тело, душа и дух

Православный христианин
А мне понравилась лекция третья.
Геннадий, Дмитрий Щедровицкий ещё и публицист, поэт и теолог, в теологическом отношении он приверженец оригенизма
( Оригенизмом называются несколько направлений в богословии раннего Средневековья, в основу которого положено учение греческого теолога Оригена (~185~254, точные даты жизни и смерти неизвестны)),
в частности, реинкарнации. В это не погружайтесь, для нас ценны его комментарии к Ветхозаветным и Новозаветным текстам, всегда неожиданно глубокие и оригинальные.
 
Крещён в Православии
Всем доброго вечера!
Загодя прошу прощения за наглость глупенько порассуждать.

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Как думается, Апостол, не спроста здесь говорит о именно "теле". Имея ввиду конечно-же, что не " тело восстаёт, духовное или телесное", а восстаёт человек " душевный или духовный". Потому как у человека возможно и третье состояние, не духовное, и не душевное, а животное. То, что человек может низпасть до уровня животного, наверное не вызовет ни у кого протеста. Это то крайнее состояние, куда может низвергнуть человека разрушающая болезнетворность греха. Но на это третье состояние, как на " тело животное" нет смысла указывать. Указание, что восстаёт именно " тело" и подразумевает это третье состояние человека. Причём " телесность" неразрывно связана с обоими состояниями и душевным и духовным.
Так как " телесность", обладая набором органов, с помошью которых и обеспечивает свою жизнедеятельность, считается наиболее уязвимой для греха. Причём "телесность", в это крайнее состояние греховности, может увлечь и душу и дух. Душа и дух могут попасть в рабство " телесности". Следовательно и душа, и дух, при определённом положении, могут впадать в состояние подчинённости.
В свою очередь и тело, может стать послушным, как душе, так и духу. Господь говорит" Если око светло, так и тело светло" Значит и через телесные органы, глаза, слух, чувства, возможно постигать Божественную Благодать. Читать Св.Писание, молиться, слышать пение и научение, постигать красоту Божьего Творения. И через эти действия освящать всего человека и душу и дух. Ведь когда мы говорим " душа использует тело". Телу необходимо выполнять усилия, работу. Мышцам напрягаться, глазам смотреть, ушам слышать, серому веществу скрипеть. Душа получает уже готовый продукт, от этой работы тела. Поэтому мне кажется очень сложно рассматривать человека как отдельное тело, душу, дух, тем более в повреждённом состоянии. Возможно что-бы приблизиться к пониманию, нужно рассматривать эти части, в состоянии неповреждённом? И рассматривать в человеке, Адаме, до грехопадения.
Что нам говорит Св.Писание о акте " творения человека"?
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Мне думается" из праха земного" совсем не означает, что из рук Господа вышло что-то неживое. И дальнейшее " Вдунул в лице его дыхание жизни", не значит что это " неживое" таким образом было " оживлено". Из рук Бога не может выйти ничего неживого и не благословлённого, и уже следовательно одухотворённого для жизни. Следовательно это был живой человек. Но этому живому в человеку в этой жизни необходимо было задать правильное направление. Причём не стоит отдельно рассматривать и тело и душу. И тело вышло из под рук Божества, и душа. И тело помнит эти Руки создавшие (как искру нетленности) и душа. Органы и чувства самого тела, созданы таким образом, что могут быть незаменимым подспорьем на пути движения к Богу. Бог именно так и задумывал, всё в человеке должно работать как слаженный механизм в своём стремлении к Творцу. Это и произошло когда " Человек стал душою живою". Возможно здесь " Живою" не значит " оживлённою", а именно" Живою, устремлённою, к Богу, в вечную жизнь". Что и сотворил Бог когда " вдунул в лицо его дыхание жизни". Дыхание жизни, как благодать и как Дух. И след этого Духа, как Божий след, так и остался в душе и после грехопадения. И душа и тело человека, помнят и Руки Бога, чувствуют и этот След, и это Дыхание. Это Дыхание возможно, та, разумность и благодать которая и настроила все природные части человека в едином устремлении к Богу. Тот дух который в человеке, и есть искра Духа Божьего, тот канал, через который через который есть возможность стяжать благодать Божью. И этим освящать и тело и душу. Что трудно сделать когда " след", канал, затоптан и замусорен грехом.
В общем " Остапа понесло". Перечитал, хотел всё убрать, но передумал, без обсуждения и наставления, правильного осмысления не достичь.:)
 
