Сущность и ипостась

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Самовластие есть воля души разумной, охотно движущаяся к тому, чего она и пожелала бы; её-то да убедим быть готовой только к одному добру, чтобы нам непрестанно благими помышлениями истреблять память о зле.
В Диспуте с Пирром прп. Максим Исповедник говорит, что просто желать - это природная воля. Что желать определенным образом - это дело конкретного человека. При этом прежде чем действовать каждый в себе рассматривает и советуется как достичь желаемого посредством природной воли.
Разум - действенная рассудительная сила, самовластная, ибо может направить волю в соотвествии с тем, что свободно выбрано . Воля - природная желательная сила. Ипостась - конкретный волящий. Это логика моего тезиса.
Если позволите вопрос, а что Вы делаете в этой теме?
В диалогах темы проговариваю усвоенное мной знание, и если вижу ошибки, корректирую свои знания посредством повторного прочтения текстов святых отцов и авторитетных для меня богословов.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Своими словами прошу написать как Вы это понимаете и как эта фраза является аргументом Вашего утверждения об иконе человечества в мириадах, разворачиваемых во времени. Это не экзамен, а желание понять Вашу мысль.
Моя мысль, следует за идей Григория Нисского и развивает Кирилл и Мефодий Зеньковские!
Что значит: "своими словами"? В данном случае - это неуместно! Обучаясь, мы проводим через себя, свое сознание, то, чему обучаемся. Не сами выдумываем, а обучаемся, открывая новые понятия и идеи, сверяя с догматами и Словом Святого Писания.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Моя мысль, следует за идей Григория Нисского и развивает Кирилл и Мефодий Зеньковские!
Что значит: "своими словами"? В данном случае - это неуместно!
Неуместно высказать свое понимание? Но люди разумные существа, а не собаки Павлова, живущих на рефлексах.
Например, в моем понимании МЗ выдает желаемое им за действительное, ибо я не нахожу в приведенных словах святителя Григория Нисского, мысли, которую в своей статье высказывает МЗ.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Неуместно высказать свое понимание? Но люди разумные существа, а не собаки Павлова, живущих на рефлексах.
Например, в моем понимании МЗ выдает желаемое им за действительное, ибо я не нахожу в приведенных словах святителя Григория Нисского, мысли, которую в своей статье высказывает МЗ.
Вернее , не желаете находить, находясь в плену своего "понимания".
 
Крещён в Православии
Вернее , не желаете находить, находясь в плену своего "понимания".
Ничего не понял. Ну, да, ладно. В принципе Ваша позиция понятна. Можно продолжать дальше уже непосредственно про личность.

Например, я понимаю, что Бог есть единая Личность в Трех Ипостасях Святой Троицы. Личность в данном случае определяется как единый способ бытия Святой Троицы в неразрывном общении Трех Лиц при сохранении ипостасных отличий Отца, Сына и Святого Духа. Началом личностного способа бытия Сына и Святого Духа является Отец.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Оба лица - это Адам и Ева. Ева ведь знала заповедь. Мне кажется, она и имена животных знала.

Нужно было что-то тАинственное с человеком сделать еще до разделения его на два пола.
Самое таинственное сделано при сотворении Адама - Бог вдохнул в него Дух Свой, ввёл его в бытие надприродным, то есть, обладающим тем, что не присуще тварной природе - обладающим нетварной благодатью, обладающим Тем (Благодатью), что даёт силы тварной душе властвовать над силами тварного тела. И такое сверхестественное состояние для человека естественно. Он таким сотворён. Он, Адам, ипостась. Природа обладает только природными силами. А он, Адам, обладал и даром сверхестественной силы Благодати. Для того он и сотворён чтобы сверхестественной сило Бога соединять два мира в себе самом и во всём творении - видимого и невидимого и властовать над миром будучи богом по благодати.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы можете озвучить как раскрывается образ божественный сущности в человеке, т.е. троичность человека по образу и подобию - я так понимаю эту Вашу реплику. Кратко.
Вы в вопросе смешали два аспекта. образ божественной сущности это не "то есть троичность человека"
1. образ божественной сущности - этот образ в разумности и самовластии бестелесной и бессмертной души.
2. образ троичности Бога - в трёх силах души. "Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы)." Фактически, каждое Лицо Троицы соответствует соответсвенной силе души. В единстве же они являют Единое.

