И Вам спаси Бог за точную подачу! Посмотрите на анализ Щедровицкого Д., пусть время уйдёт, но для точного анализа необходимо знать ИВРИТ,
Ветхий Завет (В.З.) содержит 5 вербальных понятий для души, употреблённых к месту и со смыслом:
(при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня
— חיה ‹хайа
́› и יחידה ‹йехида
́›, соответственно «живая» и «единственная»).
Пока осторожно стою на функциональных аспектах души (как и природа тела - плоть едина, но различается функционально, почки, печень, рука, ... ).
Дух - высшие ОРГАНЫ ДУШИ ЕДИНОЙ у человека, когда дух в человеке - жива душа его:
Рассматривая понятие «дух», «руах», важно отметить, что оно имеет несколько значений, но его основное значение — это «ветер». Природа ветра такова, что, хотя мы его не видим, но все же можем его ощутить, почувствовать.
Когда же Библия говорит о духе человека, она подразумевает его дыхание. Имеется в виду, что пока в человеке присутствует дух, то есть он дышит, он живой.
Например: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук 23:46). Умирая, Иисус сделал последний выдох, после которого уже не вдохнул. Таким образом библейский текст передает Его смерть.
Но часто слова «испустил дух» многие люди неправильно понимают. Также это относится и к словам из 12-й главы книги Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл 12:7). Эти стихи толкуются так, что якобы из человека выходит душа, что на самом деле неверно, поскольку в них говорится о дыхании человека.
Священное Писание в книге Бытие четко говорит, что когда Бог создал человека из праха, Он вдунул в него
дыхание жизни, и тогда человек стал живым, сделав первый вдох благодаря Богу:
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2:7). Таким образом,
аспекты, связанные с телом человека, созданным Творцом,
плюс Божье дыхание жизни вместе составляют человеческую душу. Следовательно, в Библии, душа — это не какая-то неопределенная бессмертная субстанция, которая покидает тело, а живой человек, и этому есть множество подтверждений в Священном Писании.
Для людей, незнакомых с библейскими терминами, существует еще одно сложное для понимания понятие «душа». Примером этого может послужить следующий рассказ:
Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь,
ибо душа его в нем (Деян.20:9-10).
У читающих может возникнуть вопрос: каким образом апостол Павел узнал, что душа юноши находилась в нем?
Чтобы это понять, необходимо рассмотреть библейское определение слова «душа», которое в древнееврейском языке передается словом «нефеш». Обратимся к книге Левит: «ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его» (Лев 17:14).
Так, Библия четко определяет, что плотская часть души человека — это его кровь.
У души пять функциональных уровней:
нефеш, руах, нешама, хая, ехида. В двух словах.
Нефеш - самый нижний уровень, который "отвечает" за системы жизнеобеспечения организма. Центром этого уровня души в нашем теле является печень. В некоторых тюркских языках печень и душа обозначаются одним словом джигар (
похоже на ВНС - вегетативную нервную систему, которая есть и у животных).
Руах управляет эмоциональной сферой человека. На этом уровне души пробуждаются желания, страсти; Сердце - жилище руаха. У русских — душа болит — показывают на сердце.
Руах в иврите —
ветер (!!!), душа, дух, руах а-кодеш — Святой Дух, руах элоким — дух Божий, но можно понимать и как ветер элокимов, то, что вдули элокимы в мясо.
Нешама - это уже интеллектуальный уровень. На этом уровне человек "создает" себя: борется с соблазнами, подчиняет себя выбранным целям. Мозг - адрес нешамы в теле.
Нешима — сочетание вдохов и выдохов. Если палеолингвистически порассуждать, то в иврите душа и дыхание взаимосвязаны. Интересно, в Израиле как считают биологическую смерть человека — с прекращением дыхания? В СССР биологическую смерть человека отсчитывали от
момента смерти мозга. Резонно. Умирал орган средоточения нешамы.
Нефеш, руах и нешаму часто объединяют под одним названием: нешама.
Три этих уровня представляют собой как бы единый блок.
Нефеш руководит нашим телом, подчинен
руаху, работа органов зависит от общего эмоционального фона.
Руах подчинен
нешаме, разум должен подчинять эмоции.
Объединение нефеша, руаха и нешамы внутри тела придают человеку внутренний свет. Свет и кожа в иврите палеолингвистически связаны. Здесь же — блестящий слой эпидермиса. Катафот. Светоотражающая функция кожи. Вот такие кожаные одежды дали элокимы Адаму и его ампутированному двойнику. Они приобрели оболочку. По типу того как мозг находится в оболочке черепа, а без него представляет собой просто жижу.
Два высших уровня души — это хая и ехида.
Хая — живчик, жизненная сила.
Ехида — личность, то, что отличает человека даже от близнеца.
Одновременна внутренняя семантика присутствует:
ор-ур — пробудись, восстань. т.е. тварь, получив от элокимов эти кожаные одежды из эпидермиса, света, цвета, должна пробудиться.