Речь была у Ильи о научных свидетельствах, очень хотелось бы подтверждения. Ну а книжек я много прочитала разныхНа эту тему есть очень много книг, и православные тоже есть.
Речь была у Ильи о научных свидетельствах, очень хотелось бы подтверждения. Ну а книжек я много прочитала разныхНа эту тему есть очень много книг, и православные тоже есть.
Именно так. Это тот самый вывод, который лично я сделал для себя - что я просто чего-то не понимаю. Не понимаю именно в проблеме теодицеи.
Однако я считаю, что и другие люди - находятся в точно таком же положении. То есть, тоже ничего не понимают. Хотя некоторые пытаются уверенно рассуждать![]()
Речь была у Ильи о научных свидетельствах, очень хотелось бы подтверждения. Ну а книжек я много прочитала разных![]()
Хороший аргумент. Я кстати не писала, что видения рисует наш мозг, я писала про ум.1. В целом ряде таких случаев была зафиксирована нулевая мозговая активность. То есть - мозг демонстрировал НОЛЬ активности (на соответствующем приборе).
Возникает вопрос - если эти "видения" - рисует НЕ мозг (который находится в состоянии нулевой активности) - тогда что?
Вот Дмитрий написал:2. В целом ряде случаев, пациенты, умершие клинической смертью, лежавшие с закрытыми глазами, и с нулевой мозговой активностью... - тем не менее, точно описывали, что происходило в этот момент в данном месте (например, идет точное описание действий и слов врачей). А в некоторых случаях, точно описывается даже то, что находилось в этот момент за пределами этой комнаты.
То есть, я думаю. что Вы тоже рано все для себя решилиБыл в своё время поставлен занятный эксперимент. Голландские медики в одной из клиник, заваленные рассказами пациентов о посмертном опыте, решили разобраться в данном вопросе. Подошли они к этому строго научно. Они разложили на высоких шкафах в операционной листки с крупно написанными на них матерными словами (не заметить их было просто невозможно). Снизу эти листки небыли никому видны. Об этом не предупреждали персонал, знали только несколько экспериментаторов. За несколько месяцев наблюдений и опросов пациентов, переживших клиническую смерть и рассказывавших, что они летали по палате, ни один не упомянул о непотребных надписях! Надписи были матерными именно в расчёте на то, что человек в любом состоянии среагирует на такие слова и запомнит. Как говорится - не эстетично, но элегантно
Да, Ваши рассуждения убедительны.3. Наконец, собственно, зачем мозгу в этот момент снабжать организм, неким "наркотиком во избежание ужаса боли"? Откуда такое свойство (у данного живого существа) могло взяться?
Если живые организмы - это результат эволюции в ходе естественного отбора более приспособленных (где более приспособленные - это те, кто оставляет больше потомства) - то такое свойство мозга (которое Вы у него предположили) - просто НЕ МОГЛО появиться (в ходе эволюции). Не могло просто потому, что данное свойство НИКАК не сказывается на успехе размножения этого организма.
Следовательно, если организм человека (всё-таки) имеет такую способность - то значит, "это кому-нибудь нужно" (С) То есть, должен существовать Некто, кто (заботливо) снабдил организм человека такой способностью (чтобы ему было легче перенести данный переход?)
Таким образом - данное предположение (о наркотике и видениях) - на самом деле, свидетельствует в пользу разумного дизайна живых организмов. А раз такой Дизайн всё-таки был - тогда, вполне вероятно, религия нам не врёт и во всех остальных вопросах тоже (в том числе, и о жизни после смерти). Таким образом, предположение о наличии "специального наркотика для облегчения" - на самом деле, говорит в пользу концепции разумного замысла (а не против неё).
