Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
Греческого я не знаю, но слово происходит из триады Евагрия: делание-созерцание-обожение и использовалось византийскими отцами в таких сочетаниях как делание молитвы, делание заповедей.
Да, насколько я понимаю, в православном контексте "делание" означает прикладывание усилий в любом благочестивом деле, будь то молитва, трезвение, смирение, покаяние, внешние дела, исполнение заповедей, участие в богослужениях и проч. "Умное делание" означает умную молитву с прикладыванием усилий (удерживание внимания в словах молитвы, смиренного и покаянного чувства).
 
Москва
Православный христианин
Сейчас посмотрела значение слова - Делание по Полному Церковно-Славянскому cловарю. Cмотря где в каком значении употребляется. Одно из значений упоминаемое слово - cовершение:

Дѣ́ланїе
– (ἐργασία) = произведение, совершение (Ефес. 4:19)

И слово Дѣ́латель - одно из значений = совершитель


На Азбуке: Де́лание (греч. πρᾶξις – праксис) христианское – духовная деятельность, направленная на уподобление Богу и соединение с Ним, осуществляемая в соответствии с нормами Закона Божьего, учением, канонами и требованиями Вселенской Православной Церкви.

"Три главные делания необходимы( духовная деятельность) бояться Бога, молиться и делать добро ближнему"(c).
Святитель Игнатий Брянчанинов


Молтва Иисусова духовная деятельность - Де́лание
 
Православный христианин
Делание носит еще смысловой оттенок того, что совершается на первой стадии духовного развития (см. стадии по Евагрию). Созерцание, например, деланием не называется.
Стадия делания совершается собственными усилиями при содействии благодати. Стадия созерцания совершается благодатью при содействии собственных усилий. На стадии обожения собственные усилия покоятся в Боге, субботствуют.
 
Православный христианин
прп. Исаак Сирин, том.3, гомилия 8

1. Храм Божий — это дом молитвы, а дом молитвы — это душа, в которой освящается непрестанное памятование о Боге. Если все святые освящаются Духом, чтобы стать храмами для Троицы поклоняемой, а Дух Святой освящает их через непрестанное памятование о Его Божестве, и это непрестанное памятование о Боге есть непрестанная молитва, — то, таким образом, святые, чтобы стать обиталищем для действия Духа Святого, освящаются в постоянстве молитвы, как сказал один из святых: «Непрестанно памятуй о Боге — и помышление твое станет небом»

2. Итак, если душа наша через постоянство в молитве становится вторым небом, то на небе [этом] нет недостатка в [каком-либо] благе; и не допускается к ней ни единое из зол, и нет рядом с ней ни искушения, ни страстей тела и души, ни воспоминания о зле, ни какой-либо из телесных скорбей, ни мрака или мучения души. В самом деле, все эти искушения находят на нас из-за этого, то есть из-за того, что мы сбиваемся с пути и удаляемся от памятования о Боге и потому блуждаем [вплоть] до впадения во всякое зло; молитва же есть заграждение для памятования о Боге, устраняющее причины блуждания, из-за которого мы [и] претерпеваем все это зло.

3. Итак, пребудем постоянными в молитве, которая есть ясное изображение памятования о Господе нашем Боге. Покинут нас все искушения, которые промыслительно посылаются для того, чтобы мы положили в себе памятование о Боге через постоянство в молении и присущее ему распинание ума, ибо те истязатели, которые суть искушения, с необходимостью понуждают нас соделать это, как сказал один из святых: «Непрестанно молись, и дух блуждания убежит от тебя».

4. И когда мы позаботимся о том, что к этому относится, и в душе нашей дадим место памятованию о Господе в постоянстве молитвы нашей к Нему, искушения удалятся, страсти прекратятся, сатана будет изгнан далече, горести не найдут [для себя] места в нашей душе, страдания потеряют силу, а всякое зло уступит некое место пребывающему в нас памятованию о Боге и возопиет и убежит от имеющего над ним власть.

