Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
Цель избавления от гордости это молчание, молчание мысли.
Как и наоборот, от молчания избавление от гордости, а цель избавления от гордыни - адекватное принятие окружающей действительности вместо цепляния за то, что изобразил себе в уме. Вот например категорично утверждать что какой-то определенный способ непременно самый правильный и должен подойти всем...
 
Православный христианин
Православный христианин
А вообще , все от веры. Нет , наверное , одинаковых правил. Если в пределах православия , то все можно. Если обратится к Богослову , то есть разделение на священников и монахов. Образы Петра и Иоанна нам подсказывают , и то к чему призван( миряне к священникам , они учат и пасут, про монахов этого не сказано). Согласитесь.
 
Православный христианин
Так это и есть такая молитва за пятнадцать минут по тому как себя чувствуете можно узнать где.
Может быть и так, но всё же не связываю в такой молитве радость души с участью своих родственников.
Лучше просто просить Господа об отпущении родственникам грехов и Даровать Царствие Небесное.
 
Православный христианин
А вообще , все от веры. Нет , наверное , одинаковых правил. Если в пределах православия , то все можно. Если обратится к Богослову , то есть разделение на священников и монахов. Образы Петра и Иоанна нам подсказывают , и то к чему призван( миряне к священникам , они учат и пасут, про монахов этого не сказано). Согласитесь.
Вот Святой Паисий Афонский не учил народ но когда уничижил себя до того что Господь в него вселился все делал как Он ему скажет.
Вот монах и вот говорил народу как ему говорил Господь. Так что это не совсем для всех.
 
Православный христианин
Может быть и так, но всё же не связываю в такой молитве радость души с участью своих родственников.
Лучше просто просить Господа об отпущении родственникам грехов и Даровать Царствие Небесное.
Вы помолитесь за кого то из Святых поймете разницу хоть за Архимандрита Зосиму..
 
Православный христианин
Вы помолитесь за кого то из Святых поймете разницу хоть за Архимандрита Зосиму..
Видите ли радость у Вас на душе может быть вовсе не от того, что родственникам отпущены грехи.
Другое дело, что тяжесть при молитве на душе за родственников меньше, но ИМХО опрометчиво делать вывод, что родственники в Царствии Небесном.
 
Вы помолитесь за кого то из Святых поймете разницу хоть за Архимандрита Зосиму..
Да я знаю. И Оптина, и прп.Серафим.Но все же сначала было не так . Само понятие монах понималось по иному. Как и пост и другие вещи. Время привнесло некоторые искривления.
 
Православный христианин
Видите ли радость у Вас на душе может быть вовсе не от того, что родственникам отпущены грехи.
Другое дело, что тяжесть при молитве на душе за родственников меньше, но ИМХО опрометчиво делать вывод, что родственники в Царствии Небесном.
Видите ли если регулярно молится за родичей то можете понять закономерности. Сначала тяжело а через год легче а через три еще легче.
А вот за Святых прям легко и через год легко и через три и через десять.

Святой Паисий Афонский говорит хватит они типа в комнате и на суде Господь их помилует.
 
Православный христианин
Видите ли если регулярно молится за родичей то можете понять закономерности. Сначала тяжело а через год легче а через три еще легче.
А вот за Святых прям легко и через год легко и через три и через десять.

Святой Паисий Афонский говорит хватит они типа в комнате и на суде Господь их помилует.
Вы правильно говорите.
Всё так и есть.
Поступайте так как считаете правильным.
У меня так как сказал ранее.
 
Православный христианин
"Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего следует вообще сказать, что дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если [только] напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота [благодати]. И если мы желаем найти и познать истину, не блуждая, то будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное, а мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света, [так как] прелесть, особенно вначале, обыкновенно вводит ум неопытных этими призраками в заблуждение. Будем заботиться' только об одном, чтобы иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей. Потому видящему происходящее от молитвы [требуется] немалое сокрушение и смирение, тем более что даже у новоначальных молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет." Преп. Григорий Синаит
Прп. Григорий Синаит о двух способах обретения действия Св. Духа: через делание заповедей и через призывание Имени Иисусова.
 
Православный христианин
"дар [Святого Духа] открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда" -- здесь подразумевается, что молитва не требует такого труда

"И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас [Дух] свойственными Ему блистаниями" -- здесь говорится о том, и что и в делании бывают созерцания, они даются для нашей пользы, но они короткие, блистания, а не осияния (как у некоторых участников нашего форума:))
 
Православный христианин
"напряженно и терпеливо копать землю" -- землю сердца имеется ввиду

"будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное" -- что можно безбоязненно принимать

"мечтательно не станем, [как] в зеркале, усматривать ни образа, ни очертания лица, по-видимому, кого-либо из святых, ни созерцать света" -- почти исчерпывающее объяснение того, что принимать нельзя

"иметь совершающимся в сердце действие молитвы, согревающее и радующее ум и воспламеняющее душу к невыразимой любви Бога и людей" -- о действии истинной молитвы
 
Православный христианин
"молитва есть всегда движущее внутреннее действие Святого Духа, в начале распространяющееся из сердца как огонь радости, в конце же проявляющееся как благоухающий свет" -- действие истинной молитвы всегда распространяется из сердца, а не приходит извне

В общем, прочитав все это, почти невозможно ошибиться, если только не считать чтение прп. Григория Синаита слишком высоким для христианина:)
 
Православный христианин
Прп. Григорий Синаит о двух способах обретения действия Св. Духа: через делание заповедей и через призывание Имени Иисусова.
Верно, но они здесь не противопоставляются, а дополняют друг друга. Как писал прп. Макарий:

"А если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее с трудом и не приуготовлял себя быть кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к этому; не имеет любви ко всем, потому что не имел о сем попечения и не искал сего усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надобно так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью"

Господь всегда ведет нас к Себе кратчайшим путем, но мы обычно часто от этого пути отклоняемся и теряем впустую данное нам на земле время на ненужные для спасения дела и развлечения. А самый короткий путь к Богу - это участие в Таинствах Церкви, внешне исполнение заповедей по отношению к ближним, и внутренне пребывание в постоянном смирении-самоотвержении, трезвении, любви и молитве в предстоянии перед Богом с отсечением помыслов и страстей. Все остальное второстепенно. Вот и все, очень просто, но трудно исполнить :)

Но и исполнение заповедей, и частое и в идеале непрестанное призывание Имени Иисуова, - трудны, и мы неосознанно придумываем разные оправдания и поводы чтобы от них уклониться. И самые распространенные оправдания против призывания Имени Иисуова - это что якобы это делание только для монахов, и якобы что это для мирян крайне опасно и чревато попаданием в прелесть и поэтому не рекомендуется. Надеюсь что цитаты из Св. Писания и св. отцов приведенные в этой теме помогут развеять эти предрассудки.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А самый короткий путь к Богу - это участие в Таинствах Церкви, внешне исполнение заповедей по отношению к ближним, и внутренне пребывание в постоянном смирении-самоотвержении, трезвении, любви и молитве в предстоянии перед Богом с отсечением помыслов и страстей. Все остальное второстепенно

Про самый короткий путь прп. Григорий говорит по-другому:

"Навыком к первому образу жизни [дар благодати] находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее".

Делание медленнее созерцания, созерцание превосходит его.

но они здесь не противопоставляются, а дополняют друг друга

Не противопоставляются, и не дополняют друг друга, а один из них превосходит другой, как созерцание вообще превосходит делание.
 
Православный христианин
Не противопоставляются, и не дополняют друг друга, а один из них превосходит другой, как созерцание вообще превосходит делание.
Созерцание действительно превосходит делание, но без прохождения делания оно недостижимо, о чем и писал прп. Макарий в приведенной цитате. Здесь имеет место синергия делания и созерцания, при том что созерцание превосходит делание по приближению к познанию Бога. Прп. Григорий по-видимому имел ввиду, что только одно делание (в смысле только исполнение внешних заповедей) без созерцания является более медленным путем, а объединение и синергия делания и созерцания является более быстрым путем. Я думаю здесь прп. Григорий не имел ввиду что одного только созерцания достаточно для ускоренного обретения благодати, поскольку это бы противоречило словам прп. Макария.
 
Последнее редактирование:
Сверху