О "коммунистических" писателях

Православный христианин
Не всё просто, Сергей.
Вот, например, у вас фотография Вертинского в гриме Пьеро. А он не только певец (и, кстати, замечательный), а ещё и брат милосердия на военно-санитарном поезде.
Написал воспоминания, очень неплохая книга получилась.
"В поезде была книга, в которую записывалась каждая перевязка. Я работал только на тяжелых. Легкие делали сестры. Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!
— Кто этот Брат Пьеро? — спросил Господь Бог, когда ему докладывали о делах человеческих.
— Да так... актер какой-то,— ответил дежурный ангел.— Бывший кокаинист.
Господь задумался.
— А настоящая как фамилия?
— Вертинский.
— Ну, раз он актер и тридцать пять тысяч перевязок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментах."

Экономика ссудного процента умирает? Так давно уже, и всё никак не помрёт. На моей памяти смерть доллара пророчат минимум лет 20 уже. Я бы и не возражал, только в 2022-м этот мерзкий доллар опять растёт...
Зато "народное хозяйство" 74 года протянуло, и всё. Крах СССР ведь был именно экономическим, будь снабжение нормальным, идеологические камлания народ продолжал бы терпеть и дальше.

Сословного устройства уже наверняка не будет, а относительно монархии я бы не зарекался. Есть аргументы против, есть за. Есть примеры очень устойчивых стран с этим государственным устройством - та же Великобритания, Испания, Швеция. "Но это уже совсем другая история."
 
Санкт-Петербург
Крещён в Православии
Выше приведены словосочетания высокообразованного современного молодого человека, обращённые к Деду Сергию пожилому человеку, уважаемому всеми, старожилу сайта.
Это у коммунистов принято лицемерить, подхалимничать и держать в себе обиду на всех, включая тех, кто не имеет ни малейшего понятия о предмете спора, но влезает в этот спор, перевирая факты и вырывая цитаты из контекста чтобы обравдать свою полнейшую глупость и некомпетентность.

В нормальном же и не страдающем от марксизма обществе это mauvais-ton. У воспитанных и образованных людей, не запятнавших свою честь в симпатиях к преступникам международных масштабов, совершенно приемлемо высказать своё отношение к собеседнику, если он намеренно юлит в дискуссии, извиваясь как уж на сковородке, пытаясь показаться знатоком в той области, в которой он очевидно знатоком не является.

Но теперь мне хотя бы понятна позиция вас (коммунистов) на этом форуме: влезь в дискуссию, прояви свою полную бестолковость, а когда тебя уличат и вскроется твоя никчёмность — приведи цитаты из Писания как последний аргумент, как надежду на спасение своей типичной для большевиков самоуверенной безграмотности.

Я уверен что лично Вы и Дед Сергий, вероятно, люди вполне хорошие. Но ваше назойливое стремление сказать своё слово там, где оно заранее не приведёт ни к чему, кроме как к очередной демонстрации «лучшего в мире» совкового образования — это ваше оскорбление самих себя.

P.S. Отписываюсь и от этой темы, так как и здесь ни одного достойного аргумента от коммунистов я так и не услышал.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
P.S. Отписываюсь и от этой темы, так как и здесь ни одного достойного аргумента от коммунистов я так и не услышал.
Мне кажется Александр Вы не отписались, а расписались....?;)
Я уверен что лично Вы и Дед Сергий, вероятно, люди вполне хорошие.
Спасибо!
 
Православный христианин
Но ваше назойливое стремление сказать своё слово там, где оно заранее не приведёт ни к чему, кроме как к очередной демонстрации «лучшего в мире» совкового образования — это ваше оскорбление самих себя.
Безусловно, представители элиты, обложенные гувернёрами и педагогами, получали отличное базовое образование, но массовое образование в СССР было одним из лучших в мире.
В мае 1959 года доктор Ц.Р.С. (C.R.S. Congressional Research Service — Исследовательская Служба Конгресса США) Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР». Далее приводятся выдержки из данного доклада, примечания в квадратных скобках — наши. [ 1 ]

«Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения [заметьте — ни слова о так называемом «голодоморе»]. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет [а это 1929 год] советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории…».
«На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить ещё больше специалистов. Преподавание — хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США — 3,5%, в Великобритании 2,5 — 3%)».
«С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования».
«На уровне постдипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании всё указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено».
«Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях».
«На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обречённых на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьёз задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
И вот ещё одно мнение западного политика и бизнесмена о политике Сталина:

«Коммунизм при Сталине завоевал аплодисменты и восхищение всех западных наций. Коммунизм при Сталине дал нам пример патриотизма, которому трудно найти аналогию в истории. Преследование христиан? Нет. Там нет религиозного преследования. Двери церквей открыты. Политические репрессии? Да, конечно. Но теперь уже ясно, что те, кого расстреляли, предали бы Россию немцам».
 
