Православие и Богословие Нового Завета

Крещён в Православии
Итак, Ветхий Завет все же разрешает изображение.

Нет, вы меня не так поняли. Ветхий Завет как раз напротив - ЗАПРЕЩАЕТ изображения:

15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
(Втор.4:15,16)


А то, что вы называете "разрешает", то это ТЕ САМЫЕ ПРЯМЫЕ повеления Самого Бога человеку, вопреки страшным запретам на всякое религиозное изображение, что мог сделать ТОЛЬКО САМ Бог, или с Его ПРЯМОЙ подачи.
Так вот вопрос остается открытым: ГДЕ Бог (Иисус) повелел, разрешил изображать Себя или Свою Матерь?
Именно прямое повеление, такого же характера полномочия как и в Ветхом Завете!
Одних богословских измышлений человека здесь будет не достаточно.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Попробую зайти с подветренной стороны.
Кто согласен со словами Спасителя "созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" Мф.16:18 ?
На этом форуме должно быть большинство согласных.
Значит и в настоящее время таковая Церковь есть.
Ну и какая она, если не Православная... при всех Ея "недостатках"?
Хотя, какие же это недостатки?
- у нас мощи есть, а у кого-то нет...
- у нас иконы есть, у них тоже...но не у всех
- мы ублажаем Деву Марию, другие не все...хотя это велено Новым Заветом -
"ублажат Мя вси роди" Лк. 1:48
Это не недостатки, это полнота...здоровая полнота
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Ветхий Завет запрещает изображения кумиров ...для божеского поклонения оным...
В Новом Завете нет запрета на изображения Христа и святых...И поэтому они появились еще в 1-ые века...
Но мы, ясен пень, "умнее" первых Христиан...

crucifix-06.jpg
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
А с чего вы решили, что Его нужно было сразу изображать? Кто это РЕШИЛ?? Апостолам это почему то не пришло в голову.
Решил Господь, когда при отворении гроба Господня обрели Его Нерукотворный Образ.
Нерукотворный образ Богородицы с Младенцем появился на стене одного из первых храмов.
Сама Божия Матерь при жизни Своей благословила икону, которую написал Апостол Лука.

https://religions.unian.net/afon/15...ok-bogoroditsyi-i-puteshestvie-po-volnam.html
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ключевое понятие в данном случае у вас - это предание. Всё особенности православной церкви, не упоминаемые в текстах НЗ сводятся имено к неким устным преданиям, которые, якобы передавались от самих апостолов.
Но здесь предание в данном случае - как "тёмная лошадка", исторически неведомая область, с помощью которой можно внедрять совершенно любую практику, приписывать любое событие, лишь сделав акцент на том, что это неписанное предание, которое передавались "из уст в уста"...
Если продолжить логически рассуждать о "недостоверности" Предания, то, Виталий, каким книгам Нового Завета можно доверять? Уж явно тогда не всем. Может быть, тогда и Писание - "приписка" тех, кто в самих событиях не участвовал?
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
А с чего вы решили, что Его нужно было сразу изображать? Кто это РЕШИЛ?? Апостолам это почему то не пришло в голову.
Мир Вам.
Тут ответ будет с двух сторон. Как я понял, Вы веруете в то, что Невидимый Бог обрел Образ и признаете это апостольской верой.
Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. (Символ Веры).
Или это другой Бог?
А если не другой Бог, то Господа нашего Иисуса Христа видели люди на руках у Богородицы, Его видели проповедующим, Его видели распятым между двух разбойников. То-же мы видим сейчас на иконах. Если это понять, то Ваш вопрос отпадает сам по себе.
Кто это РЕШИЛ??
С другой стороны, Вы не совсем понимаете, что Евангелия, т.е. Новый Завет был написан гораздо позже чем родилась Церковь.
Православие относит рождение Церкви не к дням написания Евангелий, а к дню Пятидесятницы.
Как Вы сами понимаете, Евангелия духовны по своей сути и вне Церкви не могут быть написаны, а Церковь это не от людей, а от Духа Святого.Деян.2:1-4. Иными словами, вне духовной Церкви не могут родится духовные тексты.
Первые христиане жили без текстов Нового Завета, тексты были написаны позже, так-что Новый Завет из Церкви, а не наоборот, Церковь из Нового Завета. А у вас именно такой подход, т.е. Вы Церковь выводите из текстов Нового Завета.
А Новый Завет, это часть Предания Церкви, а иначе быть не может. "Священное Предание есть действие в Церкви Божественной благодати".
Кто-же решил?
Если понимать, что Новый Завет из Церкви, а не наоборот, то нужно знать и понимать следующее. Было время когда появилось не просто много лже-учений, а очень много лже-учений и Нового Завета в том виде в котором он сейчас существует не было. Он как-бы существовал отдельными частями в море среди лже-учений.
А для того, чтобы он появился, в том виде в котором мы его читаем, нужно было отобрать истинное и навсегда узаконить (канонизировать по гречески). Это и было сделано внутри той Церкви, которую Вы считаете отошедшей от апостольской веры. Вы же понимаете, что ничего духовного вне Церкви быть не может, так как Церковь, это не от людей. Знаете, также "да пребудет с вами вовек", Ин.14:16, 26, 15:26, 16:7.
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ
С кем же с вами скажите мне пожалуйста, если не с Церковью? Не будете же Вы утверждать, что любой человек в наше время может взять текст Нового Завета исправить его по своему усмотрению, соответственно создать лже- учение и это так-же будет Церковь, так как это будет духовно в любом случае? Так утверждать просто невозможно, лже-учение не может быть Телом Христовым.
Слово православие, это не название и не брэнд, это калька с греческого слова ортодоксия. Даже сейчас слова Православная Церковь пишется латинскими буквами Orthodox Church.
Почему у православных “не все по Библии”?
 