16. Видишь, как сподобляются святости уста, во всякое время беседующие с Богом, и как освящается сердце, в котором непрестанно благословляется имя Господне? Непрестанно благословляй Господа в сердце твоем, дабы обрести тебе благословение, и не переставай благословлять Его. И освящай свою душу и все свои члены, [так] благословляя Его: «Благослови, душе моя, Господа, и все кости мои — имя святое Его». И: «Вознесу Тебя, Господи Царю», и прочее.

18. Возжелаем сей славы, дабы чрез непрестанное памятование о Нем в молитвах и славословиях стали мы храмами для Бога, как говорит святой Василий епископ: «Чистая молитва есть та, которая творит в душе непрестанное памятование о Боге. И так мы становимся храмами для Бога — чрез то, что в памятовании о Нем, которое мы совершаем, Он обитает в нас». Этой небесной славы сподобятся те, кто станут домом молитвы. И храм, в котором поселится непрестанное памятование о Господе, засияет так, что лучи, исходящие] из него, осияют и просветят даже отдаленные места.

19. Непрестанное памятование о Боге есть тайна будущего века, потому что мы в полноте воспримем там всю благодать Духа. И не отойдет от нас там более памятование о Боге, но мы в полной мере станем храмом Его. К сей тайне будущего единения святые стремятся на земле через постоянную ненасытность в молитве. Чего и мы да сподобимся благодатию и милостию Христа, упования нашего, со всеми святыми во веки веков. Аминь.

 
Православный христианин
Отличные тексты, можно обсуждать часами:)
1. Храм Божий — это дом молитвы, а дом молитвы — это душа, в которой освящается непрестанное памятование о Боге. Если все святые освящаются Духом, чтобы стать храмами для Троицы поклоняемой, а Дух Святой освящает их через непрестанное памятование о Его Божестве, и это непрестанное памятование о Боге есть непрестанная молитва, — то, таким образом, святые, чтобы стать обиталищем для действия Духа Святого, освящаются в постоянстве молитвы, как сказал один из святых: «Непрестанно памятуй о Боге — и помышление твое станет небом»
Кратко, в переводе на "византийский". Дом молитвы -- сердечное место. Непрестанное памятование -- источник, освящаемый Духом и освящающий святых, чтобы и те стали домом молитвы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Дом молитвы -- сердечное место.
Да, именно так и говорит прп. Исаак:

16. Видишь, как сподобляются святости уста, во всякое время беседующие с Богом, и как освящается сердце, в котором непрестанно благословляется имя Господне? Непрестанно благословляй Господа в сердце твоем.
 
Православный христианин
16. Видишь, как сподобляются святости уста, во всякое время беседующие с Богом, и как освящается сердце, в котором непрестанно благословляется имя Господне? Непрестанно благословляй Господа в сердце твоем, дабы обрести тебе благословение, и не переставай благословлять Его. И освящай свою душу и все свои члены, [так] благословляя Его: «Благослови, душе моя, Господа, и все кости мои — имя святое Его». И: «Вознесу Тебя, Господи Царю», и прочее.
Интересно, что у сирийцев здесь вместо "вся внутренняя моя" -- "все кости мои". Известно также, что у них не было Иисусовой молитвы, а Имя Господне почиталось.
Имя Господне это, вероятно, Солнце правды из Писания. Характерные черты Иисуса в солнечном диске. В таком виде Иисус являлся некоторым подвижникам.
 
Православный христианин
Известно также, что у них не было Иисусовой молитвы, а Имя Господне почиталось.
Вообще в этом отрывке прп. Исаак приравнивает непрестаные память о Боге и молитву: "непрестанное памятование о Боге есть непрестанная молитва". Это вполне соответствует такому же пониманию свт. Феофана и о. Гавриила здесь. То есть молитва определенными фразами - это лишь средство достижения непрерывной памяти Божией и чистоты души от принятия помыслов и страстей.

