Сущность и ипостась

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Эти две цитаты противоречат друг другу

Че -т я не припоминаю одной Личности в трех Лицах у Зизиуласа(именно у него, а то ща начнете отталкиваться от моего позапрошлого сообщения доказывая как это возможно)))
Я хоть и давно(забывается прям сильно), но зато читал Зизиуласа))))
"Имена Отец, Сын и Дух указывают на личностную идентичность. А поскольку это единственные имена, которые указывают на личностную идентичность, они не могут быть изменены.
....
Отец, Сын и Дух – имена личностной идентичности, имена, посредством которых Бог во Христе открывает Себя нам и именует Себя для нас. В этом состоит большое отличие между тринитарной фразеологией и даже таким именованием, как «Бог», которое, в смысле divinitas, не есть имя Бога. Только как личность Он может быть именован. Но Его имя известно и открыто нам только во Христе, что означает: только во взаимоотношениях Отца и Сына и посредством их. Поэтому Он известен только как Отец.».

(б) Каппадокийское решение: оно послужило отражением решительной и даже страстной реакции на савеллианство, а потому было отмечено тенденцией подчеркивать онтологическую целостность каждого из Лиц Троицы. Такая позиция неизбежно была чревата опасностью тритеизма.399 Каппадокийцы избегли этой опасности, введя принцип онтологического происхождения и соделав Отца «причиной» существования тринитарного бытия. Таким образом, они поместили единобожие на уровень личностности, которая, благодаря одновременной связанности с единством (реляционностью) и единичностью (инаковостью), послужила наиболее подходящим средством устранения любого логического противоречия между единобожием и тринитаризмом. Этот способ рассмотрения проблемы также позволил привести христианское единобожие в согласие с библейским отождествлением Бога с Отцом.

 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
, что означает: только во взаимоотношениях Отца и Сына и посредством их. Поэтому Он известен только как Отец.».
Во, во....
Что и ожидалось, от Вас Вячеслав! Интересно, как быстро Вы поменяли свое отношение к познанию через свв отцов, а не от современных богословов. Ну это и понятно было изначально.
Вы стали уже соглашаться, что понятия взаимоотношение постепенно вытисняют Сущность, как ранее я отмечал у ИЗ
Бог-Отец, природу Которого, согласно Зизиуласу, составляет общение с двумя другими Лицами, «вынужден» иметь Сына и Духа, чтобы обладать собственной сущностью в общении. В итоге, митр. Зизиулас сводит на нет концепцию сущности, утверждая, что ипостась онтологически оживляется активностью общения даже в Боге. Общение становится первичным по отношению к бытию и даже превыше сущности и ипостаси" (МЗ)

Однако это противоречит учению свв отцов, к примеру "анализ текста свт. Василия, происходит в общности природы, т. е. в совместном «владении» ею, что выражается в общности энергии, славы и силы, ибо все, что есть Отец, то же самое есть и Сын и Дух. Общение Лиц не тождественно Их природе так же, как не идентично оно Самим Лицам.
 
Православный христианин
Если перевести на английский))) Нагляднее.

А поскольку большая часть богословия(современного) или сразу пишется по английски, или переводится на английский(“пишется” по английски), то я вас уверяю, там везде центральным понятием будет person(вернее personhood, personality могет доминировать в выводах статей) даже если переведут ту работу, которую рб Андрей хотел бы обсудить в этой теме. [Да даже в философии, а не только в богословии…]
Интересное наблюдение...
 
Крещён в Православии
«не может быть отнесено к Богу, рассматриваемому в Себе, и понимается исключительно по отношению к человеку, старающемуся Его найти и познать» ....
Оксана, нам это как-раз и нужно, чтоб "выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного".
Опять читается как некое разделение. Но в Троице любое разделение искусственно. Не может быть каких то двух нераздельных, которые обращаются к третьему. Есть всегда только Три нераздельных, которые не обращаются к первому или второму или третьему, а Которые всегда Едины. Обращение к кому то - это уже разделение. А в Троице есть только одно разделение - по тому что Отец рождает Сына и изводит Духа. Всё! Никакого больше "разделения" в Троице нет!
И это верно. Но, опять-таки, рассуждая даже таким образом можно и в словах: "... Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей ..." (ссылка) найти неприемлемое разделение. Видите, как сказано - "друг с другом", а не "одного с двумя другими". А "друг с другом" - как не понимай, а "диада-двоица". Так что слова Антония Сурожского ничего не разделяют в том, кто "Сам в Себе" неразделим.

