Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
свт. Феофан указал на одну существенную опасность при делании,, двоение помысла, молитва о Царствии, а мысли о мирском. Вот это кажется действительно опасно.
Это не то чтобы опасность, это просто проблема, но для большинства людей она неизбежна на начальных этапах для любого типа молитвы, даже для обычных утренних-вечерних словесных молитв или участии в службах. Из серца поднимаются привычные мирские желания и заботы и захватывают ум, и контролировать это бывает очень трудно. А если мы еще притом сильно себя за это укоряем, то этим только добавляем внутренне напряжение.
 
Православный христианин
С другой стороны, не утрудишься до упора - не поймешь как смиряться, мне до сих пор кажется неоценимым этот урок. И еще больше всего боялся отпасть и забросить, как по лезвию шел. Сейчас иначе все несколько.
Я считаю лучше найти свою разумную меру и стабильно ее поддерживать чем утрудиться до упора и потом сорваться и бросить.
 
Православный христианин
Я считаю лучше найти свою разумную меру и стабильно ее поддерживать чем утрудиться до упора и потом сорваться и бросить.
Это не взаимозаменяемо как бы.. разные подходы и методы, для своих целей. Стабильно и в меру, это на каждый день, на всю жизнь. А через предельное утруждение - сугубый способ, что-то преодолеть.
 
Православный христианин
Из серца поднимаются привычные мирские желания и заботы и захватывают ум, и контролировать это бывает очень трудно.
Не об этом речь, помните поучительную историю как кусками мяса обвесили кого-то, кто в монахи захотел. Из лествицы кажется?
 
Православный христианин
Я считаю лучше найти свою разумную меру и стабильно ее поддерживать чем утрудиться до упора и потом сорваться и бросить.
Забыл добавить, я то как раз-таки этот метод использовал, чтобы наработать навык и больше не бросать, неугасимую привычку, думаю только это и сработало. В дальнейшем можно еще пройти через это для каких-то целей, а в конечном счете, возможно, - для стяжания благодати, как в описаниях опытов некоторых отцов.
*при готовности конечно, поэтому не себя имел ввиду, а просто к рассуждению о смысле применения жесткого аскетического способа
 
Православный христианин
Забыл добавить, я то как раз-таки этот метод использовал, чтобы наработать навык и больше не бросать, неугасимую привычку, думаю только это и сработало. В дальнейшем можно еще пройти через это для каких-то целей, а в конечном счете, возможно, - для стяжания благодати, как в описаниях опытов некоторых отцов.
Ну да, так тоже можно, опять же с осторожностью. А вообще это как бы двигаться постепенно ступенями. Сначала найти одну стабильную меру, освоиться с ней, потом когда чувствуешь что готов двигаться дальше, можно добавить. Если добавил не по силам, все равно отбросит назад.

Еще практический момент - лучше делать понемногу но часто в течении дня, чем долго но за один раз. Кто работает с компьютером, можно звонок ставить допустим раз в час или полчаса на короткие периоды молитвы. Так постепенно появляется навык непрерывной памяти Божией, непрерывного внутреннего предстояния перед Богом. Длинные периоды молитвы обычно не по силам на начальных этапах, внимание быстро утомляется и рассеивается.

А вообще если пересмотреть свой распорядок дня и не тратить время бесполезно на телик, интернет, болтовню и проч, то даже при занятой жизни можно найти достаточно много времени для внутренней молитвы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Еще практический момент - лучше делать понемногу но часто в течении дня, чем долго но за один раз. Кто работает с компьютером, можно звонок ставить допустим раз в час или полчаса на короткие периоды молитвы. Так постепенно появляется навык непрерывной памяти Божией, непрерывного внутреннего предстояния перед Богом.
Памятование да, а непосредственно для навыка созерцания, дисциплинирования ума и приучения, лучше длительную молитвенную сессию. Сам этот вопрос копал долго, понятно что у св Игнатия и у многих написано почаще да поменьше, но тут на самом деле несколько плоскостей рассмотрения, сформулировать сложно будет сразу эти все нюансы, легче тему создать будет. Там реально не все так просто.
 
Православный христианин
Памятование да, а непосредственно для навыка созерцания, дисциплинирования ума и приучения, лучше длительную молитвенную сессию. Сам этот вопрос копал долго, понятно что у св Игнатия и у многих написано почаще да поменьше, но тут на самом деле несколько плоскостей рассмотрения, сформулировать сложно будет сразу эти все нюансы, легче тему создать будет. Там реально не все так просто.
Ну по своему опыту могу сказать - следует стараться делать и то и другое, т.е. короткие периоды в течении занятого дня, а когда есть возможность посвятить больше времени (утром или вечером после работы), стараться делать длительную молитву пока внимание не утомилось, а потом переключаться на что-то другое, чтение например. У Каллиста об этом хорошо написано, сейчас поищу.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"7) Это ты теперь совершай так: сделай, сколько можешь, коленопреклонений, потом сядь и молись; утомившись молиться, переходи к чтению, как сказано, и опять возвращайся к молитве; намолившись досыта, встань на псалмопение непродолжительное, от него опять переходи к молитве, – и утомившись над нею, побудь немного в размышлении, прежде сказанном, и опять берись за молитву. Наконец и рукоделием займись немного, для разогнания уныния, как слышал ты от отцев, святче. Во всём твоём по Богу делании каждодневном, с утра до утра, преимущество всегда да отдаётся молитве; прочие делания привходят только по причине утомления в молитве. Когда же милость Божия приосенит душу, и благодать Духа источит из сердца, как из источника, молитву, тогда ум одной молитве прилежит и созерцанию, отторгши себя от всего другого, и одною молитвою и созерцанием услаждается в раю любви Божией.

