тело, душа и дух

Крещён в Православии
ело не умаляет естества человеческого; наоборот, оно его восполняет, сообщает некоторую законченность. В человеке благодаря этому Палама находит и превосходство его над Ангелами. Прежде всего это имеет отношение к образу Божию в человеке. Если Ангелы превосходят человека по подобию, то по образу Божию душа человека выше Ангела. «Умное и словесное естество души, — говорит он, — одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем Ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства и не чувствовало и не действовало достойно Создавшего его по Своему образу. Так после прародительского греха... утратив житие по Божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его». Это первое, что возвышает человечество над миром бесплотных небожителей. Вспомним, кстати, что эта мысль проходит и в нашем литургическом богословии: «…образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений».
Как данный отрывок связан с дискуссией о понимании дух при трихономичесекой антропологии?
Более того, атор данного текста обрезал цитату свт. Григория Паламы на самом важном месте, а именно, что образ Бога в человек отличается от ангельского наличием духа жизни, которое дается телу. У ангелов нет подобного духа жизни, ибо нет тела. В связи с наличием духа жизни (как духа любви), исходящего от ума, которые еще и рождает слово, душа человека в глазах Божьих имеет большую значимость чем ангелы, которые служат Богу.

Вы постоянно уходите от темы обсуждения и постоянно цитируете невпопад . Ваше сознание, в моем понимании, подобно воде, которое растекается по дереву и не может собраться в одном месте (в нашем случае сосредоточиться на обсуждаемой теме).
 
Православный христианин
Спасибо!
На основании своего вывода прошу прокомментировать следующие стихи из послание к Евреям

4:12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее
всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения
души и духа, составов и мозгов, и
судит помышления и намерения сердечные.

PS Неужели высшая часть души разделяется со всей душой?
И Вам спаси Бог за точную подачу! Посмотрите на анализ Щедровицкого Д., пусть время уйдёт, но для точного анализа необходимо знать ИВРИТ, Ветхий Завет (В.З.) содержит 5 вербальных понятий для души, употреблённых к месту и со смыслом:
(при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня
— חיה ‹хайа́› и יחידה ‹йехида́›, соответственно «живая» и «единственная»).

Пока осторожно стою на функциональных аспектах души (как и природа тела - плоть едина, но различается функционально, почки, печень, рука, ... ).
Дух - высшие ОРГАНЫ ДУШИ ЕДИНОЙ у человека, когда дух в человеке - жива душа его:







Рассматривая понятие «дух», «руах», важно отметить, что оно имеет несколько значений, но его основное значение — это «ветер». Природа ветра такова, что, хотя мы его не видим, но все же можем его ощутить, почувствовать.

Когда же Библия говорит о духе человека, она подразумевает его дыхание. Имеется в виду, что пока в человеке присутствует дух, то есть он дышит, он живой. Например: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук 23:46). Умирая, Иисус сделал последний выдох, после которого уже не вдохнул. Таким образом библейский текст передает Его смерть.
Но часто слова «испустил дух» многие люди неправильно понимают. Также это относится и к словам из 12-й главы книги Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7). Эти стихи толкуются так, что якобы из человека выходит душа, что на самом деле неверно, поскольку в них говорится о дыхании человека.
Священное Писание в книге Бытие четко говорит, что когда Бог создал человека из праха, Он вдунул в него дыхание жизни, и тогда человек стал живым, сделав первый вдох благодаря Богу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7). Таким образом, аспекты, связанные с телом человека, созданным Творцом, плюс Божье дыхание жизни вместе составляют человеческую душу. Следовательно, в Библии, душа — это не какая-то неопределенная бессмертная субстанция, которая покидает тело, а живой человек, и этому есть множество подтверждений в Священном Писании.

Для людей, незнакомых с библейскими терминами, существует еще одно сложное для понимания понятие «душа». Примером этого может послужить следующий рассказ:
Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем (Деян.20:9-10).
У читающих может возникнуть вопрос: каким образом апостол Павел узнал, что душа юноши находилась в нем?
Чтобы это понять, необходимо рассмотреть библейское определение слова «душа», которое в древнееврейском языке передается словом «нефеш». Обратимся к книге Левит: «ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его» (Лев 17:14). Так, Библия четко определяет, что плотская часть души человека — это его кровь.