А мы все не так уж оригинальны, читаем одни и те же книжки, имеем во многом очень стандартное мышление. Поэтому меня не удивляет тот факт, что большинство описывает одно и тоже. Соглашаюсь, что не все так просто, и я еще ничего для себя не решилаИ наконец, последнее. Ирина, откуда Вы взяли, что люди описывают свой посмертный опыт - согласно своей вере. На самом деле, люди описывают (почти всегда) примерно одно и тоже - просто используют для этого разные слова, и разный понятийный аппарат (в том числе, и из своей веры). Но любой беспристрастный следователь на основании подобных свидетельских показаний - легко бы сделал вывод, что люди рассказывают об одних и тех же вещах.
То есть, еще раз - в данной области (в области фактов посмертного опыта человека) не всё так просто, как Вы для себя решили.
Хороший аргумент. Я кстати не писала, что видения рисует наш мозг, я писала про ум.
Вот Дмитрий написал:
То есть, я думаю. что Вы тоже рано все для себя решили
Да, Ваши рассуждения убедительны.
А мы все не так уж оригинальны, читаем одни и те же книжки, имеем во многом очень стандартное мышление. Поэтому меня не удивляет тот факт, что большинство описывает одно и тоже. Соглашаюсь, что не все так просто, и я еще ничего для себя не решила![]()
Такие эксперименты с нашим восприятием проводятся, все реально:Ирина, Вы фильм "Матрица" - смотрели? Я понимаю, что сама идея (использованная в фильме), отнюдь не нова. Но зато кинофильм - это куда более наглядная вещь, чем философские тексты, написанные на бумаге. Так вот - как Вы думаете, Ирина - в начале этого фильма - главный герой воспринимает тот мир (в котором он живёт) - как реальный. Почему он это делает?
Алексей, а может быть они теряют способность читатьЯ думаю, Дмитрий рано выводы сделал из фокуса с матерными словами.
Дело в том, что подлинный опыт временной смерти и возращения обратно в тело очень редок даже в случаях клинической смерти. Таким образом, следует говорить о недостаточном количестве проведенных экспериментов. Ведь тут даже один единственный настоящий случай может стать опровержением сотен иных.
Алексей, а может быть они теряют способность читать![]()
Видите ли, здесь есть забавный момент.Почему в этом вопросе мое мнение так близко совпадает с мнением атеиста Дмитрия? Дмитрий на словах "кто во что верил, тот то и видит в видениях" И до этого момента с ним соглашаюсь, однако продолжу и напишу то, что он дальше не сможет сказать (так как атеист): я считаю, что загробный мир на самом деле вообще не похож НИ НА ЧТО, из того, что мы только могли бы себе представить. Понимаете, нет ничего подобного в нашей этой земной реальности.
Конечно же, смешно. В этом месте, естественно, должны бы еще версии появиться вроде того что "Господь не попустил прочитать эти бумажки, т.к. на них сквернословие". Тут можно бы, разумеется, спросить - но сами то бумажки хоть почему не видел никто ? На это можно получить ответ "ну раз там сквернословие, то Господь и сами бумажки не попустил увидеть". И такие финты ушами достаточно упоротый верующий может продолжать часами, и плевать ему на критическое осмысление аргументов, "бритву Оккама" и прочие научные и просто логические аргументы. Он будет стоять на своем, правда, всё еще прерывая дискуссию если зазвонит мобилка в кармане или почитывая Википедию с ноутбука, чтобы очередных аргументов собрать. Двуличие, гордыня - ведь даже в христианстве считаются богомерзкими грехами, но увы...Это смешно, точно. Все чувства многократно обостряются, скорость разума намного превосходит чем при жизни, память становится изумительной, а читать разучиваются. Это точно смешно.