"И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его." Бытие 5:24

"Бесстрастие заключается не в том, чтобы не ощущать страстей, а в том, чтобы не принимать их" прп. Исаак Сирин
"Память Божия и воспоминание о страстях не могут пребывать в одном жилище" Иосиф Хаззайя
(из книги Робер Бёлэ БЕЗВИДНЫЙ СВЕТ. Введение в изучение восточносирийской христианской мистической традиции.)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Относительно новоначального делания можно, наверно, набросать следующую схему. Новоначальные покаяние, смирение, молитвословие, помощь призывающей благодати, промыслительное оставление, трудовая молитва.
 
Относительно новоначального делания можно, наверно, набросать следующую схему. Новоначальные покаяние, смирение, молитвословие, помощь призывающей благодати, промыслительное оставление, трудовая молитва.
В начале призыв Бога. Я думаю. А не самоволие. Тоже думаю. Николай Угодник , вроде бы , хотел стать монахом , но это ЕГО хотение не было угодно Богу . Смирился - и имеет Церковь великого святого.
 
Православный христианин
У сирийцев (Белэ., см. ссылку выше) это называется степень телесная:
Вхождение в монастырскую общежительную жизнь (а). Труды, выполняемые с участием тела (b). Устная молитва (с). Преходящие и сопровождаемые смущением слезы (d). Брани и искушения (е).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Православный христианин
Относительно новоначального делания можно, наверно, набросать следующую схему. Новоначальные покаяние, смирение, молитвословие, помощь призывающей благодати, промыслительное оставление, трудовая молитва.
Далее [через много лет] по мере очищения сердца -- видение души себя самой, открытие духовных чувств.

(У сир.) достижение места Чистоты. Видение души себя самой цвета сапфира и неба. Начало созерцания.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Примеры из жизни благочестивых мирян-подвижников которые творили непрестанную молитву:

Житие святой блаженной Ксении Петербургской:
Целыми днями, зимой и летом, в зной и стужу бродила она по Петербургу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Её странный костюм и невразумительные речи, её кротость и незлобивость давали повод злым людям, особенно шалунам мальчишкам, глумиться над ней. Но блаженная Ксения, непрестанно молясь, безропотно несла свой спасительный подвиг.
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ
Хотя однажды о. Иоанн и говорил, что он не ведет аскетической жизни, но это, конечно, сказано было им лишь по глубокому смирению. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, о. Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.
Блаженная Матро́на Московская:
Непрестанная молитва помогала блаженной Матроне нести крест служения людям, что было настоящим подвигом и мученичеством, высшим проявлением любви.
Святая праведная Иулиания Лазаревская
Выпрашивая у детей денег якобы себе на теплую одежду, она сама ходила без шубы и надевала обувь на босу ногу, подкладывая в сапоги вместо стелек орехи и острые черепки. В эти годы ее благочестие приняло более монашеский характер. Она непрестанно – даже во сне – творила молитву Иисусову.
Праведный Алекси́й Гневушев, Бортсурманский По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно. В какое бы время люди ни приходили к нему в келлию, они заставали его молящимся.

Подвижники-миряне

Батюшка Иоанн, изгоняющий злых духов:
Слава о благоговейном служителе Бога отце Иоанне и его аскетической жизни, щедро сдобренной непрестанной молитвой и чудесными исцелениями, облетела всю округу. Люди шли с ним посоветоваться и получить исцеление по его молитвам. Его считали великим молитвенником и чудотворцем. Из разных мест к нему со своими заботами и скорбями приходили люди, и он знал, откуда они и о целях их визита, и всегда помогал всем истинно нуждающимся в утешении и наставлении.

Константин Сотириу:
Его часто видели сидящим на кровати с опущенной головой. Создавалось впечатление, что он смиренно склонил голову перед кем–то, кого очень почитает, словно даёт ему отчёт в своих действиях. Как выяснилось, он непрестанно творил Иисусову молитву. Но об этом никогда никому не сказал.

Сотириос Вакуфтис:
Живя чистой и безупречной жизнью, творя непрестанную молитву, он часто удостаивался от Бога извещений о будущих событиях.