Отцы говорили что падший человек в разладе сам с собой. Его силы души не пребывают в единстве. Они влекутся телом, а не управляют его движениями. И это единство сил души для человека, сотворённого изначально как Адама, обладающий не только природными силами но и сверхприродной силой нетварной Божественной благодати, это единство возможно только при действии в человеке этой сверхестественной, божественной силы.
 
Православный христианин
Не "якобы", а именно развитие учения.
Для начала, хочу ответить на старый Ваш вопрос по "трупу".
Кирилл Зиньковский, епископ, викарий патриарха.
"Ипостасное начало в воскресении будет духовным центром, собирающим воедино и заново формирующим человеческое тело, ибо, по слову Вл. Лосского, «каждый элемент тела “охраняется как стражем” разумной способностью души, отмечающей его своей печатью, ибо душа знает свое тело даже тогда, когда его элементы рассыпаны по всему миру. Таким образом, в условиях смертности, после грехопадения, духовная природа души сохраняет некоторую связь с разобщенными элементами тела, которые она сумеет найти по воскресении, для того, чтобы они превратились в “тело духовное” – в наше истинное тело, отличное от грубой телесности – от “кожаных риз”, данных Богом Адаму и Еве по грехопадении»

И далее, по учению, которое, Оксана у Вас, "якобы"
Источник, тот же, КЗ

"Святоотеческая мысль говорит о иерархичности сотворенного мира и естества человека. Если все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной всего сущего, то вершину иерархии человеческого естества составляет ум как высшая часть души, «местопребывание личности, престол человеческой ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества – дух, душу и тело...
Отправными положениями нашего исследования о динамической теории материи в рамках Священного Писания и Предания стали утверждения о единстве ипостасно-природной онтологии, неразрывной связи личного и природного начал в Боге и в человеке, о единстве материи и о фокусном положении личности человека в динамике мира.»

митрополит Иоанн Зизиулас
Бытие как общение исследование о личности и Церкви
В древнегреческом мире быть личностью означает, что у человека есть нечто, что он добавляет к своему бытию: «лицо» не является его истинной «ипостасью». «Ипостась» пока еще означает «природу», или «сущность». Должно было пройти много веков, прежде чем греческая мысль пришла к историческому отождествлению «ипостаси» с «лицом, личностью».


Не понимаю, Оксана, почему Вы не признаете очевидный факт? Неужели Вам это неизвестно? Или вы ищите другой смысл в этом учении? Мы все все в Едином Теле Церкви и это живой организм, в котором есть и свои ученые и учителя, - это их реализация Дара Святого Духа. Неужели, мы одних принимаем ( свв отцов), а других - игнорируем?
Андрей, так какой ответ на мой вопрос?? Чем Личность Отца отличается от Личности Духа??
Очевидный факт в том, что Православие как догмат содержит учение о том, что Отец и Дух отличаются друг от друга ТОЛЬКО тем, что Дух исходит от Отца.
 
Православный христианин
Профессора богословия, иеромонаха, ученого и священника.
Мне регалии не нужны. Если бы написали - святой, ставший самописцем Духа Святого, я бы иначе отнеслась к словам, которые вы цитируете.
 
Православный христианин
Понятия "личность" в современном смысле слова во времена отцов не существовало. Оно появилось и стало использоваться только в девятнадцатом веке, когда появилась наука психология.