У души пять функциональных уровней: нефеш, руах, нешама, хая, ехида. В двух словах. Нефеш - самый нижний уровень, который "отвечает" за системы жизнеобеспечения организма. Центром этого уровня души в нашем теле является печень. В некоторых тюркских языках печень и душа обозначаются одним словом джигар (похоже на ВНС - вегетативную нервную систему, которая есть и у животных).

Руах управляет эмоциональной сферой человека. На этом уровне души пробуждаются желания, страсти; Сердце - жилище руаха. У русских — душа болит — показывают на сердце.
Руах в иврите — ветер (!!!), душа, дух, руах а-кодеш — Святой Дух, руах элоким — дух Божий, но можно понимать и как ветер элокимов, то, что вдули элокимы в мясо.

Нешама - это уже интеллектуальный уровень. На этом уровне человек "создает" себя: борется с соблазнами, подчиняет себя выбранным целям. Мозг - адрес нешамы в теле. Нешима — сочетание вдохов и выдохов. Если палеолингвистически порассуждать, то в иврите душа и дыхание взаимосвязаны. Интересно, в Израиле как считают биологическую смерть человека — с прекращением дыхания? В СССР биологическую смерть человека отсчитывали от момента смерти мозга. Резонно. Умирал орган средоточения нешамы.

Нефеш, руах и нешаму часто объединяют под одним названием: нешама.

Три этих уровня представляют собой как бы единый блок. Нефеш руководит нашим телом, подчинен руаху, работа органов зависит от общего эмоционального фона. Руах подчинен нешаме, разум должен подчинять эмоции.
Объединение нефеша, руаха и нешамы внутри тела придают человеку внутренний свет. Свет и кожа в иврите палеолингвистически связаны. Здесь же — блестящий слой эпидермиса. Катафот. Светоотражающая функция кожи. Вот такие кожаные одежды дали элокимы Адаму и его ампутированному двойнику. Они приобрели оболочку. По типу того как мозг находится в оболочке черепа, а без него представляет собой просто жижу.

Два высших уровня души — это хая и ехида.
Хая — живчик, жизненная сила.
Ехида — личность, то, что отличает человека даже от близнеца.

Одновременна внутренняя семантика присутствует: ор-ур — пробудись, восстань. т.е. тварь, получив от элокимов эти кожаные одежды из эпидермиса, света, цвета, должна пробудиться.
 
Православный христианин
Вы постоянно уходите от темы обсуждения и постоянно цитируете невпопад . Ваше сознание, в моем понимании, подобно воде, которое растекается по дереву и не может собраться в одном месте (в нашем случае сосредоточиться на обсуждаемой теме).
Тема широка, Вячеслав, Вы правы, растекаюсь, чтобы дать представление не Вам, а ищущим, о далёких горизонтах церковной антропологии человека. Далее буду заужать тему по необходимости ... :)
 
Крещён в Православии
И Вам спаси Бог за точную подачу! Посмотрите на анализ Щедровицкого Д., пусть время уйдёт, но для точного анализа необходимо знать ИВРИТ, Ветхий Завет (В.З.) содержит 5 вербальных понятий для души, употреблённых к месту и со смыслом:
(при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня
— חיה ‹хайа́› и יחידה ‹йехида́›, соответственно «живая» и «единственная»).

Пока осторожно стою на функциональных аспектах души (как и природа тела - плоть едина, но различается функционально, почки, печень, рука, ... ).
Дух - высшие ОРГАНЫ ДУШИ ЕДИНОЙ у человека, когда дух в человеке - жива душа его:







Рассматривая понятие «дух», «руах», важно отметить, что оно имеет несколько значений, но его основное значение — это «ветер». Природа ветра такова, что, хотя мы его не видим, но все же можем его ощутить, почувствовать.

