменить Томос, то, по словам византийского историка Григория Пахимера, "Первое заседание комиссии, собравшейся в большом дворце, не удалось, благодаря жестокому землетрясению, разогнавшему членов комиссии."

То есть сам Бог предвидением не дал изменить решение Собора – Видимо Григорий Кипраский нащупал верный Вектор направление .


Если Вы хотите поспорить что покушаюсь на Символ Веры еще раз повторю СИМВОЛ ВЕРЫ н-НЕИЗМЕНЕН этот и решила Отцы –само учение в рамках Символа Веры – так как Скажу Я Фразу –« Я отправил письмо», «Я отправил письмо через почту» -не чего не меняется, так как почта не станет –не со –виновником письма , не автором , _ВСЕ РАВНО ПИСЬМО ОТПРАВИЛ Я – так что этот диспут к Юрию


Если Вы хотите поговорить о Католическом Филиокве то опять к Юрию

Здесь Узкая Тема- Как ВЫ понимаете Решенение Собора, Как Вы оценивете спорные цитаты Святых- это движение «Энергии» или Природа от Божий энергии отдельно не ходить


Кстати это тема поднималась на форуме – не согласен с Выводом изменять Символ Веры , но согласен по смыслу аргументов- http://azbyka.org/forum/threads/o-simvole-very-i-isxozhdenii-svjatogo-duxa-ot-otca-cherez-syna.12422/
 
Украина
Православный христианин
Рома Вам надо дать боевое прозвище "через", так как Вы маетесь с Вашим " открытием" уже не в одной теме. Надо же просто со смирением принять символ веры.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Рома Вам надо дать боевое прозвище "через", так как Вы маетесь с Вашим " открытием" уже не в одной теме. Надо же просто со смирением принять символ веры.
Отец Михаил, а Также Для Сергея и Сергея Калайды из Риги . Символ Веры Я принимаю с глубоким Уважением . Просто Православное учение От Отца через Сына не сколь не противоречит Символу Веры и НЕ надо путать его с Католическим - От Отца и Сына .
Это нетождественные формулы для Православной Церкви. Великие Восточные Отцы Церкви исповедовали Исхождение Святого Духа от Отца через Сына, но не исповедовали Исхождение Духа от Отца и Сына как от Одной Причины (это уже чисто Западное Учение).
И тем более не мыслили будто Святой Дух является Общим Даром Отца и Сына.

Но не буду Вас загружать Вас Никифором Влеммида и патриархом Григорием Кипрским .

Учение о только временном Послании Святого Духа через Сына - это ересь, её исповедовала в 13 веке секта арсенитов и с ней боролся патриарх Григорий Кипрский.

Расскажу что наша в трудах Православной Церкви РПЦ об этом пишется.

Первый - профессор Василий Васильевич Болотов (12.01.1854–5.04.1900) что нам пишет Азбука - "...Трудно представить, но в зрелости В. Болотов владел двадцатью языками, в том числе «мертвыми», знал иврит, арамейский, персидский и другие. Наизусть цитировал Гомера, Цицерона.
По выпуске из училища, в 1869 году, Василий поступил в Тверскую духовную семинарию. В процессе обучения он демонстрировал настолько неординарные успехи, что удивлял и студентов, и преподавателей. Особенно хорошо Василию давались древние и новые языки. Однажды митрополит Филофей, присутствуя на экзамене, так изумился ответам Василия, что вынужден был осенить себя Крестным знамением.

По окончании семинарии, в 1875 году, Василий продолжил учёбу в Санкт-Петербургской духовной академии, на церковно-историческом отделении. В академии помимо прочих дисциплин, он продолжал заниматься активным изучением языков, в том числе древних.

