- Православный христианин
Дорогой Евгений, давайте, всё же внесем ясность.Да, спасибо, этот Вопросоответ я и имел ввиду. Св. Дух присутствует в каждом из сущих, но в каждом из них особенным образом.
Важно понимать разницу между Божественной природой и Ее проявлениями. Напомню, что как Совершенное Личностное Существо, в совершенстве обладающее эссенцией и экзистенцией, Бог (Отец и Сын и Дух Святой) контролирует Свои энергии и проявления в мире.
Бог Дух Святой, как Животворящая Сила Мироздания, безусловно, СОПРЕБЫВАЕТ (СОПРИСУТСТВУЕТ) всему творению.
Но не ПРЕБЫВАЕТ во всем творении, это была бы ересь пантеизма.
Но действия Бога Духа Святого в нас - зависят от нашего внутреннего устроения (если хотите, от нашей веры, надежды и любви).
Более того, Своим желанием Дух Святой желает пребывать в каждом из нас, и именно такова цель Теозиса в промысле Божьем о человеке, но увы, мы - как растрескавшиеся кувшины не могут удержать в себе масла - так и мы не в состоянии удержать в себе благодать Духа Святого.
Если бы Дух Святой ПРЕБЫВАЛ в каждом человеке, то все были бы святы. А святость - скорее исключение, чем правило человеческой жизни.
Но то, что Дух Святой СО-ПРЕБЫВАЕТ со всем творением, особенно с Богообразным творением, человеком, подвизая его на доброе, то это, да, верно.
Где реально ПРЕБЫВАЕТ Дух Святой, так это в Церкви Христовой, Которая есть Тело Христово, оживотворяемое Духом Святым. Именно поэтому Отцы говорят, что Церковь стоит Духом Святым. И каждый член Церкви Христовой получает сугубую благодать Духа Святого в Ее Таинствах.
Но, к сожалению, по притче Христовой о сеятеле, получать мы получаем, но мало, кто может эту благодать удержать в себе, и еще меньше тех, кто этой благодатью живет и дышит. Недаром Христос называет СВОИХ "малым стадом".
Как и святой Максим Исповедник пишет: "А как Производитель Премудрости Дух Святой не пребывает, вообще, ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных велений, даже если он и почитает себя верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, и тело, обремененное грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей" ("К Фалассию", в. 15).
Так что давайте не будем путать СПРЕБЫВАНИЕ с ПРЕБЫВАНИЕМ. Надеюсь, у читателей достанет мудрости и рассудительности уразуметь принципиальную разницу. Тем более, что о ней ярко свидетельствует Писание. Аминь.