Мир всем! Все приведенное ниже - ИМХО. С благодарностью приму любые обоснованные корректные возражения, замечания, уточнения. Приношу извинения за объемный пост - просто хочу поделиться своими соображениями.
Позволю себе предложить чуть иной аспект рассмотрения этой нескончаемой темы. Давайте на время отойдем от привычных терминов, определяющих понятия "воля", "желание", «свобода» и попробуем взглянуть на все это в несколько непривычном ракурсе.
Я полагаю, что воля - это данность, если хотите, это дарованная нам Господом способность реализовать побуждение к достижению некоего желаемого результата, т.е. осуществлять свои пожелания. Воля, как сказали бы физики и математики, - величина безразмерная и к тому же скалярная (не имеющая направления). Философы скажут, что воля к тому же еще и количественно не измеряемая величина. В общем, воля дана всем и каждому - и все тут. Но есть еще понятие "сила воли". Вот здесь-то и начинается личностный аспект понятия, ибо "сила" подразумевает индивидуальные возможности и способности каждого отдельного человека. В физике "сила" - величина векторная, т.е. имеющая направление. И тут уместно ввести понятие "волеизъявление". А волеизъявление подразумевает, скажем так, приложение своего волевого усилия уже в известном направлении, которое определено относительно свободным строго индивидуальным личностным выбором. Я берусь предположить, что свобода - это вектор воли. Другими словами, человек, обладая волей, прилагает присущую ему силу (волевое усилие) для достижения желаемого результата в свободно выбранном направлении. Ведь могут быть различные направления (морской термин «галсы») и пути для достижения желаемого.
Несколько слов о желании. По аналогии "желание", точнее, "желательность" я воспринимаю как данность, поскольку в каждом из нас присутствует перманентное состояние, если угодно, отвлеченная потребность "желать" чего бы то ни было - "желательность". Есть также присущая каждой личности ее индивидуальная "сила желания", апогей которой можно определить как "вожделение". А есть ко всему же конкретная направленность желания, которая устремлена к достижению желаемого результата. Когда направления (векторы) индивидуальных силы воли и силы желания совпадают, мы называем это результатом свободного выбора личностью пути достижения желаемой цели. Обратите внимание, что в таком рассмотрении увязываются три понятия - воля, свобода выбора и желание.
Каждому человеку, повторюсь, дарованы воля, свобода выбора и желательность. Эти общие для всех свойства присущи каждому из нас, падших. Однако возникает справедливый вопрос - что побуждает нас "включать" силу воли? Очевидно, побуждающим фактором здесь выступает некое желание. А откуда и для чего (почему?) возникает желание? По-моему, побуждающим фактором возникновения желаний, в свою очередь, является некое стечение обстоятельств, т.е. ситуация, которую человек желает "разрулить". О возникающих в этой связи нюансах можно говорить очень долго.
Теперь о главном. Ангелам, Адаму и Еве до грехопадения были дарованы Господом воля, свобода выбора и желательность. И Ангелы, и Адам с Евой имели возможность принимать свои и только лишь свои сугубо индивидуальные решения. Но ведь и Творец обладает теми же свойствами, с той разницей, что Божественная воля абсолютно непоколебима, а сила воли Господней беспредельна; Божественная свобода абсолютно ничем не ограничена и также беспредельна; Божественная желательность абсолютно благостна и благодатна.
У меня возникает вопрос, о какой природной воле вообще идет речь? У наших Прародителей была воля к принятию и к исполнению решений, которые являются результатом свободного выбора. И у нас, грешных, имеется та же воля к принятию и воплощению решений. К чему вводить понятия "гномическая воля", "ипостасная воля"? Есть дар Божий - воля, есть сила воли и есть волеизъявление, которые присущи всем нам без исключения. Я давно пытался разобраться с используемыми в этой теме терминами и задался вопросом: где же мы в нашей жизни используем предлагаемые богословами понятия? И пришел к выводу - только лишь в богословских прениях. Если оставить понятие "Ипостась" исключительно для определения Божественных Ликов (я всячески избегаю применять к Божественным Ипостасям термины "Лица" - "просопон" и "персона", - которые у меня ассоциируются с масками в театральных лицедействах и, соответственно, с модализмом-савеллианством), то и понятия "ипостасная воля", "природная воля" приобретают в моем понимании довольно расплывчатое содержание.