Когда же Библия говорит о духе человека, она подразумевает его дыхание. Имеется в виду, что пока в человеке присутствует дух, то есть он дышит, он живой. Например: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук 23:46). Умирая, Иисус сделал последний выдох, после которого уже не вдохнул. Таким образом библейский текст передает Его смерть.
Но часто слова «испустил дух» многие люди неправильно понимают. Также это относится и к словам из 12-й главы книги Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7). Эти стихи толкуются так, что якобы из человека выходит душа, что на самом деле неверно, поскольку в них говорится о дыхании человека.
Священное Писание в книге Бытие четко говорит, что когда Бог создал человека из праха, Он вдунул в него дыхание жизни, и тогда человек стал живым, сделав первый вдох благодаря Богу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7). Таким образом, аспекты, связанные с телом человека, созданным Творцом, плюс Божье дыхание жизни вместе составляют человеческую душу. Следовательно, в Библии, душа — это не какая-то неопределенная бессмертная субстанция, которая покидает тело, а живой человек, и этому есть множество подтверждений в Священном Писании.

Для людей, незнакомых с библейскими терминами, существует еще одно сложное для понимания понятие «душа». Примером этого может послужить следующий рассказ:
Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем (Деян.20:9-10).
У читающих может возникнуть вопрос: каким образом апостол Павел узнал, что душа юноши находилась в нем?
Чтобы это понять, необходимо рассмотреть библейское определение слова «душа», которое в древнееврейском языке передается словом «нефеш». Обратимся к книге Левит: «ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его» (Лев 17:14). Так, Библия четко определяет, что плотская часть души человека — это его кровь.

У души пять функциональных уровней: нефеш, руах, нешама, хая, ехида. В двух словах. Нефеш - самый нижний уровень, который "отвечает" за системы жизнеобеспечения организма. Центром этого уровня души в нашем теле является печень. В некоторых тюркских языках печень и душа обозначаются одним словом джигар (похоже на ВНС - вегетативную нервную систему, которая есть и у животных).

Руах управляет эмоциональной сферой человека. На этом уровне души пробуждаются желания, страсти; Сердце - жилище руаха. У русских — душа болит — показывают на сердце.
Руах в иврите — ветер (!!!), душа, дух, руах а-кодеш — Святой Дух, руах элоким — дух Божий, но можно понимать и как ветер элокимов, то, что вдули элокимы в мясо.

Нешама - это уже интеллектуальный уровень. На этом уровне человек "создает" себя: борется с соблазнами, подчиняет себя выбранным целям. Мозг - адрес нешамы в теле. Нешима — сочетание вдохов и выдохов. Если палеолингвистически порассуждать, то в иврите душа и дыхание взаимосвязаны. Интересно, в Израиле как считают биологическую смерть человека — с прекращением дыхания? В СССР биологическую смерть человека отсчитывали от момента смерти мозга. Резонно. Умирал орган средоточения нешамы.

Нефеш, руах и нешаму часто объединяют под одним названием: нешама.

Три этих уровня представляют собой как бы единый блок. Нефеш руководит нашим телом, подчинен руаху, работа органов зависит от общего эмоционального фона. Руах подчинен нешаме, разум должен подчинять эмоции.
Объединение нефеша, руаха и нешамы внутри тела придают человеку внутренний свет. Свет и кожа в иврите палеолингвистически связаны. Здесь же — блестящий слой эпидермиса. Катафот. Светоотражающая функция кожи. Вот такие кожаные одежды дали элокимы Адаму и его ампутированному двойнику. Они приобрели оболочку. По типу того как мозг находится в оболочке черепа, а без него представляет собой просто жижу.

Два высших уровня души — это хая и ехида.
Хая — живчик, жизненная сила.
Ехида — личность, то, что отличает человека даже от близнеца.

Одновременна внутренняя семантика присутствует: ор-ур — пробудись, восстань. т.е. тварь, получив от элокимов эти кожаные одежды из эпидермиса, света, цвета, должна пробудиться.
Теперь мне понятно, что Вы не знаете как ответить и гулите цитаты, которые потом здесь публикуете. Вы просто занимаетесь обычным троллингом.
 