По оценкам современников, в академии он не просто был первым студентом, а на голову превосходил всех своих однокурсников. Рассказывают, что даже преподаватели, излагая учебный материал, нет-нет да и посматривали в сторону В. Болотова, не морщит ли он от несогласия лицо. С третьего курса он фактически исполнял роль экстраординарного профессора, что было необычным даже для лучших учащихся. Спустя непродолжительное время после смерти профессора Чельцова Василий Болотов занял кафедру древней церковной истории, на которой затем проработал всю оставшуюся жизнь"

Так Вот После Первого Ватиканского Собора СтароКатолики отколовшись от Римской Церкви из за нововедений (Примат Папы) решили обьединиться с Православными и естественно была сформировано Комиссия от Православной Церкви в том числе и от РПЦ Председателем Комиссии Был Архиепископ финляндский Антонию , но естественно Включили Болотова В.В. как Лучшего Богослова . -его и еще одного. Им поручили изучит Труды Отцов Причем они читали в Оригинале на Греческом и сделать доклад. Вот что нам Кратко сообщает Азбука о его работе " В 1892-1893 годах он участвовал в качестве авторитетного эксперта в работе комиссии по проблематике соединения старокатоликов с православными христианами"

http://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Bolotov/

Так Вот он подготовил Доклад на Основе Трудов Церкви (гречиский и перевод) и Кстати в Конце Католике приняли Православное Филиокве он Их Убедил " от Отца через Сына"
Сразу Видно что Гений Я не как не мог подобрать термин чтобы объяснить ( у меня как то Выходило Сумбурно) - Он точно написал -ОТЕЦ- ПРИЧИНА , СЫН- УСЛОВИЕ , а не причина через него исходит Святой Дух ,

Пока Католики не соглашались Болотов В.В. предлагал закрепить Председателю Комиссии Архиепископу финляндский Антонию в Православный Катехезис так православную позицию

- " Св. Дух от Отца чрез Сына исходит, Отец есть единый виновник Сына и Св. Духа, и потому и Св. Дух от единого Отца исходит и в Сыне почивает, как собственный Сыну».

В Конце СтаркоКатолике по Дамаскину согласились _ О Предвечном Исхождении Святого Духа от Отца через Сына -но что не пошло , с одобрением . не знаю Так Православная со Старокатолики не объединилось

Так Вот Все протоколы Комисия , Письма, проекты соглашения , анализ Трудов Святых Отцов ( на греческом и Русском) заседание опубликованы - есть у Нас на Азбуке (скан)- Болотов В.В., проф. "К вопросу о filioque," но мне удобнее было здесь читать - http://www.odinblago.ru/filioque/

5 апреля 1900 года сердце В. Болотова остановилось. Его тело предали земле на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.- Не кто Комиссии Санов не лишил не кто в Католицизме не обвинил . Потому что они честно сделали работы как есть так и написали .

Второй - протоиерей Георгий Флоровский (28.08.1893–11.08.1979) В 1948–1955 –Вот что у нас на Азбуке у него - профессор (с 1951 – декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. По словам Н. О. Лосского, «самый православный из современных русских философов», Флоровский внёс серьезный вклад в такие различные области, как литература, история философии, богословие, история русской религиозной мысли.

http://azbyka.org/otechnik/Georgij_Florovskij/

Открыл его Труд -" Византийские Отцы V-VIII веков". Дошел до главы Иоанн Дамаскин и чуть не упал со стула -Приведу отрывок работа есть на Азбуке можете проверить

