О происхождении зла

Крещён в Православии
Алексей, кто автор текста данного богословия?
 
Интересующийся
Осипов со своей "версией" о всеобщем спасении было заставил ее впитывать, но потом эту версию признали еретической. Теперь вот ошиваюсь тут на форуме и пристаю к людям, чтоб те убедили меня в том, что Бог - это все-таки Любовь. Пока безуспешно.
А.И Осипова не отлучили же от Церкви, он остаётся православным христианином. Значит ли это, что можно себе позволять так думать и за это не быть отлученным ? Поправьте меня люди знающие.
 
Сергей, что такое "размытые понятия"?
Уже лучше, что Вы пишите от собственного опыта жизни. Для Вас любовь представляет опасность. Однако это Ваши проблемы.
Размытый это нечеткие, допускающие разницу в трактовании, разницу в понимании разными людьми.
Любая чрезмерность представляет опасность. Как в еде, так и в любви.
А вот еще вопрос: как человек узнает в первый раз, что у него любовь? Ведь сравнить не с чем.
 
Мир Вам! Возьмите за основу 7 греческих терминов, определяющих понятие "любовь" как чувство некоего влечения, см. https://1way-to-english.livejournal.com/626407.html . К примеру,
1. "Агапе" - высшая жертвенная любовь, которая предполагает непреодолимое "влечение"отдать всего себя ближним. И это Божественная Любовь, в которой человек должен уподобиться (но не отождествиться!) Богу.
2. "Эрос" - плотская, земная, часто греховная любовь-влюбленность, которую воспевали поэты, писатели и пр. Это, в первую очередь, плотское влечение одного пола к другому. Мы, будучи студентами, пытались всему дать точное определение. Вот у нас и родилось спонтанное определение любви-эроса: "любовь-эрос - это естественное физиологическое чувство-влечение, обуславливающее появление на свет нового индивидуума". Именно обуславливающее, т.е. создающее условия для рождения, но это не значит обязательное, непременное и безоговорочное рождение нового человека. "Фу, как не поэтично!" - воскликнет какой-нибудь лохматый романтик-лирик. "Зато просто и практично" - буркнет в ответ вечно сосредоточенный физик. Примите как шутку :).
Есть еще термины: филия, сторге, прагма, людус, мания, но чтобы с ними разобраться, нужно быть по крайней мере греком. Хотя эти странные греки все-таки сделали различение в нюансах понятия "влечение". Мы же, русскоязычные, любим и жену, и кошку, и Бога, и картошку :).
Мне нравится такое. В древнеиндийском трактате "Ветки персика" сказано: "Три источника имеют влечение человека: душа, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь".
А так - да, надо учитывать, о какой любви идет речь.
 
Православный христианин
А.И Осипова не отлучили же от Церкви, он остаётся православным христианином. Значит ли это, что можно себе позволять так думать и за это не быть отлученным ? Поправьте меня люди знающие.

Я никак не могу назвать себя человеком знающим, высказываю только свое сугубо дилетантское мнение и заранее готов к тому, что в меня обильно полетят тапки.
Церковь никогда не обвиняла Алексея Ильича в ереси. Про ересь интенсивно кричали особо ревностные активисты, преимущественно из мирян. Именно в связи с этим Алексею Ильичу исключительно мягко, по-отечески, порекомендовали не дразнить общественное мнение и по возможности обсуждать сложные богословские концепции преимущественно в научном кругу. Что он вероятно и делает.
Публикации его никто из сети не удалял, книги из продажи не изымал. Но в связи с особенно болезненным отношением некоторых наших православных братьев к его сотериологическим взглядам, объективно обсуждать их на публичных ресурсах сейчас затруднительно. Всем интересующимся правильнее всего, на мой взгляд, будет ознакомиться с первоисточниками самостоятельно и составить собственное мнение.
 
А вот еще вопрос: как человек узнает в первый раз, что у него любовь? Ведь сравнить не с чем.
Протоиерей Димитрий Смирнов: "Любовь измеряется в литрах. Вот есть женщина, за которую я готов отдать 3-4 литра крови. Это похвально. А если я готов отдать 5 литров крови (то есть всю), то это - любовь. Отдать в любой момент, если ей требуется, если она этого хочет. Все остальное - не любовь, а желание женщину иметь для себя".
 