К этому нужно относиться спокойно. Ларше, кстати, не отрицает такой подход к пониманию Троицы, он только предупреждает, что Господь Сам о Себе так может и не думать.
 
Православный христианин
Оксана, нам это как-раз и нужно, чтоб "выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного".

И это верно. Но, опять-таки, рассуждая даже таким образом можно и в словах: "... Каждое из Лиц Троицы живет не для Себя Самого, но без остатка отдает Себя другим Ипостасям, оставаясь при этом полностью открытым для их ответного действия, так что все три сопребывают в любви друг с другом. Жизнь Божественных Лиц есть взаимопроникновение, так что жизнь одного становится жизнью другого. Таким образом, бытие Бога Троицы осуществляется как любовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей ..." (ссылка) найти неприемлемое разделение. Видите, как сказано - "друг с другом", а не "одного с двумя другими". А "друг с другом" - как не понимай, а "диада-двоица". Так что слова Антония Сурожского ничего не разделяют в том, кто "Сам в Себе" неразделим.

К этому нужно относиться спокойно. Ларше, кстати, не отрицает такой подход к пониманию Троицы, он только предупреждает, что Господь Сам о Себе так может и не думать.
Павел, я не очень понимаю что значит " к этому нужно относится спокойно". К чём к "этому"?? Вот вы лично в чём конкретно видите "общение друг с другом" Отца и Духа? Один сел на лавочку и сказал другому - я тебя люблю. Другой ответил - я тебя тоже. Это общение? Единственное "общение" о котором я знаю - это Отец изводит Духа, а Дух исходит от Отца. А вы о каком "общении"?
 
Православный христианин
Однако это противоречит учению свв отцов, к примеру "анализ текста свт. Василия, происходит в общности природы, т. е. в совместном «владении» ею, что выражается в общности энергии, славы и силы, ибо все, что есть Отец, то же самое есть и Сын и Дух. Общение Лиц не тождественно Их природе так же, как не идентично оно Самим Лицам.
Вот что св.Василий согласно с остальными св. отцами говорит о "совместном "владении" ею" (сущносстью), что выражается в общности энергии, славы и силы, ибо все, что есть Отец, то же самое есть и Сын и Дух" - это не вызывает сомнения. Но именно это и ставит вопрос - а в чём выражается тогда общение? Что вообще понимается под общением Тех, у Кого нет различия в действиях, волениях, энергиях и т.д., кроме как в том что Отец рождает Сына и изводит Духа?
 
Крещён в Православии
... "общение друг с другом" ...
Оксана, это не я придумал.
К чём к "этому"?? Вот вы лично в чём конкретно видите "общение друг с другом" Отца и Духа? Один сел на лавочку и сказал другому - я тебя люблю. Другой ответил - я тебя тоже. Это общение? Единственное "общение" о котором я знаю - это Отец изводит Духа, а Дух исходит от Отца. А вы о каком "общении"?
Общение Лиц обозначено на протяжении всего повествования Ветхого Завета. "... И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ..."; "... Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ..." и т.д. Господь Господу сказал - он, что, разделился от этого? Конечно же нет. Или слова "Я и Отец - одно" - что, Сын "отделился" от Духа Святого? Конечно нет.

С духом Святым общения не было? Первые строчки Бытия говорят об этом: "... Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ...". Бог кому сказал? В пустоту, в бездну, во тьму? Он Духу Святому сказал. Или кто может дать Духа Святого людям, как не Отец? Сказано же: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет".

А любовь - это невозможность существовать друг без друга.
 
Православный христианин
Оксана, это не я придумал.
Люди многое что придумали. Суть не в том что это вы или не вы придумали. Суть в то что вы это предлагаете к обсуждению.
Общение Лиц обозначено на протяжении всего повествования Ветхого Завета. "... И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ..."; "... Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ..." и т.д. Господь Господу сказал - он, что, разделился от этого? Конечно же нет. Или слова "Я и Отец - одно" - что, Сын "отделился" от Духа Святого? Конечно нет.

С духом Святым общения не было? Первые строчки Бытия говорят об этом: "... Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ...". Бог кому сказал? В пустоту, в бездну, во тьму? Он Духу Святому сказал. Или кто может дать Духа Святого людям, как не Отец? Сказано же: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет".

