Что значит одну волю? Адам проявил свою волю.И она у него одна.Вы более четко формулируйте, без допустимых двухсмыленний.
Опять 25.Ева проявляет свою волю.Причем здесь слово -другую. У Евы и Адама, одинаковые природные качества.Они как люди, имеют каждый свою волю.
Так Вы тут столько воль нагородили.Вы о какой в контексте своего изложения спрашиваете?
Начнем с базиса?
«Бог вселенной и Отец волит ли (θέλει) как Отец или как
Бог? Если (Он волит) как Отец, то Его воля будет иная, чем Сына (άλλο αύτού έσται παρά τού Τίού θέλημα), потому что Сын – не Отец; если же – как Бог, а и Сын есть Бог, и Дух Св. есть Бог, то они (монофелиты) должны признать то, что
воля есть свойство природы, или природна» (φύσεως είναι τό θέλημα, ήγουν φυσικόν).
Максим Исповедник.
В Боге воля соответствует природе, а не Ипостаси.
В человеке воля соответствует так же природе, а не лицу.
Максим приводит следующие четыре основания для отнесения воли к природе:
a) Воля, как способность хотения (τό θέλειν)
прирождена человеку, а не есть результат личного опыта каждого из нас: «никто никогда
не научает другого хотеть».
b) Человек по природе
разумен, а разумная природа обладает свободой (αύτεξούσιον) или, так как свобода составляет определение
воли – волей (θέλησις), которая управляет природой (в противоположность существам неразумным, principium movens [движущее начало] которых есть сама природа – έν τοίς άλόγοις άγει μεν ή φύσις [бессловесными двигает природа]).
c) Воля как способность хотения
обща всем людям, а общее всем характеризует природу неделимых того же рода.
Наконец –
d) человек есть
образ Божества, а Бог по природе обладает свободой; следовательно, и человек, как таковой,
по природе обладает свободой или
волей (θελητικός άρα φύσει ό άνθρωπος).
Таким образом, повсюду, и в Боге, и в человеке, воля соответствует природе, т. е. вообще воля составляет неотъемлемое свойство духовной природы, почему и называется
природной волей (φυσικόν θέλημα), а человеческая воля – кроме того
врожденной (έμφυτος θέλησις или θέλημα). Она неизменно мыслится существующей в природе.
Что же такое «природная» воля,
как широка область, захватываемая этим понятием? Во многих местах произведений Максима находим следующее совершенно одинаковое определение воли:
«природная воля
есть сила стремления к сообразному с природой, обнимающая собой все свойства, существенно принадлежащие природе» (Θέλημα φασιν είναι φυσικόν, ήγουν θέλησιν, δύναμιν του κατά φύσιν οντος όρεκτικήν και των ουσιωδώς τή φύσει προσόντων συνεκτικήν πάντων ιδιωμάτων).
«
Свобода (εξουσία), – говорит Максим – есть законное господство над тем, беспрепятственная власть в употреблении того, свободное
стремление к тому, что вложено в нашу природу, что находится в нас».
И это есть истинная свобода, в более высокой, чем человеку, степени свойственная Богу. А поскольку каждый из нас свои личные желания ставит выше требований природы и последние подчиняет первым, постольку он становится несвободным, делая себя рабом своих желаний и страстей: природная воля принимает тогда характер
личного произвола, становится тем, что называется «γνωμικόν θέλημα» или просто γνώμη-гноми.
Γνώμη-гноми составляет особый, момент волевого процесса, следующий за решимостью (κρίσις), характеризующийся
расположением, склонностью к тому, что решено после совещания с самим собой. Согласно с таким значением, γνώμη -гноми можно определить как окончательно сформировавшееся, совсем определившееся желание, рассчитанное на действительное или номинальное благо, как образ желания, образ, способ употребления воли, как врожденной способности. или, шире как «образ жизни».
А так как способ пользования природной способностью воли или образ жизни – различен, смотря по индивидууму, и составляет характеристику лица, а не природы, то
гноми есть ни что иное, как другое название ипостатической, личной воли (θέλημα ύποστατικόν), но только – личной «человеческой» воли. А поскольку личная воля каждого из нас, т. е. наши частные желания, не соответствует требованиям природы, постольку она есть
«произвол», нарушение свободы природной воли.
Соображая все сказанное о природной воле в сравнении ее с тем, что называется личной
волей, получаем следующий общий вывод относительно смысла и объема, заключающихся в понятии «природная воля».
Природная воля вообще
есть природная жизнь, жизнь духа в широком смысле. В частности, в приложении к человеку она есть жизнь духа или разумной души, сказывающаяся в явлениях духовной жизни, одинаково обращенной как ad extra [вовне], так и ad intra [внутрь]. Частнее, она есть
движущее, управляющее начало (principium movens) для частных желаний человеческой природы, по природе направленных к исполнению воли Божией как высшей нормы человеческой деятельности.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поэтому Адам и Ева имеющие природную волю согласно своего логоса изначально как святую, и действовали соответственно свято.А вот вкушение запретного плода и было тем самым произволом, тем самым решением после совещания с самим собой, которое влекло за собой духовную прежде всего смерть.О чем Бог и предупреждал.Не вкушайте этот плод, ведущий ко злу.Не актуализируете гномические воления.Не искажайте природную свою святость.
Посему первородный грех, сделал нашу природу, удобопреклонной ко греху.И исправляет такую природу, только причастие Святых Даров.И как это потом действует в нас, как восстанавливает, как спасает от греха, хорошо сказано выше, в учении
Максима Исповедника.