Крещён в Православии
а относительно монархии я бы не зарекался.
а относительно монархии, так она в нашей стране и не прекращалась никогда. И не прикатится. У нас всегда будет монархия в той или иной форме, совершенно не зависимо от политического строя. Такой уж мы народ, такая страна, нам всегда нужен главный, лидер, царь.
 
Крещён в Православии
Безусловно, представители элиты, обложенные гувернёрами и педагогами, получали отличное базовое образование, но массовое образование в СССР было одним из лучших в мире.
В мае 1959 года доктор Ц.Р.С. (C.R.S. Congressional Research Service — Исследовательская Служба Конгресса США) Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР». Далее приводятся выдержки из данного доклада, примечания в квадратных скобках — наши. [ 1 ]


И вот ещё одно мнение западного политика и бизнесмена о политике Сталина:
Спасибо Дед! Потом пересмотрю ещё, это надо изучать. Но это материк конкретный.
 
Православный христианин
Ещё один хороший писатель - Леонид Соловьев.
Наверное, не все сразу вспомнят этого автора, если не назвать его главную книгу - "Повесть о Ходже Насреддине". Были и другие, хотя их сейчас вспоминают редко: "Иван Никулин - русский матрос", "Севастопольский камень".
О его взглядах мы можем узнать из надёжного источника - протоколов допросов, которые проводились после его ареста в 1946 году.
Источник - Дело Леонида Соловьёва.
"Соловьёв будто излагает программу реформирования страны, касающуюся всех отраслей её экономики и всех областей социальной и культурной жизни. Как если бы он долго работал над нею в одиночестве и теперь представляет свои результаты на суд немногочисленной, но компетентной аудитории.

Политическая система. «Государственность СССР лишена гибкости – не даёт людям возможности расти и полностью реализовывать свои интеллектуальные и духовные силы, что грозит окостенением и гибелью в случае войны».

Промышленность. «Полное огосударствление и централизация промышленности приводят к необычайной громоздкости, не стимулирует производительность труда, в связи с чем государство вынуждено прибегать к мерам принуждений, так как заработная плата очень низка и не может служить стимулом к повышению производительности труда и к закреплению кадров на предприятии». «Рабочие сейчас по существу закреплены на предприятиях, а мы в этом смысле сделали скачок назад, вернувшись к давно прошедшим временам подневольного труда, всегда малопроизводительного». «Я также говорил о необходимости разгрузки государства от производства мелких товаров широкого потребления, передав их производство кустарям и артелям».

Сельское хозяйство. «По вопросу о колхозах я говорил, что эта форма не оправдала себя, что стоимость трудодней в большинстве колхозов настолько мала, что совершенно не стимулирует труда колхозников, и часть колхозников, будучи производителями хлеба, сами сидят без хлеба, т.к. весь урожай идёт государству». «После окончания войны по возвращении демобилизованных, видевших своими глазами положение крестьянства на Западе, политическое положение в нашей деревне сильно обострится; есть только один способ оздоровления колхозов – это серьёзная и немедленная перестройка их на новых принципах». «Колхозам надо дать другую форму, оставив в коллективном пользовании только зерновой клин – основу, а всё остальное предоставить самим колхозникам, значительно расширив с этой целью приусадебные участки».

Внешняя торговля. «СССР должен завязать оживлённые торговые связи с Америкой, установить золотой курс рубля и решительно повысить зарплату».

Литература. «Унификация литературы, отсутствие литературных групп и борьбы между ними привели к невероятному понижению литературного уровня страны, а правительство не видит этого, будучи озабоченно только одним – охраной существующего порядка». «Наша литература похожа на состязание бегунов со связанными ногами, писатели думают только о том, как бы не сказать чего-либо лишнего. Поэтому она деградирует и сегодня не имеет ничего общего с той великой литературой, которая принесла России всемирную славу. Огосударствление литературы – губительная нелепость, ей необходимо свободное дыхание, отсутствие страха и постоянного желания угодить властям, иначе она гибнет, что мы и видим. Союз советских писателей – это казённый департамент, в среде писателей царит разобщение, они не чувствуют литературу кровным делом и работают как бы на хозяина, стараясь ему угодить».

Общественные отношения. «Интеллигенция не занимает места, которое ей принадлежит по праву, она выполняет роль служанки, в то время как должна быть ведущей силой. Безраздельно господствует догматизм. Советское правительство держит интеллигенцию в чёрном теле, на положении учителя или студента в доме богатого купца или отставного генерала. От неё требуют смелости и дерзаний в области научной мысли, но всемерно стесняют в области научно-политической, а интеллектуальный прогресс есть явление единое, комплексное. В СССР интеллигенция находится в положении человека, от которого требуют одновременно доблести льва и робости зайца. Кричат о творческих дерзаниях и смелом новаторстве – и боятся каждого свежего слова. Результат такого положения – застой творческой мысли, наше отставание в области науки (атомная бомба, пенициллин). Для плодотворной работы людей необходима соответствующая материальная обстановка и моральная атмосфера, которых в СССР нет». (Косвенное доказательство не-участия подполковника Рублёва в составлении «программы» Соловьёва – лексическое: всюду, где писатель говорит о дерзаниях, следователь записывает в протокол «терзания».)"