Православный христианин
Тот дух который в человеке, и есть искра Духа Божьего, тот канал, через который через который есть возможность стяжать благодать Божью. И этим освящать и тело и душу. Что трудно сделать когда " след", канал, затоптан и замусорен грехом.
В общем " Остапа понесло". Перечитал, хотел всё убрать, но передумал, без обсуждения и наставления, правильного осмысления не достичь.:)
Алексей, не надо бояться писать на сложные темы, с темой искр божества осторожнее, есть устоявшиеся стереотипы, когда с некоторыми терминами и символами общественное сознание связывает конкретную теологию, это как свастика, которую скомпрометировал нацизм.
Смотрите:
Среди всех каббалистических символов восстановления мира, самое большое и самое длительное влияние на последующую историю иудаизма оказал символ "поднятия искр". Понятие искры божественного света, пойманного в ловушку в мире материи, является гностической идеей[1]. Эта идея остается в значительной степени невнятной в каббале, пока не прорывается с большой силой в системе Исаака Лурии в семнадцатом столетии. Позже она становится основополагающим понятием в хасидизме.
 
Крещён в Православии
Алексей, не надо бояться писать на сложные темы, с темой искр божества осторожнее, есть устоявшиеся стереотипы, когда с некоторыми терминами и символами общественное сознание связывает конкретную теологию, это как свастика, которую скомпрометировал нацизм.
Смотрите:
Среди всех каббалистических символов восстановления мира, самое большое и самое длительное влияние на последующую историю иудаизма оказал символ "поднятия искр". Понятие искры божественного света, пойманного в ловушку в мире материи, является гностической идеей[1]. Эта идея остается в значительной степени невнятной в каббале, пока не прорывается с большой силой в системе Исаака Лурии в семнадцатом столетии. Позже она становится основополагающим понятием в хасидизме.
Хорошо, понял, спасибо. Конечно моя искра, не связана с каббалой. Ничего об этом не знаю, в смысле о каббале.
 
Православный христианин
Хорошо, понял, спасибо. Конечно моя искра, не связана с каббалой. Ничего об этом не знаю, в смысле о каббале.
Найди толковый православный комментарий, посмотри после этого Лайтмана, обоснование - сложное, но рецепт Лайтмана (мной не разделяется) в том, чтобы народы власть в мире вручили иудеям (не путать с этносом) - "войны - прекратятся, экономика - расцветёт", так как именно иудеям Бог вручил эту миссию: "Близится вечное царство Израиля, когда дом Иакова будет пасти народы мира, словно бесчисленные стада, по завету Всевышнего" :cool: .
 
Крещён в Православии
Найди толковый православный комментарий, посмотри после этого Лайтмана, обоснование - сложное, но рецепт Лайтмана (мной не разделяется) в том, чтобы народы власть в мире вручили иудеям (не путать с этносом) - "войны - прекратятся, экономика - расцветёт", так как именно иудеям Бог вручил эту миссию: "Близится вечное царство Израиля, когда дом Иакова будет пасти народы мира, словно бесчисленные стада, по завету Всевышнего" :cool: .
Здравствуйте Дед. Спасибо за инфу. про иудеев. Но, вряд-ли это мне будет интересно, да и голову забивать неохота, всем заподряд.