Вообще, самосознание человечества в целом сильно поменялось с тех времен. На мой взгляд, принципиальное влияние на то, как люди мыслят, оказала восточная философия (философия буддизма). Там, в противоположность античной философии, внимание направлено внутрь человеческой психики, а материальный мир считается производным от сознания. Под этим влиянием сформировались некоторые европейские философские системы и через них это проникло в мыслительный обиход всех людей.

Еще большое влияние оказала современная философия, разрабатывающая тему личностного общения. Например, в философии Левинаса разрабатывается концепция бытия как общения, рассматривается проблематика "я и другой". От монологических позиций ум переходит к диалоговой форме мышления.

Всего этого не было во времена отцов.
Всё так. А теперь давайте посмотрим как поменялось в целом самосознание человечества... Стало больше добродетели или порока? Стало больше подвизающихся? Мир стал больше являть святых? Мы движемся к каким временам? К тем, о которых сказано что "Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"? Вот в этом то направлении и меняется самосознание человеческое, уходя, как вы правильно подметили, в восточную философию И в европейскую психологию Фрейда, Юнга и т.д.. А это развитие - это именно уход сознания из веры православной отцов. Это не некое "безобидное" и высокое развитие богословия в отношении понятия "личность".

А утверждение что отцы не говорили о внутреннем, а только о внешнем - это не соответствует действительност!! Постояно отцы говорили о внутреннем человеке! Об обновлении внутреннего человека!! И это намного глубже того, о чём говорят нынешние психологи и современные богословы, развивающие понятие "личности".

Современный мир развивает понятие "личности" как именно учения, уводящего от учения отцов о сути обновления внутреннего человека!

Именно внутренний человек
, который обновляется когда внешний тлеет - это и есть личность, душа владеющая телом! - Я, как пишет Василий Великий.

Только этот внутренний человек и способен к надприродности - к соединению со сверхестественной для его природы силой нетварной божественной благодати.
 
Православный христианин
Есть целое направление внутри православия, которое не приемлет слова "личность". Они обзывают приверженцев этого термина "персоналистами" и отрицают значимость этого понятия.

На мой взгляд, "лицо" и "личность" - это следствие двух разных ракурсов вглядывания в человека.

Никогда отцы, описывая лицо, не касались чувств, переживаний, внутренних психологических особенностей индивида (например, творческих способностей). Они рассматривали человеческие ипостаси как предметы, как животные ипостаси, упирали на разницу имен, разницу цвета волос, и т.д. То есть, для них человек был набор определенных особенностей природы в том или ином сочетании. Никакой уникальной тайны, свойственной именно данной личности, они не акцентировали. Это взгляд на человека извне.

И наоборот, для современных философов важен внутренний опыт человека. Не так важно, как человек выглядит и каким набором природных особенностей он обладает, как важен момент самораскрытия в момент общения. Внутренне важнее внешнего, и именно внутренняя тайна делает человека уникальной личностью. Лосский считал, что наиболее явно уникальность личности выявляется в творчестве.

Например про Андрея Рублева мы ничего по сути не знаем. Исторические свидетельства очень скудны. Иногда искусствоведы даже выражали сомнения в авторстве икон - действительно ли их написал Андрей Рублев, или это плод творчества неизвестного иконописца.

Но сами иконы свидетельствуют, что был некий автор, обладающий уникальным талантом и молитвенным опытом исихии, который достиг святости, и который отразил этот свой опыт в иконах.
Современное искусство, которое развивается параллельно с развитием богословия личности - это исксство питаемое страстьми. Уберите страсти и исчезнет огромная доля сотворённого людьми "искусства." Внутренний "опыт" для современной философии - это опыт пребывания человека в страстном состоянии, опыт движения его мысли и желания и чувст под воздействием страстей. И современная психология говорит - прими себя каким ты есть. А отцы говорят - оставь всё и следуй за Христом. Оставь все свои мысли, желания, чувства, которые в тебе возросли под действием твоих страстей, которые бесы упорно в тебе культивировали при твоём попустительстве и порой неосознанном согласии. Оставь всё, отрекись от того, что современная психология называет в тебе личностью и пойми, что потеряв себя ради Христа ты приобретёшь себя.
 