Православный христианин
Теперь мне понятно, что Вы не знаете как ответить и гуглите цитаты, которые потом здесь публикуете. Вы просто занимаетесь обычным троллингом.
:oops::rolleyes:o_O
В мыслях не было, последняя цитата о пяти уровнях души лингвистически определима в текстах Ветхого и Нового Заветов и НУЖДАЕТСЯ в комментариях, ... я понимаю Вашу усталость, отдохните, сделайте шаг назад и издали последите за обсуждением.
Очень Вам признателен, Вы меня - МОТИВИРОВАЛИ ...:):):)
 
Православный христианин
Тема широка, Вячеслав, Вы правы, растекаюсь, чтобы дать представление не Вам, а ищущим, о далёких горизонтах церковной антропологии человека. Далее буду заужать тему по необходимости ... :)
Дед Сергий чтобы дать представление другим о такой наисложнейшей теме , нужно ее хорошо понимать. Сейчас вы выдергиваете какие- то отрывки текстов в которых просто пробуксовываете. Вы разбираетесь в догматическом богословии?
 
Крещён в Православии
Тема широка, Вячеслав, Вы правы, растекаюсь, чтобы дать представление не Вам, а ищущим, о далёких горизонтах церковной антропологии человека. Далее буду заужать тему по необходимости ... :)
Мой вопрос узкий. Как слово Божье может разделять дух и душу, если дух является частью души?

Ответ простой. Это возможно только в том случае, когда дух есть Божественные дары, которые даются душе по благодати. Слово Божие при обличении души в грехе как острый меч отделяет дух (дары и благодать) от души. Тоже произошло с Адамом и Евой, когда слово Божье подобно мечу лишило их благодати и даров славы в силу их греха. Святые отцы учат, что дух в сравнении с разумной душой и телом есть благодать и Божественные дары, которые могут отделяться от людей свидетельством слова Божьего при наличии греха. Также термин "дух" в других случаях может означать ум души и саму душу. Трихотомичное понимание человека относится не к антропологии, а к вопросам аскетики.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Алексей, я не буду комментировать Ваше сообщение, чтобы не нанести Вам душевной травмы. Скажу только одно, что Вы далеки от истины и идете совсем в другую сторону.
Нет уж наносите Вячеслав, я не кисейная барышня, да почему же Вы решили, что в состоянии это сделать? У меня психика в порядке.:)

Конечно я мыслю примитивно, и ещё раз хочу пояснить, что не противник Ваших знаний, а потребитель!

На протяжении всего Ветхого завета, Бог, постепенно открывает человеку способ личностного бытия. Но, только личностного. Таким образом предуготовляя сознание людей к Воплощению. Никакой потребности в таких определениях как ипостась, лицо, не существует, для ветхо-заветного Бога. Все эти определения приобретают значение только при Воплощении. Почему же вообще понадобилось такое определение для Св.Троицы - как ипостась. Возможно что-бы разделить на Лица, не деля Природу. А это возможно только при наличии такого определения как ипостась. Так как любая Ипостась Божества, владеет полнотой Природы Бога. Следовательно Сама- Бог. Что и важно для нас при Воплощении. Отец - рождает, Сын - рождается, Св.Дух - исходит. Всё это происходит предвечно внутри Божественной Троицы. Но, и является для нас доказательством, что Иисус Христос будучи Ипостасью Бога- Слова, владеет как Ипостась второго Лица, всей полнотой Божественной Природы и является совершенным Богом. А так как Ипостась Слова вобрала в Себя, ещё человеческую природу, то и совершенным Человеком. И то, что эта Ипостась стала сложной, ничего не меняет для нас, Божественная Природа Ипостаси сохраняет Свою Полноту.
Но, в акте Воплощения необходимо выделить личностные деяния Второго Лица Пресвятой Троицы. Для чего мудрые философы иже Отцы Церкви вводят понятие Личности - Лица. Что было бы очень трудно, даже невозможно сделать без понятия Ипостаси. Ипостась позиционирует Личность. Но и даёт возможность созерцать Природу Бога. В дальнейшем эти понятия получили продолжение и развитие в учении, о природе человека. Что имеет второстепенное значение в Богопознании.