Дело в том, что только в более-менее адекватных дискуссиях подобная аргументация (о недостаточности статистических данных) вообще со стороны верующих людей возникает. Хотя, на самом то деле, сама по себе статистика возвращения после клинической смерти далеко не маленькая. Маленькая статистика свидетельств о "загробной жизни" которые всерьез можно рассматривать. А если разговор на "бытовом" уровне, то как-то про статистику вообще забывают. Знаете наверняка такой художественный опус как "Мои посмертные приключения". Так вот, эту книжку большинство православных ничтоже сумняшеся предлагают читать, как РЕАЛЬНЫЙ опыт загробной жизни. Мол, раз похоже на их собственные представления, значит точно правда. Вот что печально. Как я говорил в одной теме здесь - Джордано Бруно то сожгли, как и многих других ученых. Классические труды многих ученых обзывали богопротивной ересью до середины 20го века. Но при этом с изобретением автомобиля охотно стали им пользоваться, с изобретением мобильного телефона- то же самое и так далее. С таким подходом к познанию - верующим людям, чтобы вообще в дискуссию с учеными вступать, надо бы сначала долго молиться за невинно убиенных ученых а потом у ученых скромно разрешения спрашивать на такую дискуссию.Дело в том, что подлинный опыт временной смерти и возращения обратно в тело очень редок даже в случаях клинической смерти. Таким образом, следует говорить о недостаточном количестве проведенных экспериментов. Ведь тут даже один единственный настоящий случай может стать опровержением сотен иных.
Видите ли, здесь есть забавный момент.
Прежде всего необходимо уяснить (повторить, закрепить) разницу между "атеистическим" (материалистическим) и "религиозным" (идеалистическим) сознанием.
Первое зиждется на доказательстве и опыте, второе- на вере (Вере).
Т.е. наука ничего не считает истинным, пока не докажет. И даже доказав, наука понимает, что через время доказанный предикат может стать просто частным случаем более общего физического закона, доселе не открытого. Как случилось, к примеру, с ньютоновской механикой. В этом смысле наука считает абсолютные феномены непознаваемыми в принципе по той простой причине, что познание- бесконечный процесс. И теперь, внимание( !!!) ученый материалист может быть по сути верующим человеком, просто он при этом будет считать Бога - непознаваемым абсолютом. В этом смысле для него любые свидетельства о божественном, будут просто малодостоверными документами. Ну вот представьте всё величие, могущество и бесконечную гармонию Бога. А теперь представьте, что он явился неондертальцу. Тот, весь на эмоциях, нарисовал что-то скребком на стене пещеры. А через пять тысяч лет ученые нашли эти наскальные рисунки. Ну и ? Даже если ученые чего-то там и разглядят - насколько достоверно и точно передана сущность Бога в этих рисунках ? Христианским Евангелиям две тысячи лет - и уже из около 50 свидетельств оставлено только 4. И при этом нет в них окончательной гармонии и согласия и близко. Загробный мир в Евангелии представлен, в частности, Апокалипсисом от Иоанна Богослова. Ну и что мы там видим ? Какие-то быки, золотые ворота, трубы трубные и прочие образы, характерные именно для времен двухтысячелетней давности.
А теперь, к чему, собственно, я клоню. А с чего вообще верующий идеалист решил считать, что его представление об идеалистическом мире более точное, чем представление ученого-материалиста, просто допускающего существование доселе непознанных сущностей ??? Уверяю Вас, доказательного ответа на этот вопрос ни один христианин не представит. Ну и требовать от христианина такового ответа не нужно - ведь Вера это Вера, она требует верить а не познавать. Но, всё-же, остается формальная сторона вопроса. А именно - во всех сферах жизни, человек старается подсознательно соответствовать и вести образ жизни, сочетаемый, сообразный своему миропониманию и мироощущению. И вот многие идеалисты, а христиане явно выражено - нарушают эту сообразность. Т.е. они долго и красочно рассказывают про никчемность и ограниченность научных представлений о мире, о скудоумии и ограниченности ученых. Но при этом ничтоже сумняшеся пользуются мобильными телефонами, навигаторами, компьютерами и т.д. Я этот "парадокс" не устаю повторять. Ну т.е. для меня то это не парадокс совсем, а просто очень наглядный показатель двуличия большинства идеалистов. В этом смысле, увы, христианство ничем не отличается от любой секты. И с чего Вы взяли, что представление христианина о загробном мире достовернее и точнее, чем представление ученого ?
