обязан ли Бог творить

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Далее.
Тут я сделаю отступление и продолжу.
Кураев пишет:
«Персона эст релацио». То есть то, что во мне внешнего – обращено к другому. В Ветхом Завете есть такая фраза. «Человек смотрит на лица, Бог взирает на сердца». Вот это и есть разница меду «персоной» и «ипостасью». Ипостась – это нечто глубоко спрятанное, основа, подставка, то что глубоко-глубоко. На языке Библии ипостась – это сердце. Что-то глубоко спрятанное, потаенное. Персона – напротив. То, что максимально явленно, открыто. И вот из этого уже дальше произрастет филиоквизм. Личность – это отношение.
Справедливо.
Но я сделаю замечание.
Личность – это отношение.
По существу это нет, но... мы не можем определить личность, обнаружить её иначе как в отношении. Личность познаётся в общении.
Мы бы и не знали Триединого, если бы не вступили в общение с Отцом, Сыном и Духом. Мы не узнали бы, что Бог Троица, если бы не увидели общение Лиц Троицы, не увидели бы Сына, общающегося с Отцом и Отца говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный. Мы бы и не познали Отца, если бы Его не открыл Сын. Как Он и говорит: никто не знает Сына, кроме Отца и Отца, кроме Сына и кому Сын хочет открыть.

То есть самое главное откровение НЗ - откровение об ипостаси.
Ипостась тот самый краеугольный камень, который лежит в основе и догмата о Триединстве Бога и догмата о Боговоплощении.
Оба догмата, оба факта нашего опыта Откровения приводят нас к вопросу об ипостаси.

А вот что такое ипостась?
Скажу честно, я считаю, ипостась - самым сложным и туманным понятием в православном богословии. Ипостась слишком многозначное понятие, не чёткое, и можно сказать неудачное. Варианты понимания ипостаси лежат в основе ересей.
И чтобы понять ипостась, понять православный смысл этого слова нужно опираться из опыта, из фактов Откровения. Так Церковь и делала, Церковь не стала заботиться давать точные определения, но просто каждый раз поправляла понимание ипостаси фактами опыта.

Часто ипостась понимают как «частное от общего», как «единицу природы». Но лишь одна из граней понимания ипостаси, но не то самое главное понимание ипостаси, ради которого Церковь этот термин и взяла.
Главное понимание ипостаси - это бытие.
Например, слово ипостась. (На русский буквально – «подлежащее»). Скажем, в септуагинте «ипостась» означает фундамент, основание храма. Под ипостасью имеется в виду некое конкретное существование.
Ипостась для православного богословия это прежде всего конкретное существование. Все остальные значения - уже потом.

Именно поэтому ипостась не сводится к «частному от общего» и к «единице природы».
Понятия "бытие", "конкретное существование" и "природа" - просто различны. Между понятиями логически нет ничего общего.
Существование и природа это как квадратное и зелёное. Совершенно разные понятия.

Теперь поясню зачем я всё это говорю.
Дело в том, что православное богословие это осмысление опыта. Если же язык, понятия мы будем осмыслять как бы в отрыве от опыта то неизбежно уклонимся в ереси. Тем более выйдет ересь, если будем исходить из языка и через язык конструировать "опыт". И выйдет, что вместо Откровения осмысливаемого через язык, получится сконструированный языком Бог, человек, и проч.

Поясню далее.
Если ипостась осмыслять исключительно как «частное от общего», как «единицу природы», то первый вопрос, который должен возникнуть, почему Бог один, а не три Бога?
Так по принципу «частное от общего»/«единица природы» мы обнаруживаем три камня, где каждый камень ипостась каменной природы. Три человека, каждый из которых имеет человеческую природу, однако человеков три.
Точно также можно сказать, что Зевс, Афина и Арес - это три бога, три ипостаси одно божественной природы. Каждый бог - ипостась, природа у них божественная.
Так почему же камней, человеков и богов много, а Бог один?

Через язык проблему не решить. По языку - всё верно. По языку, по определению ипостаси как «частное от общего»/«единица природы» должно выходить, что Отец, Сын и Дух - Три Бога.
Но такому выводу мешает опыт. Мы просто знаем, что Бог один. Это для нас самоочевидно.
Поэтому отцы тут же поправляют.
Так Дамаскин пишет:
Надобно знать, что иное есть рассматривать предмет на самом деле, и иное — умом и мыслию. Так, мы на самом деле видим различие неделимых во всех тварях: на самом деле Петр представляется отличным от Павла. Но общность, связь и единство созерцаются умом и мыслью; так мы умом постигаем, что Петр и Павел одной и той же природы, имеют одно общее естество. Ибо каждый из них — животное разумное, смертное; и каждый есть плоть, одушевленная душою, как разумной, так и одаренной рассудительностью. Итак, эта общая природа постигается умом; ибо ипостаси не существуют одна в другой, но каждая особо и порознь, т. е. сама по себе, и каждая имеет много такого, чем одна от другой отличается. Ибо они и местом отделяются, и временем различаются, и отличаются умом, силой, видом или образом, нравом, темпераментом, достоинством, поведением и всеми характеристическими свойствами; более же всего тем, что существуют не одна в другой, но отдельно; поэтому и говорится: два, три человека и многие [15].
Это же можно видеть и во всей твари; но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице иное; ибо здесь общность и единство усматриваются, на самом деле, по причине совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости — я не сказал: подобия, но тождества — также единства происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам, т. е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия.


Как видим, Дамаскин, решительно не связывает себя формальными определениями. Он "физик" и опыт ему дороже теории.
Троицу Дамаскин воспринимает как Одно. Говоря о различии Ипостасей, Дамаскин утверждает единство и тождество Ипостасей друг к другу. Мы не можем обнаружить - говорит Дамаскин - чтобы Сын не имел всего, что имеет Отец. Мы фактически не можем отличить Сына от Отца. Различаем же Лица лишь из Откровения, различия обнаруживаем не фактические, а различия отношений. Сын так относится к Отцу, как Рождающийся к Рождающему. Так Мысль различается от Разума, но фактической разницы между Мыслю и Разумом нет. Мы не можем определить какое-либо свойство, атрибут, который бы отличал Сына от Отца. Ипостастные идиомы вообще не свойства. Мы даже не знаем, постигнуть не можем, чем Рождение от Исхождения отличается. Просто по факту мы не можем найти различий, чтобы сказать, что Сын это другой Бог.