"
Имя Духа Святого указывает для Дамаскина скорее на некое Божественное дуновение (πνεύμα от πνεΐν), чем на духовность, — и в этом смысле есть некое собственное имя Третьей Ипостаси. Дух Святый от Отца исходит, εκπоρεύται. Отец «изводит» Духа (πρоβάλλει), есть Изводитель (πρоβоλεύς, πηγή πρоβλητική), а Дух — изведение, πρόβλημα. Дух Святый, по исповеданию Дамаскина, исходит от Отца, εκ τоυ πατρός, но чрез Сына, δι᾿ Yιού. Дух Святый, определяет он, «есть сила Отца, проявляющая сокровенное Божество, из Отца чрез Сына исходящая, как знает Сам Он». Вряд ли можно сомневаться, что Дамаскин имеет при этом в виду не только временное послание или сошествие Духа Святого в мир для откровения и освящения тварей. Дух есть «известительная сокровенного Божества сила Отчая». Но не только в Откровении есть Он Дух Сына. В объяснении на Трисвятое Дамаскин прямо говорит: «от Отца, чрез Сына и Слово исходит, но не сыновне». И в книге против манихеев: «(Отец) вечно был, имея из Себя Свое Слово, и чрез Свое Слово Свой Дух, из Него исходящий». Но вместе с тем, утверждаемое Дамаскиным таинственное «посредство» Сына в вечном, внутритроическом исхождении Духа от Отца («чрез Сына») никак не равнозначно тому «причинению» от Отца, которое является началом ипостасного бытия Духа, так что всякая мысль о каком бы то ни было «со-причинении» «от Сына», безусловно исключается. «О Святом Духе говорим, что Он от Отца, и называем Его Духом Отца; но не говорим, что Дух и от Сына, а называем Его Духом Сына... и исповедуем, что Он и открылся нам и преподается нам чрез Сына» (срв. Иоан. 20:22)... Дух есть Дух Сына не как из Него, но как чрез Него от Отца исходящий. Ибо один только виновник (т.е. «причиняющий», μόνоς άίτιоς) — Отец»... Дамаскин твердо различает εκ и διά, и «διά» для него не заключает в себе никакого причинного момента. «Чрез Сына» выражает какое-то совершенно особое отношение Второй и Третьей Ипостасей, — некое «посредство» Сына, как «предшествующего» в Троическом порядке, как Второго пред Третьим, что бы это ни значило... Дух Святый — от Отца, Дух Сына, но не из Сына, как Дух уст Божиих, известитель Слова. Дух есть образ Сына, как Сын есть образ Отца. Это значит, что в Духе открывается Слово, как в Слове — Отец. Ибо Слово есть вестник Ума, и Дух — обнаружение Слова. Дух, от Отца исходящий, в Сыне почивает, как Его проявительная сила
Говоря о явлении, «прохождении», «возсиянии» Духа чрез Сына, отцы IV и V-го в.в. имели в виду прежде всего раскрыть и утвердить истину Троического единосущия и существенного и преискреннего вечного единства Духа со Словом и Отцем, и потому уже нельзя ограничивать «чрез Сына» только фактом сошествия Духа во времени на тварь. В этом смысле особенно выразительно учение каппадокийцев и в частности святого Григория Нисского (срв. еще символ Григория Чудотворца). Григорий Нисский прямо указывает, как на отличительную особенность Третьей Ипостаси, на то, что Сын (происходит) «непосредственно от Отца», а дух «от Первого же при посредстве («через») Того, Кто от Него прямо», — и эго «посредничество» (ή τоϋ ύιоϋ μεσιτεία) сохраняет единородность Сыновства. Дух Святый, по святому Григорию, происходит от Отца не так, как Единородный, но является чрез самого Сына, — как свет, возсиявающий «чрез рожденный свет», однако, «причину ипостаси имеющий из первообразного Света». К этим словам святого Григория непосредственно примыкает Дамаскин, повторяющий и его мысль о Духе, как о «среднем» или «связующем» Отца и Сына: Дух есть «среднее между нерожденным и рожденным» и чрез Сына соединяется («примыкает») со Отцем (срв. у Василия Великого). Преподобный Максим выражался так же: Дух «неизреченно исходит по существу от Отца чрез рожденного Сына». И после Дамаскина так же выражается патр. Тарасий в своей синодике, принятой на VII Вселенском соборе: «Верую... и в Духа Святаго, Господа и животворящего, иже от Отца чрез Сына исходящего»... Дамаскин был только выразителем этого общевосточного богословского мнения;
может быть, у него «чрез Сына» получало кроме того смысл намеренного противопоставления западному Filioque, имеющему (уже у Августина) причинный оттенок, — мотив со-причинности Сына. На Востоке, напротив, всегда подчеркивали совершенную единичность «начала» или «причины во Святой Троице; это — первоисточная Ипостась Отца, «источник рождающий и изводящий», по Дамаскину. Отсюда некое со-равенство Сына и Духа, как вечно «происходящих» от единого начала. Однако, так, что не изменяется Богооткровенный порядок ипостасей, и Дух познается «на третьем месте». Исходить «чрез Сына», — это значит, что Исхождение богоприлично и недоведомо «предполагает» Рождение. И икономический порядок откровения, завершающегося в явлении Духа, как бы воспроизводит и отражает онтологический порядок Троической Жизни"

http://azbyka.org/otechnik/Georgij_Florovskij/vizantijskie-ottsy-v-viii-vekov/11_2_2 - Дамаскин был только выразителем этого общевосточного богословского мнения; А Отец Михаил что скажите. к тем же Выводам что и Болото пришел (если прочитает его Книгу) и не Кто их Католиками не назвал не чего себе.