Последнее редактирование:
Господи избави нас от такого рода "дворового" православия когда непросвещеный духом ум начинает искать без Бога смысл Откровения и пытается косвенно пересмотреть веру апостольскую наподобие секты цифропоклонства иерея Георгия Максимова.
Виталий,
«Взирая на образ, мы умом восходим к Первообразу»."Мы поклоняемся не иконе ,а изображению на ней"

"Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1.15) "будучи образом Божиим, Он принял образ раба" (Фил. 2.6-7)
"честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному. "
- свт.Василий Великий послание к блаженному Амфилохию о Святом Духе
"Первообразное же есть то, коего подобиеначертывается и от коего даетсяизображение на иконе. И по какой причинелюди Моисеевы покланялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею: «Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх.25:40). Также и херувимы, осенявшие алтарь, не были ли делом рук человеческих; точно также и преславная иерусалимская церковь былапостроена разве не искусством руки человеческой?
-прп.Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры
Вы хотите упрекнуть апостолов что они не лицезрели Господа, а народ Божий святых?
Виталий,
Почитание мощей(мощи-сила,мощь) это почитание друзей Божиих которые сподобились при жизни быть вместилищем благодати(благодать-спасительная сила Божия),а также и изрядно по своем отшествии.От костей пророка Елисея воскресали умершие это служит как ранее свидетельство почитание останков святых.
Разве также непочииали останки святых в Ветхом завете когда возводили монументальные гробницы на месте захоронения пророков?Почитание мощей это почитание живых,но не мертвых,как при жизни и оно было всегда и не требовало дополнительных уточнений.
"Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? "(1Кор.6:20.)
Виталий,
Разве непочитали Богородицу апостолы когда несли ее по граду и пристутствовала собороно при ее Успении?По вашему это непочтание, а что тогда?
По-моему все осаждаемые вами предания были хорошо известны первохристианам и свято хранимы,а также не нуждались в пояснений и дополнительных указаний.
"Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от Апостольского Предания, по преемству втайне, и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. И этому не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если предприимем отвергать неписанные обычаи, как невеликую имеющие силу, то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или, более того, сократим проповедь в одно лишь имя без самой вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил этому Писанием? К востоку обращаться в молитве, какое Писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба Евхаристии и чаши Благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения. Благословляем также и воду Крещения и елей Помазания, еще же и самого крещаемого, по какому Писанию? Не по Преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? Самому Помазыванию елеем, какое писаное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека и прочее, бывающее при Крещении: отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято Писания? Не из сего ли необнародываемого и неизрекаемого учения, которое Отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охранять святыню Таинства. Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что не посвященным в Таинство и воззрение непозволительно? И далее. Эта есть причина Предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет Писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих. Посему-то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, что чрез это ищем древнего отечества Рая, который насадил Бог в Едеме на востоке (Быт. 2:8). Также, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и долженствующие искать горнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому это творим, что день сей является неким образом чаемого века. Почему, как начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И был, говорит, вечер, и было утро, день один (Быт. 1:5): как бы один и тот же день многократно круговращался. Итак, единый, который есть купно и восьмой, означает оный существенно единый и истинный осмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых надписаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий невечерний, беспреемственный, нескончаемый оный и нестареющий век. И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвы в стоянии совершать, дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся Пятидесятница есть напоминание воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет семь недель святой Пятидесятницы. Пятидесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и вставании мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что, человеколюбием Создавшего нас вновь воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовать о неписанных таинствах церковных. Оставляю прочее. Самое исповедание веры, дабы веровать во Отца и Сына, и Святого Духа, из каких Писаний имеем мы? Если по благочестивому умозаключению, имея долг так веровать, как крестимся, из Предания о Крещении производим исповедание веры, подобное тайнодейственному изречению в Крещении, то да позволят нам, по такому же заключению, и славословие воссылать, подобное исповеданию веры. Но если образ славословия отвергают, как неписанный, то да представят нам писанные доказательства как исповедания веры, так и прочего, нами исчисленного. Итак, поскольку столь много есть неписанного, и оно имеет столькую силу в таинстве благочестия, то одного ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от Отцов, которое мы обрели оставшимся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах и которое имеет немалую важность и немалую приносит пользу силе таинства?"-святитель Василий Великий послание к блаженному Амфилохию о Духе Святом