В итоге Соловьеву удалось для себя переквалифицировать обвинение с терроризма на "антисоветскую агитацию", а для других - не дать показаний ни на кого из живых, в особенности арестованных.

Самое, пожалуй, сильное впечатление производит его ответ на следующий вопрос следователя:
вопрос Какие мотивы побудили вас встать на такой антисоветский путь?
ответ Должен сказать,что вполне советским человеком я никогда и не был, что для меня понятие “русский” всегда заслоняло понятие “советский”.
 
Крещён в Православии
Ещё один хороший писатель - Леонид Соловьев.
Наверное, не все сразу вспомнят этого автора, если не назвать его главную книгу - "Повесть о Ходже Насреддине". Были и другие, хотя их сейчас вспоминают редко: "Иван Никулин - русский матрос", "Севастопольский камень".
О его взглядах мы можем узнать из надёжного источника - протоколов допросов, которые проводились после его ареста в 1946 году.
Источник - Дело Леонида Соловьёва.
"Соловьёв будто излагает программу реформирования страны, касающуюся всех отраслей её экономики и всех областей социальной и культурной жизни. Как если бы он долго работал над нею в одиночестве и теперь представляет свои результаты на суд немногочисленной, но компетентной аудитории.

Политическая система. «Государственность СССР лишена гибкости – не даёт людям возможности расти и полностью реализовывать свои интеллектуальные и духовные силы, что грозит окостенением и гибелью в случае войны».

Промышленность. «Полное огосударствление и централизация промышленности приводят к необычайной громоздкости, не стимулирует производительность труда, в связи с чем государство вынуждено прибегать к мерам принуждений, так как заработная плата очень низка и не может служить стимулом к повышению производительности труда и к закреплению кадров на предприятии». «Рабочие сейчас по существу закреплены на предприятиях, а мы в этом смысле сделали скачок назад, вернувшись к давно прошедшим временам подневольного труда, всегда малопроизводительного». «Я также говорил о необходимости разгрузки государства от производства мелких товаров широкого потребления, передав их производство кустарям и артелям».

Сельское хозяйство. «По вопросу о колхозах я говорил, что эта форма не оправдала себя, что стоимость трудодней в большинстве колхозов настолько мала, что совершенно не стимулирует труда колхозников, и часть колхозников, будучи производителями хлеба, сами сидят без хлеба, т.к. весь урожай идёт государству». «После окончания войны по возвращении демобилизованных, видевших своими глазами положение крестьянства на Западе, политическое положение в нашей деревне сильно обострится; есть только один способ оздоровления колхозов – это серьёзная и немедленная перестройка их на новых принципах». «Колхозам надо дать другую форму, оставив в коллективном пользовании только зерновой клин – основу, а всё остальное предоставить самим колхозникам, значительно расширив с этой целью приусадебные участки».

Внешняя торговля. «СССР должен завязать оживлённые торговые связи с Америкой, установить золотой курс рубля и решительно повысить зарплату».

Литература. «Унификация литературы, отсутствие литературных групп и борьбы между ними привели к невероятному понижению литературного уровня страны, а правительство не видит этого, будучи озабоченно только одним – охраной существующего порядка». «Наша литература похожа на состязание бегунов со связанными ногами, писатели думают только о том, как бы не сказать чего-либо лишнего. Поэтому она деградирует и сегодня не имеет ничего общего с той великой литературой, которая принесла России всемирную славу. Огосударствление литературы – губительная нелепость, ей необходимо свободное дыхание, отсутствие страха и постоянного желания угодить властям, иначе она гибнет, что мы и видим. Союз советских писателей – это казённый департамент, в среде писателей царит разобщение, они не чувствуют литературу кровным делом и работают как бы на хозяина, стараясь ему угодить».

Общественные отношения. «Интеллигенция не занимает места, которое ей принадлежит по праву, она выполняет роль служанки, в то время как должна быть ведущей силой. Безраздельно господствует догматизм. Советское правительство держит интеллигенцию в чёрном теле, на положении учителя или студента в доме богатого купца или отставного генерала. От неё требуют смелости и дерзаний в области научной мысли, но всемерно стесняют в области научно-политической, а интеллектуальный прогресс есть явление единое, комплексное. В СССР интеллигенция находится в положении человека, от которого требуют одновременно доблести льва и робости зайца. Кричат о творческих дерзаниях и смелом новаторстве – и боятся каждого свежего слова. Результат такого положения – застой творческой мысли, наше отставание в области науки (атомная бомба, пенициллин). Для плодотворной работы людей необходима соответствующая материальная обстановка и моральная атмосфера, которых в СССР нет». (Косвенное доказательство не-участия подполковника Рублёва в составлении «программы» Соловьёва – лексическое: всюду, где писатель говорит о дерзаниях, следователь записывает в протокол «терзания».)"

В итоге Соловьеву удалось для себя переквалифицировать обвинение с терроризма на "антисоветскую агитацию", а для других - не дать показаний ни на кого из живых, в особенности арестованных.