Ну и последнее открыл
Максим Козлов КУРС ЛЕКЦИЙ "ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ" Московская Духовная Академия и Семинария посмотреть чему у на Учать Священников открыл раздел

" ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ. ИСТОРИЯ "ФИЛИОКВЕ" "
Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него Одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает той же сущностью, что Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Отцу и Сыну некоторые святые отцы, в частности александрийские и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (Кирилл Александлийский), что "Он исходит от Отца и получает от Сына (бытие)", что "Он принадлежит Отцу и Сыну" (Илларий Пиктавийский), "Он исходит от Отца и Сына" (Амвросий Медиоланский).
Но контекст этих выражений показывает, что святые отцы, употребляя их, имеют в виду не причину ипостасного бытия Святого Духа, а порядок, явленный в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении их в вечности (в отношениях внутри Троицы). "

АЙ АЙ АЙ чему учать в Церкви -КАТОЛИЦИЗМУ
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
АЙ АЙ АЙ чему учать в Церкви -КАТОЛИЦИЗМУ

Роман читайте символ веры там всё написано. Как начинаете лезть в дебри так с Вами беда. Сын Божий рождается Отцом. Дух Святой исходит от Отца. Все же остальные высказывания и версии являются в лучшем случае личным мнением святого, в худшем виде учением еретиков.

К сожалению ложные "догматы" папистов о суперпапе, и прочие их выдумки Вас забавляют. Лично меня нисколько не интересуют мнения раскольников и еретиков, как из среды папистов, так и из среды "наших" заумников, которые не могут смириться и меньше выдумывать и фантазировать.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Роман читайте символ веры там всё написано. ...Сын Божий рождается Отцом. Дух Святой исходит от Отца. Все же остальные высказывания и версии являются в лучшем случае личным мнением святого, в худшем виде учением еретиков.
Но тогда также можно сказать, что утверждение «Сын Божий рождается Отцом», это личное мнение некоторых святых.

Действительно, в Символе веры сказано о рождении Иисуса Христа от Бога Отца, как о свершившемся действиирожден Отцом. «И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша».

А об исхождении Святого Духа сказано как о незавершенном действии. То есть сказано не изошел, а исходит. «И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки».

Но многие святые отцы не обращая внимания на то, что в Символе веры сказано о рождении Христа, как о свершившемся действии (рожден), утверждают, что Христос рождается от Отца. И Вы, Михаил, также вслед за ними говорите, что Сын Божий рождается Отцом. Если про Иисуса Христа сказать, что Он рождается от Отца, то чем будет отличаться непрерывное рождение от непрерывного исхождения? Неспроста ведь в Символе веры записано рожденного, а не рождающегося?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Просто Православное учение От Отца через Сына не сколь не противоречит Символу Веры и НЕ надо путать его с Католическим - От Отца и Сына .
А кто кроме Вас Роман ведет статистическую аналитику?Его никто и не путает.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
АЙ АЙ АЙ чему учать в Церкви -КАТОЛИЦИЗМУ
Нет не учат.
Просто есть природа Троицы.А есть Божие Домостроительство,или целеполагание.
Необходимо понимать,что Троица всегда останется Троицей,не зависимо от того,есть ли сотворенный другой мир или нет.Также необходимо понимать,что мир сотворенный иной чем Троица.Общение между Богом и тварью,происходит с помощью благодати,а не сущности Божества.И конечно необходимы познания в том, чем отличается благодать от сущности.

Сущность имеет внутреннее самобытие Божие,а действие-это Его отношения к другому,к тварному.
Определение- Бог есть Жизнь-относится к несообщимой сущности.
Определение -Бог имеет Жизнь-относится к действиям,нисходящими на тварь.
Ни одно из этих действий не ипостасно,и посему их множественность не вносит никакой сложности или измений в Божественное бытие.Все эти Божественные действия имеют начало в Божественной Воле,а не в сущности.Это Бог,но не сущность Его -а Воля.
Троичность Ипостасей - выше Воли Божией,потому что есть как бы закон Божественного естества.