Софиа Самара:
Неграмотная и слепая старушка сидела в своей келье и непрестанно творила Иисусову молитву.

Татьяна Сапвиду:
Хотя у неё было множество детей, внуков и забот по дому, Татьяна никогда не оставляла молитвы и любимые церковные службы. Матушка говорила: «Забудьте меня. Оставьте наедине с Богом». Она ходила в храм каждое утро. Днём занималась работой по дому, изучением Священного Писания и чтением духовной литературы. Вечером ходила на Вечерню и оставалась в храме до двух часов по полуночи. Священники даже дали Татьяне ключи от храма. Стоя на коленях перед иконой Богородицы, она целиком погружалась в молитву. Она непрестанно творила Иисусову молитву, читала каноны и акафисты Святым. Этот типикон она неизменно соблюдала и во время немецкой оккупации.

Матушка Анна:
Матушка Анна была похожа на древнюю подвижницу — маленький цветок пустыни. Её скромные иноческие одежды, внешность, преобразившаяся от непрестанной молитвы, впалые глаза — всё это создавало впечатление, что перед тобой была подвижница Нитрийской пустыни. Вся атмосфера вокруг неё была наполнена своего рода аскетическим ароматом. Ещё я запомнила стёртые от времени чётки, которые она непрестанно перебирала своими пальцами, творя любимую Иисусову молитву.

Ламбрини Вецью:
Бабушка Ламбрини всем сердцем возлюбила Христа. Она непрестанно молилась. Многие хотели с ней встретиться, посоветоваться, попросить её молитв. Целые автобусы останавливались рядом с её небогатым домишкой. Она всех принимала беспрекословно, часто в течение целого дня.

Иисусова молитва и Псалтирь
Немало мирян смогли достигнуть высокого духовного преуспеяния. Много и тех, кто всю свою жизнь творил умную молитву. Есть среди них и те, кто молился Иисусовой молитвой постоянно, даже во сне.

В городе Ираклибн на острове Крит до 1979 года жила пожилая пара, Антоний и Мария. Детей у них не было, но они были настоящими христианами, людьми Божьими. Они ревностно соблюдали Божественные заповеди и творили Иисусову молитву. Чётки в их руках стёрлись. Тридцать лет они непрестанно молились: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Они достигли высокого духовного состояния. Когда они беседовали с тобой, чувствовалось, что они молятся, творят умную молитву. Говорили они немного, их сердце и ум всегда были соединены с Богом. Супруги всегда славословили Всевышнего, несли людям мир, радость и благословение.

Хрйстос Парбнис из селения Певки Каламбакского района был благочестивым человеком. Он любил ходить в церковь, где был певчим на клиросе. Строго соблюдал церковный Типикон, не опуская из него ничего. Он не пропускал ни одной службы. Даже когда у него были срочные работы в поле, он, едва заслышав колокол, оставлял всё и спешил в храм. Когда не было священника, все службы вычитывал дома. Христос часто ходил на холм неподалёку от деревни, где пел, молился и оставался на ночлег. Он читал жития Святых и духовную литературу. Но больше всего ему нравилось читать Псалтирь[103]. Он выучил все псалмы наизусть. Когда кто–то в деревне умирал, Христос спешил в дом покойного и прочитывал Псалтирь целиком.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"...все сердце мое не удовлетворяется, не сыто, и от всех познаний, приобретенных умом, не может получить полного блаженства. Когда же оно насытится? – Насытится внегда явити ми ся славе Твоей (Пс. 16, 15). А до тех пор я не насыщусь. Пияй от воды сея (от мирских знаний), вжаждется паки: а пияй от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (Ин. 4, 13–14), сказал Спаситель.

