Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом (см. подробнее: Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?; Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»).
Вот тут уже ошибка, различения Бога и его действия или Его свойств. Это уже внесение сложности в Бога. Сущность отдельно, действия и проявления - отдельно, хотя они Бог, но не сущность, то есть у нас уже Бог состоит из сущности и чего-то несущностного. Там одна несущностная часть Бога, тут другая, там одно действие, тут другое. Аналогию с огнем тут как раз привести нельзя, так как в огне сущность отдельно, проявления и его акциденции отдельно. В Боге же - Бог не отдельно от своих действий, Он Сам Свои действия и есть. А если говорить точнее - одно Действие вне времени.
Поэтому Ваш вопрос и был некорректен про "действовал ли Бог до создания тварной вселенной?" Да Бог и есть Свое действие (или как его Фома Аквинский определяет, "Бог - вечный акт бытия"). Притом вне времени, то есть упрощенно сразу во всех временах. Действие Бога не зависит от времени или тварного мира, хотя включает тварный мир. И Действие не может не действовать.
Благодать - это все же дар Бога в виде располагающего к Богу свойства души (например Любовь как Дар Святого Духа). При этом если смотреть на этот дар с точки зрения следствия, самого качества, то это тварная благодать, потому что Бог сотворил это качество в Вашей душе, также как сотворил все другие качества, например - разумность. Оно не является чужеродной субстанцией, присутствующей в душе, оно является Вашим свойством и скорее принадлежит сущности Вашей души (являясь ее акциденцией, ровно также, как белый цвет кожи принадлежит Вам). А если смотреть на дар с точки зрения действия Бога по дарению Вам этого свойства, то это действительно нетварная благодать, только это Сам Святой Дух. Притом сущностно.