Конечно же, смешно. В этом месте, естественно, должны бы еще версии появиться вроде того что "Господь не попустил прочитать эти бумажки, т.к. на них сквернословие". Тут можно бы, разумеется, спросить - но сами то бумажки хоть почему не видел никто ? На это можно получить ответ "ну раз там сквернословие, то Господь и сами бумажки не попустил увидеть". И такие финты ушами достаточно упоротый верующий может продолжать часами, и плевать ему на критическое осмысление аргументов, "бритву Оккама" и прочие научные и просто логические аргументы. Он будет стоять на своем, правда, всё еще прерывая дискуссию если зазвонит мобилка в кармане или почитывая Википедию с ноутбука, чтобы очередных аргументов собрать. Двуличие, гордыня - ведь даже в христианстве считаются богомерзкими грехами, но увы...
Дело в том, что только в более-менее адекватных дискуссиях подобная аргументация (о недостаточности статистических данных) вообще со стороны верующих людей возникает. Хотя, на самом то деле, сама по себе статистика возвращения после клинической смерти далеко не маленькая. Маленькая статистика свидетельств о "загробной жизни" которые всерьез можно рассматривать. А если разговор на "бытовом" уровне, то как-то про статистику вообще забывают. Знаете наверняка такой художественный опус как "Мои посмертные приключения". Так вот, эту книжку большинство православных ничтоже сумняшеся предлагают читать, как РЕАЛЬНЫЙ опыт загробной жизни. Мол, раз похоже на их собственные представления, значит точно правда. Вот что печально. Как я говорил в одной теме здесь - Джордано Бруно то сожгли, как и многих других ученых. Классические труды многих ученых обзывали богопротивной ересью до середины 20го века. Но при этом с изобретением автомобиля охотно стали им пользоваться, с изобретением мобильного телефона- то же самое и так далее. С таким подходом к познанию - верующим людям, чтобы вообще в дискуссию с учеными вступать, надо бы сначала долго молиться за невинно убиенных ученых а потом у ученых скромно разрешения спрашивать на такую дискуссию.
Немного возвращаюсь назад. Так почему же, если для Веры, нужна, собственно, только Вера, верующие люди стремятся что-то доказать и объяснить логически ??? Ведь это вовсе не требуется, а в некоторых религиозных документах и явно не рекомендуется !!! Ответ очень простой. Дело в том, что сама природа человека требует, чтобы его мировоззрение было логичным, максимально доказательным и обоснованным практическим опытом. Человек устроен так. Даже по тексту Евангелия, Иисус не просто излагал факты, мол, "раньше верили так, а теперь правильно верить сяк". Нет, он проводил аналогии, объяснял на образных примерах и даже где-то приводил доказательства. Т.е. природу человеческого мышления Иисус вовсе не оспаривал.
Другое дело, что при критическом подходе дошедшие до наших дней свидетельства о Боге очень даже трещат по швам (это касается вовсе не только православия или вообще христианства). Но увы. Самое забавное или грустное, что чем дальше в лес, тем больше вражда не между религиями, а между конфессиями в пределах одной религии. Иногда мелочи в таких спорах оказываются вовсе не мелочами, иногда наоборот. Знали ли вы, к примеру, почему "малаккии" не расшифровывается ? Да потому, что в большинстве переводов это вовсе не "онанисты" а "женоподобные (пассивные) гомосексуалисты". Что в игольное ушко, оказывается, трудно войти вовсе не верблюду (ну причем здесь верблюд!!!?) , а корабельному канату (при переводе греческого слова ошиблись на одну букву), и т.д.
Если показалось, что я высказался совсем не по теме- скорее всего просто показалось, перечитайте еще раз.