Самое, пожалуй, сильное впечатление производит его ответ на следующий вопрос следователя:
вопрос Какие мотивы побудили вас встать на такой антисоветский путь?
ответ Должен сказать,что вполне советским человеком я никогда и не был, что для меня понятие “русский” всегда заслоняло понятие “советский”.
лагере, где Соловьёву была официально «разрешена литературная работа» — что само по себе удивительно. В своей статье Илья Бернштейн анализирует следственное дело Леонида Соловьёва и приходит к неожиданным выводам — поведения писателя на следствии напоминает ему «плутовской» роман.

Кто такой вообще Соловьёв? Кто такой Бернштейн - это что за авторитеты? Два писаки о коих и не помнит не кто.
 
Крещён в Православии
ответ Должен сказать,что вполне советским человеком я никогда и не был, что для меня понятие “русский” всегда заслоняло понятие “советский”.
Не удивительно что закрыли, удивительно что не расстреляли.
 
Крещён в Православии
Самое, пожалуй, сильное впечатление производит его ответ на следующий вопрос следователя:
вопрос Какие мотивы побудили вас встать на такой антисоветский путь?
ответ Должен сказать,что вполне советским человеком я никогда и не был, что для меня понятие “русский” всегда заслоняло понятие “советский”.
Алексей может перемирие а? А то что - то поднадоело бодаться. Ну, право дело, всё равно ваши победили, коммунистов нет у власти. Так может чуть, чуть. Так это уже другие коммунисты, в церковь ходят, детей крестят (и раньше правда втихаря крестили), да и бизнесменов много теперь среди них. Они теперь сами не захотят по старому. Сейчас как -то надо всем сплотится, понять что мы все по одной земле ходим, от одной земли кормимся. Да и время такое, выживать нужно, а вместе легче будет. Может на богословие переключимся? У вас же обширные знания в этой области. Вот и учите людей, дались вам эти коммунисты. Да и не интересно людям уже, видите нет интереса к теме.
 
Православный христианин
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.

Сергей Снегов. Больше всего известна его трилогия о коммунистическом будущем "Люди как боги", хотя есть у него и другие фантастические книги, и реалистические вещи, и научно-популярные ("Прометей раскованный", "Творцы" - о советских ядерных физиках).

Сергей Снегов. От фантастики к жизни: "В журнале "Социологические исследования" как-то был опубликован список авторов, чьи книги пользовались у нас во второй половине 80-х наибольшей популярностью. В этом списке 65 имен, в том числе А. Ахматова, М. Булгаков, Б. Окуджава, В. Пикуль, Ж. Санд, Г. Маркес и др. А между Ж. Сименоном и Б. Споком стоит С. Снегов — известный фантаст, бывший норильский "каторжник"..."

Почти перед кончиной, в 1994 году, он завершил автобиографическую "Книгу бытия" (ссылка для скачивания). Несколько цитат.

По сути, и коммунизм, и капитализм, и все церкви христианства хватают человечество за миллиарды рук и рекламно зазывают: «Идите к нам, у нас это есть!» Но недавние провалы капитализма и коммунизма (дорога у этих общественных систем одна — правда, идут они по ней разными зигзагами) более заметны, чем полузабытые прегрешения церквей.

Государство, назвавшее себя пролетарским и объявившее своей целью коммунизм, во имя грядущего социального равенства создало такое обширное и узаконенное неравноправие, какое вряд ли знали предшествующие эпохи. Крестьян чохом исключили из нормальной жизни: их лишили паспортов, запретили переезжать в города без особого на то разрешения. Многих (бывших помещиков, зажиточных крестьян) объявили врагами государства. А в городах множилось число лишенцев — людей, не имевших права избирать органы власти (тем более — быть избранными). Лишенцами стали все бывшие дворяне, промышленники, купцы (и, конечно, их дети), современные частные ремесленники и торговцы (вплоть до самых мелких). Для них были закрыты не только высокие посты в промышленности и государстве, но и образование и наука. Думаю, чуждой и враждебной была признана большая часть народа.
Воцарилось господство меньшинства над большинством (то, против чего, собственно, и была направлена революция) — причем и моральное обоснование этого было гораздо слабее, и социальная несправедливость несравненно выше. Если раньше богатые, образованные и умелые господствовали над беднотой и голытьбой, то сейчас господами стали неумехи и лентяи (в деревнях) и малограмотные трудяги (в городах). Для упрочения своей власти — верней, для элементарного ее сохранения — государство спешно выдвигало вперед свою единственную опору — бедняков и рабочих. Из них создавалась новая интеллигенция. Им, практически единственным, были открыты все дороги. Но, укрепляясь как система диктатуры узкой народной прослойки, государство подрубало себя под корень, ибо закрывало дорогу самым ярким талантам из нежелательных слоев. Даже не лишенцы, не враги — простые государственные служащие и их дети попадали в разряд второстепенных, подозрительных. Они пахли не тем классом. Интеллектуальная деградация и снижение общей культуры стали неизбежностью. Развиваясь как социалистическое общество, страна осуждала себя на прогрессирующую скудость и нищенство. Та самая материалистическая диалектика, которой так хвалились идеологи нового государства и которая импонировала им единством противоположностей, поворачивалась к ним своей второй, убийственной стороной, декретирующей убожество.