"Верую и в семь Соборов правоверных святых отец; и кого они отвергли, того и я отвергаю; кого они прокляли, того и я проклинаю, – и что предали они в своих писаниях, то приемлю. Святую Преславную Деву Марию именую Богородицею, чту Ее и с верою покланяюсь Ей. И на святой иконе Ее зрю Господа младенцем на лоне Ее, и веселюсь. Вижу Его распятого, и радуюсь. Взираю на воскресшего и на небеса восходящего, – и воздеваю руки и покланяюсь Ему. Также, и взирая на святых Его угодников, славлю Спасшего их. Мощи их с любовию и верою целую. Чудеса их проповедую, и исцеления от них приемлю. К Соборной и Апостольской Церкви притекаю; с верою в нее вхожу, с верою молюся, с верою исхожу.
Так верую, и не постыжуся; исповедаю пред народами, и за исповедание готов и душу свою положить.- святитель митрополит Иларион Киевский (+X век)

Границы Церкви это ее догматы(Боготокровенные истины) которые сохраняются неповрежденными в преемстве со времён апостольских,а также каноническая апостольская преемственность благодати священства они вмести устанавливают границу между истиной и ложью,между Церковью и учреждением людским.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Нет, вы меня не так поняли. Ветхий Завет как раз напротив - ЗАПРЕЩАЕТ изображения:

15 Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,
16 дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину,
(Втор.4:15,16)
Все верно, в то время Бог заключает Завет с верными Ему людьми и устанавливает законы, помогающие человеку избежать губительных греховных действий, которыми "заболел" павший человек. Закон - это "дядька" следящий за нерадивым учеником, чтобы подготовить его к встрече с Богом. Во времена НЗ Господь Бог наш Иисус Христос явил Себя в земной жизни, то есть случилось то, о чем в Ветхом Завете говорилось через пророков. После рождества Христова человек увидел Бога, жил с Ним рядом и нет ничего противного в том, что человек оставил этот Образ у себя не только в сердце, но и в зрительном образе. И это не выдуманный кумир, а память о том, что и мы сотворены, как Образ Божий.
К тому же, этот образ чудным образом явился и на Туринской плащанице и тем самым лишь подтвердил то, что было установлено и соборно утверждено в Церкви. Иными словами, Господь и через достижения науки открывает человечеству то, что через Святого Духа было дано в Церкви. Только вот не все это желают видеть....
 
Последнее редактирование:

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Христос воскресе.
Господи, избави нас от такого рода "дворового" православия, когда непросвещеный духом ум начинает искать без Бога смысл Откровения и пытается косвенно пересмотреть веру апостольскую наподобие секты цифропоклонства иерея Георгия Максимова...
Странно, у меня создалось впечатление, что отец Георгий всячески разоблачает цифропоклонство, а не проповедует его.
 
Христос воскресе.

Странно, у меня создалось впечатление, что отец Георгий всячески разоблачает цифропоклонство, а не проповедует его.
Воистину Воскресе Христос!
Нет у него четко идёт разграничение цифропоклонства и неприятия мира с его делами."Что с миром нельзя помирить Евангелия, это знал Господь, давая заповеди; но нигде не сказал, что можно было делать уступки миру. Уступкиизмена Господу"-святитель Феофан Затворинк
Последний ролик про самоубийства, но разве от цифропоклонства не меньше покончило людей самоубийством(любители тамагоч, аниме, компьютерных игр)и совершивших социально опасные эксперименты(блогеры).Не было бы у них доступа к цифровой иконе бесов транслирующих страстные фантазии совершили бы они такое даже мысленно?Можно специально для отца Георгия сказать что опасно заниматься Богословием для лиц непросвещенных и не умудренных Духом Святым,а также трактовать Новый завет буквенным образом.
Митрополит Антоний Сурожский тоже цифрофоб ведь его речь косвенным образом касается цифровой индустрии?

"Праздность — значит бесплодность, она коренится в духе уныния, малодушия, мечтательности, которые приводят к жажде власти — и мы говорим, когда не должны бы, и живем в воображаемом, а не в реальном мире. И это очень важно понять, потому что мир Божий — мир реальности. Мир дьявола — мир мечтаний и нереальности. Мир Божий реален, в нем присутствуют все трудности, вся жесткость того, что реально. Дьявол предлагает нам мир, в котором нет ничего реального, хотя все кажется доступным. Мы всесильны, наша гордость удовлетворена, мы славны, мы воображаем себя всем, чем не являемся в реальности. Мы отважны и смелы, хотя еще ничего не совершили. Мы спим, но мир реальности принадлежит тем, кто бодрствует.

…. Первые слова молитвы говорят о самом главном. Если я признаю Бога своим Господом и Владыкой, если я стремлюсь жить в реальном мире, если я стремлюсь отбросить бесовский мир воображения и нереальности, если я всеми силами стремлюсь к жизни и хочу избежать смерти — потому что жизнь и реальность идут вместе, а смерть идет вместе с иллюзией, — тогда я должен дойти до конкретного, действенного понимания того, что значат эти слова, не только как описание душевного состояния, но как программа действия…."

Воистину грех цифропоклонства не смывается даже мозговой жидкостью(ликвор)
 
Последнее редактирование:
Святая Русь
Православный христианин
Но мы знаем одно точно: предание апостолов, о котором упоминает апостол Павел, ничего не упоминает о православном предании (мощи, иконы, почитание Девы Марии) - это исторический факт.
Вы рассуждаете как в детском садике: воспитательница нам ничего не сказала, значит этого и нет. Понятно, что Церковь развивалась и первые 3 века предание больше передавалась устно, а записываться начало преимущественно со времен Константина Великого, когда христианство вышло из подполья.
 