А вот о языческих богах такое сказать запросто. О человеках, камнях и прочем. Вон, - говорит Дамаскин - как многим люди различаются! Настолько, что можем сказать, что Пётр это другой человек, чем Павел.
Дамаскин в говоря о людям выступает как умеренный номиналист.
Радикальный номиналист бы вообще сказал, что общность природы - абстракция, что реально никакой общей природы нет, а просто есть свойства которые обнаруживаем во всех индивидах.
Дамаскин так не говорит. Он умеренный номиналист.
А вот радикальный реалист (кажется Георгий Нисский к этому склонялся) скажет, что общая природа есть, и по сути все люди ипостаси одного человека. Пётр - человек. Павел - человек. Все человек.
В определённом смысле это даже верно.
Мы видим, что Бог творит человека по Своему образу и подобию. Ева создана из Адама, создана для него, как второй он. Вторая ипостась человека. И последующие рождения людей - последовательны. Все из Адама. От человека рождается человек, а не лягушка. Как Отец Рождает Сына, Бог от Бога.

Но почему же тогда люди многие, а Бог один?
Ведь мы даже призваны Христом к единству: да будут все едино.

Но оказывается всё же разница есть. Люди не совсем как Бог.
В силу реального единосущия всех людей, Боговоплощение и Жертва Христа спасает всех. Всем человекам оправдание к жизни - говорит Апостол.
Однако же, все люди не обожились автоматически. Необходима Евхаристия. Приобщение ко Христу лично. К Его конкретной Плоти и Крови.

Тут мы переходим к ключику на мой взгляд к этой проблеме. К вопросу «индивидуальной природы».
Индивидуальной природы, как природы не существует. Но речь тут о том, что в ипостасях природа существует конкретным образом. И именно это делает людей фактически многими и в силу этой индивидуальности и невозможно автоматическое обожение всех, не смотря на реальное единосущие всех людей.

Кураев как раз пишет:
Вот три основные категории я попробую ввести: природа, индивидуальность, личность. Природа человека: каждый из нас является человеком. Это означает, что в каждом из нас есть некоторые специфические свойства, которые отличают нас от тех стульев, на которых мы сидим. Вот то, что отличает человека от животных, или от ангелов, от камней, стульев, это и есть человеческая природа, человеческая сущность. Но. Тем не менее, хотя все мы человеки, все мы разные. Вот индивидуальность, это то, чем мы отличаемся друг от друга. Что такое индивидуальность? Скажу такую формулу. Индивидуальность – это мера явленности природы в данном человеке. Можно сказать иначе. Каждый из нас индивидуален в той степени, в какой неполноценен.
Про неполноценность я не согласен.
Вот мужчина реально отличается от женщины. Но нельзя же сказать, что мужчина или женщина - неполноценный человек. Кем бы был тогда полноценный? Муже-женщина, горбато-прямой, блондино-брюнет и т.д. Совершенно бредовая картина.
Но факт есть. Люди отличаются друг от друга в природе. Не то, что у всех людей разная природа, но что отличия эти отличия из природы.
Из природы, а не из ипостаси.

Тут я приведу слова Феодора Абу Курры.
«Различные характеристические особенности, присутствующие в ипостаси каждого человека, потенциально созерцаются в человеке как таковом, а в Сократе и Платоне находятся действительно, таким образом, они относятся к природе через ипостась или от Сократа к человеку. Допустим, что Сократ горбонос или плешив. Тем самым мы скажем, что и человек во вторичном смысле горбонос и плешив. Поэтому и Сократ, как мы уже сказали, унаследовал от человека горбоносость и плешивость»

То есть различия эти между людьми, относятся к природе через ипостась, а не собственно выражают саму ипостась.
Ипостась - существование. Эти различия же - индивидуальность.
Мне и кажется, что этого и не хватает нашему богословию. Что понятие индивид часто всё ещё отождествляется с понятием ипостась. Лоссий, например, говорил о различии этих понятий и о том, что ипостась в принципе не сводится к природе.

И именно индивидуальность как раз то, что делает людей многими и различными.
Между Отцом и Сыном не найти индивидуальных различий. Сын реализует в Своей Ипостаси Божественную природу ровно также как Отец. А вот люди человеческую природу реализуют в своих ипостасях по-разному.
Сын имеет всю полноту Божественной природы и как Бог Сын ничем не отличается от Бога Отца. Ни в каком смысле нельзя сказать, что Сын - это другой Бог.
А вот Сократ это другой человек, чем Платон. В ипостаси Сократа чел. природа реализуется иначе, чем в ипостаси Платона. Сократ горбонос, а Платон плешив.

Если же ипостась мыслить исключительно как «частное от общего»/«единица природы» тогда горбоносость и плешивость и будет составлять определение ипостаси. Тут выйдет, что ипостась это «природа с акциденциями».
Сократ человек и горбонос. Вот и вся ипостась. В этом смысле ипостась мыслится как «единица природы».
В таком случае большой разницы между ипостасью и природой нет. Ипостась и природа почти одно и то же.
Но бытие конкретное существование не тоже, что особенности существования и не тоже, что природа.

Понятия ипостаси как «частное от общего»/«единица природы» верное, но верно оно лишь в приложении к определённым вещам. Это как в физике одно дело макро-мир, а другое мир квантовый.

Так три камня - действительно три единицы каменной природы.
Камень, кусок гранита - и есть ипостась.
Причём можно расколоть камень и прежняя ипостась исчезнет, а будет две новых ипостаси.
А вот отрубленная голова Павла - вполне отдельный объект - никакой своей особенной ипостаси не получает. Нет "ипостаси головы" Павла.
Итак, то, что верно сказать о камнях уже не верно говорить о человеке или даже кошке.
Так и о Боге говорится уже по-другому.