А любовь - это невозможность существовать друг без друга.
Это не общение Лиц Троицы, а раскрытие перед человеком Троичности Бога на протяжении всего повествования и Ветхого и Нового Завета. Вы не смогли ответить на вопрос мой потому, как в Троице нет трёх действий, трех волений. Есть Единица в Троице. Есть Единое движение Трёх. Есть Единое воление Трёх. Любое действие Бога Едино и троично, так как единое действие Единого Бога начинается в Отце и совершается через Сына в Духе

***
Лица Пресвятой Троицы находятся в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Святый во Отце и Сыне (Ин.14:10).
Три Лица, имеют:

  • одну волю (желание и волеизъявление),
  • одну силу,
  • одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство.


Таким образом общение между Тремя Лицами Бога нельзя понимать как общение между людьми. Это "общение" заключается во взаимном пребывании Друг в Друге, в Едином действии, волении, имеющем источник в Отце и совершаемое через Сына Духом. И даже всякое действие, воление, которые мы определим как проявление Любви, оно начинается в Отце и совершается через Сына Духом. Не три Бога а Один. Не три действи Любви, а Одно.

А Любовь - это то что описано апостол Павлом - это определённое состояние, определённый образ бытия, но не невозмоожность существовать друг без друга. Ромео и Джульета не постигли что есть любовь, хотя и не видели для себя возможности существовать друг без друга.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
кроме как в том что Отец рождает Сына и изводит Духа?
Оксана, - это не общение, это свойства Ипостаси

Василий стоит на позиции симметричных отношений лиц-ипостасей в Троице. В прямой связи с этим, одним из ключевых понятий в описании внутри-троичных отношений у него становится вечная природная общность / общение ипостасей. Каждой ипостаси соответствует свое имя, т. е. ипостаси именуются.

Свт. Григорий, рассуждая о терминах, употребляемых в описании Троичной тайны, говорит, что благочестиво исповедовать в Троице единую сущность и славу, или «светлость» (ὁμοούσια, ὁμόδοξα), соответственно одной природе Божества (τὴν φύσιν δηλοῖ τῆς θεότητος), и три бесконечные, равночестные ипостаси, или три лица (πρόσωπον), притом каждое – со своими свойствами (τῶν τριῶν ἰδιότητας) При этом ипостасные свойства, или идиомы, остаются неподвижными, не переходящими от одной ипостаси к другой при тождестве общей сущность.
Отличность ипостасей передается также, в частности, выражением «ὁ μὲν – ὁ δέ», которое переводится как «тот – этот», «один – другой»


В триадологии свт. Григорий Нисский продолжает линию остальных каппадокийцев, исповедуя в «Троице ипостасей» единство сущности и энергии и различие и равенство трех ипостасей, или лиц.

Ипостаси Сына и Духа возводятся к ипостаси Отца как вневременной и внепространственной Причине, от которой Они имеют вечное бытие, причем бытие не отличное от бытия Отца, но тождественное При этом внутри Троицы отсутствуют какие-либо иерархия или сложность природы Ипостась Слова, например, не просто причастна Жизни, но есть сама Жизнь – Саможизнь. С понятиями ипостасей Сына и Духа не мыслятся никакие «становление» или ограниченность бытия, столь тесно связанные с бытием ограниченных тварных ипостасей
 
Крещён в Православии
Таким образом общение между Тремя Лицами Бога нельзя понимать как общение между людьми. Это общение заключается во взаимном пребывании Друг в Друге, в Едином действии, волении, имеющем источник в Отце и совершаемое через Сына Духом.
Я далек от того, чтоб общение ипостасей Божества сводить к примерам общения между людьми.

Но вот общение между двумя тварными ипостасями (Адама и жены его) - вполне можно рассматривать как возможность "выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного": это ведь образ Божий - эти две человеческие ипостаси.
 