По Максиму Исповеднику,было бы неправильно и бесполезно вносить понятие воли,во внутреннюю жизнь Троицы для определения отношениия Ипостасей,ибо Лица уже Своим бытием определяют отношения.(Ambig.PG91,1261-1264)
Божественное Домостроительство или Откровение не яв-ся основанием для Троического бытия.

Теперь кратко по Паламе.
"Божественное и боготворное просияние и благодать не есть сущность,но действие Божие."
Это различие говорит о том,что тварное приобщается только действий Божиих.Но через это причастие,происходит подлинное общение с Богом,подлинное обожение.
Действие Божие исходит от сущности,но исходя не отделяется от нее.
Исхождение в деле целеполагания,означает "неизглаголанное отличие",не нарушающее "преестественного единства"

Посему здесь (ниже) никакого учения католицизма не наблюдается.
" ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР И ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ. ИСТОРИЯ "ФИЛИОКВЕ" "
Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него Одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает той же сущностью, что Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Отцу и Сыну некоторые святые отцы, в частности александрийские и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (Кирилл Александлийский), что "Он исходит от Отца и получает от Сына (бытие)", что "Он принадлежит Отцу и Сыну" (Илларий Пиктавийский), "Он исходит от Отца и Сына" (Амвросий Медиоланский).


Но контекст этих выражений показывает, что святые отцы, употребляя их, имеют в виду не причину ипостасного бытия Святого Духа, а порядок, явленный в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении их в вечности (в отношениях внутри Троицы).

http://azbyka.org/blagodat
Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности — это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим (Исх.3:14) в самом точном и исключительном значении этого слова.

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/sushhestvuet-li-chastichnaya-blagodat

В последнее время появилось странное учение о "частичной благодати", пребывающей в инославных конфессиях и сектах, как остаточном явлении первоначально единой Церкви. Это похоже на следующее сравнение: в ручье вода покрывает только стопы, в речушке доходит до колен, в более многоводной реке — до плеч, а в глубокой — покрывает человека с головой; таким образом получается, что разница между Православием и инославием — это разница в степени интенсивности благодати. Такой подсчет количества благодати звучит как насмешка.
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Но тогда также можно сказать, что утверждение «Сын Божий рождается Отцом», это личное мнение некоторых святых.

Неспроста ведь в Символе веры записано рожденного, а не рождающегося?

Юрий в отношении Сына Божиего Ваше уточнение приемлемо, в отношении Христа неуместно.
 
Petropolis
Крещён в Православии
А кто кроме Вас Роман ведет статистическую аналитику?Его никто и не путает.

Сергей Уважаемый , о Чем Вы говорите Вы читали что Я Вам показал что Комиссия РПЦ 1892-1893 годах по вопросу объединения со Старокатоликами пришла к Выводу что Святой Дух вечно Исходить от Отца через Сына об этом говорили Все Святые Отцы . Все протоколы, записи , анализ Святтотеческого предания изложены в книге Болотов В.В., проф. "К вопросу о filioque," Он был Эксперт он готовил доклад для Комиссии

Я Вам дал его Биографио она есть на азбуке ( Он Был Гений своего Века ) на азбуке и Книга , Не кто не его не членов Комисси Санов не лишал из Духовной Академии не выгонял Католиками не назвал

А
он много не мало хотели внести в Православный катехизис " " Св. Дух от Отца чрез Сына исходит, Отец есть единый виновник Сына и Св. Духа, и потому и Св. Дух от единого Отца исходит и в Сыне почивает, как собственный Сыну».

Второе Я Вам дал работу протоиерей Георгий Флоровский его труд -" Византийские Отцы V-VIII веков"- не кто не оспаривал считается образец Богословия и он написал о что Святые Отцы говорили о Предвечном Исхождении Святого Духа от Отца через Сына

Его тоже не кто сана Не лишал труд его лежит на Азбуке

Это как Понимать По Вашему

Вы хоть мои сообщения читаете или по диагонали ?
 
Ромул.

Очень рад что Вы принимаете вечное воссияние Духа от Отца и от Сына (через Сына). Это воистину библейское православное учение, которое исповедовали многие отцы, особенно в полемике с арианами.

Но, в ваших рассуждениях есть две погрешности.

Во-первых, мне показалось, что Вы не различаете Духа Святого как Ипостась (как "Я") и Духа Святого как общую для всей Троицы энергию.