Кусок гранита и будет ипостась гранита. Но с человеком уже сложнее.
Хотя и верно будет сказать, что ипостась Павла это конкретная реализация чел.природы, конкретное существование чел.природы.
Однако по-православному следует уточнить, что
ипостась - конкретное существование, а вот конкретность этого существования, тем многое качества, которые и делают нас многими - это уже индивидуальность, то что как говори Абу Курра «относятся к природе через ипостась». Это делает нас многими. А в Троице конкретное существование Сына неотличимо по природе от конкретного существования Отца.
Каждый человек реализует чел. природу по-особенному. Один мужчина, другой женщина. Но Отец и Сын реализуют Божественную природу одинаково, равно.
Человек не может реализовать в своей ипостаси чел.природу так, чтобы в природе не отличаться от другого. Даже клон будет отличаться. Человек либо брюнет, либо блондин. И эти отличия относить следует к конкретному существованию природы, это индивидуальность, но говорить, что это и есть сущность ипостаси думаю не верно.
Личность, я, конкретный бытийствующий не должен сводиться к атрибутам и особенностям существования.
Конкретный существующий не тоже самое, что особенности его существования.
Кураев и пишет:
Природа отвечает на вопрос «что». Индивидуальность отвечает на вопрос «как». Личность отвечает на вопрос «кто».
Поэтому, хотя и верно говорить, что ипостась это природа с атрибутами, конкретное существование природы, всё же прежде всего понятие ипостаси для православного богословия это бытие, конкретное существование, а вот особенности - это уже далее, вторичное.
Просто понятие ипостаси широкое и многогранное. Это полезно, но и требует внимания в употреблении термина.

Поясню ещё, где я вижу проблему.
Монофизиство и несторианство. Обе ереси возникают как раз по этой теме.
Очень просто.
Так монофизиты/миафизиты мыслят:
  • Если ипостась есть единица природы, конкретная реализация природы, то коль скоро Ипостась Христа одна, то эта Ипостась и должна быть единицей, конкретной реализацией одной природы.
А православные снова упираются и снова предпочитают опыт языку. И говорят, да Христос один, одна Ипостась, но природы у Него две. Одна и та же Ипостась является ипостасью для каждой из природ. Одна ипостась даёт конкретное существование каждой из природ.
Хотя и нет естества, существующего без ипостаси, и не бывает сущности без лица, ибо и сущность, и естество усматриваются в ипостасях и лицах; однако же из этого не следует необходимо, что естества, соединенные друг с другом ипостасно, должны иметь — каждое особо — свою ипостась. В самом деле, естества, соединяющиеся в одну ипостась, могут и не быть безипостасными, и не иметь каждое особенной ипостаси, но оба естества могут иметь одну и ту же ипостась. Одна и та же ипостась Слова, став ипостасью обоих естеств, не допускает ни одному из них быть безипостасным, равно не позволяет им быть — разноиспостасными между собою; и не бывает она ипостасью то одного естества, то другого, но всегда пребывает ипостасью обоих естеств нераздельно и неразлучно. Ипостась не делится и не раздробляется на части, и не уделяет одной части своей тому естеству, а другой — другому, но всегда пребывает ипостасью того и другого естества нераздельно и всецело. Ибо плоть Бога Слова не получила бытия в своей особенной ипостаси и не стала ипостасью иною, по сравнению с ипостасью Бога Слова; но, в ней получив ипостась, стала, лучше сказать, принятою в ипостась Бога Слова, а не существующею самостоятельно, в своей особенной ипостаси. Потому она и не существует безипостасно, и не вводит в Троицу иной ипостаси

Несториане мыслят также, как монофизиты, только с другой стороны:
  • Если ипостась это единица природы, конкретная реализация природы, то коль скоро во Христе две природы, то должно быть две ипостаси, две конкретной реализации двух природ.
Несторианам православные отвечают тоже, что монофизтам.
У несториан просто нет понятия ипостаси, у них понятие кномы. Кнома это и есть так конкретность существования. Христос конкретный человек, значит если есть конкретность - есть кнома.
Как пишут сами чада АЦВ:
7. Что имеет в виду Церковь Востока, говоря о двух кномах (ипостасях) Христа?

Ипостась или кнома в Церкви Востока понимается так, как понимали ранние отцы Церкви, то есть как конкретное осуществление, реализация природы. "Человечество" - это общее, "человек" - конкретное; "Бог" - общее, "Бог Слово" - конкретное. Когда говорится, что Бог Слово воплотился и стал человеком, невозможно не подразумевать две кномы, так же, как при этом неизбежно подразумеваются две природы.
По сути кнома - это конкретная единица природы, то самое "частное от общего", но ипостась к этому не сводится.
Христос конкретный человек. Конкретность человеческой природы Христа различается от конкретного бытия Его Божественной природы. Вот и две кномы.
Православие же говорит, что одна и та же Ипостась воиспостазирует обе природы.
Таким образом кнома - это не ипостась, а лучше сказать...
ипостась это воиспостазирующее.
природа воиспотазируемое.
А кнома - воипостазированное.

По сути кнома это определение индивидуальности.
Интересно, что несториане и моно/миа-физиты решают проблему соотнесения своих христологий с фактами Откровения своеобразно.
Монофизиты (не крайние конечно) признавая две природы, ведь верят же, что Христос Бог и человек, вводит конструкт «Единая природа». Им она нужна, чтобы их понимание ипостаси точно соответствовало результату. Если ипостась лишь единица природы, то ипостась Христа должна быть единицей какой-то одной природы. Но природ две, вот они и придумывают «Единую природу», которая и была бы той природой, единицей которой была бы Ипостась Христа.
Несториане делают точно также. И осознавая, что Христос тождественен Сам Себе, чтобы соединить две кномы и не разрушить самотождество Христа (даже сам Несторий говорит, что ни в каких двух сынов не верит) вводят свой конструкт «Лицо единения». И оно играет ту же роль заплатки, что «Единая природа» у миафизитов.

В сравнении можно хорошо увидеть, как по разному смещаются акценты в выборе значений понятий ипостасть у православных с одной стороны и у миафизитов и несториан с другой.