Немного хочется добавить в отношении " тела", к вышесказанному. Потому как пристальнее наблюдая за телесным, как таковым, всё-же можно сделать вывод, что " тело", это не совсем - сосуд для души. Так - как в некоторых жизненных вопросах "тело" вполне самостоятельно принимает решения. Особенно в вопросах жизни-обеспечения. Можно заметить, что бывают моменты, когда душа болит, а тело в здравии. И наоборот, тело болит, а душа - радуется. Тело решает, сунуть палец в огонь, или нет. Прыгнуть в прорубь, или воздержаться. Тело может подчинять душу, а может подчинятся. Тело, способно принимать молниеносные решения и действия, не зависящие от души. Мы поклоняемся " Телам Святых", целуем, обращаемся в молитве. Именно тогда, когда душа, вне тела. Значит " тело" может сохранять благодать. Поэтому мне кажется не только душа, но и " тело" хранит, то личностное, что получается от соединения двух природ в одну ипостась. И что является залогом будущего Воскресения. Которого " тело" заслуживает не меньше души, как наказания, а благообразное так и награды. Тело по своему стремится к Богу, вполне вероятно что, это следствие того, что получило бытие из Его рук.
Если провести грубую аналогию, то можно заметить что тело, совсем не сосуд для души, " полномочия и возможности" тела, намного шире. " Тело" скорее грубый дядька, приставленный Барином, к барчуку - душе. Тело -дядька, ограждает, защищает, принимает предназначенные барчуку оскорбления и побои, принимает на себя физическую боль. Как наказание от неправильного поведения души. И тем самым побуждает и направляет душу, на правильный путь. И гибнет месте с душой, если от Барина - Отца, не приходит денежное пособие " благодать". :)
 
Православный христианин
Тело по своему стремится к Богу, вполне вероятно что, это следствие того, что получило бытие из Его рук.

Тело решает, сунуть палец в огонь, или нет. Прыгнуть в прорубь, или воздержаться.
Тело не решает, наоборот, попробуй удержи палец в огне ... :), тело будет отдёргивать и спасать палец.
Это (стремится к Богу) про нынешнее тело? Скотообразное? Да оно к дивану "стремится"!
Согласно Библии, после падения первых людей, Бог из сострадания к ним одел их ... в одежды кожаные (Быт. 3, 21).

Что же понимают отцы под «кожаными ризами»? Если говорить в общем, то – смертность, которую после падения воспринял человек как вторую свою природу. Мефодий Олимпийский, например, говорит: «Бог сделал кожаные одежды для этой цели, как бы одевая человека в смертность». В элементы («стихии») тела человека введено было противоборство, и в силу того оно стало грубым и тленным, подверженным страданиям и смерти.
 
Крещён в Православии
Тело не решает, наоборот, попробуй удержи палец в огне ... :), тело будет отдёргивать и спасать палец.
Болевым ощущениям подвержено тело. Душа как таковая не может чувствовать физической боли, нет нервов.
Это (стремится к Богу) про нынешнее тело? Скотообразное? Да оно к дивану "стремится"!
Какое-бы оно, не было, образ Бога не потерян и способность жить.
Согласно Библии, после падения первых людей, Бог из сострадания к ним одел их ... в одежды кожаные
Хорошо, попробуем с другой стороны. Нужны ли, были животным инстинкты в раю? Кроме инстинкта размножения (были парами) и пропитания. Страха не знали, агрессии тоже. Ненужны были подобные инстинкты раю. Вполне возможно и существовали в зачаточном состоянии по предусмотрительности Творца. Впрочем и у человека Адама отсутствовали многие настоящие инстинкты присущие современному человеку. Выживать в раю было не нужно. Когда -же понабились эти инстинкты? по грехопадению. Условия жизни изменились, что потребовало совершено других возможностей. Пришлось человека одевать " кожанные одежды", применительно к условиям падшего состояния и как следствия мира. Это касалось и изменения животных.
Животные хотели растерзать человека, почувствовав такую перемену, и зная причину. Но Бог отдал приказ - служить.
 