Православный христианин
Оксана, - это не общение, это свойства Ипостаси
Так я и спрашиваю - "общение" тут что имеется ввиду?
Василий стоит на позиции симметричных отношений лиц-ипостасей в Троице. В прямой связи с этим, одним из ключевых понятий в описании внутри-троичных отношений у него становится вечная природная общность / общение ипостасей. Каждой ипостаси соответствует свое имя, т. е. ипостаси именуются.
Приведите, пожалуйста цитату св.Василия из которой это следует. И поясните в чём " симметричность ОТНОШЕНИЙ лиц". У меня ведь простой вопрос - что понимается под "отношения между Лицами" если у них во всём тождество кроме того что Отец рождет Сына и изводит Духа.
Свт. Григорий, рассуждая о терминах, употребляемых в описании Троичной тайны, говорит, что благочестиво исповедовать в Троице единую сущность и славу, или «светлость» (ὁμοούσια, ὁμόδοξα), соответственно одной природе Божества (τὴν φύσιν δηλοῖ τῆς θεότητος), и три бесконечные, равночестные ипостаси, или три лица (πρόσωπον), притом каждое – со своими свойствами (τῶν τριῶν ἰδιότητας) При этом ипостасные свойства, или идиомы, остаются неподвижными, не переходящими от одной ипостаси к другой при тождестве общей сущность.
Отличность ипостасей передается также, в частности, выражением «ὁ μὲν – ὁ δέ», которое переводится как «тот – этот», «один – другой»


В триадологии свт. Григорий Нисский продолжает линию остальных каппадокийцев, исповедуя в «Троице ипостасей» единство сущности и энергии и различие и равенство трех ипостасей, или лиц.

Ипостаси Сына и Духа возводятся к ипостаси Отца как вневременной и внепространственной Причине, от которой Они имеют вечное бытие, причем бытие не отличное от бытия Отца, но тождественное При этом внутри Троицы отсутствуют какие-либо иерархия или сложность природы Ипостась Слова, например, не просто причастна Жизни, но есть сама Жизнь – Саможизнь. С понятиями ипостасей Сына и Духа не мыслятся никакие «становление» или ограниченность бытия, столь тесно связанные с бытием ограниченных тварных ипостасей
Без возражений.
 
Православный христианин
Я далек от того, чтоб общение ипостасей Божества сводить к примерам общения между людьми.
Но если мы говорим об общении Лиц Троицы, то должны понимать какой смысл вкладываем в слво "общение" в данном случае.
Но вот общение между двумя тварными ипостасями (Адама и жены его) - вполне можно рассматривать как возможность "выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного": это ведь образ Божий - эти две человеческие ипостаси.
Согласна. Но зачем тут ограничиваться двумя представителями одной сущности? Мне кажется что образ этот в тварной природе выражается в единсте единосущных.
 
Крещён в Православии
Но вот общение между двумя тварными ипостасями (Адама и жены его) - вполне можно рассматривать как возможность "выразить в рамках тварной природы образ жизни нетварного": это ведь образ Божий - эти две человеческие ипостаси.
Согласна. Но зачем тут ограничиваться двумя представителями одной сущности? Мне кажется что образ этот в тварной природе выражается в единстве единосущных.
А тогда пропадает понятие бога. Сказано же: "вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы". А бог это либо человеческая диада-двоица, но она несовершенна; либо триада-троица, и она совершенна. Не может быть бога - "мириадицы". Если так думать, то сонм ангелов - это бог "мириадица". Господь творя человека создавал не бога-"мириадицу", Господь создавал подобного Себе.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Приведите, пожалуйста цитату св.Василия из которой это следует. И поясните в чём " симметричность ОТНОШЕНИЙ лиц". У меня ведь простой вопрос - что понимается под "отношения между Лицами" если у них во всём тождество кроме того что Отец рождет Сына и изводит Духа.

Письмо 38. К Григорию, брату.

А что касается до бесконечности, непостижимости, несозданности, необъемлемости местом и до всего, подобного сему, то нет никакого различия в Животворящем естестве, разумею Отца, Сына и Духа Святаго, но усматривается в Них некое непрерывное и нерасторгаемое общение. И в каких понятиях возможет кто представить себе величие одного из Лиц, исповедуемых во Святой Троице, с теми да приступает безразлично к созерцанию славы во Отце, Сыне и Духе Святом, не блуждая мыслию ни по какому промежутку между Отцем, Сыном и Святым Духом, потому что нет ничего между Ними вставного, ни чего-либо самостоятельного и отличного от Божия естества, так чтобы естество сие могло быть отделено Само от Себя вставкой постороннего, ни пустоты какого-либо ненаполняемого пространства, которая бы производила перерывы в единении Божией сущности с Самою Собою, разделяя непрерывное пустыми промежутками.
 