Курс физмата, набранный из рабфаковцев, был живым примером того, как избирательно создавалась новая интеллигенция — и самим возникновением своим гасила интеллектуальный потенциал всего народа. Я помню, как исключали из университета моих однокурсников, когда в их биографиях обнаруживалось что-то порочащее анкетную чистоту (среди них были и мои приятели Карпов и Дьяков). Я знаю, как не пускали в университет талантливых, но социально чуждых людей — чтобы прошли свои, анкетно-близкие, пролезшие через рабфак. Об одном случае отторжения классово-второстепенного претендента я должен рассказать — трагедия совершилась на моих глазах. Не помню только, произошло это в год моего поступления или позже. Я познакомился с этим парнем в Инархозе (там шли экзамены). Высокий, жилистый, словоохотливый, он блестяще сдавал все предметы, но очень боялся приемной комиссии. Я, помню, даже удивился.
— Понимаешь, у меня социальный изъян, — сказал он. — Сразу после революции мой отец открыл мелочную лавочку.
— И сейчас торгует? — испугался я.
— Нет, и уже давно. Налоги задушили. Теперь он служащий на государственной торговой базе.
— Тогда чего ты боишься? Служащий — это не первый сорт, конечно, все-таки не рабочий и не комбедовец, но и не социально-чуждый элемент. Главное — сдать все экзамены на пятерки.
— На это я и надеюсь. Но, знаешь, мне столько раз кидали в лицо: сын торговца, сын торговца… Могут припомнить.
— Отец лишенцем не был?
— Имеет все социальные права.
— Если так, значит, пройдешь. Только не завались на экзаменах…
Он сдал все на пятерки. И, как сын совслужащего, тоже имел права — но своей социальной второсортности все-таки не потерял. В день, когда в Инархозе, на третьем этаже, вывесили список принятых, я снова его увидел. Он стоял на лестничной площадке, прислонившись к перилам. Он хмуро поздоровался.
— Нет меня в списке. Не знаю, что теперь делать.
— Ты хорошо проверил? — осторожно спросил я.
— Три раза прочел. Меня нет.
Мы помолчали. Потом я сказал:
— Надо идти в деканат. Наверное, какая-то ошибка. Ты же круглый пятерочник! Потребуй, чтобы выяснили это недоразумение.
— Ты прав, надо идти, — сказал он покорно. — Может, и недоразумение. Постою немного на площадке — и пойду.
Я потолкался на третьем этаже и спустился вниз. Когда шел по ступенькам, услышал многоголосый отчаянный крик. Мимо прихотливо извивающейся парадной лестницы пролетел какой-то человек и с грохотом ударился о каменный пол вестибюля. Сверху бежали вопящие люди. Я соскочил с лестницы и кинулся к изуродованному, залитому кровью, еще вздрагивающему телу. Это был он, мой новый знакомый… Наверное, кто-то вытеснил его из списка принятых — какой-нибудь серенький середнячок из полностью благонадежных по социальному статусу…