А, извиняюсь, Вы какое право имеете говорить о "некомпетентности" и "заблуждениях", не подтвердив свою позицию аргументами ?Точно не в тему, и совершенно некомпетентно. И одного то раза этот сборник заблуждений читать тяжко. Вы бы хоть не строичили как пулемет, так же нельзя общаться, затронуто с явным наездом как минимум вопросов с пятьдесят, если не больше,
А с чего Вы решили, что я должен вопросы ставить именно те, что Вам удобнее ? Я ведь не это совсем спрашивал. На этот вопрос для меня ответ очевиден - потому что пытались сгладить противоречия между священными текстами, и поэтому неудобные куски просто выбрасывали, причем процесс этот был тоже сам по себе очень противоречив - например иногда решения одних Синодов отменяли решения последующих. И никого не смущало, что даже биографичность жития Господа пострадала значительно. Ну т.е. о зачатии, детстве и творениях уже 33летнего Господа писали правильно, а вот о промежутке между этими событиями - неправильно.И вопросы выставьте, которые вас интересуют - например, почему из 50 "свидетельств" признано только 4 евангелия?
Опять же - этот вопрос Вам, возможно удобнее, но меня он, увы, тоже вовсе не интересует. Я тут в соседней теме (про гнев) тоже спрашивал про то, почему в учебнике "основы православной культуры" про гнев написано неверно. А мне отвечают, мол, "а что, Кураев великий авторитет, что-ли?". Так я же не про то спрашивал, мне до Кураева дела нет, я про учебник спрашивал, его же РПЦ одобрила к выпуску и активно навязывает. Вот и здесь то же самое. То, что это банальная отсебятина, я и так знаю. Я скорее бы поинтересовался, почему её во всех церковных лавках продают и многие верующие на неё ссылаются как на документ ???"является ли творение Ю. Вознесенской признаваемым и авторитетным в Церкви в качестве описания посмертного существования душ человеческих, или это просто банальная отсебятина, которую недалекие люди путают с церковным мнением на эту тему?"
И снова Ваше "структурирование" лукавое какое-то. Для меня все конфессии зело далеки от обладания истины, так далеки, что не всегда даже важно, какая ближе. Мне больше интересно, зачем делать вид, что ничего не происходит. Ну нашли ошибку в переводе про верблюда - выпустили бы разъяснение для верующих, что мол, переводчик ошибся, не "верблюд" следует читать а "канат". Собрали, скажем, за десять лет такие неточности -выпустили обновленный текст.Или: "являются ли все конфессии равными в вопросе обладания истиной?"
Действительно можно, но опять же, сам по себе этот вопрос не так интересен. Действительно, если противопоставить науку и веру, то - в научном познании есть то, что принимается на веру (постулаты, гипотезы и т.д.) и наоборот, в вере много такого, что верующие люди пытаются доказать и рационально, логически объяснить. Но гораздо интереснее, то, как эти разные люди обращаются с методологией, процессом познания - насколько корректно ученые обращаются с тем, что принимают "на веру" и насколько корректно верующие люди "доказывают". Вот где интересная тема, но, что-то мне подсказывает, что Вам она тоже не очень понравится.Также можно поднять весьма интересные вопросы соотношения веры (не как вы ее понимаете, а какова она на деле) и научного знания.
И первое и второе держатся на вере. Религиозный человек делает выбор в сторону Бог есть, а атеист делает выбор в сторону - Бога нет. И то и другое недоказуемо. Поэтому - это просто выбор каждого человека.Прежде всего необходимо уяснить (повторить, закрепить) разницу между "атеистическим" (материалистическим) и "религиозным" (идеалистическим) сознанием. Первое зиждется на доказательстве и опыте, второе- на вере (Вере).
Какие доказательтсва может предъявить наука в том, что Бога нет. Никаких. Наука этим и не занимается. Этим занимаются атеисты -они строят гипотезы и создают теории, в которых нет места Богу. Эти гипотезы и теории - они называют научными. А религиозным людям (здесь я буду иметь православных христиан) нет необходимости доказывать что Бог есть, так как они изначально знают, что этого сделать невозможно. Что это выбор человека из двух вариантов равнозначно недоказуемых версий, религиозный человек знает что он в ПРОСТО В ЭТО ВЕРИТ. А атеист - этого не "видит", атеист думает, что один мол верующий, а другой "знающий". А на самом деле - оба верующие.Первое зиждется на доказательстве и опыте, второе- на вере (Вере).
Атеист скорее не верующий, а отрицающий существование Бога, доказать существование которого не считают возможным сами же "религиозные верующие" в Бога.Какие доказательтсва может предъявить наука в том, что Бога нет. Никаких. Наука этим и не занимается. Этим занимаются атеисты -они строят гипотезы и создают теории, в которых нет места Богу. Эти гипотезы и теории - они называют научными. А религиозным людям (здесь я буду иметь православных христиан) нет необходимости доказывать что Бог есть, так как они изначально знают, что этого сделать невозможно. Что это выбор человека из двух вариантов равнозначно недоказуемых версий, религиозный человек знает что он в ПРОСТО В ЭТО ВЕРИТ. А атеист - этого не "видит", атеист думает, что один мол верующий, а другой "знающий". А на самом деле - оба верующие.
Уже высказывалась, но повторюсь. Понимаете, Бог -Творец неба и земли, человека и всей твари и Творец всего в совокупности, то есть Он знает математику, физику, химию, как устроен атом и т. д. Бог лучший композитор и художник, Он лучший писатель и поэт. Вы пишите о создании планшетов или компьютеров, можно провести аналогию, это тоже самое, что Ваш ребенок сделает в песочнице замок и будет хвалиться перед Вами своими достижениями.Т.е. наука ничего не считает истинным, пока не докажет. И даже доказав, наука понимает, что через время доказанный предикат может стать просто частным случаем более общего физического закона, доселе не открытого. Как случилось, к примеру, с ньютоновской механикой. В этом смысле наука считает абсолютные феномены непознаваемыми в принципе по той простой причине, что познание- бесконечный процесс. И теперь, внимание( !!!) ученый материалист может быть по сути верующим человеком, просто он при этом будет считать Бога - непознаваемым абсолютом. В этом смысле для него любые свидетельства о божественном, будут просто малодостоверными документами.
Чтобы отрицать, надо знать, что ты отрицаешь. К примеру я отрицаю войну, так я имею с своем уме представление что такое война. Если атеист отрицает бога, то он имеет в своем уме некое представление о боге - и его отрицает. Возможно он совершенно верно это делает, так как его представление ложно.Атеист скорее не верующий, а отрицающий существование Бога, доказать существование которого не считают возможным сами же "религиозные верующие" в Бога.
В таком случае, атеист отрицает не Бога, а своё ложное представление о Нём. )Если атеист отрицает бога, то он имеет в своем уме некое представление о боге - и его отрицает. Возможно он совершенно верно это делает, так как его представление ложно.
Здесь тоже не все так просто. К примеру так бывает, человеку было явлено какое либо чудо ( к примеру чудо исцеления) и он пораженный и благодарный заявляет себя как верующего. В этом нет ничего плохого, потому что Господь к Себе ведет человека разными одному Ему известными путями. НО... неправильно будет полагать, что такой человек знает сразу Символ Веры, или сразу Ему в голову вложена вся Библия и Святотечекое Предание, все решения соборов? Нет конечно! Ему необходимо ПОЗНАВАТЬ, его вера требует от него познать в Кого он верит, кому молится.веряю Вас, доказательного ответа на этот вопрос ни один христианин не представит. Ну и требовать от христианина такового ответа не нужно - ведь Вера это Вера, она требует верить а не познавать.