Святая Русь
Православный христианин
По поводу Вселенских соборов и всяких воспроизводимых формул на них, однажды упомянутой апостолами - эти формулы произносили как противники икон ( 754 г), так и почитатели (787г.). Так что это не аргумент.
Ознакомьтесь с историей Церкви:
"
Ересь иконоборчества
а) Причины возникновения ереси иконоборчества

В Византийской империи в VIII — начале IX веков возникает ересь иконоборчества, направленная против почитания икон.

Епископ Иоанн Аксайский пишет о причинах возникновения ереси:

«…при изыскании причин к объяснению того, от чего возникло иконоборство, нельзя, по моему мнению, не допустить, что самой главной причиной сему было ошибочное понимание в иконоборцах истинной религиозности, ее свойств и потребностей: смешивали подлинное религиозное чувство со служением суеверным. Там, где действовала потребность религиозная, подозревали гнездо суеверия и, под предлогом его уничтожения, подавляли существенные проявления истинной веры.

Значительную помощь к уразумению этой исходной точки окажет нам воспоминание о происшествии с Анной, матерью св. пророка Самуила. Могло же составиться у Илия столь ошибочное и столь обидное для благочестивой женщины представление о ней в то время, как она находилась под влиянием молитвенного возбуждения! Таковые же излияния религиозного чувства могли встречать и иконоборческие императоры, и так как в них, при ошибочности представления об источниках религиозной настроенности молящихся, было немало грубости и воинственной жестокости, то ясным становится, как могла собраться такая буря, какая собралась.

…Император Лев Исавр, более 10 лет уже правивший государством и остававшийся во все это время покорным сыном Церкви, под влиянием разных соображений, вроде тех, о коих мы только перед сим предположительно предрассуждали, пришел к мысли уничтожить в Церкви почитание святых икон».

В.В. Болотов:

«…иконоборческое движение скорее навязано было извне, чем возникло в недрах самой церкви.

…A) Чем руководствовался Лев Исавриец с преемниками в борьбе против икон?

1) Её нельзя объяснять исключительно — а) ни вандальскою грубостью этих императоров-полуварваров, лишенных образования. Сведения о том, что иконоборцы гнали просвещение, неточны. Если они жгли святоотеческие книги, то это была иконоборческая борьба с книгами не иконоборческого направления, а не с книгами вообще. …

б) Ни обязательством уничтожить иконы, которое будто бы дал Лев Исавриец еврею-волхву, предсказавшему ему царство: гонение на иудеев (принуждение их к крещению) в 722 г. говорит ясно, склонен ли был Лев к каким бы то ни было обязательствами евреям. …

в) Ни увлечением мусульманским примером. Подражание и увлечение мусульманским примером было бы очень плохою политическою программою со стороны государя, насущною задачею которого была оборона своего государства от нападения мусульманских халифов. …

г) Ни даже миссионерскими расчетами: уничтожением икон устранить весьма важное препятствие к обращению мусульман в христианство. Известно, что мусульманам крест был ненавистен не менее икон, а от креста и поклонения ему иконоборцы никогда не отрекались. Притом, различие христианства от мусульманства не в иконопочитании только, a более принципиальное. В воззрениях же на Магомета — важнейший вопрос для мусульманства — христианство совершенно противоположно мусульманству, и никаких уступок здесь и нельзя было ожидать.

д) Ни желанием усилить средства государства, принудив византийцев крепко подумать о защите государства, отняв у них иконы; на которые они нередко суеверно возлагали все свое упование. Это «суеверное упование» византийцы могли возложить и на св. крест, которого отнимать у них иконоборцы не покушались. Притом здесь противоречие: Лев представляется таким тонким политиком, каким не мог быть необразованный солдат, как представляют его с другой стороны.

Эти мотивы (а, в, г, д) могли иметь лишь второстепенное значение в истории иконоборчества.

…Гонение на иконы несколько более понятно, если рассматривать его не как самую сущность, но как один из моментов целой и сложной политической программы иконоборцев, программы новой, развитой в противоположность той, которая до сих пор держалась в Византии.

В лице Льва на византийский престол взошел исавриец, чего давно уже не было (со времени Зинона). С восшествием на престол человека нового, естественно, могло явиться или подняться новое направление. Господствовавшее до иконоборцев политическое направление можно назвать в условном смысле церковным, или вернее клерикальным, понимая под этим словом такую политику, которая интересы духовенства, как известного класса общества, уважает более, чем требования и задачи самой церкви. При Юстиниане II духовенство стояло в Византии высоко и занимало даже высшие государственные должности.

…Естественно, что новое и противоположное политическое направление стремилось вытеснить духовенство из занятой им позиции и выступило с программой антиклерикальной.

Иконоборство в программе императоров этого направления имело такой смысл: они хотели направить по новому пути (наряду с другим) и религиозную жизнь народа; порывая с традициями прежнего времени, они выступили на борьбу против иконопочитания, потому что и оно являлось характеристичным для прежнего церковного направления. Не отрекаясь от христианства и церкви, они хотели довести обрядность, внешние формы благочестия до minimum'а: чествовали св. крест и отметали св. иконы.

Но чем руководствовались представители иерархии, ставшие на сторону иконоборчества?

… в Византии физические бедствия пробуждали мысль о перемене вероисповедания. В десятый год царствования Льва Исавра, летом 726 г., было сильное вулканическое извержение в Средиземном море... В Византии увидели в этом гнев Божий, занялись вопросом о том, что́ его вызвало, и в политических сферах нашли, что византийцы прогневали Бога своим иконопочитанием. При этих совещаниях, по-видимому, обошлись без участия патриарха Германа. Издан был немедленно указ против иконопочитания».

Сопротивление иконоборчеству. Гонения на православных
Епископ Иоанн Аксайский излагает историю иконоборчества:

«Император Лев Исавр, более 10 лет уже правивший государством и остававшийся во все это время покорным сыном Церкви, под влиянием разных соображений, вроде тех, о коих мы только перед сим предположительно предрассуждали, пришел к мысли уничтожить в Церкви почитание святых икон.

… Патриарх Герман начал разубеждать иконоборца в правдивости его суждений, начал защищать употребление святых икон, говоря, что этот обычай церковный ведет начало свое от самих апостолов. Раздраженный противоречием патриарха, Лев низвергает его с престола и возводит на место Германа человека, по сердцу своему, — Анастасия. Анастасий почел для себя делом более спокойным и безопасным войти в соглашение с видами императора, и святые иконы, даже по соглашению с властями церковными, повелено выносить из церквей, домов, приносить на площади и сжигать; священные изображения на стенах храмов уничтожать; изображения Спасителя, Божией Матери, святых угодников, кои были поставлены в городах на открытых местах, разрушать.

…… Ни первое, ни второе послание папы Григория II к императору Льву Исавру не склонило того к отступлению от принятого им отношения к святым иконам и их почитателям. Лев Исавр продолжал свое, и еще с большим свирепством: почитателей икон подвергали пыткам, ссылали в ссылку, заключали в темницу, казнили смертию.

… Как, однако же, ни свирепствовал Лев Исавр против святых икон, цели своей он не мог достигнуть с таким успехом, с каким желалось ему: ближайшие его подданные или решались на страдание, или вдавались в бегство, или уступали ему, по лицемерию. Что же касается истинно верующих в других местах, удаленных от Константинополя, то император отовсюду встречал резкое противоречие себе: из Сирии, из Дамаска против Исавра резко писал св. Иоанн Дамаскин, из Рима, как уже знаем, римские папы Григорий II и преемник его Григорий III. Другие места отвечали даже восстанием и возмущением против власти императора: так, например, в собственной Греции и на Цикладских островах, как скоро там получено было уведомление об иконоборстве, все христиане произвели возмущение; в Италии при первых известиях об иконоборстве императора начали бросать портреты его на землю и топтать ногами. Папа Григорий с римлянами и со всею Италией отложился от подданства Льву. … Да и что за власть могла быть у императора в Риме, когда папа подверг его проклятию за ниспровержение святых икон.

… Сын и преемник Льва Исавра Константин V Копроним, не желая отступать от отношения к почитанию святых икон, принятого отцом его, но и не будучи в силах устранить то противодействие иконоборцам, какое повсюду, где только было можно, представляли истинные члены Церкви православной, особенно епископы и монахи, пришел к мысли повоздействовать, сначала особенно, на духовенство, а потом и на народ. Только на народ не так воздействовать, как действовали доселе, т. е. не посредством распоряжений воинских, а чрез духовенство: Константин Копроним … решился созвать Вселенский Собор, чтобы самый Собор объявил, что икон почитать не должно. План, на первый раз, казался удачным: за льстивыми душами не было надобности ходить далеко; для начала дела нужных человекоугодников в достаточном количестве нашли под руками, а при посредстве подручных приобрели и с окружности.

Собрался «Собор», очень сложный по количеству; одних епископов было 338, и все они объявили себя за иконоборство.

Для того чтобы не остаться при одном удивлении и не отказать в вероятности вышеобъявленному происшествию, надобно принять во внимание, что в Византии епископы находились под сильнейшим давлением власти императорской. Будучи в таких обстоятельствах, что им приходилось избирать или смерть, или уступку императору, очень многие, щадя свою жизнь, соглашались с волею императора, хотя, как окажется после, и не искренно. Притом же и епископы оказались очень далекими от тех высоких образцов пастырства, какие выставляла Церковь, более древняя. …

Итак, вот основоположения на которых лжеименный «вселенский» иконоборческий собор построил свои, приведенные нами выше, анафематизмы против святых икон, и их изготовителей, и их почитателей.

…Ближайшим следствием лжесобора было то, что иконы повсюду из церквей были выброшены, некоторые из них сожжены; живопись на стенах храмов и мозаические священные изображения затерты известью. Не избег этой участи и великолепный храм Богородицы Влахернский в Константинополе, на стенах которого лучшими художниками изображена была вся земная жизнь Богочеловека, все Его чудеса, все события из Евангельской Истории, оканчивая сошествием Святого Духа на апостолов.