Крещён в Православии
Мне нравится такое. В древнеиндийском трактате "Ветки персика" сказано: "Три источника имеют влечение человека: душа, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь".
А так - да, надо учитывать, о какой любви идет речь.
Красиво! Остается уточнить, что древние индусы понимали под душой, разумом и телом. Эти простые и, на "первый" взгляд, всем очевидные категории на "второй", более пристальный взгляд оказываются не такими уж простыми и однозначными в различных вероучительных концепциях. У индусов же прям по ленинизму - "три источника и три составные части любви" (чуть не написал - марксизма :)). Но все-таки, - о какой любви, - агапе, эроса или иной какой-то ее "разновидности" идет речь?
 
Крещён в Православии
Размытый это нечеткие, допускающие разницу в трактовании, разницу в понимании разными людьми.
Любая чрезмерность представляет опасность. Как в еде, так и в любви.
А вот еще вопрос: как человек узнает в первый раз, что у него любовь? Ведь сравнить не с чем.
Наверное Вы омонимичность понятий принимаете за нечёткость трактовок. Например, термин любовь может быть омонимичен в отношении ее определения как чувства, как действия и как состояния.
Судя по Вашим словам Вы любовь определяете только как чувство, в котором боитесь чрезмерности его выражения.
 
Последнее редактирование:
Красиво! Остается уточнить, что древние индусы понимали под душой, разумом и телом. Эти простые и, на "первый" взгляд, всем очевидные категории на "второй", более пристальный взгляд оказываются не такими уж простыми и однозначными в различных вероучительных концепция
Вот и я говорю: нет однозначного, непротиворечивого определения. Поэтому непонятно, что это такое. А раз так, то может мы вообще о разных вещах говорим.
Вы любовь определяете только как чувство
Она и есть чувство. Приводящее в определенное состояние и к определенным действиям.
Но чувств много. Значит, любовь, как чувство, должно иметь отличительные характеристики от всех других.
 
Крещён в Православии
Она и есть чувство. Приводящее в определенное состояние и к определенным действиям.
Но чувств много. Значит, любовь, как чувство, должно иметь отличительные характеристики от всех других.
Похоже, что Вам известно только одно животное определение любви, именуемое эрос. Впрочем для атеиста и эволюциониста это нормально. Вы не можете выйти за пределы животного и биологического понимания внешнего мира. Вам неизвестна подлинная любовь, которая определяется как жертвенное действие с целью существование для другого (Бога и своего ближнего), именуемая агапэ. В агапэ не может быть чрезмерности.
 
Православный христианин
Я никак не могу назвать себя человеком знающим, высказываю только свое сугубо дилетантское мнение и заранее готов к тому, что в меня обильно полетят тапки.
Церковь никогда не обвиняла Алексея Ильича в ереси. Про ересь интенсивно кричали особо ревностные активисты, преимущественно из мирян. Именно в связи с этим Алексею Ильичу исключительно мягко, по-отечески, порекомендовали не дразнить общественное мнение и по возможности обсуждать сложные богословские концепции преимущественно в научном кругу. Что он вероятно и делает.
Публикации его никто из сети не удалял, книги из продажи не изымал. Но в связи с особенно болезненным отношением некоторых наших православных братьев к его сотериологическим взглядам, объективно обсуждать их на публичных ресурсах сейчас затруднительно. Всем интересующимся правильнее всего, на мой взгляд, будет ознакомиться с первоисточниками самостоятельно и составить собственное мнение.
Ну , во- первых, профессор Осипов А И. открыто в публичных лекциях продолжает выражать свои богословские воззрения( Я сейчас не поднимаю вопрос о правильности или неправильности их). Вы можете убедиться зайдя на сайт телеканала "Союз".
Во- вторых, не активисты из мирян кричали , как вы выразились, а есть заключение Синодально библейско- богословской комиссии ( СББК) о воззрениях Осипова А.И. эта комиссия состоит преимущественно из архиереев...
Повторяю Я не рассматриваю воззрения Осипова в этом сообщении, т.к тем было достаточно.
А вас попрошу поделится, кто это порекомендовал Осипову " по- отечески" не дразнить общественное мнение.
 
Православный христианин
Ну , во- первых, профессор Осипов А И. открыто в публичных лекциях продолжает выражать свои богословские воззрения( Я сейчас не поднимаю вопрос о правильности или неправильности их). Вы можете убедиться зайдя на сайт телеканала "Союз".
Во- вторых, не активисты из мирян кричали , как вы выразились, а есть заключение Синодально библейско- богословской комиссии ( СББК) о воззрениях Осипова А.И. эта комиссия состоит преимущественно из архиереев...
Повторяю Я не рассматриваю воззрения Осипова в этом сообщении, т.к тем было достаточно.
А вас попрошу поделится, кто это порекомендовал Осипову " по- отечески" не дразнить общественное мнение.

Вот, пожалуйста, финальная часть заключения СББК:

"Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви.
В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании – освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения".

Вполне мягко и по-отечески, Вы не находите?
 
Православный христианин
Вот, пожалуйста, финальная часть заключения СББК:

"Синодальная Библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви.
В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании – освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения".

Вполне мягко и по-отечески, Вы не находите?
Эта финальная часть читается в контексте всего заключения , по 5 предложенным публичным утверждениям Осипова АИ...И по всем пунктам дана отрицательная оценка богословских воззрений.... И это не миряне кричащие как вы написали, а компетентнейшие пастыри Церкви, и не было у них цели дискредитировать профессора, а лишь дать объективную оценку в русле святоотеческого учения . Учитывая заслуги профессора ему было указано в мягкой форме что многие его воззрения не находят подтверждений ни в Священном Писании , ни в Отеческих творениях...
 
Крещён в Православии
Алексей, доброе утро! Интересно узнать, как Вы понимаете данные слова?
Доброе утро Вячеслав. Однозначно ответить на этот вопрос мне очень трудно. Так как внешние ориентиры добра - зла, на которые указывает Св.Писание, Св.Отцы, переходят, всегда имеют продолжение во внутренней области человека. Потому мне кажется мнение о добре, или зле, всегда неизбежно субъективны. Всё зависит от многих факторов, рассудительности, мироощущения, интеллекта, жизненного опыта, каких-то характерных, индивидуальных черт характера, образа и места жизни, образования. Корни добра и зла, в сердце человека, и хорошо когда эти корни, поливают водой из Св.Писания. Но решать до конца этот вопрос приходиться самому человеку, никто за него не решит.
Человек очень ограничен в этом мире, временем, пространством, физическими возможностями, возможностью постижения. Тем более в мире исковерканным грехом, где зло, зачастую пользуется добром, что-бы погубить доброе. Как можно с уверенностью знать, злое творишь, или доброе, если жизнь так коротка, и неизвестно для нас, что из этого получится? Если даже святых канонизируют не сразу, а по истечении десятков лет, при наличии чудес, при тщательном рассмотрении жизни, по плодам.
Для христианина делать добро, значит следовать Христу, подражать Ему, следовать по мере возможностей и сил Божьим заповедям. Но и этот путь не избавляет от ошибок. Потому для себя даже не могу решить, будет ли считаться добрым то, что сделано мной из добрых христианских побуждений, но в конечном итоге оказавшееся злым деянием.
 
Крещён в Православии
Когда читаю про то, что любящий Бог допустил вечные муки миллиардов людей, моя губка отказывается впитывать.
Осипов со своей "версией" о всеобщем спасении было заставил ее впитывать, но потом эту версию признали еретической. Теперь вот ошиваюсь тут на форуме и пристаю к людям, чтоб те убедили меня в том, что Бог - это все-таки Любовь. Пока безуспешно.
Никто вас в этом не убедит. Никто и никогда. Ваша позиция заранее проигрышная, потому что пассивная.
 
Сверху