для православных кнома синоним атомона. А у ассирийцев кнома играет роль ипостаси. Поэтому они и говорят две кномы - одна кнома из трёх кном Троицы и одна кнома человеческой природы. Православные то вряд ли скажут, что Троица три атомона.
Индивид/кнома - это только нумерическая особость той или иной природы, с ей особыми свойствами. Пётр кучерявый, Павел лысый. Лошадь в яблоках, лошадь чёрная.
Ипостась (разумная) - тот, кто существует.
Индивид, кнома, атомон - то как существует в конкретике природы.
В самом деле Христос конкретный человек, Он отличается природными свойствами и ростом и весом и чертами лица и характером от Петра и Павла. И тем более нельзя сказать, что конкретный человек это то же самое, что "конкретный Бог".
В Ипостаси Логоса конкретика Божественной природы и конкретика человеческой природы - разные, это не одно и тоже.
Один и Тот же Логос является Богом и человеком. Но быть Богом и быть человеком не одно и тоже.
А в Троице вообще нет ни у Сына, ни у Отца, ни у Духа нетождественных свойств. Конкретная природа Божества в Ипостаси Сына - та же самая абсолютно, что конкретная природа в Ипостаси Отца. Рождение и Исхождения это не свойства даже, а отношения. Дамаскин сам пишет, что Рождение Сына от Отца можно познать не больше, чем причину от причины.
Итак, Отец, Сын и Дух представляют одного и того же индивида. Дамаскин верно указывает на тождество Ипостасей по всем свойствам.

Итак для православия ипостась прежде всего конкретное существование. Это первый и главный смысл. А то как это существование реализуется, это уже к индивидуальности.
Так православные и о чел.природе говорят, что строго то говоря у человека две природы.
На деле же Кирилл говорил об ипостаси.
"И то, что люди составлены из двух природ, вовсе не делает одного человека двумя, но одним человеком по причине его состава, как я сказал, из души и тела."
И Дамаскин пишет:
"Хотя мы и говорим, что в человеке — одно естество, но должно знать, что мы говорим так, не обращая внимания на определение души и тела. Ибо если сравнить душу и тело между собою, то нельзя сказать, что они — одного естества. Но так как, хотя и очень много человеческих личностей, однако все они получают одно определение своей природы, ибо все состоят из души и тела, все получили естество души и имеют телесную сущность и одинаковую наружность, — то мы и говорим, что естество весьма многих и различных личностей — одно, — между тем как каждая личность собственно имеет два естества и состоит в двух естествах, — я разумею естества души и тела."

"Если же и говорится иногда, что человек — из одного естества, то в таком случае название естества берется вместо названия вида. Например, когда говорим: человек не отличается от человека никакою разностью естества, но так как все люди имеют совершенно одинаковый состав, будучи сложены из души и тела, так что каждый обладает двумя естествами, — то все подводятся под одно определение."

"Выражение: едино, в отношении к родовому понятию человека означает совсем не то же самое, что оно означает в отношении к сущности души и тела. В самом деле, в отношении к родовому понятию человека слово: одно, указывает на то, что во всех людях совершенно сходно. В отношении же к сущности души и тела выражение одно разрушает самое бытие их, доводя их до совершенного уничтожения, потому что или одно превратится в сущность другого, или из обоих произойдет нечто иное и оба они изменятся, — или же, пребывая в своих собственных пределах, они останутся двумя естествами, так как, в отношении сущности, тело не одно и то же по сравнению с тем, что бестелесно.
...
Каждый в отдельности человек, состоя из двух естеств — из души и тела — и имея их в себе в неизменном виде, справедливо может называться (состоящим из) двух естеств, ибо и после соединения (души и тела) сохраняет естественное свойство каждого из них. ... Итак, душа и тело — не одной сущности.
   ...Следовательно, человек — по норме своего определения — состоит не из одного естества.
    Если же и говорится иногда, что человек — из одного естества, то в таком случае название естества берется вместо названия вида. Например, когда говорим: человек не отличается от человека никакою разностью естества, но так как все люди имеют совершенно одинаковый состав, будучи сложены из души и тела, так что каждый обладает двумя естествами, — то все подводятся под одно определение."


Итак, если у человека одна ипостась, а природ по факту две, то ипостась уж нельзя помыслить только как единицу природы, ипостась уже не связать с природой, как лишь конкретную реализацию природы. Ипостась конкретное существование и ипостась даёт конкретное бытие природе, и одной природе и двум природам.

Таким образом ипостась понятие очень сложное, многогранное и употребляется по-разному.
И во всех случаях православные исходят из примата опыта, фактов Откровения и наблюдаемой реальности.
И Кураев это как раз замечает:
Индивидуальная черта всегда повторима. Индивидуальность – это не личность. Любая индивидуальность повторяема. И напротив, если мы видим в некоем человеке какую-то черточку, которая повторяется в другом, значит, это не личностная черта, а индивидуальная. А что такое личность? А личность – это тот субъект, то «я», которое владеет всеми этими черточками. То есть я говорю так. Природа отвечает на вопрос «что». Индивидуальность отвечает на вопрос «как». Личность отвечает на вопрос «кто». Смотрите. Вот бумажка у меня в руках. Поставим вопрос. Что держит бумажку? Ответ какой будет? Рука. Ставим вопрос: кто держит бумажку? Ответ какой будет? Можно ответить – «палец» на этот вопрос? Нет. Нужно назвать имя. Или личное местоимение. Так вот. Личность – выше всех качеств. Личность владеет качествами.
...
Божественная Личность тоже возвышается над Божественной природой и владеет Ею и проявляет Себя так, иначе, этим образом или иным. Поэтому в православном богословии Личность Бога первична по отношению к Божественной природе. Эта первичность великолепно выражена словами Григория Богослова. Это очень сложная формула, она звучит очень кратко, но она сложная. Звучит она так: не Сущий из сущего, но сущее из Сущего. Перевожу на русский язык. Не тот, Кто есть, т.е. Иегова, из того, что есть; не Личность Бога-Отца из субстанции, но то, что есть, т.е. субстанция безличностная, из Того, Кто есть. Вот философская проблема, которая за этим стоит. Что первично в нашем мире? Личность, или безличная субстанция?
...
То же самое происходит в филиокве. Оказывается, свойство, ипостасное свойство быть причиной Духа есть у Отца, а также есть у Сына, но его нет у Духа. Личностные свойства, это только те свойства, которые есть у одной ипостаси, но их нет у двух других. Только тогда это личное имя, даже не свойство, а имя. Имя, по котрому мы различаем одну Ипостась от другой. Но это не характеристика, как пишется на выпускника школы, мы не можем вам сказать качественную характеристику – вот вам «портрет» Отца, «характеристика» на Сына, а вот вам «рекомендация» на Духа Святого! Не можем мы такого сделать! Нет ничего такого у Сына, чего бы не было бы у Отца и у любого из Лиц Троицы, иначе мы с вами получаем трех разных богов. Как в этом зале сидят множество отдельных людей. Индивидуальностей. Так вот, поэтому, признавая филиокве, тем самым разбиваем Троицу. Появляется свойство: быть причиной Духа, которое есть у двух Ипостасей и нет у третьей. Но если оно есть у двух, значит это не природное свойство и не Ипостасное. Какое? Индивидуальное. Троица разбита.

