тело, душа и дух

Православный христианин
Мне хотелось бы современными понятиями примитивно объяснить, что такое душа и что такое дух. Не в коем случае не заменить писания святых, а просто дать примитивную схему, зная и понимая которую легче будет усваивать труды святых.
Я, своему чаду (когда он еще был подростком) объяснял таким "тинейджерским языком":
1. Мы (люди) - это отдельно стоящие (Им созданные) компьютеры. Где операционной системой (как виндовс) являются наши души.
2. Животные - тоже некие маленькие гаджеты, со своими операционками (душами)
3. Бог - он же Сервер, он же Программист, он же Создатель/Ремонтник компьютеров, он же Электростанция для всех компьютеров.

В отличии от животных, наши души имеют Исходный Код (образ и подобие) самого Главного Конструктора. По сути это и есть "дух человека". Когда железо компьютера приходит в негодность, наша операционка (душа) синхронизируется на Сервер (имея с Ним единый Исходный Код). Пока не прибудет обновленное железо (Воскресение).
Животные операционки работают сугубо по алгоритму (инстинктам). Наши , кроме инстинктов, в автаномном режиме, но с возможностью синхронизации еще в этом нашем компьютере (Бого общение). Если ещё в этом старом железе не приобретём вкус к непрестанной синхронизации (молитве), то нашей бессмертной операционке будет некомфортно на Сервере (по смерти)
В общих чертах так.
 
Православный христианин
Много лет назад мне было не понятно, что такое дух? Прочитал всё, что смог найти, открыл тему здесь, на форуме - легче не стало. Ну с душой вроде всё ясно, это как бы наш внутренний человек, ей принадлежат все свойства личности и после смерти тела она уходит в мир иной, а дух то, что такое? Для чего он нужен?
Я уже отвечал на этот вопрос

"В жизни падшего, невозрождённого человека дух скрыт за низшим сознанием мыслей, фантазий и эмоций. В традиционной христианской терминологии это низшее сознание считается низшим аспектом «души». Последователи Лао-Цзы в Китае называли его «сознающим духом» или «духом знания» (ши-шень)
binary66



Потенциально дух (нус или юань-шэнь) - это чистое, бесформенное, безóбразное сознание, безусловное и несложное. Его цель и назначение - сблизиться и объединиться со своим Творцом. При условии что он очищен, он знает Бога и внутренние сущности сотворённых вещей через прямое интуитивное восприятие. Среди видимого творения только один человек обладает таким духом.

С другой стороны, низшая душа (ши-шень) образуется личностными и культурными условиями. Она реагирует на окружающую среду основываясь на этой обусловленности, как это делает животное. Предмет его заботы во временных, земных потребностях человека. С тех пор, как человек ушёл с Пути, он превратился в массу эмоций, воспоминаний и сложных мыслей и стремится познавать вещи посредством воображения и абстрактного умозаключения. В своей самой низшей части низшая душа напоминает душу животного, поскольку животные также обладают эмоциями, памятью и воображением.

В конечном счёте, различие между духом и низшей душой должно рассматриваться как аналогия (сообразие). Это не значит, что внутри нас есть два существа; скорее, дух и низшая душа - это разные стороны нашего единого внутреннего существа. Можно сказать что дух - это скрытая сторона нашего внутреннего существа и самая чистая часть души. Древнехристианские учителя называют дух «оком души», поскольку именно он является «органом» восприятия Божества.

Великий писатель-мистик Максим Исповедник († 662) выражает это так: «Из душевных сил иная питательная и растительная, иная воображательная и побуждательная, иная наконец разумная и мыслительная. Одной первой причастны растения; второй вместе с первою бессловесные животные; третьей же вместе с двумя первыми люди. Первые две силы тленны, а третья усматривается нетленной и бессмертной».**

Следовательно, человек состоит из тела и души, а дух - это высшая часть души. Мы можем даже назвать дух «высшей душой». Лао-Цзы сделал это в главе 10 Дао-Дэ-Цзин, где он говорит о «духе ци» и «земной душе»***." (Из "Христос Вечное Дао")

 
Даже после момента телесной смерти разделенная душа с своим телом не имеет покаяния или изменения по собственной воле.
Если после телесной смерти душа не имеет изменения по своей воле, то с какой целью Христос проповедовал в аду? Что изменяла Его проповедь?
 