Православный христианин
Что-то в этом есть - в понятии "надприроден".

Дело в том, что у человеческой природы особый потенциал - она может превзойти свои границы и обрести сверхъестественный божественный образ бытия. То есть, человеческая ипостась может обОжиться. Это задано как наивысшая цель. Отцы об этом прямо говорили.
Я уже писала что в этом есть. От сотворения человек обладал сверхприродной божественной Благодатью. И с помощью этой силы сверхприродной, в синергии с ней, он должен был вольно и самовластно стать богом по благодати. Всё это описано у отцов и ничего развивать тут нет потребности, а есть потребность усвоить их учение теоретически и практически
 
Православный христианин
Ничего не понял. Ну, да, ладно. В принципе Ваша позиция понятна. Можно продолжать дальше уже непосредственно про личность.

Например, я понимаю, что Бог есть единая Личность в Трех Ипостасях Святой Троицы. Личность в данном случае определяется как единый способ бытия Святой Троицы в неразрывном общении Трех Лиц при сохранении ипостасных отличий Отца, Сына и Святого Духа. Началом личностного способа бытия Сына и Святого Духа является Отец.
Тогда и все люди только тогда станут человеческой личностью, когда обретут единый способ бытия, сохраняя ипостасную инаковость. То есть говорить о личности отдельно взятого человека нельзя, только о личности человечества. "Да будут они едины яко и Мы едины". А до того, пока природа человеческая в лице каждой отдельно взятой ипостаси воюет сама на себя, говорить о личность человека нет возможности. Святые составляют одну человеческую лчиность. И только когда человек становится святым, он становится этой личностью.

Но это именно опять - понятие определения термина. В моём сознании куча различных смыслов термина "личность". И так у почти всех. Поэтому считаю что в принципе не стоит пользоваться этим термином если мы хотим понимать друг друга и достигать единства а не раздора.
 
Крещён в Православии
2. образ троичности Бога - в трёх силах души. "Душа тричастна и созерцается в трех силах: мыслительной, раздражительной и желательной (святого Григория Паламы)." Фактически, каждое Лицо Троицы соответствует соответственной силе души. В единстве же они являют Единое.
А если пойти дальше, если распространить эту мысль на каждое лицо (личность) человеческой троицы. Я о человеческой троице говорил в этом комментарии.
 
Крещён в Православии
Тогда и все люди только тогда станут человеческой личностью, когда обретут единый способ бытия, сохраняя ипостасную инаковость. То есть говорить о личности отдельно взятого человека нельзя, только о личности человечества. "Да будут они едины яко и Мы едины". А до того, пока природа человеческая в лице каждой отдельно взятой ипостаси воюет сама на себя, говорить о личность человека нет возможности. Святые составляют одну человеческую лчиность. И только когда человек становится святым, он становится этой личностью.

Но это именно опять - понятие определения термина. В моём сознании куча различных смыслов термина "личность". И так у почти всех. Поэтому считаю что в принципе не стоит пользоваться этим термином если мы хотим понимать друг друга и достигать единства а не раздора.
Оксана, такой способ преодоления своей индивидуальности (природной детерминированности и склонности наслаждаться похотью) существует - это Церковь. В Церкви присутствует способ личностного общения с Иисусом Христом каждого христианина, ибо действует образ троичного способа бытия - Один во многих и многие в Одном.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А если пойти дальше, если распространить эту мысль на каждое лицо (личность) человеческой троицы. Я о человеческой троице говорил в этом комментарии.
Я знаю что один святой высказал такую мысль про триаду Адама, Еву и сына. В своё время я пыталась рассмотреть эту мысль, но наталкивалась на массу вопросов. Можно, конечно, попробовать опять рассмотреть... Тогда давайте начнём с того, что триада эта выглядит так: Адам, Ева и Каин. Можно, конечно, рассмотреть и иную триаду - Адам, Ева и Авель. Но Каин убил Авеля и тогда третья триада: Адам, Ева и Сиф. И тут мы тоже видим триаду - Каин, Авель, Сиф.