Как святые видят нас и наши нужды и слышат наши молитвы? Сделаем сравнение. Пусть вы переселены на солнце и – соединились с солнцем. Солнце освещает лучами своими всю землю, каждую песчинку на земле. В этих лучах вы видите также землю; но вы так малы в отношении к солнцу, что составляете только как бы один луч, а этих лучей в нем бесконечно много. По тождеству с солнцем этот луч участвует тесно в освещении солнцем всего мира. Так и душа святая, соединясь с Богом, как с духовным солнцем, видит чрез посредство своего духовного солнца, освещающего всю вселенную, всех людей и нужды молящихся" (св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, ч. 1 https://www.litres.ru/book/svyatoy-...y/moya-zhizn-vo-hriste-9091160/chitat-onlayn/).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В этой цитате говорится об источнике и о Солнце правды, о которых у нас речь шла ранее. Можно с некоторой долей уверенности сказать, что св. Иоанн обладал благодатной непрестанной молитвой, причем он приобрел ее, по-видимому, не через трудовую, а, например, от старца. В его роду было много священников.
"В юные годы он стал свидетелем чуда. Однажды Иоанн увидел в доме ангела, который успокоил ребенка и пообещал охранять мальчика до конца жизни".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, ч. 1

Так и в молитве, тогда душа наша согревается, оживляется и воспламеняется умным Солнцем – Богом, когда умом своим, как зажигательным стеклом, мы наведем на сердце, как на духовную точку в нашем существе, это мысленное Солнце и когда Оно будет действовать на сердце всею Своею простотою и Своею силою.

Две силы, совершенно противоположные между собою, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизненная и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной и искренней молитве моей, всегда прогоняет силу злую, и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола) – невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.

Чем далее, чем решительнее и постояннее ты будешь иметь сердце свое обращенным к Богу и к Его святым, тем более будет сердце твое просвещаться, очищаться и оживотворяться.

Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий «елика суть истинна, елико, честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала» (Флп.4:8), – приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: – я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний «мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14:17), я чувствую распространение сердца, преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому, дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога.

Находясь весь на всяком месте, как бы воздух или как мысленный свет, Господь каждое мгновение нашей жизни готов, по вере нашей и ради постоянно-молитвенного настроения нашей души, поддерживать наши душевные силы Своею вседействующею благодатью, бывает для нас непрестанно светом нашего ума и сердца

Люди, существа свободные и притом падшие, хотя и восстановленные Сыном Божиим и стоящие в этой благодати свободно верою, добрым расположением к Богу и добрыми делами, должны постоянною молитвою к Богу ограждаться от противных сил, воюющих на нашу душу, хотящих уловить нас в плен свой и сделать подобными им по духу.

Так в насилиях от диавола и во всех скорбях надо живо узреть сердцем как бы пред глазами находящуюся, человеколюбивую утробу Спасителя; смотреть смело в эту утробу, как в неистощимую сокровищницу благости и щедрот, и молить Его всем сердцем, чтобы Он уделил и нам от этого неиссякающаго источника благости и помощи духовной: и тотчас просимое будет получено. Главное: вера или сердечное зрение Господа и надежда получить от Него, как Всеблагого, все. Истинно! С опыта! Этим также учит Господь сознавать свою крайнюю нравственную немощь без Него, сокрушаться сердцем и быть в постоянно молитвенном расположении духа!

Носи в сердце постоянно слова: Христос есть любовь, и старайся любить всех, жертвуя для любви не только именем, но и собою.

 
Православный христианин
Хорошая цитата!
+++надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву
Речь, по-видимому, идет о сердечной, то есть о благодатной непрестанной Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
Молитва в смирении временном, например с молитвой и за других,
а потом в сладком посте когда смирение уже постоянно и уже с радостью,
и Благодать постепенно растет до любви.

Вот на пике Благодати Бог дает в сердце постоянную молитву, например при Причастии,
которая и во сне и в удар сердца, быстрая и как бы уголек в сердце или некая плотность.
Но и из нее можно выпасть когда выпадешь из смирения.

Вот практический путь, а не вот это все, непонятное как сделать.
Наверное :)
 
Последнее редактирование:
Сверху