Православный христианин
Знаком я с этой полемикой. Не было у меня желания разбирать этот вопрос, но видимо придется высказать моё мнение.
Я не согласен с Алексеем Ильичем лишь в том, что Святые в одном месте своих Писаний говорят одно, а в других прямо противоположное с так сказать с воспитательной целью. Такое не возможно - "пусть ваши слова будут да-да, нет- нет, а всё что кроме - от лукавого".
Крещение, Причастие и достойная жизнь дают возможность христианину душой войти не в рай, а в Царство Небесное. Без веры во Христа это не возможно. Христиане вошедшие в Ц.Н. на Суд не приходят, а если и приходят то уже оправданными. Всё они уже спаслись. Все же остальные Будут судимы по делам. Обращаю ваше внимание, что именно по делам, а не по вере или неверию. О том, что Суд будет по делам Бог в Библии говорит около десяти раз. Если у вас есть электронный вариант, можете проверить. Это у людей правая рука может не знать, что делает левая. Вот уже получается, что спасутся не только христиане.Что будет со стоящими слева, не знаю, но мне очень хочется верить, что после "купания" в геенне и они очистят от злобы свои души и будут помилованы. Все святые можно сказать - хором говорят о том, что покаяние после смерти тела не возможно, но вы где либо читали, что оно не возможно после воскресения в новых телах?
Милейший, вам уже была предоставлена ссылка о Осипове, но вы ее просто проигнорировали, советую не заниматься ересью, которая осуждена еще на 5-ом ВС.
Ознакомьтесь еще с ответом:
#80 .
А в нем изучите:
"Митрополит Илларион (Алфеев) осудил ересь Осипова о всеобщем спасении. Слава Богу!" иерей Александр Лухманов
 
Крещён в Православии
И почему (или для чего) это ограничение?
Люди до Страшного суда имеют свободную волю, чтоб реализовать свою любовь к Богу. После Страшного суда нет свободной воли и все люди будут существовать только по Божественной воле.

А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
Послание к Римлянам 9:20 — Рим 9:20: https://bible.by/verse/52/9/20/
 
Православный христианин
то с какой целью Христос проповедовал в аду? Что изменяла Его проповедь?
Владимир, Господь именно и проповедовал в аду, чтобы находящиеся там, не могли сказать, что они ничего не знали о Христе.
Чего не могут сказать те, кто жил после Христа.
 
Крещён в Православии
Если после телесной смерти душа не имеет изменения по своей воле, то с какой целью Христос проповедовал в аду? Что изменяла Его проповедь?
Странно, что Вы этого не знаете. Куда до разрушения ада и открытия рая сначала для разбойника, а потом для праведников, попадали праведники, выразившие свою свободную волю быть с Богом?
 
Странно, что Вы этого не знаете. Куда до разрушения ада и открытия рая сначала для разбойника, а потом для праведников, попадали праведники, выразившие свою свободную волю быть с Богом?
Вячеслав, при всём уважении, - я первый спросил у Вас. ;) С какой целью Христос проповедовал в аду?

Владимир, Господь именно и проповедовал в аду, чтобы находящиеся там, не могли сказать, что они ничего не знали о Христе.
Чего не могут сказать те, кто жил после Христа.
Сергий_, я благодарю Вас.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, при всём уважении, - я первый спросил у Вас. ;) С какой целью Христос проповедовал в аду?
Пожалуйста.

ТИПВ

Глава 29 (73). О сошествии во ад​

Обожествленная душа сходит во ад для того, чтобы подобно тому как для находившихся на земли воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, пребывавших во тьме и сени смертней, воссиял свет (Ис. 9, 2); для того чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, плененным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18), и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для не уверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду (см. 1Пет. 3,19): Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2,10). И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению.
 
Пожалуйста.

ТИПВ

Глава 29 (73). О сошествии во ад​

Обожествленная душа сходит во ад для того, чтобы подобно тому как для находившихся на земли воссияло Солнце правды (Мал. 4, 2), таким же образом и для находившихся под землею, пребывавших во тьме и сени смертней, воссиял свет (Ис. 9, 2); для того чтобы, подобно тому как находившимся на земле Господь проповедал мир, плененным отпущение и слепым прозрение (Лк. 4, 18), и для уверовавших сделался Виновником вечного спасения, а для не уверовавших – обличением неверия, таким же образом проповедал и находившимся в аду (см. 1Пет. 3,19): Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних (Флп. 2,10). И таким образом, разрешив тех, которые от веков были связаны, Он возвратился назад – от смерти к жизни, проложив для нас путь к воскресению.
Благодарю. Могли ли люди, находившиеся в аду, измениться вследствие проповеди Христа?

Отвечаю на Ваш вопрос.
Куда до разрушения ада и открытия рая сначала для разбойника, а потом для праведников, попадали праведники, выразившие свою свободную волю быть с Богом?
"Ад, в который сошел Господь, где обитали и праведники и куда прежде Господа сошел и сам святой Предтеча, означает царство смерти - жилище, в котором ощущались скорбь, немощь, боль и печаль, овладевшие человеческим естеством вследствие и при посредстве греха." Преподобный Иустин (Попович).
 