Крещён в Православии
Согласно Библии, после падения первых людей, Бог из сострадания к ним одел их ... в одежды кожаные
Вполне возможно что грехопадение и запустило тот процесс развития тех животных инстинктов, которые присущи современному человеку. Человек - оживотился. Потеря благодати, повлекло развитие животных инстинктов, для выживания в изменившихся условиях бытия. " Был одет в кожанные одежды".
Тот -же процесс ощутили на себе и прочие животные проживавшие в раю. Доселе дремавшие инстинкты, в результате грехопадения - проснулись. И доныне животные маются. И некоторые хотят человека сожрать. Но все ему служат, так или этак. А то, что к животным был именно приказ - служить, подтверждает то, что некоторые способности, например преданность к человеку, присутствуют у животных не от рождения. А развиваются и приобретаются в течении жизни. Преданность у собак, развивается до уровня инстинкта, который побеждает все другие.
 
Православный христианин
Доселе дремавшие инстинкты, в результате грехопадения - проснулись. И доныне животные маются. И некоторые хотят человека сожрать. Но все ему служат, так или этак.
Но все ему служат, так или этак. А то, что к животным был именно приказ - служить, подтверждает то, что некоторые способности, например преданность к человеку, присутствуют у животных не от рождения. А развиваются и приобретаются в течении жизни. Преданность у собак, развивается до уровня инстинкта, который побеждает все другие.
Алексей, как способ самовыражения - приветствую, но не могу поощрять благоглупости:
"Дружелюбие" волка закончится со взрослением, он ОБЯЗАТЕЛЬНО будет оспаривать власть в "стае" и попытается доминировать. Собаки за тысячи поколений отбора достигли положения, в котором будучи взрослыми НЕ ОСПАРИВАЮТ ЛИДЕРСТВА, человек отбирал особей с нужными качествами. Собак, пасущих овец, не существовало в природе!
"животным был именно приказ - служить" - Вы это жертвам тигров - людоедов расскажите или глистам - паразитам ...:):):)
 
Крещён в Православии
Вы это жертвам тигров - людоедов расскажите или глистам - паразитам .
Ну что-ж, как волки, так и тигры, служат людям. Несмотря на то, что порой поедают некоторых, беспечных, тем самым не давая увянуть инстинкту само-сохранения. Да и как санитары леса, обеспечивают на должном уровне, биологическое состояние природы. А глисты, ну так руки нужно мыть перед едой. И не жрать что попало, и сколько влезет. :)
Собак, пасущих овец, не существовало в природе!
Возможно у Авеля были уже.
Алексей, как способ самовыражения - приветствую, но не могу поощрять благоглупости:
Немного раньше понял главное, если желание самовыражения, связано с желанием самоутвердиться. А это бывает очень часто у меня, то дальнейшее - гордыня. Мнение полезно выражать - когда спрашивают, и то не всегда. Потому выхожу из темы. Благодарю за беседу Д.Сергий. Храни Всех Господь.!
 
Православный христианин
в том, чтобы народы власть в мире вручили иудеям (не путать с этносом) - "войны - прекратятся, экономика - расцветёт", так как именно иудеям Бог вручил эту миссию: "Близится вечное царство Израиля, когда дом Иакова будет пасти народы мира, словно бесчисленные стада, по завету Всевышнего" :cool: .
Богоизбранный народ.. а в чем заключается богоизбранность и почему именно они? В том, что из их среды воплотился Бог? Но ведь во враче нуждаются больше больные, чем здоровые...Может быть на этой земле, каждый народ выполняет свою функцию, это как отдельные детали в одном большом механизме...кто то является катализатором исторических процессов, без них вся машина замедлится, или почти прекратит свой бег на своем пути к конечной цели..
 
Православный христианин
А мне понравилась лекция третья.
для нас ценны его комментарии к Ветхозаветным и Новозаветным текстам, всегда неожиданно глубокие и оригинальные.
Сказано:
Съ преподо́бнымъ преподо́бенъ бу́деши, и съ му́жемъ непови́ннымъ непови́ненъ бу́деши, и со избра́ннымъ избра́нъ бу́деши, и со стропти́вымъ разврати́шися”(Пс.17:26-27).
А если о книге автора говорится:
Сергий_ написал(а):
О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!».
То как можно вообще что-то в ней изучать, да и еще ставить в пример к изучению???
 
Православный христианин
Загодя прошу прощения за наглость глупенько порассуждать.

