Про заблуждения католиков есть небольшая статья А. Кураева.
О!!!
Превосходная статья! За что всегда любил Кураева, так за то, что он умеет в сжатом тексте раскрыть сразу много вопросов.
Статья просто превосходная. Кураев правильно ставит вопросы. В целом статья вышла в духе "Православие против...". Из этой статьи можно увидеть, чем православие так отличается от всех других концепций, вообще всех. Статья про основные понятия и то как ими пользоваться.
Я прокомментирую. У меня есть что сказать.
Прежде чем идти дальше, несколько слов о терминах. Что означает слово «ипостась»? Чисто этимологически? История слова? Дохристианская история не знает слова, которое бы соответствовало современному понятию слова «личность». Те слова, которыми обозначался человек, отдельный, индивидуальный человек, в греческом и латинском языках дохристианских имели совершенно другой смысл. Например, слово ипостась. (На русский буквально – «подлежащее»). Скажем, в септуагинте «ипостась» означает фундамент, основание храма. Под ипостасью имеется в виду некое конкретное существование. О чем идет речь. Аристотель описывает эти понятия. У него два очень важных термина. Природа – как таковая. Вот есть стулья. Сто стульев стоит в этом зале. Вот есть некая природа стула. То, благодаря чему мы этот предмет называем стулом. А вот есть отличия. Что отличает один стул от другого. Вот он поцарапан. Что-то нарисовано… Вот это будет ипостась этого стула. То есть некоторые черты, по которым этот стул можно отличить от его соседа. Дальше. Слово «ипостась» имеет отношение к такой философской проблеме. Часть и целое. Возьмем котенка. Котенок состоит из частей? И да, и нет. Смотрите в чем проблема. Берем котенка за ухо. Ухо, это котенок? Хвостик, это котенок? Усики его сами по себе? Представьте, что взяли котенка, разобрали его на запчасти, все лежит у нас на столе. Берем каждую часть по отдельности, говорим. Котенок? Нет. Котенок? Нет. А где котенок? Если ни в одной из частей котенка нет. Вот это есть проблема части и целого. Целое вроде бы состоит из частей, и в то же время, взяли все части, сгребли в одну кучу – все части на месте – не мяукает. Почему? Значит, целое есть не просто совокупность частей. Целое есть что-то неуловимое. Что в руки взять нельзя, но что оформляет, одушевляет все эти части в некое единство. Вот это тоже один из смыслов аристотелевского понимания ипостаси. Вновь повторим. Греческий язык применяет слово «ипостась» в качестве подставки, фундамента и т.д. Поэтому у котенка есть ипостась. У этого стула есть ипостась. У любого сложного тела есть ипостась, которая оформляет все его части, берет, собирает, некая идея вещи, которая держит все это.
Было в греческом языке еще другое слово. Просопон. Приставка «прос» – «через» или «к». «оп» – корень – «видеть», оптика. Буквально означало «маска». Маска актера античного театра. Просопон означает маска, личина. Это то, благодаря чему один человек отличается от другого человека. Физиономия его, грубо говоря. Просопон. Это очень важно понять. Гомер, например, пишет так: когда Ахилл смеялся, он устрашал врагов своими просопонами. В русском переводе «зраками». Гримассами. Это то, по чему одного человека можно отличить от другого. Просопон.
А в латинском языке были свои слова. Индивидуум. Это точная калька греческого слова «атомон» – атом. Неделимый. Вот котенок – неделимый, потому что разделить котенка немыслимо. Стул – тоже. Потому что если вы стул разберете на части, стула не будет. Было слово «субстанция» – точная калька слова «ипостась». И, наконец, слово «персона». По русски переводили «парсуна». В 17 веке. Это тоже маска. Только какой здесь корень? Сонум. Звук. Через – сонум – звук. Дело в том. что в античном театре маска выполняла роль резонатора, она усиливала звук. И поэтому тоже называлась персона. Звучащая через. Через маску звучал голос. Это важно понять.
Итак, когда настала пора христианству в привычном языке выражать свою тайну, тайну личности, восток и запад сделали разные выборы. Восточнохристианские мыслители для обозначения личности избрали термин «ипостась». Западные писатели – избрали термин «персона». Или «просопон». И это была огромная разница. В 20 веке написал Лев Карсавин. «Мне – говорит – искренне жаль моих западных коллег, которые вместо слова ипостась или личность должны пользоваться термином «харя». Потому что действительно маска и есть некая «харя».
Вот в этом вся проблематика православного богословия, его смысл.
Почему, скажем, мусульмане, атеисты и много кто ещё вообще чаще всего совершенно не могут понять и усвоить два главных догмата христианства - Триединство и Воплощение?
Да просто:
- у них нет опыта
- и нет языка
У мусульман, скажем, просто нет Откровения о Триединстве и Воплощении. У христиан оно есть, есть такой опыт, опыт общения и познания Триединого и Воплощенного Бога. Христиане имеют этот опыт непосредственно. Для мусульмане наши догматы - просто ложные фантазии о Боге. А для нас, христиан, это просто реальный опыт; не через размышление мы пришли к Триединству и Боговоплощению, а получили это как непосредственный опыт. И уже далее стали свой опыт рационально осмыслять.
Православный богослов похож на физика. Физик не философ. Философ конструирует мыслимые конструкции. Физик исходит из реального опыта. Физик сначала имеет опыт, например проводит эксперимент, и уже потом формирует теорию этот опыт объясняющую. Так и православный богослов сначала узнаёт, что Бог Триедин, что Бог Воплотился и уже потом даёт этому рациональное объяснение.
Совершенно естественно, что те, у кого нет опыта, не имеют и языка его выражения. Подчас объяснять нехристианину тайну Троицы всё равно, что объяснять слепому или дальтонику радугу. Слепой/дальтоник может усвоить даже понятие такое как "цвет". Но для него цвет так и будет некой абстракцией, которую можно помыслить, но опытом она не станет. Помыслить то можно много чего. Так и сегодня физики так до сих пор ещё создали нормальную теория объясняющую гравитацию. Но гравитацию все знают на опыте, поэтому никто не сомневается, что в том, гравитация есть.
Поэтому христианство предлагает «пойди и посмотри», а не «сядь и почитай». И поэтому Апостолы не читали лекции о Триедином Боге, а призывали с Богом познакомиться лично. Опыт предшествует теории.
Но теорию всё же создавать было нужно.
И снова православные тут как физики. Как и пишет Кураев:
Понять это может быть и можно. Выразить невозможно. Это тот случай, когда как собака: все понимает и молчит. Вот так и богослов на самом деле. Он кое-что понимает, но все равно молчит.
Есть гравитация, есть время, но вот слов для объяснения не хватает, язык беден. Тем более когда речь идёт о Боге.
И от выбора языка и будет зависит то, что получим в итоге, насколько хорошо будем понимать Бога и себя и мир. Как говорил один лингвист «границы моего языка - это границы моего мира». Мусульманин не знает ни опыта, ни языка православия. Не зная опыта Откровения Триединого, он не может и понять, зачем вообще нужно так сложно говорить о Боге. Есть Аллах, у него есть сыфаты, зачем какая-то "природа" и "ипостась"? Какой-нибудь греческий язычник уже знает эти слова, они ему знакомы. Он Аристотеля читал. Но он точно также не знает Откровения и совершенно недоумевает зачем христиане так странно говорят, как-то переосмыслят аристотелевские понятия, какое вообще отношение имеет Аристотель к еврейскому Богу?
Но христиане были упёртыми "физиками". Если есть опыт нужно его осмыслить, если нет слов нужно их придумать или позаимствовать. Так например в сирийском языке (диалект арамейского) нет было слова "воздух". Слово "ветер" было, а слова "воздух" нет. Поэтому когда пришла нужда говорить о воздухе, сирийцы просто взяли греческое слово "аэрос". Также поступили и христиане и набрали из богатой греческой философии себе подходящие слова.
Но слов всё же оказалось недостаточно. Так возник Арий и пришлось долго с арианством возиться пока не придумали хорошее слово "единосущный". Границы языка очертили границы мира. И ариане уже не могли называть себя православными.
Так что языковая проблема тут имеет место быть.
Проблема в том, что язык человеческий беден, а вопросы сложные. И язык действительно стал причиной многих ересей. Так от Церкви отпали несториане и монофизиты. Тут тоже проблема языка. Но вернее сказать проблема границ мира. Стоит признать, что богословский язык христианства несовершенен, поэтому до сих пор сохраняются эти ереси. Но уже опыт востребовал от Церкви отказать несторианам и монофизитам в православности. Я чуть ниже объясню о чём я веду речь.
Итак, пока усвоим, что православное богословие работает как физика. В основе лежит опыт, опыт самоочевиден, а всё богословие это только осмысление опыта.