8) Над всеми добрыми делами державствует молитва: слезу покаяния она рождает, к умирению помыслов весьма много содействует, будучи понуждаема единого Бога почитать высочайшим миром; любви к Богу она есть родительница; мысленную силу души она одна очищает, Бога представляя родителем и Ангельской чистоты; вожделетельную силу души чистою для Бога сберегает: ибо, прилепляясь к Богу и беседуя с Ним, безмерно и преестественно благим и добрым, она и вожделение всё прилепляет к Богу; раздражительную часть души в такой мере укрощает, в какой припадает, молится и просит Бога, смиряя и душу чрез такое припадание, потому что никто, в то время как молится и просит, не может держать в душе несмиренное, или гневливое мудрование. Посему, сводя всё воедино, могу сказать, что все силы души и все действия её, нравственные и умственные, преподобная молитва очищает и исправляет, особенно, когда вземлет с собою и созерцание Бога, и последующую за ним божественную любовь, при мирном строе жизни и поведении, по сказанному прежде. Из какого же места сердца источается слеза, там да мыслится и зрится помысл твой, склоняясь внутрь тебя путём дыхания во время молитвы, и там да пребывает, сколько можно. Ибо это крайне благотворно, – производит частые и обильные слёзы, пресекает пленение ума, водворяет мир мысленный, даёт ход молитве и содействует обретению молитвы сердечной, благодатию животворящего Духа, во Христе Иисусе, Господе нашем."
 
Москва
Православный христианин
Опасно совершать непрестанную молитву. Нужно чтобы она сама стала истекать из сердца. Тогда опасностей гораздо меньше.
Так тема о совершении непрестанной Иисусовой молитвы.
Чтобы молитва cама совершалась в сердце, умно-сердечная молитва - совершаемая умом в сердце - ("сама стала истекать из сердца"(c)) - начинают с трудовой, словесной молитвы. И по святым отцам опасно когда начинают заниматься деланием Иисусовой молитвы в гордости и без опытного духовного руководителя. Не опасно когда совершают её ища только одного - покаяния перед Богом. Правда для этого нужно видение своих грехов, который есть дар - от Бога. А он даётся Богом каюшемуся, опять же, по святым отцам, когда человек совершает деятельное покаяние (покаяние жизнью). И если Господь сочтёт нужным дать человеку этот дар.
 
Православный христианин
Опасно совершать непрестанную молитву. Нужно чтобы она сама стала истекать из сердца. Тогда опасностей гораздо меньше.
Сверх сил не нужно ничего делать, иначе человек просто надорвётся и не то что бы чего достигнет, а может даже разочароваться и забросить.
Душа должна быть готова к непрерывной молитве, да и она весьма разная бывает.
Важно стяжать молитвенный дух.
В этом случае молитва "сама" приходит.
И хотя каждую секунду не произносится Господи помилуй, но молитва не зримо присутствует.
Это весьма не простой вопрос.
В нём нет рецепта пригодного для всех.
Разве что должна быть рассудительность и чувство меры.

Вот скажем сейчас пишу пост, молитвенный дух есть и временами приходят и слова молитвы.
НЕ ПРОСТОЙ ДУХОВНЫЙ ВОПРОС.
Желательна помощь опытного духовника.
 
Сверх сил не нужно ничего делать, иначе человек просто надорвётся и не то что бы чего достигнет, а может даже разочароваться и забросить.
Душа должна быть готова к непрерывной молитве, да и она весьма разная бывает.
Важно стяжать молитвенный дух.
В этом случае молитва "сама" приходит.
И хотя каждую секунду не произносится Господи помилуй, но молитва не зримо присутствует.
Это весьма не простой вопрос.
В нём нет рецепта пригодного для всех.
Разве что должна быть рассудительность и чувство меры.

Вот скажем сейчас пишу пост, молитвенный дух есть и временами приходят и слова молитвы.
НЕ ПРОСТОЙ ДУХОВНЫЙ ВОПРОС.
Желательна помощь опытного духовника.
Мало кто говорит о целенаправленности. Мы обсуждаем способ достижения цели. Цель то - какая?
 
Православный христианин
помыслы раздавили и отчаяние. Состояние депрессивное
Мое мнение: уныние и болезни от делания не по отцам.
Болезни бывают разные. Можно болеть по многу лет, а на сердце -- рай. "Земля обетованная, в которой течет мед и млеко".
 
Православный христианин
.................болезни от делания не по отцам.
Болезни бывают разные. Можно болеть по многу лет, а на сердце -- рай.
Про одолевание помыслами у отцов - сколько угодно. Болезни телесные тоже очень часто. Значит возможно ангел-хранитель не бережет тело, не очень хороший признак в русском исихазме, хотя и стараются этим бравировать, как идеальным небрежением к материальному. Были такие наставления "молиться нужно телом", если ему следовать, там баланс ощущается, напротив исцеляется немощь плоти.
 
Православный христианин
Так тема о совершении непрестанной Иисусовой молитвы.
Чтобы молитва cама совершалась в сердце, умно-сердечная молитва - совершаемая умом в сердце - ("сама стала истекать из сердца"(c)) - начинают с трудовой, словесной молитвы. И по святым отцам опасно когда начинают заниматься деланием Иисусовой молитвы в гордости и без опытного духовного руководителя. Не опасно когда совершают её ища только одного - покаяния перед Богом. Правда для этого нужно видение своих грехов, который есть дар - от Бога. А он даётся Богом каюшемуся, опять же, по святым отцам, когда человек совершает деятельное покаяние (покаяние жизнью). И если Господь сочтёт нужным дать человеку этот дар.
Все это подразумевается.
И дается этот дар достойному его в соответствии с Промыслом и где-то обычно после 60-ти, или при исходе из жизни.
 
Москва
Православный христианин
И дается этот дар достойному его в соответствии с Промыслом и где-то обычно после 60-ти, или при исходе из жизни.
Задним числом можно написать что подразумевалось - то одно, то другое. Святые отцы о возрасте не пишут.
 
Православный христианин
Так тема о совершении непрестанной Иисусовой молитвы.
Чтобы молитва cама совершалась в сердце, умно-сердечная молитва - совершаемая умом в сердце - ("сама стала истекать из сердца"(c)) - начинают с трудовой, словесной молитвы. И по святым отцам опасно когда начинают заниматься деланием Иисусовой молитвы в гордости и без опытного духовного руководителя. Не опасно когда совершают её ища только одного - покаяния перед Богом. Правда для этого нужно видение своих грехов, который есть дар - от Бога. А он даётся Богом каюшемуся, опять же, по святым отцам, когда человек совершает деятельное покаяние (покаяние жизнью). И если Господь сочтёт нужным дать человеку этот дар.
Вы все правильно пишете. Если молиться правильно, как учили отцы, то есть с начальным смирением, покаянием, трезвением и вниманием к помыслам, то чем больше человек молится и трезвится, тем больше замечает в себе массу греховных помыслов и видит глубину своей греховности, и тем больше от этого смиряется и кается. А по мере смирения Бог дает благодать, которая в свою очередь поддерживает и углубляет молитву, а это в свою очередь еще больше углубляет трезвение, видение греха и смирение, и так далее.

А слово "делание" употребляли византийские отцы, оно присутствует в Добротолюбии, поэтому мы тоже его используем по традиции. Может быть правильнее было перевести как "совершение" а не "делание" молитвы. Слово "делание" в наше время стало ассоциироваться в восточными практиками медитации. Может быть Евгений П. нас просветит на этот счет, т.к. он знает греческий.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Греческого я не знаю, но слово происходит из триады Евагрия: делание-созерцание-обожение и использовалось византийскими отцами в таких сочетаниях как делание молитвы, делание заповедей.
 
Москва
Православный христианин
Вы все правильно пишете. Если молиться правильно, как учили отцы, то есть с начальным смирением, покаянием, трезвением и вниманием к помыслам, то чем больше человек молится и трезвится, тем больше замечает в себе массу греховных помыслов и видит глубину своей греховности, и тем больше от этого смиряется и кается. А по мере смирения Бог дает благодать, которая в свою очередь поддерживает и углубляет молитву, а это в свою очередь еще больше углубляет трезвение, видение греха и смирение, и так далее.
Да, я так понимаю, как Вы пишите.
А слово "делание" употребляли византийские отцы, оно присутствует в Добротолюбии, поэтому мы тоже его используем по традиции. Может быть правильнее было перевести как "совершение" а не "делание" молитвы. Слово "делание" в наше время стало ассоциироваться в восточными практиками медитации. Может быть Евгений П. нас просветит на этот счет, т.к. он знает греческий.
Cлово делание у меня не ассоциируется с восточными практиками. Его встречала и у святых отцов. Да, Вы об этом и сами написали, упомянув про Добротолюбие. Они же применяли это слово - Делание (делатель - занимающийся), в значении - как занятие, отдельное занятие, на которое cначала выделяют время, а потом оно у кого-то переходит и в постоянное делание. Т.е - cтановится дыханием и жизнью. Потому что, по святым отцам имя Христово - животворит.
Если Евгений П напишет о том как переводится с греческого слово - делание, с интересом об этом почитаю.
Учитывая известную проблему с цитатами, процитировать не могу. Пусть это будет мое личное мнение.
Хорошо. О том что сердечная молитва может даваться на смертном одре (при исходе жизни) я читала.
 
Сверху