Триединый Бог обладает одной Божественной волей, которая не принадлежит отдельно ни Одной из Божественных Ипостасей. Это единая воля Триединого Бога. Божественная воля сконцентрирована в Триедином Божественном решении "Сотворим!", и в этом решении извечно проявляются и воля Творца, и Его свобода, и Его желание. Тут я вслед за прп.
Иоанном Дамаскиным позволю себе утверждение, что никакого Божественного Совета очевидно не могло быть. Прп.
Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет:
«Должно же знать, что мы хотя и говорим о желании в Боге, но не говорим о свободном выборе в собственном смысле. Ибо Бог не совещается, так как советоваться свойственно неведению. Ибо никто не совещается относительно того, что известно. А если совещание свойственно незнанию, то во всяком случае также – и свободный выбор. Бог же, Который все просто знает, не совещается. Но не говорим о совете или свободном выборе и в душе Господа, потому что Он не имел неведения.», см.
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ , Книга вторая, гл. 22 (36). Тут прп.
Иоанн Дамаскин акцентирует внимание и четко определяет следующее: утверждать, что Бог с кем-то совещается, значит ставить под сомнение Божественное Предведение, подробнее см.
https://azbyka.org/forum/threads/soteriologicheskij-aspekt-dogmata-o-troice.22663/page-2#post-359792 , п.8.
В то же время в Ипостаси Иисуса Христа как-бы «сконцентрирована» Триединая Божественная воля, которая неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно соединена с Его Человеческой волей, аналогично тому, как соединены во Христе Его Божественная и Его Человеческая Сущности (Природы). Вот тут, по-моему, можно говорить о некой Ипостасной воле Христа, представляющей по сути Триединую Божественную волю, которая необъяснимо соединена с Человеческой волей Спасителя.
Не удержусь и еще раз скажу о своем личном понимании Божественного Триединства. Не сочтите, пожалуйста, за оффтоп. В моем понимании Триединый Божий Замысел (Идея) ВОПЛОЩАЕТСЯ триединым действием-актом, осуществляемым Отцом Вседержителем ради предвечно рождаемого Сына-Слова в едином действии и во взаимопроникновении (перихорезисе) с Сыном-Словом. И все это наполнено Величайшим Божественным Смыслом – Духом Святым, Который от Отца исходит, наполняет и Замысел, и Слово, и Который находится в едином действии и во взаимопроникновении с Отцом и с Сыном. Подробнее см.
https://azbyka.org/forum/threads/soteriologicheskij-aspekt-dogmata-o-troice.22663/#post-358483 . Для пояснения: по-моему, самым неудачным сравнением Триединства Бога является аналогия с объединенным пламенем трех свечей. Здесь имеет место суммарное пламя, исходящее от трех независимых источников, которое в сумме в три раза больше, чем пламя каждой свечи. Когда же я говорю о едином действии, то подразумеваю не суммарное действие, но именно Триединый Божественный Акт, в котором не может быть изменения – ни увеличения, ни уменьшения действия.
«Свята́я Тро́ица – Бог, единый по существу и троичный в Лицах (Ипостасях); Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях. <…>
Три Лица, имеют:
– одну волю (желание и волеизъявление),
– одну силу,
– одно действие: любое действие Бога едино: от Отца через Сына в Духе Святом. Единство действия в отношении Бога следует понимать не как некую сумму трех взаимо-солидарных действий Лиц, а как буквальное, строгое единство. Это действие всегда правосудно, милосердно, свято…», см.
https://azbyka.org/svyataya-troica.
Храни Вас Господь!