Сведение ипостаси к природе так или иначе мешает нам состыковать формальные определения с фактами Откровения.
Власть в богословии принадлежит опыту Откровения, опыту, фактам должно быть подчинено всё богословие. Иначе определения, язык будут диктовать нам догматы и тут будет уже три бога, "единая природа", "лицо единения", "ипостась павловой головы" и прочие несуразности.

Очень сложная тема. Я даже не берусь утверждать, что я такой умный и вот отредактировал богословие до идеала, не идиот и не ересиарх. Но вот поделился с вами, братья, парой мыслей на этот счёт.
 
католик
Ересь исповедовать, что Дух святой исходит и от Сына.
И от Сына не сказано, сказано «от Отца и Сына исходит».
В восточной традиции принято говорить «от Отца исходит» и подразумевается «через Сына», хоть через Сына и не говорится.

От Отца исходит, отражает природу первопричины Отца. В этом плане Отец более Сына.
ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28) -- Более - в своей безначальной непостижимости.
О чем мы тут и разговаривали, о Боге, который мог бы и не творить и тогда Он становится для нас непостижим (немыслим, трансцедентен), но все равно Он для нас остается тем же Отцом.

От Отца и Сына исходит также подразумевает, что как Отец Единородного Сына, Он вместе с Ним составляет ЕДИНое начало, от которого исходит Святой Дух.
Я и Отец - Одно. (Ин.10:30) -- Троица Единосущная и Нераздельная.

Нету тут никакой ереси, уважаемый Сергий_

Стоило ли в свое время добавлять Filioque, - поздно говорить. Ребенок родился. И не принимать и Сына - недопустимо.
 
католик
Главное понимание ипостаси - это бытие.
Вот это действительно главное. Личность -- характеризуема бытием. У нас человеков бытие одно земное, поэтому личность одна. Бог же - на Небесах Отец и Вочеловечившийся Сын и Дух исходящий. Не то что бы это три раздельных бытия, но пока для нас доступно одно - человеческое, отстальные как бы отфильтрованы земной природой.
 
Православный христианин
И от Сына не сказано, сказано «от Отца и Сына исходит».
В восточной традиции принято говорить «от Отца исходит» и подразумевается «через Сына», хоть через Сына и не говорится.

От Отца исходит, отражает природу первопричины Отца. В этом плане Отец более Сына.
ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28) -- Более - в своей безначальной непостижимости.
О чем мы тут и разговаривали, о Боге, который мог бы и не творить и тогда Он становится для нас непостижим (немыслим, трансцедентен), но все равно Он для нас остается тем же Отцом.

От Отца и Сына исходит также подразумевает, что как Отец Единородного Сына, Он вместе с Ним составляет ЕДИНое начало, от которого исходит Святой Дух.
Я и Отец - Одно. (Ин.10:30) -- Троица Единосущная и Нераздельная.

Нету тут никакой ереси, уважаемый Сергий_

Стоило ли в свое время добавлять Filioque, - поздно говорить. Ребенок родился. И не принимать и Сына - недопустимо.

Вы противоречите словам Господа нашего Иисуса Христа!!!

В Евангелии от Иоанна (15:26) Господь Иисус Христос утверждает: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». Это главное положение об «исхождении» Святого Духа во всем Новом Завете, и в нем ясно сказано: Он «от Отца исходит».

Добавить нужно!
Согласно:
1. 4 ВС
2. 5 ВС
3. 6 ВС
4. 7 ВС

Запрещено изменять Символ Веры:
«…Мы не допускаем ни себе, ни кому бы то ни было другому изменить хотя бы одно слово (λεξιν) в Символе веры или выпустить хотя бы один слог (σνλλαβην), помня сказавшего: Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои (Притч. 22, 28). Ибо говорили не они, а Сам Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд и Сыну в смысле сущности…».

А кто, не исполняет решения ВС, является еретиком, предается анафеме и автоматически исключает себя из общества верных!!!
 
Крещён в Православии
Превосходная статья!
Мне тоже нравится читать А. Кураева, и нравится простота изложения в этой статье.

Это, скорее всего, конспект лекции Андрея Кураева. Либо стенограмма его выступления. Есть аудиозапись этой лекции.
 
Крещён в Православии
И от Сына не сказано, сказано «от Отца и Сына исходит»
Юрий, скажите, в чем, на Ваш взгляд, разница между двумя понятиями "от Отца и Сына исходит" и "от Отца и от Сына исходит"?

Как эти два понятия могут различаться в вероучительном понимании. Другими словами, какие логические последствия могут наступить в каждом из случаев, следуя чему-то одному (ведь для католиков одно из понятий, как я понимаю, неверно). Чисто гипотетически, поскольку для православных христиан оба понятия звучат непривычно.

В чем Вы, как католик, видите разницу между двумя этими понятиями?
 
католик
Юрий, скажите, в чем, на Ваш взгляд, разница между двумя понятиями "от Отца и Сына исходит" и "от Отца и от Сына исходит"?
Как эти два понятия могут различаться в вероучительном понимании. Другими словами, какие логические последствия могут наступить в каждом из случаев, следуя чему-то одному (ведь для католиков одно из понятий, как я понимаю, неверно). Чисто гипотетически, поскольку для православных христиан оба понятия звучат непривычно.
В чем Вы, как католик, видите разницу между двумя этими понятиями?
Существенной разницы нет, в обеих случаях правильно, но есть нюансы. Чтобы сберечь форму, и от Сына не говорится, дабы не уравнивать Сына с Отцом как первопричину всего сущего.
ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28)
В то же время и Сына указывает на исхождение Духа от Сына, или через Сына (что по сути одно и то же), в их единосущном общении Пресвятой Троицы. Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына как от единого начала и единым дыханием.
Т. е. латинская традиция как бы сопоставляет одно и другое, - и первопричину, где отец "более Сына", и Троицу, где "Отец и Сын Одно".