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное

Как думается, Апостол, не спроста здесь говорит о именно "теле". Имея ввиду конечно-же, что не " тело восстаёт, духовное или телесное", а восстаёт человек " душевный или духовный".
Я бы по причине невозможности, собственными силами осилить сказанное, изучал слова вс. учителей:

 
Православный христианин
Богоизбранный народ.. а в чем заключается богоизбранность и почему именно они?
Ингвар, причин много, это теория раввинов и начальников, Христос - пришёл и свои не приняли, можно обсудить в отдельной теме ...
 
Православный христианин
Что называется: сам не читал, но категорически возражаю ...
Напомню и вам дед Сергей:
Правила форума
Форум предназначен для диалога с православными христианами и является приложением к интернет-порталу Азбука веры. Здесь вы сможете получить ответы на вопросы о христианстве, которые не смогли найти на сайте, или более подробные ответы на вопросы, которые нуждаются в дополнениях и уточнениях.
А если на Азбуке сказано:
О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!».
То вам как православному;) этого достаточно, чтобы не прикасаться к труду этого каббалиста:(.
 
Православный христианин
Напомню и вам дед Сергей:
Правила форума
Форум предназначен для диалога с православными христианами и является приложением к интернет-порталу Азбука веры. Здесь вы сможете получить ответы на вопросы о христианстве, которые не смогли найти на сайте, или более подробные ответы на вопросы, которые нуждаются в дополнениях и уточнениях.
А если на Азбуке сказано:
О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!».
То вам как православному;) этого достаточно, чтобы не прикасаться к труду этого каббалиста:(.


"О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!». Только таким методом можно оградить себя от попытки манипуляции сознанием от известного автора и исследователя, непонятно зачем искажающего Истину".

протоиерей Андрей Ефанов

Вы непосильную ношу возлагаете на почтенного протоиерея, который в БЛОГЕ, участвуя в дискуссии, высказал своё ЧАСТНОЕ мнение.
Не собор Святых Апостолов, Сергий?
 
Православный христианин
"О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!». Только таким методом можно оградить себя от попытки манипуляции сознанием от известного автора и исследователя, непонятно зачем искажающего Истину".

протоиерей Андрей Ефанов

Вы непосильную ношу возлагаете на почтенного протоиерея, который в БЛОГЕ, участвуя в дискуссии, высказал своё ЧАСТНОЕ мнение.
Не собор Святых Апостолов, Сергий?
"О книге необходимо сказать, что на ней смело можно ставить гриф «ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ — СЖЕЧЬ!». Только таким методом можно оградить себя от попытки манипуляции сознанием от известного автора и исследователя, непонятно зачем искажающего Истину".