Секретарь партячейки предложил мне поучаствовать в раскулачивании одного нехорошего мужика, сильно вредящего нашему социалистическому строю.
— Какое раскулачивание? — удивился я. — Всех кулаков ликвидировали уже два года назад!
— Нет, не всех, — объяснил мне секретарь. — Остались еще некоторые гады, маскирующиеся под середнячков, которых мы принципиально не трогаем, а по своей натуре — типичные кулаки! Короче — подкулачники. Их тоже приказано вырубить под комель, где ни обнаружатся. Один из них затаился в нашем партийном кусте, объединяющем почти десяток деревень и сел. Когда-то служил в Красной армии — и потому голову задирает выше солнца. Завел лошадь, двух коров, овец, свиней, а в колхоз вступать (даже председателем предлагали!) отказался наотрез — еще и посмеялся над нами: мол, сплошные лодыри, с такими ему не личит. Во всем кусте единственный единоличник! По-хорошему посовещались в райкоме партии и решили: хоть формально и не кулак — раскулачить! Потому как нет больше терпежу видеть, как перед честными колхозниками выхваляется своим богатством… Завтра придем к его хате всем партийным скопом, прибудут и товарищи из ГПУ — без них раскулачивание не удастся, он способен каждому такой сдачи дать!.. Приходи и ты, Серега.
— Зачем я вам? Я не партиец, не из органов…
— Ты грамотный парень — нам такой обязательно нужен… Ведь все имущество переписать до ниточки — без этого сразу же растащат! И получится не раскулачивание, а разворовывание. В райкоме приказали, чтобы все было по-человечески: самого связать, если запротивится, семью увезти на телегах, а имущество описать по-строгому… Значит, придешь?
— Приду, — пообещал я без охоты.
В назначенный день мы с секретарем приехали в село, где расправлялись с подкулачником, осмелившимся бросить вызов колхозу. Народу было порядочно. Хату окружала вооруженная охрана, за выгородками мычал, блеял и гомонил скот, из дома доносились яростные голоса. Секретарь поспешно прошел внутрь, я остался снаружи: мне хотелось узнать настроение толпы. В толпе большей частью молчали, только некоторые осторожно допытывались у соседей, скоро ли выйдут из хаты — пора бы уж кончать это дело!..
Из дома вывели рыдающую растрепанную бабу — она держала на руках ребенка, две девочки лет пяти-семи цеплялись за ее платье. Подкатила пустая телега. В нее загрузили женщину с детьми, один конвоир сел рядом с кучером, другой — рядом с арестованными, и лошадь пустилась вскачь. Еще с минуту доносился рыдающий голос:
— Да за что вы нас? Что мы плохого сделали? Креста на вас нет!
А затем из хаты вырвался хозяин — крепкий мужчина средних лет с дико искаженным лицом. Кто-то схватил его за руку — он отшвырнул хватавшего, как деревяшку. По-видимому, он был очень силен — с ним побаивались бороться. Вдруг он остановился, осмотрелся — и бросился на меня. Тут его схватили уже несколько человек — он отчаянно вырывался, люто матерился и снова кидался на меня как на злейшего своего врага. Я даже не отступил, хотя мог попасть под его тяжелый кулак — я зачарованно смотрел на подкулачника. Даже в бреду не мог я представить такого зрелища! На расхристанной гимнастерке, закрепленные стальными винтами, в выцветших от солнца и времени красных розетках светились два ордена Боевого Красного Знамени…
— Сопляк, сволочь городская! — орал он и рвался ко мне. — Меня сам Буденный своей рукой награждал, сам Семен Михайлович!.. А ты меня раскулачивать пришел. Добро, горбом нажитое, грабишь, гад длинноволосый! Я тебе, сопляку, покажу раскулачивание! Я советскую власть ставил, сам Семен Михайлович…
Его скрутили и оттащили от меня. Три человека свалили его во вторую подлетевшую телегу, другие три сели рядом и не давали вырваться. Еще один, с винтовкой на плече, разместился рядом с кучером — и телега умчалась, густо взметая пыль. А я стоял на месте — и у меня тряслись руки. Меня ошеломили ордена арестованного подкулачника. После второй войны с Германией они стали привычным зрелищем — но тогда, в 33-м, были редкостью. И награждали ими в гражданскую не красноармейцев, а командиров: для рядового солдата — за любую храбрость, за любое геройство! — хватало медали. У этого же мужика, по всему — не военачальника, а рядового буденновского конника, был не один, а два ордена — не меньше чем две Золотые Звезды по нынешнему времени! Что же он сделал такого выдающегося для советской власти, что она дважды отметила его редчайшим для солдата отличием? И чем он так навредил ей, родной, что она переменила благоволение на ярость?.. Почему, почему власть, которую он геройски устанавливал и защищал, пошла войной на своего спасителя?.. Эти молчаливо кричащие мысли прервал подошедший секретарь.
— Ну, слава богу, обошлось по-хорошему! Пошли описывать имущество.
Я покрыл секретаря таким матом, какого сам до тех пор не слышал и не думал, что знаю, и ушел, прошагав пешком до села, где жил. В последующие дни я разузнал подробности жизни орденоносца, так трагически закончившего свою крестьянскую карьеру. Он вернулся из армии со славой, но без кола и двора. Сельхозбанк, поощрявший всех крестьян-красноармейцев, открыл ему обширный долгосрочный кредит. На эти деньги он поставил двор, завел лошадь, выстроил дом, приобрел скотину — и начал широко хозяйствовать на выделенной ему земле. Долг вскоре был погашен, благосостояние росло. Коллективизации он не поддался, раскулачивание его не затронуло — он не брал наемных работников, к эксплуататорам его причислить не могли, да и ордена ограждали от придирок. А когда предложили стать председателем колхоза, он отказался: «Начальствовать над людьми… Не по мне!» Только в зиму подобравшегося к колхозу голода его хоть и уменьшившееся после хлебосдачи, но все же благополучие стало окончательно нестерпимым для соседей и начальства. Новое, изобретенное после ликвидации кулачества определение — подкулачник — очень ему подошло. Дорога для расправы была открыта.
Свирепо, самозабвенно рубила моя осатаневшая страна тот самый сук, на котором загнездовала свое миродержавие…
 
Москва
Православный христианин
Когда-то смотрела передачу " Временно доступен ", с ведущим Дмитрием Дибровым. Героиней той передачи была актриса театра и кино, - Екатерина Васильева. Она говорила что больше не читает даже классиков. Ей достаточно святоотеческой литературы и Библии.
О том же писал и Александр Сергеевич Пушкин :
- " Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нём находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия - всемирна" (c).