Можно не произносить и Сына, придерживаясь Восточной традиции, но отрицать исхождение Святого Духа от Сына недопустимо. В первую очередь принимая во внимание Святое Евангелие:

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. (Ин.15:26)

Разве Дух Святой, который от Отца исходит, не Сыном посылаемый. А если Сыном посылаемый, значит и от Сына.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (Ин. 20:22)

В этом случае даже без упоминания Отца, само дыхание Сына знаменует Духа Святого.

При всем том, что Дух Святой может исходить и Сам от Себя. Молимся же мы:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны

Ибо: Дух дышит, где хочет (Ин.3:8)

Так что нету ничего несуразного в том, что Дух исходит от Сына, как и в том, что сам Сын зачат от Духа Святого.

не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мт.1:20)

Вот и подумайте теперь, Павел, кто как понимает Троицу. А понимание просто, - в Троице нету того, кто более, но все Трое Одно.
 
Крещён в Православии
Существенной разницы нет, в обеих случаях правильно, но есть нюансы. Чтобы сберечь форму, и от Сына не говорится, дабы не уравнивать Сына с Отцом как первопричину всего сущего.
ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28)
В то же время и Сына указывает на исхождение Духа от Сына, или через Сына (что по сути одно и то же), в их единосущном общении Пресвятой Троицы. Святой Дух вечно исходит от Отца и Сына как от единого начала и единым дыханием.
Т. е. латинская традиция как бы сопоставляет одно и другое, - и первопричину, где отец "более Сына", и Троицу, где "Отец и Сын Одно".

Можно не произносить и Сына, придерживаясь Восточной традиции, но отрицать исхождение Святого Духа от Сына недопустимо. В первую очередь принимая во внимание Святое Евангелие:

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. (Ин.15:26)

Разве Дух Святой, который от Отца исходит, не Сыном посылаемый. А если Сыном посылаемый, значит и от Сына.

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. (Ин. 20:22)

В этом случае даже без упоминания Отца, само дыхание Сына знаменует Духа Святого.

При всем том, что Дух Святой может исходить и Сам от Себя. Молимся же мы:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны

Ибо: Дух дышит, где хочет (Ин.3:8)

Так что нету ничего несуразного в том, что Дух исходит от Сына, как и в том, что сам Сын зачат от Духа Святого.

не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Мт.1:20)

Вот и подумайте теперь, Павел, кто как понимает Троицу. А понимание просто, - в Троице нету того, кто более, но все Трое Одно.
Куда исходит Святой Дух от Сына?

Православие исповедует, что Святой Дух (речь об Ипостаси), исходит от Отца и останавливается в Сыне, то есть Ипостась Святого Духа всегда пребывает в Ипостаси Сына и никуда уже не исходит.
 
католик
Куда исходит Святой Дух от Сына?

Православие исповедует, что Святой Дух (речь об Ипостаси), исходит от Отца и останавливается в Сыне, то есть Ипостась Святого Духа всегда пребывает в Ипостаси Сына и никуда уже не исходит.
К нам.
Тем, кто верует в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
 
Православный христианин
К нам.
Тем, кто верует в Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Повторим для тех, кто в танке?:D

Святитель Иоанн Златоуст

Беседа о Святом Духе

«…Итак, когда Господь говорит: «пошлю вам Святого Духа», то это значит: «дар Духа». И чтобы вы поняли, что посылается дар, а что Дух не посылается, Спаситель говорит апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49) и получите силу сошедшего на вас Святого Духа»…

Божество не изливается, но – дар. Поэтому, чтобы было доказано, что изливающееся – не Дух Святой, а благодать Божественного Духа, Давид говорит Христу: «благодать излилась из уст Твоих» («излияся благодать во устнах Твоих») (Псал. 44:3). Изливается благодать, а не дарующий благодать. Итак, если возвещается одинаковая честь и если разъяснено выражение: «от Себя», равно как и другое: «от Моего примет» истолковано в смысле заимствования как бы из источника, то еретики да не имеют места или лазейки, чтобы тайно провести через нее свое нечестье…».

Божество не изливается, но – дар...

...то еретики да не имеют места или лазейки, чтобы тайно провести через нее свое нечестье…».
 
Petropolis
Крещён в Православии
Повторим для тех, кто в танке?:D

Святитель Иоанн Златоуст

Беседа о Святом Духе

«…Итак, когда Господь говорит: «пошлю вам Святого Духа», то это значит: «дар Духа». И чтобы вы поняли, что посылается дар, а что Дух не посылается, Спаситель говорит апостолам: «Вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24:49) и получите силу сошедшего на вас Святого Духа»…

Божество не изливается, но – дар. Поэтому, чтобы было доказано, что изливающееся – не Дух Святой, а благодать Божественного Духа, Давид говорит Христу: «благодать излилась из уст Твоих» («излияся благодать во устнах Твоих») (Псал. 44:3). Изливается благодать, а не дарующий благодать. Итак, если возвещается одинаковая честь и если разъяснено выражение: «от Себя», равно как и другое: «от Моего примет» истолковано в смысле заимствования как бы из источника, то еретики да не имеют места или лазейки, чтобы тайно провести через нее свое нечестье…».

Не буду Сергей оспаривать саму суть работы , замечу только по авторству . Во всех серьезных изданиях ( да и на Азбуке Вере-сайте) куда Вы сделали ссылку - (посмотрите на верх вы увидите Латинское слово " Spuria" - что значить , что творение приписывается к св.Иоанну Златоусту , но Он сам этого не писал.

Кстати на Азбуке отдельно выделены "сомнительные " работы авторство, которых приписывается св. Иоанну Златоусту . - https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/Spuria/
 
Православный христианин
Не буду Сергей оспаривать саму суть работы , замечу только по авторству . Во всех серьезных изданиях ( да и на Азбуке Вере-сайте) куда Вы сделали ссылку - (посмотрите на верх вы увидите Латинское слово " Spuria" - что значить , что творение приписывается к св.Иоанну Златоусту , но Он сам этого не писал.

Кстати на Азбуке отдельно выделены "сомнительные " работы авторство, которых приписывается св. Иоанну Златоусту . - https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/Spuria/

ВЫ смотрите на слова.:(
А они, что сомнительные???:cool:
Даже если это написал и не Иоанн Златоуст.