Конечно это грубо и примитивно, вполне допускаю что подобные умозаключения уводят меня в другую сторону от правильного осмысления. Но, самое главное Вячеслав, что-бы они не увели меня от Церкви, Храма Господня.:)
 
Православный христианин
Дед Сергий чтобы дать представление другим о такой наисложнейшей теме , нужно ее хорошо понимать. Сейчас вы выдергиваете какие- то отрывки текстов в которых просто пробуксовываете. Вы разбираетесь в догматическом богословии?
Мой вопрос узкий. Как слово Божье может разделять дух и душу, если дух является частью души?
А как скальпель хирурга отделяет орган от тела?
Чистый троллинг. Не стыдно Вам как христианину троллить других христиан?
Вячеслав, оставьте подозрения, хотите участвовать в дискуссии? Хорошо, но не жалуйтесь на меня Urbi et orbi ("городу и миру").
Аристокл, я не "выдёргиваю" цитаты, а публикую то, с чем согласен. Я хотел и хочу, чтобы в эту глубину заглянули многие, чтобы лучшие гебраисты, такие, как Щедровицкий Д., стали известны и их труды были вовлечены в интеллектуальный оборот.
Я не могу сказать, что в церковной антропологии для меня не осталось "серой зоны", в трудах людей посвятивших этой теме ВСЮ ЖИЗНЬ используется и дихотомия и трихотомия человека, то ли как метод исследования, то ли по существу ... Надо разбираться?:cool::)
 
Крещён в Православии
Нет уж наносите Вячеслав, я не кисейная барышня, да почему же Вы решили, что в состоянии это сделать? У меня психика в порядке.:)

Конечно я мыслю примитивно, и ещё раз хочу пояснить, что не противник Ваших знаний, а потребитель!

На протяжении всего Ветхого завета, Бог, постепенно открывает человеку способ личностного бытия. Но, только личностного. Таким образом предуготовляя сознание людей к Воплощению. Никакой потребности в таких определениях как ипостась, лицо, не существует, для ветхо-заветного Бога. Все эти определения приобретают значение только при Воплощении. Почему же вообще понадобилось такое определение для Св.Троицы - как ипостась. Возможно что-бы разделить на Лица, не деля Природу. А это возможно только при наличии такого определения как ипостась. Так как любая Ипостась Божества, владеет полнотой Природы Бога. Следовательно Сама- Бог. Что и важно для нас при Воплощении. Отец - рождает, Сын - рождается, Св.Дух - исходит. Всё это происходит предвечно внутри Божественной Троицы. Но, и является для нас доказательством, что Иисус Христос будучи Ипостасью Бога- Слова, владеет как Ипостась второго Лица, всей полнотой Божественной Природы и является совершенным Богом. А так как Ипостась Слова вобрала в Себя, ещё человеческую природу, то и совершенным Человеком. И то, что эта Ипостась стала сложной, ничего не меняет для нас, Божественная Природа Ипостаси сохраняет Свою Полноту.
Но, в акте Воплощения необходимо выделить личностные деяния Второго Лица Пресвятой Троицы. Для чего мудрые философы иже Отцы Церкви вводят понятие Личности - Лица. Что было бы очень трудно, даже невозможно сделать без понятия Ипостаси. Ипостась позиционирует Личность. Но и даёт возможность созерцать Природу Бога. В дальнейшем эти понятия получили продолжение и развитие в учении, о природе человека. Что имеет второстепенное значение в Богопознании.

Конечно это грубо и примитивно, вполне допускаю что подобные умозаключения уводят меня в другую сторону от правильного осмысления. Но, самое главное Вячеслав, что-бы они не увели меня от Церкви, Храма Господня.:)
В принципе есть верное понимание. Это понимание необходимо совершенствовать. Спасибо!
 
Крещён в Православии
А как скальпель хирурга отделяет орган от тела?
Как? Душа простая по сущности. Как разделить простую сущность на части, прошу Вас поведать?
Вячеслав, оставьте подозрения, хотите участвовать в дискуссии? Хорошо, но не жалуйтесь на меня Urbi et orbi ("городу и миру").
С Вами невозможно вести дискуссию. Вы к ней не готовы. Вы готовы заливать из гула простыни цитат и картинок, которые в большинстве случаев не к месту.
 
Православный христианин
Как? Душа простая по сущности. Как разделить простую сущность на части, прошу Вас поведать?