Православный христианин
А тогда пропадает понятие бога. Сказано же: "вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы".
Не понимаю как тут пропадает понятие бога.
А бог это либо человеческая диада-двоица, но она несовершенна; либо триада-троица, и она совершенна.
Чем обосновано это утверждение?
Не может быть бога - "мириадицы". Если так думать, то сонм ангелов - это бог "мириадица". Господь творя человека создавал не бога-"мириадицу", Господь создавал подобного Себе.
Не понияла почему не может быть сонм богов по благодати. И про ангелов не поняла.
Про то что и в одном человеке уже явлено подобие и божественной сущности и Троицы - уже говорилось. А единство единосущных лиц не должно ограничиваться троицей.

А так, прилюбви к рассмотрению двоиц и троиц, можно воплощение Сына рассмотреть как двоицу (божество и человечество в Одном, в Сыне), а при этом Сам Сын с Отцом и Духом - уже троица. Может для твари двоица (соединение человечества с божеством) вполне совершенна?) Но можно при этом сказать и что единица (тварная человеческая сущность) подвиглась в двоицу (воплощение Бога), а данная двоица ( Сын в двух природах) завершается Троицей. Но это полёты ума, страстями окутанному уму мало полезные. Если и отцы об этом пишут - полезно рассмотреть. А так...
 
Православный христианин

Письмо 38. К Григорию, брату.

А что касается до бесконечности, непостижимости, несозданности, необъемлемости местом и до всего, подобного сему, то нет никакого различия в Животворящем естестве, разумею Отца, Сына и Духа Святаго, но усматривается в Них некое непрерывное и нерасторгаемое общение. И в каких понятиях возможет кто представить себе величие одного из Лиц, исповедуемых во Святой Троице, с теми да приступает безразлично к созерцанию славы во Отце, Сыне и Духе Святом, не блуждая мыслию ни по какому промежутку между Отцем, Сыном и Святым Духом, потому что нет ничего между Ними вставного, ни чего-либо самостоятельного и отличного от Божия естества, так чтобы естество сие могло быть отделено Само от Себя вставкой постороннего, ни пустоты какого-либо ненаполняемого пространства, которая бы производила перерывы в единении Божией сущности с Самою Собою, разделяя непрерывное пустыми промежутками.
То есть вот это:
Василий стоит на позиции симметричных отношений лиц-ипостасей в Троице. В прямой связи с этим, одним из ключевых понятий в описании внутри-троичных отношений у него становится вечная природная общность / общение ипостасей. Каждой ипостаси соответствует свое имя, т. е. ипостаси именуются.
Означает лишь то, что Отец, Сын, Дух единосущны и что Они тождественны во всём, кроме как в том что Отец есть источник всякого действия, силы, воления Трёх, непрерывно пребывающих друг в друге? Но это всё просто догмат. О чём тут рассуждать?
 
Крещён в Православии
В Ипостасях Святой Троицы нет подчиненности, как это пытается показать ИЗ
Дык в приведенном Вами фрагменте не пытается(или я не вижу как, вот и спрашиваю), предмет нашего обмена репликами именно процитированный Вами фрагмент.
А вот и кое что по нашей теме:

Не только бытие мира было возведено к личностной свободе, но и бытие Самого Бога отождествлялось с личностью. Это «воздействие» было вызвано спорами о Пресвятой Троице главным образом благодаря богословию каппадокийских Отцов и, прежде всего благодаря св. Василию.

Как известно,
окончательная формула о Святой Троице говорит об «одной сущности и трех лицах» (m…a oЩs…a, tr…a prТswpa). Поэтому можно сказать, что единство Бога, «онтология» Бога, состоит в сущности Бога. Это возвращает нас к древнегреческой онтологии. Бог есть, прежде всего, Бог (Его субстанция или природа, Его бытие), а затем Он существует как Троица, то есть как Лица.

И вот здесь ИЗ начинает проводить свою теорию, которую нам, пытаетесь навязать Вы, Вячеслав! Читаем:

Эта интерпретация фактически преобладала на Западе и к несчастью проникла в современную православную догматику. Значение этой интерпретации заключается в предпосылке, что онтологический «принцип» Бога находится не в лице, а в субстанции, то есть в самом «бытии» Бога.

Но такая интерпретация является неправильным истолкованием патристического богословия Троицы. Для греческих Отцов единство Бога, один Бог и онтологический «принцип» или «причина» бытия и жизни Бога состоит не в одной субстанции Бога, а в ипостаси, то есть в личности Отца. Один Бог не есть одна субстанция, но Отец, Который есть «причина» и рождение Сына и исхождения Духа.