Как единая воля Троицы приписывается Отцу, единая сила и премудрость Троицы - Сыну, так единое приводящее в совершенство действие (энергия) Троицы приписывается Духу Святому и называется в Писании "Дух Святой". Возникает вопрос: а в Символе веры речь идет об происхождении "Я" Духа Святого или о происхождении Духа Святого как вечно сияющей энергии Троицы?

Во-вторых, остался недоказанным тезис, что Символ веры теоретически может быть изменен, дополнен правильными словами. Соборы с Третьего Вселенского по Седьмой навечно запретили это. Даже Вселенский собор не имеет право изменить Символ.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Ромул.

Очень рад что Вы принимаете вечное воссияние Духа от Отца и от Сына (через Сына). Это воистину библейское православное учение, которое исповедовали многие отцы, особенно в полемике с арианами.

Но, в ваших рассуждениях есть две погрешности.

Во-первых, мне показалось, что Вы не различаете Духа Святого как Ипостась (как "Я") и Духа Святого как общую для всей Троицы энергию.

Как единая воля Троицы приписывается Отцу, единая сила и премудрость Троицы - Сыну, так единое приводящее в совершенство действие (энергия) Троицы приписывается Духу Святому и называется в Писании "Дух Святой". Возникает вопрос: а в Символе веры речь идет об происхождении "Я" Духа Святого или о происхождении Духа Святого как вечно сияющей энергии Троицы?

Во-вторых, остался недоказанным тезис, что Символ веры теоретически может быть изменен, дополнен правильными словами. Соборы с Третьего Вселенского по Седьмой навечно запретили это. Даже Вселенский собор не имеет право изменить Символ.


Уважаемый Павел Васильевич первое Во первых Все Святые Отцы говорили о Святом Духе , а не его энергии -объяснения появилось позднее ,

Во Вторых - Я Вам показал Книгу Членов Комиссии РПЦ -об обьединение старокатоликов ( действительно у некоторых Отцов -каждый по разному писал -приемлит , происходить , и ДАЖЕ ВОСИЯЕТ) исследовался термин Восияние так вот у Древних Отцов . На греческом Языке в те времена Восияние понималось не как Энергия , а как движение Сушности .

Прочитайте Кингу Комиссия РПЦ и Всех православных Церквей Люди Лапатили Книги На Греческом Языке , даже не В Переводе. Сравнивали термины

3. И Третье Можно ли отделить Сущность от Энергии - Энергия -это движение Сущности. Отцы в Своих Работах Не отделали . Не знаю По каким причинам Они не отделяли Но работ Много

Я лично -как Понимаю , это тогда Не Вездесущность Вечно Энергия Благодать Святого Духа идет Одним потоком , а Сам он Другим , Даже Вы когда Бежите . Не бойс Кинетическая Энергия бежит с Вами внутри Вас , а не стоить на Месте , А Вы в Бегых
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Юрий, Христос Рождается от Девы Марии.
Вы хотите сказать, что Христос продолжает рождаться от Девы Марии? В Символе веры написано: – «сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». То есть Христос уже однажды воплотился от Девы Марии и уже более не воплощается от Нее. В Символе веры говорится о завершенном, уже свершившемся рождении «еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия» от Отца и о завершенном воплощении от Девы Марии.

Итак, в соответствии с Символом веры, Христос рожден от Отца, а от Девы Марии воплотился однажды, уже будучи рожденным от Отца.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Юрий Шокин: - "Но тогда также можно сказать, что утверждение «Сын Божий рождается Отцом», это личное мнение некоторых святых.
Неспроста ведь в Символе веры записано рожденного, а не рождающегося?"
Юрий в отношении Сына Божиего Ваше уточнение приемлемо, в отношении Христа неуместно.
Разве Вы, Михаил, разделяете Иисуса Христа от Сына Божиего? Неужели Вы думаете, что Сын Божий рожден, а Иисус Христос в отличие от Сына Божиего и по сей день рождается? В Символе веры, как в отношении Иисуса Христа, так и в отношении Сына Божиего сказано рожденного, а не рождающегося – «И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша». Иисус Христос Сын Божий рожден от Отца, но нигде в Символе веры не сказано, что рождается от Отца. Сравним это с тем, что про Духа Святого сказано, что Он продолжает исходить от Отца по сей день – «от Отца́ исходя́щаго».

Про рождение Иисуса Христа Сына Божиего от Отца в Символе веры сказано как о завершенном явлении, а про исхождение Святого Духа от Отца сказано по-другому – как о непрерывно продолжающемся явлении.
 
Уважаемый Павел Васильевич первое Во первых Все Святые Отцы говорили о Святом Духе , а не его энергии -объяснения появилось позднее.
Нет, простите, различение (не путать с разделением) Духа как Лица и Духа как энергии еще от Апостолов.

Вот о Лице (о "Я")

Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице (Деян.8:29)

Вот о энергии Духа (даре Духа):

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Иоан.20:22)

И в ранних толкованиях всегда подчёркивается, что Христос даровал не Лицо Троицы, а некий дар Духа, приближающий их к совершенству.

Хорошо было бы, если бы Ваше исследование шло от самого Священного Писания.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Вот о энергии Духа (даре Духа):

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Иоан.20:22)

.

и ЧТО написано читайте - ПРИМИТЕ ДУХА СВЯТОГО - почему ВЫ РЕШИЛИ ЧТО ЭНЕРГИЯ , , " примите Духа Святаго" Вы сами привели "Энергия" или это Вам толкователи так сказали что Речь об Энергии , а В Святом Писании - " примите Духа Святаго" . Но поскольку энергия обща всей Троице, то какой смысл говорить, что на апостолов сошел именно Святой Дух?

К тому же, такое мнение входит в прямое противоречие со свидетельством святителя Григория Богослова:

"Дух Святый действовал во-первых в ангельских и небесных силах, в тех, которые первые по Боге и окрест Бога; ибо их совершенство и озарение, и неудободвижимость или неподвижность ко злу не от иного кого, как от Святого Духа; а потом действовал в отцах и в пророках, из которых одни в образах видели или познал Бога, другие же и предузнали будущее, поколику Дух напечатлевал сие в уме их, и имеющее быть видели они пред собою, как настоящее; ибо такова сила Духа; после же сего действовал в учениках Христовых (не скажу во Христе, в Котором Он пребывал не как действующий, но как сопутствующий равночестному), и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена — до прославления Христова страданием, по прославлении воскресением и по вознесении на небо, или по устроении (Деян. 3, 21), или как иначе должно назвать сие; как показывает первое очищение от болезней и духов, производившееся конечно не без Духа, также по совершении домостроительства дуновение Христово, которое, очевидно, было Божественным дохновением, и, наконец, нынешнее разделение огненных языков, которое и празднуем. Но первое было не ясно, второе явственнее, а нынешнее совершеннее; ибо не действием уже, как прежде, но существенно присутствует и, как сказал бы иной, сопребывает и сожительствует Дух."
(Слово на Пятидесятницу)

Вы считаете Вы знаете Лучше Григория Богослова ? СМОТРИТЕ КАК ЭТОТ КУСОК ТРАКТОВАЛИ НАСТОЯШИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ

и ЕЩЕ КАЖДОЕ УТРО ВЫ ЧТО ЧИТАЕТЕ " Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша"

Вы его Просите и Вселиться Вас -ПРИРОДОЙ , СУЩНОСТЬЮ , а ПОТОМ ОЧИСИТЬ СВОЕЙ БЛАГОДАТЬЮ от Всякой Скверны-ПОТОМУ ЧТО СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЗНАЛИ ОДНО ОТ ДРУГОГО НЕ ОТДЕЛЕНО


"...Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел,
но вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия (свт. Василий Великий, 7, 190).

" ...Как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; гак неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он — благость, правота (свт. Василий Великий, 8, 224).
 
Последнее редактирование:
Украина
Православный христианин
Юрий Шокин: - "Но тогда также можно сказать, что утверждение «Сын Божий рождается Отцом», это личное мнение некоторых святых.
Неспроста ведь в Символе веры записано рожденного, а не рождающегося?"

Разве Вы, Михаил, разделяете Иисуса Христа от Сына Божиего?

Юрий ВЫ пишете незнамо что лишь бы чернила марать..))) Я не говорил что Сын Божий рождается Отцом до сего времени, это Ваша фантазия, впрочем я смотрю в основном Вы блуждаете в области пустых словопрений.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Вы хотите сказать, что Христос продолжает рождаться от Девы Марии? В Символе веры написано: – «сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». То есть Христос уже однажды воплотился от Девы Марии и уже более не воплощается от Нее. В Символе веры говорится о завершенном, уже свершившемся рождении «еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия» от Отца и о завершенном воплощении от Девы Марии.
Итак, в соответствии с Символом веры, Христос рожден от Отца, а от Девы Марии воплотился однажды, уже будучи рожденным от Отца.

Нет.
Посто Вы писали: "Христос рождается от Отца".В этом же русле и был мой ответ:"Христос рождается от Девы Марии."Потому что родил Его не Отец,а Дева Мария.
Если Вы разделяете природы Христа,то это Ваша самодеятельность а не моя.У вас сначала Отец родил,а потом Мария.
В корне неверно.Потому что Троица не рожала Христа.Точка.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
3. И Третье Можно ли отделить Сущность от Энергии - Энергия -это движение Сущности. Отцы в Своих Работах Не отделали . Не знаю По каким причинам Они не отделяли Но работ Много

Вот как раз на этом у Вас Роман крупнейший сбой.Как раз отделяли.
Вы не читатете ссылки,а там.
Григорий Палама,Максим Исповедник,Марк Эфесский и многие другие.Вы почему-то их в упор не видите.

Св.Григорйи Палама подчеркивал,что непризнание вот этого самого различия между сущностью и энергией,стирает и делает неясной грань между рождением и творением.(Что Вы прекрасно нам показывете в своих комментариях на Св.Отеческие тексты).
И то и другое в таком случае оказывается актом сущности.

Марк Эфесский дает свой комментарий на Ваше утверждение.
"Бытие и действие тогда,вполне и всецело совпадают в равной необходимости.Тогда снимается различие между сущностью и хотением,тогда Бог только рождает а не творит.Тогда становится неясным различие между предведением и созданием,и тварь оказывается вечно сотворенной как утверждают эллины."

Еще раз.
Сущность есть внутренне самобытие Божие,а действие -Его отношения к другому.Тайна внутрибожественной жизни,отвлеченна от Домостроительства.И Ипостасные св-ва Лиц,определяются вне всякого отношения к бытию твари.Определяются только отношением между Собой.

Хотите вот еще Св.Отеческое учение.
"Если бы было угодно Богу не творить тварей,тем не менее было бы Слово у Бога,и в Нем был бы Отец."Афанасий Великий
И поэтому определения относящееся к Домостроительству спасения,не совпадают с теми,которыми выражается Ипостасное бытие.
 
Petropolis
Крещён в Православии
Вот как раз на этом у Вас Роман крупнейший сбой.Как раз отделяли.
Вы не читатете ссылки,а там.
Григорий Палама,Максим Исповедник,Марк Эфесский и многие другие.Вы почему-то их в упор не видите.

Св.Григорйи Палама подчеркивал,что непризнание вот этого самого различия между сущностью и энергией,стирает и делает неясной грань между рождением и творением.(Что Вы прекрасно нам показывете в своих комментариях на Св.Отеческие тексты).
И то и другое в таком случае оказывается актом сущности.

Марк Эфесский дает свой комментарий на Ваше утверждение.
"Бытие и действие тогда,вполне и всецело совпадают в равной необходимости.Тогда снимается различие между сущностью и хотением,тогда Бог только рождает а не творит.Тогда становится неясным различие между предведением и созданием,и тварь оказывается вечно сотворенной как утверждают эллины."

Еще раз.
Сущность есть внутренне самобытие Божие,а действие -Его отношения к другому.Тайна внутрибожественной жизни,отвлеченна от Домостроительства.И Ипостасные св-ва Лиц,определяются вне всякого отношения к бытию твари.Определяются только отношением между Собой.

Хотите вот еще Св.Отеческое учение.
"Если бы было угодно Богу не творить тварей,тем не менее было бы Слово у Бога,и в Нем был бы Отец."Афанасий Великий
И поэтому определения относящееся к Домостроительству спасения,не совпадают с теми,которыми выражается Ипостасное бытие.


Я уже Ответил Павлу СООБШЕНИЕ №16 -прочитайте повторять не буду
 
Сверху