агностик
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
Послание к Римлянам 9:20 — Рим 9:20: https://bible.by/verse/52/9/20/
Да, к сожалению, очень многие вопросы о религии в конечном счете упираются в это, если докопаться до сути. Но это и не ответ, а лишь признание его отсутствия.
Как вы сами думаете, не логичнее ли было бы Богу дать возможность грешникам раскаяться и исправиться даже после смерти?

Иначе получается, что божественная воля заключается в вечных муках для них.
После Страшного суда нет свободной воли и все люди будут существовать только по Божественной воле.
 
Православный христианин
"Ад, в который сошел Господь, где обитали и праведники и куда прежде Господа сошел и сам святой Предтеча, означает царство смерти - жилище, в котором ощущались скорбь, немощь, боль и печаль, овладевшие человеческим естеством вследствие и при посредстве греха." Преподобный Иустин (Попович).
Советую все же изучить все сказанное самим преподобным Иустином:
«…«Хотя Христос и умер как человек, – рассуждает богомудрый Дамаскин, – и Его святая душа отделилась от пречистого тела, однако же Его Божество осталось неотделенным от души и от тела; и, таким образом, единая Ипостась не разделилась на две ипостаси, ибо и тело, и душа с самого начала смерти имели бытие в Ипостаси Слова. И хотя во время смерти душа и тело отделились друг от друга, все-таки каждое из них сохранилось, имея единую Ипостась Слова. Поэтому единая Ипостась Слова была как Ипостасью Слова, так и Ипостасью души и Ипостасью тела, ибо никогда ни душа, ни тело не имели отдельной Ипостаси, помимо Ипостаси Слова. А Ипостась Слова всегда одна и никогда не было двух. Следовательно, Ипостась Христова всегда едина (μία ἀεί). Ибо хотя душа и отделилась от тела местом (τοπικῶς), однако ипостасно она была с ним соединена через Слово».
«Господь Иисус Христос как Бог прославляется на небе со Отцом и Духом, и как человек лежит телом (σωματικῶς) во гробе, и душой (ψυχικῶς) пребывает в глубинах ада, и разбойника вводит в рай, всюду пребывая Своим неописанным Божеством. Ибо хотя святая душа и отлучилась от животворящего и пречистого тела, однако Божество Слова – после ипостасного нераздельного сочетания двух естеств в утробе Святой Девы и Богородицы Марии – пребыло нераздельным и с душой, и с телом. И таким образом единая Христова Ипостась пребыла и в самой смерти, потому что Ипостась Бога Слова есть в то же время Ипостась и души, и тела; и по смерти она осталась их Ипостасью».
2. Свое сошествие в ад Спаситель сопроводил Своею проповедью Евангелия – того самого Евангелия, которое возвестил на земле. Ибо одно и то же Евангелие действует для всех людских существ в обоих мираx: и в этом мире земной жизни, и в мире смерти – в аду. То же Евангелие и то же спасение. Богодухновенный Апостол ясно говорит, что Господь Иисус Христос «проповедал духам в темнице» (1Пет.3:19). Что проповедал? Евангелие. – «И мертвым проповедуется Евангелие» (в синод. перев. «и мертвым было благовествуемо», 1Пет.4:6. – «Примеч. пер.»). Какое Евангелие? Без сомнения, Евангелие спасения, всецелое Спасово Евангелие спасения: об избавлении человеческого рода от греха, смерти и диавола Богочеловеческим подвигом искупления и спасения. По премудрому слову святого Исидора Пелусиота, «Господь сошел даже и до ада, чтобы, всюду пребывая, всюду всех спасать».
Свое Евангелие спасения Господь проповедал человеческим душам в царстве смерти с той же самой целью, с какой Он возвестил его и на земле: дабы, приняв его верою, они им спаслись
…».
(преподобный Иустин (Попович), Челийский; Том III. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология).
Подробнее в разделе:
5. Тайна сошествия Спасителя в ад и тайна спасения
 
Крещён в Православии
Благодарю. Могли ли люди, находившиеся в аду, измениться вследствие проповеди Христа?
Ответ есть в тексте главы. Сказано, что для уверовавших стал Виновником спасения, а для неуверовавших - источником их обличения в неверии. То есть неуверовашие не смогли измениться, и были обличены в неверии.
Отвечаю на Ваш вопрос

"Ад, в который сошел Господь, где обитали и праведники и куда прежде Господа сошел и сам святой Предтеча, означает царство смерти - жилище, в котором ощущались скорбь, немощь, боль и печаль, овладевшие человеческим естеством вследствие и при посредстве греха." Преподобный Иустин (Попович).
Видите, что праведники-уверовавшие тоже были во власти ада - царства смерти. Господь сошёл и вывел праведников-уверовавших, ибо Он победил царство смерти, которое не могла властвовать над Его человечеством.
 
Крещён в Православии
Да, к сожалению, очень многие вопросы о религии в конечном счете упираются в это, если докопаться до сути. Но это и не ответ, а лишь признание его отсутствия.
Как вы сами думаете, не логичнее ли было бы Богу дать возможность грешникам раскаяться и исправиться даже после смерти?
Логика простая. Уверуйте в земной жизни во Христа Бога и Божественную Троицу и спасётесь от вечного мучения. Другого способа нет.
Иначе получается, что божественная воля заключается в вечных муках для них.
Вы сами в настоящее время выбрали путь для вечных мучений и если не уверуете, то получите вечное мучение. Бог не хочет, чтобы Вы мучались и предлагает путь спасения. Однако Вы этого НЕ желаете. Вы сами для себя желаете (имеете волю) вечных мучений.
 
Последнее редактирование:
Ответ есть в тексте главы. Сказано, что для уверовавших стал Виновником спасения, а для неуверовавших - источником их обличения в неверии. То есть неуверовашие не смогли измениться, и были обличены в неверии.

Видите, что праведники-уверовавшие тоже были во власти ада - царства смерти. Господь сошёл и вывел праведников-уверовавших, ибо Он победил царство смерти, которое не могла властвовать над Его человечеством.
Вячеслав, я благодарю Вас. А можно ли допустить, что вследствие проповеди Христовой в аду, конкретный человек мог там измениться: из неверовавшего стать уверовавшим?
 
Крещён в Православии
Думаю, что вы иначе понимаете. Давайте начнем с души -являются ли страсти программами? Подумайте, не тороплю.
Зачем? Вот А-лексей, например, проводил аналогии для того, чтобы объяснить своему ребенку.
Зачем мне переводить Евангелие на суахили когда все вокруг говорят по-русски? Вы не знаете что такое страсти но хороший программист ? "Давайте начнем с души допрашивать Виталича" - как по мне, затея так себе. У Вас и в первом сообщени осталось ещё два сомнительных параграфа(до апокатастасиса), в объектах для комментариев недостатка нет. Не хочу просто бессмысленно "цеплятся к словам", а пока я не понимаю всей картины, любой комментарий похож на предирку.

Так и я хочу. Есть сравнение Святой Троицы с солнцем теплом и светом. Есть глобус земли. Мне хотелось бы современными понятиями примитивно объяснить, что такое душа и что такое дух. Не в коем случае не заменить писания святых, а просто дать примитивную схему, зная и понимая которую легче будет усваивать труды святых. Если коротко то - просто о сложном
Куда уже проще?!:
2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);
3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина);
4) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером). https://azbyka.org/dux

Что общего между значениями 2,3,4? Во всех значениях дух что-то настраивает. во втором, как высшая часть души он сообщает благодать всем силам души(настраивает их, настроение в котором ум и разум "работают"); в третьем и четвертом - буквально настрой. С практической точки зрения проще уже не куда да и догадаться не трудно, так как легко заметить и в грехе, что и предмет, окрест которого движется ум и качество логики подвержены влиянию эмоционального состояния. так же и духи различаются по "эмоциональному плоду", принесли ли они мир и славословие Господа или же смущение.
То что Вы видите в грехе отличается от реальности не принцпиально, но качественно, как одномерное от трехмерного пространства, для упрощенной схемы и одномерное сгодится.

Только вот у Вас тема не о практике, а больше об антропологии, Вы ищете понять дух в контексте жизни и смерти, посмертной участи и разницы с животным.

Потенциально дух (нус
Как я понял в теме имеется в виду пневма, а не ум.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, я благодарю Вас. А можно ли допустить, что вследствие проповеди Христовой в аду, конкретный человек мог там измениться: из неверовавшего стать уверовавшим?
Полагаю, что не может. Душа без тела не может измениться подобно бестелесным ангелам.

"Ангел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободной волею; а как созданная, изменчива, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону.
Он не способен к раскаянию, потому что бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела.".
 
Полагаю, что не может. Душа без тела не может измениться подобно бестелесным ангелам.

"Ангел, как природа, одаренная разумом и умная, обладает свободной волею; а как созданная, изменчива, имея власть и оставаться, и преуспевать в добре, и изменяться в худшую сторону.
Он не способен к раскаянию, потому что бестелесен. Ибо человек получил раскаяние по причине немощи тела.".
Спасибо, Вячеслав, что потратили на меня свои силы и время.

Кстати, сейчас нашёл ещё статью в тему:
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Спасибо, Вячеслав, что потратили на меня свои силы и время.

Кстати, сейчас нашёл ещё статью в тему:
Пожалуйста! Мне всегда приятно говорить и писать о православной вере.

Какой вывод Вы сделали из статьи в рамках нашего обсуждения вопроса о возможности покаяния души человека после его телесной смерти?
 
Сверху