С Вами невозможно вести дискуссию. Вы к ней не готовы. Вы готовы заливать из гугла простыни цитат и картинок, которые в большинстве случаев не к месту.
"которые в большинстве случаев не к месту" - значит, по Вашему даже, не всегда. Первоисточники показываю ВСЕМ, гостям форума, оппонентам - для описания предметной области.
Трихотомия человека подробно изложена у Н. А. Мотовилова, дам сноску, чтобы не тащить весь текст (Вы вообще читали ЭТО?) :



Вся сущность главных оснований этого дела такова: вот смотри – в тебе самом дух человеческий отдельно от души», – и показал мне в узлах той системы нервной или мозговой, в точности не могу прямо сказать по неточному знанию зоологических терминов, которое составляет средоточие белого чистого умственного сока, и как мне показано было положение имеющего около почек над тазом – скелета человеческого, и дух был виден, как пламя горящей свечи, или, как представляется на святых иконах во время сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков. «Вот это – дух человеческий, – сказал мне невидимый, – таков он есть во всяком человеке, и с ним, равно как и с душою, он (человек) был сотворен Богом из персти земной или красноватой глины на горе Морие
 
Православный христианин
"которые в большинстве случаев не к месту" - значит, по Вашему даже, не всегда. Первоисточники показываю ВСЕМ, гостям форума, оппонентам - для описания предметной области.
Трихотомия человека подробно изложена у Н. А. Мотовилова, дам сноску, чтобы не тащить весь текст (Вы вообще читали ЭТО?) :



Вся сущность главных оснований этого дела такова: вот смотри – в тебе самом дух человеческий отдельно от души», – и показал мне в узлах той системы нервной или мозговой, в точности не могу прямо сказать по неточному знанию зоологических терминов, которое составляет средоточие белого чистого умственного сока, и как мне показано было положение имеющего около почек над тазом – скелета человеческого, и дух был виден, как пламя горящей свечи, или, как представляется на святых иконах во время сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков. «Вот это – дух человеческий, – сказал мне невидимый, – таков он есть во всяком человеке, и с ним, равно как и с душою, он (человек) был сотворен Богом из персти земной или красноватой глины на горе Морие
Мне кажется по теме сообщения вы гуглите и забрасывает на форум первый попавшийся текст....Ну кто такой Мотовилов? Человек был одержим не один год..Мы даже не уверены что он точно передавал мысли Преподобного Серафима....
 
Православный христианин
Мне кажется по теме сообщения вы гуглите и забрасывает на форум первый попавшийся текст....Ну кто такой Мотовилов? Человек был одержим не один год..Мы даже не уверены что он точно передавал мысли Преподобного Серафима....
Стыдно так о Мотовилове Н.А. отзываться, на основе "Беседы" нынешние православные греки свою Сотериологию (Сотериология — греческое слово, которое означает учение о спасении и происходит оно от двух греческих слов — сотерия, что означает спасение, избавление, исцеление и логос — слово, учение и т. д.) строят.

Беседы преподобного Серафима с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа (фрагмент)


«Так-то, ваше Боголюбие, так в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, милостыня, бдение, и пост, и другие добродетели суть только средство к стяжанию Духа Божиего».

«Как же стяжание? — спросил я его. — Я что-то этого не понимаю».

«Стяжание все равно что приобретение, — отвечал он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег; так все равно и стяжание Духа Божия. Так и Сам Господь землю нашу называет торжищем, а жизнь — куплею и дает нам заповедь: дондеже приду».
 
Крещён в Православии
Мне кажется по теме сообщения вы гуглите и забрасывает на форум первый попавшийся текст....Ну кто такой Мотовилов? Человек был одержим не один год..Мы даже не уверены что он точно передавал мысли Преподобного Серафима....
Полностью согласен с Вашими словами. +1000
 
Крещён в Православии
Нет смысла говорить о хайе и ехиде - эти понятия души трудно отнести к падшему человеку; среди нынешних людей этих двух уровней души в четком их значении нет.

Лучше всего привести несколько строк из Библии:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (נִשְׁמַת - ниш’мат) жизни (חַיִּים - хайийм), и стал человек душею (לְנֶפֶשׁ – лэнэфэш, ) живою (хайаh) (Быт. 2:7).
"Нэфэш" - это то, что больше напоминает понятие "тропос", материализовавшуюся волю Творца. Другими словами - это участие в любом творении Самого Творца; Его присутствие в каждом творении. Это лишенное развития духовное (т.е. зависимое от Господа и Им же реализованное в бытии) начало каждого творения (и живого и неживого); это созидающая энергия Господа.

А "хайях" - в отношении нынешних людей это частично и биология; а вообще это то, что делает неживую материю живой; другими словами это созидающая энергия Бога несколько избыточная (дополнительная), чтоб неживое стало живым; а в случае, если материя живая, чтоб неосмысленное стало осмысленным (неразумное стало разумным).

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (וְהָרוּחַ - в’hаруха) возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).
А, вот, "hаруха" говорит о движении: главное значение этого слова - "ветер". Свойство ветра - увлекать в своем направлении посторонние предметы.

И есть еще понятие "нешама" - высшее проявление осознанного бытия, частица Бога в человеке; никогда незамутненная, и немогущая согрешить.
Так вот "руаха" - та часть души, которая которая увлекает осознанное бытие человека к состоянию "нешамы". В человеке "руаха" повреждена. Движущая сила души. Именно "руаха" в человеке может "подуть" не в ту сторону; т.е. не в сторону "нешамы", а в сторону сами знаете кого.

Человек в жизни вечной, по Замыслу, должен иметь "нешаму", или лучше сказать, уподобиться "нешаме". Адам с Евой, находясь в состоянии "нешамы" имели и "руаху", как дар от Бога - возможность следовать своим желаниям; т.е. возможность быть увлекаемым любым "ветром".
 
Православный христианин
Человек в жизни вечной, по Замыслу, должен иметь "нешаму", или лучше сказать, уподобиться "нешаме". Адам с Евой, находясь в состоянии "нешамы" имели и "руаху", как дар от Бога - возможность следовать своим желаниям; т.е. возможность быть увлекаемым любым "ветром".
Очень интересно, тем более, что в вечности и согрешить человек уже не сможет, руаха уже навсегда будет направлена ТОЛЬКО к Пресвятой Троице, но почему "хайях" - вне зоны исследования?
В первом приближении - это жизненная сила, избыточествующая в здоровых детях и у святых проявляющаяся в бодрости несломленного духа?
Вячеслав настаивает на тезисе простоты души, как природы, что заставляет его определять дух, как дар благодати (внешний по сути относительно души), полагаю, что как плотская природа человека (будучи простой) предусмотрела многие специализированные органы тела, так и душа имеет функциональные части, отличные друг от друга, как сердце от печени ...
 
Православный христианин
Нет смысла говорить о хайе и ехиде - эти понятия души трудно отнести к падшему человеку; среди нынешних людей этих двух уровней души в четком их значении нет.

Лучше всего привести несколько строк из Библии:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (נִשְׁמַת - ниш’мат) жизни (חַיִּים - хайийм), и стал человек душею (לְנֶפֶשׁ – лэнэфэш, ) живою (хайаh) (Быт. 2:7).
"Нэфэш" - это то, что больше напоминает понятие "тропос", материализовавшуюся волю Творца. Другими словами - это участие в любом творении Самого Творца; Его присутствие в каждом творении. Это лишенное развития духовное (т.е. зависимое от Господа и Им же реализованное в бытии) начало каждого творения (и живого и неживого); это созидающая энергия Господа.

А "хайях" - в отношении нынешних людей это частично и биология; а вообще это то, что делает неживую материю живой; другими словами это созидающая энергия Бога несколько избыточная (дополнительная), чтоб неживое стало живым; а в случае, если материя живая, чтоб неосмысленное стало осмысленным (неразумное стало разумным).

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (וְהָרוּחַ - в’hаруха) возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).
А, вот, "hаруха" говорит о движении: главное значение этого слова - "ветер". Свойство ветра - увлекать в своем направлении посторонние предметы.