И отсюда, конечно же, вывод: ( удобный ИЗ)

"Бог как лицо, – как ипостась Отца – делает одну божественную сущность быть тем, чем она есть: одним Богом"

Однако с этим не согласны многие православные ученые и только РПЦ, но и греческие
читаем у МЗ
Тем не менее, взгляды митр. Иоанна на понятие личности и ее свойства породили серьезную полемику....
... Таким образом, митр. Зизиулас обвиняется, по крайней мере, в «импортировании в христианскую веру философии»,

Там не только подчиненность, там прямая иерархия Единый Бог - ..... в Ипостаси Отца!?
Я не вижу в приведенном Вами фрагменте и намека на подчиненность. Покажите.
Я считаю Вы просто не поняли написанного.

Рассказывает Зизиулас историю, рассказывает(что не вызывает возражений) и в этом контексте говорит
И вот здесь ИЗ начинает проводить свою теорию, которую нам, пытаетесь навязать Вы, Вячеслав! Читаем:

Эта интерпретация фактически преобладала на Западе и к несчастью проникла в современную православную догматику. Значение этой интерпретации заключается в предпосылке, что онтологический «принцип» Бога находится не в лице, а в субстанции, то есть в самом «бытии» Бога.
То есть “Троицу Троицей делает божественная сущность”
но это не так
И отсюда, конечно же, вывод: ( удобный ИЗ)

"Бог как лицо, – как ипостась Отца – делает одну божественную сущность быть тем, чем она есть: одним Богом"
“Троицу Троицей делает” Отец, вне времени и в любви рождая Сына и изводя Духа.

Более того, лично я цитировал Максима Исповедника(вне времени и в любви…), однако похожее есть даж в самом тексте. Между выбранным Вами для цитирования.
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Ziziulas/being-as-communion/1#sel=27:1,27:265


...Но такая интерпретация является неправильным истолкованием патристического богословия Троицы. Для греческих Отцов единство Бога, один Бог и онтологический «принцип» или «причина» бытия и жизни Бога состоит не в одной субстанции Бога, а в ипостаси, то есть в личности Отца. Один Бог не есть одна субстанция, но Отец, Который есть «причина» и рождение Сына и исхождения Духа.36 Следовательно, онтологический «принцип» Бога снова восходит к лицу. Таким образом, когда мы говорим, что Бог есть, мы не связываем личностную свободу Бога – бытие Бога не является онтологической «необходимостью» или простой «реальностью» для Бога – но мы приписываем бытие Бога Его личной свободе. Более аналитическим образом это означает, что Бог как Отец, а не как субстанция, постоянно утверждает через «бытие» Свою свободную волю существовать. И именно Его тринитарное существование составляет это утверждение: Отец из любви – то есть свободно – рождает Сына и ниспускает Дух. Если Бог существует, то Он существует потому, что существует Отец, то есть Тот, Который из любви свободно рождает Сына и изливает Дух. Таким образом, Бог как лицо, – как ипостась Отца – делает одну божественную сущность быть тем, чем она есть: одним Богом. Этот момент является критически важным. Ибо именно с этим пунктом непосредственно связана новая философская позиция каппадокийских отцов и в особенности ... https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zi...vanie-o-lichnosti-i-tserkvi/2#sel=28:1,28:199

Вы тоже так считаете?
Конечно, я ж не еретик какой-нить чтобы оспаривать монархию Отца))))(и не человек путающий откровенную ересь с православием).
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
"Имена Отец, Сын и Дух указывают на личностную идентичность. А поскольку это единственные имена, которые указывают на личностную идентичность, они не могут быть изменены.
....
Отец, Сын и Дух – имена личностной идентичности, имена, посредством которых Бог во Христе открывает Себя нам и именует Себя для нас. В этом состоит большое отличие между тринитарной фразеологией и даже таким именованием, как «Бог», которое, в смысле divinitas, не есть имя Бога. Только как личность Он может быть именован. Но Его имя известно и открыто нам только во Христе, что означает: только во взаимоотношениях Отца и Сына и посредством их. Поэтому Он известен только как Отец.».