Чтобы стены храмов не оставались голыми, приказано было изображать на них обыкновенные ландшафты, также разукрашивать оные, то есть стены храмов, изображениями птиц и разного сорта деревьев. И превратились, как выражается тогдашний очевидец, храмы в птичники и фруктовые лабазы. …Иконоборческая ревность простиралась так далеко, что враги икон дозволяли себе жечь книги, украшенные священными изображениями, и рвать те (т. е. книги), в которых говорилось о почитании икон.

…Но как ни свирепствовала жестокость императора против святых икон и их почитателей, цели своей он не мог достигнуть безусловно и беспрепятственно: истинные сыны Церкви Христовой не преклонились ни пред какими угрозами и мучениями. Особенно смелыми и решительными противниками безумным планам императора были монашествующие. … Так как и по другим местам Константинопольского патриархата главными защитниками иконопочитания были монахи, то император решился во чтобы то ни стало уничтожить самое учреждение монашества как особого класса людей, ревнующих о благочестии. …он решился закрыть монастыри. …некоторые монастыри были обращены в казармы, как, например, знаменитый в Византии монастырь Далматский; иные монастыри в столице были разрушены до основания. От самих монахов Копроним требовал, чтобы они носили мирское платье и вступали в брак; послушным обещаны были милости, деньги, почетные должности в военном и гражданском управлении. Как и во всякой семье не без урода, так и здесь из числа монахов нашлись некоторые, которые соблазнились льстивыми обещаниями императора; но большинство пребыли твердыми, и эти-то твердые должны были переносить всевозможные оскорбления и муки. …До чего доходила жестокость мер против монахов, можно судить по тому, что монахам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту которых они выступали. …Монахам выкалывали глаза, иных секли, иным намазывали бороды горючими веществами и потом зажигали. Из лиц светского звания более ревностные в защищении святых икон тоже подвергаемы были истязаниям: их водили по цирку для посрамления и там подвергали оплеванию и насмешкам выкалывали глаза, отрезали носы, секли розгами и т. п.

…однако же, что все эти свирепства Копронима имели место лишь в патриархате Константинопольском. Три остальные патриархата, находившиеся под владычеством мусульманским, не только не подчинились распоряжениям императора, но и собирали Соборы для противодействия иконоборческим распоряжениям Копронима.

Об оппозиции Западных Церквей безумным распоряжениям Копронима нечего и думать: там, как говорится, и ухом не вели слушаться безумий императора. Папа Стефан III собрал в 769 году обширный Латеранский Собор, где подтверждено было во всей силе православное учение об иконопочитании.

Однако и в самом Константинополе иконоборчество сильно было не потому, чтобы в большинстве душ христианских пошатнулось убеждение в необходимости иконопочитания, а главным и даже, можно сказать, исключительным образом из-за страха пред властью императорскою».

В.В. Болотов:

«…сильным обличителем иконоборцев был живший вне пределов Империи, во владениях арабского халифа, известный Иоанн Дамаскин. В 726–727 г.г. написано было его первое защитительное слово, вскоре после 730 г. — второе, несколько позже — третье. Вместе с ним и восточные патриархи предали иконоборцев анафеме.

…святыня христианских храмов была отдана на поругание грубой солдатской силе (когда верующие летом 727 года молились в древнем храме в осажденной арабами Никее, один солдат — στράτωρ — бросил камнем в икону Богоматери, разбил ее и растоптал ногами) и произвол своекорыстных правителей…

…в 754 году [императором Константином Копронимом] сделан был решительный шаг против иконопочитателей. В этом году умер патриарх Анастасий. Оставляя вселенский престол не замещенным и тем, так сказать, предлагая его в иконоборческом смысле «достойнейшему», Константин созвал «вселенский собор», который должен был дать иконоборческому движению церковную санкцию, которой ему все еще недоставало. Рим, Александрия, Антиохия и Иерусалим не имели на соборе представителей; присутствовало 338 епископов. Председательствовал «беззаконный сын Апсимара» Феодосий ефесский; выдавались, как знаменитости иконоборческого лагеря, Василий Трикакав, митрополит Антиохии Писидийской, Сисинтий Пастилла, митрополит Перги в Памфилии ІІ. …27 августа вслух всего народа на форуме был прочитан όρος собора …и провозглашена анафема поборникам иконопочитания…

Заручившись церковною санкциею …имп. Константин принялся проводить в жизнь иконоборческие начала с энергиею и грубостию, отличавшей его натуру. … Мероприятия Константина были следующие:

1) … всеобщая присяга над телом и кровию Христовою, крестом и евангелием, которую «он потребовал у всех находившихся под его властию, чтобы никто не поклонялся иконе»…

2) Гонение против иконопочитателей и особенно монашества.

3) Представители иерархии приняли определение копронимовского собора, по-видимому, без (заметного) сопротивления. Тем рельефнее выделился тот энергичный отпор, который иконоборцы встретили со стороны монашества. Поэтому и мл. Константин относился к монахам с нарочитою ненавистью …требовал, чтобы никто не смел поддерживать дружественных отношений с монахами, приветствовать их обычным «χαίρε», напротив, преданные государю должны преследовать монахов бранью и каменьями. Этим император достиг того, что «и следа монашеского облачения нельзя было увидеть» в Константинополе; но он, по-видимому, хотел большего: полной отмены монашества.

