почему БЛАГОУХАНИЕ ОТ СОЖЖЕНИЯ доставляет удовольствие самому Господу и почему любой грех можно искупить просто жертвой вместо того чтобы самому исправляться,делать добрые дела и не грешить больше.?
Это не "дебри". В этом суть.
Результатом греха первых людей стала смерть. Смерть - противоестественное состояние людей. И чтоб смерть из жизни человека убрать - нужно "замещение": нужна чья-то жизнь, жизнь безгрешного, жизнь равноценная той, которую люди потеряли. В идеале - нужно "замещение" человеческой греховной жизни - жизнью человека, но человека безгрешного. Короче - нужен выкуп за свою греховную жизнь, равнозначный своей жизни до грехопадения. Когда среди первых людей, уже находящихся во времени, еще никто не умирал - смерть уже была людям известна: смерть животных. Авель, был пастух и охотник, и смерть живых существ уже видел. Да Авелю уже и приходилось животных убивать. Но Авель - не был бездушным охотником за чужими жизнями, жизнями животных; Авель понимал весь ужас своего положения, и положения людей: люди, чтобы жить - должны лишать жизни другие живые существа. В этом уже был "выкуп": чтобы жить - нужно поедать животных; нужно лишать жизни другие живые существа.
Так вот Господь, чтоб утвердить в людях ощущение противоестественности такого бытия ("жизнь за жизнь"), предлагает первым людям принести Себе жертву, как выкуп за жизнь человека - жизнью другого одушевленного существа, делая акцент на выкуп своей человеческой души - другой живой и
безгрешной душой: животные же безгрешны, т.е. не знают греха. Но этот выкуп - пока не равнозначный греху. Жизнь - за жизнь. Но выкуп - он один раз только выкуп: никто ж не выкупает, уплатив за что-то полную цену, несколько раз. Но цена за выкуп должна быть полной. Если цена не полная - такая цена платится много раз. Но у людей нет ничего, что можно было заплатить один раз. Даже своя собственная жизнь - грешна. И что же делать? Приносить жертвы бесконечно?
Абсурдность этого (приносить жертвы бесконечно) была уже известна Аврааму. Почитайте жертвоприношение Авраамом своего любимого сына Исаака. Вокруг Авраама уже были племена, "практикующие" человеческие жертвоприношения. У людей всех племен и народов было чувство того, что божеству необходим именно
человеческий выкуп за свою жизнь; искали безгрешных людей - и не находили: приносили в жертву даже только что родившихся детей - и все ради того, чтоб у приносимой человеческой жертвы не было и тени греха. Но на человеке есть грех уже с первой секундой земной жизни. Так и Авраам, не будучи язычником, и чтящий Бога, не удивился требованию Господа принести в жертву за грех своего любимого сына. Но Господь в последний момент остановил руку Авраама, едва нож направился к груди Исаака. Человеческое жертвоприношение Господу не состоялось: Исаак тоже не был безгрешным; более безгрешней снова оказалась жертва барашка, пасшегося неподалеку.
Приятное благоухание Господу - это мысли людей; мысли, с которыми люди приносят Ему жертвы. Процедура воскурения была дана для того, чтоб человек осознал, что так ли приятно "благоухание" Господу от горелого мяса, если самому человеку обонять такое - не очень приятно - тогда о каком благоухании говорит Господь? Да о том, что вместе с дымом от жертвенного огня восходят и чистые помыслы людей исправиться:
- И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
- И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал ... (Быт. 8:18-21).
- Вот какое должно быть всесожжение и благоухание, такое чтоб злые помышления сердца человеческие были видны и Господу и самим людям, только в этом покаянном состоянии и обретается цена выкупа за человеческий грех.
Тем более, что выкуп за всех был принесен жертвой Самого Себя, как единственно возможной безгрешной человеческой жертвы.