Это на основе Добротолюбия схема составлена?
Новиков тоже ее предлагает?
Эта схема на основе Добротолюбия, Н. М. Новиков о ней говорит.
«Вот еще одно замечание современного пастыря: «Внимание при движении губ и гортани во время молитвы создает молитвенный навык», и со временем «само сердце притянет к себе ум»
142. Снова уравниваются два противоположных приема. В том‑то и дело, что оба они действительно создают «молитвенный навык», только разница между навыками принципиальная, и поэтому недопустимо ставить в один ряд
гортань и
губы. У тех, кто удерживает внимание в области гортани (или, что то же, вверху груди), в самом деле со временем «само сердце притянет к себе ум». Такая закономерность обусловлена антропологически и используется в исихастской практике как
художественный прием молитвы.
С другой стороны, держащие внимание на губах или на языке едва ли дождутся притяжения ума к сердцу, так как они усердно закрепляют навык молитвы
словесной и всячески препятствуют овладению молитвой
умно-сердечной. Трудно найти более эффективный способ лишить себя способности соединения ума с сердцем».
Н. М Новиков “Аскетический трактат“.
Труд «О молитве Иисусовой. Аскетический трактат» Николая Михайловича Новикова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru
«В отеческих писаниях можно встретить совет ориентироваться при поиске сердечного места на левый сосок груди. Думается, что это не самый удачный способ. Опираясь на опыт, можно предложить другой прием, более надежный для большинства тех, у кого нет заметных нарушений пропорций тела. Ладонь
, со всеми пятью сомкнутыми пальцами, следует приложить горизонтально к груди, так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда снизу под концом мизинца оказывается точка, примерно соответствующая искомому месту.
Важно не ошибаться при поиске сердечного места, так как внимание нельзя сосредотачивать ни в средней, ни в нижней части сердца. Кроме того, «весьма бедственно», как говорится в трактате, «стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках», – это действительно так. Но не менее бедственным может оказаться самый, казалось бы, правильный призыв – молиться от
всего сердца. Совет по сути своей верный, но советчики, не говоря уж о тех, к кому они обращаются, часто не вполне осознают, к чему призывают, и потому не могут предложить правильный способ –
как это сделать. А от этого
как зависит, станет ли наше обращение к Богу молитвой или превратится в обманчивую мечтательность, уводящую от богообщения, а то и вовсе будет подменено медитативным состоянием, прямо противоположным молитвенному. Молитва
от сердца может быть двух видов: молитвой
душевной и молитвой
духовной.
Иногда нам советуют молиться не мудрствуя – «в простоте», полагая, что для истинного обращения к Богу достаточно только возыметь в душе «чувство» и взывать к Господу «от всего сердца», «от всей души». Однако такая «простота» будет всего лишь подобием нашего обыденного человеческого общения, всегда пристрастного, так как все мы еще не бесстрастны. Обращаясь к Богу с излиянием своих чувств, мы всего-навсего задействуем нашу эмоциональную сферу: активизируется
раздражительная сила, а за ней придет в возбуждение
желательная – побудитель инстинктивных влечений. Обе эти силы, составляющие
страстную часть души, еще не очищены от действия греховных страстей, и вместо молитвы мы начинаем переживать
душевную чувственность, перерастающую в нечистое, так называемое
кровяное, то есть эмоциональное, разгорячение. Часто именно это и принимается за молитву. Католическая традиция, например, только такую «молитву» и знает».
Н. М Новиков “Аскетический трактат“.
Труд «О молитве Иисусовой. Аскетический трактат» Николая Михайловича Новикова. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
azbyka.ru