… О том, как значительна была эмиграция иконопочитателей (в этот и следующий период), можно составить представление по численности выселившихся в южную Италию. До 200 греческих монастырей основано было в Калабрии от начала иконоборчества до X в. В 733 г. около. Бари поселилось до 1000 монахов из Греции. Весьма радушно принимали эмигрантов и папы.

…Предшествующие преследования на православных являли только исповедников. Но суд над св. Мартином, Максимом, Анастасиями, показывает, в какие формы начинает облекаться византийское преследование за религиозные убеждения. Иконоборцы подняли кровавое гонение на иконопочитателей, явились мученики...

…Во главе монашества и иконопочитателей в это время стоял высокочтимый подвижник …Стефан (названный впоследствии «новым»)… [он] был сослан императором в Приконис. Но так как подвижник и здесь остался проповедником чествования икон, то, по доносу, был снова вызван на допрос к самому императору и здесь наглядно показал ему (на номисме), как честь и бесчестие от образа восходит к первообразу. Император сдержал ярость своих слуг, хотевших убить Стефана, и отправил его в темницу, где он провел одиннадцать месяцев в обществе других 342 монахов, пострадавших за иконопочитание. У одних из них были отрезаны носы, уши или руки, у других бороды были насильно обриты или облиты смолой и опалены огнем. Наконец, утром 28 ноября 765 г. был отдан императором окончательный приказ о казни Стефана. Солдаты и чернь потащили Стефана по улице, привязав веревкою за ногу, осыпая его побоями. Мученик поражен был смертельным ударом; но поругания продолжались и над его бездыханным телом: мужчины, женщины, дети, оставившие по приказанию императора классные занятия… бежали позади с каменьями. Озверевшая толпа хотела родную сестру Стефана, монахиню, принудить к участию в этом побиении камнями тела мученика, но та спаслась от этой нравственной пытки, спрятавшись в одной гробнице. …

…Андрей столпник в 768 г. … открывает собою ряд казненных и изувеченных за св. иконы.

…В самом Константинополе были мученики за иконы и до Стефана. Еще в 762 году… «Константин гонитель, на ипподроме св. Маманта, засек до смерти бичами знаменитого монаха Андрея (= Петра), называемого Каливитом, во Влахернах, который обличал его за нечестие, называя новым Валентом и Юлианом». Казнен был Константином и Иоанн, игумен Монагрии (около Кизика), отказавшийся наступить на икону Богоматери. … 25 авг. 766 г. последовала казнь «19 архонтов» — высокопоставленных сановников и военных… с Константином Ποδοπάγουρος во главе, заявивших себя сочувствием Стефану.

…Между тем как Антоний … Петр μάγιστρος и выдрессированная чернь свирепствовали против иконопочитателей в столице, в провинции они терпели стеснения от областных начальников. Впереди всех их стоит στρατηγός фракисийской фемы Михаил Лаханодраконт. Еще до 765 г. он напал на страстной неделе на монастырь Пелекиты, подверг монахов побоям и увечьям и выжег монастырь, начиная от конюшен и до церквей … 38 избранных из братии заключены были за Ефесом под сводами древних бань и здесь засыпаны были землею… Монахов Лаханодраконт истязал, увечил, ослеплял и ссылал. «И, в конце концов, не оставил ни одного человека, облеченного в монашеский образ, во всей подчиненной ему феме. … Подражая ему, и остальные делали то же». Таковы были в особенности стратиги Μιχαήλ ό Μελισσηνός εν τω θεματι τών ανατολικών, Μάνης εις Βουκελλαριους и Феодор Лардотир, еще до 765 г. сжегший в Крите подвижника Павла.

…8 сентября 780 г. Лев (неожиданно…) умер, и его супруга иконопочитательница Ирина … «благочестивейшая с сыном своим Константином неожиданно свыше получает царство…»

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков):

«…когда возникло иконоборство, святые отцы, не только писанием, но и самим делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах… а в особенности в слове на неделю Православия, святой Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистыя Богородицы. Святой Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит, и от отсечения ноги скончался. Святой Герман, патриарх Царьграда, за иконы безчестно был изгнан из патриаршаго дома. Святой Никифор, патриарх Цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и крайней нужде. Святой Тарасий, Константинопольский патриарх, при котором был седьмый вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления, и много разных бедствий. Святой Мефодий, патриарх Цареградский, за иконы скончался в нищите и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за святые иконы: то какия муки должны были вынести клирики церковные, и сколько велико должно быть число сих мучеников? В житии святаго Андрея Кристкаго пишется: "многие, твердо держась предания святых отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми". http://verapravoslavnaya.ru/?Ikonopochitanie_-_alfavit
 
Крещён в Православии
Попробую зайти с подветренной стороны.
Кто согласен со словами Спасителя "созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей" Мф.16:18 ?
На этом форуме должно быть большинство согласных.
Так это ж православный форум, потому и большинство таковых))
Но количество - это еще не аргумент (в истории православия это видно хорошо)

Значит и в настоящее время таковая Церковь есть.
Ну и какая она, если не Православная... при всех Ея "недостатках"?
А зачем Христу недостатки, если Он избрал Себе Церковь "не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:27)
"
Таковой не является ни одна земная видимая религиозная организация.