На мой убогий взгляд, то что пишут писатели, поэту, - это поиск... , поиск смысла, поиск цели... , делятся опытом на этом пути, ... вообщем, поиск чего-то своего. Который выражается в словах, в книгах. В какой-то момент перестаёшь их совсем читать, даже классику, пусть и хорошую.
 
Крещён в Православии
На мой взгляд писатели рефлексируют на события современности и интуитивной описывают предполагаемые события будущего. Творчество светских писателей иное чем творчество церковных писателей. Также необходимо признать, что многие люди именно через произведения светских писателей приходили к вере.

Раньше тоже перестал читать светских писателей. Однако не так давно понял, что их нужно читать (не все подряд), нужно учитывать их опыт, на основе которого они описывают свое понимание происходящих событий, чтобы уметь отвечать на внешние вызовы современного сложного и скоротечного мира.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Татьяна, Вячеслав, думаю, что поднятые вами вопросы однозначного решения не имеют.
Могу лишь добавить ещё несколько вопросов от себя.
Писание и в особенности Евангелие превыше любых книг? Безусловно. Но значит ли это, что остальные книги не имеют права на существование? Что в них нет чего-то ценного?
Способность к творчеству - дар человеку от Бога. Если кто-то откажется от творчества, на которое способен, то не будет ли к нему применима притча о талантах? Скажем, упомянутая вами Екатерина Васильева, уйдя в 1993 году послушницей в монастырь, в 1996 году вернулась к работе и ещё много снималась в кино.
Можем ли мы отвергать человеческое творчество, если "Мы познаём Творца через Его творение, которое поистине художественно: добра зело. Мы познаём Творца как Поэта" (Олеся Николаева)?
Понятно, что дар творчества, как и все дары, может быть извращён и употреблён во зло, но ведь злоупотребление не отменяет употребления.
 
Москва
Православный христианин
Я не писала что творчество людей, книги, картины, .... любое другое творчество - не имеет право на существование. И что его нужно отвергать. Кто с каким писателем, поэтом, художником, на одной волне, тот ему может быть, и интересен, и полезен. Я только всеми руками за использование своего таланта, данного Богом, во Славу Божию, и на пользу людям. Просто, страстность она же остаётся и в том кто творит. А тот кто читает или смотрит что-то, может это творчество принять или не принять. Это зависит от внутреннего содержания и стремления обоих. И творящего, и смотрящего, слушающего.
Писала лишь о том, что приходит время и многое что было интересно, может уходить на задний план или совсем может уходить. Из писателей, мне интересен Антон Павлович Чехов. Не верующий он был, да. Но то о чём он писал мне интересно. Всегда смотрела с интересом сказки Александра Артуровича Роу. Коммунист Александр Артурович? - Не интересовалась. Мне его сказки всегда помогали. Коммунисты же нравственность брали из Евангелия, так? У Бога брали. Поэтому, думаю, в их творчестве, можно что-то для себя найти. Тогда получается что и творчество кого-то из коммунистов, могло подвести к Богу, и подводило. Нравственное творчество. А не только творчество поэтессы Олеси Николаевой.
Читала в том году на сайте Свято-Елисаветинского монастыря, как один священник рассказывал что его к Церкви ( так по-моему он говорил, пишу смысл его слов ) подвели советские фильмы. Вы привели в пример строчку из стихотвореня Олеси Николаевой... А чем плох фильм " Неподсуден ", с Олегом Стриженовым. Важные темы подняты в этом фильме. О чести, о долге, о семье, об ответственности, о любви. Наверное, были и коммунисты среди творческого коллектива, снимающего этот фильм. Не знаю, и не буду даже интесоваться. Вообщем, знаете, получается, что каждый находит среди всего, - что ищет... или не находит.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.

А ведь советская система образования всегда была конкурентноспособной. Благодаря ей СССР вышёл в 1960-ых годах на первые строчки в рейтинге самых образованных государств мира.

«Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача» (И.В.Сталин, Речь на VIII съезде ВЛКСМ,1928 год)


Перефразировав его президент США Дж.Ф. Кеннеди, 4 октября 1957 года в день запуска СССР первого искусственного спутника Земли,
«Космос мы проиграли русским за школьной партой».Советская школа подготовила огромное количество молодых людей, которые смогли освоить сложную боевую технику в кратчайшие сроки, смогли за короткое время пройти ускоренные курсы в военных училищах и стать хорошо подготовленными командирами Красной Армии и патриотами своего социалистического Отечества.
 
Крещён в Православии
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.
Запад неоднократно отмечал успехи и достижения советского образования, особенно в конце 50-х годов.