«…Почему удивляюсь я тем, немалочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде вступления в чадство Ему, не трепещут богословствовать и беседовать о Боге. Когда слышу, как многие, не понимая божеских вещей, философствуют о них и, будучи исполнены грехов, богословствуют о Боге и обо всем Его касающемся, – без благодати Св. Духа, дающаго смысл и разум; трепещет, ужасается и некоторым образом из себя выходит дух мой, помышляя, что, тогда как Божество для всех непостижимо, мы, не знающие ни самих себя, ни того, что пред очами нашими, с дерзостию и безстрашием Божиим приступаем философствовать о том, что непостижимо для нас, особенно будучи пусты от благодати Св. Духа, просвещающаго и научающаго всему

… Между тем ты, желающий богословствовать именно таким образом, веруй от всей души в Бога единаго, Который не получил бытия от другаго кого, потому что прежде Его не было ничего, ни сам Себя не сотворил, как думали некоторые крайне несмысленные, потому что невозможно тому, что не существует, произойти от себя самого. Веруй в Бога единаго в трех ипостасях, Отца, Сына и Св. Духа, Который безначально был прежде всех веков, всегда есть и будет присно во веки веков. Кто православствует и истинномудрствует, тот не может сказать об ипостасном и триипостасном Боге, что Он не ипостасен, т. е. без ипостасей есть. Но будучи и оттого, что в себе самом видит, научаем, и оттого, что выше его, вразумляем чтит поклонением и славит едино Божество в трех единосущных лицах. Ибо кто не омрачил и не разстроил в себе страстями еже по образу, дарованное ему Богом, тот во первых знает и понимает себя самого, именно, что от Бога Творца получил душу живую и ипостасную, и что она в нем тречастна, т. е. душа, ум и слово, и таким образом от себя самого заключая, умом своим мудрым и светлым домышляется и о том, что касается Бога. Кроме того и от Духа Святаго, свыше просвещающаго, просвещается он и научается, что Бог Отец все из несущаго создавший Словом своим и силою Духа своего содержащий, безвременно и безначально раждает единосущнаго Ему и от Него нимало не отделяющагося Сына своего, вместе с коим исходит и Дух Святый, который есть единосущен с Сыном из единосущнаго Отца. Таким образом добре мудрствуя и исповедуя о Боге, показывает он, что воистину есть по образу создавшаго его Бога, поколику имеет душу разумную, мысленную и безсмертную, одаренную умом и словом. Кто же не мудрствует таким образом, тот наверное обличает себя самого, что безумен и безсловесен, т. е. не имеет ни ума, ни слова. Ибо если он отступается от исповедания божеских тех особностей, то по каким другим характерам будет он по образу создавшаго его Бога? Если же исповедует и утверждает, что эти три – душа, ум и слово, есть в нем, Творца же своего Бога безсловесно и безумно лишает того, что мы сказали о Нем, то, мне кажется, он в таком случае ничем не разнится от язычника и идолопоклонника. Я же верую, что как душа не была и не есть прежде ума, ни ум прежде слова, рождающагося от него, но в один момент все три имеют бытие от Бога, и ум раждает слово, и чрез него изводит и являет вне желание души: таким же образом и Бог Отец не был прежде Сына и Духа Святаго, но как ум есть в душе и имеет близ себя слово, так и Бог Отец есть во всем Святом Духе, и имеет в себе всего Бога Слово, рожденнаго из Него. И как невозможно в человеке быть слову или уму без души, так невозможно полагать Сына со Отцем без Святаго Духа. Ибо как возможно Богу живому быть без жизни? Дух же Святый есть жизнь.
Итак, надлежит тебе исповедывать о Боге Отце, что Он раждает Сына, но не был прежде Сына; и о Сыне, что Он раждается от Отца, но не так, чтоб проявился после Отца; и о Духе Святом, что Он исходит от Отца, но и сам есть совечен и единосущен Отцу и Сыну. И покланяйся всему Духу Св. во всем собезначальном Отце, и всему Отцу во всем совечном Сыне, и всему Сыну во всем единосущном Духе, единому, триипостасному, совечному и сосущному, нераздельному и неслиянному существу и естеству, как единому началу всего сущаго и единому Богу, Творцу всяческих, – да научишься познанию того, что выше тебя от того, что есть в тебе самом, и не забываешь образа, какой сподобился ты получить от Бога…».

Симеон Новый Богослов
 
Petropolis
Крещён в Православии
Крещён в Православии
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26).
Разве Дух Святой, который от Отца исходит, не Сыном посылаемый. А если Сыном посылаемый, значит и от Сына
...Дух Святой может исходить и Сам от Себя...
В связи с вышеизложенным Вами, у меня снова возникают вопросы; получается, что Дух Святой исходит:

от Отца;
от Сына;
от Святого Духа.

Юрий, скажите, эти три "исхождения" Духа Святого как-нибудь различаются? Ну, например, исхождение Духа Святого от Отца, в чем-то не такое, как "исхождение" Духа Святого от Сына; а "исхождение" Духа Святого от Сына, в чем-то, отличается от "исхождения" Духа Святого от Духа Святого? Отличается ли "исхождение" Духа Святого от Духа Святого от исхождения Духа Святого от Отца?

Эти два последних "исхождения" Духа Святого (от Сына; от Духа Святого) тождественны ли исхождению Духа Святого от Отца?
 
Последнее редактирование:

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
И от Сына не сказано, сказано «от Отца и Сына исходит».
В восточной традиции принято говорить «от Отца исходит» и подразумевается «через Сына», хоть через Сына и не говорится.
«через Сына» говорится о том, как Дух Святой к нам приходит.
Христос говорит, что Духа пошлёт Отец, и тут же говорит, что Духа пошёл Он Сам.
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое
Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит

Дух посылается и Отцом и Сыном.
Более того, Утешитель не может к нам прийти без Сына. Приход Сына и возвращение Сына к Отцу условие прихода Духа.
лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам
Поэтому мы и говорим, что Дух Святой приходит к нам «через Сына». Сначала Крещение, потом Миропомазание. Сначала Вознесение, потом Сошествие Духа Святого.
Поэтому и говорим «через Сына», ибо иначе как через Сына мы не получили бы Духа.
Но это касается отношений Бога с нами, а не внутренних отношений Троицы.
Так отцы говорят:
нужно понимать тех, которые через Сына имеют доступ к Отцу и которые прежде были в возмущении против Бога, а потом начали чувствовать Его в себе.
...
Всякий отвергающий Сына не имеет ни Отца, ни Сына, потому что иначе чем через Сына не идут к Отцу; и кроме как через Отца не идут к Сыну.
...
Как через Сына Божия, который есть Слово или Разум, все разумное приобрело сущность, чтобы существовать, так же через Него спасение всех их было осуществлено.
...
жизнь христиан вся протекает в Святой Троице “от Отца, через Сына во Святом Духе”.

И т.п.
И никогда на моей памяти отцы не вели речь о том, что внутри Троицы Дух исходит через Сына. Нет такого, не сказано, не дано в Откровении.

Единственный случай, когда в отношении внутреннего бытия Триединого отцы связывают Сына и Духа, так это как вот тут у Дамаскина:
Для Слова должно быть и дыхание; ибо и наше слово не без дыхания. Но наше дыхание отлично от нашего существа: оно есть вдыхание и выдыхание воздуха, втягиваемого и выдыхаемого для существования тела. При произношении слова оно делается звуком, обнаруживающим собою силу слова. И в Божием естестве, простом и несложном, должно благочестно исповедывать бытие Духа Божия, потому что Слово Его не есть недостаточнее нашего слова; но было бы нечестием думать, что в Боге Дух есть нечто отвне привходящее, как это бывает в нас, существах сложных. Напротив, как слыша о Слове Божием, не признаем Его безипостасным или таким, которое приобретается учением, произносится голосом, разливается в воздухе и исчезает, но таким, которое ипостасно существует, имеет свободную волю, — деятельно и всесильно: так, узнав, что Дух Божий сопутствует Слову и проявляет Его действие, мы не почитаем Его дыханием неипостасным;
В этом же смысле следует скорее сказать, что Слово через Духа.

Так что «через Сына» не о внутреннем Бытии Троицы говорится.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
От Отца исходит, отражает природу первопричины Отца. В этом плане Отец более Сына.
ибо Отец Мой более Меня. (Ин.14:28) -- Более - в своей безначальной непостижимости.
Отцы прежде говорят, что Христос нисходит к их немощи и утешает, как бы говоря: если вы и печалитесь обо мне, не понимая ещё до конца Кто Я, но Отца Моего, почитаете Всесильным. Если уж обо Мне боитесь, то Отца почитаете Всесильным и можете быть спокойны, на Него то можете положиться и не бояться.
Ну а после лишь уже, отцы говорят, что Отец более Сына как Родитель. Отец причина Сына, поэтому только и более Сына.
Но как я уже говорил, у Троицы нет причины.

От Отца и Сына исходит
также подразумевает, что как Отец Единородного Сына, Он вместе с Ним составляет ЕДИНое начало, от которого исходит Святой Дух.
В таком случае Сын также будет причиной Духа и Сын будет более Духа.
Но вот нигде отцы не писали, чтобы Сын был виновником Духа.
Так что "единое начало" вы, католики, просто придумали.
Это такой же не нужный конструкт, как "единая природа" миафизитов или "Лицо единения" у АЦВ.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Так что "единое начало" вы, католики, просто придумали.
Более того, в прямом смысле виновником Духа тогда будет не Отец, и ни Сын, а некое "единое начало".
Получается, что в Троице причиной Духа является ни Отец и ни Сын, а иной источник, некое "единое начало".
Получается, что причиной Духа является некая четвёртая Сила, даже наоборот, Дух является Четвёртым.
Наконец причиной Духа мыслится даже не Ипостась, а "союз Отца и Сына". Таким образом Дух не ипостасного "происхождения". Дух не от Ипостаси, а от "союза" Ипостасей. Двоица причина Духа, получается.
Тогда выходит, что Двоица причина Троицы.
Но мы не слышали, чтобы Отец и Сын вместе как Единосущный Бог изводили Духа.
Зато знаем, что Отец и Сын вместе творят.
Если же Дух от "союза" Ипостасей, от Отца и Сына, то по всей видимости это будет означать, что Дух - тварен.
Какой же Он тогда Бог? В лучшем случает сотворённый Бог, подобосущный, как у Ария.
Единственный вариант, когда двое рождают третьего - это половое размножение. Но разве же Отец это муж, а Сын это жена? Нет у Аллаха супруги, чтобы был у него ребёнок.:D
Неужели католики покорились перед критикой Троицы Кораном?
Как далеки коранические представления о христианской Троице, то также филиокве отдаляется от единобожия.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Можно не произносить и Сына, придерживаясь Восточной традиции, но отрицать исхождение Святого Духа от Сына недопустимо.
Это кстати есть лукавство. Католики таким образом обманывают униатов. Говорят им "можно не произносить", но де всё равно подразумевается.
Что за чехарда? Почему это догмат "можно не произносить"? То есть вместо веры в исхождение Духа от Отца и Сына озвучивать лишь исхождение Духа от Отца? Ради чего умалчивать? Как так вообще вместо одного догмата произносить другой?
Так что либо:
• "От Отца" и "от Отца и Сына" - одно и то же.​
Но так не годится. Так без слова "единосущный" кошерно и арианство. Для того Святая Церковь и дала уточнение. Скажут ли католики, что и "Единосущный" можно не говорить?
• Либо это умолчание преследует только цель унии, и медленно, но верно внушить униатам католическую веру.​
Но это введение в заблуждение, ведь униатам говорят, что их, допустим православный Символ Веры верен на 100%, а оказывается совсем не верен и нужно католическое понимание.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Можно не произносить и Сына, придерживаясь Восточной традиции, но отрицать исхождение Святого Духа от Сына недопустимо.
Нельзя придерживаться Восточной Традиции и быть католиком. Потому, что Восточная Традиция как раз таки отрицает исхождение Духа от Сына.
Вы же сами говорите, что такое недопустимо для КЦ.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Куда исходит Святой Дух от Сына?
К нам.
Где мы а где Троица?!!!
Троица независима от тварного мира. Исхождение Духа от Отца никак не зависит от того существуем мы или нет.
Сын посылает Духа на сотворённых людей. Причём же тут предвечное Исхождение Духа?
Это принципиально разные вещи: Бытие Бога в Себе Самом и Его отношения с тварным миром.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху