О духовном пьянстве

католик
А держать ум в груди - это не больше, чем держать любовь к Богу и горячность желания исполнять Его заповеди - центральным в своей воле, которая находится в уме. В данном случае речь о конкретной молитве "Боже, в помощь мою вонми". Что означает полюби эту молитву, сделай ее искренней, просто хоти молиться так.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот именно,
"Надобно поставить для себя первою целью и верхом совершенства непрестанную молитву, опирающуюся на умирении души и чистоте сердца, для достижения коих подъемлется нами утруждение тела и держится сокрушение сердца. Связь между всеми сими деланиями и молитвою неразрывна и взаимна."
Вопрос, ну как, сердце почистили уже? А чем, настойкой клевера надо полагать? Ну вот сокрушить Вам его не удалось до сих пор, а то б мы сейчас не разговаривали с Вами, инфаркт - штука такая, если сердце полностью сокрушить - то уже все.
А имелось в виду всего лишь то, о чем читаем дальше -
"Посему, чтоб молитва могла быть возносима с должною горячностью и чистотою, вот что следует всячески соблюдать: во-первых, всякая забота о вещах плотских всеконечно должна быть отсечена; потом – не только, хлопотание о каком либо деле или случае, но даже и память о том отнюдь не должны быть допускаемы, равно как развлечение, пустословие, или многословие, и шутки должны быть пресечены, паче же всего смятение от гнева или скорби совсем подавлено, пагубное возбуждение плотской похоти и влечения сребролюбия – с корнем исторгнуты."
"у Сына с Отцом, изольется в наши сердца и умы, – чтоб как Он искреннею чистотою и неразрывною любит нас любовью, так и мы соединены были с Ним чистою и неразделимою любовью. Достигший сего вступает в состояние, в коем не может не теплиться в сердце его непрестанная молитва; тогда всякое движение жизни его, и всякое устремление сердца его будет единая непрерывная молитва, предвкушение и залог вечноблаженной жизни."
Вот, что такое сердце. А то, что Вы тут проповедуете, концентрацию на физическом сердце, разбивая физические части тела на духовные, душевные и еще какие-то, предвкушая физические вибрации кадыка и физический же жар в сердце, то, что по-Вашему должно дать духовные плоды, то это по-Вашей же терминологии называется впадением в прелесть, а по-нашему - духовным заблуждением.
Снова наглая ложь! Вам не стыдно. Покажите, в каком сообщении, я рекомендовал держать ум в физическом сердце? Где я писал, о предвкушении физического жара в сердце?

Вы нагло и бесстыдно лжете! Как Вам не стыдно?
 
Последнее редактирование:
католик
Покажите, в каком сообщении, я рекомендовал держать ум в физическом сердце?
Да легко. Вот тут, даже разметку нарисовали.
Постараюсь ответить кратко. Где болит, – там и ум. Жмут ботинки, – там и ум. Легче всего держать ум в кадыке, потому что при гласной молитве там происходит ощутимая вибрация. Но, можно ущипнуть себя в яремной ямке, или под третьим пальцем, и ум сам туда направится. Нужно приучать свой ум не выходить от туда 24 часа в сутки. Потом молитва будет там ощутительно произноситься, как бы изнутри (из глубины возвах) .
Но имейте в виду, – это не сердечное место. Это предсердие (притвор храма). Сердце духовное находится в другом месте, В место духовного сердца лезть категорически запрещено. Серце духовное открывает Бог. Когда это произойдет, зависит не от нас, а только от Бога.

Посмотреть вложение 39322
Ладно, опять демагогия пошла. Я сказал, что хотел сказать. Я вмешался в это обсуждение, потому что мне показались Ваши советы опасными и по существу ложными. Я кстати никого ни от чего не отговаривал, а посоветовал сначала это обсудить со своим священником, потому что информацию подобного рода надо много раз перепроверить, прежде чем это всерьез практиковать.
 
Православный христианин
Да легко. Вот тут, даже разметку нарисовали.

Ладно, опять демагогия пошла. Я сказал, что хотел сказать. Я вмешался в это обсуждение, потому что мне показались Ваши советы опасными и по существу ложными. Я кстати никого ни от чего не отговаривал, а посоветовал сначала это обсудить со своим священником, потому что информацию подобного рода надо много раз перепроверить, прежде чем это всерьез практиковать.
Вы даже элементарную человеческую атомию не знаете, тогда куда Вы лезете. Вы только всех вводите в заблуждение.

«[Сердечное место] это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому, как ум присутствует в головном мозге. I, 266. ».

Сердце – Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского | часть 162 из 396

Приложите свою ладонь по образцу моей схемы. Вы поймете, может быть (сомневаюсь), что это место под третьим пальцем находится намного выше физического сердца.
 
католик
Приложите свою ладонь по образцу моей схемы. Вы поймете, может быть (сомневаюсь), что это место под третьим пальцем находится намного выше физического сердца.
Да хоть на пятой точке. Или в области третьего глаза на лбу. Вообще не важно.
 
Православный христианин
Боль, если это не естественная болезнь внутренних органов в груди при молитве
Не, не от внутренних органов, духовная боль. Не во время молитвы.
У меня один раз было от Причастия, один раз такое на Пасху было, и бывает такое когда читаю Игнатия Брянчанинова
Я не пыталась ещё никуда ум опускать, я только пытаюсь заключать ум в слова молитвы, и то еле еле получается.
 
Православный христианин
У
Вы только священника спросите, прежде чем практиковать эту экзотику. Потому что духовное сердце и физическое имеют мало общего, а точнее практически ничего. Концентрация на определенных физических местах - это конек восточных практик, имеющий основной целью выкинуть все мысли из головы. Именно это оно и будет делать, попросту мешать молиться, с возможными какими-то психофизиологическими ощущениями («чувством, что молитва вибрирует из кадыка») и прочим подобным, что точно не является целью молитвы, а если еще и воспринимается как духовный результат, то это ровно то, чего обычно абсолютно справедливо боятся православные авторы, и может нанести вред, притом не только духовный, а и психосоматический, что-то типа тех ощущений, что вы описали про «жилы вытягивают». Цель в том, чтоб молитва была искренней, то есть «шла от сердца», а не ощущалась в физическом сердце, это вот вообще о разном.
У меня это было не от молитвы)
У меня такого от молитвы никогда не было. Я пытаюсь внимательно молится. Ничего я пока не практикую.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
Постараюсь ответить кратко. Где болит, – там и ум. Жмут ботинки, – там и ум. Легче всего держать ум в кадыке, потому что при гласной молитве там происходит ощутимая вибрация. Но, можно ущипнуть себя в яремной ямке, или под третьим пальцем, и ум сам туда направится. Нужно приучать свой ум не выходить от туда 24 часа в сутки. Потом молитва будет там ощутительно произноситься, как бы изнутри (из глубины возвах) .
Но имейте в виду, – это не сердечное место. Это предсердие (притвор храма). Сердце духовное находится в другом месте, В место духовного сердца лезть категорически запрещено. Серце духовное открывает Бог. Когда это произойдет, зависит не от нас, а только от Бога.

Посмотреть вложение 39322
Это на основе Добротолюбия схема составлена?
Новиков тоже ее предлагает?
 
Православный христианин
Это на основе Добротолюбия схема составлена?
Новиков тоже ее предлагает?
Эта схема на основе Добротолюбия, Н. М. Новиков о ней говорит.

«Вот еще одно замечание современного пастыря: «Внимание при движении губ и гортани во время молитвы создает молитвенный навык», и со временем «само сердце притянет к себе ум»142. Снова уравниваются два противоположных приема. В том‑то и дело, что оба они действительно создают «молитвенный навык», только разница между навыками принципиальная, и поэтому недопустимо ставить в один ряд гортань и губы. У тех, кто удерживает внимание в области гортани (или, что то же, вверху груди), в самом деле со временем «само сердце притянет к себе ум». Такая закономерность обусловлена антропологически и используется в исихастской практике как художественный прием молитвы.

С другой стороны, держащие внимание на губах или на языке едва ли дождутся притяжения ума к сердцу, так как они усердно закрепляют навык молитвы словесной и всячески препятствуют овладению молитвой умно-сердечной. Трудно найти более эффективный способ лишить себя способности соединения ума с сердцем».

Н. М Новиков “Аскетический трактат“.

«В отеческих писаниях можно встретить совет ориентироваться при поиске сердечного места на левый сосок груди. Думается, что это не самый удачный способ. Опираясь на опыт, можно предложить другой прием, более надежный для большинства тех, у кого нет заметных нарушений пропорций тела. Ладонь, со всеми пятью сомкнутыми пальцами, следует приложить горизонтально к груди, так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда снизу под концом мизинца оказывается точка, примерно соответствующая искомому месту.

Важно не ошибаться при поиске сердечного места, так как внимание нельзя сосредотачивать ни в средней, ни в нижней части сердца. Кроме того, «весьма бедственно», как говорится в трактате, «стоять вниманием в голове, во внутренности чрева, в почках», – это действительно так. Но не менее бедственным может оказаться самый, казалось бы, правильный призыв – молиться от всего сердца. Совет по сути своей верный, но советчики, не говоря уж о тех, к кому они обращаются, часто не вполне осознают, к чему призывают, и потому не могут предложить правильный способ – как это сделать. А от этого как зависит, станет ли наше обращение к Богу молитвой или превратится в обманчивую мечтательность, уводящую от богообщения, а то и вовсе будет подменено медитативным состоянием, прямо противоположным молитвенному. Молитва от сердца может быть двух видов: молитвой душевной и молитвой духовной.

Иногда нам советуют молиться не мудрствуя – «в простоте», полагая, что для истинного обращения к Богу достаточно только возыметь в душе «чувство» и взывать к Господу «от всего сердца», «от всей души». Однако такая «простота» будет всего лишь подобием нашего обыденного человеческого общения, всегда пристрастного, так как все мы еще не бесстрастны. Обращаясь к Богу с излиянием своих чувств, мы всего-навсего задействуем нашу эмоциональную сферу: активизируется раздражительная сила, а за ней придет в возбуждение желательная – побудитель инстинктивных влечений. Обе эти силы, составляющие страстную часть души, еще не очищены от действия греховных страстей, и вместо молитвы мы начинаем переживать душевную чувственность, перерастающую в нечистое, так называемое кровяное, то есть эмоциональное, разгорячение. Часто именно это и принимается за молитву. Католическая традиция, например, только такую «молитву» и знает».

Н. М Новиков “Аскетический трактат“.
 
Православный христианин
Это на основе Добротолюбия схема составлена?
Новиков тоже ее предлагает?
Но не в коем случае нельзя сводить ум в сердечное место. Только в основании гортани. Это как раз точка под третьим пальцем(или под вторым), но не в коем случае ниже. Меня обучала этому духовная внучка(ей сейчас 84 года. Живет в Санкт-Петербурге) священника Антония Голынского, на основе которого составлен “Аскетический трактат“ Н. М. Новикова.
 
Крещён в Православии
«Внимание держи в верхней части груди, ум заключай в слова молитвы, а внимание есть душа молитвы... На сердце не надо нажимать вниманием. Если будет внимание в груди, то и сердце будет сочувствовать, и голова будет как бы пустой, и в церкви будешь стоять нерассеянно. Иначе мысли замучают и, по закону сплетения, будут носиться по предметам мира сего» . Схиигумен Иоанн (Алексеев) "Письма Валаамского старца".

 
Православный христианин
сердце будет сочувствовать, и голова будет как бы пустой,
вчера попалось видео харизматов про говорение на иных языках. Мне стало любопытно, зачем они это делают. И смысл, как поняла, тоже был в том, чтобы сохранять ум пустым, и взывать к Богу сердцем. Даже эксперимент проводился (насколько результаты хороши и достоверны, непонятно, так как много переменных было неучтено), но при молитве на "иных" языках область мозга отвечающая за речь была неактивна(что в целом наверное логично)

Ситуация когда "не хватает слов", чтобы выразить свое отношение к Богу. Конечно выглядит все это странно, но им почему то нравится так..)

Возможно и у нас такой эффект достигается, если читать молитвы не до конца понимая смысл и значения слов. Мне показалось, что вы описали похожее состояние.

Еще нашла интересный раздел на сайте:
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
От чего бывает жарко когда молишься?
"Наш настоятель как-то сказал мне, что молиться – значит гореть. Потому что нет ничего страшнее теплохладности, а молитва оживляет и согревает душу. Молиться можно всегда и везде: по молитвослову или самому. Иногда, бывает, читаешь молитвы из правила, а потом почувствуешь что-то на сердце – и молишься своими словами. Хорошо молиться словами святых, но молитва от сердца тоже важна. Можно их чередовать. Одно другому не мешает, а, наоборот, помогает."
Источник
 
Православный христианин
От чего бывает жарко когда молишься?
Возможно что-то из того же спектра что и психомоторные расстройства, возбуждения, неспособность сидеть спокойно и неподвижно, зуд в теле, позывы встать и подвигаться и тп.. Постепенно тело дисциплинируется, очищается вместе с умом, если молитву читаете долго, долгий процесс может быть..
 
католик
Бывает, проверено. :)
Ну вот если молиться внутренне напряженно или эмоционально, то вполне возможно. Или наоборот, кстати, "скорее бы оно уже кончилось", вот это вызывает разные реакции применительно ко всему, вон, мне тут надо было большой объем текста переписать - аналогично в жар бросило, сидя, окно пришлось открывать.
 
Сверху