И есть еще понятие "нешама" - высшее проявление осознанного бытия, частица Бога в человеке; никогда незамутненная, и немогущая согрешить.
Так вот "руаха" - та часть души, которая которая увлекает осознанное бытие человека к состоянию "нешамы". В человеке "руаха" повреждена. Движущая сила души. Именно "руаха" в человеке может "подуть" не в ту сторону; т.е. не в сторону "нешамы", а в сторону сами знаете кого.

Человек в жизни вечной, по Замыслу, должен иметь "нешаму", или лучше сказать, уподобиться "нешаме". Адам с Евой, находясь в состоянии "нешамы" имели и "руаху", как дар от Бога - возможность следовать своим желаниям; т.е. возможность быть увлекаемым любым "ветром".
Павел, вам уже неоднократно указывали, что вы совершенно не к месту приводите свои ссылки из каббализма. Вывод один, вы как и дед Сергей просто троллите.
Апостол Павел,Апостол Иоанн и все другие, прекрасно владели языком Библии,мало того, все Ветхозаветные пророки владели им в совершенстве-как один.И никто из них, нигде не высказывал такой интерпретации, какую Вы сюда заносите из современного каббализма.Но с ним-то ладно,у них Христа нет, надо же чем то выделиться, ну пусть артикуляцией,а кто разберется в этом "руах", "нефеш" , "нешама".Попудрим им мозги своим "величием скрытого знания".
 
Православный христианин
Трихотомия человека подробно изложена у Н. А. Мотовилова, дам сноску, чтобы не тащить весь текст (Вы вообще читали ЭТО?) :

Мотовилов. Дух, душа и тело, и грех Адама - Великая Дивеевская Тайна - Пасха Святой Руси

Вся сущность главных оснований этого дела такова: вот смотри – в тебе самом дух человеческий отдельно от души», – и показал мне в узлах той системы нервной или мозговой, в точности не могу прямо сказать по неточному знанию зоологических терминов, которое составляет средоточие белого чистого умственного сока, и как мне показано было положение имеющего около почек над тазом – скелета человеческого, и дух был виден, как пламя горящей свечи, или, как представляется на святых иконах во время сошествия Святого Духа на апостолов, в виде огненных языков. «Вот это – дух человеческий, – сказал мне невидимый, – таков он есть во всяком человеке, и с ним, равно как и с душою, он (человек) был сотворен Богом из персти земной или красноватой глины на горе Морие
А теперь изучите дед Сергей, что сказано на Азбуке:
Книга Бытия 2:7
Прп. Серафим Саровский
Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, - что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как батюшка святый апостол Павел утверждает: Да будет всесовершен ваш дух, душа и плоть в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. И все три сии части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным Божиим созданиям.
Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим.
Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную. Адам сотворен был до того неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием. Все покорено было ему, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари. И все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих. От, этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адамово из Всетворческих Уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, нет, да и едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее и многознательнее его.
Когда Господь повелел ему нарещи имена всякой твари, то каждой твари он дал на языке такие названия, которые знаменуют вполне все качества, всю силу и все свойства твари, которые она имеет по дару Божиему, дарованному ей при ее сотворении. Вот по этому-то дару выше естественной Божией благодати, ниспосланному ему от дыхания жизни, Адам мог видеть и разуметь и Господа, ходящего в рай, и постигать глаголы Его, и беседы святых Ангелов, и язык всех тварей и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто и что для Адама до его падения было так ясно.
Такую же премудрость, и силу, и всемогущество, и все прочие благие и святые качества Господь Бог даровал и Еве, сотворив ее не от персти земной, а от ребра Адамова в Едеме сладости, в рай, насажденном Им посреди земли. Для того, чтобы они могли удобно и всегда поддерживать в себе бессмертные, Богоблагодатные и всесовершенные свойства сего дыхания жизни, Бог посадил посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил всю сущность и полноту даров этого Божественного Своего дыхания.
Если бы не согрешили, то Адам и Ева сами и все их потомство могли бы всегда, пользуясь вкушением от плода древа жизни, поддерживать в себе вечно животворящую силу благодати Божией и бессмертную, вечно юную полноту сил плоти, души и духа и непрестанную нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного своего состояния, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного.
Когда же вкушением от древа познания добра и зла - преждевременно и противно заповеди Божией - узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара благодати Духа Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не убо бе прославлен.
Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.
 
Сверху