протоиерей Андрей Ефанов

Вы непосильную ношу возлагаете на почтенного протоиерея, который в БЛОГЕ, участвуя в дискуссии, высказал своё ЧАСТНОЕ мнение.
Не собор Святых Апостолов, Сергий?
Дед Сергей, а сейчас приведи подтверждение слов указанного тобой автора из:
соборa Святых Апостолов
Ветхий Завет о гермафродитизме и гомосексуальности. Щедровицкий Д.
Особо стоит вопрос о гермафродитизме. Речь идет о стихе, который в Синодальном переводе передан так: Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. (Лев. 18, 22)
В оригинале же сказано: [вэ-эт-захар ло тишкав мишкэвей иша].
Это можно перевести двояко: «И не ложись с мужчиной, который с ложами женскими…», или: «И с мужчиной не ложись при ложах женских…»
Согласно одним интерпретаторам, здесь говорится о мужчине — [захар], обладающем от природы двумя «ложами», подобно женщине — [иша] (поскольку в словосочетании [мишкэвей иша], «ложа женщины», употреблено множественное число). Следовательно, речь идет о гермафродите (т. е. о человеке, имеющем одновременно мужские и женские половые признаки). В ряде языческих религий, в том числе ханаанейской, гермафродиты считались избранниками богов, им отводилась особая роль в культе, нередко они становились жрецами.
Поскольку же гермафродит, приняв на себя женскую роль и зачав, в большинстве случаев не способен выносить и родить ребенка, заповедь предписывает ему играть в браке мужскую роль. Поэтому гермафродит и именуется в приведенном стихе [захар] — «мужчина». Согласно другим интерпретаторам, в этом стихе Тора запрещает одновременное (групповое) или поочередное соитие двух мужчин с одной женщиной, могущее привести к зачатию ребенка. Именно такие зачатия (происходившие во время ритуальных оргий) были широко распространены у ханаанеев и даже считались у них особо благоприятными: дети, рождавшиеся от таких соитий, считались «детьми богов» и часто становились жрецами, правителями и т. п.
Согласно же Торе, в случаях, когда бывает невозможно установить, кто отец ребенка, или же ребенок зачат в беззаконном соитии, он рассматривается как незаконнорожденный (др.-евр. [мамзер], в Синодальном переводе — «сын блудницы»): Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. (Втор. 23, 2)
Из сказанного следует, что со стихом Лев. 18, 22 неверно соотносить то место из Послания к Римлянам, в котором говорится, что «…мужчины… разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Римл. 1, 27). Там речь идет совсем об ином — о групповом насилии, совершаемом над мужчинами (на что указывает множественное число: «мужчины на мужчинах»). Такого рода преступления описаны в Библии: их совершали, например, жители Содома и Гивы Вениаминовой (Быт. 19, 4-9; Суд. 19, 22-28).
Греческое слово [асхемосюнэ], переведенное как «срам», означает «обезображивание», «нарушение формы», «порча красоты». Очевидно, жертвы подобных насилий подвергались побоям и надругательствам, безобразившим их внешность. Содержащиеся в Синодальном переводе упоминания о «мужеложестве» (I Кор. 6, 9; Тим. 1, 10) связаны с неточным пониманием греческого слова [арсенокоитай], обозначающего насильников над мужчинами. В ряде современных иноязычных переводов Библии это слово передается более адекватно (I Кор. 6, 9: английский перевод «New International Version» — «homosexual offenders», т. е. «гомосексуальные насильники»; немецкий перевод «Die Heilige Schrift, aus dem Grundtext ubersetzt» — «Knabenschander» т.е. «насилующие мальчиков», и т. д.).
Необходимо также обратить внимание на конкретные запреты «открывать наготу» (библейский эвфемизм, обозначающий половую близость) отца и брата отца (Лев. 18, 7 и 14). Эти частные запреты осмысленны только в том случае, если не существует общего запрета на подобного рода отношения
Таким образом, Писание не содержит каких-либо общих запретительных или разрешительных установлений относительно гомосексуальных отношений — всякие предписания на сей счет восходят к каким-то иным, обычно конфессиональным или социокультурным, но не библейским представлениям.
Фрагмент книги: Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. III том, Книги Левит, Чисел и Второзакония. — М., «Теревинф», 2000. стр. 82.
Жду развернутое подтверждение этой каббалистической ахинеи, которую ты защищаешь?
 
Православный христианин
Жду развернутое подтверждение этой каббалистической ахинеи, которую ты защищаешь?
Почтеннейший Сергий, когда мы перешли на "ТЫ"?
И что в приведенной цитате можно отнести к каббале?
Где тут про древо сефирот? Надо объяснять?

Древо Жизни – Древо сефирот (сфирот) (каббала) : «Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предание») — духовное учение в иудаизме, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир (Бахир), Зоар (Зогар) и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль).
************************************************************************************************
Ведя дискуссию, нельзя называть "фашистом" человека, который тебе не нравится ....
За этим термином, как и за каббалой закреплено ИНОЕ ...;)

Спорить с Дмитрием Щедровицким по существу (по точности перевода) охотников не находится, кстати и мнения своего он не навязывает, указывая БОГАТСТВО вариантов перевода, выбирайте, что Вам кажется правильным ...
Библии три тысячи лет и сложно заглянуть в мир авторов, переписчики и толкователи образовали много школ уже в древности ...
Вам - то что? Выучите иврит, древнегреческий и латынь и спорьте по существу с переводом ...
 
Сверху