Аналитическая записка НАТО об образовании в СССР (1959 год)​


В мае 1959 года доктор Ц.Р.С. (C.R.S. Congressional Research Service — Исследовательская Служба Конгресса США) Мэндэрс подготовил для комитета по вопросам науки НАТО доклад на тему «Научно-техническое образование и кадровые резервы в СССР». Далее приводятся выдержки из данного доклада, примечания в квадратных скобках — наши. [ 1 ]

«Когда Советский Союз был образован немногим более 40 лет назад, государству пришлось столкнуться с огромными трудностями. Урожай советского юга был уничтожен нашествием саранчи, в результате чего отмечался дефицит продовольствия и низкий моральный дух населения [заметьте — ни слова о так называемом «голодоморе»]. Обороне не способствовало ничего, кроме рационального использования территориальных и климатических условий. Государство отставало в образовании и других социальных сферах, неграмотность была широко распространена, и спустя почти 10 лет [а это 1929 год] советские журналы и печатные издания по-прежнему сообщали о том же уровне грамотности. Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории…».
«На протяжении многих лет значительная доля обученных кадров возвращается обратно в систему образования, чтобы подготовить ещё больше специалистов. Преподавание — хорошо оплачиваемое и престижное занятие. Чистый ежегодный прирост обученных кадров составляет 7% в СССР (для сравнения, в США — 3,5%, в Великобритании 2,5 — 3%)».
«С каждым новым этапом научно-технического прогресса начинается соответствующая программа подготовки преподавателей. С 1955 года в Московском государственном университете готовят преподавателей программирования».
«На уровне постдипломного образования СССР не испытывает нехватки в профессионалах, способных управлять государственными проектами. В высшем и школьном образовании всё указывает на то, что количество профессионально подготовленных выпускников не только без труда останется на прежнем уровне, но может быть увеличено».
«Западные эксперты, как правило, завидуют количеству и качеству оборудования в советских учебных заведениях».
«На Западе существует значительная тенденция придерживаться крайних взглядов в отношении Советского Союза. Его граждане, однако, не супермены и не второсортный материал. На самом деле, это люди с такими же способностями и эмоциями, как и все остальные. Если 210 миллионов человек на Западе будут слаженно работать с такими же приоритетами и таким же рвением, как их коллеги в Советском Союзе, они добьются похожих результатов. Государства, самостоятельно соревнующиеся с СССР, впустую растрачивают свои силы и ресурсы в попытках, обречённых на провал. Если невозможно постоянно изобретать методы, превосходящие методы СССР, стоит всерьёз задуматься над заимствованием и адаптацией советских методов».
 
Крещён в Православии
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.
«Коммунизм при Сталине завоевал аплодисменты и восхищение всех западных наций. Коммунизм при Сталине дал нам пример патриотизма, которому трудно найти аналогию в истории. Преследование христиан? Нет. Там нет религиозного преследования. Двери церквей открыты. Политические репрессии? Да, конечно. Но теперь уже ясно, что те, кого расстреляли, предали бы Россию немцам».
Лорд Бивербрук и Уинстон ЧерчилльЛорд Бивербрук и Уинстон Черчилль
Теперь можно с уверенностью утверждать, что образование в СССР было на высшем уровне, что подтверждается заключением западных аналитиков. Оно, конечно, во многим не соответствовало мировым стандартам. Но теперь-то мы хорошо понимаем, что это проблема «стандартов». Ибо сейчас имеем те самые мировые стандарты. Только вот самые способные представители нашей молодёжи, обученные в соответствии с этим стандартами, по нашим советским меркам вообще не тянут на грамотных. Так себе… твёрдые троечники. Поэтому нет сомнения, что дело не в министрах Фурсенко или Ливанове, что современная проблема кроется сугубо в самой системе.
 
Крещён в Православии
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.

plusy-09.png


Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения, образование стало общедоступным, а такого количества Нобелевских лауреатов и победителей международных олимпиад, сколько их насчитывалось ежегодно в советское время, не было до сих пор. Советские школьники побеждали на международных олимпиадах, в том числе и по естественнонаучным дисциплинам. И всё эти достижения возникали несмотря на то, что общее образование в СССР утвердилось позднее чем в западных странах практически на целый век. Известный педагог-новатор Виктор Шаталов (родился в 1927 году) говорил:

«В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Всё это не могло вырасти из ничего. Всё основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было
 
Крещён в Православии
Не будет лжи - так и не надо будет её опровергать.

Доступность и всеохватность​

Одним из самых значительных преимуществ советской системы школьного образования являлась его доступность. Это право было закреплено конституционно (статья 45 Конституции СССР 1977 года).

При школах были математические кружки, кружки любителей словесности и так далее.

Однако, существовали и профильные классы, и профильные школы, где дети получали возможность углубленно изучать те или иные предметы, что было поводом особенной гордости родителей дети, которых обучались в математической школе или школе с языковым уклоном.

Фундаментальность и разносторонность знаний​

Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика — изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания. Эти знания становились тем крепким фундаментом, на котором можно было впоследствии воспитать специалиста почти по любому профилю.

Залогом качественного образования была синхронизация получаемых знаний по разным предметам посредством идеологии. Факты, узнаваемые учениками на уроках физики, перекликались со сведениями, полученными при изучении химии и математики, увязывались через доминирующие в обществе идеи. Таким образом, новые понятия и термины вводились параллельно, что помогало структурировать знания и формировать у детей целостную картину мира, хоть и идеологизированную.
 
Сверху