(б) Каппадокийское решение: оно послужило отражением решительной и даже страстной реакции на савеллианство, а потому было отмечено тенденцией подчеркивать онтологическую целостность каждого из Лиц Троицы. Такая позиция неизбежно была чревата опасностью тритеизма.399 Каппадокийцы избегли этой опасности, введя принцип онтологического происхождения и соделав Отца «причиной» существования тринитарного бытия. Таким образом, они поместили единобожие на уровень личностности, которая, благодаря одновременной связанности с единством (реляционностью) и единичностью (инаковостью), послужила наиболее подходящим средством устранения любого логического противоречия между единобожием и тринитаризмом. Этот способ рассмотрения проблемы также позволил привести христианское единобожие в согласие с библейским отождествлением Бога с Отцом.

И? Как отсюда можно сделать вывод что " Бог есть единая Личность в Трех Ипостасях Святой Троицы"?
 
Православный христианин
Конечно, я ж не еретик какой-нить чтобы оспаривать монархию Отца))))(и не человек путающий откровенную ересь с православием).
Данная тема, превратилась к сожалению, в словесную помойку.
Где каждый волен понимать слова св. отцов как ему вздумается, или как сам заучил из прочитанного у вольно думающих.
«...Веруем в единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, но Такого, Который один только есть безвиновен и нерожден; в Творца всего, конечно, но в Отца по естеству одного только Единородного Сына Его, Господа же и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в Изводителя Всесвятого Духа. И во единого Сына Божия, Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, в свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого произошло все. Говоря о Нем: прежде всех веков, мы показываем, что рождение Его безлетно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы, образ ипостаси Отца (Евр. 1, 3), Божия премудрость и сила (1Кор. 1, 24), Слово ипостасное, существенный и совершенный, и живой образ Бога невидимого (Кол. 1, 15), но Он всегда был с Отцом и в Нем, рожденный от Него вечно и безначально. Ибо не существовал когда-либо Отец, когда не было [бы и] Сына, но вместе – Отец, вместе – Сын, от Него рожденный. Ибо не мог бы быть назван Отцом Тот, Кто лишен Сына. А если Он существовал, не имея Сына, то не был Отцом; и если после этого получил Сына, то после этого сделался и Отцом, прежде этого не будучи Отцом, и из положения, в котором Он не был Отцом, изменился в такое, в котором Он сделался Отцом, что [говорить] – хуже всякого богохульства. Ибо невозможно сказать о Боге, что Он лишен естественной способности к рождению. Способность же к рождению – это рождать из Самого [себя], то есть, из собственной сущности, подобного по природе.
Итак, относительно рождения Сына нечестиво говорить, что в средине [между нерождением и рождением Его] протекло время, и что бытие Сына наступило после Отца. Ибо мы говорим, что рождение Сына – от Него, то есть из природы Отца.
И если мы не допустим, что искони вместе с Отцом существовал рожденный от Него Сын, то введем изменение Ипостаси Отца, так как, не будучи Отцом, Он стал Отцом после; ибо тварь, если и произошла после этого, однако произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из не сущего волею и силою Его, и изменение не касается естества Божия...».
(Пр. Иоанн Дамаскин; Точное изложение православной веры; Книга первая ).
Глава 8. О Святой Троице
НЕ было ВРЕМЕНИ, когда Отец был ОДИН!!!
ТРОИЦА Святая, всегда Была ТРОИЦЕЙ!!!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не вижу в приведенном Вами фрагменте и намека на подчиненность. Покажите.
Я считаю Вы просто не поняли написанного.
Бог как лицо, – как ипостась Отца – делает одну божественную сущность быть тем, чем она есть: одним Богом"
У Бога, однако Три Лица.
Ипостаси Бога в Единой Сущности, но не Ипостась Отца .....
"По сей-то причине говорим, что в общем понятии сущности не слитны и не сообщимы [другой Ипостаси] признаки, усматриваемые в Троице, какими выражается отличительное свойство Лиц, о Которых преподает нам вера, потому что каждое Лицо представляется нами отлично по собственным Его признакам, так что по упомянутым признакам познано различие Ипостасей".

Для того, чтобы увидеть подчиненность, и проч... , необходимо изучать весь труд и следить за развитием этой теории. Я приводил вывод специалистов, которые занимались анализом, но вы отмахнулись. Это Ваше право.: не видеть. Есть еще один метод: присмотреться к действием автора в той или иной спорной ситуации. Как повел себя ИЗ в возникшем кризисе, известно в том числе и Вам. Так что есть повод к размышлению и возможности узнать о критике его трудов.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху