- Православный христианин
Здравствуйте Алексей Михайлович!
Почему в православном Символе Веры не упомянуто, что Святой Дух исходит от Отца через Сына, а ограничились лишь тем, что Святой Дух исходит от Отца? Ведь отсутствие упоминания о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына лишает важного свойства Святой Троицы о неразрывной связи Единородного Сына Божия со Святым Духом, о которой говорится в Писании.
В Писании совершенно ясно сказано, о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан.20:22). «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:14-15). «… Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа» (Тит.3:5,6).
Здесь вопрос этот стоит даже глубже. Без этой связи со Святым Духом Христос стоит как бы за рамками Своего боговоплощения. По Символу Веры Сын Божий воплотился от Духа Свята и Марии Девы. Но как проявляется в этом рождении Сына Человеческого Сам Сын Божий? Непонятно Его присутствие, участие и роль в Своем боговоплощении. Он как бы в стороне и безучастен к Своему боговоплощению. Но когда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца через Сына, то понимаем, что Бог воплотился не просто действием Святого Духа, но действием Сына Божия при содействии Святого Духа. Понимаем, что от оплодотворяющего и животворящего действия Святого Духа, неразрывно связанного с Сыном Божиим, воплотился не Бог Отец или Сам Святой Дух, а именно Сын Божий и без участия Сына Божия не могло состояться боговоплощение. И Сын Божий не остался в стороне от боговоплощения, а участвовал в нем непосредственно, можно сказать, «дунув» Святого Духа на Деву Марию.
Может быть, упрямое нежелание одних включить в Символ Веры фразу «исходящего от Отца через Сына» и исключительное желание других отобразить этот момент, стало одной из причин раскола церкви на православную и католическую. Причем, эта борьба одних с другими привела к крайностям: - одни потеряли важное, а другие совершили ошибку, излишне усилив акцент, утверждая, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Что мешало соборно написать «исходящего от Отца через Сына»? Тогда возможно не было бы попыток сказать «исходящего от Отца и от Сына» и последующего раскола церкви по этому вопросу.
Уточнение вопроса.
Некоторые могут сказать, что Святой Дух, исходящий от Отца, может содействовать Отцу и помимо Сына (без Его участия). Конечно, Отцу все возможно, но Он, как причина всего, установил, наверное, так, что Святой Дух исходит от Него только через Сына. Так промыслено Отцом, чтобы Сын участвовал в Творении и стал созидателем воли Отца. Такая взаимосвязь отображает единство свободной воли всех трех Лиц Святой Троицы. Уберите одно звено («от Отца через Сына исходящего») - и единство будет нарушено.
В Писании о Сыне Божием, именуемым также Богом Слово, сказано: - «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3). Поэтому, если помыслить, что Святой Дух исходит от Отца не через Сына, а помимо Него, то ничего и не произойдет. Ничего не произойдет до тех пор, пока Сын, исполняя волю Отца, Своей свободной волей не пошлет Святого Духа оживить и одухотворить бытие (Творение).
В книге «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова написано: - «Все сотворенные вещи, по мысли святителя Василия, «имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа» [568]. Или – «Свят. Григорий Богослов, говоря о Боге Троице как о Творце мира, называет Отца Виновником, или Первопричиной, Сына — Зиждителем, Духа Святого — Совершителем». [569].
Если все так, то что мешает сказать в Символе Веры «от Отца через Сына исходящего»?
Почему в православном Символе Веры не упомянуто, что Святой Дух исходит от Отца через Сына, а ограничились лишь тем, что Святой Дух исходит от Отца? Ведь отсутствие упоминания о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына лишает важного свойства Святой Троицы о неразрывной связи Единородного Сына Божия со Святым Духом, о которой говорится в Писании.
В Писании совершенно ясно сказано, о том, что Святой Дух исходит от Отца через Сына. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» (Иоан.20:22). «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26). «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:14-15). «… Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа» (Тит.3:5,6).
Здесь вопрос этот стоит даже глубже. Без этой связи со Святым Духом Христос стоит как бы за рамками Своего боговоплощения. По Символу Веры Сын Божий воплотился от Духа Свята и Марии Девы. Но как проявляется в этом рождении Сына Человеческого Сам Сын Божий? Непонятно Его присутствие, участие и роль в Своем боговоплощении. Он как бы в стороне и безучастен к Своему боговоплощению. Но когда мы знаем, что Дух Святой исходит от Отца через Сына, то понимаем, что Бог воплотился не просто действием Святого Духа, но действием Сына Божия при содействии Святого Духа. Понимаем, что от оплодотворяющего и животворящего действия Святого Духа, неразрывно связанного с Сыном Божиим, воплотился не Бог Отец или Сам Святой Дух, а именно Сын Божий и без участия Сына Божия не могло состояться боговоплощение. И Сын Божий не остался в стороне от боговоплощения, а участвовал в нем непосредственно, можно сказать, «дунув» Святого Духа на Деву Марию.
Может быть, упрямое нежелание одних включить в Символ Веры фразу «исходящего от Отца через Сына» и исключительное желание других отобразить этот момент, стало одной из причин раскола церкви на православную и католическую. Причем, эта борьба одних с другими привела к крайностям: - одни потеряли важное, а другие совершили ошибку, излишне усилив акцент, утверждая, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Что мешало соборно написать «исходящего от Отца через Сына»? Тогда возможно не было бы попыток сказать «исходящего от Отца и от Сына» и последующего раскола церкви по этому вопросу.
Уточнение вопроса.
Некоторые могут сказать, что Святой Дух, исходящий от Отца, может содействовать Отцу и помимо Сына (без Его участия). Конечно, Отцу все возможно, но Он, как причина всего, установил, наверное, так, что Святой Дух исходит от Него только через Сына. Так промыслено Отцом, чтобы Сын участвовал в Творении и стал созидателем воли Отца. Такая взаимосвязь отображает единство свободной воли всех трех Лиц Святой Троицы. Уберите одно звено («от Отца через Сына исходящего») - и единство будет нарушено.
В Писании о Сыне Божием, именуемым также Богом Слово, сказано: - «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3). Поэтому, если помыслить, что Святой Дух исходит от Отца не через Сына, а помимо Него, то ничего и не произойдет. Ничего не произойдет до тех пор, пока Сын, исполняя волю Отца, Своей свободной волей не пошлет Святого Духа оживить и одухотворить бытие (Творение).
В книге «Догматическое богословие» протоиерея Олега Давыденкова написано: - «Все сотворенные вещи, по мысли святителя Василия, «имеют бытие по воле Отца, приводятся же в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа» [568]. Или – «Свят. Григорий Богослов, говоря о Боге Троице как о Творце мира, называет Отца Виновником, или Первопричиной, Сына — Зиждителем, Духа Святого — Совершителем». [569].
Если все так, то что мешает сказать в Символе Веры «от Отца через Сына исходящего»?