С чего начали апостолы? С проповеди Христа! Никаких мощей, икон, каждения, сложного иерархического аппарата.
Но впоследствии люди, под влиянием разных факторов: культурных, политических, психологических, социальных и др. стали вносить , внедрять разные нововведения. И , как уже упоминалось ранее, после отмены гонений Константином, для христиан настала полная свобода в религиозном пространстве.

Но факт остается фактом: в ВЗ для внесения религиозного образа в Храм (херувимы) требовалось повеление Самого Бога. А потому вопрос остается прежним : КТО ОТМЕНИЛ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЗАПРЕТ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ??
Это, если учесть строгое отношение к Закону и его переменам(Матф.5:18), не прошло бы не заметным в книгах НЗ
 
Крещён в Православии
и первые 3 века предание больше передавалась устно.
Идите учите матчасть, двоечник! Первые книги Нового Завета были написаны через 40 лет после смерти и воскресения Христа. Это УЖЕ ФАКТ зафиксированного предания. А значит предания апостолов начали фиксировать уже при жизни самих апостолов, или сразу после их смерти!
 
Крещён в Православии
Все верно, в то время Бог заключает Завет с верными Ему людьми и устанавливает законы, помогающие человеку избежать губительных греховных действий, которыми "заболел" павший человек.
я считаю, да и многие со мной, что почитание икон не застраховано от губительных последствий. То КАК относятся к иконам современные православные - вселяет печаль а иногда даже беспокойство.



После рождества Христова человек увидел Бога, жил с Ним рядом и нет ничего противного в том, что человек оставил этот Образ у себя не только в сердце, но и в зрительном образе.
Ну с чего вы это взяли?? Кто из апостолов оставил после себя образ изображенного Христа? Где об этом говорится в книгах апостолов?
Про Луку и изображение на столешнице (Владимирскую икону Богоматери) - эту легенду вряд ли можно считать исторически достоверным аргументом.
Убрус Нерукотврный так же - легенда, и упоминается впервые лишь в веке пятом или шестом.


К тому же, этот образ чудным образом явился и на Туринской плащанице и тем самым лишь подтвердил то, что было установлено и соборно утверждено в Церкви.
В связи с тем, что по поводу Туринской плащаницы так же нет однозначных решений, но есть серьезные аргументы как и за, так и против, то и ее нельзя назвать "железным фактом" в пользу рисования икон. К тому же повторю: Христос и апостолы МОЛЧАЛИ на сей счет. а это много должно значить для тех, кто думает, что продолжает их преемственность
 
Крещён в Православии
Мир Вам.

А если не другой Бог, то Господа нашего Иисуса Христа видели люди на руках у Богородицы, Его видели проповедующим, Его видели распятым между двух разбойников. То-же мы видим сейчас на иконах. Если это понять, то Ваш вопрос отпадает сам по себе.

Ну видели, а изобразили ли? Дерзнули ли иудеи изобразить Его на руках у Марии? Вряд ли. И что тогда? Кто для них отменил запрет на изображения, чтобы они взяли и быстро зафиксировали Марию с Младенцем? Никто.

На счет "Его видели проповедующим"- и что это объясняет? Даже если кто то из язычников (!) по памяти смог набросать эскиз, - КАК это соотносится с Делом Христа, с Евангелием? Разве это была прямая необходимость - во чтобы то ни стало увидеть нарисованного Христа каким то художником? Но Христос на этот счет был другого мнения: блаженны невидевшие и уверовавшие.(Иоан.20:29)

К тому же вам должно быть известно что художник не просто рисует то что видит, а добавляет в рисунок СЕБЯ! Так зачем мне всматриваться в то , как видит мир (и Христа) художник, а точнее погружаться во внутренний мир самого художника??
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
КТО ОТМЕНИЛ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ЗАПРЕТ НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ??
Мир Вам.
Давайте откроем Новый Завет и прочитаем.
- И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому.
Вот мы видим, что Господь наш указывает на конкретное изображение. Ин.3:14
- И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. Чис.21-8
Кроме того. В ветхозаветном храме были изображения 3Цар. 7:29, 36
А Херувимы были довольно большие, 10 локтей,
3Цар. 6:23
Ковчег Завета был украшен Херувимами. По этой ссылке Вы можете прочитать как был украшен храм Соломона, 3-4 абзац.
Как мы видим религиозные изображения не входят в противоречие с Ветхим Заветом.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
На счет "Его видели проповедующим"- и что это объясняет?
Это объясняет, что наш Творец стал видимым. Или это был другое божество? Вы в скольких богов верите, в таком случае?
Ну видели, а изобразили ли? Дерзнули ли иудеи изобразить Его на руках у Марии?
Даже если кто то из язычников (!) по памяти смог набросать эскиз, - КАК это соотносится с Делом Христа, с Евангелием?
Христа распяли не язычники, а верующие в Единого Бога люди, во главе которых стояли очень верующие в Бога люди.
 
Сверху