Честно скажу - не во всё тщательно вникала что вы писали. Не очень понимала и про какие пары вы писали. Не вникала потому как когда то закрыла для себя этот вопрос отказавшись от рассмотрения этой мысли отца, так как у других отцов не нашла развития этой мысли, но только пару каких то коротких отсылок к ней.
 
Православный христианин
Оксана, такой способ преодоления своей индивидуальности (природной детерминированности и склонности наслаждаться похотью) существует - это Церковь. В Церкви присутствует способ личностного общения с Иисусом Христом каждого христианина, ибо действует образ троичного способа бытия - Один во многих и многие в Одном.
Понятно. Но я касательно именно возможности употребления термина, который сам по себе вводит раздор, ввиду того что каждый его понимает по своему, а единого определения нет. Каким термином вы бы могли заменить термин "личность" исходя из вашего понимания что есть "личность"?
 
Крещён в Православии
Я знаю что один святой высказал такую мысль про триаду Адама, Еву и сына.
Не "сына", а Сына, Иисуса Христа - Он в человеческой троице, как Отец.
Тогда давайте начнём с того, что триада эта выглядит так: Адам, Ева и Каин.
Нет. Не Каин. Деторождение не предполагалось. Как плодились и размножались бы люди - не ясно. Но явно не животным способом, как после грехопадения.

Человеческая триада - одна: Иисус Христос, адам-человек, помощник адама-человека (т.е. тоже "я", но другое "я" того же человека); и именно - это бог.
 
Православный христианин
Люди образуют диады-двоицы, и их три.

Образ бога-человека, по образу Троицы. Две ипостаси вне акциденций есть: ипостась Адама и ипостась его жены (Евы). А третья ипостась есть? Есть. И это ипостась Сына. Для бога-человека (Адам-Ева) отчая ипостась - это ипостась Сына. Вот уже есть и человеческая троица. А любая троица, разбивается на три диады. Люди образуют диады-двоицы по образу Божию, их три: Адам - Сын Божий; Ева - Сын Божий; Адам - Ева. Это не я придумал.

Надприроден - это в отношение только что сотворенного Адама. О будущем Адама и Евы я сказал выше.
Мне кажется что в Троице нет диад. Диады вводят в Троицу разделение Единицы.
 
Православный христианин
Не "сына", а Сына,
Я помню высказывание именно про сына а не Сына.

Вот бегло нашла:
***
Уже в самом творении человека видится тайна Триипостасного Божества, в разделении первобытного человеческого рода на три единосущные ипостаси (Адам, Ева и их сын) преп. Анастасий видит образ Пресвятой Троицы: Бог привел в бытие Адама беспричинно и нерожденно, сына же — второго человека — соделал рожденным; Еву же не рожденно и не беспричинно, но по восприятию и исхождению, Он неизреченным образом привел в бытие от сущности беспричинного Адама. И не являются ли эти три лица пращуров всего человечества, или [три] единосущные ипостаси, отпечатлительно созданными, как это представляется Мефодию, по некоему образу Святой и единосущной Троицы:
беспричинный и нерожденный Адам есть образ и изображение беспричинного Бога и Отца — Вседержителя и Причины всяческих, рожденный сын Адама есть образ предначертанный рожденного [от Отца] Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую Ипостась Святого Духа (I, 1, 5).
Преп. Анастасий ссылается здесь на мысль сщмч. Мефодия Патарского.


ссылка работает хоть и странно отображается
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху